Сатр (исмаилизм)
Сатр ( араб . ستر , букв. «сокрытие») — термин, используемый исмаилитскими шиитами в различные периоды их истории, когда истинный имам был скрыт ( мастур ) и представлен через агентов. Эти периоды сокрытия ( даур ас-сатр ) могли закончиться с новым публичным проявлением имама или продолжаться до наших дней. Вхождение в сокрытие не означало, что шеренга имамов остановилась на скрывшемся имаме; Таким образом, концепция исмаилитов отличается от концепции затмения ( гайба ), как ее понимали шииты-двунадесятники .
История
[ редактировать ]Часть серии об Исламе. Исмаилизм |
---|
![]() |
![]() |
Дофатимидский исмаилизм
[ редактировать ]Первый период сокрытия ( даур ас-сатр ) для исмаилитов начался в 765 году, со смертью имама Джафара ас-Садика , и продолжался до провозглашения Фатимидского халифата в 909 году, когда Абдаллах аль-Махди Биллах стал имамом и халифом. [ 1 ]
Тем временем исмаилитский имам был спрятан ( мастур ), [ 1 ] и его возвращение ожидалось верующими-исмаилитами как Махди («Праведный путь») или каим («Тот, кто возникает»), фигура, подобная мессии, которая возвестит о последних временах . [ 2 ] [ 3 ] Для ранних исмаилитов этим Махди был внук ас-Садика Мухаммад ибн Исмаил , [ 2 ] [ 4 ] который, согласно мнению исмаилитов, избежал преследований Аббасидов , скрываясь (и поэтому известен под эпитетом аль-Мактум , «Скрытый»). [ 5 ] Хотя Махди оставался скрытым, его представлял агент, живое доказательство существования имама, худжа ( букв. « печать » ). [ 6 ] [ 7 ]
Еще до своего прихода к власти аль-Махди Биллах порвал с представлением о том, что Мухаммад ибн Исмаил был скрытым имамом, который вернется как мессия, приближающий конец времен, объявив себя одним из имамов, произошедших от Мухаммада ибн Исмы. 'Ил, это будет продолжаться и после него. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] В результате исмаилиты эпохи Фатимидов признали существование скрытых имамов ( аль-аимма аль-мастурун ) между Мухаммадом ибн Исмаилом и аль-Махди Биллахом. [ 11 ] Согласно более поздней традиции, это были Абдаллах аль-Акбар (8-й имам), Ахмад (9-й имам) и отец аль-Махди Биллаха, аль-Хусейн (10-й имам). [ 12 ]
Низаритский исмаилизм
[ редактировать ]В 1094 году, после смерти халифа аль-Мустансира Биллаха , между его сыновьями вспыхнула борьба за престолонаследие, старший Низар был отодвинут на второй план младшим аль-Мустали из-за махинаций визиря аль-Афдал Шаханшаха . Низар поднял восстание в Александрии , но был разбит и казнен. [ 13 ] [ 14 ] Это привело к расколу в исмаилитском движении на низаритов и мусталитов . Низаритскую ветвь возглавлял Хасан-и Саббах в Персии, и она нашла множество приверженцев в восточных исламских странах. [ 15 ] [ 16 ]
Для низаритов смерть Низара поставила проблему преемственности: современные источники свидетельствуют, что у Низара было несколько сыновей, но ни один из них не был назначен его преемником. [ 17 ] В отсутствие имама монеты из замка Аламут , центра зарождающегося низари-исмаилитского государства чеканились под царственным именем Низара аль-Мустафа ли-Дин Аллах . Хасан-и Сабаха в центральной Персии, до 1162 года [ 18 ] Однако вскоре низариты пришли к выводу, что внук (или сын) Низара был тайно вывезен из Египта и доставлен в Аламут и был законным имамом, скрывающимся от власти. И снова скрытых имамов публично представляли ходжи в лице Хасана и его преемников. Современные низариты считают, что трое таких скрытых имамов тайно жили в Аламуте: Али аль-Хади , Мухаммад (I) аль-Мухтади и Хасан (I) аль-Кахир . [ 1 ] [ 19 ] Этот новый период сокрытия закончился в 1164 году, когда низаритский имам Хасан II вновь появился в так называемой кияме . [ 1 ]
В более поздние времена низариты развили понятие ( сатр ) дальше: вместо физического сокрытия имама оно стало обозначать период, в течение которого духовная истина ( хакаик ) должна была быть сокрыта; таким образом, это стало синонимом практики такийи , сокрытия своей истинной веры, вплоть до внешнего принятия суннитского ислама , что было издано указом имама Хасана III ( годы правления 1210–1221 ). [ 1 ]
Типичный исмаилизм
[ редактировать ]В октябре 1130 года халиф аль-Амир би-Ахкам Аллах был убит агентами низаритов. У него остался только маленький сын Абуль-Касим аль-Тайиб , родившийся несколько месяцев назад. В последовавшей за этим борьбе за власть ат-Тайиб исчез, а его дядя аль-Хафиз принял халифат и имамата в 1132 году. [ 20 ] Это нарушение преемственности от отца к сыну вызвало раскол в мусталитском исмаилизме между теми, кто принял аль-Хафиза (« хафизы »), и теми — в основном в Йемене — кто поддерживал права аль-Тайиба. (« Тайиби »). [ 21 ] [ 22 ]
Судьба аль-Тайиба неизвестна, поскольку он исчезает из источников после смерти аль-Амира. Современные историки предполагают, что он либо умер в младенчестве, либо был убит одним из претендентов на власть. [ 23 ] [ 24 ] Верующие тайиби, однако, считают, что ат-Тайиб не умер, а был передан аль-Амиром некоему Ибн Мадяну и что младенца спрятали Ибн Мадьян и его помощники, когда Кутайфат пришел к власти. Ибн Мадьян был убит Кутайфатом, но его зять сбежал вместе с аль-Тайибом, который теперь скрылся. [ 25 ] Считается, что Аль-Тайиб умер, все еще скрываясь, но у него были потомки, которые дали ряд скрытых имамов, которые продолжают существовать и по сей день. Вместо этого общественное руководство общиной тайиби взяла на себя череда «абсолютных миссионеров» ( даи аль-мутлак ). [ 1 ]
Космология
[ редактировать ]Концепция сатра также является важной частью исмаилитской космологии, согласно которой история человечества состоит из семи циклов ( даур ). Первые шесть — это эпохи сокрытия, когда внутренняя ( батин ) истина религии должна быть скрыта за внешними ( захир ) формами, то есть религиозными заповедями и законами. Эти истины будут открыты открыто в течение седьмой эры, «цикла проявления» ( даур аль-кашф ), начатого каимом и завершившегося в последние времена. [ 1 ]
Тайибиты развили эту схему в непрерывную серию циклов, состоящую из семи эпох, где за циклом сокрытия следовал цикл проявления. Считается, что этот процесс завершится великим воскресением ( кийамат аль-кийамат ), которое будет провозглашено последним каимом . [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Листы 2004 , с. 712.
- ^ Jump up to: а б Бретт 2017 , с. 18.
- ^ Хальм 1991 , стр. 28–30.
- ^ Хальм 1991 , стр. 27–28.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 88–90, 95–96.
- ^ Хальм 1991 , стр. 29–30.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 117–118.
- ^ Хальм 1991 , стр. 144–145.
- ^ Бретт 2017 , стр. 35–37.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 99–101.
- ^ Дафтари 2007 , с. 712.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 100, 507.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 241–242.
- ^ Бретт 2017 , стр. 228–229.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 242–243.
- ^ Бретт 2017 , стр. 229–231.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 325–326.
- ^ Дафтари 2007 , с. 326.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 301–302, 326, 509.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 246–247.
- ^ Бретт 2017 , стр. 265–266.
- ^ Дафтари 2007 , с. 248.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 246, 261.
- ^ Бретт 2017 , стр. 262–263.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 261–262.
Источники
[ редактировать ]- Бретт, Майкл (2017). Империя Фатимидов . Эдинбургская история исламских империй. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-4076-8 .
- Дафтари, Фархад (2004). «Сатр» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XII: Приложение . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 712–713. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_8888 . ISBN 978-90-04-13974-9 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Хальм, Хайнц (1991). : Возвышение Фатимидов ( Империя Махди на немецком языке). Мюнхен: CH Бек. ISBN 978-3-406-35497-7 .