Jump to content

Сатр (исмаилизм)

Сатр ( араб . ستر , букв. «сокрытие») — термин, используемый исмаилитскими шиитами в различные периоды их истории, когда истинный имам был скрыт ( мастур ) и представлен через агентов. Эти периоды сокрытия ( даур ас-сатр ) могли закончиться с новым публичным проявлением имама или продолжаться до наших дней. Вхождение в сокрытие не означало, что шеренга имамов остановилась на скрывшемся имаме; Таким образом, концепция исмаилитов отличается от концепции затмения ( гайба ), как ее понимали шииты-двунадесятники .

Дофатимидский исмаилизм

[ редактировать ]

Первый период сокрытия ( даур ас-сатр ) для исмаилитов начался в 765 году, со смертью имама Джафара ас-Садика , и продолжался до провозглашения Фатимидского халифата в 909 году, когда Абдаллах аль-Махди Биллах стал имамом и халифом. [ 1 ]

Тем временем исмаилитский имам был спрятан ( мастур ), [ 1 ] и его возвращение ожидалось верующими-исмаилитами как Махди («Праведный путь») или каим («Тот, кто возникает»), фигура, подобная мессии, которая возвестит о последних временах . [ 2 ] [ 3 ] Для ранних исмаилитов этим Махди был внук ас-Садика Мухаммад ибн Исмаил , [ 2 ] [ 4 ] который, согласно мнению исмаилитов, избежал преследований Аббасидов , скрываясь (и поэтому известен под эпитетом аль-Мактум , «Скрытый»). [ 5 ] Хотя Махди оставался скрытым, его представлял агент, живое доказательство существования имама, худжа ( букв. « печать » ). [ 6 ] [ 7 ]

Еще до своего прихода к власти аль-Махди Биллах порвал с представлением о том, что Мухаммад ибн Исмаил был скрытым имамом, который вернется как мессия, приближающий конец времен, объявив себя одним из имамов, произошедших от Мухаммада ибн Исмы. 'Ил, это будет продолжаться и после него. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] В результате исмаилиты эпохи Фатимидов признали существование скрытых имамов ( аль-аимма аль-мастурун ) между Мухаммадом ибн Исмаилом и аль-Махди Биллахом. [ 11 ] Согласно более поздней традиции, это были Абдаллах аль-Акбар (8-й имам), Ахмад (9-й имам) и отец аль-Махди Биллаха, аль-Хусейн (10-й имам). [ 12 ]

Низаритский исмаилизм

[ редактировать ]

В 1094 году, после смерти халифа аль-Мустансира Биллаха , между его сыновьями вспыхнула борьба за престолонаследие, старший Низар был отодвинут на второй план младшим аль-Мустали из-за махинаций визиря аль-Афдал Шаханшаха . Низар поднял восстание в Александрии , но был разбит и казнен. [ 13 ] [ 14 ] Это привело к расколу в исмаилитском движении на низаритов и мусталитов . Низаритскую ветвь возглавлял Хасан-и Саббах в Персии, и она нашла множество приверженцев в восточных исламских странах. [ 15 ] [ 16 ]

Для низаритов смерть Низара поставила проблему преемственности: современные источники свидетельствуют, что у Низара было несколько сыновей, но ни один из них не был назначен его преемником. [ 17 ] В отсутствие имама монеты из замка Аламут , центра зарождающегося низари-исмаилитского государства чеканились под царственным именем Низара аль-Мустафа ли-Дин Аллах . Хасан-и Сабаха в центральной Персии, до 1162 года [ 18 ] Однако вскоре низариты пришли к выводу, что внук (или сын) Низара был тайно вывезен из Египта и доставлен в Аламут и был законным имамом, скрывающимся от власти. И снова скрытых имамов публично представляли ходжи в лице Хасана и его преемников. Современные низариты считают, что трое таких скрытых имамов тайно жили в Аламуте: Али аль-Хади , Мухаммад (I) аль-Мухтади и Хасан (I) аль-Кахир . [ 1 ] [ 19 ] Этот новый период сокрытия закончился в 1164 году, когда низаритский имам Хасан II вновь появился в так называемой кияме . [ 1 ]

В более поздние времена низариты развили понятие ( сатр ) дальше: вместо физического сокрытия имама оно стало обозначать период, в течение которого духовная истина ( хакаик ) должна была быть сокрыта; таким образом, это стало синонимом практики такийи , сокрытия своей истинной веры, вплоть до внешнего принятия суннитского ислама , что было издано указом имама Хасана III ( годы правления 1210–1221 ). [ 1 ]

Типичный исмаилизм

[ редактировать ]

В октябре 1130 года халиф аль-Амир би-Ахкам Аллах был убит агентами низаритов. У него остался только маленький сын Абуль-Касим аль-Тайиб , родившийся несколько месяцев назад. В последовавшей за этим борьбе за власть ат-Тайиб исчез, а его дядя аль-Хафиз принял халифат и имамата в 1132 году. [ 20 ] Это нарушение преемственности от отца к сыну вызвало раскол в мусталитском исмаилизме между теми, кто принял аль-Хафиза (« хафизы »), и теми — в основном в Йемене — кто поддерживал права аль-Тайиба. (« Тайиби »). [ 21 ] [ 22 ]

Судьба аль-Тайиба неизвестна, поскольку он исчезает из источников после смерти аль-Амира. Современные историки предполагают, что он либо умер в младенчестве, либо был убит одним из претендентов на власть. [ 23 ] [ 24 ] Верующие тайиби, однако, считают, что ат-Тайиб не умер, а был передан аль-Амиром некоему Ибн Мадяну и что младенца спрятали Ибн Мадьян и его помощники, когда Кутайфат пришел к власти. Ибн Мадьян был убит Кутайфатом, но его зять сбежал вместе с аль-Тайибом, который теперь скрылся. [ 25 ] Считается, что Аль-Тайиб умер, все еще скрываясь, но у него были потомки, которые дали ряд скрытых имамов, которые продолжают существовать и по сей день. Вместо этого общественное руководство общиной тайиби взяла на себя череда «абсолютных миссионеров» ( даи аль-мутлак ). [ 1 ]

Космология

[ редактировать ]

Концепция сатра также является важной частью исмаилитской космологии, согласно которой история человечества состоит из семи циклов ( даур ). Первые шесть — это эпохи сокрытия, когда внутренняя ( батин ) истина религии должна быть скрыта за внешними ( захир ) формами, то есть религиозными заповедями и законами. Эти истины будут открыты открыто в течение седьмой эры, «цикла проявления» ( даур аль-кашф ), начатого каимом и завершившегося в последние времена. [ 1 ]

Тайибиты развили эту схему в непрерывную серию циклов, состоящую из семи эпох, где за циклом сокрытия следовал цикл проявления. Считается, что этот процесс завершится великим воскресением ( кийамат аль-кийамат ), которое будет провозглашено последним каимом . [ 1 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Листы 2004 , с. 712.
  2. ^ Jump up to: а б Бретт 2017 , с. 18.
  3. ^ Хальм 1991 , стр. 28–30.
  4. ^ Хальм 1991 , стр. 27–28.
  5. ^ Дафтари 2007 , стр. 88–90, 95–96.
  6. ^ Хальм 1991 , стр. 29–30.
  7. ^ Дафтари 2007 , стр. 117–118.
  8. ^ Хальм 1991 , стр. 144–145.
  9. ^ Бретт 2017 , стр. 35–37.
  10. ^ Дафтари 2007 , стр. 99–101.
  11. ^ Дафтари 2007 , с. 712.
  12. ^ Дафтари 2007 , стр. 100, 507.
  13. ^ Дафтари 2007 , стр. 241–242.
  14. ^ Бретт 2017 , стр. 228–229.
  15. ^ Дафтари 2007 , стр. 242–243.
  16. ^ Бретт 2017 , стр. 229–231.
  17. ^ Дафтари 2007 , стр. 325–326.
  18. ^ Дафтари 2007 , с. 326.
  19. ^ Дафтари 2007 , стр. 301–302, 326, 509.
  20. ^ Дафтари 2007 , стр. 246–247.
  21. ^ Бретт 2017 , стр. 265–266.
  22. ^ Дафтари 2007 , с. 248.
  23. ^ Дафтари 2007 , стр. 246, 261.
  24. ^ Бретт 2017 , стр. 262–263.
  25. ^ Дафтари 2007 , стр. 261–262.

Источники

[ редактировать ]
  • Бретт, Майкл (2017). Империя Фатимидов . Эдинбургская история исламских империй. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN  978-0-7486-4076-8 .
  • Дафтари, Фархад (2004). «Сатр» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XII: Приложение . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 712–713. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_8888 . ISBN  978-90-04-13974-9 .
  • Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-61636-2 .
  • Хальм, Хайнц (1991). : Возвышение Фатимидов ( Империя Махди на немецком языке). Мюнхен: CH Бек. ISBN  978-3-406-35497-7 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 79bf9555e3556e6c88f2460eb421fc0b__1715006340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/79/0b/79bf9555e3556e6c88f2460eb421fc0b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Satr (Isma'ilism) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)