Мухаммад ибн Ахмад ан-Насафи
Мухаммад ибн Ахмад ан-Насафи | |
---|---|
Заголовок | Главный даи Хорасана и Трансоксиании |
Персональный | |
Умер | 943/944/945 |
Религия | Исмаилитский Шиит Ислам |
процветал | 937–943 |
Родной город | Насаф |
Дети | Масуд |
Известные работы | Китаб аль-Махсул |
Известный | Обращение Насра II , введение неоплатонизма в исмаилитское богословие |
Старшая должность | |
Предшественник | Хусейн ибн Али аль-Марвази |
Абу'л-Хасан Мухаммад ибн Ахмад аль-Баздави ан-Насафи (или аль-Баздахи , ан-Нахшаби ) и богословом начала X века ) (умер в 943/945 г.) был исмаилитским миссионером ( даи . В ц. В 937 году ему удалось обратить Саманидов эмира Насра II в исмаилизм и положил начало периоду доминирования исмаилитов при дворе Саманидов, который длился до смерти Насра. В последующем преследовании исмаилитов, начатом Нухом I , жертвой стал сам ан-Насафи. Как богослову его обычно считают одним из тех, кто ввел неоплатонические концепции в исмаилитское богословие. Его доктрины доминировали в коренном исмаилизме на иранских землях в 9-10 веках, но были осуждены как антиномичные богословами-исмаилитами, связанными с Фатимидским халифатом .
Жизнь
[ редактировать ]О жизни ан-Насафи в основном известно из более поздних и в основном враждебных суннитских источников, главным образом из « Китаб аль-Фихрист» Ибн ан-Надима и «Сиясатнама» Низама аль-Мулька . К ним добавлено ат-Таалиби зеркало для принцев , « Адаб аль-мулюк» , которое не публиковалось до 1990 года. [1] [2] Как указывает его нисбах , Мухаммад ан-Насафи родился в селе Базда недалеко от Насафа или Нахшаба (на территории современного Узбекистана ). [3] [4] Некоторые ученые начала 20-го века, такие как Луи Массиньон и Владимир Иванов, читали нисбах как «аль-Бардаи», что указывает на происхождение из Барды , но было показано, что это ошибочно. [3]
Он сменил Хусейна ибн Али аль-Марвази на посту главного исмаилитского миссионера ( даи ) Хорасана и Трансоксиании , на северо-восточных окраинах современного исламского мира. [4] [5] В то время эта территория находилась под властью династии Саманидов при Насре II ( годы правления 914–943 ). С самого начала ан-Насафи сосредоточил свои усилия на обращении в веру членов двора Саманидов в Бухаре , оставив некоего Абу аль-Хасана ибн Саваду своим заместителем в Марв ар-Рудхе . Его первоначальные усилия, очевидно, не увенчались успехом, и ан-Насафи был вынужден покинуть Бухару и вернуться в родной Насаф. [3] [6] В ц. 937/8 ему удалось обратить в исмаилизм нескольких высокопоставленных саманидских чиновников; [6] Низам аль-Мульк приводит список этих первых новообращенных, точность которого подлежит сомнению, поскольку многие из этих имен в остальном неизвестны: соотечественник ан-Насафи Абу Бакр ан-Нахшаби, друг эмира Абу Ашаса, личный секретарь эмира Абу Мансур аль-Шагани, инспектор армии, камергер Айташ, Хасан Малик, губернатор Илака , и главный судебный управляющий ( вакиль хасс ) Али Заррад. [3] [7]
Вернувшись в Бухару лично, ан-Насафи с их помощью наконец сумел обратить в свою веру эмира Насра II и его Абу визиря Али Мухаммада аль-Джейхани . [6] Однако в отчете ат-Таалиби окончательное обращение Насра приписывают двум другим фигурам, даи Ибн Саваде и секретарю Абу ат-Тайибу аль-Мусаби . [8] При поддержке эмира и его двора ан-Насафи начал открыто проповедовать и даже распространил свою миссионерскую деятельность на Систан . [6] Исмаилитский секретарь аль-Мусаби, судя по всему, даже стал визирем в 941/42 году, сменив аль-Джайхани. [9]
солдат Саманидов Эти события вызвали яростную оппозицию среди суннитского истеблишмента, и особенно среди тюркских . Согласно истории, переданной Низамом аль-Мульком, они начали готовиться к перевороту, вплоть до того, что предложили трон одному из своих командиров. По словам Низама аль-Мулька, сын эмира Нух I ( годы правления 943–954 ) узнал о заговоре и убедил своего отца отречься от престола в его пользу. [10] [11] Как заметил в 1960 году британский историк Сэмюэл Миклос Стерн , «трудно отделить легендарные элементы от истинных фактов» рассказа Низама аль-Мулька: [12] тем более, что Фихрист не упоминает о военном заговоре, а Наср «раскаялся» в своем обращении, [13] [14] а в рассказе ат-Таалиби даже не упоминается, что Наср отрекся от престола в пользу своего сына. Судя по ат-Таалиби, Наср, похоже, оставался на своем троне до своей смерти в апреле 943 года, и весьма вероятно, что он умер как исмаилит, но длительная болезнь вынудила его ранее отойти от государственных дел. чем это. [15]
Аль-Таалиби сообщает, что после смерти Насра и прихода на престол Нуха исмаилиты также пытались обратить в свою веру нового эмира, но потерпели неудачу. [16] По словам Ибн ан-Надима, Нух провел публичные богословские дебаты, в которых исмаилиты потерпели поражение, но ат-Таалиби утверждает, что это произошло на закрытом заседании, и что последующая просьба ан-Насафи о публичных дебатах была отклонен. [17] Вскоре после этого Нух начал антиисмаилитский погром - по словам Низама аль-Мулька, войска провели семь дней, убивая последователей исмаилитов в Бухаре и ее окрестностях, - в котором погибли ан-Насафи и многие его последователи. [4] [6] [18] Датировка этого события неясна: как средневековые, так и современные источники по-разному относят его к 331 году хиджры (943 г. н.э.), 332 г. хиджры (944 г. н.э.) или даже 333 г. хиджры (944/45 г. н.э.). [16] Несмотря на намек в средневековых источниках на систематические антиисмаилитские чистки, похоже, это не так, поскольку несколько исмаилитских чиновников, в том числе Али Заррад и Абу Мансур аш-Шагани, остались на своих местах во время правления Нуха. царствовать. [19] Более того, сын ан-Насафи Масуд, известный под прозвищем Дихкан, выжил и продолжил миссионерскую деятельность исмаилитов. [6]
Учения и сочинения
[ редактировать ]Ан-Насафи считается первым богословом-исмаилитом, который ввел концепции неоплатонической философии в космологическую доктрину исмаилитов. [3] [4] [20] Как пишет Стерн, «он основал исмаилитскую философию, приняв форму нынешнего исламского неоплатонизма, и его система оставалась стандартной исмаилитской доктриной в Персии в четвертом/десятом и пятом/одиннадцатом веках». [3] Суннитские источники утверждают, что ан-Насафи подчинялся халифам Фатимидов , но современные ученые пришли к выводу, что он принадлежал к независимой линии исмаилитского миссионерского движения ( да'ва ), возникшей в конце IX века, до раскол 899 года между сторонниками Фатимидов и « карматскими » исмаилитами. Ан-Насафи и его последователи все еще придерживались первоначальных заповедей раннего исмаилизма, которые были сосредоточены на возвращении седьмого исмаилитского имама, Мухаммада ибн Исмаила , в качестве Махди , исламского мессии. [21]
В ц. В 912 году ан-Насафи написал богословский трактат « Китаб аль-Махсул» («Книга урожая»). Оно было широко распространено, но не сохранилось, за исключением обширных цитат в работах более позднего даи Хамида ад-Дина аль-Кирмани . [22] Он поддерживал идею о том, что шариат , религиозный закон ислама, провозглашенный Мухаммедом , был приостановлен с приходом Мухаммада ибн Исмаила, и что последующая эпоха была эпохой беззакония, которая продлится до скорого возвращения Мухаммада ибн Исмаила. , когда истинный, внутренний смысл религии . будет раскрыт [23]
Эти взгляды были осуждены как антиномичные более традиционными исмаилитскими богословами, принадлежащими к спонсируемому Фатимидами да'ва , но были популярны среди диссидентов-исмаилитов-карматов. [22] Таким образом, «Китаб аль-Махсул» подвергся нападкам со стороны даи ан-Насафи, современника ан-Насафи , Абу Хатима Ахмада ибн Хамдана ар-Рази в « Китаб аль-Ислах» («Книга исправления»); в свою очередь, преемник ан-Насафи Абу Якуб ас-Сиджистани написал трактат «Китаб ан-Нусра» («Книга поддержки») в защиту ан-Насафи. [4] [24]
Две другие рукописи, хранящиеся в частной библиотеке в Индии, также приписывают ан-Насафи. [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стерн 1960 , стр. 56, 79–80.
- ^ Crone & Treadwell 2003 , стр. 37, 41–42.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Стерн 1960 , с. 79.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Пунавала 1993 , с. 968.
- ^ Дафтари 2007 , с. 225.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Листы 2007 , с. 113.
- ^ Crone & Treadwell 2003 , стр. 52–53.
- ^ Crone & Treadwell 2003 , стр. 38, 42.
- ^ Crone & Treadwell 2003 , стр. 38, 43–45, 55.
- ^ Бартольд 1968 , стр. 243–244.
- ^ Crone & Treadwell 2003 , стр. 45–46.
- ^ Стерн 1960 , с. 80.
- ^ Бартольд 1968 , стр. 244.
- ^ Crone & Treadwell 2003 , стр. 42–43.
- ^ Crone & Treadwell 2003 , стр. 43–47.
- ^ Перейти обратно: а б Кроун и Тредуэлл 2003 , с. 47.
- ^ Crone & Treadwell 2003 , стр. 42, 48.
- ^ Crone & Treadwell 2003 , стр. 42, 47.
- ^ Crone & Treadwell 2003 , стр. 48, 53.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 113, 225, 228.
- ^ Crone & Treadwell 2003 , стр. 61–67.
- ^ Перейти обратно: а б Дафтари 2007 , стр. 225–226.
- ^ Дафтари 2007 , с. 226.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 225–227.
Источники
[ редактировать ]- Бартольд, В. (1968). Туркестан до монгольского нашествия (Третье изд.). Лондон: Luzac & Co. OCLC 317105274 .
- Кроун, Патрисия ; Тредуэлл, Люк (2003). «Новый текст об исмаилизме при дворе Саманидов» . Тексты, документы и артефакты: исламоведение в честь Д.С. Ричардса . Лейден: Брилл. стр. 37–67. ISBN 978-9-00412864-4 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Пунавала, И. (1993). «Ан-Насафи» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 968. ИСБН 978-90-04-09419-2 .
- Стерн, С.М. (1960). «Ранние исмаилитские миссионеры в Северо-Западной Персии, а также в Хорасане и Трансоксании». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 23 (1): 56–90. дои : 10.1017/s0041977x00148992 . S2CID 162532568 .
- 943 смерти
- Исмаилиты 10-го века
- Исмаилитский даис
- Исмаилитские богословы
- Люди из империи Саманидов
- неоплатоники
- 10 век в Азии
- Жители Кашкадарьинской области.
- Арабскоязычные писатели X века.
- Шиитско-суннитское межконфессиональное насилие
- Иранские исмаилиты
- Казни 10 века
- Иранцы X века
- Иранские арабоязычные писатели