Jump to content

Мухаммад ибн Ахмад ан-Насафи

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Мухаммад ибн Ахмад ан-Насафи
Заголовок Главный даи Хорасана и Трансоксиании
Персональный
Умер 943/944/945
Религия Исмаилитский Шиит Ислам
процветал 937–943
Родной город Насаф
Дети Масуд
Известные работы Китаб аль-Махсул
Известный Обращение Насра II , введение неоплатонизма в исмаилитское богословие
Старшая должность
Предшественник Хусейн ибн Али аль-Марвази

Абу'л-Хасан Мухаммад ибн Ахмад аль-Баздави ан-Насафи (или аль-Баздахи , ан-Нахшаби ) и богословом начала X века ) (умер в 943/945 г.) был исмаилитским миссионером ( даи . В ц. В 937 году ему удалось обратить Саманидов эмира Насра II в исмаилизм и положил начало периоду доминирования исмаилитов при дворе Саманидов, который длился до смерти Насра. В последующем преследовании исмаилитов, начатом Нухом I , жертвой стал сам ан-Насафи. Как богослову его обычно считают одним из тех, кто ввел неоплатонические концепции в исмаилитское богословие. Его доктрины доминировали в коренном исмаилизме на иранских землях в 9-10 веках, но были осуждены как антиномичные богословами-исмаилитами, связанными с Фатимидским халифатом .

О жизни ан-Насафи в основном известно из более поздних и в основном враждебных суннитских источников, главным образом из « Китаб аль-Фихрист» Ибн ан-Надима и «Сиясатнама» Низама аль-Мулька . К ним добавлено ат-Таалиби зеркало для принцев , « Адаб аль-мулюк» , которое не публиковалось до 1990 года. [1] [2] Как указывает его нисбах , Мухаммад ан-Насафи родился в селе Базда недалеко от Насафа или Нахшаба (на территории современного Узбекистана ). [3] [4] Некоторые ученые начала 20-го века, такие как Луи Массиньон и Владимир Иванов, читали нисбах как «аль-Бардаи», что указывает на происхождение из Барды , но было показано, что это ошибочно. [3]

Империя Саманидов примерно во время смерти ан-Насафи

Он сменил Хусейна ибн Али аль-Марвази на посту главного исмаилитского миссионера ( даи ) Хорасана и Трансоксиании , на северо-восточных окраинах современного исламского мира. [4] [5] В то время эта территория находилась под властью династии Саманидов при Насре II ( годы правления 914–943 ). С самого начала ан-Насафи сосредоточил свои усилия на обращении в веру членов двора Саманидов в Бухаре , оставив некоего Абу аль-Хасана ибн Саваду своим заместителем в Марв ар-Рудхе . Его первоначальные усилия, очевидно, не увенчались успехом, и ан-Насафи был вынужден покинуть Бухару и вернуться в родной Насаф. [3] [6] В ц. 937/8 ему удалось обратить в исмаилизм нескольких высокопоставленных саманидских чиновников; [6] Низам аль-Мульк приводит список этих первых новообращенных, точность которого подлежит сомнению, поскольку многие из этих имен в остальном неизвестны: соотечественник ан-Насафи Абу Бакр ан-Нахшаби, друг эмира Абу Ашаса, личный секретарь эмира Абу Мансур аль-Шагани, инспектор армии, камергер Айташ, Хасан Малик, губернатор Илака , и главный судебный управляющий ( вакиль хасс ) Али Заррад. [3] [7]

Вернувшись в Бухару лично, ан-Насафи с их помощью наконец сумел обратить в свою веру эмира Насра II и его Абу визиря Али Мухаммада аль-Джейхани . [6] Однако в отчете ат-Таалиби окончательное обращение Насра приписывают двум другим фигурам, даи Ибн Саваде и секретарю Абу ат-Тайибу аль-Мусаби . [8] При поддержке эмира и его двора ан-Насафи начал открыто проповедовать и даже распространил свою миссионерскую деятельность на Систан . [6] Исмаилитский секретарь аль-Мусаби, судя по всему, даже стал визирем в 941/42 году, сменив аль-Джайхани. [9]

солдат Саманидов Эти события вызвали яростную оппозицию среди суннитского истеблишмента, и особенно среди тюркских . Согласно истории, переданной Низамом аль-Мульком, они начали готовиться к перевороту, вплоть до того, что предложили трон одному из своих командиров. По словам Низама аль-Мулька, сын эмира Нух I ( годы правления 943–954 ) узнал о заговоре и убедил своего отца отречься от престола в его пользу. [10] [11] Как заметил в 1960 году британский историк Сэмюэл Миклос Стерн , «трудно отделить легендарные элементы от истинных фактов» рассказа Низама аль-Мулька: [12] тем более, что Фихрист не упоминает о военном заговоре, а Наср «раскаялся» в своем обращении, [13] [14] а в рассказе ат-Таалиби даже не упоминается, что Наср отрекся от престола в пользу своего сына. Судя по ат-Таалиби, Наср, похоже, оставался на своем троне до своей смерти в апреле 943 года, и весьма вероятно, что он умер как исмаилит, но длительная болезнь вынудила его ранее отойти от государственных дел. чем это. [15]

Аль-Таалиби сообщает, что после смерти Насра и прихода на престол Нуха исмаилиты также пытались обратить в свою веру нового эмира, но потерпели неудачу. [16] По словам Ибн ан-Надима, Нух провел публичные богословские дебаты, в которых исмаилиты потерпели поражение, но ат-Таалиби утверждает, что это произошло на закрытом заседании, и что последующая просьба ан-Насафи о публичных дебатах была отклонен. [17] Вскоре после этого Нух начал антиисмаилитский погром - по словам Низама аль-Мулька, войска провели семь дней, убивая последователей исмаилитов в Бухаре и ее окрестностях, - в котором погибли ан-Насафи и многие его последователи. [4] [6] [18] Датировка этого события неясна: как средневековые, так и современные источники по-разному относят его к 331 году хиджры (943 г. н.э.), 332 г. хиджры (944 г. н.э.) или даже 333 г. хиджры (944/45 г. н.э.). [16] Несмотря на намек в средневековых источниках на систематические антиисмаилитские чистки, похоже, это не так, поскольку несколько исмаилитских чиновников, в том числе Али Заррад и Абу Мансур аш-Шагани, остались на своих местах во время правления Нуха. царствовать. [19] Более того, сын ан-Насафи Масуд, известный под прозвищем Дихкан, выжил и продолжил миссионерскую деятельность исмаилитов. [6]

Учения и сочинения

[ редактировать ]

Ан-Насафи считается первым богословом-исмаилитом, который ввел концепции неоплатонической философии в космологическую доктрину исмаилитов. [3] [4] [20] Как пишет Стерн, «он основал исмаилитскую философию, приняв форму нынешнего исламского неоплатонизма, и его система оставалась стандартной исмаилитской доктриной в Персии в четвертом/десятом и пятом/одиннадцатом веках». [3] Суннитские источники утверждают, что ан-Насафи подчинялся халифам Фатимидов , но современные ученые пришли к выводу, что он принадлежал к независимой линии исмаилитского миссионерского движения ( да'ва ), возникшей в конце IX века, до раскол 899 года между сторонниками Фатимидов и « карматскими » исмаилитами. Ан-Насафи и его последователи все еще придерживались первоначальных заповедей раннего исмаилизма, которые были сосредоточены на возвращении седьмого исмаилитского имама, Мухаммада ибн Исмаила , в качестве Махди , исламского мессии. [21]

В ц. В 912 году ан-Насафи написал богословский трактат « Китаб аль-Махсул» («Книга урожая»). Оно было широко распространено, но не сохранилось, за исключением обширных цитат в работах более позднего даи Хамида ад-Дина аль-Кирмани . [22] Он поддерживал идею о том, что шариат , религиозный закон ислама, провозглашенный Мухаммедом , был приостановлен с приходом Мухаммада ибн Исмаила, и что последующая эпоха была эпохой беззакония, которая продлится до скорого возвращения Мухаммада ибн Исмаила. , когда истинный, внутренний смысл религии . будет раскрыт [23]

Эти взгляды были осуждены как антиномичные более традиционными исмаилитскими богословами, принадлежащими к спонсируемому Фатимидами да'ва , но были популярны среди диссидентов-исмаилитов-карматов. [22] Таким образом, «Китаб аль-Махсул» подвергся нападкам со стороны даи ан-Насафи, современника ан-Насафи , Абу Хатима Ахмада ибн Хамдана ар-Рази в « Китаб аль-Ислах» («Книга исправления»); в свою очередь, преемник ан-Насафи Абу Якуб ас-Сиджистани написал трактат «Китаб ан-Нусра» («Книга поддержки») в защиту ан-Насафи. [4] [24]

Две другие рукописи, хранящиеся в частной библиотеке в Индии, также приписывают ан-Насафи. [4]

Источники

[ редактировать ]
  • Бартольд, В. (1968). Туркестан до монгольского нашествия (Третье изд.). Лондон: Luzac & Co. OCLC   317105274 .
  • Кроун, Патрисия ; Тредуэлл, Люк (2003). «Новый текст об исмаилизме при дворе Саманидов» . Тексты, документы и артефакты: исламоведение в честь Д.С. Ричардса . Лейден: Брилл. стр. 37–67. ISBN  978-9-00412864-4 .
  • Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-61636-2 .
  • Пунавала, И. (1993). «Ан-Насафи» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 968. ИСБН  978-90-04-09419-2 .
  • Стерн, С.М. (1960). «Ранние исмаилитские миссионеры в Северо-Западной Персии, а также в Хорасане и Трансоксании». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 23 (1): 56–90. дои : 10.1017/s0041977x00148992 . S2CID   162532568 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 538ca69caf3c3eee9f10d4eee75c49c7__1711008000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/53/c7/538ca69caf3c3eee9f10d4eee75c49c7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Muhammad ibn Ahmad al-Nasafi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)