Мечеть Аль-Салих Талаи
Мечеть аль-Салих Талаи | |
---|---|
Мечеть Аль-Салех Талаи | |
![]() | |
Религия | |
Принадлежность | ислам |
Церковный или организационный статус | Мечеть |
Покровитель | ас-Салих Талаи ибн Руззик |
Год освящен | 1160 |
Расположение | |
Расположение | Каир , Египет |
Географические координаты | 30 ° 02'32 "N 31 ° 15'28" E / 30,04222 ° N 31,25778 ° E |
Архитектура | |
Тип | мечеть |
Стиль | Фатимид |
Завершенный | 1160 |
Мечеть ас-Салиха Талаи ( араб . مسجد الصالح طلائع ) — Фатимидов, позднего периода мечеть построенная визирем Талаи ибн Руззиком в 1160 году. Она расположена к югу от Баб-Зувейлы , недалеко от южного входа в мечеть. старый город-крепость Каир .
История
[ редактировать ]
Конструкция и контекст
[ редактировать ]Мечеть была построена по заказу Талаи ибн Руззика , визиря Фатимидского халифата , в 1160 году. Талаи был одним из последних могущественных и компетентных визирей, которые поддерживали определенный уровень стабильности в империи Фатимидов в последние десятилетия ее существования. Поскольку халифат Фатимидов был упразднен в 1171 году, эта мечеть является последним построенным крупным памятником Фатимидов (и который сохранился до сих пор). [ 1 ] [ 2 ] Некоторые из оригинальных декоративных элементов мечети продолжали появляться в постфатимидской архитектуре Каира. [ 3 ]
Династия Фатимидов представляла собой исмаилитов-шиитов мусульман- , заявлявших о своем происхождении от исламского пророка Мухаммеда , а мечеть изначально была построена как место упокоения главы Хусейна , сына двоюродного брата Мухаммеда и зятя Али , который был убит в битве при Кербеле в 680 году и почитается шиитами как мученик. Первоначально считалось, что его голова была похоронена в Аскалоне , но ее привезли в Каир в 1153 году, когда угрожали крестоносцы Аскалону . Однако вместо этого голова хранилась в святилище во дворце Фатимидов , на месте которого позже появилась мечеть аль-Хусейна , где святыня остается и сегодня. [ 4 ] [ 1 ]
Реставрация мамлюков
[ редактировать ]Мечеть была восстановлена в эпоху мамлюков после землетрясения 1303 года, разрушившего минарет, стоявший над крыльцом мечети. В это время к оригинальным главным дверям, вырезанным из дерева, были добавлены бронзовые облицовки в мамлюкском стиле. Сегодня двери заменены копиями, а оригиналы с мамлюкскими бронзовыми фасадами и фатимидскими деревянными фасадами выставлены в Каирском Музее исламского искусства . [ 3 ] В ходе реставрации мамлюков машрабия , которые видны до сих пор. к портику перед мечетью были добавлены деревянные ширмы [ 1 ] Минбар аль-Джугандара и сейчас является одним из внутри мечети также относится к периоду мамлюков и датируется 1299–1300 годами , он был подарком эмира мамлюков Бактимура старейших сохранившихся минбаров в Каире. [ 1 ] [ 5 ]
Современная эпоха и наши дни
[ редактировать ]Мечеть была тщательно восстановлена в начале 20-го века после почти руин Комитетом по сохранению памятников арабского искусства , но большая часть оригинального здания сохранилась. [ 6 ] Сегодня основание мечети (вместе с магазинами, которые когда-то располагались вдоль ее внешней стороны) находится почти на два метра ниже нынешнего уровня улицы, что иллюстрирует, насколько уровень улиц поднялся в городе с 12 века. [ 7 ]
Архитектура
[ редактировать ]Внешний вид и общая планировка
[ редактировать ]Мечеть была построена на приподнятой платформе, основание которой на уровне улицы имело встроенные ниши с трех сторон (все, кроме стороны киблы ), предназначенные для размещения магазинов, которые приносили доход мечети. [ 7 ] [ 1 ] Таким образом, это была первая «висячая» мечеть в Каире, то есть мечеть, в которой молитвенное пространство приподнято над уровнем улицы. [ 1 ] Мечеть имеет три входа: парадный с северо-запада и два боковых входа по бокам. Главный (северо-западный) вход выходит на портик с пятью арками - особенность, которая была уникальной для Каира (по крайней мере, до гораздо более позднего османского периода) и могла предназначаться либо как королевская смотровая площадка для шествий через Баб-Зувейлу. [ 6 ] или для какой-то другой церемониальной цели, если бы здесь, как и предполагалось, была похоронена голова Хусейна. [ 1 ] Потолок непосредственно за портиком или внутри него оригинален и является одним из немногих потолков такого рода, сохранившихся со времен Фатимидов. [ 5 ] Как уже говорилось выше, деревянные двери у входа в мечеть сегодня являются копиями оригиналов, находящихся сейчас в Музее исламского искусства. Первоначально минарет над входом в мечеть также возвышался , но он был разрушен во время землетрясения 1303 года. Более поздний минарет, добавленный в период Османской империи, в конечном итоге был удален во время реставрации 20-го века. [ 1 ] [ 6 ]
Наружные стены украшены килеобразными углублениями, выступающими вдоль портика и по бокам мечети, обеспечивая некоторое визуальное единство с килевыми арками парадного портика. [ 6 ] В этих глухих арках когда-то были окна, но они были замурованы. [ 5 ] Другие украшения на стенах включают резную лепнину и несколько горизонтальных полос с куфическими арабскими надписями, в том числе ту, которая проходила вдоль самой вершины фасада, но сегодня практически исчезла. На северо-восточной стороне можно увидеть фрагменты лепных резных зубцов, которые когда-то проходили по верху стен. На обоих концах северо-западной стены есть скошенные углы с мукарнами - особенность, которая ранее использовалась в мечети аль-Акмар (конец 11 века). [ 5 ]
-
Внешний вид мечети, вид с запада, входной портик слева. углов мечети . один из скошенных В середине виден
-
Северо-восточная стена и вход в мечеть. Вверху видны фрагменты оригинальных зубцов.
-
Внешний вид мечети: вдоль основания видны бывшие ниши для магазинов (ныне наполовину засыпанные и ниже уровня улицы)
-
Одна из деревянных ширм машрабия , добавленная к переднему портику мечети во время мамлюкской реставрации (начало 14 века).
Интерьер
[ редактировать ]Интерьер мечети представляет собой внутренний двор, окруженный аркадой килевидных арок, причем сторона киблы (юго-восточная сторона) простирается глубже, образуя молитвенный зал в три ряда глубиной. [ 1 ] Аркада на северо-западной стороне (со стороны главного входа) не была частью первоначального плана мечети и была ошибочно добавлена во время реставрации Комитета 20-го века . [ 5 ] [ 6 ] Внутреннее убранство включает резные деревянные перемычки между колоннами, коранические надписи в куфическом стиле на очертаниях арок молитвенного зала, оконные решетки резные лепные . Многие куфические надписи вокруг арок сейчас исчезли, но сохранившиеся образцы в молитвенном зале демонстрируют очень богато украшенный стиль позднего Фатимидов, в котором буквы вырезаны на фоне растительных арабесок . [ 5 ] Поверхности стен над арками дополнительно украшены резными нишами и розетками . [ 5 ] Некоторые из оригинальных лепных оконных решеток сохранились на месте , а некоторые были перенесены в Музей исламского искусства в Каире. [ 5 ] [ 3 ] Над оконными арками установлены прямоугольные или квадратные решетки, также богато украшенные лепниной. [ 5 ] Капители колонн молитвенного зала взяты из доисламских построек. [ 1 ] Михраб (ниша, символизирующая киблу) не является оригинальным михрабом Фатимидов, но был отремонтирован с использованием крашеного дерева во время реставрации мамлюков. [ 5 ] Минбар рядом с ним также относится к периоду мамлюков. Он отличается превосходным мастерством и является одним из старейших сохранившихся минбаров в Каире. [ 1 ] Прямоугольное отверстие в стене рядом с михрабом, снова обрамленное лепным декором, было не окном, а малкафом , ловцом ветра , соединенным валом с отверстием в крыше, теперь закрытым. [ 5 ]
-
Интерьер мечети (смотря в сторону киблы)
-
Молитвенный зал с каллиграфическими лепными контурами вокруг арок и резными деревянными балками эпохи Фатимидов.
-
Деталь мамлюкского минбара (1299–1300 гг.)
-
Решетка на окне с лепной резьбой внутри мечети.
-
Оригинальное резное окно из мечети периода Фатимидов, сейчас выставленное в Музее исламского искусства.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Уильямс, Кэролайн (2018). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство (7-е изд.). Каир: Американский университет в Каире Press. стр. 124–126.
- ^ Раймонд, Андре (1993). Каир (на французском языке). Фаярд. п. 79.
- ^ Перейти обратно: а б с О'Кейн, Бернард (при участии Мохамеда Аббаса и Иман Р. Абдулфаттах). 2012. Иллюстрированный путеводитель по Музею исламского искусства в Каире . Каир, Нью-Йорк: Американский университет в Каире Press, стр. 80.
- ^ Раймонд, Андре (1993). Каир (на французском языке). Фаярд. п. 65.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Беренс-Абусейф, Дорис (1989). Исламская архитектура в Каире: Введение . Лейден, Нидерланды: Э. Дж. Брилл. стр. 76–77. ISBN 9789004096264 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и О'Кейн, Бернард (2016). Мечети Египта . Издательство Американского университета Каира. стр. 38–39. ISBN 9789774167324 .
- ^ Перейти обратно: а б Раймонд, Эндрю. 1993. Каир . Файярд, с. 65.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Фотография входа в мечеть и минарета, сделанная Кресвеллом (до реставрации мечети в 20 веке), коллекция Виктории и Альберта.