Саладин в Египте
Саладин прибыл в Египет в 1163 году и правил им с 1171 года до своей смерти в 1193 году. До прихода Саладина к власти Египет находился в состоянии упадка, а политическая и социальная ситуация была в упадке. Саладин впервые прибыл в Египет вместе со своим дядей Ширкухом во время кампании, начатой Нур ад-Дином . Он приобрел известность при Ширкухе, в конечном итоге сменив его на посту визиря Египта. Когда Фатимидский халифат пал в 1171 году, Саладин был единственной оставшейся властью в Египте. Он использовал свою возросшую власть и независимость для расширения своего владения и влияния.
Египет до султана Саладина
[ редактировать ]Фатимидский халифат , правивший в Египте с 969 года, в период до прихода Саладина находился на грани полного распада. Проблемы, с которыми столкнулось государство, были обширными и затрагивали все аспекты жизни Египта. Положение Фатимидского Египта лучше всего можно разделить на три области: политическую, социальную и экономическую.
Политический
[ редактировать ]Власть в Фатимидском халифате в конечном итоге принадлежала халифу. Однако с годами истинная власть перешла в кабинет визиря . Первоначально визирь должен был стать главным администратором государства, служащим по воле и удовольствию халифа. [ 1 ] Ситуация изменилась с приходом Бадра аль-Джамали на эту должность (1074–1094). Бадр и его преемники, в основном состоявшие из военных, объединили пост визиря с постом «командующего армиями» и обладали всей полнотой власти вместо халифа. Эти «визири меча» одновременно были главными министрами, отвечающими за всю гражданскую администрацию, главами армии, ответственными за все судебные вопросы в качестве главного кади и даже за все религиозные вопросы общины исмаилитов в качестве главного миссионера. ( даи ад-дуат ). [ 1 ] По мере того как власть визирей росла и затмила власть халифов, они даже приняли на себя титул «короля» ( аль-малик ), за которым следовал эпитет. [ 2 ]
Вся оставшаяся власть халифов, возможно, была подорвана, когда в 1149 году умер последний взрослый халиф аль-Хафиз . Эта смерть положила начало еще одному периоду нестабильности и интриг, кульминацией которого стало убийство многих мужчин из королевской семьи Фатимидов в 1153 году. Эти убийства вызвали восстание армянского губернатора Египта Среднего Талаи ибн Руззика , которому помогал Ситт аль-Кусур . сестра молодого халифа аль-Фаиза . [ 3 ] Ибн Руззик быстро укрепил свою власть над Египтом (предотвратив любое вмешательство, которое, возможно, планировал Нур ад-Дин) и правил эффективно. При Ибн Руззике Египет восстановил некоторую степень международного влияния, успешно защищаясь от морских угроз, совершая набеги на корабли оппозиции в Восточном Средиземноморье и участвуя в переговорах с Нур ад-Дином относительно единого джихада против государств крестоносцев. Крестоносцы в Иерусалимском королевстве осознавали деликатный характер своего положения и стремились установить функциональные отношения с Ибн Руззиком, кульминацией которых стало перемирие между двумя государствами, при этом Египет выплачивал Иерусалиму крупные ежегодные суммы в качестве одного из условий. [ 4 ] В 1161 году Ибн Рузик был убит, и вместе с ним погибла стабильность в Египте. Сын Ибн Руззика стал его преемником, но был быстро свергнут арабским правителем Верхнего Египта в 1163 году . Шаваром В том же году сам Шавар был почти сразу же свергнут придворным по имени Диргам. Шавар бежал из Египта и обратился за помощью к Нур ад-Дину в Сирии. Внутренний хаос 1163 года вылился на международную арену, когда новый король Иерусалима Амори I предпринял карательную кампанию в Египте в ответ на неуплату египтянами ежегодной дани. Кампания Амальрика была остановлена не войсками Фатимидов, а разливом Нила , который нанес вред его армии, когда они осадили город Билбайс на севере Египта. [ 5 ] [ 6 ]
Социальные
[ редактировать ]Официальной доктриной государства Фатимидов был исмаилизм — ветвь шиитского ислама , которую поддерживали Фатимиды. [ 7 ] Согласно верованиям исмаилитов, халиф был также имамом , божественно избранным и руководимым наследником Пророка Мухаммеда , в прямой и непрерывной преемственности через Али ибн Аби Талиба . [ 8 ] Заявление Фатимидов о происхождении от Али было оспорено уже в 10 веке как со стороны суннитов Аббасидов , так и со стороны многих шиитов, которые отвергали их легитимность и утверждали, что они были самозванцами. [ 9 ] Большинство египтян отвергли исмаилизм и исповедовали суннитский ислам. [ 10 ] Напряженность еще больше обострилась, поскольку халифы постепенно теряли власть, в том числе возможность поддерживать свою государственную религию. В эту растущую пустоту вошел суннитский ислам, который процветал на севере Египта, особенно вокруг города Александрии . [ 11 ] Уже в с. В 1070 году военный лидер Насир ад-Даула ибн Хамдан попытался свергнуть династию и восстановить суннитское правление над Египтом. [ 8 ] Престиж халифата еще больше снизился после серии глубоких расколов внутри самой исмаилитской веры по поводу преемственности имамата/халифата: низаритского раскола 1094 года и хафизитского раскола 1130/32 года. [ 2 ]
В дополнение к этому растущему религиозному давлению постоянно нестабильный характер египетской политической жизни вынуждал элиты во всех областях (административной, поэтической, юридической и т. д.) объединяться в сплоченные социальные круги, которые часто подвергались чисткам, когда соперничающие фракции захватывали власть. Это привело к гибели многих самых талантливых людей Египта, что способствовало свободному падению государства Фатимидов.
Экономический
[ редактировать ]Пожалуй, единственной частью Египта до Саладина, которую можно назвать успешной, была его экономика. С древних времен плодородные берега Нила сделали Египет житницей Восточного Средиземноморья. Гробницы фараонов служили искусственными золотыми рудниками для Фатимидов, которые активно расхищали богатства этих древних гробниц для поддержки своих проектов. Последним стержнем успешной экономики Египта стал рост торговли. Торговые пути простирались до Индии, и товары с Востока проходили через Верхний Египет в Европу и на Ближний Восток, способствуя обширному росту торговых городов, таких как Дамиетта и Александрия. Впервые слабость государства Фатимидов послужила преимуществом, поскольку люди всех религиозных взглядов извлекли выгоду из всех аспектов процветающей торговли и преуспели в создании удивительно успешной финансовой системы. Эта сильная экономика и финансовая система предоставили египетским визирам, таким как Ибн Руззик, возможность использовать огромные средства как во внутренней, так и в международной политике.
Кампании Саладинов в Египте
[ редактировать ]
Нур ад-Дин уже давно стремился вмешаться в дела Египта, особенно после того, как упустил свою возможность, когда Тала ибн Рузик успешно взял страну под контроль, блокируя его амбиции почти на десятилетие. Таким образом, Нур ад-Дин внимательно следил за событиями 1163 года вместе со своим надежным генералом Ширкухом, ожидая подходящей возможности взять страну под свой контроль. До начала кампаний было трудно найти фигуру более неизвестную, чем Саладин, но к их концу он стал одной из самых выдающихся фигур на Средневековом Ближнем Востоке.
Кампания 1163 г.
[ редактировать ]В Сирии Шавар легко убедил Нур ад-Дина поддержать его дело в Египте. Нур ад-Дин частично руководствовался своим давним желанием получить контроль над Египтом, а частично желанием заблокировать дальнейшие военные авантюры Амальрика. Нур ад-Дин послал главу своей армии Ширкуха (который, в свою очередь, взял с собой своего племянника Саладина), чтобы сопровождать Шавара обратно в Египет и вернуть его к власти. Войска выступили в мае 1163 года и быстро вошли в Каир, где свергли Диргама. Однако после свержения Диргама быстро стало ясно, что Шавар не собирается соблюдать свое соглашение, не будет ни платить дань Нур ад-Дину, ни давать войскам Ширкуха обещанные им феодальные владения. Затем Шавар вступил в переговоры с Амальриком, пытаясь заручиться поддержкой против своего бывшего благодетеля. [ 12 ] В конечном итоге он соблазнил Амальрика вступить в союз против Нур ад-Дина, пойдя на несколько уступок, включая освобождение христианских заключенных и подчинение Иерусалимскому королевству. Вместе Амальрик и Шавар двинулись на город Билбайс , который Ширкух использовал в качестве своей базы. Ни один из союзников не хотел штурмовать город, поэтому они решили осадить его (коренные египтяне понимали циклы разливов Нила и, таким образом, знали, что их не постигнет та же участь, что и при предыдущей осаде города Амальриком). Нур ад-Дин воспользовался отсутствием Амальрика и армии Иерусалима, чтобы напасть на государства крестоносцев, выиграв решающую битву и отбив город Харим . [ 13 ] Нур ад-Дин продолжил наступление и взял город Банияс , вынудив Амальрика вернуться из Египта. В ноябре 1163 года было заключено мирное соглашение, согласно которому Амальрик и Ширкух должны были уйти из Египта в обмен на крупные выплаты от Шавара. Шавар стал окончательным победителем, получив личный контроль над Египтом и избежав подчинения Нур ад-Дину или Амальрику. [ 14 ]
Кампания 1167 г.
[ редактировать ]Честолюбивый Ширкух был недоволен результатом кампании 1163 года и начал подготовку к новому вторжению в Египет. Шавар знал о намерениях Ширкуха и вступил в переговоры с Амальриком о возобновлении их союза в случае вторжения Ширкуха. В конце 1166 и начале 1167 года Ширкух снова вместе с Саладином напал на Египет при поддержке Нур ад-Дина. Амальрик и Шавар быстро мобилизовались против наступающих сил Ширкуха. Ширкуху удалось избежать атаки армии Амальрика на открытом воздухе, отправиться на юг, в Египет, и использовать западный берег Нила, чтобы отразить атаку объединенных сил Амальрика и Шавара. Наконец, в марте 1167 года союзники добились битвы, которую Ширкух выиграл, несмотря на тяжелые потери с обеих сторон. Затем Ширкух отправился в Александрию, где преимущественно суннитское население открыло ему свои ворота и предложило поддержку. Однако Амальрик и Шавар быстро перегруппировались и приблизились к Александрии. Не желая оказаться в ловушке со своей основной армией в Александрии, Ширкух покинул город, оставив Саладина и небольшой отряд защищать его. Союзники быстро подвергли город жестокой осаде. На своей первой крупной военной позиции Саладин сумел организовать непрерывную оборону города и сохранить поддержку населения, несмотря на большие страдания, причиненные длительной осадой. Ширкух оставался в основном бездействующим в сельской местности, не сумев атаковать ни осаждающую армию, ни город с гарнизоном. Каир , в котором находился халиф Фатимидов. В конечном итоге между Ширкухом и союзниками был заключен мирный договор с соглашением, что Амальрик и Ширкух выведут свои войска в обмен на выплаты, а жителям Александрии будет предоставлена амнистия (Шавар был задержан из-за возмездия городу только после того, как это было сделано). часть мирного соглашения, и Амальрик пообещал защиту города). Саладин оставался в лагере крестоносцев во время этих переговоров, в которых он стремился обеспечить условия защиты Александрии. [ 15 ] [ 16 ]
Кампания 1168 г.
[ редактировать ]Столкнувшись с внутренним давлением, возникшим из-за его непопулярного союза с Амальриком, Шавар попытался договориться с Нур ад-Дином, чтобы удержать Ширкуха от нападения на Египет в третий раз. Однако именно Шавар оказался преданным, когда Амальрик напал на Египет в 1168 году. Амальрик быстро захватил город Билбайс в начале ноября и уничтожил население, что дважды расстраивало его в 1163 году. [ 17 ] Затем он быстро двинулся на Фустат , официальную столицу Египта, прежде чем Шавар смог собрать свои силы. В ответ Шавар сжег город, прежде чем Амальрик смог захватить его и использовать в качестве базы против Каира (города халифа и фактической столицы Египта). Не впечатленный действиями Шавара, Амальрик осадил Каир и попытался штурмовать город. [ 18 ] Когда враг стоял у ворот его города, фатимидский халиф аль-Адид попросил помощи у Нур ад-Дина. Нур ад-Дин быстро приказал Ширкуху вернуться в Египет. Ширкух снова завербовал Саладина, который, очевидно, убедился после трудных времен, которые он пережил в Александрии. Ширкух уехал в Египет в декабре 1168 года. Узнав о прибытии Ширкуха в Египет в январе 1169 года, Амальрик быстро заключил перемирие с Шаваром (включая обычные выплаты египтян в обмен на уход) и вернулся в Иерусалим. При поддержке аль-Адида Ширкух беспрепятственно вошел в Каир. Затем Саладин лично арестовал Шавара и доставил его к аль-Адиду, который приказал казнить Шавара. Ширкух был назначен новым визирем и дал Саладину высокую административную должность. Ширкух умер вскоре после этого, в марте 1169 года, после исключительно обильного и обильного обеда. Затем Саладин был выбран из эмиров Ширкуха на должность визиря (хотя неясно, выбрали ли его эмиры или египтяне выбрали его в попытке создать конфликт между курдский и турецкий эмиры). [ 19 ] [ 20 ]
Визирь Саладина
[ редактировать ]Вознесение на пост визиря было явно определяющим моментом в его жизни. Он женился в первый раз. Государство Фатимидов, которое он унаследовал, было столь же нестабильным, как и то, которое захватил Шавар, но Саладин столкнулся с дополнительной проблемой: он стал иностранным оккупантом. Эта задача усугублялась тем, что повелитель Саладина Нур ад-Дин мало знал о племяннике своего покойного эмира, за исключением того, что он был из знаменитой амбициозной семьи Айюбидов. Таким образом, время Саладина на посту визиря лучше всего можно оценить как попытку восстановить политическую и социальную ситуацию в Египте, находящуюся под постоянным контролем Нур ад-Дина, который считал, что добавление ресурсов Египта к его сирийской империи является одним из последних шагов на пути к завершению его джихад против государств крестоносцев.
Политический
[ редактировать ]Саладин почти сразу же столкнулся с проблемами со стороны устоявшейся профатимидской военной и гражданской элиты, которая опасалась, что присутствие иностранного суннитского визиря приведет к разрушению их династии. Заговор против Саладина, организованный этой элитой, сформировался в 1169 году вокруг черного евнуха , служившего мажордомом во дворце халифа. Саладин раскрыл этот заговор и казнил евнуха, когда он находился за пределами города, осматривая его имущество. [ 21 ] Эта казнь спровоцировала восстание черных отрядов фатимидской армии, которые были многочисленны и чрезвычайно лояльны Халифату. Саладин быстро и эффективно подавил это восстание и начал реструктуризацию вооруженных сил Фатимидов вокруг сирийских подразделений, которые остались с ним в Египте, одновременно повысив эффективность вооруженных сил и предоставив ему больший личный контроль над ними. [ 22 ] Это восстание было не единственным испытанием 1169 года, поскольку Амальрик вернулся и при поддержке византийского флота попытался захватить Дамиетту. Разобщенность между нападавшими заставила их согласиться на условия и отступить. Но установив относительно безопасное положение к 1170 году, Саладин увеличил свою власть в Египте, импортировав свою семью (в первую очередь своего отца Айюба), которых он назначил на важные посты в правительстве. Он также стремился проверить правителя Фатамидов Аль-Адида , публично проявляя к нему неуважение посредством действий, таких как въезд на лошади во двор дворца халифа (что разрешалось делать только халифу). Явно чувствуя себя в безопасности в Египте, Саладин предпринял нападения на Иерусалимское королевство в 1170 году и сумел захватить стратегически важный город Айла . Он досрочно отказался от кампании 1171 года, которая должна была представлять собой штурм крепости крестоносцев Карак с Нур ад-Дином Занги , частично потому, что он хотел избежать встречи со своим хозяином, а официально - из-за смерти отца. Нур ад-Дин был недоволен этими действиями и смотрел на Саладина после смерти Айюба (Нур ад-Дин пользовался большим доверием Айюба и курировал финансы Египта от его имени). Чтобы править своим вассалом и завоевать расположение халифа Аббасидов, Нур ад-Дин приказал Саладину свергнуть династию Фатимидов в июне 1171 года. [ 23 ] Не желая поднимать новые восстания, Саладин дождался своевременной смерти Аль-Адида (вероятно, многие подозревали, что аль-Адид на самом деле был отравлен Саладином), чтобы официально положить конец династии Фатамидов, что он и сделал 17 сентября 1171 года, Пятничные проповеди по всему Египту произносились от имени Аль-Мустади , халифа Аббасидов.
Социальные
[ редактировать ]Хотя он не распустил Фатимидский халифат до 1171 года, Саладин активно стремился к распространению суннизма, как только он стал визирем. Он основал множество мечетей и медресе , чтобы способствовать распространению суннитских верований. Этот шаг был чрезвычайно популярен среди большинства суннитского населения, и, систематически назначая юристов-суннитов на юридические должности по всему штату, Саладин тактично устранил любую оппозицию, с которой он мог столкнуться со стороны религиозного истеблишмента при попытке расформировать Фатимидский халифат. [ 24 ] Еще одной отличительной чертой эффективного правления Саладина была его готовность принять в свою администрацию полезную египетскую элиту. Никто из них не был более важным, чем Кади аль-Фадил , блестящий юрист из Аскалона , который служил Шавару и некоторое время Ширкуху, прежде чем перейти на службу Саладину. Такие люди, как Кади аль-Фадил, предоставили Саладину не только свои обширные навыки, но и прямые связи со сложными социально-политическими кругами, которые удерживали власть в государстве Фатимидов. Наконец, знаменитая терпимость Саладина к немусульманам проявилась, когда он позволил коптским христианам и евреям , глубоко укоренившимся в весьма успешной финансовой системе Египта, сохранить свои посты. Этот шаг обеспечил дальнейший успех процветающей экономики Египта. [ 22 ]
Правитель Египта
[ редактировать ]После исчезновения Фатимидского халифата Саладин оказался правителем Египта, хотя и оставался подчиненным далекого Нур ад-Дина. Нур ад-Дин, в свою очередь, не остался доволен Саладином по ряду причин. Самым большим из них было его недовольство размером дани Саладина, которая, как он ожидал, будет намного больше. Эта проблема усугублялась тем фактом, что Нур ад-Дин стремился продвинуть Ширкуха, а не Саладина, и после смерти Айюба Нур ад-Дин почувствовал, что он не имеет контроля над младшим правителем, и стал еще более убежденным, что Саладин попытается стать независимым. Степень, в которой Саладин мог намеренно недоплатить Нур ад-Дину, неизвестна, но вполне вероятно, что гробницы фараонов наконец-то иссякли после того, как предыдущие визири так сильно поступали по ним. Саладин продолжал активно избегать любых личных встреч с Нур ад-Дином, который вполне мог отстранить его от власти. Нет никаких сомнений в том, что действия Саладина выглядели подозрительно, поскольку он продолжал свои реформы во всем египетском обществе, включая отмену многих налогов, противоречащих исламским законам, и начал строительство грозного военно-морского флота. Однако Нур ад-Дин был не единственным, кто столкнулся с амбициозными подчиненными. По мере того, как другие Айюбиды накапливали власть в Египте, они тоже хотели получить территорию, богатство и славу. Среди них был его племянник Таки ад-Дин Умар , который расширил владения Саладина на запад до границ Империи Альмохадов в 1173 году, и его брат Тураншах, который вторгся в Йемен и свергнул его еретического лидера в 1174 году. [ 25 ] [ 26 ] Эти маневры побудили Нур ад-Дина отправить в Египет аудитора для установления соответствующего размера выплат в 1173 году, что является явным признаком недоверия. С ростом напряженности 1174 год оказался решающим для Саладина. В начале года, когда его амбициозный брат уехал в Йемен, Саладин обнаружил крупный заговор с целью вернуть Фатимидов к власти (возглавляемый Умарой ибн Аби аль-Хасаном аль-Ямани ) и быстро и жестоко расправился с заговорщиками. Тем временем терпение Нур ад-Дина, похоже, окончательно лопнуло, и он начал собирать армию для вторжения в Египет. Нур ад-Дин внезапно заболел и умер, оставив после себя ряд прямых преемников, которым не хватило ни возраста, ни навыков, чтобы стать его преемником. [ 27 ] Имея Египет в качестве надежной базы власти, Саладин, не теряя времени, двинулся на Дамаск, где население приветствовало его с распростертыми объятиями в 1174 году. С этого момента его внимание будет сосредоточено на Сирии.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Канард 1965 , стр. 857–858.
- ^ Jump up to: а б Канард 1965 , с. 858.
- ^ Живой 1999 , с. 53
- ^ Живой 1999 , с. 55
- ^ Маалуф 1984 , с. 161
- ^ Мёринг 2005 , с. 23
- ^ Канард 1965 , с. 859.
- ^ Jump up to: а б Канард 1965 , с. 857.
- ^ Дак 1965 , стр. 850–852.
- ^ Лев 1999 , стр. 116–117
- ^ Живой 1999 , с. 16
- ^ Мёринг 2005 , стр. 23–24.
- ^ Маалуф 1984 , с. 163
- ^ Мёринг 2005 , с. 24
- ^ Мёринг 2005 , стр. 25–26.
- ^ Шаддад 2002 , стр. 42–43
- ^ Лев 1999 , стр. 59–60
- ^ Мёринг 2005 , с. 27
- ^ Мёринг 2005 , с. 29
- ^ Лев 1999 , стр. 80–81
- ^ Лев 1999 , стр. 49–50
- ^ Jump up to: а б Меринг 2005 , с. 31
- ^ Маалуф 1984 , с. 171
- ^ Живой 1999 , с. 85
- ^ Лев 1999 , стр. 97–101.
- ^ Шаддад 2002 , стр. 48–49
- ^ Маалуф 1984 , стр. 174–175.
Библиография
[ редактировать ]- Канард, Мариус (1965). «Фатимиды» . В Льюисе, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 850–862. дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0218 . OCLC 495469475 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Эренкройц, Эндрю С. (1972). Саладин . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-87395-095-Х .
- Хальм, Хайнц (2014). первых крестовых походов, 1074–1171 гг. . Халифы и ассасины: Египет и Ближний Восток во времена (на немецком языке) Мюнхен: CH Бек. ISBN 978-3-406-66163-1 .
- Маалуф, Амин (1984) [1983]. арабов глазами Крестовые походы . пер. Джон Ротшильд. Лондон: Книги Аль Саки. ISBN 978-0-86356-023-1 . ОСЛК 12081005 .
- Мёринг, Ханнес (2008) [2005]. Саладин, султан и его времена, 1138–1193 [ Саладин: султан и его времена, 1138–1193 ]. пер. Дэвид С. Бахрах, вступление. Пол М. Кобб. Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-0-8018-8991-2 . OCLC 192109774 .
- Юсуф ибн Рафи ибн Шаддад, Баха ад-Дин (2002) [1228]. Редкая и превосходная история Саладина . Ричардс, Д.С. (пер.). Берлингтон, Вермонт: Издательство Ashgate. ISBN 0-7546-3381-0 .
- Лев, Яаков (1991). Государство и общество в Фатимидском Египте . Лейден: Брилл. ISBN 90-04-09344-3 .
- Лев, Яаков (1999). Саладин в Египте . Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN 90-04-11221-9 . OCLC 39633589 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Холт, премьер-министр (1986). Эпоха крестовых походов: Ближний Восток с одиннадцатого века до 1517 года . История Ближнего Востока. Том. 2. пер. Ричардс, DS Нью-Йорк: Лонгман. ISBN 978-0-582-49303-2 . ОСЛК 11517525 .
- Ибн аль-Асир, Изз ад-Дин (2008). Хроника Ибн аль-Асира периода крестовых походов от аль-Камиля фил-тариха . Том. 2. пер. Ричардс, Д.С. Берлингтон, Вермонт: Ashgate Publishing. ISBN 978-0-7546-4077-6 . OCLC 74356392 .