Jump to content

Битва черных

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Битва черных
Часть возвышения Саладина в Египте
Дата 21–23 августа 1169 г.
Расположение
Результат Победа Саладина
Воюющие стороны
Режим Саладина в Египте

Черно-африканские и армянские войска армии Фатимидов

Профатимидские граждане Каира
Командиры и лидеры
Саладин
Туран-Шах
Аль-Адид
Задействованные подразделения
Курдский контингент Сирии [1]
  • Черный африканский корпус Фатимидов
  • Армянское подразделение
Сила
Неизвестный 50,000 [2] [3]
Жертвы и потери
Неизвестный Большая часть черного африканского подразделения уничтожена [4] [5] [6]

Битва черных или битва рабов — конфликт в Каире , произошедший во время восстания Саладина в Египте 21–23 августа 1169 года. [7] между чернокожими африканскими подразделениями армии Фатимидов и другими профатимидскими элементами и суннитскими лояльными фатимидскому визирю сирийскими войсками , Саладину . Возвышение Саладина на пост визиря и оттеснение им фатимидского халифа аль-Адида вызвало недовольство традиционной фатимидской элиты, включая армейские полки, поскольку Саладин полагался главным образом на курдские войска, пришедшие вместе с ним из Сирии. [1] [8] Согласно средневековым источникам, тяготеющим к Саладину, этот конфликт привел к попытке дворцового мажордома заключить Мутамина аль-Хилафа соглашение с крестоносцами и совместно атаковать силы Саладина, чтобы избавиться от него. Саладин узнал об этом заговоре и 20 августа казнил Мутамина. Современные историки поставили под сомнение правдивость этого сообщения, подозревая, что оно могло быть придумано для оправдания последующего выступления Саладина против войск Фатимидов.

Это событие спровоцировало восстание чернокожих африканских войск армии Фатимидов численностью около 50 000 человек, к которым на следующий день присоединились армянские солдаты и население Каира. Столкновения длились два дня, поскольку войска Фатимидов сначала атаковали дворец визиря, но были отброшены на большую площадь между Великими дворцами Фатимидов . Там войска чернокожих африканцев и их союзники, казалось, одерживали верх, пока аль-Адид публично не выступил против них, и Саладин не приказал сжечь их поселения, расположенные к югу от Каира за городской стеной, где жили семьи чернокожих африканцев. остался позади. Затем черные африканцы прорвались и в беспорядке отступили на юг, пока не были окружены возле ворот Баб-Зувайла , где сдались и получили разрешение пересечь Нил в Гизу . Несмотря на обещания безопасности, они были атакованы и почти уничтожены братом Саладина Туран-Шахом .

Поражение войск Фатимидов стало переломным моментом в истории Египта и мусульманского мира, поскольку оно лишило режим Фатимидов основной военной поддержки и укрепило положение Саладина как фактического правителя Египта. Кульминацией этого стало восстановление суннитского господства над Египтом и свержение династии Фатимидов в сентябре 1171 года. На ее месте Саладин основал свою собственную династию Айюбидов . Некоторые чернокожие африканские войска оставались на службе у Саладина в течение нескольких лет, но большинство из тех, кто пережил резню 1169 года, бежали в Верхний Египет , где в последующие годы присоединились к безуспешным восстаниям в поддержку Фатимидов.

Приход Саладина к власти в Египте

[ редактировать ]

В 1160-х годах приходящий в упадок Фатимидский халифат в Египте столкнулся с вторжениями крестоносцев , Иерусалимского королевства внутренними беспорядками и вмешательством могущественного суннитского мусульманского правителя Сирии Нур ад-Дина , который послал своего генерала Ширкуха в Египет. [9] [10] Последовавшие за этим сложные политические и военные маневры завершились в январе 1169 года назначением Ширкуха визирем фатимидским халифом аль-Адидом . Когда Ширкух умер вскоре после этого, 23 марта 1169 года, его племянник Саладин был выбран в качестве компромиссного кандидата на его место. [11] [12]

Положение Саладина было далеко не безопасным. Сирийские войска Ширкуха насчитывали несколько тысяч человек, и их содержание было неопределенным. Саладин мог рассчитывать только на лояльность курдских командиров, связанных с Ширкухом, тогда как его турецкие командиры, завидуя его быстрому возвышению, могли дезертировать. [1] В то же время Саладин оказался главой правительства номинально исмаилитского государства, будучи суннитом, возглавляющим суннитскую армию, а также подчиненным Нур ад-Дина, чье чемпионство суннитов вызывает борьбу с шиитами. ит исмаилитов был хорошо известен. Намерение Саладина отменить режим Фатимидов было очевидно с самого начала, и различные фракции и властные группы внутри фатимидского истеблишмента, особенно во дворце, были вынуждены противостоять ему. [13] Халифы Фатимидов, хотя политически практически бессильны, были важными символическими фигурами, источниками легитимности и располагали огромными финансовыми ресурсами. [14]

Это заставило Саладина поначалу действовать осторожно, приложив серьезные усилия для установления хороших отношений с аль-Адидом и продвижения общественного имиджа гармонии между ними. [15] [16] Это вызвало недовольство Нура ад-Дина, который не поверил мотивам Саладина и отказался признать его новое положение. [17] Тем не менее, чтобы защитить позиции Сирии в Египте и защититься от нового вторжения крестоносцев, 3 июля 1169 года Нур ад-Дин послал в Египет новые войска под командованием старшего брата Саладина, Туран-шаха . Они прибыли в Каир 29 июля. [16] [18]

Заговор Мутамина

[ редактировать ]

Тем временем Саладин постепенно начал дистанцироваться от режима Фатимидов, начав с того, что представил имя Нур ад-Дина в пятничной молитве после имени халифа аль-Адида. Аль-Адиду была отведена церемониальная роль и даже публично унижена, когда Саладин въехал во дворец верхом на лошади (до сих пор это была привилегия халифов). Саладин также начал открыто оказывать поддержку своим сирийским войскам, награждая их военными феодами ( икта' ) за их содержание, одновременно отнимая аналогичные феодальные владения у командиров Фатимидов. [19] [20] [21]

Эти шаги вызвали сопротивление фатимидской элиты, которая сплотилась вокруг чернокожего африканского евнуха- майордома халифских дворцов Мутамина аль-Хилафа . [22] [23] По данным средневековых летописцев, Мутамин вступил в контакт с крестоносцами, пригласив их вторгнуться в Египет. Саладин будет вынужден противостоять им, покинув Каир. Это позволило бы Мутамину и его сторонникам совершить переворот, чтобы свергнуть его, а затем нанести удар по силам Саладина с тыла, пока он противостоял крестоносцам. [24] [25] Сообщается, что для этой цели Мутамин использовал еврейского посланника, который вызвал подозрения у людей Саладина, поскольку его новые тапочки не соответствовали тряпкам, которые он носил в противном случае. Он был арестован, и обнаружены письма Мутамина к крестоносцам. Под пытками посланник раскрыл козни своего хозяина. [26] [2]

Саладин был проинформирован о заговоре, но не предпринял никаких действий немедленно. Зная, что его посланник перехвачен, Мутамин некоторое время был осторожен и не покидал безопасного дворца. Однако 20 августа он наконец почувствовал себя в достаточной безопасности, чтобы покинуть Каир и отправиться в свое загородное поместье. Люди Саладина немедленно схватили и казнили Мутамина, а его отрубленную голову принесли своему хозяину. [22] [27] [28]

Хотя средневековые источники единодушны в сообщении о заговоре Мутамина, современные историки скептически относятся к тому, что заговор имел место так, как описано. И М.К. Лайонс, и Д.Э.П. Джексон, а также Лев отмечают, что обнаружение гонца по его разным сандалиям является обычным литературным приемом, и момент, последовавший за прибытием подкрепления Туран-шаха, был явно подходящим для того, чтобы свести счеты с Враги Саладина. [25] [27] Другие средневековые источники указывают, что Саладин искал юридическое заключение, которое позволило бы ему свергнуть и даже казнить аль-Адида как врага веры, и его намерение выступить против Фатимидов очевидно. [29] Лев убежден, что вся эта история была не чем иным, как литературным вымыслом более поздних историков, отдававших предпочтение Саладину, с целью не только оправдать избавление от Мутамина и черных африканских войск как прелюдию к свержению династии Фатимидов, но даже представить это. как чисто оборонительный акт со стороны Саладина. [30] Один из главных чиновников и апологетов Саладина, Кади аль-Фадил , узаконил подавление черных африканских войск и их армянских союзников, оформив это в религиозных терминах как борьбу против неверных (армян) и язычников (черных африканцев). [31]

Восстание и поражение черных африканских войск

[ редактировать ]
План Фатимидского Каира, реконструированный Стэнли Лейн-Пулом , показывающий примерную планировку города и расположение дворцов.

Какова бы ни была правда, известие об убийстве Мутамина спровоцировало на следующий день восстание черных африканских войск, дислоцированных в Каире, которые считали Мутамина своего рода представителем и защитником своих интересов. [27] [28] [32] Черные африканцы ( аль-Судан , также называемый абид аль-шира , «покупавшие рабов»). [33] ) долгое время служили в Египте солдатами. Сообщается, что к этому времени они насчитывали 50 000 человек и составляли основу пехоты армии Фатимидов вместе с армянскими войсками. [2] [3] Завязавшийся бой был кровопролитным, с большими потерями с обеих сторон и длился два дня. [22] [23]

Чернокожие африканские войска собрались на площади между дворцами халифа и дворцом визиря (Дар аль-Визара), к ним присоединились другие войска Фатимидов и простые каирцы. [22] [27] [28] [32] Когда Туран-шах пришел сообщить Саладину о сборе их врагов, Саладин, как сообщается, занял пассивную позицию, ожидая, кого поддержит халиф. MC Lyons и DEP Jackson предполагают, что это было тактическое решение, оставившее непосредственные боевые действия Туран-Шаху, а сам остался в резерве. [34] Вместе черные африканцы и их союзники атаковали Дар аль-Визару, но были остановлены войсками Туран-шаха, в то время как Саладин поспешно ввел в бой свой недавно сформированный полк Салахии. Столкновение переместилось на большую площадь между халифскими дворцами, Байн аль-Касрайн , где к чернокожим африканцам присоединились внушающие страх армянские лучники, в то время как халиф аль-Адид наблюдал за происходящим из павильона на башне дворцовых стен. [22] [28]

Поначалу казалось, что повстанческие войска одержали верх, отбросив сирийцев назад. Дворцовые войска также начали забрасывать камнями и стрелять стрелами солдат Саладина, хотя источники говорят, что неясно, произошло ли это по приказу аль-Адида или нет. Полагая, что халиф восстал против сирийцев, Туран-Шах приказал своим из нафты лучникам ( наффатин ) атаковать шатер халифа. Прежде чем они успели начать стрельбу, у ворот башни, где стоял павильон, появился посланник аль-Адида и громко крикнул Туран-шаху, призывая его сражаться с «рабами-псами», пока они не будут изгнаны из страна. Чернокожие африканские войска, которые считали, что сражались на стороне халифа, были встревожены этим публичным предательством и упали духом. [22] [32] [35]

В то же время Саладин направил часть своих войск в квартал аль-Мансура («Победоносный»), к югу от ворот Баб-Зувайла , где располагались дома чернокожих африканцев. Там они подожгли квартал и напали на женщин и детей чернокожих африканцев. Узнав об этом нападении на их беззащитные семьи, черные африканцы сломались и начали отступать к Баб-Зувайле. [32] [36] [4] Резервы Саладина заняли переулки, вынудив черных африканцев отступить по главной улице и лишив их возможности уклоняться по переулкам или использовать их для фланга своим преследователям. [37] Чернокожие африканцы лишь время от времени оказывали сопротивление в изолированных домах, которые преследователи сирийцы часто просто поджигали. [4] Некоторые армянские лучники пытались остановить наступление сирийцев, но их казармы, расположенные недалеко от дворцов Фатимидов, также были подожжены, в результате чего они все погибли. [4] [38]

Чернокожим африканцам не удалось покинуть город: на рынке торговцев мечами, примерно в 550 метрах (1800 футов) к северу от Баб-Зувайлы, они оказались окруженными со всех сторон. Приехав наконец в Баб-Зувайлу, они обнаружили, что ее двери закрыты, и согласились подчиниться. Саладин согласился при условии, что они покинут Каир и предоставят им безопасный переход в Гизу на другом берегу Нила. Там черные африканцы были атакованы и убиты Туран-Шахом, и лишь немногим удалось выжить. [4] [5] [6]

Последствия

[ редактировать ]

Конфликт, известный в арабских хрониках как «Битва черных» или «Битва рабов», [2] [32] было, по словам историка Яакова Льва , «самым важным событием в приходе Саладина к власти в Египте». [39] После этого Саладин приступил к взятию под контроль административного аппарата и назначению своих сирийских последователей и ближайших родственников на критически важные посты. [23] [40] Мутамина заменил белый евнух, доверенное лицо Саладина Баха ад-Дин Каракуш , а все остальные чернокожие африканские евнухи были уволены с дворцовой службы. [28] [41] [42] Люди Саладина захватили имущество изгнанных чернокожих африканских и армянских войск как в Каире, так и по всему Египту. [5] [43] Саладин начал расквартировывать своих офицеров и войска в освободившихся владениях Каира. [5] [42] а квартал аль-Мансура был сровнен с землей и позже превращен в сад. [5] [43]

Неясная роль Аль-Адида в столкновениях сделала его подозрительным в глазах командиров Саладина, но на данный момент он не пострадал. Лишенный каких-либо лояльных войск и находившийся под пристальным наблюдением Каракуша в собственном дворце, он теперь оказался полностью во власти Саладина. [44] Победа Саладина проложила путь к постепенному, но неумолимому нападению на сам режим Фатимидов, которое продолжалось в 1170–1171 годах. 25 августа 1170 года шиитская была снова изменена на форма призыва к молитве суннитскую, а публичные лекции по исмаилитскому вероучению были отменены. Сунниты заменили исмаилитов на всех судебных должностях, включая должность главного кади . [45] [46] Эта политика достигла кульминации 10 сентября 1171 года, когда в пятничной молитве было провозглашено имя суннитского халифа Аббасидов аль -Мустади вместо имени аль-Адида. [47] [48] Режиму Фатимидов пришел конец, и смерть аль-Адида всего несколько дней спустя, 13 сентября 1171 года, после непродолжительной болезни, лишь закрепила его упадок. [49] [50] [51] После смерти аль-Адида все еще значительная община исмаилитов подверглась преследованиям со стороны нового режима Саладина Айюбидов , а члены семьи Фатимидов были помещены под арест во дворце, а затем в Цитадели Каира , где они доживали свои дни. . [52]

Лишь часть чернокожих африканских войск избежала событий, бежав на юг, в Верхний Египет . Саладин поручил своему дяде Шихаб ад-Дину аль-Харими преследовать и убить их. [5] [53] В течение следующих месяцев Саладин продолжил вывод армейских частей Фатимидов, что вызвало дальнейшее сопротивление. Войска Фатимидов подняли восстание в Кусе под руководством своего командующего Аббаса ибн Шади , и хотя они были быстро разбиты, в других районах Верхнего Египта оставались беспорядки из-за беспокойства бедуинов и присутствия беглых чернокожих африканских солдат. [54]

Однако, по крайней мере, часть черных африканских и армянских войск могла быть оставлена ​​на службе или оставлена ​​нетронутой в Каире или вблизи него, как они упоминаются во время неудавшегося профатимидского заговора 1173 года, когда заговорщики надеялись их использовать. захватить Каир в отсутствие Саладина в кампании против крестоносцев. [55] [56] [57] После раскрытия дела и казни его лидеров эти войска были сосланы в Верхний Египет. Там они вскоре присоединились к восстанию губернатора Асуана , Канза ад-Даулы который двинулся на Каир с намерением восстановить Фатимидов. Повстанцы были разбиты в сентябре 1174 года братом Саладина аль-Адилем . [58] [59] Как и в случае с заговором Мутамина, Яаков Лев выразил сомнение в достоверности сообщаемых деталей, поскольку традиционная версия заговора основана главным образом на письме Кади аль-Фадла. В письме повторяется мотив сговора с крестоносцами, которого нет в единственном другом крупном современном отчете — Имаде ад-Дине аль-Исфахани . Более того, по мнению Льва, изгнание мятежных профатимидских войск в и без того неспокойный регион, такой как Верхний Египет, не имеет смысла. Лев предполагает, что это дело представляло собой чистку «безобидных людей, которые не могли поставить под угрозу правление Саладина», но которые были «жертвами старого соперничества внутри гражданской элиты», и что Саладином эффективно манипулировали, чтобы он отдал приказ об их смерти. [60]

Оценка в историографии

[ редактировать ]

Битва черных по-разному интерпретируется различными современными учеными. Так, Эндрю С. Эренкройц в своей биографии Саладина 1972 года использовал эти события, чтобы подчеркнуть свой портрет султана Айюбидов как «безжалостного карьериста» (по словам Майкла Бретта). [61] [62] Джере Л. Бахарах подчеркнул, что противодействие черных африканцев Саладину было вызвано не столько лояльностью династии Фатимидов, сколько тем фактом, что армия Саладина представляла собой иную военную систему, опиравшуюся исключительно на кавалерию, в которой они не играли никакой роли. играть. Как комментирует Бахарах, после расформирования черных африканских полков «постоянная наемная пехота вернется в Египет только вместе с османами в 923/1517 году». [63]

Бернард Льюис отметил, что, хотя столкновение не имело расовой подоплеки, последующая трактовка его сторонниками Саладина в хрониках имеет расовый подтекст, подчеркивая высокомерие и недисциплинированность чернокожих африканских войск, которые часто были вовлечены в политические интриги в прошлые десятилетия и сейчас. получили свое справедливое наказание. [32] Имад ад-Дин, например, пишет, что «всякий раз, когда [черные африканцы] восставали против визиря, они убивали его» и что «они думали, что все белые люди - это куски жира, а все черные африканцы - угли». [27] Льюис также указывает, что, хотя белые войска армии Фатимидов были включены в силы Саладина, черные африканцы - нет. Даже в последующем мамлюкском султанате Каир чернокожие африканцы использовались в армии только в качестве прислуги, и действовала строгая политика сегрегации со свободными белыми солдатами. [64]

  1. ^ Jump up to: а б с Эренкройц 1972 , с. 70.
  2. ^ Jump up to: а б с д Бахарах 1981 , с. 487.
  3. ^ Jump up to: а б Бретт 2017 , стр. 269–270, 292.
  4. ^ Jump up to: а б с д и Эренкройц 1972 , с. 78.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Хальм 2014 , стр. 286.
  6. ^ Jump up to: а б Лайонс и Джексон 1982 , стр. 35–36.
  7. ^ Лайонс и Джексон 1982 , стр. 34–36.
  8. ^ Лев, Яаков (1999). Саладин в Египте . Лейден: Брилл. ISBN   90-04-11221-9 стр. 187.
  9. ^ Бретт 2017 , стр. 288–291.
  10. ^ Хальм 2014 , стр. 261–280.
  11. ^ Бретт 2017 , с. 291.
  12. ^ Хальм 2014 , стр. 280–283.
  13. ^ Эренкройц 1972 , стр. 70–71.
  14. ^ Эренкройц 1972 , с. 71.
  15. ^ Эренкройц 1972 , с. 72.
  16. ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 284.
  17. ^ Эренкройц 1972 , стр. 72–73.
  18. ^ Эренкройц 1972 , с. 76.
  19. ^ Хальм 2014 , стр. 284–285.
  20. ^ Лев 1999 , стр. 82.
  21. ^ Эренкройц 1972 , стр. 72–75.
  22. ^ Jump up to: а б с д и ж Хальм 2014 , стр. 285.
  23. ^ Jump up to: а б с Бретт 2017 , с. 292.
  24. ^ Эренкройц 1972 , стр. 76–77.
  25. ^ Jump up to: а б Лев 1999 , с. 49–50.
  26. ^ Лев 1999 , стр. 50.
  27. ^ Jump up to: а б с д и Лайонс и Джексон 1982 , с. 34.
  28. ^ Jump up to: а б с д и Эренкройц 1972 , с. 77.
  29. ^ Лев 1999 , стр. 82–83.
  30. ^ Лев 1999 , стр. 49–50, 82–84.
  31. ^ Лев 1999 , стр. 141.
  32. ^ Jump up to: а б с д и ж Льюис 1990 , с. 67.
  33. ^ Бретт 2017 , стр. 171–172.
  34. ^ Лайонс и Джексон 1982 , стр. 34–35.
  35. ^ Эренкройц 1972 , стр. 77–78.
  36. ^ Хальм 2014 , стр. 285–286.
  37. ^ Лайонс и Джексон 1982 , с. 35.
  38. ^ Лев 1999 , с. 108 (примечание 2).
  39. ^ Лев 1999 , стр. 49.
  40. ^ Эренкройц 1972 , с. 82.
  41. ^ Льюис 1990 , с. 50.
  42. ^ Jump up to: а б Живой 1999 , стр. 84.
  43. ^ Jump up to: а б Эренкройц 1972 , с. 79.
  44. ^ Эренкройц 1972 , стр. 79, 85.
  45. ^ Эренкройц 1972 , стр. 87–89.
  46. ^ Хальм 2014 , стр. 289–290.
  47. ^ Хальм 2014 , стр. 290.
  48. ^ Эренкройц 1972 , стр. 89–92.
  49. ^ Хальм 2014 , стр. 290–291.
  50. ^ Бретт 2017 , с. 294.
  51. ^ Эренкройц 1972 , стр. 92–94.
  52. ^ Хальм 2014 , стр. 291–292, 294–299.
  53. ^ Эренкройц 1972 , стр. 78–79.
  54. ^ Эренкройц 1972 , стр. 81–82.
  55. ^ Лев 1999 , стр. 86–87.
  56. ^ Хальм 2014 , стр. 295–296.
  57. ^ Эренкройц 1972 , стр. 112–115.
  58. ^ Хальм 2014 , стр. 297.
  59. ^ Эренкройц 1972 , стр. 125–126.
  60. ^ Лев 1999 , стр. 87–94.
  61. ^ Бахарах 1981 , с. 488.
  62. ^ Бретт 2017 , с. 288.
  63. ^ Бахарах 1981 , стр. 488–489.
  64. ^ Льюис 1990 , стр. 67–68.

Источники

[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 002a6fb16fa7354b2ae79feb5b619303__1723027380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/00/03/002a6fb16fa7354b2ae79feb5b619303.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of the Blacks - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)