Барджаван
Абуль-Футух Барджаван аль-Устад [1] [2] (عَبْدُ الْفُتُوحِ بَرْجَوَانِ الْأُسْتَاذِ; умер 25/26 марта 1000 г.) был дворцовым евнухом , ставшим премьер-министром ( васита ) и фактическим регентом шиитов. Фатимидский халифат в октябре 997 года и занимал эту должность до своего убийства. Имея неясное происхождение, Барджаван стал наставником предполагаемого наследника аль-Хакима би-Амра Аллаха , который стал халифом в 996 году после смерти аль-Азиза Биллаха . После коронации аль-Хакима власть захватили кутамские берберы , которые пытались монополизировать правительство и вступили в столкновение со своими соперниками, тюркскими солдатами-рабами. В союзе с недовольными берберскими лидерами Барджаван смог захватить бразды правления в свои руки в 997 году. покровительство. провинциях Фатимидов В военном отношении Барджавану удалось восстановить порядок в беспокойных левантийских и ливийских и подготовить почву для прочного перемирия с Византийской империей. . Однако концентрация власти в его руках и его властное поведение оттолкнули аль-Хакима, который приказал убить его и после этого сам взял на себя управление халифатом.
Биография
[ редактировать ]Происхождение и приход к власти
[ редактировать ]Происхождение Барджавана неясно: в своем биографическом словаре Ибн Халликан записывает его как чернокожего африканца ( асвад аль-лаун ), тогда как историки Ибн аль-Каланиси и аль-Макризи утверждают, что он был белым ( абьяд аль-лаун ), с аль -Макризи далее уточняет, что он был либо сицилийцем ( Сикилли ), либо славянином ( Саклаби ), поскольку обе версии встречаются в рукописях его работ. [2] Евнух, он воспитывался в качестве раба при дворе халифа аль-Азиза Биллаха (годы правления 975–996), при котором он стал интендантом суда. [2] Еще до смерти аль-Азиза Барджаван был назначен наставником сына и наследника халифа Мансура, будущего аль-Хакима би-Амра Аллаха , откуда он также упоминается под титулом устада , «господин», часто носимый евнухом. наставники князей. [1] [3] В 996 году Барджаван сопровождал свое подразделение в Билбейс , где аль-Азиз в разгар подготовки экспедиции против Византийской империи заболел и был при смерти. По словам летописцев, после смерти аль-Азиза Барджаван бросился на поиски своего ученика. Увидев его играющим на дереве, он надел ему на голову украшенный драгоценными камнями тюрбан и поцеловал землю перед собой, приветствуя его как « Повелителя правоверных ». [3] [4]
После смерти аль-Азиза кутамские берберы, солдаты- мусульмане- шииты , которые традиционно составляли основу армий Фатимидов, но начали затмеваться другими группами - в основном турецкими и дайламитскими наемниками с исламского Востока или Машарика («Жители Востока»). — воспользовались возможностью, предоставленной приходом к власти несовершеннолетнего аль-Хакима, чтобы потребовать передачи им контроля над правительством. Аль-Азиза Христианский визирь Иса ибн Настур был уволен (и казнен вскоре после этого) и заменен ветераном-полководцем аль-Хасаном ибн Аммаром с титулом васита («посредник»), а не полным визирем ( вазир ). [5] [6]
Ибн Аммар немедленно начал комплектовать правительство берберами-шиитами, которые фактически занимались грабежом государственной казны. Попытки берберов отстранить от власти другие группы интересов – не только тюркские и другие многочисленные этнические контингенты армии, но и гражданскую бюрократию, чье жалованье было урезано – вызвали отторжение не только Машарика , но и встревожили Барджавана, который, кроме того, лелеял собственные амбиции. Барджаван связался с фатимидским правителем Дамаска , турком Манджутакином , и предложил ему отправиться в Египет и свергнуть Ибн Аммара. Манджутакин согласился, но потерпел поражение от войск Ибн Аммара под командованием Сулеймана ибн Джафара ибн Фалаха в Аскалоне и был взят в плен. Однако вскоре Барджаван нашел нового союзника в лице лидера Кутамы Джайша ибн аль-Самсамы , губернатора Триполи , которого Ибн Фалах уволил и заменил своим собственным братом. Джейш и Барджаван собрали последователей из других недовольных берберских лидеров и подняли восстание в Каире . Ибн Аммар был вынужден бежать, и Барджаван заменил его на посту Васита 4 октября 997 года. [7] [8] [9]
Правительство Египта и смерть
[ редактировать ]Во время своего правления Барджаван пытался сбалансировать две фракции и восстановить равновесие, существовавшее при аль-Азизе. Таким образом, он отменил вопиющую приверженность Ибн Аммара и выполнил требования Машарика о должностях и покровительстве, одновременно позаботившись также о том, чтобы успокоить Кутаму. В этом ключе он помиловал Ибн Аммара и восстановил ему его ежемесячную зарплату в 500 золотых динаров , а также назначил Джайша ибн ас-Самсаму губернатором Дамаска. [7] [8] [10] Тем не менее, его приход к власти ознаменовал окончательный упадок власти Кутамы в государстве Фатимидов. [9] В то же время Барджаван выбрал дворцовых евнухов для заполнения многих высших должностей в столице и провинциях и создал значительную сеть покровительства, продвигая на должности людей различного происхождения. Своим главным администратором он выбрал христианина Фахда ибн Ибрагима . [8] [8] [11]
На момент прихода к власти Барджавана в левантийских провинциях царили волнения. Тир поднял восстание под предводительством моряка Аллаки, бедуинов вождь Муфарридж ибн Дагфал ибн аль-Джарра пытался захватить Рамлу , и продолжался конфликт с Византийской империей из-за контроля над эмиратом Хамданидов в Алеппо на севере Сирии. Фатимиды под предводительством Джайша ибн ас-Самсамы успешно подавили восстание в Тире в июне 998 года, хотя жители обратились за помощью к византийскому флоту, а также подчинили Муфарриджа и его бедуинов. [7] [12] Затем Джайш двинулся на помощь Апамее , которую осаждал дуд Антиохии византийский Дамиан Далассен . В последовавшей битве Фатимиды одержали крупную победу, и Далассен пал. [13] Поражение Далассена вынудило императора Василия II лично возглавить кампанию в Сирии в следующем году, разграбив регионы Хомс , Бейрут и Триполи, хотя последний ему не удалось захватить. Однако обе империи не были заинтересованы в дальнейшем ведении войны в регионе, и при посредничестве Иерусалимского Патриарха в 1001 году было заключено перемирие, которое подтвердило статус-кво и положило начало долгому периоду мирных, хотя и не всегда благополучных, отношений. между двумя крупнейшими державами Восточного Средиземноморья. [14] Баджарвану также удалось подавить беспорядки в Барке и восстановить контроль Фатимидов над Триполи (в современной Ливии ). Барджаван назначил губернаторов-евнухов над обоими городами, но захват Триполи оказался недолгим и имел непредвиденные последствия, поскольку войска Фатимидов столкнулись с берберами- санхаджа за контроль над ним. Это обострило отношения с Зиридами , которым были доверены старые центры Фатимидов - Ифрикия и Магриб , когда халифы переехали в Египет, и способствовало постепенному отходу Зиридов от преданности Фатимидам. [9] [15]
Барджаван совершил ошибку, продолжая считать аль-Хакима своим учеником, обращаясь с ним высокомерно и даже осмеливаясь ограничивать его езду и подарки, которые он раздавал. Сложные отношения не улучшились, когда аль-Хаким, как сообщает ан-Нувайри , узнал, что Барджаван называл его «ящерицей». В результате аль-Хаким развил яростную ненависть к своему всемогущему министру, чему способствовал другой придворный евнух, Абу'л-Фадл Райдан ас-Саклаби, который указал на опасность того, что Барджаван станет вторым Кафуром , рабом, который стал фактическим правителем Ихшидидов Египта после смерти основателя династии Мухаммада ибн Тугдж аль-Ихшида . Таким образом, в ночь с 16 на 17 раби II 390 года хиджры (25 марта 1000 года по григорианскому календарю ) Райдан по приказу аль-Хакима ударил Барджавана ножом в живот. [9] [11] [16] Убийство вызвало беспокойство как среди элиты, так и среди населения, которое опасалось, что равновесие, установленное Барджаваном, будет нарушено. Аль-Хаким, однако, смог успокоить их страхи и укрепить свою власть, появившись перед вооруженной толпой у ворот дворца, оправдывая свои действия тем, что они вполне соответствуют его правам как халифа, и осуждая Барджавана как заговор против него, одновременно апеллируя к люди, которые помогали ему в его молодости и неопытности. [9] Аль-Хаким теперь сам взял на себя бразды правления, хотя он позаботился о том, чтобы обеспечить преемственность, сохранив Фахда ибн Ибрагима на посту главы бюрократии. Тем не менее, на протяжении всего своего правления халиф стремился ограничить власть своих визирей и часто менял их; кроме того, он без колебаний начал чистки среди высшего чиновничества, жертвами которых стали несколько важных чиновников. Как пишет Фархад Дафтари , Барджаван был всего лишь первым в «длинном списке вазиров , васитов , командиров и других высокопоставленных лиц», погибших по приказу аль-Хакима. [17] [18]
Барджаван был известен как «человек со вкусом и любитель удовольствий этого мира» (Б. Льюис) — после его смерти, по словам Ибн Халликана, в его гардеробе «была тысяча брюк дабика, тысяча шелковых тикок [поясов] и огромное количество одежды, мебели, музыкальных инструментов, книг и диковинок». Он был покровителем музыкантов и поэтов, которые часто бывали в его доме. В его честь была названа улица в Каире, которая сохранилась до сих пор в 13 веке. [1] [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с МакГакин де Слейн 1843 , стр. 253.
- ^ Перейти обратно: а б с Льюис 1960 , с. 1041.
- ^ Перейти обратно: а б Бретт 2001 , с. 418.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 327.
- ^ Дафтари 1990 , стр. 186–187.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 327–328.
- ^ Перейти обратно: а б с Листы 1990 , с. 187.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кеннеди 2004 , с. 328.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Льюис 1960 , с. 1042.
- ^ Лев 1991 , стр. 25-26.
- ^ Перейти обратно: а б Живой 1991 , стр. 26.
- ^ Дак 1961 , стр. 297–298.
- ^ Дак 1961 , стр. 298–300.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 328–329.
- ^ Дафтари 1990 , стр. 187–188.
- ^ Дафтари 1990 , с. 188.
- ^ Лев 1991 , стр. 26-27.
- ^ Дафтари 1990 , с. 190.
Источники
[ редактировать ]- Бретт, Майкл (2001). Возвышение Фатимидов: мир Средиземноморья и Ближнего Востока в четвертом веке хиджры, десятом веке нашей эры . Средневековое Средиземноморье. Том. 30. Лейден: Брилл. ISBN 9004117415 .
- Дак, Мариус (1961). «Арабские источники византийской истории на рубежах X и XI веков» . Обзор византийских исследований . 19 : 284–314. дои : 10.3406/rebyz.1961.1264 .
- Дафтари, Фархад (1990). Исмаилиты: их история и доктрины . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-37019-6 .
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Лев, Яаков (1991). Государство и общество в Фатимидском Египте . Лейден: Брилл. ISBN 9789004093447 .
- Льюис, Б. (1960). «Бардджаван» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж.Х .; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 1041–1042. OCLC 495469456 .
- МакГакин де Слейн, Уильям , изд. (1843). Биографический словарь Ибн Халликана, переведенный с арабского Бн. Уильям МакГакин де Слейн, Том. Я. Париж: Фонд восточных переводов Великобритании и Ирландии.