Миграция
Кутама относящееся ( берберский : Ikutamen ; арабский : كتامة ) — берберское племя в северном Алжире, к берберской конфедерации Баварцев . Кутама засвидетельствована гораздо раньше, в форме Koidamousii греческим географом Птолемеем . [1]
Кутама сыграла ключевую роль в создании Фатимидского халифата (909–1171), сформировав основную часть армии Фатимидов, которая в конечном итоге свергла Аглабидов , контролировавших Ифрикию , и которая затем продолжила завоевание Египта , Судана , [2] Хиджаз и Южный Левант в 969–975 гг. Кутама оставалась одной из опор армии Фатимидов вплоть до 11 века.
Древняя история
[ редактировать ]Кутама засвидетельствована в форме Koidamousii греческим географом Птолемеем , чьи африканские документы, кажется, датируются 100-110 годами. Они находились тогда в районе реки Ампсага ( уэд эль-Кебир ) в Цезарской Мавретании . Он размещает их выше по течению от племени Хитуаэ и ниже по течению от племени Тодукаэ , которые сами расположены недалеко от истоков реки. [3] Во втором веке они вошли в состав племенной конфедерации Баваров , что доставляло тяжёлые времена римской власти как в Мавретании Кесарийской, затем в Ситифиане после 303 г., так и в Нумидии . Эта политическая и военная оппозиция не помешала определенной латинизации , по крайней мере, пунктуально, таким образом, созданию важной вехи республики Вахартаненсиум , вероятно, связанной с необходимостью пересечения дороги через массив, что почти не засвидетельствовано до правления Адриана . В 411 году их главный город Черамуса или Ceramudensis plebsis считается резиденцией епископства. занимал некий Монтан из Чедамуса Это же епископское место в эпоху вандализма . В VI веке, во время византийского правления, Кутама засвидетельствована христианской надписью, где король Укутумани - берберский префикс u- указывает на происхождение - упоминается на латыни Dei servus (раб Божий). Эта надпись была обнаружена на перевале Фдулес, к югу от Игилгили , на одном из последних перевалов перед спуском в Милевум. . [4]
Постклассическая история
[ редактировать ]Ранняя исламская история
[ редактировать ]Самые старые отчеты о мусульманском завоевании Магриба , Ибн Абд аль-Хакам и Халифа ибн Хайят , не говорят о них больше, чем аль-Якуби (ум. 897) и Ибн аль-Факих (ум. после 903 г. ). ). Их имя впервые появляется среди других берберских племен в аль-Масалике Ибн Хордадбеха (ум. 885). В то время племя не имело большого значения.
Кутама, вероятно, приняли ислам, сначала как хариджи , незадолго до середины 8-го века. эры, во время захвата Кайруана ибадитами Факт остается фактом: в 757-758 годах нашей , Кутама находился в числе хариджитских войск, в союзе с Абу аль-Хаттабом аль-Маафири и Абд ар-Рахманом ибн Рустамом . Последний, тогдашний губернатор Кайруана, назначил главой его одного из своих, Укайбу. [5]
Аглабидская эпоха
[ редактировать ]Мало что известно о Кутаме до конца восьмого века, после прихода Аглабидов в Кайруан в 789 году. Кутама довольствовались тем, что игнорировали власти Аглабидов и приветствовали солдат-повстанцев в своих недоступных горах. Их большое население и изоляция в горах позволили им не подвергаться никаким притеснениям со стороны этой династии. [5]
Фатимид был
[ редактировать ]Обращение в исмаилизм
[ редактировать ]В конце 9-го века в Мекке в 893/4 году некоторые известные деятели Кутамы встретились с исмаилитским даи Абу Абдаллахом аль-Шии , который привлек их к исмаилитскому шиизму , и сопровождали их по возвращении. . В Икджане, своем главном городе, даи сумели завоевать симпатии населения. [5]
Вероятно, примерно в это же время началась их географическая экспансия. Территория, которую с этого времени занимали Кутама, кажется гораздо более обширной, чем она была во времена Римской империи; затем он охватывал северные горные хребты, простирающиеся от Бужи до Константина , которые аль-Бакри называет Джабаль Кутама , «горы Кутамы». Эта территория, ограниченная на западе страной Зуауа (Кабылия Джурджура, долина Сумам и регион Беджая), простиралась на юг до Сетифа , Милы , Константина, Колло и Джиджеля . В его состав вошли Малая Кабилия , массив Колло , часть цепи Бибанс, горы Ферджиуа, нумидическая цепь. Этот район имеет чрезвычайно пересеченную местность, с крутым берегом, окаймленным лесистыми горами, очень труднодоступными, с крайне редкими перепадами, горы достигают высоты почти 2000 м. Деревни расположены на труднодоступных вершинах и хребтах. Этот регион представляет собой почти неприступную природную крепость. [6] Позже Кутама обосновались южнее, на равнинах. Такое расширение предполагает, что, воспользовавшись слабостью центрального правительства, Кутама воссоздали под своим собственным именем старую Баварскую конфедерацию и расширились на юг, вернув себе окраину высоких равнин, граничащих с южным склоном их гор (Мила , регионы Сетиф и т. д.), территория, благоприятная для выращивания зерновых, которых их предки были лишены во времена Римской империи. [6]
Завоевание Аглабидского эмирата
[ редактировать ]Абу Абдаллах сформировал мощную армию и двинул свои войска против крепостей Аглабидов в Малой Кабилии . Первая атака провалилась: после оккупации Милы в 902 году даи потерпел поражение от сына эмира Ибрагима II , которому, однако, не удалось преследовать его до Икджана. Кутама смогли адаптироваться и составить грозное ополчение. [6] По приказу Абу Абдаллы они взяли Сетиф в 904 году, Белезму в 905 году, затем Бежу , против превосходящих по численности и вооружению армий. В 907/8 году они атаковали ядро Ифрикии . После капитуляции Мескианы и Тебессы они захватили Константина. Абу Абдаллах разгромил армию Зиядат Аллаха III при аль-Урбусе (древний Ларибус ); Аглабиды, побежденные со всех сторон, брошенные своими последователями, бежали на Восток. Победители вошли в Кайруан , пройдя парад в Раккаде в марте 909 года. [7] Даи . объявил амнистию, но распределил добычу между своими войсками Уверенный в победе, он раскрыл имя своего хозяина, Абдаллы аль-Махди Биллаха , и отправился в Сиджилмасу , где его держали, чтобы сопроводить его в Кайруан. По пути войско Кутамы разгромило имамата Рустамида и изгнало ибадитов из Тиарета , которые отправились искать убежища в Садрате, столице оазиса Уаргла . [8]
Подъем к известности при ранних Фатимидах
[ редактировать ]Кутама были опорой и элитой первых армий Фатимидов. [9] Хотя вскоре под знамена Фатимидов стекались и другие берберские племена — особенно большая конфедерация Санхаджа во время правления аль-Мансура би-Насра Аллаха — Кутама продолжали составлять основную часть армий Фатимидов до тех пор, пока Фатимиды не завоевали Египет в 969 году. Их роль в государстве Фатимидов была настолько велика, что Ибн Халдун причислил Фатимидов к берберским династиям, а некоторые историки прослеживают происхождение Фатимидов от кутамских берберов Кабилии и приписывают кутамским берберам создание Фатимидского халифата после завоевания Ифрикии и назначение Абдуллы аль-Махди Биллы халифом. [10] [11] [12] [13] [14] [15] По мнению историка Хайнца Хальма , раннее государство Фатимидов можно сравнить с «гегемонией Кутамы», особенно четырех подплемен Джималы, Лахисы, Малусы и Иджаны. [16] В 948 году халиф аль-Мансур публично заметил, что Бог даровал им превосходство среди всех других народов, поскольку они впервые увидели и приняли истину. [17]
С другой стороны, это господство полуцивилизованной Кутамы вызывало сильное недовольство не только у других берберских племен, но и главным образом у арабов и арабизированных жителей городов. [18] Как пишет Хальм, ситуация была похожа на сценарий, когда «в начале восемнадцатого века в Северной Америке ирокезы , обращенные в католицизм миссионерами- иезуитами , наводнили пуританские провинции Новой Англии , назначили своих вождей губернаторами в Бостоне, Провиденс и Хартфорд, и провозгласил европейца с сомнительной репутацией королем Англии». [18] Высокомерие и поборы Кутамы неизбежно привели к восстаниям в недавно завоеванных владениях Фатимидов, в которых Кутама особенно были выделены и убиты повстанцами. [19]
Отклонить
[ редактировать ]После переноса резиденции халифата в Египет в 973 году большое количество Кутама сопровождало династию на восток. Однако набеги на Левант в 970-х годах выявили недостатки армии, основанной исключительно на кутаме, и с 978 года Фатимиды начали включать в свою армию этнические группы, особенно турок и дайламитов , из восточных исламских земель. [20] В сочетании с растущей сложностью обновления набора рекрутов Кутамы после ок. 987/88 г. , эти события бросили вызов положению Кутамы в армии. После этого между Кутамой и «жителями Востока» ( Машарика ) развернулось ожесточенное соперничество. [21]
В 996 году, после прихода на престол аль-Хакима би-Амра Аллаха , Кутама отказалась признать нового халифа, если только лидер Кутамы аль-Хасан ибн Аммар не [ оспаривается – обсуждаем ] был назначен визирем . Это было сделано, но откровенно проберберский режим Ибн Аммара быстро оттолкнул других членов элиты, и год спустя он был свергнут. [22] [23] Наконец, когда аль-Хаким взял на себя бразды правления в 1000 году, он начал чистку фатимидской элиты, в ходе которой Ибн Аммар и многие другие видные деятели Кутамы были казнены. [24]
После этого позиции Кутамы неуклонно ухудшались. [25] так что в ноябре 1025 года во время официального смотра некогда многочисленные и гордые Кутама вынуждены были требовать хлеба, чтобы утолить голод. [26] Вскоре после этого они не смогли в кратчайшие сроки мобилизовать даже 100 всадников. [27] С другой стороны, персидский путешественник Насир Хосров упоминает, что во время его визита в Египет в 1047 году было 20 000 всадников Кутамы. [25]
Во время хаоса 1062–1073 годов Кутама объединились с Суданом против турок и дайламитов. [25] Последние остатки Кутамы были исключены из армии Фатимидов после того, как Бадр аль-Джамали пришел к власти в 1073 году. [25]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Реестр провинций и городов Африки, изд. и транс. С. Лансель, Виктор де Вита, Belles Lettres, Париж, 2002, с. 270, Ситиф., № 29. Птолемей, География, IV, 2, 5, изд. К. Мюллер.
- ^ «Салах ад-Дин и заговоры Фатимидов (3) Заговор суданских солдат » . www.alrased.net . Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ Дезанж 2008 , с. 4269.
- ^ Лапорт 2005 , стр. 4179–4181.
- ^ Jump up to: а б с Лапорт 2005 , с. 4181.
- ^ Jump up to: а б с Лапорт 2005 , с. 4182.
- ^ Лапорт 2005 , с. 4183.
- ^ Левицкий 1988 , стр. 298.
- ^ Бешир 1978 , с. 38.
- ^ Африканская внешняя политика и дипломатия от древности до 21 века, Том 11: стр. 92
- ^ Атлас истории Африки, автор JD FageFage: стр. 11
- ^ Энциклопедия культур и повседневной жизни Worldmark: Африка: стр. 329
- ^ Алжир, страновое исследование Американского университета (Вашингтон, округ Колумбия). Зарубежные исследования: стр. 15.
- ^ Бешир 1978 , стр. 37–38.
- ^ Лев 1987 , стр. 344, 345.
- ^ Хальм 1991 , стр. 162.
- ^ Хальм 1991 , стр. 162, 293.
- ^ Jump up to: а б Хальм 1991 , стр. 158.
- ^ Хальм 1991 , стр. 158–162, 187.
- ^ Лев 1987 , стр. 344, 345–346.
- ^ Лев 1987 , стр. 344, 346.
- ^ Лев 1987 , стр. 344–346.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 178–179.
- ^ Лев 1987 , стр. 345–346.
- ^ Jump up to: а б с д Бешир 1978 , с. 39.
- ^ Лев 1987 , стр. 346.
- ^ Лев 1987 , стр. 347.
Источники
[ редактировать ]- Бассет, Рене (1986). «Старение» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Льюис, Б. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том V: Кхе-Махи . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 540. ИСБН 978-90-04-07819-2 .
- Бешир, Б. (1978). «Военная организация Фатимидов». Дер Ислам . 55 (1): 37–56. дои : 10.1515/islm.1978.55.1.37 . ISSN 0021-1818 . S2CID 162316006 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Десанж, Ж. (2008). «Коидамусии» . В Шейкере, Салем (ред.). Берберская энциклопедия . Полет. 28-29 | Киртесии – Борьба. Экс-ан-Прованс: Эдисуд. ISBN 9782744907074 .
- Хальм, Хайнц (1991). : Возвышение Фатимидов ( Империя Махди на немецком языке). Мюнхен: CH Бек. ISBN 3-406-35497-1 .
- Лапорт, Ж.-П. (2005). «Кетама, Кутама» . В Салеме, Шейкер (ред.). Берберская энциклопедия . Полет. 27 | Кайруан – Кифан Бель-Гомари. Экс-ан-Прованс: Эдисуд. ISBN 9782744905384 .
- Лев, Яаков (1987). «Армия, режим и общество в Фатимидском Египте, 358–487 / 968–1094». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 19 (3): 337–365. дои : 10.1017/s0020743800056762 . JSTOR 163658 . S2CID 162310414 .
- Левицкий, Т. (1988). Эль Фаси, М.; Грбек, Иван (ред.). Африка с седьмого по одиннадцатый век . ЮНЕСКО. ISBN 978-92-3-101709-4 .