Династия Аглабидов
Династия Аглабидов | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
800–909 | |||||||||
Статус | Вассал Аббасидского халифата | ||||||||
Капитал | Кайруан , с королевским двором по адресу: [1] [2]
| ||||||||
Общие языки | арабский | ||||||||
Религия | Суннитский ислам ( ханафит , мутазилиты ) | ||||||||
Правительство | |||||||||
Эмир | |||||||||
• 800–812 | Ибрагим I ибн аль-Аглаб ибн Салим | ||||||||
• 903–909 | Абу Мудхар Зиядат Аллах III ибн Абдулла | ||||||||
История | |||||||||
• Учредил | 800 | ||||||||
• Свергнут Фатимидами | 909 | ||||||||
• Упразднено | 909 | ||||||||
Валюта | Аглабидский динар [6] | ||||||||
|
Исторические арабские государства и династии |
---|
История Туниса |
---|
Портал Африки • Исторический портал |
История Алжира |
---|
Династия Аглабидов ( араб . الأغالبة ) была арабской династией с центром в Ифрикии с 800 по 909 годы, которая завоевала части Сицилии , Южной Италии и, возможно , Сардинии , номинально как вассалы Аббасидского халифата . [7] Аглабиды были из Наджди племени Бану Тамим и придерживались мутазилитов рационалистической доктрины в рамках ханафитского суннитского ислама , которую они навязали в качестве государственной доктрины Ифрикии. [8] : 57 Они правили до 909 года, когда были завоеваны новой властью Фатимидов .
История
[ редактировать ]Независимость и консолидация
[ редактировать ]В 800 году аббасидский халиф Харун ар-Рашид назначил Ибрагима I ибн аль-Аглаба , сына хорасанского арабского полководца из племени Бану Тамим , [9] [10] в качестве потомственного эмира Ифрикии в ответ на анархию, царившую в этой провинции после падения Мухаллабидов . В то время около 100 000 арабов в Ифрикии проживало , хотя берберы по-прежнему составляли подавляющее большинство. [11] Большинство арабских иммигрантов прибыли из Сирии и Ирака , которые Магриба . с самого начала постоянно приносили значительное количество мигрантов в регион [12]
Ибрагим должен был контролировать территорию, которая включала территории, которые сейчас являются восточным Алжиром , Тунисом и Триполитанией . [13] Территория, предоставленная Ибрагиму, не была разграничена, поскольку теоретически она охватывала весь Магриб к западу от Киренаики , включая любые недавно завоеванные территории. [12] Несмотря на независимость во всем, кроме названия, его династия никогда не переставала признавать власть Аббасидов. Аглабиды платили ежегодную дань в размере 800 000 дирхамов аббасидскому халифу, и их сюзеренитет упоминался в хутбе во время пятничных молитв . [12]
После умиротворения страны Ибрагим ибн аль-Аглаб основал резиденцию в новой столице аль-Аббасия , основанной недалеко от Кайруана в 800 г. [14] и построен между 801 и 810 годами. [15] Это было сделано отчасти для того, чтобы дистанцироваться от оппозиции маликитских юристов и богословов, осуждавших то, что они считали роскошной жизнью Аглабидов (не говоря уже о том, что Аглабиды были мутазилитами в теологии, а ханафитами в фикхе ). и не любил неравное обращение с берберами-мусульманами. [16] пограничные укрепления, такие как рибаты Кроме того, были созданы , в том числе в прибрежных городах, таких как Сус (Сузы) и Монастир . Аглабиды также наладили орошение территории и улучшили общественные здания и мечети Ифрикии. [13] Рабы были получены через транссахарскую торговлю , через средиземноморскую торговлю и в результате набегов на другие земли, такие как Сицилия и Италия. [15]
Армия Аглабидов состояла из двух основных элементов. Первыми были джунды , или арабские войска, произошедшие от арабских соплеменников, участвовавших в первых мусульманских завоеваниях Северной Африки. [15] Другая часть армии была набрана из рабов, частично для того, чтобы уравновесить мощь джунда . Было зарегистрировано, что 5000 черных рабов- занджей находились в Аббасии в составе ее гарнизона. [15] При Зиядат Аллахе I (годы правления 817–838) произошло восстание арабских войск ( джунд ) в 824 году, последний, но наиболее серьезный эпизод противостояния между ними и аглабидскими эмирами. [17] [8] : 55 Восстание возглавил полководец по имени Мансур ибн Наср ат-Тунбуди, владевший крепостью недалеко от Туниса. К сентябрю 824 года повстанцы заняли Тунис и Кайруан, но через месяц Аглабидам удалось отбить их у Кайруана и убить Мансура. Другой вождь, Амир ибн Нафи, взял на себя руководство повстанцами и нанес серьезное поражение силам Зиядат Аллаха. В конце концов, эмир смог одержать верх с помощью ибадских берберов из региона Нафваза и окончательно подавил восстание в 827 году. [17] [8] : 55
В 838/839 году (224 г. хиджры ) юго-западная провинция Кастилия ( регион Джерид ), в основном населенная мусульманами- ибадитами , подняла восстание. [18] что побудило Аглабидов в том же году отбить Тозер , его главный город. [19]
Завоевание Сицилии
[ редактировать ]В 827 году, вскоре после того, как Зиядат Аллах разгромил восстание, началось завоевание Сицилии Аглабидами . Асад ибн аль-Фурат , кади из Кайруана. Командующим силами Аглабидов был назначен [20] [21] : 135–136 Поводом для этого вторжения было внутреннее восстание на Византийской Сицилии, возглавляемое военачальником по имени Евфимий, который просил поддержки у Аглабидов. [22]
Несмотря на политические разногласия и соперничество между Аглабидами, служившими под началом Аббасидского халифата , и Кордовским эмиратом Омейядов , мусульмане Аль-Андалуса (на Пиренейском полуострове ) также послали флот под командованием Асбы ибн Вакиля, чтобы помочь завоеванию Аглабидов. Сицилии. Ибн Касир записал, что присутствовал объединенный отряд из 300 кораблей Омейядов и Аглабидов. [23] Аглабидскому гарнизону в Минео удалось войти в контакт с андалузскими Омейядами, которые немедленно согласились на союз при условии, что Асба будет признан главнокомандующим, и вместе со свежими войсками из Ифрикии двинулись на Минео. Феодот [ ВОЗ? ] отступили к Энне, и осада Минео была прорвана в июле или августе 830 г. [24] [25] [26] [ нужна полная цитата ] Объединенная ифрикийская и андалузская армия затем сожгла Минео и осадила другой город, возможно, Каллониану (современная Баррафранка ). Однако в их лагере разразилась чума, в результате которой погиб Асба и многие другие. Город пал позже, осенью, но численность арабов была настолько истощена, что они были вынуждены покинуть его и отступить на запад. Теодот начал преследование и нанес тяжелые потери, после чего большая часть андалузцев покинула остров. Однако в это время погиб и Феодот, возможно, в одной из таких стычек. [27] [28] [ нужна полная цитата ]
Завоевание Сицилии происходило медленно и неравномерно, продвигаясь примерно с запада на восток в ходе многочисленных кампаний на протяжении многих лет. [29] [30] Палермо был завоеван в 831 году и стал столицей мусульманского правления на острове и базой для дальнейших завоеваний. [30] [31] Мессина была осаждена и захвачена в 842 или 843 году, возможно, при поддержке некоторых неаполитанцев , и стала базой для дальнейших кампаний на материковой части Италии . [32] : 26 [33] [34] Сиракузы были захвачены в 878 году. [30] Завоевание острова не было полностью завершено до 902 года, когда Таормина . была завоевана [30] [35] : 107 Однако даже после этого некоторые участки местного византийского/христианского сопротивления продолжались до 967 года, спустя много времени после того, как династия Аглабидов закончилась. [29] [36] : 207
Итальянский полуостров
[ редактировать ]Даже когда завоевание Сицилии продолжалось, Аглабиды начали кампанию на материковой части Италии. Их вторжения в Калабрию и Апулию , а также нападения на другие острова центрального Средиземноморья , вероятно, были предприняты как продолжение завоевания Сицилии с целью помочь последней путем нападения на другие византийские позиции в регионе. [37] : 476 [38] : 208 Первые крупные экспедиции на полуостров состоялись между 835 и 843 годами. [38] : 208 Амантея была взята в 839 или 846 году и оккупирована до 886 года, когда ее снова захватили византийцы. [38] : 208 [39] : 249 Таранто был захвачен в 840 году и оккупирован до 880 года. [38] : 208 Бари был захвачен мусульманами то ли в 840, то ли в 847 году. [37] В 846 году на Рим совершили набег мусульманские войска , хотя нет уверенности, что налетчики прибыли с территории Аглабидов. [40] : 26 [41] : 122 Еще одно нападение на Рим произошло в 849 году, что привело к крупному морскому сражению возле Остии , в ходе которого был уничтожен флот мусульманских кораблей, что положило конец наступлению мусульман на полуостров. [32] : 35 [34]
Многие из мусульманских сил, действовавших на полуострове или оккупировавших некоторые его города, похоже, имели лишь слабую преданность династии Аглабидов. [40] : 49 даже поступали на службу к Неаполю или местным правителям Ломбардии . Некоторые мусульманские наемники в разное время [40] : 19–26, 49–54 Например, первые мусульманские оккупанты Бари, судя по всему, служили наемниками Радельчиса I из Беневенто . Эмират Бари , существовавший с 847 по 871 год. [38] : 209 были свои правители, отношения которых к Аглабидам точно не известны. [37]
Мальта, Сардиния и Корсика
[ редактировать ]В другом месте центрального Средиземноморья Аглабиды завоевали остров Мальту в 870 году. [42] : 208 Они также нападали или совершали набеги на Сардинию и Корсику . [9] [43] : 153, 244 В некоторых современных источниках говорится, что Сардиния перешла под контроль Аглабидов около 810 года или после начала завоевания Сицилии в 827 году. [44] [45] [46] [47] Историк Коррадо Зедда утверждает, что в период Аглабидов на острове проживало мусульманское присутствие, возможно, это был ограниченный плацдарм вдоль побережья, который насильственно сосуществовал с местным византийским правительством. [48] Историк Алекс Меткалф утверждает, что имеющиеся доказательства какой-либо мусульманской оккупации или колонизации острова в этот период ограничены и неубедительны, и что нападения мусульман ограничивались набегами. [43] По словам Фабио Пинны, большинство сардинских историков и археологов, изучающих этот период истории острова, пришли к такому же выводу, отрицая факт мусульманского завоевания и оккупации Сардинии из-за недостаточности подтверждающих доказательств из археологии и местных исторических записей. [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55]
Апогей в Ифрикии
[ редактировать ]Экспансионная кампания на Сицилию, которую Зиядат Аллах начал сразу после подавления джундского восстания, начавшегося в 824 году, дала беспокойным арабским войскам Ифрикии новый выход для их военной энергии. Это также принесло новые доходы государству Аглабидов. [56] Внутри страны эмиры Аглабидов столкнулись с серьезной критикой со стороны Малики религиозных ученых , которые имели большое влияние как религиозная элита в регионе. Они решили эту проблему, вовлекая ученых Малики в орбиту государства и предоставляя им назначения на высокие религиозные должности. Они также противодействовали критике своего богатства и привилегий, публично раздавая милостыню бедным и спонсируя строительство и расширение мечетей. [8] : 55–58 Все эти факторы привели к большей внутренней стабильности и миру в Ифрикии после 827 года. [56] [8] : 58 Сельское хозяйство и транссахарская торговля получили дальнейшее развитие при правлении Аглабидов, что привело к экономическому росту и росту городского населения. [8] : 58
Царство Аглабидов достигло своего апогея при Ахмаде ибн Мухаммаде аль-Аглаби (856–863). [ нужна ссылка ] Ифрикия была значительной экономической державой благодаря плодородному сельскому хозяйству, чему способствовало расширение римской ирригационной системы. Он стал центром торговли между исламским миром, Византией и Италией, особенно прибыльной работорговли. Кайруан стал самым важным центром обучения в Магрибе , особенно в области теологии и права , а также местом сбора поэтов. [ нужна ссылка ] Эмиры Аглабидов спонсировали строительные проекты, в частности, восстановление Великой мечети Кайруана , и королевство разработало архитектурный стиль, сочетающий в себе аббасидскую и византийскую архитектуру. [57] В 876 году Ибрагим II ибн Ахмад перенес свою резиденцию из аль-Аббасии в основанный им новый город-дворец, названный Раккада . В новом городе были мечеть, бани , рынок и несколько дворцов. Всю оставшуюся жизнь Ибрагим II проживал во дворце под названием Каср аль-Фатх ( араб . قصر الفتح , букв. «Дворец Победы»), который также оставался резиденцией его преемников (за исключением некоторых периодов, когда они переезжали в Тунис). [58]
Упадок и падение
[ редактировать ]Упадок династии начался при Ибрагиме II (875–902). Пришлось отразить нападение Тулунидов на Египет и подавить восстание берберов с большими человеческими жертвами. [ нужна ссылка ] берберов началось В 893 году среди кутамских движение исмаилитов - фатимидов во главе с Абу Абдаллахом аш-Шии , даи будущего халифа Абдаллы аль-Махди , хотя прошло почти десятилетие, прежде чем они смогли серьезно угрожать власти Аглабидов. [35]
В 902 году Ибрагим II стал единственным эмиром Аглабидов, лично возглавившим военную кампанию на Сицилии и материковой части Италии. [41] : 119 Находясь на Сицилии, Абу Абдаллах нанес первый значительный удар по власти Аглабидов в Северной Африке, напав и захватив город Мила (современный восточный Алжир). Эта новость вызвала серьезную реакцию со стороны Аглабидов, которые в октябре того же года отправили из Туниса карательную экспедицию в 12 тысяч человек. Силы Абу Абдаллы были вынуждены покинуть свою базу в Тазруте и вновь обосноваться в Икджане . [35] : 106–107
Ибрагим II умер в октябре 902 года во время осады Козенцы в Италии, и ему наследовал Абдалла II . 27 июля 903 года Абдалла был убит, и к власти пришел его сын Зиядат Аллах III , обосновавшийся в Тунисе. [35] : 107–108 Эти внутренние проблемы Аглабидов дали Абу Абдалле возможность отбить Милу, а затем к октябрю или ноябрю 904 года захватить Сетиф . [35] : 108 [8] : 61 Дальнейшие попытки Аглабидов подавить его движение не имели большого успеха. В 907 году, в ответ на растущую угрозу, Зиядат Аллах III перенес свой двор обратно в Раккаду, которую он укрепил. [35] : 109–111 Позже, в 907 году, сильно укрепленный город Багайя , находившийся на южной римской дороге между Ифрикией и центральным Магрибом, пал под властью Кутамы. [35] : 112–113 Это открыло дыру в более широкой оборонительной системе Ифрикии и вызвало панику в Раккаде. Зиядат Аллах III усилил антифатимидскую пропаганду, набрал добровольцев и принял меры по защите слабо укрепленного города Кайруан. [35] : 113–115 В 908 году он лично возглавил свою армию в нерешительной битве против армии Кутамы возле Дар-Мадьяна (вероятно, между Сбейтлой и Кассерином ), в которой ни одна из сторон не одержала верх. Зимой 908-909 годов Абу Абдаллах завоевал регион вокруг Шотт-эль-Джерида . Контратака Аглабидов на Багаю провалилась. [35] : 115–117
25 февраля 909 года Абу Абдалла выступил из Икджана с армией в 200 000 человек для последнего вторжения в Кайруан. Оставшаяся армия Аглабидов во главе с аглабидским принцем по имени Ибрагим ибн Аби аль-Аглаб встретила их возле аль-Арибуса 18 марта. Битва продолжалась до полудня, когда отряд всадников Кутамы обошел армию Аглабидов и, наконец, вызвал бегство. [35] : 118 Когда новости о поражении достигли Раккады, Зиядат Аллах III собрал свои ценные сокровища и бежал в Египет. Население Кайруана разграбило заброшенные дворцы Раккады. Когда Ибн Аби аль-Аглаб прибыл на место происшествия после своего поражения, он призвал население оказать отчаянное сопротивление, но оно отказалось. [35] : 119–120 25 марта 909 года (суббота, 1 раджаба 296 года) Абу Абдалла вошел в Раккаду и поселился здесь. В том же году его войска забрали фатимидского халифа Абдаллу аль-Махди из Сиджилмасы (в западном Магрибе) и доставили его в Ифрикию, основав таким образом Фатимидский халифат. [35] : 119–120 [59]
Религия
[ редактировать ]Аглабиды придерживались мутазилитского богословского движения внутри ханафитского суннитского ислама . Аглабиды приняли рационалистическую доктрину мутазилитов после того, как она стала официальной доктриной Аббасидского во время халифата Багдада правления халифа Аль-Мамуна (813–833). Официализация этой доктрины столкнулась с сильным сопротивлением со стороны маликитского большинства Ифрикии, особенно из-за неприятия мутазилитами ортодоксальной веры в то, что Коран был вечным словом Бога и, следовательно, несотворен . Хотя Аглабиды признавали политическое влияние религиозных лидеров Малики , они не могли и не желали менять свою правительственную систему в соответствии со своими убеждениями. [8] : 57 Кади (судья ) Кайруана придерживался ханафитской школы и поддерживал концепцию Хальк аль-Корана (сотворенности Корана). Аглабиды неизменно отдавали предпочтение иракцам как своим судьям более высокого ранга, в то время как визири были связаны со школой Малики. [60]
Тем не менее, Аглабиды смогли укрепить свой религиозный авторитет и противостоять критике, направленной против них. Некоторые маликиты подвергались преследованиям за отказ от мутазилитских верований, например Сахсун, который подвергался преследованиям во время правления Мухаммеда I ибн аль-Аглаба (841–856) за отказ от мутазилитской концепции создания Корана. Аглабиды также проявили большую щедрость в расходах на религиозные здания, такие как мечеть Аль-Зайтуна , которую они реконструировали к 864 году. [8] : 57
Будучи мусульманами-суннитами, Аглабиды были вассалами аббасидских халифов Багдада, олицетворяя влияние и присутствие Аббасидов на всей территории Ифрикии. Аглабиды поддерживали натянутые отношения с Рустамидов Тахерта династией , придерживавшейся хариджитской секты Ибади . Их отношения с династией Идрисидов в Фесе всегда были напряженными, поскольку Идрисиды были зайдитскими шиитами, имевшими экспансионистские амбиции в отношении относительно слабого государства Рустамидов. Более того, Аглабиды занимали враждебную позицию по отношению к Омейядам в Кордовском эмирате . [61]
Архитектура
[ редактировать ]Аглабиды были крупными строителями и возвели многие из старейших памятников исламской эпохи на территории современного Туниса, в том числе военные сооружения, такие как Рибат в Суссе и Рибат в Монастире , религиозные здания, такие как Великая мечеть Суса и Великая мечеть Сфакса , а практическая инфраструктура работает, как Аглабидские водохранилища в Кайруане. [62] Большая часть их архитектуры, даже мечети, имела тяжелый и почти крепостной вид, но, тем не менее, они оставили влиятельное художественное наследие. [62] [63] [64]
Одним из важнейших памятников Аглабидов является Великая мечеть Кайруан, которая была полностью перестроена эмиром Зиядат Аллахом I в 836 году, хотя позднее были произведены различные дополнения и ремонты, усложняющие хронологию ее строительства. [62] Мечеть имеет огромный прямоугольный двор , большой молитвенный зал в гипостиле и толстый трехэтажный минарет (башню, с которой призыв к молитве раздавался ). Минарет является старейшим из сохранившихся в Северной Африке, и его форма, возможно, была создана по образцу существующих римских маяков . [65] [66] Михраб (ниша , символизирующая направление молитвы ) молитвенного зала относится к числу старейших образцов такого рода, богато украшен мраморными панелями с резными горельефными растительными мотивами и керамическими плитками с надглазурью и глянцем . [62] [67] Рядом с михрабом находится старейший сохранившийся минбар (кафедра) в мире, сделанный из из тикового дерева панелей с богатой резьбой. Считается, что резные панели минбара и керамические плитки михраба были импортированы из Аббасидского Ирака . [62] Элегантный купол перед стеной михраба является архитектурной изюминкой этого периода. Ее легкая конструкция контрастирует с громоздкой конструкцией окружающей мечети, а барабан купола искусно украшен фризом из глухих арок , прорезями, вырезанными в форме ракушек, и резными барельефов . мотивами [62]
Мечеть Ибн Хайруна (также известная как «Мечеть Трех дверей») имеет внешний фасад с резными куфическими надписями и растительными мотивами , который некоторые ученые называют старейшим украшенным внешним фасадом в исламской архитектуре. [63] и который может содержать старейшую фундаментальную надпись, в которой говорится, что строительство мечети принадлежало частному лицу (а не правителю). [68] Мечеть аль-Зайтуна в Тунисе, основанная ранее около 698 года, также обязана своим нынешним видом аглабидскому эмиру Абу Ибрагиму Ахмаду (годы правления 856–863). [69] [70] : 38
Аглабидские правители
[ редактировать ]- Ибрагим I ибн аль-Аглаб ибн Салим (800–812)
- Абдаллах I ибн Ибрагим (812–817)
- Зиядат Аллах I ибн Ибрагим (817–838)
- аль-Аглаб Абу Икал ибн Ибрагим (838–841)
- Абу 'л-Аббас Мухаммад I ибн аль-Аглаб Аби Аффан (841–856)
- Ахмад ибн Мухаммад аль-Аглаби (856–863)
- Зиядат Аллах II ибн Абиль-Аббас (863)
- Абу аль-Гараник Мухаммад II ибн Ахмад (863–875)
- Абу Исхак Ибрагим II ибн Ахмад (875–902)
- Абу 'л-Аббас Абдаллах II ибн Ибрагим (902–903)
- Абу Мудхар Зиядат Аллах III ибн Абдулла (903–909)
Генеалогическое древо
[ редактировать ]Генеалогическое древо династии Аглабидов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
См. также
[ редактировать ]- Битва при Ману
- История средневекового Туниса
- История ислама на юге Италии
- Список суннитских династий
- История Алжира
- История Ливии
- Военно-морской флот раннего Халифата
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Мазо, Сибилла (2011). «Тунис и Египет: Аглабиды и Фатимиды». В Хаттштайне, Маркус; Делиус, Питер (ред.). Ислам: искусство и архитектура . хфулльманн. стр. 131, 136–137. ISBN 978-3848003808 .
- ^ Андерсон, Глэр Д.; Фенвик, Коризанда; Россер-Оуэн, Мариам, ред. (2018). «Аглабиды и их соседи: Введение». Аглабиды и их соседи: искусство и материальная культура в Северной Африке девятого века . Брилл. п. 2. ISBN 978-90-04-35566-8 .
- ^ Нейлор, Филипп К. (2006). Исторический словарь Алжира . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 58. ИСБН 978-0-8108-6480-1 .
- ^ Ливия. Эд. Английский - Энтони Хэм
- ^ Фриман-Гренвилл, Гревилл Стюарт Паркер; Манро-Хей, Стюарт Кристофер (2006). Ислам: иллюстрированная история . Издательство Блумсбери США. п. 57. ИСБН 978-1-4411-6533-6 .
- ^ Логистика войны в эпоху крестовых походов: материалы семинара - Джон Х. Прайор, с. 187 [1]
- ^ «Аглабиды и их соседи: искусство и материальная культура девятого века» . Аглабиды и Северная Африка . Мариам Россер Оуэн и редактор Глэр Д. Андерсон, Коризанда Фенвик. 2019. ISBN 978-9004356047 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Абун-Наср, Джамиль (1987). История Магриба в исламский период . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521337674 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Босворт, Клиффорд Эдмунд (1996). «Аглабиды» . Новые исламские династии . Издательство Колумбийского университета. п. 31. ISBN 978-0-231-10714-3 .
- ^ Кеннеди, Хью (2018). «Происхождение Аглабидов» . В Андерсоне, Глэр Д.; Фенвик, Коризанда; Россер-Оуэн, Мариам (ред.). Аглабиды и их соседи: искусство и материальная культура в Северной Африке девятого века . Брилл. п. 34. ISBN 978-90-04-35566-8 .
- ^ Жюльен, Histoire de L'Afrique du Nord (Париж: Payor 1931; переработано де Турно 1952), переведено как История Северной Африки (Лондон: Routledge & Kegan Paul 1970; Нью-Йорк: Praeger 1970) на 42.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ларуи, Абдалла (1977). История Магриба: интерпретативный очерк . Издательство Принстонского университета. стр. 116–117. ISBN 978-1-4008-6998-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гольдшмидт, Артур (2002). Краткая история Ближнего Востока . Боулдер, Колорадо: Westview Press. стр. 79 . ISBN 0-8133-3885-9 .
- ^ Андерсон, Глэр Д.; Фенвик, Коризанда; Россер-Оуэн, Мариам, ред. (2018). "Введение" . Аглабиды и их соседи: искусство и материальная культура в Северной Африке девятого века . Брилл. стр. 2–3, 18. ISBN. 978-90-04-35566-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Лев, Яаков (1991). Государство и общество в Фатимидском Египте (Том 1 по арабской истории и цивилизации. Исследования и тексты: изд. 0925–2908). Брилл. стр. 4–5. ISBN 9004093443 .
- ^ Сайед, Музаффар Хусейн; Ахтар, Сайед Сауд; Усмани, Б.Д. (2011). Краткая история ислама . Индия: Vij Books. п. 144. ИСБН 9789382573470 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кеннеди, Хью (2018). «Происхождение Аглабидов» . В Андерсоне, Глэр Д.; Фенвик, Коризанда; Россер-Оуэн, Мариам (ред.). Аглабиды и их соседи: искусство и материальная культура в Северной Африке девятого века . Брилл. п. 47. ИСБН 978-90-04-35566-8 .
- ^ Деспуа, Ж. (1965). «Дджарид» . В Льюисе, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 463. OCLC 495469475 .
- ^ Превост, Вирджиния (3 декабря 2012 г.). «Ставки битвы при Ману (283/896)» . Обзор мусульманских миров и Средиземноморья (на французском языке) (132): 75–90. дои : 10.4000/remmm.7825 . ISSN 0997-1327 .
- ^ Меткалф, Алекс (2021). «Италия, ислам в домодернистском стиле». Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три . Брилл. ISSN 1873-9830 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Меткалф, Алекс (2021). «Ранние мусульманские набеги на византийскую Сардинию». В Меткалфе, Алекс; Фернандес-Асевес, Эрвин; Муресу, Марко (ред.). Создание средневековой Сардинии . Брилл. стр. 126–159. ISBN 978-90-04-46754-5 .
- ^ Неф, Анлизе (2018). «Переосмысление сицилийской политики Аглабидов (827–910)» . В Андерсоне, Глэр Д.; Фенвик, Коризанда; Россер-Оуэн, Мариам (ред.). Аглабиды и их соседи: искусство и материальная культура в Северной Африке девятого века . Брилл. стр. 76–87. ISBN 978-90-04-35566-8 .
- ^ Эль-Харейр, Мбайе, Идрис, Раван (2011). Распространение ислама в мире . ЮНЕСКО . п. 441. ИСБН 978-9231041532 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Бери (1912), с. 304
- ^ Тредголд (1988), стр. 273–274.
- ↑ Vasiliev (1935), pp. 127–128
- ^ Тредголд (1988), с. 274
- ↑ Vasiliev (1935), pp. 128–129
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Меткалф, Алекс (2021). «Италия, ислам в домодернистском стиле». Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три . Брилл. ISSN 1873-9830 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Дэвис-Секорд, Сара (2017). Где встретились три мира: Сицилия в раннем средневековом Средиземноморье . Издательство Корнельского университета. стр. 77, 535. ISBN. 978-1-5017-1258-6 .
- ^ Бондиоли, Лоренцо М. (2018). «Исламский Бари между Аглабидами и двумя империями». В Андерсоне, Глэр Д.; Фенвик, Коризанда; Россер-Оуэн, Мариам (ред.). Аглабиды и их соседи: искусство и материальная культура в Северной Африке девятого века . Брилл. стр. 470–490. ISBN 978-90-04-35566-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Крейц, Барбара М. (1991). До норманнов: Южная Италия в девятом и десятом веках . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-0543-5 .
- ^ Кляйнхенц, Кристофер (2017). «Мессина» . Возрождение Рутледжа: Средневековая Италия (2004): Энциклопедия – Том II . Рутледж. ISBN 978-1-351-66442-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мазо, Сибилла (2011). «История Аглабидов». В Хаттштайне, Маркус; Делиус, Питер (ред.). Ислам: искусство и архитектура . хфулльманн. п. 131. ИСБН 978-3848003808 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Хальм, Хайнц (1996). Империя Махди: Возвышение Фатимидов . Перевод Боннера, Майкла. Э. Дж. Брилл. ISBN 9004100563 .
- ^ Неф, Анлизе (2021). «Византия и ислам в Южной Италии (7–11 века)» . Спутник Византийской Италии . Брилл. стр. 200–225. ISBN 978-90-04-30770-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бондиоли, Лоренцо М. (2018). «Исламский Бари между Аглабидами и двумя империями». В Андерсоне, Глэр Д.; Фенвик, Коризанда; Россер-Оуэн, Мариам (ред.). Аглабиды и их соседи: искусство и материальная культура в Северной Африке девятого века . Брилл. стр. 470–490. ISBN 978-90-04-35566-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Неф, Анлизе (2021). «Византия и ислам в Южной Италии (7–11 века)» . Спутник Византийской Италии . Брилл. стр. 200–225. ISBN 978-90-04-30770-4 .
- ^ Ваноли, Алессандро (2017). «Калабрия и мусульмане при жизни святого Нила» . В Кростини, Барбара; Мурзаку, Инес Анджели (ред.). Греческое монашество в Южной Италии: жизнь Нила в контексте . Рутледж. стр. 246–257. ISBN 978-1-317-12471-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Крейц, Барбара М. (1991). До норманнов: Южная Италия в девятом и десятом веках . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-0543-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэвис-Секорд, Сара (2017). Где встретились три мира: Сицилия в раннем средневековом Средиземноморье . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-1-5017-1258-6 .
- ^ Неф, Анлизе (2021). «Византия и ислам в Южной Италии (7–11 века)» . Спутник Византийской Италии . Брилл. стр. 200–225. ISBN 978-90-04-30770-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Меткалф, Алекс (2021). «Ранние мусульманские набеги на византийскую Сардинию». В Меткалфе, Алекс; Фернандес-Асевес, Эрвин; Муресу, Марко (ред.). Создание средневековой Сардинии . Брилл. стр. 126–159. ISBN 978-90-04-46754-5 .
- ^ Сеттон, Кеннет Мейер (1969). История крестовых походов . Университет Висконсин Пресс. п. 43. ИСБН 978-0-299-04834-1 .
- ^ Агиус, Дионисий А.; Агиус (1996). Сицилийский арабский Рутледж. п. 27. ISBN 978-0-7103-0497-1 .
- ^ Гудвин, Стефан (2002). Мальта, Средиземноморский мост . Издательская группа Гринвуд. п. 16. ISBN 978-0-89789-820-1 .
- ^ Лия, Дэвид; Роу, Аннамари (2001). Политическая хронология Африки . Тейлор и Фрэнсис. п. 437. ИСБН 978-1-85743-116-2 .
- ^ Зедда, Коррадо (2017). «Пересмотр истории Сардинии между одиннадцатым и двенадцатым веками» . В Хобарте, Мишель (ред.). Спутник истории Сардинии, 500–1500 гг . Брилл. п. 119. ИСБН 978-90-04-34124-1 .
- ^ Пинна, Фабио (30 июня 2010 г.). «Археологические свидетельства, касающиеся отношений между арабами и Сардинией в средние века». РиМе. Журнал Института истории Средиземноморской Европы (на итальянском языке): 11–12. ISSN 2035-794X .
большинство авторов считают, что эти отношения ограничиваются некоторыми военно-морскими вторжениями к побережью Сардинии с исламских территорий Северной Африки и восточной части Пиренейского полуострова, фактически без долгосрочных последствий.
- ^ Распи, Раймондо Хартия (1985). История Сардинии (на итальянском языке). Мурсия. OCLC 462998915 .
- ^ Казула, Франческо Чезаре (1994). История Сардинии (на итальянском языке). Том II. Сассари: редактор Карло Дельфино. ISBN 978-8871380636 . ОСЛК 32106130 .
- ^ Корда, Даниэле (2017). Анджиолильо, Симонетта; Марторелли, Россана; Джуман, Марко; Корда, Антонио Мария; Артиццу, Данила (ред.). «Керамическое производство: местное производство и импорт» ( PDF) . Римская и раннесредневековая Сардиния, история и материалы. Корпус древностей Сардинии, Сассари: Карло Дельфино Эдиторе (на итальянском языке): 279–284.
- ^ Мастино, Аттилио (2017). Анджиолильо, Симонетта; Марторелли, Россана; Джуман, Марко; Корда, Антонио Мария; Артиццу, Данила (ред.). «Римская провинция Сардиния: управление » (PDF) . Римская и раннесредневековая Сардиния, история и материалы. Корпус древностей Сардинии, Сассари: Carlo Delfino Editore (на итальянском языке): 182.
- ^ Лисай, Джанмикеле; Маччиони, Антонио (2021). «Между арабами и судьями» . Краткая история Сардинии (на итальянском языке). Издательство Ньютон Комптон. ISBN 978-88-227-5453-0 .
- ^ Казула, Франческо Чезаре (2001). «Мусульманские вторжения». ДИ.СТО.СА. - Сардинский исторический словарь (на итальянском языке). Сассари: редактор Карло Дельфино. п. 773. ИСБН 88-7138-241-2 . OCLC 51336468 .
На Сардинии не было никаких мусульманских вторжений с целью завладеть островом, за исключением единственного вторжения Мугиахида аль-Амири, вали (=принца) Дении и Балеарских островов, в 1015–1016 гг., целью которого, однако, было превращение его в плацдарм для нападения и оккупации Тосканы и материковой части Италии.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кеннеди, Хью (2018). «Происхождение Аглабидов». В Андерсоне, Глэр Д.; Фенвик, Коризанда; Россер-Оуэн, Мариам (ред.). Аглабиды и их соседи: искусство и материальная культура в Северной Африке девятого века . Брилл. п. 47. ИСБН 978-90-04-35566-8 .
- ^ «Аглабиды» . Словарь исламской архитектуры . Архнет. Архивировано из оригинала 29 июня 2011 года . Проверено 23 января 2011 г.
- ^ Марсе, Жорж (1995). «Ракдада». В Босворте, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П.; Лекомт, Г. (ред.). Энциклопедия ислама . Полет. 8 (2-е изд.). Брилл. ISBN 978-9004161214 .
- ^ Хальм, Хайнц (2014). «Фатимиды» Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три Брилл. ISSN 1873-9830 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Эсс, Йозеф ван (2017). Теология и общество во втором и третьем веках хиджры. Том 3: История религиозной мысли в раннем исламе . Брилл. п. 519. ИСБН 978-90-04-35640-5 .
- ^ Харейр, Идрис Эль; Мбайе, Раван (2011). Распространение ислама в мире . ЮНЕСКО. п. 313. ИСБН 978-92-3-104153-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700–1800 гг . Издательство Йельского университета. стр. 21–41. ISBN 978-0300218701 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Биноус, Джамиля; Баклути, Насер; Бен Танфус, Азиза; Бутераа, Кадри; Рамма, Мурад; Зуари, Али (2002). Ифрикия: Тринадцать веков искусства и архитектуры в Тунисе (2-е изд.). Музей без границ, MWNF. ISBN 978-3902782199 .
- ^ Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла. стр. 9–61.
- ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). "Минарет". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195309911 .
- ^ Петерсен, Эндрю (1996). Словарь исламской архитектуры . Рутледж. стр. 187–190. ISBN 978-1134613663 .
- ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Михраб». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195309911 .
- ^ Салинас, Елена; Монтилья, Ирен (2018). «Взаимодействие материальной культуры между Аль-Андалусом и Аглабидами». В Андерсоне, Глэр Д.; Фенвик, Коризанда; Россер-Оуэн, Мариам (ред.). Аглабиды и их соседи: искусство и материальная культура в Северной Африке девятого века . Брилл. п. 442. ИСБН 978-90-04-35566-8 .
- ^ Биноус, Джамиля; Баклути, Насер; Бен Танфус, Азиза; Бутераа, Кадри; Рамма, Мурад; Зуари, Али (2002). Ифрикия: Тринадцать веков искусства и архитектуры в Тунисе (2-е изд.). Музей без границ, MWNF. ISBN 978-3902782199 .
- ^ Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700–1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300218701 .