Jump to content

Салихиды

Салихиды
Вооружен
IV – VI века нашей эры.
Расположение Салихидов
Статус Племенная конфедерация федератов Византийской империи.
Религия
христианство
Правительство Монархия
История  
• Учредил
4 век
• Упразднено
6 век нашей эры
Предшественник
Преемник
Tanukhids
Гасаниды
Сегодня часть

Салихиды известные ( араб . بنو سليح ), также известные просто как Салих или по их королевскому дому, Зокомиды (по -арабски как Каджаима ) были доминирующими арабскими федератами Византийской империи в V веке. Они сменили Танухидов , которые доминировали в IV веке, и, в свою очередь, были побеждены и заменены Гасанидами в начале VI века.

Первоначально Салихиды были сосредоточены в регионах долины Сирхан и Балка распространились до северной Сирии , но после поступления на службу Византийской империи . Салихидам было поручено собирать налоги с бедуинов, стремившихся поселиться в Лимесе Арабском , и защищать византийскую границу от бедуинских набегов с Аравийского полуострова и Сирийской пустыни .

Салихиды были ярыми христианами, и по крайней мере один из их филархов и царей, Дауд, построил христианский монастырь Дейр Дауд.

Источники

[ редактировать ]

Период Салихидов гораздо более неясен, чем предыдущий период Танухидов (4 век) и поздний период Гассанидов (6 век) из-за нехватки доступных источников. [1] Единственным греческим источником, в котором упоминалось это племя, а именно его царский дом Зокомидов, был Созомен (ум. около 450 г. н.э.); , последний был описан как «ценный для написания истории арабских федератов как в четвертом, так и в пятом веках» По словам современного историка Ирфана Шахида . [2]

Арабские источники, описывающие Салихидов, также скудны, за исключением средневекового арабского историка Хишама ибн аль-Кальби (ум. 819). [1] племени который задокументировал генеалогию и некоторые его истории в Джамхарате ан-Насабе . [3] В отличие от своих документов о других арабских племенах, Хишам не получал информацию непосредственно от соплеменников Салихидов, потому что при его жизни мало что осталось, если таковые вообще были; вместо этого большая часть его информации поступила от племен, которые взаимодействовали с Салихидами, а именно Гасанидов, Бану Калб и Кинда . [4] VI века В сочетании с другим греческим источником, Феофаном Византийским , который упоминает возвышение Гассанидов, рассказ Хишама получает дополнительное доверие. [5]

Большинство других упоминаний о Салихидах в арабских источниках взяты из работ Хишама. [3] Самым важным источником о падении Салихидов « Аль-Мухаббар» , написанный учеником Хишама Ибн Хабибом . считается [6] в то время как Тарих Якуби » считается «наиболее ценным из-за своей ономастической и топонимической точности», определяя «период падения Салиха» и «условия федуса между преемниками Салихидов Гассанидами и византийцами. [7] Работы историка X века Хамзы аль-Исфахани также вносят подробности в реконструкцию падения Салихидов. [7]

Генеалогия

[ редактировать ]

Генеалогия Салихидов весьма неясна, хотя ученые сходятся во мнении, что в конечном итоге они произошли от племенной группы Кудаа . [8] Племена Кудаа с древних времен были расселены на Востоке (Византийская Сирия) и северной Аравии. [8] В арабских источниках Салихиды относятся к племени, а Даджаима относятся к королевскому дому племени во время византийского правления. [8] Как задокументировано в « Джамхарат ан-Насаб» , генеалогическая связь Салихидов с Кудаа была следующей: Салих ибн Хулван ибн Имран ибн Ильхафи ибн Кудаа. [9] племени Настоящее имя Салиха, тезки и прародителя , было Амр. [10] Основателем семьи Зокомидов (Хаджаима) был Худжум ибн Саад ибн Салих. [9]

Происхождение

[ редактировать ]

Согласно средневековым арабским источникам, до своего проникновения на Восток Салихиды обосновались на севере Аравийского полуострова . [11] Средневековый арабский историк Умар ибн Шабба сообщил, что еще в III веке Салихиды вступили в союз с Пальмирской империей и поселились последней в Маназир аль-Шаме (сторожевые башни Limes Arabus , византийско-аравийская граница) между Балка ( центральная Трансиордания ) и Хуварин . [12] Большинство источников указывают на первоначальную миграцию из Вади-Сирхана , долины, северная часть которой входила в византийскую провинцию Аравия-Петрея . [13] Эта долина также была домом для родственников Салихидов Кудаа, Бану Кальб, что делает более вероятным, что Салихиды вошли в Ориенс из Вади Сирхана. [13]

Первые поселения Салихидов в арабском Лайме и их основная база власти, вероятно, находились в провинциях Аравии, Палестине Салютарис и Финикии Либанской , расположенных на юге Леванта . [14] По словам Шахида, это была естественная территория, где поселилось племя, пришедшее на территорию Византии из Вади-Сирхана; более того, это был регион, где федераты были больше всего нужны византийцам в V веке, поскольку мир с Сасанидской империей оставил только Аравийский полуостров как наиболее вероятный источник враждебных империи сил. [14]

Точный период, в течение которого Салихиды, или, точнее, их правящий дом Зокомидов, доминировали над арабскими федератами Византийской империи, не установлен. [10] По словам историка Уорика Болла, Салихиды стали главным арабским союзником Византии к концу IV века после упадка Танухидов, чья власть и благосклонность особенно ухудшились в результате неудавшегося восстания в 383 году. [15] Очевидно, что их расцвет пришелся на период правления императоров Аркадия (395–408) и Анастасия (489–518). [10] Основатель дома Зокомидов, Зокомос, известный по-арабски как Хамата и по прозвищу Худжум (могучий), уже до своей службы в Византии был влиятельной племенной фигурой. [16] Созомен указывал, что Зоком стал филархом при византийцах и обратился в христианство вместе со «всеми своими подданными» после того, как «некий монах великой знаменитости» предсказал рождение его сына при условии принятия христианской веры. [17]

Зокомос родила двух сыновей: Амра и Ауфа. [16] Первым мог быть вышеупомянутый предсказанный сын, поскольку его имя означает хорошее предзнаменование. [16] Этот сын основал менее важную ветвь дома Зокомидов и, по предположению Шахида, возможно, основал монастырь Дайр Амр к северу от Иерусалима, который в настоящее время является христианским населенным пунктом, известным под тем же названием. [18] Амр родил Мундхира, о котором ничего не известно, кроме его имени. [18] У Ауфа был сын по имени Амр, от которого родились Хабала, Хабула (возможно, один и тот же человек) и Хавтара. [19] О сыне и внуках Ауфа ничего не известно. [19] Однако потомство Мундхира и внуков Амра ибн Ауфа задокументировано в разной степени. Они были последним поколением филархов Зокомидов/Салихидов. [19] Сын Хабалы/Хабулы Дауд был самым известным филархом и королем Салихидов, во многом благодаря его краткой биографии в « Джамхарат ан-Насаб» . Последний говорит о Дауде следующее:

И он был королем, который участвовал в набегах. Затем он стал христианином, покаялся, возненавидел пролитие крови и стал вести религиозную жизнь. Он построил монастырь и носил на спине воду и раствор, говоря: «Я не хочу, чтобы кто-нибудь мне помогал», и поэтому его одежда намокла, и его прозвали аль-Латик , «грязный». Когда он стал не склонен к кровопролитию и убийствам, его позиции ослабли, и он сам стал объектом набегов, пока не был убит Талабой ибн Амиром аль-Акбаром и Муавией ибн Худжайром. - Джамхарат ан-Насаб Хишама ибн аль-Кальби.

По словам Шахида, заявление Джамхарата о том, что Дауд обратился в христианство, «должно быть ошибкой», поскольку Зокомиды уже были христианами со времен Зокомоса около 400 г. н.э. [20] Однако заявление о вновь обретенном благочестии Дауда «правильно и не может рассматриваться с подозрением». [20] Имя Давуда, которое по-арабски означает « Давид », уникально среди Салихидов и их предшественников и преемников Танухидов и Гассанидов соответственно, поскольку оно было библейским, а не арабским. [20] Это указывало на то, что Дауд или его отец, очевидно, были привязаны к библейской традиции или, в частности, к израильскому царю Давиду. [20] Дауд был строителем монастыря, носящего его имя Дайр Дауд, на севере Сирии, между Ресафой и Итрией . [21] До того, как стать королем и филархом Салихидов, Давуд считался джараром (командиром тысячи [воинов]) или хилиархом . [20] по словам ученика Хишама Ибн Хабиба . [22]

Как указано в « Джамхарате» и в поэтическом стихе, сочиненном анонимной дочерью Дауда, Дауд был убит Талабой ибн Амиром и Муавией ибн Худжайром, вождями братских племен Бану Кальб и Бану Намир ибн Вабара соответственно. [23] По словам Шахида, очевидно, что убийцы Дауда были выходцами из союзных племен, стремившихся ослабить доминирующие Салихиды. [23] Из стиха дочери Дауда также очевидно, что битва произошла между аль-Курнатайном (современный аль-Шейх Саад ) в Хавране и горой Хариб на Голанских высотах . [23] Смерть Дауда без зарегистрированного потомства стала основной причиной окончательного падения Салихидов. [24] Более того, включение императором Львом I Фракийцем большого контингента Салихидов в его экспедицию против вандалов в Северной Африке значительно ослабило власть Салихидов, поскольку этот контингент был уничтожен в бою . [15]

Двоюродный брат или брат Дауда, Зияд, возможно, сменил Дауда на посту филарха, когда последний начал религиозную жизнь или умер. [25] он тоже был джараром По словам Ибн Хабиба, и участвовал в битве при аль-Барадане , которая, скорее всего, была родником в обширной пустыне Самава между Сирией и южным Ираком. [26] После первоначального успеха в битве битва повернулась в пользу противостоящего племени Кинда во главе с Акилом аль-Мураром Худжром, и Зияд был убит. [27] Шахид утверждает, что это был не Акил аль-Мурар Худжр, который, по-видимому, умер в начале или середине V века, а его правнук Худжр ибн Харит, который, как говорят византийские источники, напал на Limes Arabus и, предположительно, на Салихида. стражи этой границы, около 500 г. [28]

Падение перед Гасанидами

[ редактировать ]

Другой зокомид, Сабит ибн аль-Мундхир, служил джаби (сборщиком налогов), которому было поручено собирать налоги с арабских племен на Ориене от имени византийских властей. [29] Возможно, ему делегировал эти полномочия король Дауд. По словам Шахида, это было важно, поскольку проливает свет на «функции арабских филархов Византии: они не только воевали, но и собирали налоги для империи со своих собратьев-арабов». [29] Сабит был убит глухим и одноглазым вождем Гасанидов Джидом ибн Амром, когда Сабит пытался собрать налог с Гасанидов. [18] Этот акт положил начало войне Салихидов и Гасанидов, которая закончилась победой Гасанидов и их последующим превосходством над арабскими федеративными племенами Византии. [18] Гассаниды пересекли Лимес Арабский около 490 г. и были обязаны платить дань Салихидам, хранителям Лимеса . [30] Условия дани Гасанидов, по словам Ибн Хабиба, составляли один динар, полтора и два динара для каждого члена племени Гасанидов, в зависимости от их статуса. [31]

Убийства Дауда, Зияда и Сабита, уменьшение численности Салихидов после вандалической кампании 468 года, а также нападения могущественных киндитов и Гассанидов Аравии в конце V века - все это привело к ослаблению статуса Салихидов к 502 году. когда Гасаниды формально стали доминирующими арабскими федерациями Византии. [32] После этого Шахид указывает, что Салихиды продолжали действовать, но были понижены в должности. [33] Между 502 и 529 годами они, вероятно, составляли один из многих арабских федератов и напрямую подчинялись дуксу (губернатору) своей провинции или magister militum per Orientem (командующему полевой армией Ориенса). [34] возможно, был цветком Харита ибн Мандалы, последнего филарха Зокомидов. Согласно Джамхарата , этот период времени , генеалогической таблице [25] По словам Ибн Дурайда , тайидский поэт Амир ибн Джувайн сказал в стихотворении, что Харит ибн Мандала отправился в набеговую экспедицию, вероятно, от имени византийцев, против арабского племени, возможно, Бану Асад , и так и не вернулся. [25]

Когда Гасаниды под предводительством своего короля Джабалы ибн аль-Харита стали верховными филархами над всеми арабскими племенами федерации, Салихиды стали подчиняться Гасанидам, хотя между ними, очевидно, сохранялась напряженность и, возможно, столкновения. [34] В 580 году отношения между Гасанидами и византийцами значительно обострились, и власть над арабскими племенами федерации снова была децентрализована. [32] В результате Салихиды, возможно, стали независимыми от Гасанидов, и один из их филархов участвовал в византийской осаде Мардина в 586 году. [32]

Остатки в исламскую эпоху

[ редактировать ]

О Салихидах ничего не слышно до мусульманского завоевания Леванта в 630-х годах, когда они сражались вместе с другими арабскими христианскими федеративными племенами против арабов-мусульман. [35] В Думат-эль-Джандале на севере Аравии Салихиды, Калбиды, Танухиды и Гасаниды были разбиты мусульманским полководцем Иядом ибн Ганмом . [35] Позже тот же арабо-христианский союз, поддерживаемый Лахмидами и Бану Джухам, потерпел поражение от мусульманского генерала Халида ибн аль-Валида в Зизе в Трансиордании. [35] Салихиды снова появляются вместе с Танухидами в 638 году, на этот раз в хадире (военном лагере) Киннасрина ; в то время мусульманский генерал Абу Убайда ибн аль-Джарра попросил членов Хадира принять ислам , но православные Салихиды отказались. [35]

Салихиды, вероятно, рассеялись по Билад аш-Шаму (исламская Сирия) и Ираку , а их кланы, возможно, присоединились к другим племенам. [36] Только один Салихид, некий Усама ибн Зайд ас-Салихи, достиг известности в исламскую эпоху. [36] Он служил Омейядов халифам аль-Валиду I и Сулейману ибн Абд аль-Малику в качестве надзирателя за хараджем (земельным налогом) в Египте, а Язиду II и Хишаму ибн Абд аль-Малику в качестве их катиба «писца». [37] В противном случае стойкое христианство Салихидов сделало их изолированными в исламскую эпоху, в отличие от Танухидов и Гассанидов, члены и кланы которых продолжали процветать. [37]

По мнению различных географов эпохи Аббасидов , члены Салиха были обнаружены живущими недалеко от Куфы вместе со своими союзниками -тайидами и недалеко от Латакии . [35] Аль-Бакри , сохранивший отчеты Ибн Шаббы о Салихидах, сообщил, что потомки Салихидов все еще населяли Аль-Балку и Хувварин в то время, когда Ибн Шабба писал свою работу в 876 году. [12]

современная эпоха

[ редактировать ]

В современной Иордании (Аль-Балка) древнее присутствие Салихи засвидетельствовано в различных местах: деревня Аль-Салихи примерно в 20 км к северо-западу от Аммана , источник Айн аль-Салихи и долина Вади аль-Салихи. Более того, в окрестностях этих мест проживает племя ас-Салихат (Слейхат); Шахид утверждает, что последние «почти наверняка из-за редкости имени являются потомками древних Салихидов». [37]

  1. ^ Перейти обратно: а б Шахид 1989 , с. 233.
  2. ^ Шахид, с. 243.
  3. ^ Перейти обратно: а б Шахид, с. 235.
  4. ^ Шахид, с. 236.
  5. ^ Шахид, стр. 243–244.
  6. ^ Шахид, стр. 283.
  7. ^ Перейти обратно: а б Шахид, с. 285.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Шахид, с. 244.
  9. ^ Перейти обратно: а б Шахид, с. 244, н. 57.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Шахид, с. 253.
  11. ^ Шахид, с. 246.
  12. ^ Перейти обратно: а б Шахид, с. 249.
  13. ^ Перейти обратно: а б Шахид, с. 247.
  14. ^ Перейти обратно: а б Шахид, с. 251.
  15. ^ Перейти обратно: а б Болл, с. 108.
  16. ^ Перейти обратно: а б с Шахид, с. 254.
  17. ^ Шахид, стр. 253.–254.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д Шахид, с. 255.
  19. ^ Перейти обратно: а б с Шахид, с. 257.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и Шахид, с. 258.
  21. ^ Шахид, с. 262.
  22. ^ Шахид, с. 258, н. 123.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Шахид, с. 160.
  24. ^ Шахид, с. 261.
  25. ^ Перейти обратно: а б с Шахид, с. 265.
  26. ^ Шахид, стр. 262–263.
  27. ^ Шахид, с. 263.
  28. ^ Шахид, с. 264.
  29. ^ Перейти обратно: а б Шахид, с. 256.
  30. ^ Шахид, стр. 282–283.
  31. ^ Шахид, с. 288.
  32. ^ Перейти обратно: а б с Шахид, с. 537.
  33. ^ Шахид, с. 301.
  34. ^ Перейти обратно: а б Шахид, с. 302.
  35. ^ Перейти обратно: а б с д и Шахид, с. 304.
  36. ^ Перейти обратно: а б Шахид, с. 538.
  37. ^ Перейти обратно: а б с Шахид, энциклопедия, стр. 982.

Источники

[ редактировать ]
  • Болл, Уорик (2016). Рим на Востоке: трансформация империи (2-е изд.). Рутледж. ISBN  978-1-317-29635-5 .
  • Шахид, Ирфан (1989). Византия и арабы в V веке . Вашингтон, округ Колумбия: Попечители Гарвардского университета в Думбартон-Оксе. ISBN  0-88402-152-1 .
  • Шахид, Ирфан (1995). «Салих». В Босворте, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П.; Лекомт, Г. (ред.). Энциклопедия ислама . Том. VIII, Нед-Сэм (Новая редакция). Лейден и Нью-Йорк: Брилл. стр. 981–982. ISBN  90-04-09834-8 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c18ffb404c74547d7f0b8280d7b5159f__1720102740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/9f/c18ffb404c74547d7f0b8280d7b5159f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Salihids - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)