Салихиды
Салихиды Вооружен | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
IV – VI века нашей эры. | |||||||||
![]() | |||||||||
Статус | Племенная конфедерация федератов Византийской империи. | ||||||||
Религия | христианство | ||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||
История | |||||||||
• Учредил | 4 век | ||||||||
• Упразднено | 6 век нашей эры | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть |
Исторические арабские государства и династии |
---|
![]() |
Салихиды известные ( араб . بنو سليح ), также известные просто как Салих или по их королевскому дому, Зокомиды (по -арабски как Каджаима ) были доминирующими арабскими федератами Византийской империи в V веке. Они сменили Танухидов , которые доминировали в IV веке, и, в свою очередь, были побеждены и заменены Гасанидами в начале VI века.
Первоначально Салихиды были сосредоточены в регионах долины Сирхан и Балка распространились до северной Сирии , но после поступления на службу Византийской империи . Салихидам было поручено собирать налоги с бедуинов, стремившихся поселиться в Лимесе Арабском , и защищать византийскую границу от бедуинских набегов с Аравийского полуострова и Сирийской пустыни .
Салихиды были ярыми христианами, и по крайней мере один из их филархов и царей, Дауд, построил христианский монастырь Дейр Дауд.
Источники
[ редактировать ]Период Салихидов гораздо более неясен, чем предыдущий период Танухидов (4 век) и поздний период Гассанидов (6 век) из-за нехватки доступных источников. [1] Единственным греческим источником, в котором упоминалось это племя, а именно его царский дом Зокомидов, был Созомен (ум. около 450 г. н.э.); , последний был описан как «ценный для написания истории арабских федератов как в четвертом, так и в пятом веках» По словам современного историка Ирфана Шахида . [2]
Арабские источники, описывающие Салихидов, также скудны, за исключением средневекового арабского историка Хишама ибн аль-Кальби (ум. 819). [1] племени который задокументировал генеалогию и некоторые его истории в Джамхарате ан-Насабе . [3] В отличие от своих документов о других арабских племенах, Хишам не получал информацию непосредственно от соплеменников Салихидов, потому что при его жизни мало что осталось, если таковые вообще были; вместо этого большая часть его информации поступила от племен, которые взаимодействовали с Салихидами, а именно Гасанидов, Бану Калб и Кинда . [4] VI века В сочетании с другим греческим источником, Феофаном Византийским , который упоминает возвышение Гассанидов, рассказ Хишама получает дополнительное доверие. [5]
Большинство других упоминаний о Салихидах в арабских источниках взяты из работ Хишама. [3] Самым важным источником о падении Салихидов « Аль-Мухаббар» , написанный учеником Хишама Ибн Хабибом . считается [6] в то время как Тарих Якуби » считается «наиболее ценным из-за своей ономастической и топонимической точности», определяя «период падения Салиха» и «условия федуса между преемниками Салихидов Гассанидами и византийцами. [7] Работы историка X века Хамзы аль-Исфахани также вносят подробности в реконструкцию падения Салихидов. [7]
Генеалогия
[ редактировать ]Генеалогия Салихидов весьма неясна, хотя ученые сходятся во мнении, что в конечном итоге они произошли от племенной группы Кудаа . [8] Племена Кудаа с древних времен были расселены на Востоке (Византийская Сирия) и северной Аравии. [8] В арабских источниках Салихиды относятся к племени, а Даджаима относятся к королевскому дому племени во время византийского правления. [8] Как задокументировано в « Джамхарат ан-Насаб» , генеалогическая связь Салихидов с Кудаа была следующей: Салих ибн Хулван ибн Имран ибн Ильхафи ибн Кудаа. [9] племени Настоящее имя Салиха, тезки и прародителя , было Амр. [10] Основателем семьи Зокомидов (Хаджаима) был Худжум ибн Саад ибн Салих. [9]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Согласно средневековым арабским источникам, до своего проникновения на Восток Салихиды обосновались на севере Аравийского полуострова . [11] Средневековый арабский историк Умар ибн Шабба сообщил, что еще в III веке Салихиды вступили в союз с Пальмирской империей и поселились последней в Маназир аль-Шаме (сторожевые башни Limes Arabus , византийско-аравийская граница) между Балка ( центральная Трансиордания ) и Хуварин . [12] Большинство источников указывают на первоначальную миграцию из Вади-Сирхана , долины, северная часть которой входила в византийскую провинцию Аравия-Петрея . [13] Эта долина также была домом для родственников Салихидов Кудаа, Бану Кальб, что делает более вероятным, что Салихиды вошли в Ориенс из Вади Сирхана. [13]
Первые поселения Салихидов в арабском Лайме и их основная база власти, вероятно, находились в провинциях Аравии, Палестине Салютарис и Финикии Либанской , расположенных на юге Леванта . [14] По словам Шахида, это была естественная территория, где поселилось племя, пришедшее на территорию Византии из Вади-Сирхана; более того, это был регион, где федераты были больше всего нужны византийцам в V веке, поскольку мир с Сасанидской империей оставил только Аравийский полуостров как наиболее вероятный источник враждебных империи сил. [14]
Рост
[ редактировать ]Точный период, в течение которого Салихиды, или, точнее, их правящий дом Зокомидов, доминировали над арабскими федератами Византийской империи, не установлен. [10] По словам историка Уорика Болла, Салихиды стали главным арабским союзником Византии к концу IV века после упадка Танухидов, чья власть и благосклонность особенно ухудшились в результате неудавшегося восстания в 383 году. [15] Очевидно, что их расцвет пришелся на период правления императоров Аркадия (395–408) и Анастасия (489–518). [10] Основатель дома Зокомидов, Зокомос, известный по-арабски как Хамата и по прозвищу Худжум (могучий), уже до своей службы в Византии был влиятельной племенной фигурой. [16] Созомен указывал, что Зоком стал филархом при византийцах и обратился в христианство вместе со «всеми своими подданными» после того, как «некий монах великой знаменитости» предсказал рождение его сына при условии принятия христианской веры. [17]
Зокомос родила двух сыновей: Амра и Ауфа. [16] Первым мог быть вышеупомянутый предсказанный сын, поскольку его имя означает хорошее предзнаменование. [16] Этот сын основал менее важную ветвь дома Зокомидов и, по предположению Шахида, возможно, основал монастырь Дайр Амр к северу от Иерусалима, который в настоящее время является христианским населенным пунктом, известным под тем же названием. [18] Амр родил Мундхира, о котором ничего не известно, кроме его имени. [18] У Ауфа был сын по имени Амр, от которого родились Хабала, Хабула (возможно, один и тот же человек) и Хавтара. [19] О сыне и внуках Ауфа ничего не известно. [19] Однако потомство Мундхира и внуков Амра ибн Ауфа задокументировано в разной степени. Они были последним поколением филархов Зокомидов/Салихидов. [19] Сын Хабалы/Хабулы Дауд был самым известным филархом и королем Салихидов, во многом благодаря его краткой биографии в « Джамхарат ан-Насаб» . Последний говорит о Дауде следующее:
И он был королем, который участвовал в набегах. Затем он стал христианином, покаялся, возненавидел пролитие крови и стал вести религиозную жизнь. Он построил монастырь и носил на спине воду и раствор, говоря: «Я не хочу, чтобы кто-нибудь мне помогал», и поэтому его одежда намокла, и его прозвали аль-Латик , «грязный». Когда он стал не склонен к кровопролитию и убийствам, его позиции ослабли, и он сам стал объектом набегов, пока не был убит Талабой ибн Амиром аль-Акбаром и Муавией ибн Худжайром. - Джамхарат ан-Насаб Хишама ибн аль-Кальби.
По словам Шахида, заявление Джамхарата о том, что Дауд обратился в христианство, «должно быть ошибкой», поскольку Зокомиды уже были христианами со времен Зокомоса около 400 г. н.э. [20] Однако заявление о вновь обретенном благочестии Дауда «правильно и не может рассматриваться с подозрением». [20] Имя Давуда, которое по-арабски означает « Давид », уникально среди Салихидов и их предшественников и преемников Танухидов и Гассанидов соответственно, поскольку оно было библейским, а не арабским. [20] Это указывало на то, что Дауд или его отец, очевидно, были привязаны к библейской традиции или, в частности, к израильскому царю Давиду. [20] Дауд был строителем монастыря, носящего его имя Дайр Дауд, на севере Сирии, между Ресафой и Итрией . [21] До того, как стать королем и филархом Салихидов, Давуд считался джараром (командиром тысячи [воинов]) или хилиархом . [20] по словам ученика Хишама Ибн Хабиба . [22]
Как указано в « Джамхарате» и в поэтическом стихе, сочиненном анонимной дочерью Дауда, Дауд был убит Талабой ибн Амиром и Муавией ибн Худжайром, вождями братских племен Бану Кальб и Бану Намир ибн Вабара соответственно. [23] По словам Шахида, очевидно, что убийцы Дауда были выходцами из союзных племен, стремившихся ослабить доминирующие Салихиды. [23] Из стиха дочери Дауда также очевидно, что битва произошла между аль-Курнатайном (современный аль-Шейх Саад ) в Хавране и горой Хариб на Голанских высотах . [23] Смерть Дауда без зарегистрированного потомства стала основной причиной окончательного падения Салихидов. [24] Более того, включение императором Львом I Фракийцем большого контингента Салихидов в его экспедицию против вандалов в Северной Африке значительно ослабило власть Салихидов, поскольку этот контингент был уничтожен в бою . [15]
Двоюродный брат или брат Дауда, Зияд, возможно, сменил Дауда на посту филарха, когда последний начал религиозную жизнь или умер. [25] он тоже был джараром По словам Ибн Хабиба, и участвовал в битве при аль-Барадане , которая, скорее всего, была родником в обширной пустыне Самава между Сирией и южным Ираком. [26] После первоначального успеха в битве битва повернулась в пользу противостоящего племени Кинда во главе с Акилом аль-Мураром Худжром, и Зияд был убит. [27] Шахид утверждает, что это был не Акил аль-Мурар Худжр, который, по-видимому, умер в начале или середине V века, а его правнук Худжр ибн Харит, который, как говорят византийские источники, напал на Limes Arabus и, предположительно, на Салихида. стражи этой границы, около 500 г. [28]
Падение перед Гасанидами
[ редактировать ]Другой зокомид, Сабит ибн аль-Мундхир, служил джаби (сборщиком налогов), которому было поручено собирать налоги с арабских племен на Ориене от имени византийских властей. [29] Возможно, ему делегировал эти полномочия король Дауд. По словам Шахида, это было важно, поскольку проливает свет на «функции арабских филархов Византии: они не только воевали, но и собирали налоги для империи со своих собратьев-арабов». [29] Сабит был убит глухим и одноглазым вождем Гасанидов Джидом ибн Амром, когда Сабит пытался собрать налог с Гасанидов. [18] Этот акт положил начало войне Салихидов и Гасанидов, которая закончилась победой Гасанидов и их последующим превосходством над арабскими федеративными племенами Византии. [18] Гассаниды пересекли Лимес Арабский около 490 г. и были обязаны платить дань Салихидам, хранителям Лимеса . [30] Условия дани Гасанидов, по словам Ибн Хабиба, составляли один динар, полтора и два динара для каждого члена племени Гасанидов, в зависимости от их статуса. [31]
Убийства Дауда, Зияда и Сабита, уменьшение численности Салихидов после вандалической кампании 468 года, а также нападения могущественных киндитов и Гассанидов Аравии в конце V века - все это привело к ослаблению статуса Салихидов к 502 году. когда Гасаниды формально стали доминирующими арабскими федерациями Византии. [32] После этого Шахид указывает, что Салихиды продолжали действовать, но были понижены в должности. [33] Между 502 и 529 годами они, вероятно, составляли один из многих арабских федератов и напрямую подчинялись дуксу (губернатору) своей провинции или magister militum per Orientem (командующему полевой армией Ориенса). [34] возможно, был цветком Харита ибн Мандалы, последнего филарха Зокомидов. Согласно Джамхарата , этот период времени , генеалогической таблице [25] По словам Ибн Дурайда , тайидский поэт Амир ибн Джувайн сказал в стихотворении, что Харит ибн Мандала отправился в набеговую экспедицию, вероятно, от имени византийцев, против арабского племени, возможно, Бану Асад , и так и не вернулся. [25]
Когда Гасаниды под предводительством своего короля Джабалы ибн аль-Харита стали верховными филархами над всеми арабскими племенами федерации, Салихиды стали подчиняться Гасанидам, хотя между ними, очевидно, сохранялась напряженность и, возможно, столкновения. [34] В 580 году отношения между Гасанидами и византийцами значительно обострились, и власть над арабскими племенами федерации снова была децентрализована. [32] В результате Салихиды, возможно, стали независимыми от Гасанидов, и один из их филархов участвовал в византийской осаде Мардина в 586 году. [32]
Остатки в исламскую эпоху
[ редактировать ]О Салихидах ничего не слышно до мусульманского завоевания Леванта в 630-х годах, когда они сражались вместе с другими арабскими христианскими федеративными племенами против арабов-мусульман. [35] В Думат-эль-Джандале на севере Аравии Салихиды, Калбиды, Танухиды и Гасаниды были разбиты мусульманским полководцем Иядом ибн Ганмом . [35] Позже тот же арабо-христианский союз, поддерживаемый Лахмидами и Бану Джухам, потерпел поражение от мусульманского генерала Халида ибн аль-Валида в Зизе в Трансиордании. [35] Салихиды снова появляются вместе с Танухидами в 638 году, на этот раз в хадире (военном лагере) Киннасрина ; в то время мусульманский генерал Абу Убайда ибн аль-Джарра попросил членов Хадира принять ислам , но православные Салихиды отказались. [35]
Салихиды, вероятно, рассеялись по Билад аш-Шаму (исламская Сирия) и Ираку , а их кланы, возможно, присоединились к другим племенам. [36] Только один Салихид, некий Усама ибн Зайд ас-Салихи, достиг известности в исламскую эпоху. [36] Он служил Омейядов халифам аль-Валиду I и Сулейману ибн Абд аль-Малику в качестве надзирателя за хараджем (земельным налогом) в Египте, а Язиду II и Хишаму ибн Абд аль-Малику в качестве их катиба «писца». [37] В противном случае стойкое христианство Салихидов сделало их изолированными в исламскую эпоху, в отличие от Танухидов и Гассанидов, члены и кланы которых продолжали процветать. [37]
По мнению различных географов эпохи Аббасидов , члены Салиха были обнаружены живущими недалеко от Куфы вместе со своими союзниками -тайидами и недалеко от Латакии . [35] Аль-Бакри , сохранивший отчеты Ибн Шаббы о Салихидах, сообщил, что потомки Салихидов все еще населяли Аль-Балку и Хувварин в то время, когда Ибн Шабба писал свою работу в 876 году. [12]
современная эпоха
[ редактировать ]В современной Иордании (Аль-Балка) древнее присутствие Салихи засвидетельствовано в различных местах: деревня Аль-Салихи примерно в 20 км к северо-западу от Аммана , источник Айн аль-Салихи и долина Вади аль-Салихи. Более того, в окрестностях этих мест проживает племя ас-Салихат (Слейхат); Шахид утверждает, что последние «почти наверняка из-за редкости имени являются потомками древних Салихидов». [37]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Шахид 1989 , с. 233.
- ^ Шахид, с. 243.
- ^ Перейти обратно: а б Шахид, с. 235.
- ^ Шахид, с. 236.
- ^ Шахид, стр. 243–244.
- ^ Шахид, стр. 283.
- ^ Перейти обратно: а б Шахид, с. 285.
- ^ Перейти обратно: а б с Шахид, с. 244.
- ^ Перейти обратно: а б Шахид, с. 244, н. 57.
- ^ Перейти обратно: а б с Шахид, с. 253.
- ^ Шахид, с. 246.
- ^ Перейти обратно: а б Шахид, с. 249.
- ^ Перейти обратно: а б Шахид, с. 247.
- ^ Перейти обратно: а б Шахид, с. 251.
- ^ Перейти обратно: а б Болл, с. 108.
- ^ Перейти обратно: а б с Шахид, с. 254.
- ^ Шахид, стр. 253.–254.
- ^ Перейти обратно: а б с д Шахид, с. 255.
- ^ Перейти обратно: а б с Шахид, с. 257.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шахид, с. 258.
- ^ Шахид, с. 262.
- ^ Шахид, с. 258, н. 123.
- ^ Перейти обратно: а б с Шахид, с. 160.
- ^ Шахид, с. 261.
- ^ Перейти обратно: а б с Шахид, с. 265.
- ^ Шахид, стр. 262–263.
- ^ Шахид, с. 263.
- ^ Шахид, с. 264.
- ^ Перейти обратно: а б Шахид, с. 256.
- ^ Шахид, стр. 282–283.
- ^ Шахид, с. 288.
- ^ Перейти обратно: а б с Шахид, с. 537.
- ^ Шахид, с. 301.
- ^ Перейти обратно: а б Шахид, с. 302.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шахид, с. 304.
- ^ Перейти обратно: а б Шахид, с. 538.
- ^ Перейти обратно: а б с Шахид, энциклопедия, стр. 982.
Источники
[ редактировать ]- Болл, Уорик (2016). Рим на Востоке: трансформация империи (2-е изд.). Рутледж. ISBN 978-1-317-29635-5 .
- Шахид, Ирфан (1989). Византия и арабы в V веке . Вашингтон, округ Колумбия: Попечители Гарвардского университета в Думбартон-Оксе. ISBN 0-88402-152-1 .
- Шахид, Ирфан (1995). «Салих». В Босворте, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П.; Лекомт, Г. (ред.). Энциклопедия ислама . Том. VIII, Нед-Сэм (Новая редакция). Лейден и Нью-Йорк: Брилл. стр. 981–982. ISBN 90-04-09834-8 .
- Государства и территории, основанные в IV веке.
- Государства и территории, упраздненные в VI веке.
- Племена Аравии
- Племена Сирии
- Королевские семьи Ближнего Востока
- Арабские династии
- Древние арабские народы
- Позднеримская Сирия
- Христианские группы на Ближнем Востоке
- Арабские люди V века
- Иордания в римскую эпоху
- Римские клиентские королевства
- Богу
- Арабы в Римской империи
- Вади Сирхан
- Варварские королевства