Yu'firids
Юфириды с 847 по 997 год ( араб . بنو يعفر , латинизированное : Бану Юфир ) были исламской химьяритской династией, которая держала власть в горной местности Йемена . [1] Название семьи часто неправильно переводится как «Яфуриды». Они номинально признавали сюзеренитет Аббасидов халифов . Их центрами были Сана и Шибам-Каукабан . Юфириды следовали суннитскому исламу .
Династия Юфиридов Сыновья Джафара | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
847–997 | |||||||||
Капитал | |||||||||
Общие языки | |||||||||
Религия | Суннитский ислам | ||||||||
Правительство | Эмират | ||||||||
Эмир | |||||||||
• 847-872 (первый) | Юфир бин Абд ар-Рахман аль-Хивали аль-Химьяри | ||||||||
• 963-997 (последний) | Абдаллах бин Кахтан | ||||||||
История | |||||||||
• Учредил | 847 | ||||||||
• Упразднено | 997 | ||||||||
Валюта | Динар | ||||||||
|
Расцвет династии
[ редактировать ]Юфириды из Шибама Кавкабана начали расширять свою базу власти в йеменском нагорье, поскольку прямое правление Аббасидов над Йеменом пришло в упадок. Они происходят от племени Доху Хивал, которое является племенем из Шибама Кавкабана (в современной провинции Аль-Махвит , к северо-западу от Саны). [2] Первое нападение на Сану в 841 году с треском провалилось, и губернатор Аббасидов получил на помощь войска из Ирака . Тем не менее Юфириды смогли успешно отразить контратаки на свою крепость Шибам. В 847 году они завоевали территорию между Саадом и Таизом . Сана пала в их объятия, когда правитель Химьяр ибн аль-Харис бежал из Йемена, и на некоторое время он стал штаб-квартирой новой династии. [3]
Внутренние распри и временное затмение
[ редактировать ]После стабильного 25-летнего правления основатель династии Юфир бин Абд ар-Рахман аль-Хивали аль-Химьяри в 872 году оставил государственные дела своему сыну Мухаммеду. Мухаммад предпочел использовать Шибам в качестве столицы своего государства. королевство, а не Сана. В 873 году он получил подтверждающую грамоту от халифа Аббасидов. [4] Мухаммед правил Сааной, Джанадом и Хадрамаутом, но формально уважал династию Зиядидов в низменности Тихама . Наводнение, затопившее Сану в 876 году, послужило для Мухаммеда мотивом совершить паломничество в Мекку и отныне посвятить свое время религии. Бразды правления были переданы его сыну Ибрагиму, который убил своего отца и дядю в мечети Шибам в 892 (или 882) году, чтобы гарантировать отсутствие претензий на власть с их стороны. Зачинщиком убийств был не кто иной, как его собственный дед, бывший правитель Юфир. Однако теперь серия восстаний привела к изгнанию Юфиридов из Саны. Некоторое время городом управлял губернатор Аббасидов, но после 895 года ситуация стала все более хаотичной. [ нужна ссылка ]
Конкуренция за Сану
[ редактировать ]В начале десятого века происходила борьба между последователями исламской разновидности Зайдия и другими государствами высокогорного Йемена. Первый зайдитский имам аль-Хади ила'л-Хакк Яхья временно захватил Сану в 901 году, но позже был вынужден покинуть город. В тот же период Ибн Хаушаб и Али бин аль-Фадл аль-Джайшани распространили веру Фатимидов среди горных племен и приобрели большое количество последователей. Двух лидеров обычно называют карматами, хотя на самом деле они были назначены даи (лидерами) правителем Фатимидов. [5] Они смогли завоевать Сану в 905 году и ограничить царство Юфиридов Шибамом Кавкабаном. В течение длительного времени юфиридскому правителю Абу Хасану Асаду бин Ибрагиму приходилось оставаться в регионе Джавф дальше на север. В этот период Сана очень часто перекладывала руки; Говорят, что с 901 по 913 год город был завоеван 20 раз, трижды сдан путем переговоров и пять раз безуспешно осажден. [6] В конце концов династии удалось победить последователей Фатимидов и вернуть Сану в 916 году.
Более поздняя история
[ редактировать ]Абу Хасан Асад умер в 944 году и, как оказалось, был последним великим лидером юфиридов. В середине X века наступил упадок династии, члены семьи враждовали друг с другом. Зайдитскому имаму аль-Мухтару аль-Касиму удалось захватить Сану в 956 году, но он был убит в том же году вождем Хамдана по имени Ибн ад-Даххак, который доминировал в политике до 963 года и признавал Зиядидов в Забиде . Затем вождь Хавлана по имени аль-Асмар Юсуф возвел на трон принца Абдаллу бин Кахтана. У Абдаллы было долгое и бурное правление, и он успешно напал на Зиядидов в 989 году, инвестируя и разграбив Забид. Затем он перестал упоминать Аббасидов в хутбе и вместо этого присоединился к египетскому халифу Фатимиду . Абдаллах умер в 997 году, и ему наследовал его сын Асад (II). Однако власть Юфиридов в Сане исчезла, и они больше не имели никакого значения. Клан иногда упоминается в хрониках вплоть до 1280 года. [7]
Список правителей
[ редактировать ]- Юфир бин Абд ар-Рахман (847–872)
- Мухаммад бин Юфир (872–892 или 872–882), сын
- Абд аль-Кахир бин Ахмад бин Юфир (892), племянник
- Ибрагим бин Мухаммад (892–898 или 882–886), сын Мухаммада бин Юфира
- Царствование карматов в Сане (905-916 гг.)
- Асад бин Ибрагим ( ок. 898–944 ), сын Ибрагима бин Мухаммеда.
- Мухаммад бин Ибрагим (944–956), брат
- Абдаллах бин Кахтан (963–997), внук
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Г. Рекс Смит, «Политическая история исламского Йемена до первого турецкого вторжения» в Вернере Дауме, Йемен , Франкфурт-на-Майне, стр. 137.
- ^ Смит, Г.Р. (24 апреля 2012 г.). «Юфириды» . Энциклопедия ислама, второе издание .
- ^ РБ Серджант и Р. Льюкок, Сана; Арабский исламский город , Лондон, 1983, с. 55.
- ^ Г. Рекс Смит, «Политическая история исламского Йемена до первого турецкого вторжения» в Вернере Дауме, Йемен , Франкфурт-на-Майне, стр. 138.
- ^ РБ Серджант и Р. Льюкок, Сана; Арабский исламский город , Лондон, 1983, с. 56.
- ^ Энциклопедия ислама , Том III, Лейден, 1936, стр. 155.
- ^ HC Kay, Yaman: Его раннесредневековая история , Лондон, 1892, стр. 225-7.
Источники
[ редактировать ]- Смит, Дж. Рекс (1987). «Политическая история исламского Йемена до первого турецкого вторжения (с 1 по 945 год хиджры = с 633 по 1538 год нашей эры)». В Дауме, Вернер (ред.). Йемен. 3000 лет искусства и культуры счастливой Аравии [ Йемен. 3000 лет искусства и цивилизации в Аравии Феликс . Инсбрук и Франкфурт-на-Майне: Пингвин. стр. 136–154. ISBN 3-7016-2251-5 .
- Смит, Дж. Рекс (2002). «Юфириды» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XI: W – Z. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 342. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_8026 . ISBN 978-90-04-12756-2 .