Jump to content

Исламская история Йемена

Ислам пришел в Йемен около 630 г., при жизни Мухаммеда и во время правления персидского правителя Бадхана . После этого Йемен управлялся как часть арабо-исламского халифата и стал провинцией исламской империи .

Режимы, связанные с египетскими халифами Фатимидами , оккупировали большую часть северного и южного Йемена на протяжении 11 века, включая Сулейхидов и Зурайидов , но страна редко была единой в течение длительного периода времени. Местный контроль в средние века осуществлялся рядом семей, включая Зиядидов ( 818–1018), Наджахидов (1022–1158), египетских Айюбидов (1174–1229) и туркменских Расулидов (1229–1454). Самое долгоживущее и в будущем самое важное государство было основано в 897 году Яйхой бин Хусейном бин Касимом ар-Расси . были зайдиты Саада Это в высокогорье Северного Йемена , возглавляемые имамами различных линий сейидов . Будучи правящими имамами Йемена , они создали шиитскую теократическую политическую структуру, которая с некоторыми перерывами просуществовала до 1962 года.

После появления кофе в 16 веке город аль-Муха (Мокка) на побережье Красного моря стал самым важным кофейным портом в мире. В течение периода после 1517 года и снова в 19 веке Йемен был номинальной частью Османской империи , хотя в обоих случаях зайдитские имамы оспаривали власть турок и в конечном итоге изгнали их.

Последние годы доисламского Йемена и приход ислама

[ редактировать ]

В заключительный доисламский период в состав йеменских земель входили крупные племенные конфедерации Химьяр , Хамдан , Мадхидж , Кинда , Хашид , Бакил и Азд . [1]

В VI веке Йемен был вовлечен в борьбу за власть между христианской Византийской империей и зороастрийской Сасанидской империей . После гонений на христиан со стороны еврейских химьяритов в 525 году Христианская Аксумская империя , союзник Византии, оккупировала Йемен. В свою очередь, местные племенные вожди обратились за помощью к сасанидам. Последний захватил этот регион в 575 году и превратил его в провинцию Сасанидской империи. [2] Потомки этих персидских солдат, известных по-арабски как аль-Абна , доминировали в столице Сане , но остальная часть страны фактически оставалась разделенной между множеством автономных местных правителей и вождей племен. [1] После роспуска персидского правления в Южной Аравии аль-Абна обратилась к формирующемуся исламскому государству под руководством Мухаммеда , чтобы найти поддержку против местных арабских повстанцев. [3]

Последний персидский правитель Бадхан принял ислам в 6 году хиджры (628 г. н.э.), таким образом номинально подчинив весь Йемен новой вере. [4] Фактические масштабы обращения в страну неизвестны, а скудность и отсутствие подробностей в первоисточниках усугубляются ретроактивными попытками каждой группы в более поздних отчетах указать для себя раннюю дату обращения из соображений престижа. [1] На практике земля осталась такой же, какой она была в доисламские времена, а новая религия стала еще одним фактором внутренних конфликтов, от которых йеменское общество страдало с давних времен. Ближе к концу жизни Мухаммеда, в 632 году, некий аль-Асвад аль-Анси провозгласил себя пророком и нашел широкую поддержку среди йеменцев, хотя точная мотивация его восстания неясна. Он захватил Сану, но был убит аль-Абной и дезертировавшими членами его собственной фракции в том же году. [5]

Йемен как провинция ранних халифатов

[ редактировать ]

Эпоха Рашидун (632–661)

[ редактировать ]

После смерти Мухаммеда войны отступничества вспыхнули на Аравийском полуострове . Первый Рашидун халиф Абу Бакр ( годы правления 632–634 ) отправил войска из Медины в Йемен и набрал местные силы для их пополнения. Это позволило мусульманскому правлению пережить конфликт. Многие из лидеров-отступников были помилованы и продолжали играть важную роль в первых мусульманских завоеваниях . [6]

При халифах Рашидуна первые губернаторы были отправлены для управления Йеменом зарождающейся исламской империи. Известные списки губернаторов часто неясны и противоречивы, но представляют собой чуть ли не единственную информацию о ранней истории исламского Йемена. [4] Губернаторы упоминаются для всей территории Йемена, а также отдельно для Саны, аль-Джанада (базируется в Таизе ) и Хадрамаута . Губернаторы Саны, похоже, время от времени осуществляли некоторый контроль над остальными, но даже в этом случае их власть часто ограничивалась городами, в которых они базировались, и большая часть страны оставалась вне эффективного контроля. [4] [6] Ранние правители обычно выбирались из старших сподвижников Мухаммеда . Последний из них, Яла ибн Умайя , прослужил двадцать лет и был уволен лишь четвертым халифом Рашидун Али ( годы правления 656–661 ). [6]

Сами халифы Рашидун также уделяли некоторое внимание делам Йемена, особенно распространению ислама. Были назначены судьи и преподаватели Корана , а христианские племена Наджрана выселены при халифе Умаре ( годы правления 634–644 ), несмотря на предыдущие договоры с Мухаммедом и Абу Бакром, гарантирующие их статус. [7] Еврейскому населению разрешили остаться в обмен на уплату джизьи ( подушного налога). [8]

Основные события Первой мусульманской гражданской войны (656–661 гг.) произошли вдали от Йемена, но страна, тем не менее, сильно пострадала. Йеменцы были разделены между соперничающими лагерями Али и Муавии I ( годы правления 661–680 ), и обе стороны отправили в страну свои войска. Сторонники Али первоначально одержали верх, но один из генералов Муавии захватил Наджран и Сану для своего хозяина в 660 году. [8]

Эпоха Омейядов (661–750)

[ редактировать ]
Территориальный контроль претендентов на халифат в разгар Второй мусульманской гражданской войны (686 г.)

Халифат Омейядов , основанный Муавией, перенес свою базу с Аравийского полуострова в Сирию , но продолжал уделять большое внимание Йемену. [8] Губернаторы назначались непосредственно халифом. В некоторые периоды Йемен административно группировался вместе с Хиджазом и Ямамой . [8] Тем не менее, фактический контроль халифальных губернаторов едва распространялся на территорию страны, где доисламские элиты все еще сохраняли свои позиции. [8]

В течение большей части Второй мусульманской гражданской войны (683–692 гг.) Йемен номинально находился под контролем базирующегося в Мекке антихалифа Абдаллы ибн аз-Зубайра . Однако его контроль над страной был незначительным, судя по частой смене губернаторов во время его правления. [9] Незначительного авторитета Ибн аз-Зубайра оказалось недостаточно для защиты Саны от угрозы хариджитов Омана и вынуждены Бахрейна : в 686 году городу пришлось подкупить хариджитов, чтобы те не нападали, а в следующем году его жители были присягнуть хариджитскому лидеру Наджде ибн Амиру . [10] После победы марванидской ветви Омейядов в гражданской войне Сана без сопротивления сдалась армии Омейядов. [10]

Халифы Марванидов вложили значительные средства в инфраструктуру страны, что привело к росту благосостояния. [10] Как и везде в мусульманском мире, халиф Умар ибн Абд аль-Азиз ( годы правления 717–720 ) приобрел репутацию справедливого человека, который перешел даже в местные шиитские традиции. [10]

Несмотря на слабую власть халифа, йеменцы редко восставали против Омейядов. Некий Аббад ар-Руьяни поднял восстание в 725/6 году, но его мотивация неясна: по одним источникам, он был химьяритским самопровозглашенным мессией , другие считают его хариджитом. [10] Наиболее серьезное восстание произошло в конце периода, в 746–748 годах, когда власть Омейядов была ослаблена во время Третьей мусульманской гражданской войны . Его возглавил представитель племени кинди Абдаллах ибн Яхья, который принял почетный титул Талиб аль-Хакк ( букв. « Тот, кто стремится к истине » ) и провозгласил себя халифом в Хадрамауте. При поддержке хариджитов Ибади из соседнего Омана он двинулся на Сану. Его армия заняла Мекку и Медину , и даже Басру на некоторое время присягнула ему на верность, прежде чем его восстание, как и другие племенные восстания химьяритов, были подавлены омейядским генералом Абд аль-Малик ибн Атия . [11] Однако в этом случае ибадиты Хадрамаута получили от Ибн аль-Атийи право выбирать своих собственных губернаторов - привилегию, которую они сохраняли на протяжении примерно поколения. [12]

Эпоха Аббасидов (750–847 гг.)

[ редактировать ]

Третья мусульманская гражданская война фатально ослабила режим Омейядов, кульминацией которой стала Аббасидская революция и свержение Омейядского халифата Аббасидским халифатом в 749–750 годах. [13]

Аббасиды продолжили политику Омейядов в отношении Йемена. Часто губернаторами служили представители высшей аббасидской аристократии, в том числе князья династии. В другое время провинция была присоединена к Хиджазу, губернатор которого посылал вместо себя заместителя управлять Йеменом. [12] В 759 году правитель Аббасидов, уроженец Йемена по имени Абдаллах ибн Абд аль-Мадан , попытался выйти из состава халифата. [12] Его восстание было подавлено аббасидским генералом Маном ибн Заидой аль-Шайбани , который занимал пост губернатора Йемена до 768 года. мера мира и порядка. [12] [14]

При халифе Харуне ар-Рашиде ( годы правления 786–809) Мухаммад ибн Халид ибн Бармак , один из знаменитых Бармакидов , был губернатором Йемена. Его время отмечено как время процветания столицы Саны, но также и широко распространенной бедности. . [12] В 800 году вождь Химьяритов аль-Хайсам ибн Абд аль-Самад поднял восстание, но потерпел поражение от губернатора Харуна Хаммада аль-Барбари . Хаммаду удалось восстановить мир в регионе и обеспечить безопасность торговых путей, но его резкость по отношению к местному населению привела к его отзыву в 810 году. [15]

Во время гражданской войны 811–813 годов между сыновьями Харуна, аль-Амином и аль-Мамуном , Йемен первоначально принадлежал лагерю аль-Амина, но одному из агентов аль-Мамуна, Язиду ибн Джариру, удалось завоевать страну. за своим хозяином. [15] В 815 году Алид Ибрагим ибн Муса аль-Казим , сын двунадесятника имама- Мусы аль-Казима , оккупировал Сану и северное нагорье и чеканил монеты от своего имени. Возможно, он даже ненадолго захватил Мекку, но в том же году потерпел поражение от сил Аббасидов возле Саны. [15] Тем не менее, после того как халиф достиг взаимопонимания с Алидами и назначил брата Ибрагима, Али ар-Ридху , тот же Ибрагим был назначен губернатором Мекки и Йемена в 820 году. своим наследником [15] Это привело к восстанию действующего губернатора Хамдавайха, которого пришлось покорить с помощью еще одной экспедиции. Ибрагим оставался губернатором Йемена до 828 года. [16]

Прямая власть Аббасидов в Йемене просуществовала до 847 года, когда автономная династия Юфиридов разбила губернатора Аббасидов Химьяра ибн аль-Хариса и захватила Сану. [4] Однако уже во времена аль-Мамуна местные племенные или сектантские лидеры начали восставать и объединять до сих пор раздробленные части страны под своей властью, и этот процесс будет продолжаться в течение всего 9 века. [17]

Йеменские ткани, давно признанные своим прекрасным качеством, сохранили свою репутацию и экспортировались для использования элитой Аббасидов, включая самих халифов. Продукция Саны и Адена имела особое значение в текстильной торговле между Востоком и Западом.

Крах власти Аббасидов и возникновение местных династий

[ редактировать ]

Первой местной династией, возникшей в Йемене в 9 веке, были Зиядиды . Династия была основана Мухаммадом ибн Абдаллахом ибн Зиядом , потомком кадетской ветви династии Омейядов , который был назначен аль-Мамуном в 817 году для подавления восстаний на западной прибрежной равнине Тихамы . В 819 году Ибн Зияд основал Забид как свою столицу. [4] [17] В период расцвета династии ее власть простиралась вдоль побережья до Адена на юге и Мирбата на западе, а Забид был настолько процветающим, что его называли «Йеменским Багдадом». [4] [17] В отличие от остальной части страны, где симпатии шиитов были сильны, Тихама была твердо просуннитской , а династия Зиядидов оставалась на стороне суннитов Аббасидов против шиитских режимов, возникших в конце 9 века. [4] [17]

В отличие от Зиядидов, которые по крайней мере вначале правили с санкции Аббасидов, в других частях Йемена возникли местные династии, выступившие против правления Аббасидов. На юге химьяритская династия Манахи взяла под свой контроль южное нагорье в 829 году. [18] В то же время в центральном нагорье к власти пришла химьяритская династия Юфиридов , базирующаяся в Шибаме , к северо-западу от Саны. После двадцати лет войны ее основатель Юфир ибн Абд ар-Рахман аль-Хивали в 847 году захватил Сану. В последующие годы их власть распространилась на северное нагорье, на юг до Джанада и на восток до Хадрамаут. [4] [18] Как сунниты, их правление было признано Аббасидами в 870 году, хотя на практике Юфириды часто были данниками своих соседей-зиядидов. [18] Власть Зиядидов быстро рухнула после 882 года, когда убийство двух сыновей Юфира в мечети Шибам спровоцировало массовые восстания против их правления. Аббасиды назначили Али ибн аль-Хусейна губернатором, и его пребывание в должности в 892–895 годах позволило стабилизировать ситуацию вокруг Саны. [19]

Подъем сектантских режимов

[ редактировать ]
Исламская история Йемена находится в Йемене.
Саада
Саада
Забид
Забид
Таиз
Таиз
Шибам
Шибам
Аден
Аден
Занятие
Занятие
Джанад
Джанад
Основные города и политические центры Йемена в 9-10 веках.

К 890-м годам Йемен был политически разделен между тремя основными местными династиями: Зиядидами, Юфиридами и Манахисами, а также множеством постоянно ссорящихся второстепенных племенных вождей, особенно на севере. [20] Отсутствие политического единства, удаленность провинции от имперского центра Аббасидов и ее труднодоступная местность, а также глубоко укоренившиеся шиитские симпатии среди местного населения сделали Йемен, по словам историка ABDR Eagle, «явно плодородным». территория для любого харизматического лидера, обладающего упорством и политической проницательностью для реализации своих амбиций». [21] Это произошло в конце 9-го века с прибытием агентов двух конкурирующих шиитских сект, зайдитов и исмаилитов . [20] Аббасидского Затянувшийся кризис халифата с середины 9-го века, широко распространенные милленаристские ожидания и недовольство среди многих приверженцев более господствующего имамитского шиита по поводу квиетизма их руководства и очевидного конца линии имамов усилили привлекательность более радикальных шиитских сект во всем мусульманском мире. [22]

Ранняя деятельность исмаилитов и правление Йеменом (881–917 гг.)

[ редактировать ]

Активность исмаилитов в Йемене впервые была зафиксирована примерно в середине IX века в южных горных районах вокруг Мудхайхиры , столицы Манахи. Его возглавил некий аль-Хадан ибн Фарадж ас-Санадики, но те немногие известные подробности взяты из более поздних источников. По словам историка Эллы Ландау-Тассерон, они просто записывают, что он «притворялся пророком, совершил множество злодеяний и стал причиной массовой эмиграции». [23]

Гораздо более известна карьера двух исмаилитских миссионеров ( даи ), Куфана ибн Хавшаба и уроженца Йемена Али ибн аль-Фадла аль-Джайшани , произошедшая позднее в этом столетии. Их миссионерская деятельность ( да'ва ) в Йемене началась в 881 году среди горных племен. Ибн Хавшаб нацелился на центральное нагорье недалеко от Саны, а аль-Джайшани сделал Джанад своей базой. [24] [25]

Движение исмаилитов быстро распространилось на большую часть страны; Сана была захвачена в 905 году. [26] Йемен также служил крупным центром более широкого исмаилитского да'ва : Ибн Хавшаб отправлял миссионеров в Оман, Ямаму и даже Синд . [27] Самым известным среди этих миссионеров был Абу Абдалла аль-Шии , уроженец Саны. По указанию Ибн Хавшаба в 893 году он уехал в Магриб , где начал прозелитизм среди кутамских берберов . Его миссия оказалась чрезвычайно успешной. При поддержке Кутамы в 903 году он смог поднять восстание против аглабидских эмиров Ифрикии , кульминацией которого стало их свержение и создание Исмаилитского Фатимидского халифата в 909 году. [28]

Тем временем в Йемене исмаилиты участвовали в серии состязаний с юфиридами и недавно созданным зайдитским имаматом за контроль над Саной, но Ибн аль-Фадл вышел победителем в 911 году. [27] В тот момент, когда исмаилизм торжествовал в Йемене и Фатимидский халифат только что был основан под руководством предполагаемого Махди , Абдаллы аль-Махди Ибн аль-Фадл порвал с делом исмаилитов и его коллегой Ибн Хавшабом, и утверждал, что он сам Махди . После смерти обоих лидеров исмаилитов в 914–915 годах их режимы рухнули из-за внутренних распрей и нападений юфиридов. Юфиридский правитель Асад ибн Аби Яфур , бывший вассал Ибн аль-Фадла, захватил Мудхайхиру в 917 году, и исмаилитское движение в Йемене снова стало секретным подпольным делом на протяжении более столетия, пока Возникновение династии Сулайхидов . [27] [29]

Первый зайдитский имамат в Сааде (897–1058 гг.)

[ редактировать ]

В то время как два исмаилитских даи расширяли свое влияние, в Йемен прибыл еще один шиитский лидер: Яхья , представитель секты Зайди. [20] В доктрине зайдитов, как и в исмаилизме, имам должен быть потомком Фатимы и Али, но эта должность не передается по наследству или по назначению ( насс ), в отличие от двунадесятников и исмаилитских традиций шиитского ислама. Вместо этого на него может претендовать любой квалифицированный Фатимид, который выполняет ряд (обычно 14) строгих условий (религиозное образование, благочестие, храбрость и т. д.), «поднявшись» ( хурудж ) и «призвав» ( да'ва ) к преданность верующих. В доктрине Зайди подчеркивалось, что существование имамата не зависит от народного одобрения или избрания; сам акт да'ва обозначал выбор Бога. С другой стороны, если появлялся более достойный кандидат, действующий имам был обязан его признать. [30]

Предыдущие восстания зайдитов против Аббасидов в Ираке и Хиджазе — центре исламского мира — потерпели неудачу, но имели успех на периферийных территориях Халифата: Идрис ибн Абдаллах , праправнук Али, основал государство зайдитов. на территории современного Марокко , в то время как дальний родственник Яхьи, Хасан ибн Зайд , основал зайдитское государство в Табаристане , горном регионе на южном берегу Каспийского моря . [31] Сам Яхья некоторое время провёл в Табаристане, [32] прежде чем его пригласили в Йемен в 893/4 году для разрешения межплеменных споров на севере страны. [33] Это первое пребывание не удалось, и он уехал, но в 897 году он вернулся и быстро основал государство, базирующееся в Сааде , в северном нагорье, взяв себя в качестве имама с титулом аль-Хади ила'ль-Хакк ( букв . Ведущий к Истине » ). [20] Учитывая продолжающееся присутствие и важность имамата Зайди в последующей истории Йемена, вплоть до распада королевства Зайди в 1962 году, это знаменует собой один из самых важных поворотных моментов в истории Йемена. [34]

До смерти Яхьи в 911 году зарождающийся имамат Зайди боролся с Юфиридами и исмаилитами за контроль над Саной. [35] [19] Его смерть оставила новый режим Зайди на произвол судьбы. Как отмечает Ландау-Тассерон, имамат Зайди не был государством как таковым, поскольку «не было формального административного аппарата и фиксированной схемы преемственности». Любой человек алидского происхождения мог претендовать на имамата при условии, что он участвовал в военной деятельности по продвижению дела Зайдитов. Это означало, что линия имамов часто прерывалась междуцарствием, когда не было имама, или, наоборот, когда одновременно появлялось несколько кандидатов на пост имамата. В то же время обязанность пропагандировать зайдизм силой означала, что имамы находились в постоянном конфликте с не-зайдистами, а также со своими последователями, когда они отказывались подчиняться власти имама; даже не принимая во внимание, что зайдитские имамы в Йемене, опираясь на поддержку племен, сами были втянуты в уже существовавшие межплеменные конфликты. [36]

Тем не менее, первый зайдитский имамат, основанный Яхьей и его преемниками из династии Рассидов, просуществовал на своих основных территориях Саада и Наджран до 1058 года, когда, ослабленная внутренними конфликтами и межрелигиозными спорами, династия Сулейхидов уничтожила его. [37]

Династии XI–XII веков.

[ редактировать ]

Смерть лидеров исмаилитов и зайдитов в короткое время позволила на короткое время возродить власть юфиридов в Сане и вокруг нее, но это не пережило смерть Асада ибн Аби Яфура в 955 году. [19] Ослабленная внутренними раздорами, династия Юфиридов завершилась в 997 году смертью последнего правителя Абдаллы ибн Кахтана Абдаллы в Иббе . [19] В то же время династия Зиядидов также пришла в упадок, хотя сохранилось мало информации о том, почему: последние правители династии неизвестны, а после 981 года и до мнимого конца династии в 1018 году даже их имена не известны. [4]

Династии низменности Тихама

[ редактировать ]

Наджахиды (1022–1156 гг.)

[ редактировать ]

На смену Зиядидам в низменностях Тихамы пришла династия Наджахидов , основанная в 1022 году двумя чернокожими африканскими братьями-рабами, Наджахом и Нафисом. [19] Наджа быстро отстранил своего брата и добился признания халифа Аббасидов. [19] Однако их территория была меньше, чем у Зиядидов, и ограничивалась Тихамой, а их история была довольно пестрой. В 1060 году горная династия Сулейхидов на двадцать лет завоевала их земли, и только после длительной борьбы в 1089 году новый правитель Наджахидов, Джайаш, прочно установил свою власть над Забидом и его территорией. [38] Джайаш основал город Хайс , который поселил вместе со своими сородичами из Абиссинии . [39]

Сулейманиды (ок. 1069–1173)

[ редактировать ]

В конце XII века в северной Тихаме возникла еще одна региональная династия — Сулейманиды . Это была малоизвестная семья происхождения Хасанидов Алидов, которая пришла к власти в Хараде около 1069 года (дата является гипотетической) и, вероятно, служила вассалами Наджахидов. [40]

Махдиды (1156–1173)

[ редактировать ]

После смерти Джайаша власть принадлежала ряду рабов ( мамлюков ) визирей- , служивших от имени правителя Наджахидов до 1156 года, когда династия Махдидов . их сменила [41] Династия Махдидов была основана религиозным проповедником Али ибн Махди , заявлявшим о своем происхождении от химьяритских царей. [42] Хотя он пользовался благосклонностью королевы Наджахидов Алам аль-Малики , после ее смерти в 1150 году он начал серию нападений на Забида. Это не удалось, но его интриги с визирями Наджахидов принесли свои плоды: к 1159 году Забид оказался в его руках, но вскоре после этого умер. [42] Его сын и преемник Абд ан-Наби изображается в большинстве исторических источников как распутный, амбициозный и злой правитель, стремившийся завоевать мир. Действительно, он совершал частые и жестокие набеги на всех своих соседей, убив правителя Сулейманидов в 1164 году, захватив Таиза и Ибба в 1165 году и начав семилетнюю осаду Адена, которая была прорвана только в 1173 году, когда Зурайиды и Хамданиды объединились против него. [42] Вскоре после этого айюбидский принц Туран-Шах вошел в Йемен по приглашению Сулейманидов и начал его завоевание, захватив Забида и положив конец государству Махдидов. [43]

Исмаилитские династии горной местности

[ редактировать ]

Сулайхиды (1047–1137)

[ редактировать ]

В отличие от многих других династий, правивших Йеменом в X–XI веках, Сулейхиды были коренными йеменцами. Основателем режима был Али ибн Мухаммад аль-Сулайхи , родившийся в районе Хараз к западу от Саны. [27] Он стал исмаилитским даи , действовавшим сначала тайно, а затем публично, основав свою базу на горе Масар. Оттуда он отбросил зайдитов и победил правителей Саны и Хадура, захватил Тихаму после отравления ее правителя Наджахида и, наконец, подчинил Аден и Хадрамаут. К 1063 году ас-Сулейхи воссоединил под своей властью большую часть Йемена и сделал Сану своей столицей. [27] Будучи исмаилитом, ас-Сулайхи формально правил от имени фатимидских халифов в Каире , а также вмешивался от их имени в Хиджаз, включая Мекку. [44]

Мечеть королевы Арвы в Джибле

Он был убит Наджахидами в 1067 году, но его миссию продолжил его сын аль-Мукаррам. Как и его отцу, аль-Мукарраму приходилось участвовать в постоянных боях с Наджахидами и Зайдитами, а также в племенных восстаниях. передать дела управления своей жене Арве ас-Сулайхи . Ему это удавалось, пока болезнь не вынудила его перед своей смертью в 1094 году [45] При Арве династия переместила свое место в Зу Джиблу . В расколе исмаилитского движения между мусталитами и низаритами , который произошел в 1094 году из-за преемственности халифа аль-Мустансира , она встала на сторону первого и была назначена главным даи , хотя была вынуждена использовать мужское агенты, отправленные из Каира на места. [46] Ее правление также ознаменовало начало упадка Сулайхидов: поражения от Зайдитов и Наджахидов уже в 1087 году, а Сана проиграла Хамданидам . [45] В 1130 году очередной кризис престолонаследия в Каире вызвал еще один раскол между хафизами и тайибами ; порвав с режимом Фатимидов, Арва встал на сторону последнего. Это лишило ее поддержки Каира и ослабило авторитет Сулейхидов. [47] [48]

Зурайиды (1083–1173)

[ редактировать ]

После смерти Арвы в 1137 году государство Сулайхидов распалось, и на смену ему пришли Зурайиды, региональная династия, которая правила Аденом с 1083 года под властью Сулейхидов. [47] Аль-Аббас и аль-Масуд, сыновья Карама аль-Ями из племени Хамдан, начали править Аденом от имени Сулейхидов. Когда аль-Аббас умер в 1083 году, его сын Зурай, давший название династии, стал править вместе со своим дядей аль-Масудом. Они принимали участие в кампании лидера Сулейхидов аль-Муфаддала против Наджахидов столицы Забида и оба были убиты во время осады (1110 г.). [49] Их сыновья перестали платить дань сулейхидской королеве Арве ас-Сулайхи . [50] Они потерпели поражение от экспедиции Сулейхидов, но королева Арва согласилась снизить дань вдвое, до 50 000 динаров в год. Зурайиды снова не смогли заплатить и снова были вынуждены уступить могуществу Сулейхидов, но на этот раз ежегодная дань из доходов Адена была уменьшена до 25 000. Позже они перестали платить даже эту сумму, поскольку власть Сулейхидов шла на убыль. [51] Таким образом, после 1110 года Зурайиды возглавили независимое правление в городе на протяжении более 60 лет, подкрепленное международной торговлей. В хрониках упоминаются такие предметы роскоши, как текстиль, парфюмерия и фарфор, поступающие из таких мест, как Северная Африка , Египет , Ирак , Оман , Кирман и Китай . После кончины царицы Арвы ас-Сулайхи в 1138 году Фатимиды в Каире сохранили представительство в Адене, что еще больше повысило престиж Зурайидов. [52] Зурайиды были разграблены Айюбидами в 1174 году нашей эры. Это была династия шиитских исмаилитов , последовавшая за Фатимидов, халифами базирувшимися в Египте. Они также были хафизами -исмаилитами, в отличие от тайябитов -исмаилитов .

Хамданиды (1099–1173)

[ редактировать ]

Йеменские Хамданиды представляли собой серию из трех семей, произошедших от арабского племени Бану Хамдан, которое правило северным Йеменом между 1099 и 1174 годами. Их не следует путать с Хамданидами, которые правили в Аль-Джазире и северной Сирии в 906–1004 годах. Они были изгнаны из власти, когда Айюбиды завоевали Йемен в 1174 году. Это была шиитская династия исмаилитов , последовавшая за Фатимидов халифами , базирувшимися в Египте. Они также были хафизами -исмаилитами, в отличие от тайябитов -исмаилитов .

Эпоха Айюбидов (1174–1229)

[ редактировать ]

Важность Йемена как узла в торговле между Египтом и Индийским океаном , а также его стратегическое значение мотивировали вторжение Айюбидов в 1174 году. Силы Айюбидов возглавил Тураншах , брат султана Саладина . Предприятие оказалось полностью успешным: различные местные йеменские династии, в основном Зурайиды, были побеждены или подчинились, положив тем самым конец фрагментированному политическому ландшафту. Эффективная военная мощь Айюбидов означала, что местные режимы не подвергали их серьезной угрозе в течение 55 лет пребывания у власти. Единственным тревожащим элементом был имам Зайди, который действовал в течение определенного периода. Однако после 1217 г. имамат раскололся. Члены династии Айюбидов были назначены править Йеменом до 1229 года, но они часто отсутствовали в стране, что в конечном итоге привело к их смене следующим режимом — Расулидами . Положительным моментом является то, что Айюбиды объединили большую часть Йемена способом, которого раньше почти не удавалось. Система феодальных владений, использовавшаяся в центральной части Айюбидов, была введена в Йемене. Политика Айюбидов привела к разделению, которое продолжается до сих пор: на побережье и южных высокогорьях доминируют сунниты и приверженцы шафиитской юридической школы; и верхние высокогорья с населением, в основном придерживающимся заидийи. Таким образом, правление Айюбидов стало важной отправной точкой для следующего династического режима. [53]

Апостольская эпоха (1229–1454 гг.)

[ редактировать ]
Карта царства Расулидов 1264 года.

Династия Расулидов , или Бани Расул, представляла собой воинов туркменского происхождения, служивших Айюбидам. Когда последний правитель Айюбидов покинул Йемен в 1229 году, он назначил своим заместителем члена Бани Расул Нур ад-Дина Умара. Позже он смог обеспечить независимое положение в Йемене и был признан самостоятельным султаном халифом Аббасидов в 1235 году. Он и его потомки заимствовали свои методы управления из структур, созданных Айюбидами. Их столицами были Забид и Таиз . Впервые большая часть Йемена стала сильной и независимой политической, экономической и культурной единицей. Государство даже смогло бороться с Айюбидами, а затем и с мамлюками за влияние в Хиджазе. Южное побережье Аравии было покорено в 1278–1279 гг. Расулиды фактически создали сильнейшее йеменское государство в средневековую исламскую эпоху. Среди многочисленных средневековых государств именно оно просуществовало дольше всего и пользовалось самым широким влиянием. Его влияние в плане управления и культуры было сильнее, чем у предыдущих режимов, а интересы правителей Расулидов охватывали все дела, существовавшие в то время. [54]

Некоторые из султанов имели сильные научные интересы и были специалистами в астрологии, медицине, сельском хозяйстве, лингвистике, законодательстве и т. д. Они строили мечети, дома и цитадели, дороги и водные каналы. Проекты Расулидов простирались до Мекки . Усилилась суннизация земли, медресе повсеместно строились . Процветающая торговля приносила султанам большие доходы, которые укрепляли их режим. В высокогорье зайдии первоначально были оттеснены мощью Расулидов. Тем не менее, после конца 13 века ряд имамов смог укрепить свои позиции и расширить свое влияние. Что касается режима Расулидов, то его поддерживал целый ряд очень одаренных султанов. Однако в 14 веке, особенно после 1424 года, государственное устройство начало приходить в упадок. С 1442 по 1454 год за трон боролись ряд соперничающих претендентов, что в последнем году привело к падению династии. [55] [56]

Тахириды (1454–1517)

[ редактировать ]

Бани Тахир была могущественной коренной йеменской семьей, которая воспользовалась слабостью Расулидов и, наконец, получила власть в 1454 году как Тахириды. Во многих отношениях новый режим пытался подражать Бани Расулу, институты которого они взяли под свой контроль. Таким образом, они построили школы, мечети и ирригационные каналы, а также цистерны с водой и мосты в Забиде , Адене, Яфрусе, Раде , Джубане и т. д. В политическом отношении Тахириды не имели амбиций по расширению за пределы самого Йемена. Султаны периодически боролись с зайдитскими имамами с переменным успехом. Им так и не удалось полностью захватить высокогорье. [57] Режим мамлюков в Египте начал отправлять морские экспедиции на юг после 1507 года, поскольку присутствие португальцев представляло угрозу в южном регионе Красного моря . Сначала тахиридский султан Амир II поддержал мамлюков, но позже отказался им помочь. В результате он был атакован и убит войсками мамлюков в 1517 году. Лидеры сопротивления Тахиридов продолжали беспокоить мамлюкских оккупантов до 1538 года. Как оказалось, Тахириды были последней суннитской династией, правившей в Йемене. [58]

Первый османский период (1538–1635)

[ редактировать ]

Теперь побережье и южное нагорье внезапно остались без центрального правительства впервые почти за 350 лет. Вскоре после завоевания мамлюками в 1517 году сам Египет завоеван османским был султаном Селимом I. Египетский гарнизон в Йемене был загнан в угол на незначительной части Тихамы, а зайдитский имам расширил свою территорию. Военные мамлюков формально признавали османов до 1538 года, когда прибыли регулярные турецкие войска. В это время османы начали беспокоиться о португальцах, оккупировавших остров Сокотра . Османы устранили последнего лорда Тахиридов в Адене и военное руководство мамлюков и создали администрацию, базирующуюся в Забиде. Йемен стал провинцией ( Бейлербейлик ). Португальская блокада Красного моря была прорвана. В 1539–1556 гг. был проведен ряд кампаний против зайдитов, а в 1547 г. была взята Сана . Плохое правление Турции привело к крупному восстанию в 1568 г. Зайдийский имам оказывал упорную борьбу с захватчиками, которые были практически изгнаны из Йемена. земля. Сопротивление было преодолено в новом походе 1569–1571 гг. После смерти имама аль-Мутаххаре в 1572 году нагорье было занято турецкими войсками. Первая турецкая оккупация продолжалась до 1635 года. Новые лорды продвигали суфиев и исмаилитов в качестве противовеса Зайдии. Однако Йемен находился слишком далеко, чтобы им можно было эффективно управлять. Чрезмерное налогообложение, несправедливая и жестокая практика вызвали глубокую народную антипатию к иностранному правлению. Зайдиты обвинили османов в «неверных интерпретации» и в 1597 году назначили нового имама аль-Мансура аль-Касима . В соответствии с доктриной, согласно которой имам должен призвать на верность ( да'ва ) и восстать против незаконных правителей, имам аль-Мансур и его преемник расширили свою территорию за счет турок, которым в конечном итоге пришлось оставить свои последние владения в 1635. [59]

Касимиды (1597–1872)

[ редактировать ]
Касимидский имамат Йемена в 1675 году.

Имам аль-Мансур аль-Касим (годы правления 1597–1620) принадлежал к одной из ветвей рассидов ( потомков первого имама или его близкой семьи). Новая линия стала известна как Касимиды по имени ее основателя. Сыну аль-Мансура аль-Муайаду Мухаммаду (годы правления 1620–1644) удалось собрать под своей властью Йемен, изгнать турок и создать независимое политическое образование. Его преемник аль-Мутаваккиль Исмаил (годы правления 1644–1676) подчинил Хадрамаута и поддерживал дипломатические контакты с негу Эфиопии и Великих Моголов императором Аурангзибом . Он также восстановил общие ежегодные караваны паломничества в Мекку , пытаясь вызвать чувство единства между мусульманами-суннитами и шиитами. Какое-то время имамы управляли обширной территорией, от Асира на севере до Адена на юге и Дофара на Дальнем Востоке. Центром имамического государства была Сана, хотя имамы использовали и другие места проживания, такие как Аш-Шахара и Аль-Мавахиб. [60] Его экономическая база была усилена торговлей кофе прибрежного перевалочного пункта Мокко . Кофе был завезен из Эфиопии примерно в 1543 году, и Йемен долгое время обладал монополией на этот продукт. Купцы из Гуджарата часто посещали Йемен после ухода турок, а европейские торговцы основали фабрики после 1618 года. Первые пять имамов правили, руководствуясь строгими заповедями Зайди, но, в отличие от предыдущей практики, Касимиды фактически сменяли друг друга, как в наследственной династии. К тому времени их государство стало институционализированным, поскольку применялось управление в османском стиле, сохранялась постоянная армия и был назначен главный судья. Большинством провинций управляли члены семьи Касимидов. Правители провинций совершали байат (ритуал почтения) при своем вступлении на престол, но со временем их феодальные владения становились все более автономными.

Власть имамата в XVIII и XIX веках пришла в упадок по ряду причин. В политическом отношении он никогда не был полностью стабильным, поскольку столкновения между ветвями Касимидов происходили с некоторой частотой, а правопреемство имамата часто оспаривалось. Вдобавок к этому в 18 веке всплыли теологические разногласия, поскольку Касимиды практиковали иджтихад (реинтерпретацию закона) и обвинялись в незаконных нововведениях ( бидах ). Племенные восстания были обычным явлением, и после конца 17 века территория, контролируемая имамами, постепенно сокращалась. Племя Яфа в Южном Йемене отпало в 1681 году, а Аден вырвался на свободу в 1731 году. Прибыльная торговля кофе пришла в упадок в 18 веке, и появились новые производители в других частях мира. Это лишило имамов основного внешнего дохода. Государство Касимидов было охарактеризовано как «квазигосударство» с присущей ему напряженностью между племенами и правительством, а также между племенной культурой и изученной исламской моралью. Сами имамы переняли стиль ближневосточных монархий, становясь все более отдаленными фигурами. В результате они со временем утратили свое харизматическое и духовное положение среди племен Йемена. Ослабление имамического государства стало еще более острым после Вторжения ваххабитов после 1800 года. Тихама была потеряна на долгое время, и ей противостояли вожди равнинных арабов и египетские войска. Имамат еще больше затмился вторым пришествием турок в равнинный Йемен в 1849 году и в горную местность в 1872 году. [61]

Второй османский период (1872–1918)

[ редактировать ]

Интерес Османской империи к Йемену возобновился в середине 19 века. Одной из целей было усиление влияния Османской империи в торговле на Красном море, особенно после того, как британцы оккупировали Аден с 1839 года. Открытие Суэцкого канала в 1869 году усилило этот стимул. Тихама была оккупирована в 1849 году, но экспедиция в Сану не удалась. Между тем, в период после 1849 года произошла серия запутанных столкновений между различными претендентами на имамат в Сане и Сааде. Хаос сыграл туркам на руку, и в 1872 году новая экспедиция закрепила Сану при содействии некоторых зайдитских претендентов. Тем не менее, претенденты-имамы продолжали сопротивляться попыткам Турции управлять Йеменом, и эффективно контролировалась только часть страны. Попытки модернизации поздней Османской империи породили недовольство среди приверженцев традиционных взглядов, которые заклеймили такую ​​политику как неисламскую. [62] В 1911 году наконец было достигнуто соглашение с мятежным имамом Имамом Яхьей Хамидаддином, согласно которому последний был признан главой зайдитов, в то время как турки собирали налоги со своих подданных-суннитов. Тем временем интересы Турции и Великобритании в Йемене столкнулись. В 1902 году было достигнуто соглашение о демаркации границы между соответствующими сферами интересов, и соглашение было подписано в 1914 году. Это послужило фоном для последующего разделения двух йеменских государств (до 1990 года). К этому времени Османской империи оставалось несколько лет. Распад империи после Первой мировой войны привел к ее полному выводу в 1918 году. [63] [64]

Королевство Мутаваккилит (1918–1962)

[ редактировать ]

См. также Федерация Южных Арабских Эмиратов и Федерация Южной Аравии .

После 1891 года на имамата претендовала ветвь Касимидов Хамид ад-Дина. В начале 20-го века Имам Яхья добился значительных успехов в борьбе с турецкими войсками, что привело к перемирию 1911 года. Во время Первой мировой войны Имам Яхья номинально поддерживал османов, но в 1918 году смог создать полностью независимое государство. Оно известно как Королевство Мутаваккилитов по лакабу имени Имама Яхьи, аль-Мутаваккиль. Яхья усмирил племена Тихамы жесткими методами. Он также безуспешно пытался включить Асир и Наджран в свое царство (1934 г.). Однако эти регионы были приобретены Саудовской Аравией . Южный Йемен оставался под контролем Великобритании до 1967 года, когда он стал независимым государством. Яхья пользовался легитимностью среди зайдитских племен внутри страны, в то время как суннитское население побережья и южного нагорья было менее склонно принимать его правление. Чтобы сохранить власть, он действовал как наследственный король и назначил своих сыновей управлять различными провинциями. Недовольные субъекты, образующие Свободное йеменское движение убило имама Яхью в 1948 году с целью создания конституционной монархии . Однако его сын Ахмад бин Яхья смог захватить власть с помощью верных союзников племени. Отныне он держал свой двор в Таизе, а не в Сане. [65]

Консервативному правлению имама бросил вызов рост арабского национализма. Йемен присоединился к Объединенной Арабской Республике, провозглашенной президентом Египта Насером в 1958 году, объединившись с Египтом и Сирией в рыхлую коалицию под названием Соединенные Арабские Штаты . Однако имам ушел, когда Сирия вышла из союза в 1961 году. Проегипетские военные начали заговор против правителя. Когда Ахмад бин Яхья умер в 1962 году, его сын Мухаммад аль-Бадр был быстро свергнут, поскольку заговорщики захватили Сану. Йеменская Арабская Республика Была провозглашена . Мухаммаду аль-Бадру удалось бежать к лоялистам в высокогорье, после чего последовала гражданская война. Саудовская Аравия поддержала имама, в то время как Египет направил войска для поддержки республиканцев. После поражения Египта от Израиля в 1967 году и образования социалистической народной республики в Южном Йемене в том же году обе вмешавшиеся державы пытались найти решение, чтобы развязать себе руки. Наконец, в 1970 году было достигнуто соглашение, по которому роялисты согласились принять Йеменскую Арабскую Республику в обмен на влияние в правительстве. [66]

О событиях после 1970 года см. статью «Современная история Йемена» .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Ландау-Тассерон 2010 , с. 415.
  2. ^ Смит 1987 , стр. 136–137.
  3. ^ Кеннеди 2004 , с. 45.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Смит 1987 , с. 137.
  5. ^ Ландау-Тассерон 2010 , стр. 415–416.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Ландау-Тассерон 2010 , с. 416.
  7. ^ Ландау-Тассерон 2010 , стр. 416–417.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и Ландау-Тассерон 2010 , с. 417.
  9. ^ Ландау-Тассерон 2010 , стр. 417–418.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и Ландау-Тассерон 2010 , с. 418.
  11. ^ Ландау-Тассерон 2010 , стр. 418–419.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и Ландау-Тассерон 2010 , с. 419.
  13. ^ Кеннеди 2004 , стр. 112–115.
  14. ^ Кеннеди 1991 , с. 345.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Ландау-Тассерон 2010 , с. 420.
  16. ^ Ландау-Тассерон 2010 , стр. 420–421.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д Ландау-Тассерон 2010 , с. 421.
  18. ^ Перейти обратно: а б с Ландау-Тассерон 2010 , с. 422.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Смит 1987 , с. 138.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д Ландау-Тассерон 2010 , с. 424.
  21. ^ Орел 1994 , стр. 111, 114.
  22. ^ Дафтари 2007 , стр. 107–108.
  23. ^ Ландау-Тассерон 2010 , с. 426.
  24. ^ Дафтари 2007 , с. 109.
  25. ^ Ландау-Тассерон 2010 , стр. 426–427.
  26. ^ Дафтари 2007 , стр. 109–110.
  27. ^ Перейти обратно: а б с д и Ландау-Тассерон 2010 , с. 427.
  28. ^ Дафтари 2007 , стр. 125–128.
  29. ^ Дафтари 2007 , с. 122.
  30. ^ Орел 1994 , стр. 107–108.
  31. ^ Орел 1994 , с. 109.
  32. ^ Орел 1994 , с. 110.
  33. ^ Орел 1994 , с. 108.
  34. ^ Смит 1987 , с. 136.
  35. ^ Ландау-Тассерон 2010 , стр. 424–425.
  36. ^ Ландау-Тассерон 2010 , с. 425.
  37. ^ Ландау-Тассерон 2010 , стр. 425–426.
  38. ^ Смит 1987 , стр. 138–139.
  39. ^ Смит 1987 , с. 139.
  40. ^ Смит 1987 , с. 140.
  41. ^ Смит 1987 , стр. 139, 142.
  42. ^ Перейти обратно: а б с Смит 1987 , с. 142.
  43. ^ Смит 1987 , стр. 140, 142.
  44. ^ Ландау-Тассерон 2010 , стр. 427–428.
  45. ^ Перейти обратно: а б Ландау-Тассерон 2010 , с. 428.
  46. ^ Ландау-Тассерон 2010 , стр. 428–429.
  47. ^ Перейти обратно: а б Ландау-Тассерон 2010 , с. 429.
  48. ^ Дафтари 2007 , с. 248.
  49. ^ Хронология правителей Зурайидов по большей части неопределенна; даты, предоставленные Айманом Фуадом Сайидом, Масадир тарих аль-Яман фиал 'аср аль-ислами , аль-Кахира, 1974 г., частично расходятся с датами, данными Х. К. Кеем, Яман: его ранняя средневековая история , Лондон, 1892 г.; один источник, кажется, указывает, что они были независимыми еще в 1087 году.
  50. ^ Кей 1892 , стр. 66–7.
  51. ^ Эль-Хазраджи 1918 , с. 19.
  52. ^ Стуки 1978 , с. 96.
  53. ^ Пескес 2010 , с. 290.
  54. ^ Г. Рекс Смит, Айюбиды и ранние Расулиды в Йемене , Том. I – II, Лондон: Мемориальный фонд Гибба, 1974–1978.
  55. ^ Эль-Хазраджи 1918 .
  56. ^ Пескес 2010 , стр. 290–291.
  57. ^ Венеция Портер, История и памятники династии Тахиридов в Йемене 858-923/1454-1517 , докторская диссертация, Даремский университет, 1992, http://etheses.dur.ac.uk/5867/1/5867_3282-vol1. PDF?UkUDh:CyT
  58. ^ Пескес 2010 , с. 291.
  59. ^ Мишель Тушерер, «Хронология Йемена (1506-1635)», Chroniques yéménites 8, 2000 г., http://cy.revues.org/11 .
  60. ^ Томислав Кларик, «Хронология Йемена (1045-1131/1635-1719)», Chroniques émenites 9 2001, http://cy.revues.org/36 .
  61. ^ Дреш 1989 , стр. 212–218, Племена, правительство и история в Йемене.
  62. ^ Цезарь Э. Фарах, Йемен султана; Вызовы XIX века османскому правлению . Лондон: Таурис 2002.
  63. ^ Dresch 2000 , стр. 4–7, История современного Йемена.
  64. ^ Энциклопедия современного Ближнего Востока и Северной Африки , Том, IV, Детройт: Thomson-Gale 2004, стр. 2390
  65. ^ Дреш 2000 , стр. 43–57, История современного Йемена.
  66. ^ Комминс 2010 , стр. 471–473.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 58ab0194824d749aa90efefeff529c66__1715007120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/58/66/58ab0194824d749aa90efefeff529c66.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Islamic history of Yemen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)