аль-Мустансир Биллах
аль-Мустансир Биллах Аль-Мустансир Биллах | |
---|---|
![]() Золотая монета аль-Мустансира, Египет , 1055 г. н.э. | |
8-й имам – халиф Фатимидского халифата | |
Царствование | 13 июня 1036 г. (15 Шабана , 427 г. хиджры ) [а] – 29 декабря 1094 г. (18-й зуль-хиджа , 487 г. хиджры ) [б] |
Предшественник | аз-Захир |
Преемник | аль-Мустали |
Рожденный | 2 июля 1029 г. (16 Джумада II , 420 г. хиджры ) [3] [4] Каир, Египет |
Умер | 29 декабря 1094 г. (18 Зилхаджа , 487 г. хиджры ) [б] (65 лет) Египет |
Проблема |
|
Династия | Фатимид |
Отец | аз-Захир |
Мать | ощущение [9] |
Религия | Исмаилитский шиитский ислам |
Часть серии об Исламе. Исмаилизм |
---|
![]() |
![]() |
Абу Тамим Маад аль-Мустансир билла ( арабский : Абу Тамим Маад аль-Мустансир Биллах ; 2 июля 1029 г. - 29 декабря 1094 г.) [б] был восьмым халифом Фатимидов с 1036 по 1094 год. Он был одним из дольше всех правивших мусульманских правителей. [10] Его правление было закатом государства Фатимидов. В начале его правления компетентные администраторы продолжали управлять государством Фатимидов ( Ануштакин , аль-Джарджараи , а затем аль-Язури ), наблюдая за процветанием государства в первые два десятилетия правления аль-Мустансира. Однако развязывание судебной борьбы между турецкой и берберско-суданской группировками после убийства аль-Язури, совпавшее со стихийными бедствиями в Египте и постепенной потерей административного контроля над владениями Фатимидов за пределами Египта, почти привело к полному краху государство Фатимидов в 1060-х годах, до назначения армянского генерала Бадра аль-Джамали , который принял власть визирем в 1073 году и стал фактическим диктатором страны при номинальном правлении аль-Мустансира. [2] [1] [4]
Халиф аль-Мустансир биллах был последним имамом до того, как катастрофический раскол разделил движение исмаилитов на две части из-за борьбы за преемственность между старшим сыном аль-Мустансира, Низаром , и младшим аль-Мустали , который был возведен на престол сыном и преемником Бадра аль-Афдалом Шаханшахом . Последователи Низара, преобладавшие в Иране и Сирии, стали низаритской ветвью исмаилизма, а последователи аль-Мустали стали мусталиской ветвью.
Биография
[ редактировать ]Аль-Мустансир родился в Каире 16 Джумада II 420 года хиджры (2 июля 1029 года). [4] Али аз-Захиру и Расаду, черному рабу из Нубии . [11] В возрасте всего восьми месяцев он был объявлен наследником своего отца. Его звали Абу Тамим Маад по прозвищу аль-Мустансир бил-Лах («Проситель победы от Бога»). Он взошел на трон Фатимидского халифата 15 Шабана 427 года (13 июня 1036 года) в возрасте семи лет. В первые годы его халифата государственными делами управляла его мать. Его правление длилось 60 лет, самое продолжительное из всех халифов в Египте или других исламских государствах. Однако власть Фатимидов была ограничена Египтом из-за завоеваний сельджуков в Леванте , норманнов на Сицилии и Мальте , а также арабских племен, дестабилизировавших контроль Фатимидов над Тунисом и Триполи . [1] Аль-Мустансир был признан недееспособным [ нужна ссылка ] и поэтому в его дворе доминировали военные диктаторы и любимые чиновники его матери, в то время как казна была истощена фракционной борьбой. [12]
Он построил специальный михраб у одной из колонн мечети Ибн Тулуна . На вершине михраба выгравировано его имя вместе с шахадой , обычно читаемой публикой в эпоху Фатимидов , заканчивающейся фразой «Али-ун-Вали-ул-лах», что означает «Али - друг Бога».
суд аль-Мустансира
[ редактировать ]Выдающиеся даи / визири его эпохи:
- Али бин Ахмад Джарджарай , визирь (ум. 1045)
- Бадр аль-Джамали , визирь (ум. 1094)
- Муайяд фил-Дин аль-Ширази , главный миссионер ( даи ад-дуат ) с 1059 по [13]
Мулай Абадулла и Седи Нуруддин были двумя индийцами , посетившими аль-Мустансир Биллах в Египте. Они присоединились к вере исмаилитов под руководством Фатимида Дай Муайяда фи'л-Дина аль-Ширази и отправились в Индию, чтобы распространять веру. [14]
Исмаилитский да'ва
[ редактировать ]Во время правления имама аль-Мустансира исмаилитский да'ва («приглашение») возглавлял в восточных регионах Абд аль-Малик ибн Атташ, который базировался в Исфахане .
Ибн аль-Асир ( суннитский историк) описывает Абд аль-Малика (Ибн Атташа) как человека, интересующегося литературными произведениями и профессионального каллиграфа . Он продолжает описывать его как умного, умного, сообразительного и этичного человека.
Один из самых известных учеников Ибн Атташа, Хасан-и Шаббах стал важной фигурой и был выбран в качестве ходжи, или «доказательства» аль-Мустансира. Эта должность/ранг была прямо ниже имама в религиозной иерархии исмаилитов. [15]
Архитектура
[ редактировать ]
Выдающиеся здания, построенные во время правления аль-Мустансира, следующие:
Голод
[ редактировать ]Между 1065 (457 г.х.) и 1072 г. (464 г.х.) голод ухудшил условия жизни в Египте от плохих до худших. Между тем, в 1062 г. (454 г.х.) и вновь в 1067 г. (459 г.х.) борьба между турецкими и суданскими солдатами переросла в открытую войну, завершившуюся победой турок.
В этот же период берберские кочевые племена из Нижнего Египта намеренно усугубляли бедствие, опустошая сельскую местность, разрушая набережные и каналы Нила . Сообщается, что десять тысяч животных, которые когда-то содержались в конюшнях аль-Мустансира, сократились до такой степени, что остались только три худые лошади; Говорят, что в конечном итоге только у аль-Мустансира появилась лошадь, и что, когда он выехал, придворные последовали за ним пешком, не имея никакого животного, которое могло бы их нести; Говорят также, что его сопровождающий однажды потерял сознание от голода, сопровождая его по улицам. Пока продолжалось бедствие, состояние страны продолжало ухудшаться. За длительным голодом неизбежно последовала чума; целые районы были совершенно лишены населения, и дом за домом стоял пустым.
Тюркские наемники
[ редактировать ]Одновременно турецкие наемники опустошили казну; многие произведения искусства и всевозможные ценности во дворце были проданы для удовлетворения их требований - часто они сами были покупателями по чисто номинальным ценам и перепродавали полученные таким образом предметы с прибылью. Изумруды стоимостью 300 000 динаров были куплены одним турецким генералом за 500 динаров, а за одну две недели года 460/1068 предметов на сумму 30 000 000 динаров были проданы для оплаты туркам. Драгоценная библиотека, которая была предоставлена публике и была одной из достопримечательностей для многих, кто посещал Каир , была разбросана; книги рвали, выбрасывали или использовали для разжигания костров. В конце концов турки начали сражаться между собой. Насир ад-Даула ибн Хамдан , турецкий генерал, осадил город, который защищала конкурирующая фракция турецкой гвардии; сжег часть Фустата и разгромив защитников, он вошел как победитель. Добравшись до дворца, он обнаружил, что аль-Мустансир поселился в голых комнатах, ему прислуживали всего три раба и он питался двумя хлебами, которые ежедневно присылали ему дочери Ибн Бабшанда, грамматика.
Турки-победители господствовали в Каире, держали в подчинении сменявших друг друга визирей, относились к аль-Мустансиру с презрением и использовали свою власть для опустошения казны, увеличив их зарплату почти в двадцать раз по сравнению с прежним показателем. Насир ад-Даула стал настолько властным и тираническим в своем поведении, что провоцировал даже своих последователей, и в конце концов был убит в 466/1074 году. К сожалению, это оставило город в худшем состоянии, чем когда-либо, поскольку теперь он оказался во власти различных турецких группировок, которые вели себя не лучше, чем разбойники. Условия в Египте продолжали ухудшаться, а насилие бушевало как на улицах, так и в сельской местности.
Потомки
[ редактировать ]Используя генеалогическую информацию членов династии Фатимидов, заключенных в тюрьму Саладином , и современные документы, историк Пол Э. Уокер подсчитал, что у аль-Мустансира было «как минимум семнадцать сыновей, имена которых мы можем восстановить». [16] Действительно, он предполагает, что именно большое количество потомков, которые он произвел на свет за время своего долгого правления, создало кризис престолонаследия после его смерти. [17]
Галерея
[ редактировать ]- аль-Мустансира Михраб в мечети Ибн Тулуна, Каир
- аль-Мустансира Каменная надпись времен аль-Мустансира возле михраба
- аль-Мустансира Деталь михраба
- Имя аль-Мустансира выгравировано на михрабе.
См. также
[ редактировать ]- Генеалогическое древо Мухаммеда, связывающее пророков с шиитскими имамами
- Список имамов-исмаилитов
- Список правителей Египта
- Мечеть Джуюши
- Фатимиды
- Исмаилизм
- Низари
- Ага Хан
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Хотя некоторые историки называют 1035 год годом, когда он взошел на престол, [1] [2] 1036 год упоминается чаще, особенно мусульманскими учеными. [3] [4]
- ^ Перейти обратно: а б с Датой его смерти, если перевести ее на западный календарь , иногда называют 6 января 1095 года. [4] но обычно используется дата 29 декабря. [3] [5] [6] [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Хитти, Филип К. (2002). Краткая история арабов: с древнейших времен до наших дней (пересмотренное 10-е изд.). ISBN 0333631420 .
- ^ Перейти обратно: а б О'Лири, Де Лейси (1923). Краткая история Фатимидского халифата . п. 193.
- ^ Перейти обратно: а б с «МУСТА'ЛО-БИЛЛАХ эль-ФАТИМО - Исламская энциклопедия TDV» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке).
- ^ Перейти обратно: а б с д и «МУСТАНСИР БИЛЛА I (427-487/1036-1095), 18-Й ИМАМ» . ismaili.net . Проверено 13 февраля 2022 г.
- ^ Коэн, Марк Р. (2014). Еврейское самоуправление в средневековом Египте . Издательство Принстонского университета. п. 218. ИСБН 9781400853588 .
- ^ Айман Фуад Сайид (2002). Фатимиды и их преемники в Ямане . ИБ Таурис. п. 5. ISBN 9781860646904 .
- ^ Ходжсон, Наташа Р. (2019). Крестовый поход и мужественность . Рутледж. п. 72. ИСБН 9781351680141 .
- ^ Дафтари 2007 , с. 246.
- ^ аль-Макризи , Эттеааз аль-Хонафа бе Ахбаар аль-Аэмма Аль Фатемейин Аль Холафаа, часть 2, стр. 45. Каир. 1973 год
- ^ "Аль-Мустансир" Британская энциклопедия Проверено 31 января 2015 г.
- ^ Холт, П.М. и М.В. Дейли. «История Судана: от прихода ислама до наших дней». Группа Тейлор и Фрэнсис, 2014. 16.
- ^ Дафтари, Фархад (1990). Исмаилиты: их история и доктрины . стр. 193-194 . ISBN 978-0-521-37019-6 .
- ^ Клемм, Верена (2004). «МОАЙЯД ФИЛ-ДИН ШИРАЗИ» . Энциклопедия Ираника .
- ^ [1] 12.0 Фатимид Даи Аль-Муайяд: Его жизнь, автор: доктор Аббас Хамдани, Университет Висконсина, Милуоки (США): ...В этой деревне было два человека, которые приобрели знания, а затем во времена аль-Мустансира отправились из Индии в Египет и присоединились к исмаилитской вере по указанию Сайидны аль-Муайяда, от которого они приобрели много знаний. Их звали (Ба) Лам Натх (известный как Мулай Абадулла) и Руп Натх (позже названный Мавлаи Нурад-Дин). Оба они вернулись из Египта в родное село...».
- ^ Вирани, Шафик Н. (16 апреля 2018 г.). «Аламут, исмаилизм и признание Бога Ходжи Касима Туштари». Обзор исследований шиии . 2 (1–2): 193–227. дои : 10.1163/24682470-12340021 . ISSN 2468-2462 .
- ^ Уокер 1995 , с. 249.
- ^ Уокер 1995 , стр. 248–249.
Источники
[ редактировать ]- Бьянки, Тьерри (1989). Дамаск и Сирия под властью Фатимидов (359–468/969–1076): очерк интерпретации средневековых арабских хроник. Второй том (на французском языке). Дамаск: Французский институт Дамаска. ISBN 978-2-35159131-4 .
- Бретт, Майкл (2017). Империя Фатимидов . Эдинбургская история исламских империй. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-4076-8 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Хальм, Хайнц (2003). в Египте, 973–1074 гг. (на немецком языке Халифы Каира: Фатимиды ). Мюнхен: CH Бек. ISBN 3-406-48654-1 .
- Хальм, Хайнц (2014). первых крестовых походов, 1074–1171 гг. . Халифы и ассасины: Египет и Ближний Восток во времена (на немецком языке) Мюнхен: CH Бек. дои : 10.17104/9783406661648-1 . ISBN 978-3-406-66163-1 .
- Уокер, Пол Э. (1995). «Наследование власти в шиитском халифате». Журнал Американского исследовательского центра в Египте . 32 : 239–264. дои : 10.2307/40000841 . JSTOR 40000841 .