Мешхед Сайиды Рукайи
Мешхед Сайиды Рукайи | |
---|---|
Сцена с госпожой Рукайей | |
![]() | |
![]() | |
Общая информация | |
Статус | активный |
Тип | Мешхед , мавзолей, мечеть/ораторское искусство |
Архитектурный стиль | Фатимид , исламский |
Адрес | 16 Эль-Халифа, Аль-Абагея, Эль-Халифа, провинция Каир, Египет |
Координаты | 30 ° 01'32 "N 31 ° 15'7" E / 30,02556 ° N 31,25194 ° E |
Завершенный | 1133 |
Отремонтированный | 2014-2015 |
Мешхед Сайиды Рукайи ( арабский : مَشْهَد پسَّيِّدَة رُقَيَّة , латинизированный : Мешхед Ас-Сайида Рукайя ), [1] Мавзолей Сайиды Рукайи , иногда называемый Мавзолеем или Могилой Сайиды Рукайи , [2] [3] религиозная святыня и мечеть XII века — исламская в Каире , Египет . Он был воздвигнут в 1133 году нашей эры как памятник Рукайе бинт Али (также известной как Сайида Рукайя), члену исламского пророка Мухаммеда . семьи [4] Он также примечателен тем, что является одним из немногих и наиболее важных мавзолеев эпохи Фатимидов , сохранившихся в Каире сегодня.
Хотя святыня спроектирована как гробница, сама Руккая бинт Али, скорее всего, здесь не похоронена, поскольку другие исторические источники сообщают, что она была похоронена в Дамаске. [5] [6] В Пакистане полагают, что ее мавзолей – Биби Пак Даман , расположенный в Лахоре . [7]
История
[ редактировать ]Контекст и конструкция
[ редактировать ]
Сайида Рукайя была дочерью Али ибн Аби Талиба , ее мать была одной из жен Али (который также женился на Фатиме дочери Мухаммеда ) . Наряду с Сайидой Нафисой , которая похоронена в соседней мечети , она считается покровительницей Каира. [1] Тем не менее, неясно, приезжала ли Сайида Рукайя когда-либо в Египет и действительно ли она здесь похоронена. Одна традиция гласит, что она приехала в Египет вместе с Сайидой Зайнаб (также похороненной в важном храме в Каире, в мечети Сайида Зайнаб ), точно так же, как надписи на кенотафе внутри этого мавзолея утверждают, что это ее могила. [6] [1] Однако другие традиции признают Дамаск местом ее захоронения и рассматривают этот мавзолей как машхад руйя , «визуальный памятник». [6] [5] [8]
Происхождение этой святыни приписывают фатимидскому халифу аль -Хафизу ( годы правления 1132–1149 ), которому приснился сон, в котором он встретил женщину в плаще, которая оказалась Сайидой Рукайей. Затем он повел членов своего окружения к месту, где произошла встреча во сне, где они раскопали и нашли неизвестную гробницу. Затем аль-Хафиз приказал построить на этом месте машхед Сайиды Рукайи. [3] Строительство мавзолея датируется надписью 1133 годом н.э. (527 г. хиджры ). [6] [5]
Период Фатимидов был первым, когда в исламской архитектуре Египта были представлены монументальные мавзолеи с куполами. [9] поскольку ранний ислам изначально не одобрял монументальные гробницы. [10] Фатимиды также ввели (или возродили) традиции посещения и проведения времени у могил важных религиозных святых, а также своей семьи и предков; традиция, существовавшая также в Древнем Египте . [11]
Современное использование и реставрация
[ редактировать ]Мешхед до сих пор используется как мечеть или молельня, куда проводятся религиозные занятия и люди приходят помолиться о заступничестве святого . [1] Мешхед и некоторые другие близлежащие гробницы были недавно восстановлены организацией по сохранению наследия Атар Лина. Это включало в себя устранение повреждений древних построек и очистку скопившейся грязи и копоти на стенах и лепных михрабах . [12] Серебряный зарих (огороженная святыня) внутри мавзолея также является относительно недавним подарком Давуди Бора . [1]
Архитектура
[ редактировать ]
Мешхед Сайиды Рукайи является одним из немногих хорошо сохранившихся зданий Фатимидов такого типа и представляет собой некоторые важные особенности архитектуры Фатимидов и более поздней архитектуры Каира. [1] [8] здание напоминает Мешхед аль-Джуюши . По планировке [4] Его входу предшествует трехарочный портик, а также два михраба (ниши, символизирующие направление молитвы ) с обеих сторон. [13] Внутри мавзолея в пространстве доминируют святыня и кенотаф, но большое архитектурное значение имеют еще три михраба. Центральный михраб представляет собой исключительно тонкое произведение лепного декора. Его часто считают шедевром лепной резьбы в истории архитектуры Египта. [6] [1] [8] Общий дизайн михраба напоминает главный портал мечети Акмар эпохи Фатимидов , но развивает его и, возможно, представляет собой кульминацию этого дизайна. [13] Как и два других михраба, он состоит из ниши в форме «киля» с расходящимися ребрами, за которой расположены сложные арабески и каллиграфическая резьба. В центре ниши находится медальон с именем «Али», окруженным пятью повторами имени «Мухаммед», связанными вместе. [1]

Купол рифленый (ребристый) и заостренный, с восьмиугольным барабаном или основанием. Внутри переход от восьмиугольного основания купола к остальной части квадратного помещения достигается за счет ряда наложенных друг на друга ниш, которые действуют как скребки и создают смутное впечатление форм мукарна (сталактитовых). Они предвещали более сложные мукарнас подвески , которые будут все чаще использоваться в более поздней исламской архитектуре в Каире. [1] Барабан купола также пронизан декоративными лепестковыми окнами с лепными решетками, редкой формой таких окон, которую снова можно увидеть только в окнах гораздо более поздней мечети Синан-паши . [8]

Серебряный зарих (храм или гробница), окружающий кенотаф, является недавним пожертвованием Давуди Бора , духовных потомков Фатимидов. Он заменил богато изготовленный деревянный зарих , стоявший здесь раньше и первоначально принадлежавший близлежащему святилищу Сайиды Нафисы. [1] В машхеде также находился отдельно стоящий деревянный михраб , который считается одним из лучших образцов такого рода периода Фатимидов. Михраб сейчас выставлен в Музее исламского искусства в Каире. [1] [14] Возможно, изначально его использовали во дворе Мешхеда и/или для особых случаев. [8]
Расположение и окружающая среда
[ редактировать ]Мавзолей расположен вдоль улицы, ведущей через район Аль-Халифа (также называемый кладбищем Сайида Нафиса ), который является частью более широкого некрополя Карафа в Каире. Вдоль улицы сосредоточены важные мавзолеи разных периодов, в том числе мавзолеи единственной женщины-правительницы Египта со времен Клеопатры , Шаджара ад-Дурра и мамлюкского султана Аль -Ашрафа Халила . Что еще более важно, с религиозной точки зрения, это мечеть и мавзолей Сайиды Нафисы (внучки Хасана , внука Мухаммеда, похороненной здесь в 824 году нашей эры), а также мечеть и мавзолей Сайиды Сукайны (также известной как Рукайя), дочь Хусейна (брата Хасана). [1] Жизнь Сайиды Нафисы в Египте лучше задокументирована, но могила Сайиды Сукайны здесь является апокрифом. [1] поскольку она, как полагают, похоронена либо в Дамаске, либо в Медине . [15] Рядом с мавзолеем Сайиды Рукайи находится пара скромных куполообразных гробниц, также фатимидского происхождения, которые приписывают Сайиде Атике (считающейся тетей Мухаммеда) и Мухаммаду аль-Джафари (сыну Джа' Фараль Садик , шестой шиитский имам ). [1] Благодаря такому большому количеству гробниц, связанных с семьями Мухаммеда и Али, этот район имел заметное религиозное значение для династии исмаилитов- шиитов Фатимидов, которые в свое время построили здесь множество оригинальных мавзолеев. [13]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Уильямс, Кэролайн (2018). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство (7-е изд.). Каир: Американский университет в Каире Press. стр. 140–150.
- ^ Недоросчик, Джеффри (1997). Город мертвых: история кладбищ Каира . Бегин и Гарви. п. 17. ISBN 978-0-89789-533-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Эль Кади, Галила; Боннами, Ален (2007). Архитектура для мертвых: средневековый некрополь Каира . Каир: Американский университет в Каире Press. п. 42.
- ^ Перейти обратно: а б «Мешхед аль-Сайида Рукайя» . архнет . Проверено 08.11.2019 .
- ^ Перейти обратно: а б с Уильямс, Кэролайн (1985). «Культ святых Алидов в памятниках Фатимидов в Каире, часть II: Мавзолея» . Мукарнас . 3 : 39–60. дои : 10.2307/1523083 . ISSN 0732-2992 . JSTOR 1523083 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Йоманс, Ричард (2006). Искусство и архитектура исламского Каира . Издательство Гранат. п. 65.
- ^ Заиди, Нур (2014). « Благословение нашему народу: Биби Пак Даман, сакральная география и построение национализированного сакрального» . Мусульманский мир . 104 (3): 306–335. дои : 10.1111/muwo.12057 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Беренс-Абсусейф, Дорис (1989). Исламская архитектура в Каире: Введение . Лейден, Нидерланды: Э. Дж. Брилл. стр. 74–75.
- ^ Уильямс, Кэролайн (2018). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство (7-е изд.). Каир: Американский университет в Каире Press. п. 30.
- ^ Рагглс, Д. Фэйрчайлд (2020). Жемчужное дерево: необычайный архитектурный покровительство египетской царицы-рабыни XIII века Шаджар ад-Дурр . Издательство Оксфордского университета. п. 88. ИСБН 978-0-19-087321-9 .
- ^ Эль Кади, Галила; Боннами, Ален (2007). Архитектура для мертвых: средневековый некрополь Каира . Каир: Американский университет в Каире Press. стр. 13–15, 29–31, 41.
- ^ «ПРЕКТ ПО СОХРАНЕНИЮ АЛЬ-САЙДА РУКАЙЯ, ДЖАФАРИ И АТИКА» . Эл Атерлина . Проверено 9 ноября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Беренс-Абусейф, Дорис (2018). «Мечта Фатимидов о новой столице: династическое покровительство и его влияние на архитектурную среду». В Меликян-Чирвани, Асадулла Сурен (ред.). Мир Фатимидов . Торонто; Мюнхен: Музей Ага Хана; Институт исмаилитских исследований; Хирмер. п. 61.
- ^ О'Кейн, Бернард (при участии Мохамеда Аббаса и Иман Р. Абдулфаттах). 2012. Иллюстрированный путеводитель по Музею исламского искусства в Каире . Каир, Нью-Йорк: Американский университет в Каире Press.
- ^ Малдер, Стивенни (2019). Святыни Алидов в средневековой Сирии: сунниты, шииты и архитектура сосуществования . Издательство Эдинбургского университета. п. 295. ИСБН 978-1-4744-7116-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]