Ханка Фараджа ибн Баркука
Ханка Фараджа ибн Баркука Фарадж ибн Баркук задушил его. | |
---|---|
![]() | |
Религия | |
Принадлежность | ислам |
Область | Африка |
Покровитель | ан-Насир Фарадж ибн Баркук |
Статус | Активный |
Расположение | |
Расположение | Северное кладбище , Исламский Каир , Каир , Египет |
Архитектура | |
Тип | Мечеть , Ханка |
Стиль | Мамлюкская архитектура Исламская архитектура |
Завершенный | 1411 г. н. э. (813 г. хиджры) |
Технические характеристики | |
Купол (ы) | 3 (2 больших, 1 маленький) |
Минарет (а) | 2 |
Материалы | камень |
Ханка Фараджа ибн Баркука ( араб . خانقاه فرج ابن برقوق ) — религиозный исламский погребальный комплекс, построенный мамлюкским султаном Фараджем ибн Баркуком с 1400 по 1411 год нашей эры. Он расположен в Каире , Египет , на Северном кладбище , которое является частью исторического района некрополя Каира. Оно считается одним из самых совершенных произведений мамлюкской архитектуры и одним из главных памятников Северного кладбища Каира. [1] [2] [3]
Историческая справка
[ редактировать ]
Многие, в том числе мамлюкские историки, считают памятник султану Фарадж одним из лучших зданий мамлюкской архитектуры в Каире. [1] [2] [3] Его создание считается тем более примечательным, если учесть, что правление Фараджа характеризовалось политическими волнениями, разрушениями и экономическими трудностями. Фарадж не смог предотвратить разрушительные вторжения Тимура (Тамерлана) в Сирию (начавшиеся в 1400 году) и был ненадолго свергнут в 1405 году, прежде чем вернуть себе трон. Его критики считали его ответственным за плохое финансовое управление, которое опустошило казну, а также за жесткое налогообложение. В конце концов он был свергнут и убит в 1411 году в возрасте 23 лет. [1] [2]
Создание этого погребального комплекса на самом деле было заказано отцом Фараджа, султаном Баркуком , который изъявил желание быть похороненным в пустыне рядом с существующими гробницами исламских святых и ученых , а не в построенном им городском погребальном комплексе в Байн аль. -Касрайн в центре Каира. [1] Баркук уже выделил фонд в размере 80 000 динаров для выполнения этой задачи, которую выполнил его сын и преемник. [1] Сам Баркук был похоронен на этом месте после своей смерти в 1399 году, до того, как было построено само здание. [1]

Здание расположено на территории, ныне известной как Северное кладбище, одном из исторических некрополей Каира, известных под общим названием Карафа . Сегодня этот район усеян другими гробницами мамлюков периода Бурджи , заполнен другими кладбищами, а также современными жилыми домами. [4] Однако на момент постройки здания эта территория представляла собой в основном пустую и необитаемую (или малонаселенную) пустынную землю за пределами города. Тем не менее здесь проходила важная караванная дорога, которая была частью дороги в Мекку , а это означало, что путешественники по-прежнему регулярно проходили через этот район. Погребальный комплекс Фараджа, ханка с удобствами для жителей, был призван способствовать урбанизации этой территории. Первоначально Фарадж намеревался основать здесь несколько рынков и построить другие объекты, но этот процесс так и не состоялся в полной мере, возможно, отчасти из-за его ранней смерти. [2] [3] Позже в том же столетии султан Кайтбай предпринял аналогичную попытку неподалеку, построив свой собственный погребальный комплекс , который был описан как «королевский пригород», но полная урбанизация прилегающей территории произошла намного позже. [4]
Строительство
[ редактировать ]Руководителем строительства назван амир Ладжин аль-Турунтай, вероятно, назначенный Фараджем, хотя Баркук ранее назначил на эту должность амира Юнуса ад-Давадара. [1] Сроки строительства во многом известны по официальным надписям, найденным на здании. [1] В северной камере мавзолея, где похоронены Фарадж и его отец Баркук, есть надпись, датированная 1400-01 годом (803 г. хиджры ) и приписывающая Фараджу, действовавшему по приказу Баркука. Вторая надпись там гласит, что она была завершена в 1405 году султаном Абд-аль-Азизом, другим сыном Баркука, который в том же году ненадолго сменил Фараджа на посту султана. Фарадж вернулся на трон и в конце концов завершил строительство в 1410–1411 годах (813 г. хиджры). Южный мавзолей был завершен последней частью, а территория мечети между мавзолеями, вероятно, была завершена раньше. По мамлюкским меркам это был длительный период строительства, но причиной этого, скорее всего, являются хаос и перерывы во время правления Фараджа. [1]
Архитектура
[ редактировать ]Обзор и планировка
[ редактировать ]
Комплекс предназначался прежде всего как ханка (резиденция и центр суфиев ). Он сосредоточен вокруг большого центрального двора, окруженного жилыми помещениями на западе и примыкающего к молитвенному залу или секции мечети на востоке, который, в свою очередь, окружен двумя большими мавзолеями с обеих сторон. В комплексе также есть два минарета, два сабиля (водохранилища) и два куттаба (начальные школы), расположенные почти симметрично на западном фасаде. [2] [1] Общая планировка аналогична планировке обычной соборной мечети , которая действительно выполняет функцию, которую здание также выполняло. [1] [2]
Комплекс имеет почти квадратную планировку размером 72 на 73 метра. [1] Его широкая симметричная планировка редко встречается в эпоху мамлюков, поскольку султаны и эмиры чаще всего строили свои комплексы в городе, где ограничения по пространству требовали изобретательных и асимметричных планов этажей, чтобы вместить их окружение. Тот факт, что комплекс Фараджа был построен в открытой пустыне за пределами города, позволил создать этот довольно уникальный памятник, который полностью использует пространство: два мавзолея расположены по обе стороны в восточных углах секции мечети, а два минарета стоят отдельно друг от друга. над восточным фасадом. Размещение куполообразных мавзолеев в этих углах делало их полностью видимыми для проходящих по дороге путников и в то же время делало их легкодоступными для молящихся в мечети внутри. Это облегчило как посетителям внутри, так и прохожим снаружи возносить молитвы похороненному здесь умершему султану и его семье; это соображение, которое часто было важно при размещении гробниц мамлюков. [3]

В здании есть два входа, по одному рядом с каждым куттабом, хотя юго-западный вход сегодня является наиболее общедоступным входом. Юго-западный вход также представляет собой единственную заметную асимметрию в архитектурной планировке; вместо того, чтобы быть интегрированным в основной квадратный план здания, он выступает наружу от остальной части здания и примыкает к небольшой квадратной камере, которая, по-видимому, предназначалась как зал для приемов. [1]
Молитвенный зал
[ редактировать ]Молитвенный зал (крытая территория мечети) пристроен к восточной стороне двора. В основном он выглядит просто, но также отличается необычной каменной кладкой; вместо обычного деревянного потолка, который можно найти в большинстве мечетей Мамлюка (или Кайрена), потолок состоит из каменных сводов. Небольшой купол также возвышается над пространством перед михрабом . Каменная дикка (платформа для чтения) стоит на краю молитвенного зала. [1] [2] [3]
Минбар . также выполнен из камня и отличается великолепным мастерством работы с резными геометрическими узорами Это было более позднее пожертвование султана Кайтбая в 1483 году, отражающее художественное качество того времени. [2] [3] Геометрические узоры и общая форма минбара имитируют традиционный дизайн, использовавшийся для более распространенных деревянных минбаров той эпохи. [2] [5]
Входы в мавзолеи находятся по обе стороны молитвенного зала. Оба охраняются деревянными ширмами с геометрическим орнаментом. Узоры похожи на деревянные ширмы, используемые на внешних окнах комплекса медресе Баркука на улице аль-Муизз. Экран южного мавзолея является оригинальным, а северный - результатом более поздней реставрации. [2]
- Молитвенный зал (с диккой справа)
- Деталь резного каменного минбара
- Деревянная ширма у входа в южный мавзолей.
Мавзолеи и их купола
[ редактировать ]Большие каменные купола мавзолеев представляют собой важный шаг в развитии мамлюкской архитектуры и высшую точку мамлюкской инженерии. Это самые ранние большие каменные купола в Каире (раньше они обычно были деревянными). [2] Они остаются крупнейшими каменными куполами периода мамлюков в Каире диаметром 14,3 метра. [1] Снаружи купола вырезаны зигзагообразным узором, который ранее использовался на мавзолее Джамал ад-Дина Махмуда аль-Устадара (1395 г.) и после этого будет повторяться несколько раз. [1] предвещая более сложные резные купола позднего мамлюкского периода. [2]
В северной камере мавзолея находятся гробницы султана Баркука и султана Фараджа (ибн Баркука), а в южной камере мавзолея находятся могилы родственниц. [1] Обе камеры мавзолея украшены мраморными панелями, собственным михрабом (нишей, указывающими направление молитвы) и большой полосой с надписями вдоль стены. Купольные потолки расписаны мотивами, имитирующими традиционную мамлюкскую мраморную отделку, которая в противном случае была бы здесь слишком интенсивной. [2]
- Михраб и гробницы в северной камере мавзолея. Самый большой кенотаф принадлежит Фарадж ибн Баркуку , остальные принадлежат его отцу Баркуку и другим родственникам мужского пола.
- Купол северного мавзолея
- Михраб и гробницы в южной камере мавзолея. Здесь похоронены родственницы Фараджа ибн Баркука.
- Купол северного мавзолея
См. также
[ редактировать ]- Ханка-мавзолей султана Барсбая
- Списки мечетей
- Список мечетей в Африке
- Список мечетей в Египте
- История средневековых арабских и западноевропейских куполов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Беренс-Абусейф, Дорис (2007). Каир мамлюков: история архитектуры и его культуры . Лондон: ИБ Таурис. стр. 231–237. ISBN 978-1-84511-549-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Уильямс, Кэролайн (2018). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство (7-е изд.). Каир: Американский университет в Каире Press. стр. 281–283.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж О'Кейн, Бернард (2016). Мечети Египта . Каир: Американский университет в Каире Press. стр. 154–157.
- ^ Перейти обратно: а б Эль Кади, Галила; Боннами, Ален (2007). Архитектура для мертвых: средневековый некрополь Каира . Каир: Американский университет в Каире Press.
- ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Минбар». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета . стр. 534–535. ISBN 9780195309911 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]