Jump to content

Мамлюкская архитектура

Мамлюкская архитектура
Вверху: медресе-мечеть султана Хасана в Каире , Египет (1356–1361); Центр: Мавзолей султана Калавуна в Каире (1285 г.); Внизу: Цитадель Кайтбей в Александрии , Египет (конец 15 века).
Годы активности 1250–1517 (в сочетании с другими стилями после 1517 г.)

Мамлюкская архитектура — это архитектурный стиль, который развился во времена Мамлюкского султаната (1250–1517), который правил Египтом , Левантом и Хиджазом из их столицы Каира . Несмотря на зачастую бурную внутреннюю политику, мамлюкские султаны были активными покровителями архитектуры и внесли огромный вклад в структуру исторического Каира . [1] Период мамлюков, особенно в 14 веке, пришелся на пик могущества и процветания Каира. [2] Их архитектура также встречается в таких городах, как Дамаск , Иерусалим , Алеппо , Триполи и Медина . [3]

Основные памятники мамлюков обычно состояли из многофункциональных комплексов, которые могли сочетать в себе различные элементы, такие как мавзолей покровителя, медресе , ханка ( суфийская ложа), мечеть , сабил или другие благотворительные функции, присущие исламской архитектуре . Эти комплексы строились со все более сложной планировкой, что отражало необходимость размещения ограниченного городского пространства, а также желание визуально доминировать в городской среде. Их архитектурный стиль также отличался все более сложным декором, который начался с ранее существовавших традиций, таких как лепнина и стеклянная мозаика , но в конечном итоге отдал предпочтение резным каменным и мраморным мозаичным панелям. Среди наиболее выдающихся достижений мамлюкской архитектуры были богато украшенные минареты и резные каменные купола позднего мамлюкского периода. [4] [5] [1]

В то время как империя мамлюков была завоевана османами в 1517 году, архитектура в стиле мамлюков продолжалась как местная традиция в Каире, которая была смешана с новыми османскими архитектурными элементами. [6] В конце 19 века начали строиться здания «неомамлюков» или возрождения мамлюков, которые представляют собой форму национальной архитектуры Египта. [7] [8]

Мамлюки представляли собой военный корпус, набранный из рабов, которые служили при династии Айюбидов и в конечном итоге перешли к власти этой династии в 1250 году, правя Египтом, Левантом и Хиджазом до османского завоевания 1517 года . Правление мамлюков традиционно делят на два периода: мамлюков-бахри (1250–1382) кипчакского происхождения с юга России , названных по расположению их казарм на море, и бурджи (1382–1517) черкесского происхождения, расквартированных в Цитадели . Тем не менее, мамлюкскую архитектуру часто относят скорее к эпохе правления главных султанов , чем к конкретному дизайну. [4] Кэролайн Уильямс в своем путеводителе по историческим памятникам Каира предлагает разделить историю мамлюкской архитектуры в городе на три приблизительных этапа: ранний мамлюкский (1250–1350 гг.), средний мамлюкский (1350–1430 гг.) и поздний мамлюкский (1430–1430 гг.). 1517). [9]

Период Бахри Мамлюка

[ редактировать ]

Несмотря на свой военный характер, мамлюки были также плодовитыми строителями и оставили богатое архитектурное наследие по всему Каиру и другим крупным городам своей империи. [10] Продолжая практику, начатую Айюбидами, большая часть земель, занимаемых бывшими дворцами Фатимидов в Каире, была продана и заменена более новыми зданиями, став престижным местом для строительства мамлюкских религиозных и погребальных комплексов. [11] Строительные проекты, инициированные мамлюками, выдвинули город наружу, а также перенесли новую инфраструктуру в центр города. [12]

Медресе-мавзолей ас-Салиха (1242–1249 гг.): медресе (частично снесенное) стояло слева, а мавзолей - справа.

Конец периода Айюбидов и начало периода мамлюков ознаменовались созданием первых многофункциональных погребальных комплексов в Каире. Последний султан Айюбидов, ас-Салих Айюб , основал медресе ас-Салихийя в 1242 году. Его жена, Шаджар ад-Дурр , пристроила к нему свой мавзолей после его смерти в 1249 году, а затем построила свой собственный мавзолей и комплекс медресе в 1250 году в еще одно место к югу от Цитадели. [13] Эти два комплекса были первыми в Каире, в которых мавзолей основателя объединился с религиозным и благотворительным комплексом, который впоследствии стал характеризовать природу большинства королевских фондов мамлюков. [13] [14] Последующий период раннего мамлюка стал эпохой архитектурных экспериментов, в течение которого начали развиваться некоторые тенденции более поздней мамлюкской архитектуры. [15] Например, к концу периода Бахри входные порталы превратились в характерные высокие утопленные порталы с навесами мукарнас («сталактитовая» скульптура), которые оставались обычным явлением до конца султаната Мамлюков. Архитекторы также экспериментировали с размещением различных элементов строительного комплекса (например, купольного мавзолея или минарета), чтобы усилить визуальное воздействие своих памятников в городских условиях. [15]

Поражение монголов и последних государств крестоносцев в Леванте во второй половине XIII века привело к относительно длительному периоду мира внутри империи мамлюков, что, в свою очередь, принесло экономическое процветание. [16] Одним из важнейших архитектурных достижений этого периода является погребальный комплекс аль-Мансура Калауна (правившего между 1279 и 1290 годами), который был построен в 1284–1285 годах на руинах бывшего дворца Фатимидов в Байн аль-Касрайне , в сердце города. [17] Огромный комплекс включал в себя его монументальный мавзолей, медресе и большую больницу ( маристан ). Больница, один из важнейших медицинских центров исламского мира той эпохи, продолжала работать до позднего османского периода . [17] Во время правления ан-Насира Мухаммеда (1293–1341, с междуцарствием ), внука Калавуна, Каир достиг своего апогея с точки зрения населения и богатства. [18] Он был одним из самых плодовитых покровителей архитектуры в истории Мамлюков. Под его правлением Каир расширился во многих направлениях и открыл новые районы, такие как ад-Дарб аль-Ахмар и территорию ниже и к западу от Цитадели, заполненные дворцами и религиозными фондами, построенными его эмирами (мамлюкскими командирами и чиновниками). Аль-Насир Мухаммад также выполнил некоторые из наиболее значительных работ внутри Цитадели, возведя новую мечеть , дворец и величественный тронный зал с куполом, известный как Великий Иван . [19]

После смерти ан-Насира Мухаммеда (1341 г.) Каир поразила Черная смерть (1348 г.), и султанат испытал длительную политическую нестабильность вплоть до начала 15 века. [20] Несмотря на это, в этот период было построено самое большое и амбициозное религиозное сооружение мамлюков — медресе-мечеть султана Хасана . Для работы над весьма дорогостоящим проектом были набраны мастера из многих регионов империи мамлюков, что может объяснить очевидное влияние иранской ( ильханидской ) и анатолийской сельджукской архитектуры в некоторых элементах здания. Комплекс остался частично незавершенным после смерти основателя ан-Насира Хасана в 1361 году. [21] [22] После этого другие известные мамлюкские комплексы позднего периода Бахри в Каире включают мавзолей Султанийя и медресе Умм аль-Султан Шабан .

Период Бурджи-Мамлюка

[ редактировать ]

Султаны Бурджи-Мамлюков следовали художественным традициям, заложенным их предшественниками-бахри. Архитектура раннего периода Бурджи продолжала стиль позднего периода Бахри. [26] Хотя эпидемии чумы часто возвращались на протяжении 15 века, Каир оставался крупным мегаполисом, и его население частично восстанавливалось за счет сельской миграции . Правители и городские власти предприняли более сознательные усилия по восстановлению городской инфраструктуры и чистоты. [27] Некоторые султаны мамлюков в этот период, такие как Барбсай (годы правления 1422–1438) и Кайтбай (годы правления 1468–1496), правили относительно долго и успешно. [28] : 183, 222–230  В начале периода Бурджи Баркук (годы правления 1382–1399, с перерывом) построил свой собственный крупный погребальный комплекс в Байн аль-Касрайне, который во многом напоминал мечеть-медресе султана Хасана, хотя и был намного меньше. [26] [29] После него погребальный комплекс Фараджа ибн Баркука (его сына) является одним из наиболее совершенных памятников этого периода. Этот фонд также положил начало развитию Северного кладбища Каира как некрополя мамлюков. [30] [31] В конце 14 — начале 15 вв. каменные минареты становились всё более изысканными, распространение получали каменные купола (вместо деревянных или кирпичных). Купола также начали украшать простой декоративной резьбой. «Сабиль-кутаб» (сочетание сабила на первом этаже и начальной школы на верхнем уровне) стал выступать в качестве обычного элемента религиозных комплексов. [32]

В поздний мамлюкский период новые комплексы, как правило, были более ограниченными по размеру и имели все более сложную и неправильную планировку, поскольку архитекторам приходилось бороться с ограниченностью пространства, доступного для строительства в густонаселенных городах. [33] После ан-Насира Мухаммада Кайтбай был одним из самых плодовитых покровителей искусства и архитектуры эпохи мамлюков. Он построил или отреставрировал многочисленные памятники в Каире, а также реализовал проекты за пределами Египта. [28] : 223  [34] Во время его правления были широко восстановлены святыни Мекки и Медины, а в Иерусалиме построены новые памятники. [35] [36] В Каире погребальный комплекс Кайтбай был одним из самых знаменитых памятников мамлюкской архитектуры. [37] В его правление также наблюдался пик художественного развития декоративного искусства, такого как каменное украшение куполов. [38] Строительство продолжалось при последнем султане мамлюков Аль-Ашрафе Кансухе аль-Гури (годы правления 1501–17), который сдал в эксплуатацию собственный комплекс (1503–1517 гг.) И провел крупную реорганизацию и реконструкцию района Хан аль-Халили . [39] В этот последний период также возобновились эксперименты с формой минаретов, иногда возвращаясь к прототипам, использованным в более ранних памятниках. [38]

Османский период

[ редактировать ]

В 1517 году османское завоевание Египта формально положило конец правлению мамлюков, хотя сами мамлюки продолжали играть заметную роль в местной политике. [40] В архитектуре впоследствии были построены некоторые новые постройки в классическом османском архитектурном стиле. года . Примером этого является мечеть Сулейман-паши 1528 Однако многие новые здания все еще строились в мамлюкском стиле вплоть до 18 века (например, Сабиль-Куттаб Абд ар-Рахмана Катхуды). [41] ), хотя и с некоторыми элементами, заимствованными из османской архитектуры, и, наоборот, новые здания, построенные в общей османской форме, часто заимствовали детали из мамлюкской архитектуры (например, мечеть Синан-паши). [42] ). Некоторые типы зданий позднего мамлюкского периода, такие как сабиль-кутабы (комбинация сабиль и куттаб ) и многоэтажные караван-сараи ( викала или ханы ), фактически увеличились в количестве в период Османской империи. Изменения в османской архитектуре Египта включают появление минаретов в форме карандаша османов и купольных мечетей, которые получили преобладание над гипостильными мечетями периода мамлюков. [43] [44] [1]

Неомамлюкская архитектура

[ редактировать ]
Мечеть Абу аль-Аббас аль-Мурси в Александрии , построенная в 1940-х годах в неомамлюкском стиле.

В конце 19 - начале 20 веков в Египте также использовался стиль «неомамлюкский», который имитировал формы и мотивы мамлюкской архитектуры, но адаптировал их к современной архитектуре. Покровители и правительства одобрили его отчасти как националистический ответ против османского и европейского стилей, а также как согласованную попытку продвижения местных «египетских» стилей (хотя архитекторами иногда были европейцы). [7] [8] [45] Примерами этого стиля являются Музей исламского искусства в Каире, мечеть Аль-Рифаи , мечеть Абу аль-Аббас аль-Мурси в Александрии , а также многочисленные частные и общественные здания, такие как здания в Гелиополе . [7] [8] [45] [46]

Характеристики

[ редактировать ]

Мамлюкская архитектура отличается строительством многофункциональных зданий, планы этажей которых становились все более сложными из-за ограниченности доступного пространства в городах и желания сделать памятники визуально доминирующими в городской среде. [4] [1] [5] Развивая развитие фатимидской архитектуры фасадов мечетей, адаптированных к улицам, мамлюки разработали свою архитектуру для улучшения уличных видов, намеренно располагая основные элементы так, чтобы они были хорошо видны прохожим. [47] Хотя организация памятников эпохи мамлюков различалась, погребальный купол и минарет были постоянными темами. Эти атрибуты являются характерными чертами профиля мамлюкской мечети и сыграли важную роль в украшении горизонта города. В Каире погребальный купол и минарет почитались как символы поминовения и поклонения. [48] Одним из аспектов дизайна мамлюков было намеренное сопоставление круглого купола, вертикального минарета и высоких фасадных стен здания, которые архитекторы разместили в разных местах, чтобы максимизировать визуальное воздействие здания в его специфической городской среде. [49] Покровители также отдавали приоритет размещению своего мавзолея рядом с молитвенным залом внутри и улицей снаружи, чтобы проходящие мимо или возносящие молитвы могли легко видеть гробницу через окна. [50] [51]

Здания мамлюков могли включать в себя один мавзолей или небольшое благотворительное здание (например, общественный питьевой фонтанчик), тогда как более крупные архитектурные комплексы обычно объединяли множество функций в одном или нескольких зданиях. Они могут включать благотворительные функции и социальные услуги, такие как мечеть , ханка (суфийская ложа), медресе , бимаристан (больница), мактаб или куттаб (начальная школа), сабиль (киоск для раздачи бесплатной воды) или ход (поилка для животные); или коммерческие функции, такие как викала или хан ( караван-сарай для размещения торговцев и их товаров) или раби (каирский жилой комплекс для съемщиков). [4] [1]

Среди прочего, в период мамлюков для медресе был принят крестообразный план этажа или четырехайван , который стал более распространенным для новых монументальных комплексов, чем традиционная гипостильная мечеть, хотя сводчатые айваны раннего периода были заменены айванами с плоской крышей в более поздний период. [52] [53] По сравнению с более ранними периодами стали обычным явлением монументально украшенные входные порталы, часто украшенные мукарнами и покрытые другими декоративными узорами. [15] Вестибюли позади них иногда были покрыты богато украшенными каменными сводчатыми потолками. Вестибюль медресе Ульджая аль-Юсуфи (около 1373 г.) представляет собой первый в своем роде богато украшенный паховый сводчатый потолок в мамлюкской архитектуре, и вариации этой особенности были повторены в более поздних памятниках. [54]

Украшение

[ редактировать ]

По мере развития периода мамлюков украшение памятников также становилось более сложным. В период Бахри Мамлюков резная лепнина широко использовалась в интерьерах и экстерьере кирпичных куполов и минаретов. Стеклянная мозаика, хотя и присутствовала в ранних памятниках мамлюков, была прекращена в конце периода Бахри. [15] [55] Каменная кладка Аблака (чередующиеся слои цветного камня) также широко использовалась и зафиксирована в некоторых ранних памятниках Бейбарса, таких как Каср Аблак (Дворец Аблак), который он построил для себя в Дамаске (уже не сохранившийся). [56] Некоторые элементы лепного декора ранних памятников, по-видимому, созданы под влиянием лепного декора других регионов и, возможно, были выполнены мастерами, нанятыми или импортированными из этих регионов. Прекрасный лепной михраб медресе ан-Насира Мухаммада , например, напоминает современную иранскую лепнину времен Ильханидов в художественных центрах, таких как Тебриз . С другой стороны, богатая лепнина на минарете того же здания, похоже, включает в себя андалузское или магрибское мастерство наряду с местными фатимидскими мотивами. [57] [58] [59]

Со временем, особенно когда каменное строительство заменило кирпич, резьба по камню и многоцветная мраморная мозаика. доминирующими декоративными методами стали [15] [55] Последний метод использовался на стенах и для покрытия полов. В этих тенденциях было очевидно влияние сирийского региона и, возможно, даже Венеции . [15] Сами мотивы включают геометрические узоры и растительные арабески , а также полосы и панели каллиграфии с цветочным куфическим , квадратным куфическим и тулутским шрифтами. [60] В религиозных сооружениях михраб (вогнутая стенная ниша, символизирующая направление молитвы ) часто был центром внутреннего убранства. «Раковина» (вогнутая часть) ниши михраба часто украшалась лучистым мотивом «восхода солнца». [61] « Герб » основателя иногда включался в различные места декора, но это не было характерной чертой всех зданий. Герб мамлюков обычно представлял собой медальон , на котором было каллиграфическое изображение имени и титула султана. [62]

Древесина использовалась на протяжении всей эпохи мамлюков, хотя в поздний период ее стало труднее добывать. Деревянные потолки были украшены росписью и позолотой, напоминающими книжную иллюминацию того же периода. [63] Минбары (кафедры), единственная основная мебель в мечетях, также обычно представляли собой богато украшенные произведения резьбы по дереву и инкрустации с геометрическими мотивами. [63]

Двери религиозных памятников обычно покрывались бронзой с геометрическими узорами. Богатейшими образцами являются двери мечети-медресе султана Хасана; входные двери были впоследствии присвоены и перенесены в мечеть аль-Муайяда , но двери мавзолея, которые также инкрустированы цветочными узорами из серебра и золота, остались на своем первоначальном месте. [63]

Минареты

[ редактировать ]

Мамлюкские минареты стали очень богато украшенными и обычно состояли из трех ярусов, разделенных балконами, причем каждый ярус имел дизайн, отличный от других, что, как правило, было уникально для Каира. [65] Ранние минареты Бахри чаще строились из кирпича, но некоторые, например минареты комплекса Калавуна и мечети ан-Насира Мухаммеда, были построены из камня. С 1340-х годов каменные минареты стали более распространенными и в конечном итоге стали стандартом. [65] В мамлюкских постройках каменщики, строившие минареты, — по крайней мере, в некоторых случаях — отличались от каменщиков, строивших остальную часть здания, о чем свидетельствуют подписи каменщиков на некоторых памятниках. В результате строители минаретов, вероятно, специализировались на этой задаче и могли больше экспериментировать самостоятельно, чем строители основного сооружения. [65]

Минареты периода Бахри изначально продолжали тенденцию более ранних минаретов Фатимидов и Айюбидов, с квадратными шахтами, заканчивающимися фонарной конструкцией, известной как мабхара («курильница»), увенчанной рифленым куполом. [66] [67] Это очевидно на большом минарете комплекса Калавуна (1285 г.), хотя вершина этого минарета была позже перестроена и больше не сохраняет свою вершину. [68] [69] Минареты мавзолея Салара и Санджара аль-Джавли (1303 г.) и медресе Сункура Саади (около 1315 г.) сохранились лучше и имеют схожий стиль, за исключением того, что их форма более тонкая, а стержень второй ярус восьмиугольный, предвосхищающий более поздние изменения. [66] [67] Минарет мечети аль-Маридани (около 1340 г.) — первый, имеющий полностью восьмиугольный вал, и первый, заканчивающийся узкой фонарной конструкцией, состоящей из восьми тонких колонн, увенчанных выпуклым каменным навершием . Этот стиль минаретов впоследствии стал основной стандартной формой минаретов, а минарет в стиле махбара исчез во второй половине XIV века. [70] [67] [65]

Более поздние минареты мамлюков в период Бурджи чаще всего имели восьмиугольную шахту на первом ярусе, круглую шахту на втором и фонарную конструкцию с навершием на третьем уровне. [51] [71] Каменное резное убранство минарета также стало весьма обширным и разнообразным от минарета к минарету. Минареты с полностью квадратными или прямоугольными валами вновь появились в самом конце мамлюкского периода, во время правления султана аль-Гури (годы правления 1501–1516). Во время правления аль-Гури вершины фонарей также были увеличены вдвое - как в случае с минаретом мечети Канибай Кара или минаретом аль-Гури в мечети аль-Азхар - или даже увеличены в четыре раза - как в случае с первоначальным минаретом медресе аль-Гури . [71] [65] Двойная вершина фонаря ранее появилась в одном из первоначальных минаретов медресе-мечети султана Хасана в середине 14 века, но не повторялась до этого позднего периода. [72] (К сожалению, первоначальный минарет султана Хасана рухнул в 17 веке, а вершина минарета с четырьмя фонарями аль-Гури обрушилась в 19 веке; оба были реконструированы в несколько более простом стиле, как они выглядят сегодня. [73] )

По словам ученого Дорис Беренс-Абусейф, эволюция куполов мамлюков следовала тем же тенденциям, что и минареты, но происходила более медленными темпами. [74] Мамлюкские купола со временем превратились из деревянных или кирпичных конструкций в каменные. Внутри переход между основанием круглого купола и стенами квадратной камеры внизу первоначально был выполнен с помощью многоярусных прорезей с резьбой по мукарнам , а затем с помощью подвесок . [67] [75] Ранние купола в период Бахри были полусферическими, но слегка заостренными, и их можно разделить на два основных типа: купол с коротким барабаном , кривизна которого начинается сразу у его основания и поверхность которого обычно была плоской (например, как Ханка Бейбарса аль-Джашанкира ). , или высокий купол, кривизна которого начинается ближе к вершине и часто ребристая (например, мавзолей Салара и Санджара ). [75] Многие из этих мамлюкских деревянных и кирпичных куполов рухнули и/или были перестроены в последующие столетия из-за пренебрежения, структурной нестабильности или землетрясений. Некоторые примеры реконструкции включают купола мавзолея султана Хасана, мавзолей султана Баркука, мавзолей в медресе ан-Насира Мухаммеда, купол мечети ан-Насира Мухаммеда в Цитадели и даже гораздо более позднюю кирпичную архитектуру. купол мавзолея аль-Гури (который был окончательно снесен в XIX веке и больше не перестраивался). [4] [1]

Ряд деревянных или кирпичных куполов в период Бахри представляли собой купола с двойной оболочкой (то есть внешний купол, построенный над внутренним куполом) и имели выпуклый или выпуклый профиль, напоминающий купола более поздних Тимуридов . Примеры этого включают купол мавзолея Саргитмиша (который был перестроен в 19 веке), двойные купола мавзолея Султания и первоначальный купол мавзолея султана Хасана (который позже рухнул и был перестроен в другой форме). [76] Эти купола, возможно, были вдохновлены иранскими куполами периода Ильханидов или Джалаиридов . [77] [76] Однако установить хронологическую линию влияний сложно из-за отсутствия сохранившихся прецедентов в других регионах. [77] [76] Дорис Беренс-Абусейф утверждала, что выпуклая форма купола может быть местной инновацией Кайра, которая сочеталась с традицией иранских куполов с двойной оболочкой. [76]

Более поздние купола периода Бурджи были более заостренными и имели высокие барабаны. Каменные купола постепенно получали более детальную отделку поверхности, начиная с простых мотивов, таких как « шевронные » узоры, и, в конечном итоге, заканчивая сложными геометрическими или арабесками в поздний мамлюкский период. [75] [69] Большие каменные купола двух мавзолеев в Ханке Фараджа ибн Баркука (построенные между 1400 и 1411 годами) были важным шагом в развитии каменных куполов и высшим достижением мамлюкской инженерии. Это первые большие купола в Каире, построенные из камня. [78] и они остаются самыми большими каменными куполами периода мамлюков в Каире диаметром 14,3 метра. [79] [80] Пик декоративной каменной купольной архитектуры был достигнут во время правления Кайтбая в конце 15 века, как видно из его погребального комплекса на Северном кладбище. [81] [82]

Входные порталы мамлюков были заметной частью фасада и были богато украшены, как и другие архитектурные традиции исламской эпохи. Однако общий фасад здания часто состоял из других элементов, таких как окна, сабиль и мактаб, а также общий декор, который уменьшал заметность входного портала по сравнению с другими архитектурными стилями, такими как сирийские. [83] Порталы периода Бахри были разнообразны по своему дизайну. Некоторые из них, например, комплекс Калавуна (1285 г.) и мавзолей Санджара и Салара (1303 г.), были украшены такими элементами, как мраморные панели, но не были архитектурно подчеркнуты в своих пропорциях или положении на общем фасаде здания. [83] Напротив, самый монументальный и впечатляющий портал эпохи Бахри принадлежит Ханке Бейбарс аль-Джашанкир (1310 г.). [83]

Порталы часто были утоплены в фасад и заканчивались наверху богато украшенным каменным навесом. Среди других вариантов, распространенной конструкцией навеса в середине 14 века был свод мукарнаса или полукупол над зоной мукарнаса . [83] [84] Использование навесов мукарнаса в порталах изначально было особенностью, более характерной для Дамаска, где оно было распространено в памятниках Айюбидов, но в 14 веке оно распространилось на Каир. [85] Необычный плоский навес мукарнаса использовался в нескольких памятниках около 1330-х годов, таких как мечеть Амира Ульмаса (1330 г.) и дворец Баштака (1339 г.). [83] Массивный входной портал медресе-мечети султана Хасана (1356-1361) имеет общую конструкцию, сильно напоминающую анатолийские сельджукские порталы вроде Гек-медресе 13-го века в Сивасе . В декоре портала, частично оставшемся незавершенным, присутствуют мотивы китайского происхождения (присутствовавшие и в более ранних предметах мамлюкского искусства). [86] [24] Он имеет величественный навес мукарнас . Другие порталы примерно в тот же период или вскоре после этого, такие как вход в медресе Саргитмиша (1356 г.) и медресе Умм Султан Шабан (1368 г.), имеют более узкий пирамидальный купол свода мукарнаса, который также похож на анатолийский сельджукский или Проекты Ильханидов. Однако портал мукарнас медресе Умм Султан Шабан является последним крупным примером такого рода в период мамлюков. [87]

В 15 веке, в период Бурджи, порталы, в основном украшенные мукарнами, стали менее распространены. Главный входной портал мечети аль-Муайяд Шейха (построенный между 1415 и 1420 годами) также был последним по-настоящему монументальным порталом, построенным в период мамлюков. [88] После этого основной темой стали порталы с «трехлопастным» профилем и паховым сводом - обычно полукупол над двумя другими четвертькуполами, напоминающими скулы. Некоторые из них также включали мукарны в косы. Эта композиция позже была также принята для внутренних подвесок куполов, что может указывать на параллельное развитие портальной и купольной архитектуры. [89] Самым впечатляющим порталом крестового свода были ворота Баб-эль-Гури, построенные в 1511 году в Хан-эль-Халили . [55]

Жилые комплексы

[ редактировать ]
Викала Султана аль-Гури (1505 г.) является примером караван-сарая в Каире, где два нижних этажа предназначались для коммерческих целей, а три верхних этажа предназначались для сдачи в аренду квартир.

Многоэтажные здания, занятые сдаваемыми в аренду квартирами, известные как раб (множественное число риба или урбу ), стали обычным явлением в период мамлюков и продолжали оставаться характерной чертой жилищного строительства города в более поздний период Османской империи. [92] [93] В то время этот тип жилья был относительно уникальным для Каира. Эти квартиры часто планировались как многоэтажные дуплексы или триплексы. Иногда их пристраивали к караван-сараям ( викалам ), где два нижних этажа предназначались для коммерческих и складских целей, а верхние этажи сдавались в аренду арендаторам. Даже в случае этих комбинаций викала - раб у жилых комплексов были свои собственные входы с улицы, отдельные от коммерческого комплекса внизу. [92] Самым старым частично сохранившимся примером постройки этого типа является Викала Амира Кавсуна , построенная до 1341 года, но из более поздних столетий сохранилось множество более поздних примеров, либо как часть караван-сараев, либо как отдельные здания. [92] [93] Жилые дома в Каире, в свою очередь, были организованы в сплоченные кварталы, называемые харатами , ворота которых во многих случаях могли закрываться на ночь или во время беспорядков. [93]

Роль архитектурного мецената

[ редактировать ]

Покровителями архитектуры в период мамлюков были как сами султаны, так и их мамлюкские амиры (полководцы и высокопоставленные чиновники). Архитектурные комплексы мамлюков и их учреждения были защищены соглашениями вакфов , которые давали им статус благотворительных пожертвований или трастов , которые были юридически неотчуждаемы в соответствии с исламским правом . Это позволило сохранить наследие султана через его архитектурные проекты, а его могилу – и, возможно, могилы его семьи – обычно помещали в мавзолей , примыкающий к его религиозному комплексу. Поскольку благотворительность является одним из фундаментальных столпов ислама , эти благотворительные проекты публично демонстрировали набожность султана, в то время как медресе, в частности, также связывали правящую мамлюкскую элиту с улемами , религиозными учеными, которые также неизбежно выступали в качестве посредников с широкими слоями населения. [4] Такие проекты помогли придать легитимность султанам (правителям) мамлюков, которые жили отдельно от основного населения и были аджамами рабского происхождения ( мамлюков покупали и привозили в качестве молодых рабов , а затем освобождали для службы в армии или правительстве). Их благотворительные постройки укрепили их символическую роль благочестивых защитников ортодоксального суннитского ислама и спонсоров турука ( суфийских братств) и местных святынь святых . [4]

Кроме того, положения благочестивых пожертвований также служили ролью обеспечения финансового будущего семьи султана после его смерти, поскольку мамлюкский султанат не был наследственным, и сыновьям султана лишь изредка удавалось занять трон после его смерти, и редко надолго. [2] [5] Семья султана и его потомки могли бы извлечь выгоду, сохранив контроль над различными построенными им вакфами и юридически сохранив часть доходов от этих учреждений в качестве необлагаемого налогом дохода, который теоретически не мог быть аннулирован режимами. последующих султанов. Таким образом, рвение мамлюкских правителей к строительству было также мотивировано весьма реальными прагматическими выгодами, как признают некоторые современные наблюдатели, такие как Ибн Халдун . [4]

Мамлюкская архитектура за пределами Каира

[ редактировать ]

На протяжении всего периода мамлюков Каир оставался, безусловно, самым важным центром архитектурного покровительства, что соответствовало его центральной политической роли столицы и экономической роли центра торговли и ремесел. Частично из-за этого архитектура и мастерство памятников за пределами Каира также редко соответствовали архитектуре и мастерству памятников самого Каира. [94] На протяжении большей части периода мамлюков султаны редко спонсировали религиозные комплексы или другие невоенные сооружения за пределами Каира. [95] Были исключения, в первую очередь султан Кайтбай (годы правления 1468–1496), который спонсировал новые религиозные и благотворительные постройки в нескольких городах за пределами Каира. [96] [34] Он даже послал мастеров из Египта, чтобы воспроизвести в этих местах архитектурный стиль Каира. [34] Султаны регулярно поддерживали или восстанавливали крупные религиозные объекты, такие как Харам аш-Шариф (Храмовая гора) в Иерусалиме и мечети Медины и Мекки. [95] Вместо этого большинство провинциальных памятников были заказаны местными мамлюкскими губернаторами и эмирами, а иногда и богатыми местными купцами. [95]

Помимо Каира и Египта, основные городские центры империи располагались в Великой Сирии. Алеппо, Дамаск, Иерусалим и Триполи по сей день содержат многочисленные памятники эпохи мамлюков. В сирийском регионе местная архитектура оставалась относительно консервативной, в значительной степени увековечивая устоявшиеся архитектурные традиции, существовавшие при более ранней династии Айюбидов в отношении стиля куполов, минаретов и других отличительных элементов. Входные порталы часто были наиболее впечатляющими элементами, а минареты, в отличие от Каира, были менее монументальными и менее богато украшенными. [97] Памятники мамлюков в Сирии, как и памятники в Каире, были по сути погребальными памятниками, сосредоточенными на мавзолее основателя. Как и в Каире, мавзолей обычно располагался рядом с улицей, чтобы его было хорошо видно. Однако по сравнению с Каиром эти погребальные комплексы были меньшими по размеру, а их помещения и помещения не были такими обширными, как в столице. [97]

Входной портал (вверху) и интерьер мавзолея (внизу) медресе аль-Захирия в Дамаске. Портал Мукарнас был традиционной особенностью архитектуры Дамаска, которая продолжалась и в период мамлюков, а мозаика мавзолея напоминает мозаику Омейядов эпохи Великой мечети в городе.

Дамаск имел свои собственные архитектурные традиции, и устоявшийся стиль Айюбидов продолжал оказывать большое влияние в период мамлюков. Поскольку Дамаск был «вторым городом» мамлюкского султаната, он был одним из самых покровительствуемых городов за пределами Каира. [98] [10] Хотя многие из мамлюкских зданий этой эпохи были повреждены или сохранились лишь частично, в городе по-прежнему находится вторая по величине концентрация мамлюкских памятников после Каира. [99] Ранние мамлюкские постройки продолжили устоявшуюся местную традицию яркой каменной кладки и порталов мукарнас , которая в конечном итоге распространилась на мамлюкскую архитектуру в Каире в 14 веке. [85]

Цитадель Дамаска , где удерживался гарнизон мамлюков, была разрушена во время событий монгольского вторжения в 1260 году, но остальная часть города жила лучше, чем Алеппо, который серьезно пострадал от вторжения. [100] В ранний период мамлюков Дамаск процветал, а международная торговля росла. [101] Бейбарс, пришедший к власти вскоре после разгрома монголов, много времени проводил в Дамаске во время своих военных кампаний в регионе. Он поручил построить в городе большой дворец Каср аль-Аблак (Дворец Аблак), спроектированный архитектором Ибрагимом ибн Ганаимом. Сегодня дворец уже не сохранился. [102] Тот же архитектор также спроектировал мавзолей и медресе Бейбарса , которые были сданы в эксплуатацию после его смерти его сыном Барака-ханом в 1277 году. Медресе и мавзолей были добавлены к существующему дому, в котором Саладин жил в детстве. [102] [103] : 48  Наиболее примечательной особенностью нового мавзолея является его отделка, которая включает в себя дадо из мраморной мозаики, фриз из резной лепнины на уровне глаз, а над ним обширную зону стеклянной мозаики, напоминающую мозаику периода Омейядов в городе. Великая мечеть . Мавзолей был завершен только в 1281 году, во время правления Калавуна. [103] : 48 

Танкиз ан-Насири , эмир мамлюков, правивший Сирией в течение 28 лет (1312–1340) во время правления ан-Насира Мухаммеда, в 1317 году построил крупную мечеть. [98] [104] Он расположен к западу от Цитадели. На момент постройки это была вторая по величине мечеть в районе Дамаска после Великой мечети. [98] Мечеть была повреждена, а затем в середине 20 века ее практически снесли; сохранились только минарет, входные порталы и пристроенный мавзолей Танкиза. [98] Танкиз также восстановил и улучшил большую часть городской инфраструктуры и построил другие памятники. Его дворец, уже не сохранившийся, располагался на том же месте, что и нынешний дворец Азм . [104] Он также построил медресе на южной стороне этого дворца, которое до сих пор служит школой, сохранив искусно выполненный входной портал мукарнас . [105]

Медресе уже были неотъемлемой частью Дамаска, и мамлюки строили новые, а также восстанавливали или расширяли старые. Всего в период мамлюков в городе существовало 78 медресе, в дополнение к двум другим медресе, предназначенным для женщин. [106] Медресе часто объединялись с гробницами их основателей, образуя религиозно-погребальные комплексы, как в Каире. Престижные погребальные памятники продолжали строиться в уже существующем некрополе Аль-Салихия вокруг района Аль-Мидан также начали строиться новые погребальные комплексы. , к северо-западу от города-крепости, но в начале 14 века [107] Последняя территория простиралась вдоль дороги, ведущей в Мекку, и на ней также располагались поля для тренировок и тренировочные площадки для мамлюков. Его северная часть была обнесена стеной в 1291 году. Самая южная часть застройки Мидана была известна как Кубайбат («маленькие купола») из-за большого количества куполообразных гробниц. В то время эта территория была в основном сельской, но сегодня большая ее часть застроена современными постройками. Сегодня здесь сохранилось лишь несколько памятников эпохи мамлюков, в том числе мечеть аль-Карими или ад-Дакак (1318 г.), медресе Куншлия (1320 г.) и мавзолей Алтунбуги (1329 г.). [108] Одно из самых впечатляющих зданий мамлюков 14 века, медресе аль-Аджами, было построено местным бизнесменом примерно до 1348 года. Оно расположено вдоль главной улицы, недалеко от юго-западной стены города. Его уличный фасад демонстрирует более полную интеграцию современного мамлюкского убранства с местными традициями Дамаска, включая декоративную разноцветную каменную кладку и высокий утопленный портал с навесом из мукарнаса . [109] Караван-сараи также были построены в городе в период мамлюков. Сегодня сохранились только два: Хан аль-Дикка, который сохранился лишь частично, и Хан Джакмак , который был сначала построен в 1418 году, но затем перестроен в 1601 году во время османского периода. [110]

Один из самых страшных разрушений произошел в 1401 году, когда Тимур (Тамерлан) разграбил город во время своего вторжения в Сирию. Город (и империя в целом) восстановился только под более стабильным правлением Барсбая. В поздний период мамлюков новые памятники чаще строились за пределами города-крепости, где было больше места для строительства. Одна из главных мечетей времен Барсбая - мечеть Халила ат-Тавризи (или мечеть ат-Тавризи), построенная в 1420–1423 годах к юго-западу от города. [111] [112] Примерно в то же время, в 1418–1420 годах, по приказу мамлюкского губернатора Сайф ад-Дина Джакмака аль-Аргуншави (будущего султана Джакмака) было построено медресе аль-Джакмакия на руинах старой школы, разрушенной в 1401 году. . [112] [113] : 114  И мечеть аль-Тавризи, и медресе аль-Джакмакия являются первыми религиозными памятниками в Дамаске, которые отказались от традиционной планировки открытого двора и приняли планировку Каира с «крытым» или крытым двором и выступающей гробницей. [114] [112] Медресе ас-Сабуния, построенное в 1459–1464 годах, является одним из самых впечатляющих памятников позднего мамлюка в городе, построенным Ахмадом ибн ас-Сабуни. Расположенный недалеко от медресе аль-Аджами, он также имеет аналогичную каменную отделку. [95] [10] [113] : 125  Вклад Кайтбая в развитие города включает пристройку третьего минарета к старой Великой мечети в 1482–1488 годах. [115]

Алеппо пострадал от монгольского нашествия 1260 года, но впоследствии постепенно восстановился. Первые годы правления мамлюков в городе были заняты ремонтами и реставрациями. [116] Городские стены были расширены дальше на восток, что открыло новое пространство для будущих построек. В начале 14 века некоторые мамлюкские губернаторы заказали себе мавзолеи, но в этот ранний период было построено несколько крупных памятников. [116] Одним из интересных памятников является мечеть Мехмендар (1302 г.), чей круглый минарет (отходящий от традиции Айюбидов квадратных минаретов) вырезан в стиле, напоминающем архитектуру Артукидов , Сельджуков или Ильханидов. [116] Другое религиозное сооружение, мечеть Ала ад-Дина Алтунбуги ан-Насири , было построено в 1318 году и до сих пор в основном выполнено в стиле Айюбидов, за исключением более сложного входного портала и минарета. [116] Основание в 1354 году Маристана Аргун аль-Камиля или Маристана Аргуни, большого бимаристана (больницы) для душевнобольных, было самым значительным творением раннего мамлюкского периода в городе. Он состоял из шести отделений, каждое из которых предназначено для различных видов лечения, расположенных вокруг трех внутренних дворов. [116] [47] Однако его дверной проем, вероятно, был повторно использован из более раннего здания Айюбидов. [116]

К концу XIV века процветание Алеппо еще более возросло, поскольку Шелкового пути через него проходили торговые пути , превратив его в перевалочный пункт для восточных караванов из Ирана и венецианских купцов с запада. [117] Среди многочисленных памятников, сохранившихся с этого периода, - мечеть Манкалибуга аль-Шамси (около 1367 г.), примечательная своим высоким минаретом, мечеть Таваши (1372 г.), примечательная своими резными каменными деталями, и мечеть аль-Баяда (1378 г.). ), примечательный своим длинным уличным фасадом, украшенным каменной кладкой аблак и резьбой мукарнас над углубленными окнами. [116] Монументальные входные порталы с резьбой мукарнас стали стандартной чертой мамлюкской архитектуры города, а каменщики экспериментировали с новыми декоративными идеями и украшениями. Процветание также отражается в повышенном внимании к городским базарам и рынкам. Раньше рынки были организованы в виде сетки улиц, но не имели формальной архитектуры для размещения магазинов. Некоторые рыночные улицы были покрыты деревянными крышами. Однако в период мамлюков некоторые базарные улицы впервые были покрыты каменными сводчатыми крышами, и вдоль них через равные промежутки времени были построены каменные киоски для магазинов. [116] Караван-сараи ( ханы ) также создавались во все большем количестве. хаммамов Число или общественных бань также выросло. Самый большой исторический хаммам в Сирии сегодня — это Ялбуга Хаммам в Алеппо, первоначально построенный мамлюкским губернатором Ялбугой ан-Насири в 1389 году и перестроенный в следующем столетии. За фасадом аблак его три основные секции представляли собой план из четырех айванов с центральным куполом. [116]

Во время вторжения Тимура в 1400 году Алеппо сдался без боя и избежал разрушений, нанесенных Дамаску. Однако, как и в остальной Сирии, ее ремесла пострадали из-за массовой депортации мастеров региона в столицу Тимура в Средней Азии. [117] Тем не менее, в 15 веке город продолжал процветать, вышел за пределы старых стен, и в различных районах были построены новые монументальные здания. [116] Мечеть аль-Утруш , строительство которой было начато в 1399 году губернатором Мамлюка Акбугой аль-Утрушем, но завершено его преемником Демирдашем в 1410 году. [117] в своих деталях демонстрировал гораздо более сильное мамлюкское влияние и был построен в более внушительных масштабах. [116] Одним из самых смелых сооружений был большой банкетный зал или зал для приемов, построенный на вершине двух башен Айюбидов и сторожки у входа в Цитадель . Он был добавлен мамлюкским губернатором Джакамом мин Ивадом в 1406–07 гг. На внешнем фасаде зала есть богато украшенные окна, а внутри - крыша из девяти куполов. (Позже зал превратился в руины и был реконструирован в 20 веке с плоской крышей и ограниченной точностью.) [116] [47] [118] К этому периоду относятся самые старые сохранившиеся ханы в городе, в том числе Хан аль-Кади (1441 г.), первоначально построенный как медресе, но быстро преобразованный для коммерческого использования, и Хан ас-Сабун (1479 г.), известный своими богато украшенными окнами. . [116]

Иерусалим

[ редактировать ]

Иерусалим был еще одним местом значительного покровительства за пределами Каира. О частой строительной деятельности в городе в этот период свидетельствуют 90 сохранившихся зданий, датируемых 13-15 веками. [119] Типы построенных построек включали медресе, библиотеки, больницы, караван-сараи, фонтаны (или сабилы) и хаммамы (бани). Структуры были построены в основном из камня и часто украшены мукарнами и украшениями аблак . [119] Хотя сами султаны лишь изредка строили новые памятники в городе, многие другие были построены местными мамлюкскими эмирами и даже частными лицами. Однако султаны позаботились о восстановлении и поддержании мусульманских святынь в городе. [95] [120] Аль-Насир Мухаммад, например, восстановил и Купол Скалы , и мечеть Аль-Акса . [120]

Большая часть строительных работ была сосредоточена по краям Харам аш-Шарифа, обычно концентрируясь вокруг главных улиц, ведущих к святилищу. [119] [120] Старые ворота Харам аш-Шарифа потеряли свое значение, и были построены новые ворота. [119] в то время как значительная часть северных и западных портиков ( риваков ) вдоль края Харама была завершена в этот период. [121] [120] Баб аль-Каттанин (Хлопковые ворота), например, был построен в 1336–1337 годах и стал важным входом в комплекс из коммерческого центра города, нового рынка под названием Сук аль-Каттатин , который был построен в то же время. [119] [121] Покровителем этого строительства был Танкиз, эмир мамлюков, управлявший Сирией во время правления ан-Насира Мухаммеда. Он также построил медресе Танкизийя (1328–1329 гг.) На западной окраине Харам аш-Шарифа. [121] Другие памятники эпохи мамлюков в городе включают медресе ас-Салламия (1338 г.), [122] минарет аль-Фахрия на краю Харам аш-Шарифа (дата неизвестна, но построен где-то между 1345 и 1496 годами), [123] медресе аль-Манджакия (1361 г.), [124] Дворец Госпожи Туншук (около 1388 г., но интегрирован в более поздние постройки) и Мавзолей Госпожи Туншук через дорогу от него (построен до 1398 г.). [125] Султан Кайтбай был известным покровителем города, построив медресе аль-Ашрафия (сохранившееся лишь частично) на окраине Харам аш-Шарифа, завершенное в 1482 году и считающееся самостоятельным крупным памятником мамлюков, а также близлежащий Сабиль Кайтбай , построенный вскоре после этого в 1482 году. [119] [121] Медресе аль-Мужирия также было построено во время его правления, в 1480–1481 годах, чиновником-мамлюком. [126] Постройки Кайтбая были последними известными мамлюкскими постройками, построенными в городе. [127]

Древний город Триполи (современный Ливан) был захвачен султаном Калауном у крестоносцев в 1289 году. Мамлюки разрушили старый город и построили новый город в 4 км от него вглубь страны. [128] До наших дней сохранилось около 35 памятников города мамлюков, в том числе мечети, медресе, ханаки, хаммамы и караван-сараи, многие из которых построены местными мамлюкскими амирами. [129] Султан аль-Ашраф Халил (годы правления 1290–1293) основал первую в городе конгрегационалистскую мечеть, известную до сих пор как Великая мечеть Триполи . [128] либо в конце 1293, либо в 1294 году (693 г. хиджры). [130] [131] Вокруг мечети было построено шесть медресе: аль-Хайрия Хасан (около 1309 г. или позже), аль-Картавия (основано около 1326 г.), аль-Шамсийя (1349 г.), ан-Насирия (1354–1360 гг.) и ан-Нурийя (14-й век). века) и неопознанное медресе «Мешхед». [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] Мечеть Аргун Шах, основанная в 1350 году, сопровождалась медресе ас-Сакракия (1356 год) и медресе аль-Хатуния (1373 год). [131] Другие мамлюкские медресе в городе включают медресе аль-Тавашийя. [132] Аль -Буртасия, судя по всему, служила и мечетью, и медресе. [131] [138] Среди семи других мечетей, построенных в период мамлюков, мечеть Тайнал (около 1336 г.) примечательна своей необычной планировкой, состоящей из двух последовательных залов, причем второй содержит михраб , доступ к которому осуществляется из первого через богато украшенный портал с мукарнами. , аблак и геометрический декор. [131] [139] Мамлюки не укрепляли город стенами, а восстановили и повторно использовали цитадель крестоносцев . на этом месте [128] Для охраны города у моря были построены семь сторожевых башен, в том числе уцелевшая Львиная башня. [140]

Другие города Египта

[ редактировать ]
Цитадель Кайтбей (1479 г.), построенная на мысе бывшего Александрийского маяка.

Александрия, древняя столица Египта, пришла в упадок в период мамлюков. Он не получил значительного покровительства, но правители мамлюков построили тяжелые укрепления, чтобы защитить его от атак с моря. [141] [34] Древний Александрийский маяк , который постепенно повреждался землетрясениями, сохранялся вплоть до его разрушения в первой половине 14 века. [34] [142] Самый известный памятник мамлюков в городе — Цитадель Кайтбей , построенная впоследствии на руинах маяка. При строительстве цитадели повторно использовался оставшийся фундамент маяка, и оно было завершено в 1479 году. [141] [142]

Мечеть аль-Муини в Дамиетте (до 1455 г.)

Одной из старейших сохранившихся мечетей Дамиетты является мечеть аль-Муини (середина 15 века), которая в исторических источниках также описывается как медресе. Он включает в себя мавзолей ее основателя Мухаммада аль-Муини, богатого купца, который умер в 1455 году. Мечеть была значительно отреставрирована, а ее первоначальный восьмиугольный минарет был снесен из соображений безопасности в 1929 году. Ее первоначальный мамлюкский портал больше не используется. используемый в качестве главного входа, расположен рядом с мавзолеем (купол которого виден) и оригинальным минаретом. Его самой примечательной особенностью является тщательно продуманный мраморный мозаичный тротуар, который, по мнению ученого Бернарда О'Кейна, взят из оригинальной мамлюкской постройки и который Дорис Беренс-Абусейф описывает как сравнимый с лучшими образцами в Каире. [143] [144]

Город Аль-Ханка , к северу от Каира, ранее был известен как Сирьякус, пока султан ан-Насир Мухаммад не построил там ханку, дворец и рыночную площадь в 1324 году. Однако единственным сохранившимся сооружением мамлюков является мечеть султана аль-Ашрафа Барсбая. , датируемый 1437 годом. Состоит из гипостильного зала с центральным двором. Многие колонны повторно использованы из старых построек. Мечеть украшена скудно, за исключением михраба, украшенного мрамором, инкрустированным геометрическими и арабесками. Потолок изначально тоже был расписан, но лишь часть его была восстановлена ​​в 20 веке и сохранилась до сих пор. Минарет практически идентичен минарету мечети Барсбая на улице аль-Муизз в Каире, построенному 12 годами ранее. [145]

Мечеть Асалбая в Фаюме датируется 1498–1499 годами, но со временем была значительно изменена и восстановлена. Среди его оригинальных элементов — хорошо сохранившийся и отреставрированный деревянный минбар, украшенный геометрическими узорами и инкрустацией. [146]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Уильямс 2018 .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Раймонд 1993 .
  3. ^ Блер и Блум 1995 , стр. 70, 85–87, 92–93.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Беренс-Абусейф 2007 .
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Блэр и Блум 1995 , стр. 70.
  6. ^ Уильямс 2018 , с. 17.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сандерс, Паула (2008). Создание средневекового Каира: империя, религия и сохранение архитектуры в Египте девятнадцатого века . Американский университет в Каире Press. стр. 39–41. ISBN  9789774160950 .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Авджиоглу, Небахат; Волайт, Мерседес (2017). « "Животные игры": Архитектура Стамбула и Каира от Империи до Модернизма» . В Неджипоглу, Гюльру; Барри Флуд, Финбарр (ред.). Спутник исламского искусства и архитектуры . Уайли Блэквелл. стр. 1140–1142. ISBN  9781119068570 .
  9. ^ Уильямс 2018 , с. 30-33.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Архитектура; VI ок. 1250–1500 гг.; C. Центральные исламские земли». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  11. ^ Раймонд 2000 , с. 122
  12. ^ Раймонд 2000 , стр. 120–28.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рагглс, DF (2020). Жемчужное дерево: необычайный архитектурный покровитель египетской царицы-рабыни 13-го века Шаджар ад-Дурр . Издательство Оксфордского университета.
  14. ^ Беренс-Абусейф 2007 , с. 114.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Уильямс 2018 , с. 30-31.
  16. ^ Раймонд 1993 , с. 122.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Беренс-Абусейф 2007 , с. 132-141.
  18. ^ Раймонд 1993 , с. 122-124, 140-142.
  19. ^ Раймонд 1993 , с. 124-140.
  20. ^ Раймонд 1993 , с. 143-153.
  21. ^ Беренс-Абусейф 2007 , с. 201-213.
  22. ^ Уильямс 2018 , с. 78-84.
  23. ^ Раймонд 1993 , с. 78.
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блэр и Блум 1995 , с. 82.
  25. ^ Уильямс 2018 , с. 78.
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уильямс 2018 , с. 227.
  27. ^ Раймонд 1993 , с. 169-177.
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Клот, Андре (1996). Мамлюкский Египет: Империя рабов, 1250–1517 гг . Перрен.
  29. ^ Беренс-Абусейф 2007 , с. 228-229.
  30. ^ Уильямс 2018 , с. 281.
  31. ^ Беренс-Абусейф 2007 , с. 232.
  32. ^ Уильямс 2018 , с. 31-33.
  33. ^ Уильямс 2018 , с. 33-34.
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Беренс-Абусейф 2007 , с. 69.
  35. ^ Блум и Блэр 2009 , с. 152.
  36. ^ Блэр и Блум 1995 , с. 92-93.
  37. ^ Уильямс 2018 , с. 286-287.
  38. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уильямс 2018 , с. 34.
  39. ^ Денуа, Сильви; Деполь, Жан-Шарль; Тушерер, Мишель, ред. (1999). Хан аль-Халили и его окрестности: торговый и ремесленный центр в Каире с 13 по 20 века . Каир: Французский институт восточной археологии.
  40. ^ Раймонд, Эндрю. 1993. Каир . Фаярд.
  41. ^ Уильямс 2018 , с. 230.
  42. ^ Беренс-Абусейф 1989 , с. 161.
  43. ^ Блэр и Блум 1995 , с. 251.
  44. ^ Раббат, Насер. «Османская архитектура в Каире: эпоха губернаторов» . web.mit.edu . Проверено 4 декабря 2018 г.
  45. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Неомамлюкский стиль за пределами Египта» . Журнал Рави . Проверено 10 июня 2021 г.
  46. ^ Уильямс 2018 , с. 172-173.
  47. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Блум и Блэр, 2009 г. , Алеппо
  48. ^ Беренс-Абусейф 2007 , с. 71.
  49. ^ Уильямс 2018 , с. 108.
  50. ^ Беренс-Абусейф 2007 , с. 76-77.
  51. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уильямс 2018 , с. 31.
  52. ^ Беренс-Абусейф 2007 , с. 73-77.
  53. ^ Уильямс 2018 , с. 30.
  54. ^ Уильямс 2018 , с. 109.
  55. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Беренс-Абусейф 2007 , с. 90.
  56. ^ Петерсен, Эндрю (1996). «Аблак». Словарь исламской архитектуры . Рутледж. п. 2. ISBN  9781134613663 .
  57. ^ Блэр и Блум 1995 , с. 77.
  58. ^ Уильямс 2018 , с. 225-226.
  59. ^ Беренс-Абусейф 2007 , с. 153-155.
  60. ^ Уильямс 2018 , с. 30-31, 38-39 и более.
  61. ^ Беренс-Абусейф 2007 , с. 93-94.
  62. ^ Беренс-Абусейф 2007 , с. 94.
  63. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Беренс-Абусейф 2007 , с. 95-97.
  64. ^ Уильямс 2018 , с. 126.
  65. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Беренс-Абусейф 2007 , с. 77-80.
  66. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уильямс 2018 , с. 57.
  67. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Беренс-Абусейф, 1989 , с. 17.
  68. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Беренс-Абусейф 2007 , с. 135.
  69. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Беренс-Абусейф, 1989 , с. 20-22.
  70. ^ Уильямс 2018 , с. 114.
  71. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Беренс-Абусейф, 1989 , с. 26.
  72. ^ Беренс-Абусейф 2007 , с. 206.
  73. ^ Беренс-Абусейф 2007 , с. 206, 298.
  74. ^ Беренс-Абусейф 2007 , с. 77.
  75. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Беренс-Абусейф 2007 , с. 80-84.
  76. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Беренс-Абусейф 2007 , с. 83.
  77. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блэр и Блум 1995 , стр. 83–84.
  78. ^ Уильямс 2018 , с. 283.
  79. ^ Беренс-Абусейф 2007 , с. 234.
  80. ^ Блэр и Блум 1995 , стр. 87.
  81. ^ Уильямс 2018 , с. 34, 288.
  82. ^ Блэр и Блум 1995 , стр. 90.
  83. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Беренс-Абусейф 2007 , с. 86.
  84. ^ Беренс-Абусейф 1989 , с. 16.
  85. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бернс 2007 , с. 210.
  86. ^ Беренс-Абусейф 2007 , с. 207-209.
  87. ^ Беренс-Абусейф 2007 , с. 86, 198, 219.
  88. ^ Беренс-Абусейф 2007 , с. 241.
  89. ^ Беренс-Абусейф 2007 , с. 89.
  90. ^ Уильямс 2018 , с. 90.
  91. ^ Блэр и Блум 1995 , с. 94.
  92. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сайед, Хазем И. (1987). Раб в Каире: взгляд на мамлюкскую архитектуру и урбанизм (докторская диссертация). Массачусетский технологический институт. стр. 7–9, 58. hdl : 1721.1/75720 .
  93. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Раймонд 2000 , с. 123, 157.
  94. ^ Беренс-Абусейф 2007 , с. 65-70.
  95. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Беренс-Абусейф 2007 , с. 66.
  96. ^ Блэр и Блум 1995 , стр. 92–93.
  97. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Беренс-Абусейф 2007 , с. 66-68.
  98. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Кенни, Эллен (2012). «Реконструированный памятник мамлюку: архитектурная история мечети и мавзолея Танкиза ан-Насири в Дамаске». В Беренс-Абусейф, Дорис (ред.). Искусство мамлюков в Египте и Сирии: эволюция и влияние . ВиР унипресс; Издательство Боннского университета. п. 141. ИСБН  978-3-89971-915-4 .
  99. ^ Бернс 2007 , с. 209.
  100. ^ Бернс 2007 , с. 197.
  101. ^ Бернс 2007 , с. 205-206.
  102. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бернс 2007 , с. 199.
  103. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Раббат, Насер (2010). История мамлюков через архитектуру: памятники, культура и политика в средневековом Египте и Сирии . Издательство Блумсбери. ISBN  978-1-78673-386-3 .
  104. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бернс 2007 , с. 211-212.
  105. ^ Бернс 2007 , с. 213.
  106. ^ Бернс 2007 , с. 209-210.
  107. ^ Бернс 2007 , с. 210-211.
  108. ^ Бернс 2007 , с. 211.
  109. ^ Бернс 2007 , с. 214.
  110. ^ Бернс 2007 , с. 208.
  111. ^ Бернс 2007 , с. 220-221.
  112. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дайбер, Верена. «Медраса аль-Джакмакия» . Откройте для себя исламское искусство, Музей без границ . Проверено 4 февраля 2022 г.
  113. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бернс, Росс (2009) [первое издание 1992 г.]. Памятники Сирии: Путеводитель . ИБ Таурис. ISBN  9781845119478 .
  114. ^ Бернс 2007 , с. 220.
  115. ^ Бернс 2007 , с. 221.
  116. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Бернс, Росс (2017). Алеппо: история . Рутледж. стр. 179–198. ISBN  9780815367987 .
  117. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Блэр и Блум 1995 , стр. 85.
  118. ^ Гоннелла, Джулия (2012). «Наизнанку: Тронный зал мамлюков в Алеппо» . В Беренс-Абусейф, Дорис (ред.). Искусство мамлюков в Египте и Сирии: эволюция и влияние . Издательство Боннского университета. п. 223. ИСБН  9783899719154 .
  119. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Блум и Блэр 2009 , «Иерусалим»
  120. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Литтл, Дональд П. (2000). «Иерусалим под властью Айюбидов и мамлюков 1187–1516 гг. Н.э.». В Асали, К.Дж. (ред.). Иерусалим в истории . Пресса Олив Бранч. стр. 177–200. ISBN  9781566563048 .
  121. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Бургойн 1987 .
  122. ^ «Медраса аль-Саламия» . Архнет . Проверено 13 июня 2021 г.
  123. ^ Бургойн 1987 , с. 270.
  124. ^ Бургойн 1987 , с. 384.
  125. ^ Бургойн 1987 , с. 485, 505.
  126. ^ Бургойн 1987 , с. 579.
  127. ^ Бургойн 1987 , с. 589-612.
  128. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Луз, Нимрод (2002). «Триполи заново: пример мамлюкской урбанизации». Лев, Яаков (ред.). Города и материальная культура на средневековом Ближнем Востоке . Брилл. стр. 53–71. ISBN  9004125434 .
  129. Bloom & Blair 2009 , Триполи (i)
  130. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Джами аль-Мансури аль-Кабир» . Архнет . Проверено 13 июня 2021 г.
  131. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Махамид, Хатим (2009). «Мечети как высшие учебные заведения в мамлюкской Сирии». Журнал исламских исследований . 20 (2): 188–212. дои : 10.1093/jis/etp002 .
  132. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мохамад, Дана (2020). Обзор развития и изменений базара Триполи в Ливане (PDF) . Университет Бурсы Улудаг (магистерская диссертация). п. 81.
  133. ^ «Кантара – Медресе аль-Картавия» . www.qantara-med.org . Проверено 13 июня 2021 г.
  134. ^ «Медраса ан-Насирия» . Архнет . Проверено 13 июня 2021 г.
  135. ^ «Медрасе Хайрия Хасан» . Архнет . Проверено 13 июня 2021 г.
  136. ^ «Медраса ан-Нурия» . Архнет . Проверено 13 июня 2021 г.
  137. ^ «Анонимный Мешхед» . Архнет . Проверено 13 июня 2021 г.
  138. ^ «Мечеть-медресе Аль-Буртасия» . qantara-med.org . Проверено 13 июня 2021 г.
  139. ^ «Кантара-Мечеть Тайнал » www.qantara-med.org . Проверено 13 июня 2021 г.
  140. ^ «Львиная башня» . qantara-med.org . Проверено 13 июня 2021 г.
  141. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Френкель, Иегошуа (2014). «Александрия в девятом/пятнадцатом веке: средиземноморский портовый город и город-тюрьма мамлюков». Аль-Масак . 26 (1): 78–92. дои : 10.1080/09503110.2014.877198 . S2CID   154903868 .
  142. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Беренс-Абусейф, Дорис (2006). «Исламская история Александрийского маяка». Мукарнас . 23 (1): 1–14. дои : 10.1163/22118993-90000093 .
  143. ^ О'Кейн 2016 , с. 196-197.
  144. ^ Беренс-Абусейф 2007 , с. 68.
  145. ^ О'Кейн 2016 , с. 186-191.
  146. ^ О'Кейн 2016 , с. 226-229.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 156e5b7d05ca808c9a84e81a86e1af39__1721532480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/15/39/156e5b7d05ca808c9a84e81a86e1af39.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mamluk architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)