Архитектура Сонхай
Архитектура Сонгай или архитектура Зарма относится к традиционному сахельскому архитектурному стилю народа Сонгай в Западной Африке. Архитектура обычно включает в себя здания из сырцового кирпича, плоские крыши и характерные конструкции, отражающие культурные и исторические аспекты цивилизации Сонгай . [ 1 ] [ 2 ]


На родине Сонхай сельские районы представляют собой укрепленные ограждения, где проживает семейная группа, известная как « винди ». Типичный сельский дом Сонхай имеет либо круглую форму с глиняными стенами, либо прямоугольную форму со стенами из высушенного на солнце сырцового кирпича, часто с соломенной крышей. Сонгай преимущественно проживают в домах, окруженных стенами или огороженными ограждениями, которые обычно включают в себя главный дом для мужа и меньшие жилища для каждой из его жен и их детей. Традиционные дома представляют собой хижины под названием « Бугу ». Общественная деятельность обычно происходит на улице, на территории комплекса, где готовится и потребляется еда, а вечером люди навещают друг друга. [ 3 ] [ 4 ]
В исторических городских центрах, где преобладают Сонгай, таких как Гао , Хомбори , Доссо , Тимбукту и Дженне , есть традиционные глинобитные здания, такие как Великая мечеть Дженне , Университет Тимбукту , а также Дворец Джермакой и Королевский дворец Гао-Саней и Гробница Аскии . В Ниамее , где традиционные сонгайские постройки в городских районах часто сочетают современный дизайн с традиционными сонгайскими строительными технологиями. [ 5 ]
Сельская архитектура
[ редактировать ]
Деревни Сонгай представляют собой судано-сахельский архитектурный стиль, распространенный в Западной Африке, для которого характерны конструкции из сырцового кирпича и глинобитной штукатурки. Жилища отмечены арочными входами, украшенными замысловатыми символическими узорами, созданными из грязи, смешанной с природными пигментами. Эти узоры выполняют как эстетические, так и культурные функции, предлагая понимание глубоких убеждений, ценностей и самобытности народа сонгай, населяющего эти дома. [ 6 ]

Архитектурный ландшафт демонстрирует намеренное слияние круглых и прямоугольных структур. Круглые здания, построенные из сырцового кирпича и саманной штукатурки, густо населяют город и служат различным целям, например, в качестве жилых домов и складских помещений. Более крупные, стратегически расположенные прямоугольные здания выполняют общественные функции, служа мечетями, школами или общественными центрами. [ 7 ]

Планировка городов обычно характеризуется взаимосвязанными тропами, что является прагматичным ответом на засушливую и засушливую окружающую среду. Такой подход к проектированию не только повышает общую функциональность поселения, но и подчеркивает вдумчивый учет экологических факторов Сахеля. [ 8 ]


Техники штукатурки
[ редактировать ]В деревнях Зарма в Нигере и Буркина-Фасо женщины играют главную роль в традиционной штукатурке и росписи стен. Они используют в качестве основы собранную вручную почву, смешанную с коровьим навозом, а затем слои каолина, пшеничной каши, золы и липкого сока листьев. Получающиеся в результате геометрические узоры, изображающие животных и персонажей, а также фризы из натуральных пигментов, эстетически и структурно улучшают стены по сравнению с элементами Сахелиана. Эта специфическая культурная практика подчеркивает непосредственное участие женщин, подчеркивая их решающую роль в сохранении традиционных знаний и формировании архитектурной самобытности деревень. [ 9 ] [ 10 ]
Доссо
[ редактировать ]Дворец Зармакой или дворец Джермакойе, расположенный в городе Доссо в юго-западном углу Нигера , является исторической достопримечательностью, построенной в 1904 году нашей эры тогдашним правителем Королевства Доссо . Это хорошо сохранившееся строение окружено защитной стеной по периметру. [ 11 ]

Дворец был построен из банко, местного высушенного на солнце сырцового кирпича, придающего отчетливый красновато-коричневый оттенок. Украшенный геометрическими узорами и фризами, некоторые из которых окрашены в белый или синий цвет, дворец имеет подковообразные арки, отражающие архитектурные традиции Сахеля и подчеркивающие его исламское наследие, а также символизирующие мощь и престиж династии Джермакойе.

Толстые стены обеспечивают изоляцию от жары, а удачно расположенные небольшие окна способствуют охлаждению помещения. Кроме того, во дворце находится укрепленное королевское кладбище. Обращает на себя внимание Дей Зармакое (колодец Зармакое) — старинный колодец, расположенный на женском дворе. [ 12 ] [ 13 ]
Гао
[ редактировать ]Архитектура Гао, в том числе королевский дворец десятого века с каменной постройкой и каменная цитадель, подчеркивает историческое величие города. Раскопки в Гао-Древнем и Гао Сэнэй выявили конструкции из прямоугольных сырцовых кирпичей, керамики, металлических предметов и стеклянных бус. Стены королевского дворца толщиной 1,2 метра построены по уникальной технологии без арок, что редко встречается в архитектуре Западной Африки.

Гао Саней демонстрирует постройки из прямоугольного сырцового кирпича с расписными интерьерами и продвинутыми архитектурными элементами, такими как ванная комната со сливной трубой из гальки. Города-побратимы в Гао, подтвержденные большими каменными зданиями в Гао-Древнем, подчеркивают архитектурную и городскую сложность города, включая тщательные строительные технологии с фундаментом из банко.
Архитектура Гао дает представление о культурной динамике, торговых путях и религиозных влияниях, отражая исторический ландшафт города. Здания и мобилизация рабочей силы предполагают возможную цитадель или королевскую резиденцию, что соответствует историческим источникам десятого и одиннадцатого веков. [ 14 ]
Могила Аскии
[ редактировать ]Гробница Аскии , 17-метровое пирамидальное сооружение, построенное Аскией Мохамедом в 1495 году в Гао, символизирует мощь и богатство империи Сонгай с 15 по 16 века. Он иллюстрирует монументальные традиции глиняного строительства в Западноафриканском Сахеле и включает в себя два здания мечети с плоской крышей, кладбище мечети и площадку для собраний под открытым небом. Построен, когда Гао стал столицей империи Сонгай, после возвращения Аскии Мохамеда из Мекки. [ 15 ] [ 16 ]

Тимбукту
[ редактировать ]В Тимбукту много зданий из самана и сырцового кирпича, но самым известным является университет. Масаджиды (мечети) Санкоре, Джингербере и Сиди-Яхья были центрами обучения в средневековом Мали и создали некоторые из самых известных произведений в Африке — рукописи Тимбукту. Тимбукту – город в Мали с очень примечательной архитектурой. Большая часть архитектуры, присутствующей в этом регионе, представляет собой комментарий к истории и эволюции человека. Эти архитектурные мечети организованы таким образом, чтобы отсылать к движениям тела. Обычными материалами, используемыми в строительстве, являются натуральные, земляные материалы, которые также отдают дань уважения своим исконным присутствиям. «Тело действует как организационный шаблон для внутренней планировки здания». В конечном счете, эти архитектурные формы происходят из индивидуального уровня, но соответствуют космосу, раскрывая сложную духовную систему.

Структурно говоря, архитектура была пересмотрена во время правления Сонхая. Для защиты глинобитных конструкций из солнечного кирпича используются защитные прочные материалы. Под влиянием Сонгаи минареты приобрели более пирамидальный вид и стали ступенчатыми или многоярусными на трех уровнях, примером чего является башня Гробницы Аскии Аскии Мухаммеда I в Гао (современное Мали). В Тимбукту мечеть Санкоре (основана в 14-15 веках и перестроена в 16 веке, с более поздними пристройками).
Под влиянием империи Сонгай минареты приобрели более пирамидальный вид и стали ступенчатыми или трехуровневыми, примером чего является башня мечети -гробницы Аския аль-Хаджа Мухаммада в Гао (современное Мали). В Тимбукту находится мечеть Санкоре (основана в XIV-XV вв.). [ 17 ] и перестроен в 16 веке с более поздними дополнениями. [ 18 ] ), имел сужающийся минарет и молитвенный зал с рядами арок.
Хомбори
[ редактировать ]Связанный с исторической траекторией могущественной империи Сонгай, город Сонгай Хомбори выделяется своей уникальной архитектурой. В отличие от преобладающего использования камня в соседней стране догонов , Хомбори может похвастаться строительством из сухого камня, которого в этом регионе много.

Своеобразие архитектуры Хомбори восходит к ее реакции на распад династии Сонни империи Сонгай в конце 16 века. Столкнувшись с анархией и отсутствием безопасности в этот период, местные жители изобретательно построили многоэтажные здания с лабиринтной планировкой. Эти сооружения с центральными дворами и узкими коридорами служили эффективными защитными механизмами во время набегов.
В наши дни те же самые коридоры, которые когда-то играли решающую роль в обороне, теперь служат другой цели. Они облегчают циркуляцию воздуха и обеспечивают убежище в тени, демонстрируя гармоничное сочетание исторической устойчивости и современной функциональности в Хомбори. [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Архитектура и искусство империи Сонгай , Study.com , получено 11 января 2024 г.
- ^ Королевство Сонгай , 8 октября 2018 г., с. thinkafrica.net , получено 11 января 2024 г.
- ^ Дома народа Зарма , maison-monde.com, 20 февраля 2017 г. , получено 11 января 2024 г.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ ГОРОДА ГОТАЙ , получено 11 января 2024 г.
- ^ Краткий обзор африканских архитектур за 2019 г. , получено 11 января 2024 г.
- ^ Уокер, Робин; Миллар, Саиф (1999), Западноафриканская империя Сонгай в 10 простых уроках , Concept Learning Limited, стр. 6, ISBN 978-1-903181-00-3 , получено 11 января 2024 г.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Architectes ayorou , CNRS IMAGES , получено 11 января 2024 г.
- ^ Моргадо, Паула (2011), «Стратегии выживания Сонгхай-Зарма (Нигер): экономические траектории другой современности» , E-Cadernos Ces (12), doi : 10.4000/eces.690 , получено 11 января 2024 г.
- ^ Эссессе, Амели (2019), В Африке «женщины-строители» опираются на свою устную традицию, чтобы возродить свое архитектурное наследие , получено 11 января 2024 г.
- ^ Нигер, аутентичная земля , photo.geo.fr , получено 11 января 2024 г.
- ^ Дворец Джермакёй в Доссо , 2006 г. , получено 11 января 2024 г.
- ^ Дворец Зармакое в Доссо , ЮНЕСКО , получено 11 января 2024 г.
- ^ Дворец Зармакое в Доссо , worldheritagesite.org , получено 11 января 2024 г.
- ^ Сиссе, Мамаду; Такезава, Шойчиро (2012), Открытие самого раннего королевского дворца в Гао и его значение для истории Западной Африки , стр. 13, 14, 15, 16 , получено 11 января 2024 г.
- ^ Гробница Аскии , ЮНЕСКО , извлечена 11 января 2024 г.
- ^ ГАО: РЕАБИЛИТАЦИЯ МОГИЛЫ АСКИИ , получено 11 января 2024 г.
- ^ Прадин, Стефан (2022). Исторические мечети в Африке к югу от Сахары: от Тимбукту до Занзибара . Брилл. п. 63. ИСБН 978-90-04-47261-7 .
- ^ Блум, Джонатан М.; Блэр, Шейла (2009). "Тимбукту". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-530991-1 . Проверено 15 марта 2013 г.
- ^ Маго, Александр (2010), Architecture d'Hombori , получено 11 января 2024 г.