Jump to content

люди сонгай

Сонгай
Женщина Сонгай на фестивале
Общая численность населения
в. 8,4 миллиона
Регионы со значительной численностью населения
Западная Африка
 Нигер 5,106,423 (21.2%) [1]
 У них было 1,984,114 (5.9%) [2]
 Бенин 406,000 (2.9%) [3]
 Буркина-Фасо 241,000 (1.04%) [4]
 Нигерия 165,000 (0.04%) [5]
 Гана 110,000 (2.0%) [6]
 Алжир 3,800 (0.01%) [ нужна ссылка ]
Языки
Сонгайские языки , французский , английский , арабский
Религия
Преимущественно мусульмане
Родственные этнические группы
Зарма , Тубу , Канури , другие нило-сахарские группы

Народ сонгай ( автоним : айнеха ) — этнолингвистическая группа в Западной Африке, говорящая на различных языках сонгай . Их история и лингва-франка связаны с империей Сонгай , которая доминировала в западном Сахеле в 15 и 16 веках. Преимущественно приверженцы ислама , сонгайцы проживают в основном в Нигере и Мали . Исторически термин «Сонгай» не обозначал этническую или языковую идентичность, а относился к правящей касте Империи Сонгай, известной как Сонгайборай . [7] Однако правильный термин, используемый туземцами для обозначения этой группы людей, — « Айнеха ». [8] [9] Хотя некоторые говорящие в Мали также приняли имя Сонгхай в качестве этнического обозначения, [10] другие группы, говорящие на языке сонгай, идентифицируют себя другими этническими терминами, такими как Зарма (или Джерма, самая большая подгруппа) или Исаваген . диалект койраборо сенни, на котором говорят в Гао, непонятен носителям диалекта зарма в Нигере . Согласно по крайней мере одному сообщению, [11] Языки сонгай обычно считаются нило-сахарскими , но эта классификация остается спорной: Диммендал (2008) считает, что на данный момент их лучше всего считать независимой языковой семьей. [12]

Этнонимы

[ редактировать ]

Альтернативные варианты написания: Songai, Songay, Songhay, Songhay, Songhoi, Songhoy, Songghai, Songghray, Songoi, Sonhrai, Sonhray, Sonrai, Sonray, Sonrhai, Sonrhay.

Правильное произношение «Сонгхай» на сонгайских языках «Soŋai» , где «нг» представляет собой велярный носовой звук (звук «нг» получается путем поднятия спинки языка к мягкой части нёба). рот, создавая звонкий носовой звук). Термин «Сонрай» возник под влиянием французов, возникших из-за того, что им было трудно точно произнести оригинальное слово.

Однако народ сонгай коллективно идентифицирует себя как «айнеха», что означает «я говорю», а сонгай ( сонгайборай ) являются подгруппой внутри айнеха. Эта четкая самореференция контрастирует с распространенной классификацией, часто встречающейся в западной литературе. Возможно, на это повлияла популярность слова Сонгай, учитывая, что Империя Сонгай была названа в честь правящей касты Сонгайборай , которая является подгруппой внутри более широкой этнической общины Айнеха.

Подгруппы

[ редактировать ]

Династия За или династия Зува были правителями средневекового королевства, базирующегося в городах Кукия и Гао на реке Нигер на территории современного Мали . В целом народ сонгай произошел из этого королевства. Наиболее известной из них является подгруппа Зарма , получившая свое название «Зарма (За Хама) » от этой династии, что означает «потомки За». [13] [14]

Хроника ас-Сади семнадцатого века, « Тарих аль-Судан» , представляет раннюю историю сонгаев , передаваемую устно. Летопись сообщает, что легендарный основатель династии За Алаяман (также называемый Диалламан) родом из Йемена и поселился в городе Кукия. [15] Считается, что город находился недалеко от современной деревни Бентия на восточном берегу реки Нигер , к северу от порогов Фафа, в 134 км к юго-востоку от Гао. [16] В этом районе были найдены надгробия с арабскими надписями, датируемые 14 и 15 веками. [17] Кукия упоминается и в другой важной летописи — « Тарих аль-Фатташ» . [18] Тарих аль-Судан сообщает, что 15-й правитель За Кусой принял ислам в 1009–1010 годах нашей эры. На каком-то этапе королевство или, по крайней мере, его политический центр переместился на север, в Гао . Королевство Гао извлекло выгоду из растущей транссахарской торговли и превратилось в небольшую региональную державу, прежде чем было завоевано Империей Мали в начале 13 века.

Империя Гао и Гао-Саней

[ редактировать ]
Стела, найденная в Гао-Сани, сейчас находится в Национальном музее Мали.

Гао-Саней стал хорошо известен среди африканских историков, потому что французские администраторы обнаружили здесь, в пещере, покрытой песком, в 1939 году несколько мраморных стел с тонкой резьбой, изготовленных в Альмерии на юге Испании. Их надписи свидетельствуют о трех царях мусульманской династии, носящих в качестве заимствованных имен имена Мухаммеда и двух его преемников. Судя по датам их смерти, следует, что эти короли Гао правили в конце одиннадцатого и начале двенадцатого веков нашей эры. [19] Согласно недавним исследованиям [ который? ] цари Заге , увековеченные на стелах, идентичны королям династии За, чьи имена были записаны летописцами Тимбукту в « Тарих аль-Судан» и «Тарих аль-Фатташ» . Их исламское кредитное имя в одном случае дополнено их африканским именем. Это происходит на основе их общего родового имени Заге , соответствующего За , и третьего царского имени Яма б. Кама предоставил в дополнение к 'Умару б. аль-Хаттаба, что идентичность между Заге и За может быть установлена.

Короли Гао-Саней (1100–1120 гг. Н. Э.) [20]
Стелы Гао-Саней Тарих аль-Фатташ Тарих аль-Судан
Короли Заге Дата смерти Короли За Короли За
Абу Абдаллах Мухаммад ул. 1100 ул. 1100 (16) Коцо-Даре (16) Кусой-Дэре
Абу Бакр б. Кухафа ул. 1110 ул. 1110 (17) Плотина Хизка-Зунку-Дам (17) Хунабонуа-Кодам
Умар б. аль-Хаттаб =

Из этой таблицы следует, что Яма б. Кима (или Умар ибн аль-Хаттаб), третий царь стел Гао-Саней, идентичен 18-му правителю списка царей За. Его имя приводится в «Тарих аль-Фатташ» (1665 г.) как Яма -Китси, а в «Тарих аль-Судан » (1655 г.) как Бию-Ки- Кима . Благодаря этому отождествлению династическая история Империи Гао теперь может быть установлена ​​на прочной документальной основе. [21] За исключением некоторых арабских эпитафий на надгробиях, обнаруженных в 1939 г. на кладбище Гао-Саней (6 км к востоку от города) [22] не сохранилось письменных записей коренных народов, датированных серединой 17 века. [23] Наши знания о ранней истории города основаны на трудах внешних арабских географов, живущих в Марокко, Египте и Андалусии, которые никогда не посещали этот регион. Эти авторы называли город Кавкау или Куку. Две ключевые хроники 17-го века, Тарих аль-Судан и Тарих аль-Фатташ , предоставляют информацию о городе во времена империи Сонгай, но они содержат лишь смутные указания на предшествующее время. [24] Летописи, как правило, не признают своих источников. [25] Их рассказы о более ранних периодах почти наверняка основаны на устных традициях, а о событиях до второй половины XV века они, вероятно, менее надежны. Об этих более ранних периодах две хроники иногда предоставляют противоречивую информацию.Самое раннее упоминание о Гао принадлежит аль-Хорезми , написавшему в первой половине IX века. [26] В 9 веке Гао уже был важной региональной державой. Аль-Якуби писал в своем «Тарихе» примерно в 872 году:

Есть королевство Кавкау, величайшее из владений Судана, самое важное и могущественное. Все королевства подчиняются своему королю. Аль-Каукау — название города. Кроме того, существует ряд королевств, правители которых присягают ему на верность и признают его суверенитет, хотя они являются королями в своих землях. [27]

В 10 веке Гао уже был мусульманином и описывался как состоящий из двух отдельных городов. Аль-Мухаллаби, умерший в 990 году, писал в утерянном труде, цитируемом в биографическом словаре, составленном Якутом :

Их король притворяется перед своим подданным мусульманином, и большинство из них тоже притворяются мусульманами. У него есть город на берегу Нила [Нигера], на восточном берегу, который называется Сарна, где есть рынки и торговые дома и к которому идет непрерывное движение со всех концов. У него есть еще один город к западу от Нила [Нигер], где живут он, его люди и те, кому он доверяет. Там есть мечеть, где он молится, но общая молитвенная площадка находится между двумя городами. [28]

Археологические данные свидетельствуют о том, что на восточном берегу Нигера существовало два поселения: [29] Гао-Ансьен расположен на территории современного города, к востоку от гробницы Аскии, и археологических раскопок Гао-Саней (по-французски Сане), расположенных примерно в 4 км к востоку. Русло Вади Гангабер проходит южнее оккупационного кургана Гао-Саней ( телль ), но севернее Гао Антьена. Импортная керамика и стекло, найденные в Гао-Санее, позволяют предположить, что это место было заселено между 8 и 12 веками. [30] Возможно, Гао-Саней соответствует Сарне аль-Мухаллаби. [31] В письме Аль-Бакри 1068 года также отмечается существование двух городов: [32] но аль-Идриси, писавший примерно в 1154 году, этого не делает. [33] И аль-Мухаллаби (см. цитату выше), и аль-Бакри [34] расположите Гао на западе (или правом берегу) Нигера. 17 века Тарих аль-Фатташ также утверждает, что в 10 веке Гао располагался на стороне Гурма (т.е. западном берегу) реки. [35] Большая песчаная дюна La Dune Rose расположена на западном берегу напротив Гао, но в Койме, на краю дюны, на участке в 4 км к северу от Гао, поверхностные отложения указывают на поселение, существовавшее до 9 века. Это мог быть западный берег Гао, упомянутый авторами 10 и 11 веков. Это место не раскопано. [36]

Аль-Сади в своей книге «Тарих аль-Судан» указывает несколько более позднюю дату введения ислама. Он перечисляет 32 правителя династии Зува и утверждает, что в 1009–1010 годах нашей эры 15-й правитель Зува Кусой первым принял ислам. [37]

К концу 13 века Гао утратил свою независимость и стал частью расширяющейся Малийской империи . [38] Что случилось с правителями Зувы, не записано. [39] Ибн Баттута посетил Гао в 1353 году, когда город входил в состав Малийской империи. Он прибыл на лодке из Тимбукту на обратном пути после посещения столицы Империи:

Затем я отправился в город Кавкау, большой город на реке Нил [Нигер], один из лучших, крупнейших и самых плодородных городов Судана. Там много риса, и молока, и кур, и рыбы, и огурца, которому нет равных. Его жители совершают покупки и продажи с помощью каури, как и жители Мали. [40]

Пробыв в городе месяц, Ибн Баттута отправился с караваном в Такедду , а оттуда направился обратно на север через Сахару к оазису в Туате с большим караваном, в котором находилось 600 рабынь.

Где-то в 14 веке Али Кулун, первый правитель суннитской династии , восстал против гегемонии Мали и потерпел поражение. [41] [42] Лишь в первой половине XV века суннит Сулейман Дама смог сбросить малийское иго. Его преемник, суннит Али Бер (1464–1492), значительно расширил территорию, находящуюся под контролем Сонгай, и основал Сонгайскую империю .

Под Малийской империей

[ редактировать ]

К концу 13 века Гао утратил свою независимость и стал частью расширяющейся Малийской империи . [38]

Согласно Тариху аль-Судану , города Гао и Тимбукту подчинялись правлению Мусы, когда он путешествовал по возвращению в Мали. [43] Согласно одному сообщению Ибн Халдуна, генерал Мусы Сагманджа завоевал Гао. В другом сообщении утверждается, что Гао был завоеван во время правления Мансы Сакуры . [44] Оба эти утверждения могут быть правдой, поскольку контроль Мали над Гао мог быть слабым, и могущественным мансам требовалось периодически подтверждать свою власть. [45] Обе летописи содержат подробности об Али Кулуне (или Али Голоме), основателе суннитской династии. Он восстал против гегемонии Малийской империи . В хрониках дата не указана, но в « Тарих аль-Фатташ» есть комментарий о том, что пятый правитель находился у власти в то время, когда Манса Муса совершил свое паломничество. [46] предполагает, что Али Кулун правил примерно в конце 14 века. [38]

Обе хроники связывают Али Кулуна (или Али Голома) с двором Мали. [47] Тарих аль-Судан сообщает, что его отцом был За Ясобой, и как сын подчиненного правителя Малийской империи, он должен был служить султану Мали. [48]

Летописи не уточняют, где жили первые правители. Поскольку есть свидетельства того, что Гао оставался под контролем Мали до начала пятнадцатого века, вполне вероятно, что первые суннитские правители контролировали регион на юге, с городом Кукия. [49] возможно, служит их столицей. [41] Поскольку экономическая мощь Малийской империи зависела от контроля над маршрутами через Сахару, не было необходимости контролировать территорию к югу от Гао.

Аль-Сади, автор « Тарих аль-Судан» , использует слово «сунниты» или «сонниты» для названия династии, в то время как «Тарих аль-Фатташ» использует формы «чи» и «си'и» . [50] Слово может иметь происхождение от Малинке , что означает «подчиненный или доверенное лицо правителя». [51]

Под властью суннита Сулеймана сонгайцы захватили область Мема к западу от озера Дебо . [52]

Империя Сонгай

[ редактировать ]

Ранее один из народов, подчиненных Империи Мали , сонгайцы смогли восстановить свой контроль над территорией вокруг Гао после ослабления Империи Мали, основав Империю Сонгай , которая стала охватывать большую часть бывших малийских территорий, включая Тимбукту . известный своими исламскими университетами и ключевым торговым городом Дженне , а также распространивший свою власть на территорию, превосходящую бывшие империи Мали и Ганы. Среди наиболее известных ученых Сонхая был Ахмед Баба — выдающийся историк, часто цитируемый в «Тарих аль-Судан» и других работах. Люди состояли в основном из рыбаков и торговцев. После смерти Сонни Али мусульманские группировки восстали против его преемника и поставили на престол племянника Сонни Али, Аскию Мухаммеда (бывшего Мухаммеда Туре), который должен был стать первым и самым важным правителем династии Аскиа (1492–1592). При Аскиасе империя Сонгай достигла своего расцвета. [53]

Вслед за Аскией Мухаммедом империя начала распадаться. Оно было огромным, и его невозможно было удержать под контролем. Королевство Марокко увидело все еще процветающую торговлю солью и золотом в Сонгае и решило, что это будет хорошим активом, приступив к завоеванию большей части региона после битвы при Тондиби .

Упадок империи Сонгай

[ редактировать ]

В 1528 году Аския столкнулся с восстанием, возглавляемым его собственными детьми, в результате которого его сын Муса был провозглашен королем. Однако правление Мусы было недолгим, поскольку он был свергнут в 1531 году, что привело к периоду упадка Империи Сонгай.

На фоне внутренних распрей и многочисленных гражданских войн, охвативших империю, Марокко неожиданно начало вторжение в империю Сонгай . Основным мотивом этого вторжения было желание контролировать и оживить транссахарскую торговлю , особенно солью и золотом. Несмотря на правление Аскии, армия Сонгай оставалась традиционной, состоящей из штатных солдат, без модернизации. Напротив, вторгшиеся марокканские войска имели тысячи аркебузиров и восемь английских пушек.

В решающей битве при Тондиби 13 марта 1591 года марокканцы решительно разгромили армию Сонгай. Впоследствии они захватили Гао и Тимбукту, что ознаменовало окончательный упадок некогда могущественной Империи Сонгай.

После поражения империи дворяне двинулись на юг, в область, известную сегодня как Сонгай в нынешнем Нигере , где уже обосновалась династия Сонни. Они сформировали более мелкие королевства, такие как Ванзарбе , Айеру , Готей , Даргол , Тера , Сикие , Кокору , Горуол , Карма , Намаро и т. д., а дальше на юг - Денди, которые вскоре после этого приобрели известность.

Королевство Денди

[ редактировать ]

Во времена империи Сонгай Денди была самой восточной провинцией, которой управлял престижный Денди-фари («губернатор восточного фронта»). [54] Некоторые члены династии Аскиа и их последователи бежали сюда после поражения от вторгшейся династии Саади в Марокко в битве при Тондиби и в другом сражении семь месяцев спустя. Там они сопротивлялись марокканским захватчикам и поддерживали традиции сонгаев с теми же правителями Аскии и их недавно созданной столицей в Лулами . [55] Первый правитель Аския Исхак II был свергнут своим братом Мухаммадом Гао , который, в свою очередь, был убит по приказу марокканского паши . Затем марокканцы назначили Сулеймана марионеточным королем, правящим Нигером между Дженне и Гао . К югу от Тиллабери сопротивление Сонгай против Марокко продолжалось под руководством Аскии Нуха , сына Аскии Дауда . [56] Он основал свою столицу в Лулами . [57] [58]

Западная Африка после марокканского вторжения

Армия Тимбукту

[ редактировать ]

После триумфа марокканской армии в битве при Тондиби и последующего захвата Гао , Тимбукту и Дженне был основан Пашалик Тимбукту, назначивший Тимбукту своей столицей. [59] Начиная с 1618 года, паша, первоначально назначавшийся султаном Марокко, перешел к избранию Армой . [60]

Несмотря на то, что Пашалик управлялся как независимая республика, Армас продолжал признавать марокканских султанов своими лидерами. Во время гражданской войны, последовавшей за смертью Ахмада аль-Мансура в Марокко, пашалик поддерживал законного султана Зидана ан-Насира . [61] а к 1670 году они присягнули на верность алауитским султанам . [61] а в 1670 году они признали алауитов и присягнули на верность. [62]

Однако эта преданность была недолгой. К началу восемнадцатого века Пашалик отменил марокканский сюзеренитет. Местные традиции приписывают это событие Гурду , учёному, обладавшему сверхъестественными способностями. Согласно традиции, Гурду положил конец рабству, отправив своего младшего ученика подписать документ, запрещающий ежегодный обмен рабами из Тимбукту. [63]

К середине восемнадцатого века пашалик пришел в упадок. Около 1770 года туареги захватили Гао, а в 1787 году вошли в Тимбукту, сделав Пашалик своим данником. [64]

Забарминский эмират (1860-1897)

[ редактировать ]

Эмират Забарма был исламским государством, существовавшим с 1860-х по 1897 год на территории нынешних частей Северной Ганы и Буркина-Фасо . Эмират Забарма, основанный народом Зарма , подгруппой Сонгай, несмотря на свое происхождение от Зарма, был разнообразным, при этом Зарма составляли меньшинство. В его состав в основном входили хауса , фулани , мосси и особенно народ гурунси , которые играли решающую роль в качестве союзников и солдат.

Слово «Гурунси» происходит от языка Зарма, «Гуру-си», что означает «железо не проникает». Во время завоевания зарма земель Гурунси в конце 19 века лидер зарма Баба Ато Зато (известный как Бабату в искажении его имени на языке хауса) набрал в армию батальон мужчин из числа коренного населения, которые, приняв традиционные лекарства, считались невосприимчив к железу.

В 1887 году силы эмирата Забарма совершили набег на Ва , столицу королевства Вала , что привело к значительному перемещению населения. [65]

Это событие положило начало продолжающимся игривым этническим подшучиваниям и шуткам о рабстве между общинами Зарма и Гурунси в Гане.

Несмотря на свой статус меньшинства, Зарма эффективно вербовал последователей различного происхождения, культивируя прочную лояльность. В число эмиров эмирата Забарима входили Ханно или Альфа Ханно дан Тадано, Газари или Альфа Газаре дан Махама и Бабату или Махама дан Исса (широко известный как Бабату в колониальной литературе).

В серии сражений французы вместе с местными союзниками нанесли поражение Бабату и его армии Зармы при Гандиого 14 марта 1897 года и снова при Дуси 23 июня 1897 года. Выжившие бежали на юг, что спровоцировало британские военные действия в октябре 1897 года, завершившиеся в июне 1898 года, когда была разгромлена бывшая частная армия Бабату.

По мере того как британское присутствие расширялось в Гамбаге и районах к востоку от Черной Вольты , власти эмирата Забарма в регионе Гурунси бежали на восток, в сторону Дагбона . [66]

Священство Дарес-Салам (Марабадиасса) (1883-1898)

[ редактировать ]

Воины и торговцы зерма из долин Нигера, к востоку от Ниамея, под предводительством Мори Туре, военачальника зермы и лидера воинствующего ислама (джихада) в нынешней северной части Кот-д’Ивуара , атаковали тагуану и Джимини , разгромив первого и подписав перемирие с последними. Второе нападение Зерма привело к оружию всех южных сенуфо, и Зерма отступили к границе с Бауле (1895 г.), где они основали Дарес-Салам, свою военную и религиозную столицу, переименованную в Марабадиасса (Мараба Диасса ' цитадель Зерма) мандинго, оттуда они распространяли в регионе военные экспедиции и ислам, в союзе с бауле организовали работорговлю и торговлю оружием (винтовками, пушками). Сделав страну Бауле своим протекторатом, а Империю Васулу своими союзниками, Зерма объединились с Самори Туре и снова напали на Сенуфо. [67]

Империя Зерма в стране Сенуфо представляла собой имамат, который охватывал территорию округа Валле-дю-Бандама , регион Манконо , все на землях Сенуфо -Тагуана и Джимини , со страной Бауле в качестве протектората. Мощь армии Зерма, основанная на использовании быстрой кавалерии, винтовок и пушек, сделала ее самым могущественным союзником Империи Васулу и самым могущественным государством конца XIX века на землях современного Берега Слоновой Кости .

Воины Семасси Того и северо-западного Бенина (1875–1898)

[ редактировать ]

Всадники и наемники зарма , семасси , известны тем, что действовали на территории Того от имени работорговцев в период с 1883 по 1887 год. После того, как их кооптировали тем, они похищают детей на дорогах на уровне гор Фазао. или южнее и поместите до двух или трех из них на одну лошадь перед бегством. [68] Воины Зерма, насчитывавшие 500 всадников, вооруженных винтовками и пушками, создали огромную армию, объединив захваченных ими рабов. Под командованием военачальников Зерма, Маякки Монгоро и Маякки Маали, семасси в Того захватили в 1875–1898 годах регионы Саванес и Кара , оккупированные моба и кабье , и создали королевство Тем Чауджо, расположенное в Центральном регионе ( Сокоде ) стал протекторатом и продвинул свои завоевания до Атакпаме . в Бенине , их протекторатом был Джугу и они постоянно совершали набеги на народ таммари в Атакоре .С 1890 по 1900 год им пришлось подчиниться проектам и амбициям французской и немецкой колониальных империй.

Общество и культура

[ редактировать ]
Рынок Гором-Гором, где продается керамика Сонхай.

Язык, общество и культура народа сонгай практически не отличаются от народа зарма . [69] Некоторые ученые считают, что народ зарма является частью и крупнейшей этнической подгруппой сонгаев. [70] Некоторые изучают эту группу вместе как народ Зарма-Сонгай. [71] [72] Однако обе группы считают себя двумя разными народами. [69]

Социальная стратификация

[ редактировать ]

Народ сонгай традиционно представлял собой социально стратифицированное общество, как и многие западноафриканские этнические группы с кастами . [73] [74] Согласно описаниям средневековья и колониальной эпохи, их призвание передается по наследству, и каждая стратифицированная группа была эндогамной. [75] Социальное расслоение было необычным по двум причинам; оно включало в себя рабство, при котором низшие слои населения унаследовали рабство, а зима , или священники и исламские священнослужители, должны были быть инициированы, но не наследовали автоматически эту профессию, что делало слои священнослужителей псевдокастой. [69]

Луи Дюмон , автор 20-го века, известный своим классическим трудом «Homo Hierarchicus» , признал социальное расслоение среди народа зарма-сонгаи, а также других этнических групп в Западной Африке, но предложил социологам изобрести новый термин для системы социальной стратификации в Западной Африке. [76] Другие ученые считают это предвзятым и изоляционистским, поскольку западноафриканская система разделяет все элементы системы Дюмона, включая экономические, эндогамные, ритуальные, религиозные, считающиеся загрязняющими, сегрегативными и распространенными на большом регионе. [76] [77] [78] По словам Анны Хаур , профессора африканистики, некоторые ученые считают историческое кастовое социальное расслоение у народа Зарма-Сонгхай доисламской особенностью, в то время как некоторые считают, что оно возникло из-за арабского влияния. [76]

В различные слои народа Сонгай-Зарма входили короли и воины, писцы, ремесленники, ткачи, охотники, рыбаки, кожевенники и парикмахеры (Ванзам), а также домашние рабы (Хорсо, Банние). Каждая каста почитает своего духа-хранителя. [73] [76] Некоторые ученые, такие как Джон Шуп, делят эти слои на три категории: свободные (вожди, фермеры и пастухи), рабские (художники, музыканты и гриоты) и класс рабов. [79] Социально требовалось, чтобы группа рабов была эндогамной, а рабов можно было освободить в течение четырех поколений. Высший социальный уровень, утверждает Шуп, утверждает, что они произошли от короля Сонни Али Бера , и их наследственной профессией в современную эпоху был Сохансе (колдун). Считается истинным Сонгай, [7] Сохансе , , также известные как Си Хамей обитают главным образом в Сонгае в регионе Тиллабери в Нигере , тогда как на высшем социальном уровне в Гао , старой резиденции Империи Сонгай и большей части Мали , можно найти Арма , которые являются потомки марокканских захватчиков женились на сонгайских женщинах. [80] Традиционно свободные слои народа сонгай владели собственностью и стадами, и они доминировали в политической системе и правительствах во время и после французского колониального правления. [79] В рамках стратифицированной социальной системы исламская система полигинных браков является нормой, при этом предпочтительные партнеры являются кросс-кузенами . [81] [82] Эта эндогамия среди людей сонгай-зарма аналогична эндогамии других этнических групп Западной Африки. [83]

Средства к существованию

[ редактировать ]

Жители сонгай выращивают зерновые , разводят небольшие стада крупного рогатого скота и ловят рыбу в районе излучины Нигера, где они живут. [81] Они традиционно были одной из ключевых западноафриканских этнических групп, связанных с караванной торговлей . [81]

Сельское хозяйство служит основным источником средств к существованию для населения Сонгай, адаптированного к засушливым и полузасушливым условиям, в которых они проживают. В регионе Сахеля наблюдается трехмесячный сезон дождей, контрастирующий с более продолжительным засушливым периодом продолжительностью от восьми до девяти месяцев. Орошение широко используется вдоль реки Нигер и в оазисах Сахары . в Сонгае преобладают зерновые культуры, при этом просо ведущей культурой является которым следуют рис , за пшеница , Примечательно, что и сорго . Кроме того, сезонно собирают дикие злаки, такие как паникум леатум | паникум леатум или дикий фонио. Сонгай выращивают разнообразные культуры, в том числе табак , лук, специи , клубни и морингу . Среди северного сонгайского населения в Тиндуфе , Табалбале и Ингале финиковые пальмы и манго являются наиболее широко выращиваемыми фруктами, за ними следуют апельсины , арбузы , дыни и тыквы .

Сонгай используют различные инструменты для сельского хозяйства, в том числе плуги, запряженные волами , и такие инструменты, как хилар ( мотыга ) и вилы. В доколониальные времена они использовали подневольный труд трезубцев, а по мере модернизации их стали включать тракторы и комбайны. Сельскохозяйственные рабочие, известные как бугу, помогают фермерам трудиться. После сбора урожая сонгайцы часто позволяют пастухам фулани и туарегам или собственному скоту пасти поля, что отражает их предпочтение мяса.

Животноводство

[ редактировать ]

Сонгайцы также занимаются охотой на животных. В поселениях и деревнях в основном разводят крупный рогатый скот , коз (особенно сахельской породы), овец , птицу (особенно цесарок ) и ослов . Верблюдов выращивают как для путешествий, так и для потребления, особенно в таких регионах, как Зармаганда , Гао и Тимбукту .

Кочевые скотоводы Идаксахака и Игдалена занимаются крупным животноводством, пересекая такие долины, как Азаваг , Азгерет, Ирхазер и Тилемси; берега реки Гурма; и предгорья гор Аир и Адрар . Их стада состоят в основном из верблюдов, а также коз, овец и быков. Живя в палатках, они потребляют преимущественно молочные продукты.

Лошадь играет центральную роль в обществе Сонгай, благодаря чему регион получил прозвище «земля лошадей». Две отдельные породы лошадей Сонгай, Джерма (помесь Донголы и Барба ) и ценимый войной Багзан из Аира , демонстрируют свой опыт в коневодстве. Владение лошадьми в излучине Нигера конкурирует с владением лошадьми на Эфиопском нагорье. Сонгай знакомят своих детей с лошадьми с подросткового возраста, и в прошлом благородные семьи владели значительным количеством лошадей, используемых для парадов и полевого наблюдения. Исторически охрана и содержание лошадей поручались наиболее надежным пленникам, а в деревнях организовывались соревнования по скачкам, особенно в базарные дни.

Известные люди Айнеха

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Африка: Нигер — Всемирный справочник фактов — Центральное разведывательное управление» . www.cia.gov . 27 апреля 2021 г. Проверено 1 мая 2021 г.
  2. ^ «Африка: Мали — Всемирная книга фактов — Центральное разведывательное управление» . www.cia.gov . 27 апреля 2021 г. Проверено 1 мая 2021 г.
  3. ^ [1]
  4. ^ Народы Африки к югу от Сахары , Peoplegroups.org , дата обращения 13 января 2024 г.
  5. ^ «Зарма» . Этнолог . Проверено 3 июля 2024 г.
  6. ^ Перепись населения и жилищного фонда 2021 года , Статистическая служба Ганы, Министерство финансов, 2022 год, стр. 70 , получено 13 января 2024 г. {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  7. ^ Jump up to: а б Столлер, Пол (1992), Кинематографический Гриот: Этнография Жана Руша , University of Chicago Press, стр. 59 «Таким образом, настоящий Сонгай после семнадцатого века — это уже не тот, что в Тимбукту или Гао, а тот, что южнее, возле Анзуру , Горуоля , на речных островах, окруженных порогами» (Rouch 1953, 224), ISBN  9780226775487 , получено 4 июня 2021 г.
  8. ^ Рефераты по лингвистике и языковому поведению: LLBA., Том 33, Выпуск 3 , 1999 г. , получено 14 мая 2021 г.
  9. ^ Исследования письма , Факультет литературы Лозаннского университета, 2002 г. , дата обращения 14 мая 2021 г.
  10. ^ Хит, Джеффри . 1999. Грамматика Койраборо (Короборо) Сенни: Сонгай Гао . Кёльн: Кёппе. 402 стр.
  11. ^ «Нигер» . Этнолог . Проверено 4 ноября 2015 г.
  12. ^ Диммендал, Геррит. 2008. Языковая экология и языковое разнообразие на африканском континенте. Язык и лингвистический компас 2 (5): 843 и далее.
  13. ^ Гадо, Бубе (1980), Ле Зарматарей , Институт исследований в области гуманитарных наук, ISBN  9782859210458 , получено 4 марта 2021 г.
  14. ^ Руш, Жан (1954), Les Songhay (PDF) , получено 4 марта 2021 г.
  15. ^ Hunwick 2003 , стр. xxxv, 5.
  16. ^ Бентия находится на 15 ° 20'56 "N 0 ° 45'36" E  /  15,349 ° N 0,760 ° E  / 15,349; 0,760
  17. ^ Мораес Фариас 1990 , с. 105.
  18. ^ Кукия во французском переводе пишется как Коукия.
  19. ^ Соваже , «Эпитафии», 418.
  20. ^ Ланге, Королевства , 503 г.
  21. ^ Ланге, Королевства , 498–509; Мораес Фариас игнорирует синхронизмы, Надписи , 3–8;
  22. ^ Ошибка Sauvaget 1950 ; Hunwick 1980 ; Мораес Фариас 1990 ; Ошибка harvnb Lange 1991
  23. ^ Левцион и Хопкинс 2000 , с. 1.
  24. ^ Ханвик 2003 , с. XXXVIII.
  25. ^ Ханвик 2003 , стр. lxiii–lxiv.
  26. ^ Левцион и Хопкинс 2000 , с. 7.
  27. ^ Левцион и Хопкинс 2000 , с. 7 ; Левцион 1973 , с. 15
  28. ^ Левцион и Хопкинс 2000 , с. 174.
  29. ^ Инсолл 1997 .
  30. ^ Сиссе и др. 2013, с. 30
  31. ^ Инсолл 1997 , с. 23.
  32. ^ Левцион и Хопкинс 2000 , с. 87.
  33. ^ Левцион и Хопкинс 2000 , с. 113.
  34. ^ Левцион и Хопкинс 2000 , с. 85.
  35. ^ Кати 1913 , с. 329 ; Ханвик 1994 , с. 265
  36. ^ Инсолл 1997 , стр. 4–8.
  37. Аналогичный список правителей дан в « Тарих аль-Фатташ» . Кати 1913 , стр. 331–332.
  38. ^ Jump up to: а б с Левцион 1973 , с. 76.
  39. ^ Ханвик 2003 , с. xxxvi.
  40. ^ Левцион и Хопкинс 2000 , с. 300.
  41. ^ Jump up to: а б Ханвик 2003 , с. xxxvii.
  42. ^ Ланге 1994 , с. 421.
  43. ^ аль-Сади, , переведено в Hunwick 1999 , стр. 10
  44. ^ Ошибка Ибн Халдуна , переведено в Levtzion & Hopkins 2000 , p. 334
  45. ^ Левцион 1973 , с. 75.
  46. ^ Кати 1913 , с. 335
  47. ^ Кати 1913 , с. 334 ; Hunwick 2003 , стр. xxxvi–xxxvii, 7.
  48. ^ Ханвик 2003 , с. 7.
  49. Считается, что город Кукия находился недалеко от современной деревни Бентия на восточном берегу Нигера, к северу от порогов Фафа, в 134 км к юго-востоку от Гао. Бентия находится по адресу 15 ° 20'56 "N 0 ° 45'36" E  /  15,349 ° N 0,760 ° E  / 15,349; 0,760
  50. ^ Кати 1913 , стр. 80 , 334
  51. ^ Hunwick 2003 , стр. 333–334, Приложение 2.
  52. ^ Кати 1913 , стр. 80–81.
  53. ^ «История Африки – Всемирная служба BBC» . Проверено 4 ноября 2013 г.
  54. ^ Левцион 2007 , с. 445.
  55. ^ Исторический словарь Нигера (на немецком языке) (4-е изд.), Плимут: Пугало, 1998, стр. 173–174, ISBN  0-7864-0495-7
  56. ^ Левцион 2003 , с. 165.
  57. ^ Эдмон, Сере де Ривьер (1965), История Нигера , стр. 73 , получено 18 апреля 2021 г.
  58. ^ http://www.historyfiles.co.uk/KingListsAfrica/AfricaNiger.htm Файлы истории
  59. ^ Всеобщая история Африки ЮНЕСКО, Том. В., с. 301
  60. ^ Б. А. Огот (1992), стр.307
  61. ^ Jump up to: а б Дж. Д. Фейдж (1975), стр.155
  62. ^ Б. А. Огот (1992), стр.315
  63. ^ Саад, Элиас Н. (2010). Социальная история Тимбукту: роль мусульманских ученых и знатных людей 1400–1900 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 156. ИСБН  978-0521136303 .
  64. ^ JD Fage (1975), стр.170
  65. ^ Айвор Уилкс, Ва и Вала: Ислам и государственное устройство на северо-западе Ганы (Кембридж: Cambridge University Press, 1989), стр. 1
  66. ^ Холден, Дж. Дж. (1965), Завоевание Забаримой северо-западной Ганы, Часть I , Polish Scientific Publishers, стр. 60–86, ISBN  9788301108724 , получено 4 марта 2023 г.
  67. ^ Дадди, Сирил К. (2016). Исторический словарь Кот-д'Ивуара (Берег Слоновой Кости) . Роуман и Литтлфилд. стр. 426–427. ISBN  978-0-8108-7389-6 .
  68. ^ Gayibor (2011a , стр. 533)
  69. ^ Jump up to: а б с Абдурахман Идрисса; Сэмюэл Декало (2012). Исторический словарь Нигера Пугало Пресс. стр. 100-1 474–476. ISBN  978-0-8108-7090-1 .
  70. ^ Люди сонгай , Британская энциклопедия
  71. ^ Дон Рубин (1997). Всемирная энциклопедия современного театра: Африка . Тейлор и Фрэнсис. п. 212. ИСБН  978-0-415-05931-2 .
  72. ^ Бубу Хама (1967). Традиционная история народа: Зарма-Сонгай (на французском языке). Париж: Африканское присутствие. ISBN  978-2850695513 .
  73. ^ Jump up to: а б Жан-Пьер Оливье де Сардан (1984). Общества Сонгай-Зарма (Нигер-Мали): вожди, воины, рабы, крестьяне . Париж: Картала. стр. 56–57. ISBN  978-2-86537-106-8 .
  74. ^ Тал Тамари (1991). «Развитие кастовых систем в Западной Африке». Журнал африканской истории . 32 (2). Издательство Кембриджского университета: 221–250. дои : 10.1017/s0021853700025718 . JSTOR   182616 . S2CID   162509491 . , Цитата: «[Касты] встречаются среди сонинке, различных народов, говорящих на языке мандинг, волофов, тукулоров, сенуфо, минианка, догонов, сонгаев и большинства популяций фулани, мавров и туарегов».
  75. ^ I. Диавара (1988), Нигерийские культуры и образование: Зарма-Сонгхай и домен хауса , Африканское присутствие, Новая серия, номер 148 (4-й КВАРТАЛ 1988 г.), страницы 9-19 (на французском языке)
  76. ^ Jump up to: а б с д Энн Хаур (2013). Аутсайдеры и незнакомцы: археология ограниченности в Западной Африке . Издательство Оксфордского университета. стр. 95–97, 100–101, 90–114. ISBN  978-0-19-969774-8 .
  77. ^ Деклан Куигли (2005). Характер королевской власти . Берг. стр. 20, 49–50, 115–117, 121–134. ISBN  978-1-84520-290-3 .
  78. ^ Брюс С. Холл (2011). История расы в мусульманской Западной Африке, 1600–1960 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 15–18, 71–73, 245–248. ISBN  978-1-139-49908-8 .
  79. ^ Jump up to: а б Джон А. Шуп (2011). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 265–266. ISBN  978-1-59884-362-0 .
  80. ^ Введение в язык зарма (PDF) , Корпус мира/Нигер, 2006 г., стр. 3 , получено 22 декабря 2021 г.
  81. ^ Jump up to: а б с Народ сонгай Британская энциклопедия
  82. ^ Бонни Дж. Смит (2008). Оксфордская энциклопедия женщин в мировой истории . Издательство Оксфордского университета. стр. 503–504. ISBN  978-0-19-514890-9 .
  83. ^ Таль Тамари (1998), Касты Западной Африки: ремесленники и эндогамные музыканты, Нантер: Société d'ethnologie, ISBN   978-2901161509 (на французском языке)

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 883fe3f0614c07a82a3ddf856ccaac40__1722391740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/88/40/883fe3f0614c07a82a3ddf856ccaac40.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Songhai people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)