Ахмад Баба аль-Тимбукти
Ахмад Баба | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | Арауан , Мали | 26 октября 1556 г.
Умер | 22 апреля 1627 г. Тимбукту , Мали | ( 70 лет
Религия | ислам |
Номинал | сунниты |
Юриспруденция | Малики [ 1 ] |
Основной интерес(и) | Усул , Мантик , Тафсир , Фикх , Раса , Рабство |
Известные работы | Найл аль-ибтихадж би-татриз ад-Дибадж ( Получение радости от вышивания парчи ) |
Занятие | Учитель , юрист , учёный , арабского языка грамматик |
Мусульманский лидер | |
Под влиянием | |
Арабское имя | |
Личное ( Изм ) | Ахмад Баба Ахмед Баба |
Отчество ( Насаб ) | ибн Ахмад ибн аль-Факих аль-Хадж Ахмад ибн Умар ибн Мухаммад Бин Аль-Факих Аль-Хадж Ахмед Бин Омар Бин Мухаммад |
Текнонимический ( Позор ) | Абу аль-Аббас Бин Ахмед |
Топонимический ( Нисба ) | аль-Такрури аль-Тимбукти Аль-Такрури Аль-Тембакти |
Ахмад Баба аль-Тимбукти ( араб . أحمد بابا التمبكتي ), полное имя Абу аль-Аббас Ахмад ибн Ахмад ибн Ахмад ибн Умар ибн Мухаммад Акит аль-Такрури аль-Масуфи аль-Тимбукти (155) 6 – 1627 г. н.э., 963 – 1036 г. н.э.), был писателем- санхаджа берберским , ученым и политическим провокатором в районе, тогда известном как Западный Судан . [ 2 ] Он был плодовитым писателем и написал более 40 книг. [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Ахмад Баба родился 26 октября 1556 года в Арауане в семье Санхаджа Бербер Акит. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Он переехал в Тимбукту в раннем возрасте, где учился у своего отца, Ахмада ибн аль-Хаджа Ахмада ибн Умара ибн Мухаммада Акита, [ 8 ] и ученый Мохаммед Багайого (вар. Багаюу); других записей о его деятельности нет до 1594 года, когда он был депортирован в Марокко по обвинению в подстрекательстве к мятежу, после марокканского вторжения в Сонгай , где он оставался в Фесе до смерти Ахмада аль-Мансура . Его преемник Зайдан ан-Насер разрешил всем изгнанникам вернуться в свою страну. [ 9 ] Ахмад Баба прибыл в Тимбукту 22 апреля 1608 года. [ 8 ]
Наследие
[ редактировать ]Значительная часть работ, которыми он прославился, была написана во время его пребывания в Марокко, включая биографию Мухаммада Абд аль-Карима аль-Магили , ученого и юриста, ответственного за большую часть традиционного религиозного права этого региона. Биографическая справка была переведена М. А. Шербонно в 1855 г. [ 10 ] и стал одним из основных текстов для изучения истории права Западного Судана. [ 11 ] Сохранившиеся работы Ахмада Бабы остаются лучшими источниками для изучения аль-Магили и поколения, пришедшего ему на смену. [ 12 ] Ахмад Баба считался моджадидом (возродителем религии) века.
единственная публичная библиотека в Тимбукту, Институт Ахмеда Бабы (в котором хранится более 18 000 рукописей). В его честь названа [ 13 ] [ 14 ]
В 1615 году Ахмад вместе с другими мусульманскими учеными обсуждал вопрос рабства, чтобы защитить мусульман от порабощения. Известно, что он выдвинул одну из первых идей этнической принадлежности. [ нужны разъяснения ] в пределах Западной Африки. [ нужна ссылка ]
Позиция в отношении гонки
[ редактировать ]Ахмад Баба предпринял попытку положить конец расовому рабству и раскритиковал связь чернокожих африканцев с рабами, особенно критикуя некоторых мусульман, принявших повествование о Проклятии Хама , найденное в книге Бытия. [ 15 ]
Однако Ахмад Баба не был сторонником прекращения работорговли в целом. Скорее, при написании «Мирадж аль-Сууд ила найл хукм муджаллаб аль-Суд» он стремился только реформировать транссахарскую работорговлю с целью помешать мусульманам порабощать других мусульман.
По словам Уильяма Филлипса, аль-Тимбукти, по сути, выступал за рабство на религиозной основе, а не на расовое рабство, при этом мусульмане любой национальности имели иммунитет от порабощения.
Позиция в отношении рабства
[ редактировать ]Что касается порабощения африканцев в 1615 году, Ахмад Баба обсудил законные причины того, как и почему можно стать рабом. Движущая сила, главным образом религиозная и этническая, заключалась в том, что если человек происходил из страны с мусульманским правительством или отождествлял себя с определенной мусульманской этнической группой, то он не мог быть рабом. Он утверждал, что если человек был неверующим или кафаром , то это единственный фактор его порабощения, наряду с «волей Бога».
В статье « Ахмад Баба и этика рабства » он утверждает, что его убеждения подпитывали мысль о том, что те, кто идентифицирует себя как мусульманин, больше не должны быть порабощены, но любой, кто был посторонним (или неверующим), затем будет порабощен мусульманами. Это были не просто убеждения, это были правила, данные Всевышним Богом, который знает лучше. Даже если жители страны были верующими, но их вера была поверхностной, этих людей все равно можно было поработить, не задавая вопросов. По словам Ахмада Бабы, было известно, что жители Кумбе были поверхностны в своих верованиях. Далее он использует аналогию: когда одна страна завоевана и содержит неверующих, тогда эти люди могут быть порабощены в рамках его позиции по отношению к любому другому чужаку или религии, кроме ислама.
Это другой тип мышления по сравнению с работами Уильяма Д. Филлипса-младшего, написавшего серию «Средние века: рабство в средневековой и ранней современной Иберии» . По его мнению, главным фактором, отличающим раба от обычного человека, являются религиозные различия. Это связано с идеями Ахмада Бабы о порабощении всех, кроме тех, кто исповедует ислам. Говоря конкретно о своих идеях о рабстве, Филлипс обсуждал, как христиане порабощали мусульман, а мусульмане порабощали христиан. Однако Ахмад Баба надеялся полностью положить конец порабощению мусульман и вместо этого поработить другие религиозные группы, поскольку они считались неверующими мусульманской веры.
Другая противоречивая идея, обсуждаемая в статье Сюзанны Мейрс и Игоря Копытоффа «Рабство в Африке» , заключалась в том, что порабощение основывалось на людях, которых вытесняли со своей родины в совершенно чужую территорию, что соответствовало убеждениям Ахмада. Меирс и Копытофф обсуждают возможность быть принятыми в сообщество посредством завоевания свободы, получения свободы от владельца или рождения в свободе. Но, с точки зрения Ахмада Бабы, если человек принял ислам и когда-то был «неверующим» до того, как был порабощен, то этот человек все равно будет носить этот титул раба. Неверующим считался любой христианин, иудей и т. д. Однако Ахмад Баба утверждает, что между неверующими нет различий, независимо от их различных религиозных убеждений (христианства, персов, евреев и т. д.).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ханвик 1964 , стр. 568–570.
- ^ Кливленд, Тимоти (01 января 2015 г.). «Ахмад Баба аль-Тимбукти и его исламская критика расового рабства в Магрибе» . Журнал исследований Северной Африки . 20 (1): 42–64. дои : 10.1080/13629387.2014.983825 . ISSN 1362-9387 . S2CID 143245136 .
- ^ «Тимбукту надеется, что древние тексты вызовут возрождение» . Нью-Йорк Таймс . 7 августа 2007 года . Проверено 21 июля 2007 г.
Правительство создало институт имени Ахмеда Бабы, величайшего ученого Тимбукту, для сбора, сохранения и интерпретации рукописей. ...
- ^ Леви-Провансаль, Эварист (24 апреля 2012 г.). «Ахмад Баба» . Энциклопедия ислама (2-е изд.). Брилл .
- ^ Леви-Провансаль 1922 , с. 251.
- ^ Фишер, Аллан Джордж Барнард; Фишер, Хамфри Дж. (1970). Рабство и мусульманское общество в Африке: институты в Сахаре и Суданской Африке, а также транссахарская торговля . К. Херст. п. 30. ISBN 9780900966248 .
- ^ Кливленд, Тимоти (2015). «Ахмад Баба аль-Тимбукти и его исламская критика расового рабства в Магрибе». Журнал исследований Северной Африки . 20 (1): 42–64. дои : 10.1080/13629387.2014.983825 . ISSN 1362-9387 . S2CID 143245136 .
- ^ Jump up to: а б Ханвик 1964 , с. 569
- ^ Леви-Провансаль 1922 , стр. 251–253.
- ^ Шербонно, Массачусетс (1855 г.), «История арабской литературы в Судане» , Journal Asiatique (на французском языке), 4 : 391–407 .
- ^ Батран, Абд-аль-Азиз Абдаллах (1973), «Вклад в биографию шейха Мухаммада ибн Абд-аль-Карима ибн Мухаммада (Умар-А Мар) аль-Магили, аль-Тилимсани ", Journal of African History , 14 (3): 381–394, doi : 10.1017/s0021853700012780 , JSTOR 180537 , S2CID 162619999 .
- ^ Бивар, АДГ; Хискетт, М. (1962), «Арабская литература Нигерии до 1804 года: предварительный отчет», Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , 25 (1/3): 104–148, doi : 10.1017/s0041977x00056287 , JSTOR 610779 , S2CID 153514572 .
- ↑ Кертис Абрахам, «Звезды Сахары», New Scientist , 18 августа 2007 г.: 38.
- ^ «Повстанцы-исламисты подожгли рукописную библиотеку Тимбукту: мэр» . Рейтер . 28 января 2013 года . Проверено 28 января 2013 г.
- ^ Кливленд, Тимоти (январь 2015 г.). «Ахмад Баба аль-Тимбукти и его исламская критика расового рабства в Магрибе» . Журнал исследований Северной Африки . 20 (1): 42–64. дои : 10.1080/13629387.2014.983825 . S2CID 143245136 . Проверено 16 июня 2020 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Ханвик, Дж.О. (1964), «Новый источник биографии Ахмада Бабы ат-Тинбукти (1556–1627)», Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , 27 (3): 568–593, doi : 10.1017/ s0041977x00118385 , JSTOR 611391 , S2CID 162780325
- Леви-Провансаль, Эварист (1922). Историки Чорфы; Очерк историко-биографической литературы Марокко XVI-XX веков . Пэрис Э. Лароз.
- Ханкик Дж. и Харрак Ф. (2000). « Мирадж аль-Сууд: Ответы Ахмада Бабы о рабстве» . стр. 30-33.
- Меирс С. и Копытов И. (1993). « Рабство в Африке» . стр. 264–276.
- Филлипс В.Д. (2013). «Серия средневековья: рабство в средневековой и ранней современной Иберии ». стр. 1–27.
- 1556 рождений
- 1627 смертей
- Берберы XVI века
- Берберы 17 века
- Берберские малийцы
- Берберские мусульмане
- Берберские ученые
- Малийские ученые
- Люди из региона Тимбукту
- Люди из Тимбукту
- Массуфа
- Люди из империи Сонгай
- Ислам и рабство
- Активисты за рабство
- История рабства
- Маликитские знатоки фикха
- Зарма-сонгайский народ