Ахмад аль-Мансур
Абу аль-Аббас Ахмад аль-Мансур Абу Аббас Ахмед Аль-Мансур | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Амир аль-Муминин | |||||||||
Султан Марокко | |||||||||
Царствование | 1578 – 1603 | ||||||||
Предшественник | Абд аль-Малик I | ||||||||
Преемник | Гражданская война: Зидан ан-Насир (в Марракеше ) Абу Фарис Абдаллах (в Фесе ) | ||||||||
Рожденный | в. 1549 г. Фес , Марокко Получил султанат | ||||||||
Умер | 25 августа 1603 г. (53–54 лет) Фес, Марокко Получил султанат | ||||||||
Похороны | Гробницы Саади , Марракеш , Марокко | ||||||||
Супруг | Лалла Махалла бинт Омар аль-Марин [1] Лалла Айша бинт Абу Баккар аль-Шабани [2] | ||||||||
Проблема | Зидан ан-Насир Абу Фарис Абдаллах Mohammed esh-Sheikh Лалла Масуда Абдельмалик [3] Лалла Сафия [4] Сайидат-Эльмолук [5] | ||||||||
| |||||||||
арабский | Ахмед Аль-Мансур бин Мухаммад Аль-Шейх бин Мухаммад Аль-Каим Би-Амр Аллах Аль-Зайдани Аль-Хасани | ||||||||
Дом | Династия Саади | ||||||||
Отец | Mohammed al-Shaykh | ||||||||
Мать | Лалла Масуда аль-Визкития | ||||||||
Религия | Суннитский ислам | ||||||||
Подпись |
Ахмад аль-Мансур ( арабский : Абу аль-Аббас Ахмад аль-Мансур , Ахмад Абу аль-Аббас аль-Мансур , также аль-Мансур ад-Дахабби (Золотой), арабский : Ахмад аль-Мансур аль-Захаби ; и Ахмед аль-Мансур -Мансур 1549 г. в Фесе; [6] - 25 августа 1603 г., Фес [7] [8] ) был Саади- с 1578 султаном Марокко года до своей смерти в 1603 году, шестым и самым известным из всех правителей Саади. Ахмад аль-Мансур был важной фигурой как в Европе, так и в Африке шестнадцатого века. Его мощная армия и стратегическое расположение сделали его важным влиятельным игроком в период позднего Возрождения . Его описывают как «человека глубоких исламских знаний, любителя книг, каллиграфии и математики, а также знатока мистических текстов и любителя научных дискуссий». [9]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Ахмад был пятым сыном Мухаммеда аш-Шейха , первого султана Саади в Марокко . Его матерью была Лалла Масуда . После убийства своего отца Мухаммеда в 1557 году и последующей борьбы за власть двум братьям Ахмаду аль-Мансуру и Абд аль-Малику пришлось бежать от своего старшего брата Абдаллы аль-Галиба (1557–1574), покинуть Марокко и остаться за границей. до 1576 года. Два брата провели 17 лет среди османов между Регентством Алжира и Константинополя и получили пользу от османского обучения и контактов с османской культурой . [10] В более общем плане он «получил обширное образование в области исламских религиозных и светских наук, включая теологию, право, поэзию, грамматику, лексикографию, экзегезу, геометрию, арифметику и алгебру, а также астрономию». [11]
Битва при Ксар-эль-Кебире
[ редактировать ]В 1578 году брат Ахмада, султан Абу Марван Абд аль-Малик I , погиб в бою против португальской армии при Ксар-эль-Кебире . Ахмад был назван преемником своего брата и начал свое правление на фоне недавно завоеванного престижа и богатства от выкупа португальских пленников.
Правило (1578–1603)
[ редактировать ]Аль-Мансур начал свое правление с использования своего доминирующего положения среди побежденных португальцев во время переговоров о выкупе пленных, сбор которых наполнил марокканскую королевскую казну. Вскоре после этого он сдал в эксплуатацию великий архитектурный символ нового рождения марокканской власти — дворец Эль-Бади в Марракеше , огромный и роскошный дворец в стиле риада , который он использовал для приема послов и проведения торжеств. [12] [13] Строительство началось в декабре 1578 года и завершилось только в 1593 или 1594 году. [12] [14]
В конце концов казна начала иссякать из-за больших расходов на поддержку армии, обширных шпионских служб, строительства дворца и других городских строительных проектов, королевского образа жизни и пропагандистской кампании, направленной на поддержку его спорных претензий на Халифат. [15] [ нужна страница ]
Отношения с Европой
[ редактировать ]Отношения Марокко с христианскими государствами все еще менялись. Испанцев и португальцев считали неверными , но аль-Мансур знал, что единственный способ процветания его султаната — это продолжать извлекать выгоду из союзов с другими христианскими экономиками. Для этого Марокко пришлось контролировать значительные собственные запасы золота. Соответственно, аль-Мансура непреодолимо привлекала транссахарская торговля золотом сонгаев в надежде решить экономический дефицит Марокко с Европой.
Аль-Мансур развил дружественные отношения с Англией ввиду англо-марокканского союза . В 1600 году он послал своего секретаря Абд эль-Уахеда бен Мессауда в качестве посла при дворе английской королевы Елизаветы I для переговоров о союзе против Испании .
Аль-Мансур также писал об отвоевании Аль-Андалуса для ислама у христиан-испанцев. [16] В письме от 1 мая 1601 года он писал, что у него также есть амбиции колонизировать Новый Свет и заселить его марокканцами. [16] Он предполагал, что ислам восторжествует в Америке и Махди будет провозглашен по обе стороны океана. [16]
При дворе Аль-Мансура были французские врачи. Арну де Лиль был врачом султана с 1588 по 1598 год. Затем с 1598 по 1600 год его сменил Этьен Юбер Орлеанский . Оба, в свою очередь, вернулись во Францию, чтобы стать профессорами арабского языка в Коллеж де Франс и продолжили свою дипломатическую деятельность. усилия. [17]
Отношения с Османской империей
[ редактировать ]У Аль-Мансура были двойственные отношения с Османской империей . В самом начале своего правления он формально признал сюзеренитет османского султана, как Абд аль-Малик , оставаясь при этом независимым на практике. это сделал [18] : 190 Однако он быстро оттолкнул османского султана, когда благосклонно принял испанское посольство в 1579 году, которое принесло ему щедрые подарки, а затем, как сообщается, растоптал символ османского сюзеренитета перед испанским посольством в 1581 году. Он также подозревал, что османы были замешаны в первом восстания против него в начале его правления. В результате он чеканил монеты от своего имени, а пятничные молитвы и хутбу совершались от его имени, а не от имени Мурада III , османского султана. [18] : 189 [19] : 63
В ответ на удаление своего имени из пятничных молитв Мурад III начал подготовку к нападению на Марокко. Узнав об этом, аль-Мансур поспешил отправить в Стамбул посла с крупными подарками, и нападение было отменено. Он заплатил дань в размере более 100 000 золотых монет, согласился проявить уважение к османскому султану и взамен остался один. [15] [19] : 64 Посольству почти не удалось добраться до Стамбула из-за противодействия Улуча (позже известного как Кылыч Али Паша), османского великого адмирала в Алжире, который надеялся вторгнуться в Марокко и включить его в сферу влияния Османского Алжира. [20] [19] : 64
В 1582 году аль-Мансур также был вынужден согласиться на особую османскую «покровительство» над Марокко и заплатить определенную дань, чтобы остановить нападения алжирских корсаров на марокканское побережье и на марокканские корабли. [21] В 1583 году саадские и османские султаны даже предварительно обсуждали совместную военную операцию против испанцев в Оране . [20] Аль-Мансур впоследствии поддерживал мирные отношения с Османской империей и уважал ее суверенитет, но также настраивал османов и европейские державы друг против друга. [22] и выпустил пропаганду, которая подорвала претензии османского султана как лидера всех мусульман. [19] : 65 Он продолжал отправлять деньги в Стамбул каждый год, что саади интерпретировали как «подарок» османам, в то время как османы считали это «данью». [23] [24] : 102 [19] : 65
В 1587 году Улуч умер, и смена османской администрации в Алжире ограничила власть его губернаторов. После этого напряженность между двумя государствами еще больше снизилась, а правительство Саади еще больше стабилизировалось, а его независимость еще более укрепилась. [25] После 1587 года Аль-Мансур даже почувствовал себя достаточно уверенно, чтобы отказаться от регулярных выплат Мураду III. [26] : 196 Несмотря на ограниченность своей власти, он официально провозгласил себя халифом в конце своего правления, считая себя соперником, а не подчиненным Османской империи, и даже законным лидером мусульманского мира. [25] [18] : 189 [19] : 63
Завоевания
[ редактировать ]Аннексия сахарских оазисов
[ редактировать ]В 1583 году после отправки аль-Мансура под предводительством полководца Абу Абдуллы Мухаммада бин Бараки и Абу аль-Аббаса Ахмеда ибн аль-Хаддада аль-Омари. Марш армии начался из Марракеша , и они прибыли через 70 дней, где первоначально призывали к повиновению и предупреждению, после того как старейшины племен отказались подчиниться, началась война. [27] [28] [29] [30] В состав присоединенных территорий входили Туат , Джоуда , Тамантит , Табелбала , Ургла , Цабит , Текорариен и другие. [31]
Аннексия Шингетти
[ редактировать ]Саади . неоднократно пытались контролировать Шингетти , причем наиболее заметные попытки были предприняты во время правления султана Мухаммада аль-Шейха , но контроль над ним не наступил до правления Ахмеда аль-Мансура, который в 1584 году сорвал кампанию под руководством Мухаммеда бин Салем [32] в ходе которого ему удалось захватить контроль над Шингетти , современной Мавританией . [32]
Сонгайская кампания
[ редактировать ]Империя Сонгай была западноафриканским государством с центром в восточной части Мали . С начала 15 до конца 16 века это была одна из крупнейших африканских империй в истории. 16 октября 1590 года Ахмад воспользовался недавними междоусобицами в империи и отправил через пустыню Сахару армию из 4000 человек под командованием обращенного испанца Джудар-паши . [33] Хотя сонгайцы встретили их в битве при Тондиби с силой в 40 000 человек, у них не было марокканского порохового оружия, и они быстро бежали. Ахмад продвинулся вперед, разграбив сонгайские города Тимбукту и Дженне , а также столицу Гао . Несмотря на эти первоначальные успехи, логистика контроля над территорией через Сахару вскоре стала слишком сложной, и вскоре после 1620 года саадцы потеряли контроль над городами. [33]
Наследие
[ редактировать ]Ахмад аль-Мансур умер в 1603 году, и ему наследовал его сын Зидан ан-Насир , [34] который базировался в Марракеше , и Абу Фарес Абдаллах , который базировался в Фесе и имел только местную власть. Он был похоронен в мавзолее Саадских гробниц в Марракеше. Известными писателями при его дворе были Ахмед Мухаммед аль-Маккари , Абд аль-Азиз аль-Фиштали , Ахмад Ибн аль-Кади и Аль-Масфиви .
С помощью проницательной дипломатии аль-Мансур сопротивлялся требованиям османского султана сохранить независимость Марокко. Настраивая европейцев и османов друг против друга, аль-Мансур преуспел в искусстве балансирования сил посредством дипломатии. В конце концов он потратил гораздо больше, чем получил дохода. Он попытался расширить свои владения посредством завоеваний, и, хотя поначалу они добились успеха в военной кампании против Империи Сонгай , марокканцам с течением времени становилось все труднее сохранять контроль над завоеванными местными жителями. Между тем, поскольку марокканцы продолжали борьбу в Сонхае, их власть и престиж на мировой арене значительно снизились. [15]
Аль-Мансур был одним из первых авторитетов, принявших меры по борьбе с курением в 1602 году, ближе к концу своего правления. Правитель династии Саади использовал религиозный инструмент фетвы (исламские юридические положения), чтобы препятствовать употреблению табака. [35] [36]
Популярная культура
[ редактировать ]- Он показан как игровой лидер марокканской цивилизации в компьютерной стратегической игре Civilization V: Brave New World 2013 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Девердан, Гастон (1956). Арабские надписи из Марракеша (на французском языке). Технические издания для Северной Африки. п. 88.
- ^ Неопубликованные источники по истории Марокко: династия Саадитов, 1530-1660 гг. 1-я серия (на французском языке). Э. Леру. 1933. с. 579.
Мулай Ахмед эль-Мансур женился на ... Айше Бент Абу Бейкер ..., часто называемой арабскими летописцами из-за ее происхождения Лаллой Чебания.
- ^ Ифрани, Мухаммад аль-Сагир ибн Мухаммад (1889). Ножет-Эльхади: История династии Саадитов в Марокко (1511-1670) (на французском языке). Э. Леру. п. 305.
- ^ Генри де Кастри (1911). Французские агенты и путешественники в Марокко, 1530-1660 / Граф Анри де Кастри (на французском языке). стр. XVIII.
- ^ Ифрани, Мухаммад аль-Сагир ибн Мухаммад (1889). Ножет-Эльхади: История династии Саадитов в Марокко (1511-1670) (на французском языке). Э. Леру. п. 305.
- ^ Рейк, Алан (1994). 100 великих африканцев . Метучен, Нью-Джерси: Scarecrow Press. п. 48 . ISBN 0-8108-2929-0 .
- ^ Бэрролл, Дж. Лидс (октябрь 2003 г.). Шекспир изучает . Колумбия, Южная Каролина [и т. д.] Издательство Университета Южной Каролины [и т. д.] с. 121. ИСБН 0-8386-3999-2 .
- ^ Гарсия-Ареналь, «Мерседес» (2009). Ахмад аль-Мансур (Создатели мусульманского мира) . Публикации Oneworld. п. 137. ИСБН 978-1-85168-610-0 .
- ^ Гарсия-Ареналь, «Мерседес» (2009). Ахмад аль-Мансур (Создатели мусульманского мира) . Публикации Oneworld. п. 23. ISBN 978-1-85168-610-0 .
- ^ Бэгли, Фрэнк Рональд Чарльз; Кисслинг, Ханс Иоахим (1994). Последние великие мусульманские империи: история мусульманского мира . Маркус Винер Паблишерс, Инкорпорейтед. п. 103 и далее . ISBN 9781558761124 .
- ^ Гарсия-Ареналь, «Мерседес» (2009). Ахмад аль-Мансур (Создатели мусульманского мира) . Публикации Oneworld. п. 35. ISBN 978-1-85168-610-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Девердан, Гастон (1959). Марракеш: от истоков до 1912 года . Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines. стр. 393–401.
- ^ Менье, Жан (1957). «Le grand Riad du palais du Badi » . Гесперис . 44 : 129–134. Архивировано из оригинала 28 февраля 2021 г. Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ Лосось, Ксавье (2016). Марракеш: Саадское великолепие: 1550-1650 гг . Париж: ЛиенАрт. п. 256. ИСБН 9782359061826 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Смит, Ричард Ли (2006). Ахмад Аль-Мансур: исламский провидец . Пирсон Лонгман. ISBN 978-0-321-25044-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Маклин, Джеральд; Набиль Матар (2011). Британия и исламский мир: 1558-1713 гг .
- ^ Тумер, Дж.Дж. (1996). Восточная мудрость и обучение: изучение арабского языка в Англии семнадцатого века . Кларендон Пресс. п. 28 и далее . ISBN 9780198202912 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ривет, Дэниел (2012). История Марокко: от Мулай Идриса до Мухаммеда VI . Фаярд.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Кори, Стивен (2016). Возрождение исламского халифата в Марокко раннего Нового времени . Рутледж. ISBN 9781317063438 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дергиси, Журнал османских исследований / Османлы Араштырмалары; Гюркан (ESG), Эмра Сафа (2015). «Одурачивание султана: информация, принятие решений и «Средиземноморская фракция» (1585-1587) - Журнал османских исследований (AHCI)» . Журнал османских исследований 45 (2015): 57-96. : 57.
- ^ Фреллер, Томас (2008). Стихи и видения: Мальтийские острова в мировой литературе . Фонд мальтийского наследия. ISBN 978-99932-7-191-8 .
- ^ Микаберидзе, Александр (31 июля 2011 г.). Конфликт и завоевания в исламском мире: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-59884-336-1 .
- ^ Грендлер, Пол Ф., изд. (1999). Энциклопедия Возрождения . Том. 1. Скрибнер. п. 14. ISBN 9780684805085 .
- ^ Хесс, Эндрю К. (2010). Забытая граница: история иберо-африканской границы шестнадцатого века . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-33031-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эль Мудден, Абдеррахман (1992). Шарифы и падишахи: мароккано-османские отношения с 16 по 18 века. Вклад в изучение дипломатической культуры . Принстонский университет (докторская диссертация). стр. 127–130.
- ^ Бертье, Пьер (1985). Битва при Вади-эль-Махазене: известная как Битва Трех Королей (4 августа 1578 г.) . Париж: Ред. из НЦРС
- ^ Ан-Насири, Ахмед бин Халед. «С. 98 и стр. 99 — Книга расследований новостей стран Дальнего Магриба — Захват Аль-Мансуром сахарских стран Тикурарина, Туата и других — Современная комплексная библиотека » . Архивировано из оригинала 23 июня 2020 г.
- ^ «Зов истины – Марокканская Сахара на протяжении всей истории » . Архивировано из оригинала 26 ноября 2019 г.
- ^ Исламкотоб. Словарь писателей доисламской эпохи до 2002 года - Часть 1 - A - D. п. 284. Архивировано из оригинала 23 июня 2020 г.
- ^ Каат, Махмуд (январь 2012 г.). История Аль-Фаташа с упоминанием королей, новостей об армиях и самых выдающихся людях, и ее продолжение (Тиккит ан-Нисим) . Дар Аль Котоб Аль Ильмия, Дом научной книги. п. 193. ИСБН 978-2-7451-7337-9 . Архивировано из оригинала 23 июня 2020 г.
- ^ Аль-Нашар аль-Шербини, Мухаммед (январь 2011 г.). Замаскированная пустыня и Судан в текстах арабских географов и историков . Дом научной книги. п. 33. ISBN 978-2-7451-7051-4 . Архивировано из оригинала 23 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мелин, Набиль (2013). Султан Аль-Шариф: Религиозные и политические корни государства Махзен в Марокко . Университетский институт научных исследований. п. 270. ИСБН 978-9954-538-15-9 . Архивировано из оригинала 14 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Каба, Лансине (1981), «Лучники, мушкетеры и комары: марокканское вторжение в Судан и сопротивление Сонгай (1591–1612)», Journal of African History , 22 (4): 457–475, doi : 10.1017/ S0021853700019861 , JSTOR 181298 , PMID 11632225 , S2CID 41500711 .
- ^ Эндрюс, Кеннет Р. (26 апреля 1991 г.). Корабли, деньги и политика Кеннет Р. Эндрюс с.167 . Архив Кубка. ISBN 9780521401166 . Проверено 25 октября 2014 г.
- ^ Хаят, М.Х., изд. (2000). Исламское постановление о курении (PDF) (2-е изд.). Александрия, Египет: Региональное бюро Всемирной организации здравоохранения для Восточного Средиземноморья. ISBN 978-92-9021-277-5 .
- ^ «Как табачные компании пытаются подорвать запрет на курение в мусульманских странах» . Ежедневный обозреватель . 21 апреля 2015 года . Проверено 5 февраля 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- Дэвидсон, Бэзил (1995), Африка в истории: темы и очертания , Нью-Йорк: Simon & Schuster, ISBN 0-684-82667-4 .
- Мулин, Набиль (2009), Воображаемый халифат Ахмада аль-Мансура , Presses Universitaires de France .
- Смит, Ричард Л. (2006), Ахмад аль-Мансур: исламский провидец , Нью-Йорк: Пирсон Лонгман, ISBN 0-321-25044-3 .