Завия Дилайя
Завия Дилайя Демантический угол ( араб .) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1637–1668 | |||||||||
Статус | Правящая династия Марокко (1659–1663) | ||||||||
Капитал | язык | ||||||||
Общие языки | арабский берберский | ||||||||
Религия | Суннитский ислам | ||||||||
Шейх , впоследствии султан | |||||||||
• 1637–1668 | Мохаммед аль-Хадж | ||||||||
Историческая эпоха | Средний возраст | ||||||||
• Восстание | 1637 | ||||||||
• алавитов Аннексия | 1668 | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Марокко |
История Марокко |
---|
Завия Дилаия ( арабский : Демантический уголок , берберские языки : Айт Идилла ), [1] также известное как Завия Дилы и Султанат Дилаия , было суфийским братством, сосредоточенным в районе Среднего Атласа в Марокко .
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Первоначально существовало две завии, называемые Дила. [2] Первую завию основал Абу Бакр ибн Мухаммад аль-Маджати ас-Санхаджи (1537–1612). [3] [2] Санхаджа - бербер из племени Мджат, [4] филиал конфедерации Айт Идрассен. [5] : 17 Он был последователем знаменитого суфийского мистика Мухаммада аль-Джазули , основавшего джазулийскую ветвь ордена Шадхилийа . [6] Эта первая завия была основана около 1566 года и располагалась недалеко от ксура Маммара, примерно в 10 км к юго-востоку от Айт-Исхака (на территории сегодняшней провинции Хенифра ). [2] [7] Под руководством Мухаммада ибн Абу Бакра братство смогло обосноваться на берберской территории горных хребтов Среднего и Высокого Атласа . [8] Первоначально завию поддерживала правящая династия Саади , которые сами были сторонниками Джазулии. [2]
По мере того как государство Саади в Марокко пришло в упадок и пришло в упадок, Дилайя Завия росла как в богатстве, так и в политической известности, предоставляя убежище студентам, покидающим традиционные городские центры, и накапливая собственную богатую библиотеку. [7] [6] В 1638 году под руководством внука Абу Бакра Мохаммеда аль-Хаджа в современном Айт-Исхаке была основана вторая завия, которая служила расширенной штаб-квартирой организации. [2] [7] [6] Это новое место, имевшее собственные стены, мечети и дворцы, свидетельствовало о растущей мощи Завии и ее растущем политическом соперничестве с государством Саади. [7]
Прийти к власти
[ редактировать ]После периода анархии, последовавшего за смертью султана Ахмада аль-Мансура в 1603 году и восшествием на престол Мулая Зидана в 1613 году, несколько регионов Марокко вырвались из-под контроля центрального государства Саади: [9]
- Сус ; до реки Драа , находящейся под контролем Зауи Иллига Абу аль-Хасана Али бен Мохаммеда аль-Суси Эссемлали
- равнины северо-запада, от побережья Атлантического океана до Тазы , контролируемые марабутом аль-Аяши ;
- Республика Сале как независимое государство , созданная морисками ;
- Тетуан , город-государство, управляемый семьей Наксис;
- Тафилальт , находившийся под контролем алавитов .
Затем с момента ее основания под руководством Мухаммеда аль-Хаджа появилась Завия Дилы как движение, сочетающее духовность и политику, смешивающее идеологию святости и шарифизма со стремлением берберов к власти. Он воспользовался слабостью власти Саади и фрагментацией страны, чтобы расширить свое влияние и контроль над несколькими городами и регионами на севере и в центре Марокко. [10] Начиная с 1637 года, братство начало завоевание значительной части северного Марокко. К 1641 году они завоевали Мекнес , Фес и порт Сале ; откуда был изгнан конкурирующий марабут аль-Аяши в племя Хлоут , [5] : 15 и убит 30 апреля 1641 г. [11] [2] За этим последовала оккупация остальных важных городов северного Марокко, включая Тетуан. [12] В Фесе семья Саади была изгнана и султаном провозглашен Мухаммед аль-Хадж . [13]
Апогей
[ редактировать ]Завия Дилы достигла своего пика в середине 17 века, после того как в 1641 году она приказала убить аль-Аяши. [14] расширяя свое влияние на города Фес, Тетуан и Ксар-эль-Кебир и на Республику Сале, а также на равнины северо-запада и коридор Таза до Мулуи . [15] Мухаммед аль-Хадж , глава завии, таким образом управлял Фесом с 1641 года. [16] [17] : 88 Это время было особенно трудным для еврейской общины Феса, которая через такие учреждения, как Туджар ас-Султан , имела важные связи с шарифи Саади Махзеном. [17] Еврейские хроники того времени называют Мохаммеда аль-Хаджа «содомитом завии» и рассказывают, что в 1646 году синагогам было приказано закрыть, а затем они были осквернены, повреждены или разрушены. [17] : 88–89 Город также не был восприимчив к Диле, и в течение короткого периода в 1651 году они восстали и пригласили Мухаммеда ибн Мухаммада аль-Шарифа , одного из первых алавитских султанов, взять под свой контроль город. [18] : 82–83 [12] : 229 Но вождь Дилаии все еще мог силой подчинить город. Мухаммад аль-Хадж назначил своего сына Абдуллу губернатором Сале . [5] : 18 После смерти последнего султана Саади Ахмада аль-Аббаса в 1659 году Мухаммед аль-Хадж был провозглашен султаном Марокко в Фесе. [2]
Отклонить
[ редактировать ]В 1660 году Сале восстал против губернатора Дилайи и в следующем году потерпел поражение. Завия Дилы потеряла Фес году после путча Кайда в 1662 аль-Дорайди и серии восстаний и контрвосстаний. [5] : 19–20 Мохаммед аль-Хадж отклонил призыв лидеров старого Феса навести прямой порядок в 1663 году и отступил в горную столицу. [5] : 20 Дилаиты правили центральным и северным Марокко до 1668 года, когда сама Дила была аннексирована шурафа - алавитами после их первоначального завоевания Феса. [19] [2] Ближайшие родственники Мохаммеда аль-Хаджа были сосланы в Тлемсен , а остальные знатные люди Дилайи укрылись в Фесе. Алавиты сохранили жизни своим бывшим хозяевам, но гарантировали полное разрушение своей политической базы. [5] : 20
В 1677 году Ахмад ибн Абдулла, внук Мухаммеда аль-Хаджа, вернулся при поддержке турецкого режима в Алжир и сплотил Идрасенов и других санхадж против племен тадла, находившихся в союзе с султаном. Три последовательные правительственные экспедиции были разбиты воссозданной коалицией Дила, пока сам Исмаил ибн Шериф , занятый в то время восстаниями в Марракеше и Тафилальте , не возглавил свои войска и не одолел горные силы. Претендент на дилаиты оставался в этом регионе до 1680 года, когда он загадочным образом исчез. [2] [5] : 22
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Готрайх, Эмили (2020). Еврейское Марокко . ИБ Таурис. дои : 10.5040/9781838603601 . ISBN 978-1-78076-849-6 . S2CID 213996367 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Пейрон, М. (1995). «Дила » . Берберская энциклопедия (на французском языке) (15): 2340–2345. doi : 10.4000/энциклопедия бербере.2260 . ISSN 1015-7344 .
- ^ Дартуа, Мари-Франс (2008). Агадир и юг Марокко: в поисках прошлого, от истоков землетрясения 29 февраля 1960 г. (на французском языке). Курсель. п. 271. ИСБН 9782916569307 .
- ^ Хаджи, М. (1988). Аль-Завия ад-Дилаийя [ Зауя Дилы ] (на арабском языке) (2-е изд.). Роберт. п. 28.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Чиапурис, Джон (1979). Айт-Аяш на высокогорной равнине Мулуйя: сельская общественная организация в Марокко . Интернет-архив. Анн-Арбор, Мичиган: Музей антропологии Мичиганского университета. ISBN 978-0-932206-83-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Пеллат, Ч. (1960–2007). «ад-Дила ». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл. ISBN 9789004161214 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Бум, Аомар; Парк, Томас К. (2016). «Дила, Завия» . Исторический словарь Марокко . Роуман и Литтлфилд. стр. 157–158. ISBN 978-1-4422-6297-3 .
- ^ Гандини, Жак (2006). Следы Марокко на протяжении всей истории (на французском языке). СЕРР РЕДАКТОР. п. 1000. ISBN 9782864104391 .
- ^ Харакат, Брахим (1973). «Саади Махзен» . Обзор мусульманских миров и Средиземноморья . 15 (1): 43–60. дои : 10.3406/remmm.1973.1226 .
- ^ Джлок, Мустафа (2003). «Святость и поклонение святым». В Мезонневе и Ларозе (ред.). Марокканское культурное наследие . Париж. стр. 357–374. ISBN 2-7068-1696-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Куандро, Роджер (2006). Корсары Сале (на французском языке). Эддиф. п. 52. ИСБН 9789981896765 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Абун-Наср, Джамиль М. (1987). История Магриба в исламский период . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521337670 .
- ^ Луган, Бернард (2 июня 2016 г.). История Северной Африки: От истоков до наших дней (на французском языке). Издания дю Роше. п. 272. ИСБН 9782268085340 .
- ^ Эпалза, Микель (1992). Мэпфре (ред.). Мориско до и после изгнания (на испанском языке). Мадрид. п. 106. ИСБН 84-7100-249-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Харакат, Брахим (1973). «Ле Махзен Саадиен» . Обзор мусульманского Запада и Средиземноморья . № 15–16. стр. 43–60.
- ^ Акуце Моджуетан, Бенсон (1995). «Саадское государство Ахмада аль-Мансура и его последствия». В Lit International / Международном африканском институте (ред.). История и слаборазвитость Марокко: структурные корни конъюнктуры . Мюнстер / Лондон. стр. 64–76. ISBN 3-89473-697-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Готрайх, Эмили (2020). Еврейское Марокко: история от доисламских до постколониальных времен . Лондон. ISBN 978-1-83860-361-8 . OCLC 1139892409 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Ле Турно, Роджер (1949). Фес до протектората: экономическое и социальное исследование города на мусульманском Западе . Касабланка: Марокканская книготорговая и издательская компания.
- ^ Публикации Института перспективных марокканских исследований (на французском языке). Э. Леру. 1949. с. 285.