Jump to content

Экономическая история Марокко

Исторический ВВП на душу населения в Марокко

Экономическая история Марокко в значительной степени определялась национальным правительством посредством серии пятилетних планов. Централизованное планирование постепенно уступило место умеренной приватизации и неолиберальным экономическим реформам.

Династия Саади

[ редактировать ]

Институт Туджара ас-Султана , при котором крупным еврейским купцам предоставлялись привилегии в торговле на дальние расстояния, был основан в период Саади. [1]

Султан Мухаммед III ввел макс ( مَكس ) или мукус ( مُكوس ), некоранический налог, и открыл свое королевство для торговли с Европой. [2] : 9 

К середине века Марокко переживало валютный кризис , вызванный падением стоимости его валюты. [2] : 32  Традиционно денежная система в Марокко состояла из золотого мискаля ( مثقال ), разделенного на десять укийй ( أوقية ), каждый из которых делился на четыре музуны ( موزونة ), каждый из которых делился на 48 медных или бронзовых филов ( فِلس ). . [2] : 32  Иностранные монеты начали наводнять марокканский рынок, Махзен позволил использовать их в качестве законного платежного средства, а монеты местного производства начали терять по отношению к ним ценность. [2] : 32 

Пытаясь стабилизировать валюту, султан Мухаммад чеканил серебряный дирхам Мухаммади ( درهم محمدي ) с фиксированным курсом обмена с бронзовыми монетами. [2] : 32  Он распространялся лишь в течение короткого времени. Последующие султаны пытались использовать аналогичные стратегии: чеканить новые монеты, корректировать обменный курс с учетом инфляции и вводить новые налоги для стабилизации доходов махзенов. [2] : 33  Эта динамика была неблагоприятной для менее удачливых, которые влезли в долги из-за роста инфляции. [2] : 33  В 1864 году цены на продукты питания взлетели до такой степени, что людям пришлось продавать свои драгоценности и товары за небольшую часть их стоимости. [2] : 33 

Эта тенденция, а также увеличение доходов от портов, денежных зарплат растущему бюрократическому классу, расчет национальных расходов и планирование годовых бюджетов указывают на трансформацию марокканской экономики в современную монетаризированную денежную экономику. [2] : 33 

В 1860 году Вад-Расский договор после испано-марокканской войны вынудил Марокко выплатить военную контрибуцию в размере 20 миллионов дуро (что эквивалентно 4 миллионам долларов США 1861 года ), что намного превышает баланс казны Махзена . [2] : 25  Марокко заняло у Великобритании 500 000 фунтов стерлингов, финансируемых частными инвесторами, чтобы помочь удовлетворить требования испанцев. Британский заем и сумма, причитавшаяся непосредственно Испании, должны были быть погашены за счет пошлин, взимаемых в марокканских портах под контролем испанских агентов. [2] : 25 

В конце XIX века расходы Марокко во много раз превысили доходы. [2] За счет выплаты военных контрибуций , покупки военной техники и промышленных товаров в Европе более половины доходов Марокко ушло за границу. [2] : 60–63 

Начало 20 века

[ редактировать ]

Марокко Между 1902 и 1909 годами годовой торговый дефицит достиг 14 миллионов франков. [2] : 60–63 

Султан Абдельазиз предпринял попытку финансовой реформы, чтобы остановить опустошение казны, введя некоранический универсальный налог на капитал, называемый тартиб ( ترتيب ). [2] : 60–63  Оно применялось ко всем, включая привилегированных групп, таких как шурафа , племенные каиды , тех, кто находился под защитой протеже системы , и европейцев, которым впервые было разрешено приобретать недвижимость в портовых городах, занимающихся внешней торговлей. [2] : 60–63  [3] Хотя налог тартиб был впервые упомянут на Мадридской конференции 1880 года , султан Марокко Хасан I так и не ввел его в действие. [2] : 60–63 

Марокко взяло ряд займов из европейских источников: 7,5 млн франков от французских банков в 1901 году , займы от Англии и Бельгии и 62,5 млн франков от Франции в июне 1904 года . [2] : 60–63 

1906 Альхесирасский договор года закрепил доминирующее положение Франции в Марокко и учредил Государственный банк Марокко ( французский : Banque d'État du Maroc ) под иностранным контролем. [2] : 73  По сути, банк взял на себя финансовое управление в Марокко. [2] : 73 

Экономическая эксплуатация под Протекторатом

[ редактировать ]

Сельское хозяйство

[ редактировать ]
Фермер на ячменном поле в Шауи , опубликовано 15 августа 1917 года в журнале France-Maroc.

С целью обеспечить стабильные поставки зерна в метрополию Франции и снова превратить Северную Африку в «житницу Рима» Лиоте собрал избранную группу из 692 французских «джентльменов-фермеров» — вместо тех, кого он называл «риффами». Рафф» Южной Европы — чтобы служить примером для коренных жителей и передать французское влияние в сельской колонизации Марокко с 1917 по 1925 год. [4] В первую очередь зерновые были посажены в районах Чауя , Гарб и Хауз — несмотря на то, что регион подвержен засухе. После периода минимальных прибылей и массового нашествия саранчи в 1930 году сельскохозяйственное производство сместилось в сторону орошаемых, более ценных культур, таких как цитрусовые и овощи. [4] Индустриализация сельского хозяйства потребовала капитала, которого не было у многих марокканских фермеров, что привело к массовому бегству из сельских районов , поскольку многие отправились искать работу в города . [4]

Инфраструктура

[ редактировать ]
Дорожная карта Марокко 1919 года.

Франко-испанская железнодорожная компания Танжер-Фез построила железную дорогу стандартной колеи, соединяющую Фес и Танжер. [5] в то время как Compagnie des chemins defer du Maroc (CFM) построила железные дороги стандартной колеи , соединяющие Касабланку, Кенитру и Сиди-Касем, а также Касабланку и Марракеш, строительство было завершено в 1928 году. [6] Compagnie des Chemins de Fer du Maroc Oriental построила узкоколейные железные дороги к востоку от Феса. [7]

La Compagnie de Transports au Maroc ( CTM ) была основана 30 ноября 1919 года с целью обеспечить доступ «по всему Марокко». Его услуги проходили по новой колониальной дорожной системе, запланированной с целью связать все крупные города. [8]

Природные ресурсы

[ редактировать ]
Экономическая карта Марокко, составленная французским протекторатом в 1928 году.

Управление Chérifien des Phosphates ( OCP ) было создано в 1920 году для добычи фосфатов в Хурибге , который был связан с портом Касабланки прямой железнодорожной линией. [8] В 1921 году было добыто 39 тысяч тонн фосфатов, а в 1930 году — почти 2 миллиона тонн. [8] Марокканские рабочие, работавшие на шахтах, не пользовались никакой социальной защитой, им было запрещено вступать в профсоюзы, и их заработки составляли лишь малую часть того, что зарабатывали европейцы. [8]

Промышленность

[ редактировать ]

Промышленность в ранний период протектората была ориентирована на переработку пищевых продуктов для местного потребления: существовали консервные заводы, сахарный завод ( Compagnie Sucriere Marocaine , COSUMA), [9] пивоваренная компания ( Société des Brasseries du Maroc , SBM), [10] и мельницы. [11] [8] Однако обрабатывающая и тяжелая промышленность не были приняты из-за опасений конкуренции с метрополией Франции . [8]

До 1960-х годов

[ редактировать ]

В 20 веке многие фирмы в арабском мире находились в ведении правительства. Это было связано с целью смягчить влияние иностранцев и меньшинств, которые часто управляли фирмами. Другие причины включали нехватку человеческого капитала , а также особые характеристики нефтедобывающих экономик. Что касается человеческих навыков, Марокко отставало; количество лет обучения как показатель уровня человеческого капитала не сильно увеличилось в Марокко в начале 20-го века (с почти 0 лет обучения в 1880 году до примерно 1,6 в 1950 году). Даже по сравнению с другими странами Северной Африки Марокко жило в худшем положении. Таким образом, отсутствие школьного образования было трудным барьером для развития класса предпринимателей. [12]

1960-е годы

[ редактировать ]

В 1960-е годы Марокко приняло ряд планов развития по модернизации экономики и увеличению производства. Чистые инвестиции по пятилетнему плану с 1960 по 1964 год составили около 1,3 миллиарда долларов. План предусматривал темпы роста в 6,2%, но к 1964 году темпы роста достигли только 3%. Новый трехлетний план (с 1965 по 1967 год) предусматривал ежегодный темп роста в 3,7%. В плане особое внимание уделялось развитию и модернизации сельскохозяйственного сектора Марокко. Пятилетний план развития на 1968–1972 годы предусматривал развитие сельского хозяйства и ирригации. Важное место в плане также заняло развитие туристической отрасли. Цель заключалась в достижении ежегодных темпов роста ВВП на уровне 5%; реальный темп роста фактически превысил 6%. [ нужна ссылка ]

1970-е годы

[ редактировать ]

3 марта 1973 года король Хасан II ввел в действие внутреннюю экономическую политику марокканизации , в соответствии с которой основные сегменты частного сектора были переданы в собственность Марокко. [2] [13] [14]

Инвестиции в 1970-е годы включали развитие промышленности и туризма. Пятилетний план на 1973–1977 годы предусматривал реальный экономический рост на уровне 7,5% в год. Отрасли, выделенные для развития, включали химическую промышленность (особенно фосфорную кислоту), производство фосфатов, бумажную продукцию и производство металлов. Особое внимание было уделено развитию туризма. В 1975 году король Хасан II объявил об увеличении целевых показателей инвестиций на 50%, чтобы учесть влияние инфляции. План на 1978–1980 годы представлял собой план стабилизации и сокращения расходов, призванный улучшить положение платежного баланса Марокко, но достигнутые ежегодные темпы роста в 4% разочаровали. [ нужна ссылка ]

1980-е годы

[ редактировать ]

Амбициозный пятилетний план на 1981–1985 годы, стоимость которого оценивалась более чем в 18 миллиардов долларов, предусматривал темпы роста на уровне 6,5% в год. Основным приоритетом плана было создание около 900 000 новых рабочих мест и обучение менеджеров и рабочих современным сельскохозяйственным и промышленным технологиям. Другими важными целями были увеличение производства в сельском хозяйстве и рыболовстве, чтобы сделать страну самодостаточной в продовольствии, а также развитие энергетики (путем строительства большего количества гидроэлектростанций и поиска большего количества нефти и другого ископаемого топлива), промышленности и туризма, чтобы позволить Марокко уменьшить свою зависимость от иностранных кредитов. План предусматривал значительное расширение орошаемых земель, увеличение количества проектов общественных работ, таких как больницы и школы, а также экономическую децентрализацию и региональное развитие посредством строительства 25 новых промышленных парков за пределами густонаселенной прибрежной зоны Касабланка-Кенитра. Предлагаемые улучшения инфраструктуры включали строительство железнодорожной линии стоимостью 2 миллиарда долларов от Марракеша до Эль-Аюн; новый рыболовный порт в Ад-Дахле, недалеко от Аргуба в Западной Сахаре; и комплекс мостов и туннелей через Гибралтарский пролив, который напрямую свяжет Марокко с Испанией. Крупные промышленные проекты включали заводы по производству фосфорной кислоты, сахарные заводы, шахты для разработки кобальта , угля , серебра , свинца и меди месторождения сланцевых месторождений . , разработка [15]

1990-е годы

[ редактировать ]

Экономическая политика Марокко принесла макроэкономическую стабильность стране в начале 1990-х годов, но не стимулировала экономический рост в достаточной степени, чтобы снизить безработицу, несмотря на продолжающиеся усилия правительства Марокко по диверсификации экономики. [16]

С начала 1990-х годов Марокко приступило к реализации крупной программы экономической реструктуризации, направленной на повышение уровня жизни, сокращение безработицы и стимулирование экономического роста. Преследуя эти цели, сменявшие друг друга правительства предпринимали усилия по привлечению внутренних и зарубежных инвестиций, что обязывало их решать ряд других проблем, таких как сокращение бюрократической волокиты и коррупции, обновление финансовой системы и приватизация телекоммуникаций, воды и электроэнергии.

Между тем, наряду с реформой рынка труда, приоритетом является и откат государства к сокращению государственных расходов. Оба этих подхода получили высокую оценку со стороны таких международных организаций, как МВФ и Всемирный банк, но привели к частой конфронтации между профсоюзами и правительством, в котором с 1998 года доминируют левоцентристы.

МВФ, Всемирный банк и Парижский клуб поддержали программы структурной перестройки, после чего администрация впервые увидела введение конвертируемости дирхама для операций по текущим счетам в 1993 году. Это ознаменовало начало поэтапной реструктуризации финансового сектора, к которой с 1994 года присоединилась поэтапная либерализация. импорта основных товаров. В 1995 году инвестиционный кодекс был реформирован, а в 1996 году было подписано Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом (ЕС). Это соглашение вступило в силу в 2000 году, когда ЕС уже давно стал основным торговым партнером страны, принимая на себя около 75% экспорта Марокко и обеспечивая 60% его импорта. На одну только Францию ​​приходится около четверти импорта страны и треть ее экспорта.

Тем временем программа приватизации набрала обороты в 1999 и 2000 годах после продажи 35% акций телекоммуникационного провайдера Maroc Telecom (MT). Марокко было одной из первых арабских стран, начавших программу государственных продаж, и у нее есть одна из самых амбициозных программ: в 1993 году было выставлено на продажу 114 предприятий. Однако с тех пор прогресс был медленным, и программа снова застопорилась. вскоре после распродажи акций MT. Теперь есть надежда, что продажа еще 16% акций МТ, государственной табачной компании, нескольких сахарных компаний и ряда предприятий по производству электроэнергии и водоснабжению оживит программу. [17]

Засуха привела к снижению активности в ключевом сельскохозяйственном секторе и способствовала экономическому спаду в 1999 году. Благоприятные осадки привели Марокко к росту на 6% в 2000 году. Серьезные долгосрочные проблемы включали: обслуживание внешнего долга ; подготовка экономики к более свободной торговле с Европейским Союзом ; а также улучшение образования и привлечение иностранных инвестиций для улучшения уровня жизни и перспектив трудоустройства молодежи Марокко. [ нужна ссылка ]

Макроэкономические показатели
ВВП ( ППС ) 148,1 триллиона долларов США (оценка 2009 г.)
Рост ВВП 5,7% (оценка 2009 г.)
ВВП на душу населения по ППС 4725 долларов США (оценка 2009 г.)
ВНД (ППС) на душу населения 3990 долларов США (оценка 2009 г.)
Инфляция (ИПЦ) 4,6% (оценка 2009 г.)
Индекс Джини 40.0 (2005)
Безработица 2,1% (2008)
ИЧР Увеличивать 0.646 (2007)
Рабочая сила 11,5 миллионов (оценка 2008 г.)
Поп. в бедности 15% (2008)

Макроэкономическая стабильность в сочетании с относительно медленным экономическим ростом характеризовала экономику Марокко с 2000 по 2005 год. В этот период правительство провело ряд важных экономических реформ. Однако экономика по-прежнему оставалась чрезмерно зависимой от сельскохозяйственного сектора. Основной экономической задачей Марокко было ускорение экономического роста с целью снижения высокого уровня безработицы . [ нужна ссылка ]

В 2002 году внешний долг составлял около 19 миллиардов долларов, но страна имела сильные валютные резервы и активное управление внешним долгом, что позволяло ей обслуживать свои долги. В 2002 году правительство продолжило либерализацию телекоммуникационного сектора, а также правил разведки нефти и газа. Этот процесс начался с продажи второй лицензии GSM в 1999 году. В 2003 году правительство использовало доходы от приватизации для финансирования возросших расходов. Хотя экономика Марокко росла в начале 2000-х годов , этого было недостаточно для значительного сокращения бедности . [15]

Благодаря якорю валютного курса удерживало уровень инфляции на уровне промышленно развитой страны и хорошо управляемой денежно-кредитной политике Марокко в течение последнего десятилетия . Инфляция в 2000 и 2001 годах была ниже 2%. Несмотря на критику со стороны экспортеров по поводу того, что курс дирхама сильно переоценен, дефицит текущего счета остается скромным. Валютные резервы были сильными: на конец 2001 года они составили более 7 миллиардов долларов. Сочетание сильных валютных резервов и активного управления внешним долгом дает Марокко возможность обслуживать свой долг. Текущий внешний долг составляет около $16,6 млрд. [18]

Однако экономический рост был неустойчивым и относительно медленным, отчасти из-за чрезмерной зависимости от сельскохозяйственного сектора. Сельскохозяйственное производство чрезвычайно чувствительно к уровню осадков и колеблется от 13% до 20% ВВП . Марокко Учитывая, что 36% населения напрямую зависит от сельскохозяйственного производства, засухи оказывают серьезное влияние на экономику. Два последовательных года засухи привели к увеличению реального ВВП на 1% в 1999 году и стагнации в 2000 году. Увеличение количества дождей в течение вегетационного периода 2000–2001 годов привело к темпам роста на 6,5% в 2001 году. Рост в 2006 году превысил 9% благодаря быстрому экономическому росту. рынок недвижимости . [ нужна ссылка ]

Самой сильной стороной марокканской промышленности является добыча фосфатов вблизи Хурибги и в Западной Сахаре . Марокко обладает примерно двумя третями мировых запасов фосфатов. В компаниях по добыче фосфатов занято лишь 2% населения, но добыча фосфатов обеспечивает половину дохода страны. [ нужна ссылка ]

В первом десятилетии 21 века национальное правительство провело серию структурных реформ. Наиболее многообещающие реформы связаны с либерализацией телекоммуникационного сектора. В 2001 году процесс продолжился приватизацией 35% государственного оператора Maroc Telecom . Марокко объявило о планах продать две фиксированные лицензии в 2002 году. Марокко также либерализовало правила разведки нефти и газа и предоставило концессии на многие общественные услуги в крупных городах. Тендерный процесс в Марокко становится все более прозрачным. Однако многие считают, что процесс экономических реформ необходимо ускорить, чтобы снизить уровень безработицы в городах ниже нынешнего уровня, превышающего 20%. [ нужна ссылка ]

Сенат США ратифицировал Закон о выполнении Соглашения о свободной торговле между США и Марокко 85 голосами против 13 21 июля 2004 года. [19] Марокко также подписало соглашение о свободной торговле с Европейским Союзом , которое должно вступить в силу к 2010 году. [20]

Разработка

[ редактировать ]

За последние 30 лет Марокко приступило к реализации постепенной, но основательной программы человеческого развития и политической либерализации. С 1970-х годов валовой национальный доход на душу населения увеличился более чем в четыре раза с 550 до 2770 долларов США. Средняя продолжительность жизни увеличилась с 55 лет в 1970 году до 72,5 лет в 2007 году. За тот же период среднее число рождений на одну женщину резко снизилось с 6,3 до 2,3, а число детей, умирающих в возрасте до одного года, снизилось со 115 до 38 (на 100 000 живорождений). Существенные улучшения в сфере образования за последние 30 лет включают чистый рост охвата начальным образованием с 47 до 93,5 процентов в 2007/08 году. Доступ к безопасной воде расширяется особенно быстро благодаря почти всеобщему доступу к питьевой воде в городских районах, где 83 процента домохозяйств подключены к надежным сетевым услугам, а остальные полагаются на колонки и поставщиков.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Стюарт, Чарльз Ф. Экономика Марокко, 1912–1962 гг . Издательство Гарвардского университета: 1967.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Готрайх, Эмили (2020). Еврейское Марокко . ИБ Таурис. дои : 10.5040/9781838603601 . ISBN  978-1-78076-849-6 . S2CID   213996367 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Миллер, Сьюзан Гилсон (2013). История современного Марокко . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-139-62469-5 . OCLC   855022840 .
  3. ^ «Марокко в начале ХХ века » . www.histgeo.net . Проверено 10 ноября 2022 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Миллер, Сьюзан Гилсон. (2013). История современного Марокко . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 75. ИСБН  9781139624695 . OCLC   855022840 .
  5. ^ Франко-испанская железнодорожная компания из Танжера в Фес . 1914.
  6. ^ «Марокканская земля: иллюстрированный обзор...» Галлика . 1 декабря 1928 года . Проверено 23 марта 2020 г.
  7. ^ Аллен, Ж.-К. (1987). «Марокканские железные дороги французского протектората в межвоенный период» . Обзор новой и новейшей истории . 34 (3): 427–452. дои : 10.3406/rhmc.1987.1417 .
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж Миллер, Сьюзан Гилсон (8 апреля 2013 г.). История современного Марокко . Издательство Кембриджского университета. п. 112. ИСБН  9781139619110 .
  9. ^ «ИСТОРИЯ» . Косумар . Проверено 23 марта 2020 г.
  10. ^ «История – ГБМ» . Проверено 23 марта 2020 г.
  11. ^ Вассал, Серж (1951). «Промышленность Касабланки» . Зарубежные тетради . 4 (13): 61–79. дои : 10.3406/caoum.1951.1718 .
  12. ^ Батен, Йорг (2016). История мировой экономики. С 1500 года по настоящее время . Издательство Кембриджского университета. стр. 227–228. ISBN  9781107507180 .
  13. ^ Богерт, Коэнраад. Представление государства через социальный протест: государственное реформирование и мобилизация безработных выпускников в Марокко . ОСЛК   949201978 .
  14. ^ Шеркауи, Муна; Бен Али, Дрисс (февраль 2007 г.). «Политическая экономия роста в Марокко» . Ежеквартальный обзор экономики и финансов . 46 (5): 741–761. дои : 10.1016/j.qref.2006.08.003 . S2CID   154722827 .
  15. ^ Jump up to: а б «Экономическое развитие - Марокко - продукт, рост, площадь, год, экономический рост, инфраструктура, политика, сектор» .
  16. ^ «Экономика Марокко 2020, Всемирная книга фактов ЦРУ» .
  17. ^ «Марокко: Профиль страны – география, история, правительство и политика, население и экономика» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2007 г. Проверено 26 сентября 2009 г.
  18. ^ «Марокко – Всемирная книга фактов» . 31 марта 2023 г.
  19. ^ «Сенатор Чак Грассли; Заявление о Соглашении о свободной торговле между США и Центральной Америкой; 22 июля 2004 г.» . Архивировано из оригинала 27 декабря 2006 года . Проверено 30 марта 2009 г.
  20. ^ Марокко должно выбирать между торговыми соглашениями США и ЕС.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e19d7a7be5348d6bf1942024216e62eb__1722462240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/eb/e19d7a7be5348d6bf1942024216e62eb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Economic history of Morocco - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)