Экономическая история Марокко
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( февраль 2023 г. ) |
История Марокко |
---|
![]() |

Экономическая история Марокко в значительной степени определялась национальным правительством посредством серии пятилетних планов. Централизованное планирование постепенно уступило место умеренной приватизации и неолиберальным экономическим реформам.
Династия Саади
[ редактировать ]Институт Туджара ас-Султана , при котором крупным еврейским купцам предоставлялись привилегии в торговле на дальние расстояния, был основан в период Саади. [1]
18 век
[ редактировать ]Султан Мухаммед III ввел макс ( مَكس ) или мукус ( مُكوس ), некоранический налог, и открыл свое королевство для торговли с Европой. [2] : 9
19 век
[ редактировать ]К середине века Марокко переживало валютный кризис , вызванный падением стоимости его валюты. [2] : 32 Традиционно денежная система в Марокко состояла из золотого мискаля ( مثقال ), разделенного на десять укийй ( أوقية ), каждый из которых делился на четыре музуны ( موزونة ), каждый из которых делился на 48 медных или бронзовых филов ( فِلس ). . [2] : 32 Иностранные монеты начали наводнять марокканский рынок, Махзен позволил использовать их в качестве законного платежного средства, а монеты местного производства начали терять по отношению к ним ценность. [2] : 32
Пытаясь стабилизировать валюту, султан Мухаммад чеканил серебряный дирхам Мухаммади ( درهم محمدي ) с фиксированным курсом обмена с бронзовыми монетами. [2] : 32 Он распространялся лишь в течение короткого времени. Последующие султаны пытались использовать аналогичные стратегии: чеканить новые монеты, корректировать обменный курс с учетом инфляции и вводить новые налоги для стабилизации доходов махзенов. [2] : 33 Эта динамика была неблагоприятной для менее удачливых, которые влезли в долги из-за роста инфляции. [2] : 33 В 1864 году цены на продукты питания взлетели до такой степени, что людям пришлось продавать свои драгоценности и товары за небольшую часть их стоимости. [2] : 33
Эта тенденция, а также увеличение доходов от портов, денежных зарплат растущему бюрократическому классу, расчет национальных расходов и планирование годовых бюджетов указывают на трансформацию марокканской экономики в современную монетаризированную денежную экономику. [2] : 33
В 1860 году Вад-Расский договор после испано-марокканской войны вынудил Марокко выплатить военную контрибуцию в размере 20 миллионов дуро (что эквивалентно 4 миллионам долларов США 1861 года ), что намного превышает баланс казны Махзена . [2] : 25 Марокко заняло у Великобритании 500 000 фунтов стерлингов, финансируемых частными инвесторами, чтобы помочь удовлетворить требования испанцев. Британский заем и сумма, причитавшаяся непосредственно Испании, должны были быть погашены за счет пошлин, взимаемых в марокканских портах под контролем испанских агентов. [2] : 25
В конце XIX века расходы Марокко во много раз превысили доходы. [2] За счет выплаты военных контрибуций , покупки военной техники и промышленных товаров в Европе более половины доходов Марокко ушло за границу. [2] : 60–63
Начало 20 века
[ редактировать ]Марокко Между 1902 и 1909 годами годовой торговый дефицит достиг 14 миллионов франков. [2] : 60–63
Султан Абдельазиз предпринял попытку финансовой реформы, чтобы остановить опустошение казны, введя некоранический универсальный налог на капитал, называемый тартиб ( ترتيب ). [2] : 60–63 Оно применялось ко всем, включая привилегированных групп, таких как шурафа , племенные каиды , тех, кто находился под защитой протеже системы , и европейцев, которым впервые было разрешено приобретать недвижимость в портовых городах, занимающихся внешней торговлей. [2] : 60–63 [3] Хотя налог тартиб был впервые упомянут на Мадридской конференции 1880 года , султан Марокко Хасан I так и не ввел его в действие. [2] : 60–63
Марокко взяло ряд займов из европейских источников: 7,5 млн франков от французских банков в 1901 году , займы от Англии и Бельгии и 62,5 млн франков от Франции в июне 1904 года . [2] : 60–63
1906 Альхесирасский договор года закрепил доминирующее положение Франции в Марокко и учредил Государственный банк Марокко ( французский : Banque d'État du Maroc ) под иностранным контролем. [2] : 73 По сути, банк взял на себя финансовое управление в Марокко. [2] : 73
Экономическая эксплуатация под Протекторатом
[ редактировать ]Сельское хозяйство
[ редактировать ]
С целью обеспечить стабильные поставки зерна в метрополию Франции и снова превратить Северную Африку в «житницу Рима» Лиоте собрал избранную группу из 692 французских «джентльменов-фермеров» — вместо тех, кого он называл «риффами». Рафф» Южной Европы — чтобы служить примером для коренных жителей и передать французское влияние в сельской колонизации Марокко с 1917 по 1925 год. [4] В первую очередь зерновые были посажены в районах Чауя , Гарб и Хауз — несмотря на то, что регион подвержен засухе. После периода минимальных прибылей и массового нашествия саранчи в 1930 году сельскохозяйственное производство сместилось в сторону орошаемых, более ценных культур, таких как цитрусовые и овощи. [4] Индустриализация сельского хозяйства потребовала капитала, которого не было у многих марокканских фермеров, что привело к массовому бегству из сельских районов , поскольку многие отправились искать работу в города . [4]
Инфраструктура
[ редактировать ]
Франко-испанская железнодорожная компания Танжер-Фез построила железную дорогу стандартной колеи, соединяющую Фес и Танжер. [5] в то время как Compagnie des chemins defer du Maroc (CFM) построила железные дороги стандартной колеи , соединяющие Касабланку, Кенитру и Сиди-Касем, а также Касабланку и Марракеш, строительство было завершено в 1928 году. [6] Compagnie des Chemins de Fer du Maroc Oriental построила узкоколейные железные дороги к востоку от Феса. [7]
La Compagnie de Transports au Maroc ( CTM ) была основана 30 ноября 1919 года с целью обеспечить доступ «по всему Марокко». Его услуги проходили по новой колониальной дорожной системе, запланированной с целью связать все крупные города. [8]
Природные ресурсы
[ редактировать ]
Управление Chérifien des Phosphates ( OCP ) было создано в 1920 году для добычи фосфатов в Хурибге , который был связан с портом Касабланки прямой железнодорожной линией. [8] В 1921 году было добыто 39 тысяч тонн фосфатов, а в 1930 году — почти 2 миллиона тонн. [8] Марокканские рабочие, работавшие на шахтах, не пользовались никакой социальной защитой, им было запрещено вступать в профсоюзы, и их заработки составляли лишь малую часть того, что зарабатывали европейцы. [8]
Промышленность
[ редактировать ]Промышленность в ранний период протектората была ориентирована на переработку пищевых продуктов для местного потребления: существовали консервные заводы, сахарный завод ( Compagnie Sucriere Marocaine , COSUMA), [9] пивоваренная компания ( Société des Brasseries du Maroc , SBM), [10] и мельницы. [11] [8] Однако обрабатывающая и тяжелая промышленность не были приняты из-за опасений конкуренции с метрополией Франции . [8]
До 1960-х годов
[ редактировать ]В 20 веке многие фирмы в арабском мире находились в ведении правительства. Это было связано с целью смягчить влияние иностранцев и меньшинств, которые часто управляли фирмами. Другие причины включали нехватку человеческого капитала , а также особые характеристики нефтедобывающих экономик. Что касается человеческих навыков, Марокко отставало; количество лет обучения как показатель уровня человеческого капитала не сильно увеличилось в Марокко в начале 20-го века (с почти 0 лет обучения в 1880 году до примерно 1,6 в 1950 году). Даже по сравнению с другими странами Северной Африки Марокко жило в худшем положении. Таким образом, отсутствие школьного образования было трудным барьером для развития класса предпринимателей. [12]
1960-е годы
[ редактировать ]В 1960-е годы Марокко приняло ряд планов развития по модернизации экономики и увеличению производства. Чистые инвестиции по пятилетнему плану с 1960 по 1964 год составили около 1,3 миллиарда долларов. План предусматривал темпы роста в 6,2%, но к 1964 году темпы роста достигли только 3%. Новый трехлетний план (с 1965 по 1967 год) предусматривал ежегодный темп роста в 3,7%. В плане особое внимание уделялось развитию и модернизации сельскохозяйственного сектора Марокко. Пятилетний план развития на 1968–1972 годы предусматривал развитие сельского хозяйства и ирригации. Важное место в плане также заняло развитие туристической отрасли. Цель заключалась в достижении ежегодных темпов роста ВВП на уровне 5%; реальный темп роста фактически превысил 6%. [ нужна ссылка ]
1970-е годы
[ редактировать ]3 марта 1973 года король Хасан II ввел в действие внутреннюю экономическую политику марокканизации , в соответствии с которой основные сегменты частного сектора были переданы в собственность Марокко. [2] [13] [14]
Инвестиции в 1970-е годы включали развитие промышленности и туризма. Пятилетний план на 1973–1977 годы предусматривал реальный экономический рост на уровне 7,5% в год. Отрасли, выделенные для развития, включали химическую промышленность (особенно фосфорную кислоту), производство фосфатов, бумажную продукцию и производство металлов. Особое внимание было уделено развитию туризма. В 1975 году король Хасан II объявил об увеличении целевых показателей инвестиций на 50%, чтобы учесть влияние инфляции. План на 1978–1980 годы представлял собой план стабилизации и сокращения расходов, призванный улучшить положение платежного баланса Марокко, но достигнутые ежегодные темпы роста в 4% разочаровали. [ нужна ссылка ]
1980-е годы
[ редактировать ]Амбициозный пятилетний план на 1981–1985 годы, стоимость которого оценивалась более чем в 18 миллиардов долларов, предусматривал темпы роста на уровне 6,5% в год. Основным приоритетом плана было создание около 900 000 новых рабочих мест и обучение менеджеров и рабочих современным сельскохозяйственным и промышленным технологиям. Другими важными целями были увеличение производства в сельском хозяйстве и рыболовстве, чтобы сделать страну самодостаточной в продовольствии, а также развитие энергетики (путем строительства большего количества гидроэлектростанций и поиска большего количества нефти и другого ископаемого топлива), промышленности и туризма, чтобы позволить Марокко уменьшить свою зависимость от иностранных кредитов. План предусматривал значительное расширение орошаемых земель, увеличение количества проектов общественных работ, таких как больницы и школы, а также экономическую децентрализацию и региональное развитие посредством строительства 25 новых промышленных парков за пределами густонаселенной прибрежной зоны Касабланка-Кенитра. Предлагаемые улучшения инфраструктуры включали строительство железнодорожной линии стоимостью 2 миллиарда долларов от Марракеша до Эль-Аюн; новый рыболовный порт в Ад-Дахле, недалеко от Аргуба в Западной Сахаре; и комплекс мостов и туннелей через Гибралтарский пролив, который напрямую свяжет Марокко с Испанией. Крупные промышленные проекты включали заводы по производству фосфорной кислоты, сахарные заводы, шахты для разработки кобальта , угля , серебра , свинца и меди месторождения сланцевых месторождений . , разработка [15]
1990-е годы
[ редактировать ]Экономическая политика Марокко принесла макроэкономическую стабильность стране в начале 1990-х годов, но не стимулировала экономический рост в достаточной степени, чтобы снизить безработицу, несмотря на продолжающиеся усилия правительства Марокко по диверсификации экономики. [16]
С начала 1990-х годов Марокко приступило к реализации крупной программы экономической реструктуризации, направленной на повышение уровня жизни, сокращение безработицы и стимулирование экономического роста. Преследуя эти цели, сменявшие друг друга правительства предпринимали усилия по привлечению внутренних и зарубежных инвестиций, что обязывало их решать ряд других проблем, таких как сокращение бюрократической волокиты и коррупции, обновление финансовой системы и приватизация телекоммуникаций, воды и электроэнергии.
Между тем, наряду с реформой рынка труда, приоритетом является и откат государства к сокращению государственных расходов. Оба этих подхода получили высокую оценку со стороны таких международных организаций, как МВФ и Всемирный банк, но привели к частой конфронтации между профсоюзами и правительством, в котором с 1998 года доминируют левоцентристы.
МВФ, Всемирный банк и Парижский клуб поддержали программы структурной перестройки, после чего администрация впервые увидела введение конвертируемости дирхама для операций по текущим счетам в 1993 году. Это ознаменовало начало поэтапной реструктуризации финансового сектора, к которой с 1994 года присоединилась поэтапная либерализация. импорта основных товаров. В 1995 году инвестиционный кодекс был реформирован, а в 1996 году было подписано Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом (ЕС). Это соглашение вступило в силу в 2000 году, когда ЕС уже давно стал основным торговым партнером страны, принимая на себя около 75% экспорта Марокко и обеспечивая 60% его импорта. На одну только Францию приходится около четверти импорта страны и треть ее экспорта.
Тем временем программа приватизации набрала обороты в 1999 и 2000 годах после продажи 35% акций телекоммуникационного провайдера Maroc Telecom (MT). Марокко было одной из первых арабских стран, начавших программу государственных продаж, и у нее есть одна из самых амбициозных программ: в 1993 году было выставлено на продажу 114 предприятий. Однако с тех пор прогресс был медленным, и программа снова застопорилась. вскоре после распродажи акций MT. Теперь есть надежда, что продажа еще 16% акций МТ, государственной табачной компании, нескольких сахарных компаний и ряда предприятий по производству электроэнергии и водоснабжению оживит программу. [17]
Засуха привела к снижению активности в ключевом сельскохозяйственном секторе и способствовала экономическому спаду в 1999 году. Благоприятные осадки привели Марокко к росту на 6% в 2000 году. Серьезные долгосрочные проблемы включали: обслуживание внешнего долга ; подготовка экономики к более свободной торговле с Европейским Союзом ; а также улучшение образования и привлечение иностранных инвестиций для улучшения уровня жизни и перспектив трудоустройства молодежи Марокко. [ нужна ссылка ]
2000-е
[ редактировать ]Макроэкономические показатели | |
---|---|
![]() | |
ВВП ( ППС ) | 148,1 триллиона долларов США (оценка 2009 г.) |
Рост ВВП | 5,7% (оценка 2009 г.) |
ВВП на душу населения по ППС | 4725 долларов США (оценка 2009 г.) |
ВНД (ППС) на душу населения | 3990 долларов США (оценка 2009 г.) |
Инфляция (ИПЦ) | 4,6% (оценка 2009 г.) |
Индекс Джини | 40.0 (2005) |
Безработица | 2,1% (2008) |
ИЧР | ![]() |
Рабочая сила | 11,5 миллионов (оценка 2008 г.) |
Поп. в бедности | 15% (2008) |
Макроэкономическая стабильность в сочетании с относительно медленным экономическим ростом характеризовала экономику Марокко с 2000 по 2005 год. В этот период правительство провело ряд важных экономических реформ. Однако экономика по-прежнему оставалась чрезмерно зависимой от сельскохозяйственного сектора. Основной экономической задачей Марокко было ускорение экономического роста с целью снижения высокого уровня безработицы . [ нужна ссылка ]
В 2002 году внешний долг составлял около 19 миллиардов долларов, но страна имела сильные валютные резервы и активное управление внешним долгом, что позволяло ей обслуживать свои долги. В 2002 году правительство продолжило либерализацию телекоммуникационного сектора, а также правил разведки нефти и газа. Этот процесс начался с продажи второй лицензии GSM в 1999 году. В 2003 году правительство использовало доходы от приватизации для финансирования возросших расходов. Хотя экономика Марокко росла в начале 2000-х годов , этого было недостаточно для значительного сокращения бедности . [15]
Благодаря якорю валютного курса удерживало уровень инфляции на уровне промышленно развитой страны и хорошо управляемой денежно-кредитной политике Марокко в течение последнего десятилетия . Инфляция в 2000 и 2001 годах была ниже 2%. Несмотря на критику со стороны экспортеров по поводу того, что курс дирхама сильно переоценен, дефицит текущего счета остается скромным. Валютные резервы были сильными: на конец 2001 года они составили более 7 миллиардов долларов. Сочетание сильных валютных резервов и активного управления внешним долгом дает Марокко возможность обслуживать свой долг. Текущий внешний долг составляет около $16,6 млрд. [18]
Однако экономический рост был неустойчивым и относительно медленным, отчасти из-за чрезмерной зависимости от сельскохозяйственного сектора. Сельскохозяйственное производство чрезвычайно чувствительно к уровню осадков и колеблется от 13% до 20% ВВП . Марокко Учитывая, что 36% населения напрямую зависит от сельскохозяйственного производства, засухи оказывают серьезное влияние на экономику. Два последовательных года засухи привели к увеличению реального ВВП на 1% в 1999 году и стагнации в 2000 году. Увеличение количества дождей в течение вегетационного периода 2000–2001 годов привело к темпам роста на 6,5% в 2001 году. Рост в 2006 году превысил 9% благодаря быстрому экономическому росту. рынок недвижимости . [ нужна ссылка ]
Самой сильной стороной марокканской промышленности является добыча фосфатов вблизи Хурибги и в Западной Сахаре . Марокко обладает примерно двумя третями мировых запасов фосфатов. В компаниях по добыче фосфатов занято лишь 2% населения, но добыча фосфатов обеспечивает половину дохода страны. [ нужна ссылка ]
В первом десятилетии 21 века национальное правительство провело серию структурных реформ. Наиболее многообещающие реформы связаны с либерализацией телекоммуникационного сектора. В 2001 году процесс продолжился приватизацией 35% государственного оператора Maroc Telecom . Марокко объявило о планах продать две фиксированные лицензии в 2002 году. Марокко также либерализовало правила разведки нефти и газа и предоставило концессии на многие общественные услуги в крупных городах. Тендерный процесс в Марокко становится все более прозрачным. Однако многие считают, что процесс экономических реформ необходимо ускорить, чтобы снизить уровень безработицы в городах ниже нынешнего уровня, превышающего 20%. [ нужна ссылка ]
Сенат США ратифицировал Закон о выполнении Соглашения о свободной торговле между США и Марокко 85 голосами против 13 21 июля 2004 года. [19] Марокко также подписало соглашение о свободной торговле с Европейским Союзом , которое должно вступить в силу к 2010 году. [20]
Разработка
[ редактировать ]За последние 30 лет Марокко приступило к реализации постепенной, но основательной программы человеческого развития и политической либерализации. С 1970-х годов валовой национальный доход на душу населения увеличился более чем в четыре раза с 550 до 2770 долларов США. Средняя продолжительность жизни увеличилась с 55 лет в 1970 году до 72,5 лет в 2007 году. За тот же период среднее число рождений на одну женщину резко снизилось с 6,3 до 2,3, а число детей, умирающих в возрасте до одного года, снизилось со 115 до 38 (на 100 000 живорождений). Существенные улучшения в сфере образования за последние 30 лет включают чистый рост охвата начальным образованием с 47 до 93,5 процентов в 2007/08 году. Доступ к безопасной воде расширяется особенно быстро благодаря почти всеобщему доступу к питьевой воде в городских районах, где 83 процента домохозяйств подключены к надежным сетевым услугам, а остальные полагаются на колонки и поставщиков.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Стюарт, Чарльз Ф. Экономика Марокко, 1912–1962 гг . Издательство Гарвардского университета: 1967.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Готрайх, Эмили (2020). Еврейское Марокко . ИБ Таурис. дои : 10.5040/9781838603601 . ISBN 978-1-78076-849-6 . S2CID 213996367 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Миллер, Сьюзан Гилсон (2013). История современного Марокко . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-62469-5 . OCLC 855022840 .
- ^ «Марокко в начале ХХ века » . www.histgeo.net . Проверено 10 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Миллер, Сьюзан Гилсон. (2013). История современного Марокко . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 75. ИСБН 9781139624695 . OCLC 855022840 .
- ^ Франко-испанская железнодорожная компания из Танжера в Фес . 1914.
- ^ «Марокканская земля: иллюстрированный обзор...» Галлика . 1 декабря 1928 года . Проверено 23 марта 2020 г.
- ^ Аллен, Ж.-К. (1987). «Марокканские железные дороги французского протектората в межвоенный период» . Обзор новой и новейшей истории . 34 (3): 427–452. дои : 10.3406/rhmc.1987.1417 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Миллер, Сьюзан Гилсон (8 апреля 2013 г.). История современного Марокко . Издательство Кембриджского университета. п. 112. ИСБН 9781139619110 .
- ^ «ИСТОРИЯ» . Косумар . Проверено 23 марта 2020 г.
- ^ «История – ГБМ» . Проверено 23 марта 2020 г.
- ^ Вассал, Серж (1951). «Промышленность Касабланки» . Зарубежные тетради . 4 (13): 61–79. дои : 10.3406/caoum.1951.1718 .
- ^ Батен, Йорг (2016). История мировой экономики. С 1500 года по настоящее время . Издательство Кембриджского университета. стр. 227–228. ISBN 9781107507180 .
- ^ Богерт, Коэнраад. Представление государства через социальный протест: государственное реформирование и мобилизация безработных выпускников в Марокко . ОСЛК 949201978 .
- ^ Шеркауи, Муна; Бен Али, Дрисс (февраль 2007 г.). «Политическая экономия роста в Марокко» . Ежеквартальный обзор экономики и финансов . 46 (5): 741–761. дои : 10.1016/j.qref.2006.08.003 . S2CID 154722827 .
- ^ Jump up to: а б «Экономическое развитие - Марокко - продукт, рост, площадь, год, экономический рост, инфраструктура, политика, сектор» .
- ^ «Экономика Марокко 2020, Всемирная книга фактов ЦРУ» .
- ^ «Марокко: Профиль страны – география, история, правительство и политика, население и экономика» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2007 г. Проверено 26 сентября 2009 г.
- ^ «Марокко – Всемирная книга фактов» . 31 марта 2023 г.
- ^ «Сенатор Чак Грассли; Заявление о Соглашении о свободной торговле между США и Центральной Америкой; 22 июля 2004 г.» . Архивировано из оригинала 27 декабря 2006 года . Проверено 30 марта 2009 г.
- ^ Марокко должно выбирать между торговыми соглашениями США и ЕС.