Экономическая история Демократической Республики Конго
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Ранняя экономическая деятельность
[ редактировать ]В доколониальную эпоху экономическая деятельность в большинстве общин на территории нынешней Демократической Республики Конго носила в основном натуральный характер и характеризовалась различным сочетанием вахтового земледелия, охоты, рыболовства и собирательства. Агротехника большинства групп была сравнительно простой. Домашний скот ограничивался курами, а иногда и козами или овцами. В большинстве общин, особенно в лесных районах и на их окраинах, мужчины ценили охоту гораздо выше сельского хозяйства и посвящали этому не только время, но и большую ритуальную деятельность. Такая закономерность соответствовала разделению труда : в лучшем случае мужчины играли незначительную роль в возделывании земли, обычно вырубая и сжигая леса или кустарники перед посадкой. Высокий социальный статус охоты сохранялся даже там, где снижение доступности дичи делало ее экономически менее важной. [1]
Вдоль реки Конго и ее многочисленных притоков развивалась процветающая речная экономика. Мужчины некоторых групп полностью посвящали себя рыболовству, а женщины — гончарному делу и обменивали эти предметы на еду и другие товары, производимые соседями. Эти рыбаки также были активными торговцами в судоходных водах. [1]
Другие группы полностью посвятили себя охоте и собирательству. Иногда эти группы жили в деревнях с оседлыми земледельческими общинами. Чаще всего они жили в физически разделенных деревнях, но в симбиозе с конкретными фермерскими общинами, обменивая продукты охоты на бананы и другие культуры. [1]
Различные группы в доколониальной Демократической Республике Конго также играли существенную роль в торговле такими товарами, как слоновая кость , каучук , медь и порабощенными людьми . Спрос на эти товары поддерживал караванную торговлю арабских и арабо-африканских торговцев во внутренних районах Центральной Африки, ныне Демократической Республики Конго. сами никогда не были великими торговцами, Хотя Лунда они хорошо зарабатывали на контроле и надзоре за караванной торговлей других. И Королевство Казембе , и позднее Империя Люба процветали благодаря контролю над торговлей слоновой костью. [1]
Колониальные времена
[ редактировать ]1884–1885 годов После того, как Берлинская конференция передала суверенитет над регионом современной Демократической Республики Конго королю Бельгии Леопольду II , он реструктурировал экономику региона в соответствии со своими потребностями. экономически жизнеспособное и самодостаточное образование Его заявленная цель состояла в том, чтобы сделать из Свободного государства Конго .
В 1908 году бельгийский парламент проголосовал за вывод региона из-под прямого контроля короля, превращение его в колонию и переименование в Бельгийское Конго . Бельгийское правительство хотело избежать субсидирования новой колонии, одновременно получая от нее доходы. Таким образом, на саму колонию возложили ответственность за финансирование собственного управления и безопасности. [1]
Хотя значительная эксплуатация минеральных и сельскохозяйственных богатств страны имела место в колониальный период, ее экономическое развитие мало связано с потребностями ее населения. Товарные культуры на экспорт имели приоритет над производством продуктов питания. Денежные выгоды почти полностью достались неконголезцам, иностранным акционерам промышленных и сельскохозяйственных компаний, а также колониальному государству, имевшему доли во многих компаниях. [1]
Колониальное правительство поощряло иностранные инвестиции в Бельгийское Конго для разработки сельскохозяйственной продукции, особенно каучука, на экспорт, разработки минеральных ресурсов страны и создания транспортной инфраструктуры для облегчения экспорта товаров. Колониальное государство очень мало заботилось о таких основных социальных потребностях, как здравоохранение или образование, которые обеспечивались христианскими миссиями и в некоторой степени крупными компаниями- концессионерами .
Государственные экономические цели подчеркивали обеспечение достаточного предложения дешевой рабочей силы, включая принудительный труд . Государство также ограничивало иностранных торговцев , чтобы они не поощряли фермеров производить излишки продукции на продажу, а не соглашаться на низкооплачиваемую работу на плантациях и в шахтах.
Путем принуждения колониальные власти получили местную рабочую силу, необходимую для общественных работ и частных инвестиционных проектов. Указ 1917 года, например, требовал от африканцев шестьдесят дней в году посвящать сельскохозяйственным работам и предусматривал уголовные наказания за неповиновение. [1]
Предложив чрезвычайно щедрые условия, бельгийское правительство побудило крупные иностранные финансовые группы инвестировать в свою колонию. Само колониальное государство претендовало на значительную долю в собственности корпораций добывающего и транспортного секторов. В 1906 году Société Générale de Belgique (SGB), (Генеральная холдинговая компания Бельгии), мощный бельгийский трест, сформировал Union Miniere du Haut-Katanga (UMHK), (Горнодобывающий союз Верхней Катанги) и Международную лесную и горнодобывающую компанию (Societe Internationale). Forestiere et Miniere — Форминьер) и Compagnie du Chemin de Fer du Bas-Congo au Katanga (BCK) (железнодорожная компания Нижнего Конго — Катанга). Будучи держателем контрольного пакета акций UMHK и Forminère, колониальное государство потенциально могло управлять обеими компаниями. Однако государственный капитализм не распространялся на активное участие в делах компаний; колониальная администрация просто собирала свои дивиденды . [1]
SGB получила права на добычу полезных ископаемых на уже разведанные месторождения руды в провинции Катанга (ныне регион Шаба) и 99-летнюю монополию на любые месторождения полезных ископаемых, которые она могла обнаружить в течение шести лет на участке площадью 140 миллионов гектаров. БЦК получил права на добычу полезных ископаемых на 2 1 [ нужны разъяснения ] миллионов гектаров на территории вдоль двух основных железнодорожных линий: от Матади до Леопольдвиля (ныне Киншаса ) и от Порт-Франки (ныне Илебо ) до горнодобывающих центров в Катанге . Также было разрешено управлять железной дорогой с использованием африканской рабочей силы, предоставленной колониальным государством. К 1920-м годам богатая минеральная база начала эксплуатироваться, и SGB укрепил свой контроль над тремя компаниями, которые доминировали в экономике колонии. [1]
После Второй мировой войны признание правительством растущего социального недовольства среди африканского населения привело к поддержке повышения заработной платы и содействию развитию конголезского среднего класса. были созданы импортозамещающие производства Для удовлетворения растущего спроса на потребительские товары . Колониальная администрация поощряла корпорации и миссии расширять социальные услуги и строить больницы и образовательные учреждения для конголезцев. Однако эти реформы оказались в основном безуспешными; На момент обретения независимости экономика по-прежнему в основном ориентировалась на экспорт, то есть была ориентирована на экспорт первичного сырья , а иностранцы занимали большую часть управленческих и технических должностей. [1]
Независимость
[ редактировать ]Политические беспорядки, последовавшие за обретением независимости от Бельгии в 1960 году, привели к краху гражданской администрации и серьезным экономическим потрясениям. Быстрый уход бельгийских администраторов и технических специалистов оставил правительство и промышленность в руках кадров низкого уровня. Жизненно важные транспортные объекты и торговые услуги были нарушены. Экспортные поступления сократились. После того, как политический и гражданский порядок был восстановлен после прихода к власти президента Мобуту в 1965 году, правительство Конго вскоре предприняло всеобъемлющую и амбициозную попытку добиться экономической независимости посредством национализации . Крупнейшей экспроприацией стала принадлежащая Бельгии горнодобывающая компания Union Minière du Haut-Katanga (UMHK) и ее преобразование в Générale des Carrières et des Mines Gécamines ) (General Quarries and Mines). После долгих споров с бельгийскими промышленниками и правительством Демократическая Республика Конго и Gécamines согласились на план возмещения, который включал выплату процента от доходов бывшим владельцам. [1]
Правительство также продвигало ряд программ развития, призванных превратить преимущественно аграрную экономику в региональную индустриальную державу. Огромные минеральные богатства Демократической Республики Конго, состоящие из меди , кобальта , золота и алмазов, должны были послужить двигателем этой трансформации. Конечная цель якобы заключалась в том, чтобы вывести экономику на уровень развития, сравнимый с уровнем развития промышленных держав Запада. Новое конголезское правительство рассчитывало реализовать ранние колониальные стремления страны стать житницей и главной промышленной державой Африки. [1]
Эта стратегия индустриализации должна была финансироваться за счет внешнего кредитования и была основана на прогнозах увеличения цен на минеральное сырье, производства и продаж. Оправданное доктриной экономического национализма , правительство предприняло грандиозные и непродуманные проекты, основанные на развитии меди и энергетики, финансируемые на невыгодных для Демократической Республики Конго условиях. В 1967 году МВФ заключил соглашение с Конго о денежно-кредитной и экономической реформе. Валюта была девальвирована, чтобы контролировать инфляцию , а конголезский франк был заменен заиром. В течение двух лет программа реформ в сочетании с политическим спокойствием, ростом цен на медь и увеличением экспорта привели к стабильной валюте и увеличению валютных резервов . Заир (так страна называлась с 1971 года) пережил бум цен на сырьевые товары в начале 1970-х годов вместе с другими странами-производителями сырьевых товаров. [1]
Оглядываясь назад, кажется, что экономическая и финансовая политика этого периода была результатом желания как превратить Заир в промышленную державу, так и сохранить у власти и обогатить правящую политическую и экономическую элиту страны. Как отметили некоторые наблюдатели, авторитарный патернализм Мобуту привел к безудержной коррупции, несовместимой с интересами и развитием.
Независимо от мотивов экономических решений конца 1960-х и начала 1970-х годов, экономический спад начался по мере истечения льготных периодов по огромному долгу перед иностранными правительствами и международными кредитными агентствами, который правительство взяло на себя для финансирования своих амбициозных проектов промышленного развития, и поскольку пренебрежение транспортом и сельским хозяйством начало сказываться. [1]
Стоимость жизни быстро росла, а новые внешние займы увеличили внешний долг страны с 763 миллионов долларов США в конце 1972 года до 3 миллиардов долларов США к 1974 году. В ноябре 1973 года Мобуту объявил о мерах по передаче всего бизнеса в руки заирцев. [1]
Заиризация
[ редактировать ]Экономический национализм был общей темой во всей Африке после обретения независимости, часто проявляясь в изгнании иностранных торговцев и/или экспроприации иностранных активов. Для Заира экономическая автономия и политическая независимость рассматривались как зависимые друг от друга. Заиризация, план экспроприации, объявленный в ноябре 1973 года, представлял собой сочетание националистического импульса к экономической независимости и личного возвеличения президента Мобуту , который практиковал форму патримониализма . Заиризация создала огромный пул товаров и денег для распределения среди лояльных членов семьи, а также политического класса, правительства и армейских чиновников. Это была последняя и самая яркая демонстрация того, что политическая власть является основным средством приобретения богатства. Предпринимательский риск и инициатива по созданию предприятий, необходимых для развития инфраструктуры экономического развития, не были характерны для заирской элиты, которая стала доминировать в экономике страны. [1]
30 ноября 1973 года перед Национальным законодательным советом, парламентом страны, Мобуту объявил о своем намерении захватить и перераспределить иностранный бизнес страны. Это продемонстрировало его абсолютную власть над страной. Разумность, своевременность и практичность национализации не обсуждались, а тем более не обсуждались. Похоже, что никаких предварительных консультаций ни с кем, включая политическую элиту, не проводилось. [1]
Экспроприированная собственность включала коммерческие здания, предприятия легкой промышленности и сельскохозяйственные холдинги, включая обширную сеть плантаций, многие из которых были приобретены президентом и удерживались в партнерстве с бельгийскими интересами. Экспроприацией управляли различные правительственные министерства. Большинство получателей были министрами, членами политбюро партии или высшими армейскими офицерами. Небольшая собственность была передана местной знати. Термин, используемый для описания того, кто получил выгоду от распределения добычи, был «aquéreur» (приобретатель). [1]
Заиризация стала финансовой удачей для политической элиты, которая получила национализированные предприятия и отмахнулась от экономических рисков захвата власти. Риторика Мобуту обещала, что заиризация будет способствовать радикальному экономическому национализму и улучшит судьбу народа страны. Заиризация будет способствовать развитию сельских районов за счет создания землевладельцев , тем самым стимулируя увеличение инвестиций в сельскую местность. Таким образом, правящая элита скрывала свое обогащение за мифологией государственной автономии и экономического суверенитета. [1]
В конечном итоге заиризация привела к выводу активов , ликвидации запасов и бегству капитала . Некоторые предприятия были переданы более чем одному лицу. Комплексные агропромышленные предприятия были расформированы. У многих новых владельцев не было ни опыта, ни интереса для управления и поддержания переданного им бизнеса. Многие не смогли получить кредит и не имели опыта ведения бизнеса. Их первым побуждением часто было как можно быстрее избавиться от ликвидных активов , а затем отказаться от бизнеса и его активов. На протяжении 1974 года отсутствие интереса и опыта привело к разрушительному разрушению коммерческой инфраструктуры. Негативные последствия были особенно очевидны на предприятиях малого бизнеса, новые владельцы которых часто просто продавали запасы, а затем уходили. Дефицит продуктов питания и товаров народного потребления принял повсеместный характер. [1]
Последним ударом по стратегии развития Мобуту стал обвал цен на медь в 1974 году. Цена на медь на мировых рынках упала с 0,64 доллара США за килограмм до 0,24 доллара США за килограмм в период с 1974 по 1975 год. Торговый баланс Заира еще больше ухудшился, когда его законопроект импортируемая нефть достигла 200 миллионов долларов США, или 20 процентов ее валютных поступлений. Продолжающееся резкое падение цен на сырье резко сократило экспортные поступления и государственные доходы, а также привело к снижению общего уровня жизни. [1]
Всего через двенадцать месяцев заиризация была признана неудачной, а предприятия, переданные заирцам, были национализированы. Однако экономика продолжала падать, и в декабре 1974 года в соответствии с планом, названным «ретроцессия» , бывшим владельцам было предложено вернуться в Заир и вернуть себе часть своего бизнеса. На практике требование о том, чтобы заирцы сохраняли значительную долю в этих предприятиях, в значительной степени игнорировалось теми экспатриантами, которые все же вернулись. [1]
Экономический спад
[ редактировать ]К началу 1976 года Заир находился в тяжелом экономическом и финансовом кризисе и столкнулся с международным банкротством. Мобуту и непродуктивная политическая элита обратились с просьбой о списании долга к одиннадцати членам Парижского клуба , Всемирного банка и МВФ , поскольку задолженность быстро росла. Однако изменения и реформы, требуемые Всемирным банком, МВФ и другими западными донорами, поставили под угрозу саму основу власти элиты – доступ к национальным ресурсам и их свободное использование. Реформы, которых требовали его иностранные партнеры, подорвут основу его власти: полную личную свободу действий, а также финансовые привилегии и коррупцию , которые связывали систему воедино. Таким образом, Мобуту и политическая элита использовали свой контроль над правительственными учреждениями, чтобы саботировать экономические изменения, манипулируя экономическими интересами своих доноров друг против друга и эксплуатируя иностранные опасения по поводу нестабильности, которая может возникнуть в результате краха режима. [1]
Члены Парижского клуба энергично координировали усилия, чтобы убедить Заир обслуживать свои долги, контролировать свои расходы, уменьшить коррупцию и принять трудные экономические решения. Они пытались выработать совместные планы действий, но иногда действовали вразрез с целями, поскольку их национальные интересы не всегда совпадали. Проблемой было отсутствие координации между донорами и многосторонними учреждениями. Иностранные подрядчики часто не полностью поддерживали реформы, поскольку они извлекали выгоду из экономического хаоса и связанных с ним возможностей для личного обогащения. Давление в пользу реформ со стороны Запада менялось по мере того, как правительства там переходили из рук в руки. Мобуту умело воспользовался этими различиями и провалами во внимании; неспособность западных правительств поддерживать эффективную координацию предоставила Мобуту и его близким возможность отклонить давление в сторону реформ. [1]
Между 1975 и 1983 годами Заир переживал непрекращающийся экономический спад. Значительные экономические и финансовые дисбалансы, включая высокую инфляцию и снижение доходов на душу населения, охватили страну и превратили Заир в нищего на международном рынке. Меры по национализации 1974 года, хотя и продлились недолго, разрушили коммерческие распределительные сети и подорвали доверие частного сектора. [1]
С 1975 по 1978 год валовой внутренний продукт (ВВП) падал на 3,5 процента в год. Годовой уровень инфляции составил в среднем 75 процентов. В 1980 и 1981 годах цена на медь ненадолго восстановилась, но затем снова упала в 1982 году.
До 1975 года Заир отправлял почти половину своего экспорта меди из региона Шаба в ангольский атлантический морской порт Лобито по железной дороге Бенгела . Закрытие этой железнодорожной линии в 1975 году из-за гражданской войны в Анголе вынудило Заир экспортировать большую часть своего экспорта полезных ископаемых более дорогостоящим и политически неудобным южноафриканским маршрутом. [1]
Чрезмерное государственное регулирование экономики также существовало с начала 1970-х до начала 1980-х годов. Центральное правительство ввело контроль над ценами на продукты питания, топливо и другие товары, регулировало процентные ставки и переоценило Заир. Несмотря на хронический дефицит расходов , инфраструктура еще больше пришла в упадок. [1]
В начале 1980-х годов МВФ поручил Эрвину Блюменталю из центрального банка Федеративной Республики Германии контролировать и консультировать центральный банк Заира, Банк Заира . Блюменталь прекратил кредитование и обмен валюты для предприятий, принадлежащих ключевым членам политической элиты, что привело к конфликту с президентом Мобуту. Попытки Блюменталя установить бюджетный контроль над президентом и другими людьми были отложены и сорваны. [1]
Таким образом, политическая элита Заира заблокировала попытки международных кредиторов контролировать финансовую практику страны. МВФ поддержал Заир четырьмя стабилизационными программами в период с 1976 по 1983 год, и столько же было перепланировок Парижского клуба и девальваций валюты . Эти усилия были направлены на сокращение коррупции, рационализацию расходов, увеличение налоговых поступлений, ограничение импорта, увеличение производства во всех секторах, улучшение транспортной инфраструктуры, устранение задолженности по обслуживанию долга, своевременное выполнение основных платежей и улучшение экономического планирования и финансового управления. Но в Заире быстро вошло в традицию получать первый платеж, а затем отходить от критериев эффективности экономической реформы. Программа специальных прав заимствования (СПЗ) 1981 года на сумму 912 миллионов СДР была заблокирована в сентябре того же года после выплаты всего лишь 1,75 миллионов СДР из-за неспособности Заира выполнить критерии эффективности, в основном ограничения бюджетного дефицита. Судьба других программ в этот период была аналогичной. Однако в 1983 году Заир согласился на новый план экономической реформы. [1]
реформы 1983 года
[ редактировать ]Девальвация валюты была центральным элементом реформы 1983 года. Первоначальная 80-процентная девальвация и последующая корректировка стоимости валюты существенно снизили активность черного рынка , которая резко возросла, когда валюта была завышена по официальному курсу. Центральный банк и коммерческие банки начали встречаться еженедельно, чтобы установить курс заира на основе недавних сделок между собой. Предложение иностранной валюты по официальному курсу заметно увеличилось, и торговцы могли легко покупать иностранную валюту у коммерческих банков для импорта большинства предметов первой необходимости. Тем не менее, ограничительная монетарная и фискальная политика затруднила для многих фирм получение депозита в местной валюте, который требовался коммерческим банкам для открытия аккредитива. [1]
Попытки правительства по экономической либерализации в 1983 году были первыми серьезными усилиями по проведению реформ с момента начала экономического кризиса в 1974 году. Правительство снизило свою роль в принятии решений на государственных предприятиях и в экономике в целом. Большинство цен было снято с контроля, за исключением нефтепродуктов, коммунальных услуг и транспорта. Были предприняты усилия по сокращению дефицита и государственных расходов. Был либерализован торговый режим. [ нужны разъяснения ] таможенные пошлины (важный источник государственных доходов) были пересмотрены, а выплаты по внешнему долгу упорядочены. [1]
Результаты были положительными, и предприятия-экспортеры были более свободны от государственного вмешательства, чем когда-либо после захвата УМХК в 1967 году. берется компанией, а не самим правительством. Процентные ставки были дерегулированы , а контроль над производственными и розничными ценами был в значительной степени отменен, хотя фирмы по-прежнему подвергались последующей проверке со стороны заирских властей на предмет соблюдения законных ограничений по размеру прибыли. [1]
В конце 1983 года, после того как Заир провел год финансовой дисциплины, МВФ утвердил план поддержки в размере 14,5 миллионов СДР и дополнительную пятнадцатимесячную сумму резервного кредита в размере 228 миллионов СДР, оба из которых подлежат погашению в течение пяти лет. Этот план сопровождался многосторонней реструктуризацией долга Парижского клуба, пятой реструктуризацией внешнего долга Заира за восемь лет. В соответствии с соглашением были переоформлены кредиты на общую сумму 1,2 миллиарда долларов США на 1983-84 годы. Эти действия обеспечили незначительно положительную чистую передачу ресурсов в Заир в период с 1983 по 1986 год. Хотя сразу после девальвации инфляция удвоилась, задолженность по долгам продолжала расти, а ВВП вырос всего на 1,3 процента, к 1984 году инфляция упала до 52 процентов, а ВВП вырос. на 1,3 процента. [1]
Реформы 1983 года начали рушиться в 1986 году. Экспортные доходы в 1986 году оказались намного ниже ожиданий из-за чрезвычайно низких цен на медь и кобальт. Правительство повысило зарплаты госслужащим, несмотря на застой бюджетных поступлений. Более половины бюджета было выплачено иностранным и отечественным кредиторам. Разочарованное медленными темпами восстановления, правительство восстановило некоторый контроль и прекратило некоторые реформы. Дефицит расходов резко вырос, инфляция ускорилась, и в Заире началась быстрая девальвация. К концу 1986 года результаты реформ были в значительной степени сведены на нет. [1]
Большая часть оппозиции плану реформ была высказана членами политической элиты и органами единственной легальной политической партии — Народно-революционного движения (Mouvement Populaire de la Revolution — MPR). Они жаловались на «экономический империализм» доноров. Особенно они поносили МВФ. Их фактическое сопротивление реформе 1983 года, возможно, было вызвано не столько национальной гордостью, сколько тем фактом, что ранее неприкасаемая политическая элита была вынуждена платить налоги и пошлины и была лишена экономических привилегий и доступа к ресурсам для личного обогащения, к которым ее члены имели доступ. привык. Экономическая реформа и либерализация были несовместимы с родовой экономикой, поскольку они не позволяли правительству определять, кто должен получать прибыль от природных богатств страны и внутренних рынков. [1]
план 1987 года
[ редактировать ]В мае 1987 года Заир согласовал еще одну программу экономических реформ с МВФ, Всемирным банком и его двусторонними партнерами. [ нужны разъяснения ] Наряду с обычными фискальными и монетарными ограничениями Заир согласился пересмотреть свой инвестиционный кодекс. [ нужны разъяснения ] рационализировать систему стимулирования и обновить структуру тарифов . Мобуту также отказался от угрозы восстановить фиксированный обменный курс и согласился на резкое повышение цен на топливо и налогов. МВФ, в свою очередь, разрешил повысить заработную плату в государственном секторе на 20 процентов, что все еще меньше 40-процентного повышения, к которому первоначально стремилось правительство. [1]
Эта программа, как и предыдущие усилия, впоследствии была поддержана изменением сроков Парижского клуба. МВФ согласился на двенадцатимесячный резервный кредит в размере 116,4 млн СДР. В июне 1987 года Всемирный банк инициировал предоставление кредита в размере 165 миллионов долларов США для оказания помощи в структурной перестройке и обеспечении платежного баланса . Кредит предназначался для поддержки улучшений в управлении государственными предприятиями и государственным управлением, сельским хозяйством и транспортом, а также для оказания поддержки частному сектору. Выплата должна была произойти двумя платежами при условии соблюдения критериев эффективности. [1]
Парижский клуб перенес платеж в размере 884 миллионов долларов США, подлежащий погашению в период с мая 1987 года по май 1988 года, на пятнадцать лет с шестилетней отсрочкой. Ожидалось, что ежемесячные выплаты по долгу снизятся с 15 миллионов долларов США до 7 миллионов долларов США. Это соглашение было исключительным, поскольку Парижский клуб обычно устанавливал десятилетний потолок отсрочки погашения долга. Частные кредиторы согласились снизить выплаты с 3,5 миллионов долларов США в месяц до 3 миллионов долларов США. Бельгийский банк предоставил промежуточный кредит в размере 100 миллионов СДР для погашения задолженности Заира перед МВФ. [1]
Вскоре после начала реализации программы 1987 года чрезмерный дефицит расходов помешал Заиру достичь целей программы, и Всемирный банк и МВФ отказали в дальнейшем кредитовании. Продолжающиеся чрезмерные государственные расходы в течение 1988 года привели к сокращению валютных резервов, и черный рынок снова стал активным. В 1988 году курс Заира резко упал по отношению как к доллару США, так и к бельгийскому франку . Дефицит бюджета увеличился с 3 процентов валового национального продукта (ВНП) в 1986 году до 12 процентов в 1988 году. Рост ВВП с 1987 по 1989 год в среднем составлял 2,5 процента в год, что значительно ниже роста населения, что привело к снижению дохода на душу населения . [1]
реформа 1989 года
[ редактировать ]В январе 1989 года правительство еще раз предприняло шаги по установлению экономической стабильности. Программа структурной перестройки, включая обязательства по сдерживанию бюджетного дефицита, сократила разрыв между официальным обменным курсом и курсом черного рынка к апрелю 1989 года до 10 процентов. В мае 1989 года было подписано письмо о намерениях с МВФ о предоставлении резервного кредита в размере 115 миллионов СДР, из которых 90 миллионов СДР поступили из фонда структурной перестройки [ нужны разъяснения ] одобрен в мае 1987 года, но заблокирован после первого розыгрыша. чистый отток капитала В первый год ожидался . Однако программа предусматривала чистый приток ресурсов от многосторонних и двусторонних доноров и кредиторов в течение срока действия соглашения. Всемирный банк опубликовал второй вывод кредита в размере 165 миллионов долларов США на импорт товаров первой необходимости, который был одобрен в июне 1987 года, но заблокирован до достижения соглашения с МВФ. Были санкционированы важные кредиты для транспортного и горнодобывающего секторов, а также рассматривались предлагаемые кредиты для энергетического сектора и социальной адаптации. В этой последней программе МВФ, как обычно, особое внимание уделялось сокращению дефицита государственного бюджета, реструктуризации и совершенствованию управления государственным сектором, дальнейшему устранению перекосов в торговой политике, улучшению климата для роста частного сектора и улучшению ситуации в экономике. транспортный сектор. [1]
Значение этого соглашения с МВФ, как и предыдущих соглашений, заключалось в благоприятном воздействии, которое оно, как ожидалось, окажет на всех участвующих кредиторов. В июне 1989 года Парижский клуб собрался для реструктуризации непогашенного долга Заира. Кредиторам были предложены три варианта: реструктуризация сроком на двадцать пять лет; аннулирование 33 процентов обслуживания, причитающегося в течение рассматриваемого периода, и погашение всех сроков погашения с погашением остатка по рыночным процентным ставкам в течение четырнадцати лет с шестилетней отсрочкой; или перенос всех сроков погашения по процентной ставке на 3,5 процента ниже преобладающего уровня в течение четырнадцати лет с восьмилетней отсрочкой. [1]
Несмотря на усилия страны по проведению реформ, темпы экономической деятельности в 1989 году не ускорились настолько, чтобы повысить уровень жизни, который падал каждый год на протяжении более десяти лет. Уровень жизни типичного заирца не улучшился. Крупные новые инвестиции, как иностранные, так и внутренние, оставались неуловимыми. Тем не менее, в некоторых регионах сельскохозяйственное производство выросло, хотя Заир по-прежнему импортировал значительные объемы продуктов питания. Кроме того, в Киншасе, столице страны, появилось несколько новых производств легкой промышленности, включая производство пластмасс, спичек и батареек, а также сборку легкой электроники. Либерализация алмазного рынка привела к существенному росту официального экспорта и поступлений от алмазов. [1]
Неэффективные и коррумпированно управляемые полугосударственные компании внесли свой вклад в трудную экономическую историю Заира и стали серьезным бременем для бюджета. В рамках реформы 1989 года правительство объявило, что оно предпринимает шаги по снижению роли государственного сектора в экономике и повышению эффективности полугосударственных компаний, и составило список из семнадцати компаний, предназначенных для частичной или полной приватизации . Основная цель правительства состояла в том, чтобы привлечь частные инвестиционные фонды и сделать частный сектор более ответственным за производственную деятельность, за исключением основных государственных услуг, таких как коммунальные услуги и другие стратегические виды деятельности. В сельском хозяйстве программа продажи активов привела к приватизации нескольких государственных компаний, таких как Coton-Zaire и лесозаготовительная фирма Agrifor. [1]
Принятие в 1989 году либерализованной ценовой политики и снятие валютных ограничений облегчили условия для импортеров и предпринимателей, что, в свою очередь, привело к увеличению ассортимента и доступности разнообразных потребительских товаров на рынке Киншасы. Однако большая часть этих товаров представляла собой дорогие импортные продукты питания, одежду и другие товары, недоступные никому, кроме экспатриантов и богатых людей. Либерализация ценовой политики также означала более адекватное предложение топливных продуктов на более широком рынке. [1]
Однако к концу 1989 года стало очевидно, что эти последние реформы не привели к успеху в обеспечении устойчивого экономического роста. Действительно, заирцы испытали огромное падение доходов на душу населения, поскольку инфляция выросла, а темпы роста ВВП упали. Уровень инфляции в 1989 году составил 104 процента, что значительно превышает 83 процента в предыдущем году. Рост ВВП за 1989 год составил -1,3 процента. [1]
Экономические показатели 1990 года были еще более мрачными. Срок действия кредита МВФ истек, и ожидался большой дефицит государственных расходов из-за повышения заработной платы государственным служащим. Окончательные данные за 1990 год показали снижение ВВП на 2,6 процента, инфляцию потребительских цен на 90 процентов и дальнейшую девальвацию Заира по отношению к западным валютам. [1]
К 1992 году и в 1993 году большинство секторов экономики находились в состоянии глубокого упадка. Гиперинфляция была постоянным явлением. Валюта страны продолжала обесцениваться до нового минимума по отношению к доллару (110 миллионов затов = 1 доллар США к декабрю 1993 года), что привело к демонетизации экономики и разрушению банковской системы, а также серьезному ущербу международной конкурентоспособности Заира. Бедность и безработица были широко распространены. [1]
1994 г. по настоящее время
[ редактировать ]Плохая инфраструктура, неопределенная правовая база, коррупция и отсутствие открытости в экономической политике и финансовых операциях правительства остаются тормозом для инвестиций и роста. Ряд миссий Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка встретились с новым правительством, чтобы помочь ему разработать последовательный экономический план, но соответствующие реформы приостановлены.
Столкнувшись с продолжающейся девальвацией валюты , правительство прибегло к более решительным мерам и в январе 1999 года запретило широкое использование американских долларов для внутренних коммерческих операций, но позже оно скорректировало эту позицию. Правительство не смогло обеспечить иностранную валюту для экономических операций и прибегло к печатанию денег для финансирования своих расходов. В 2000 году рост был отрицательным из-за трудностей с выполнением условий международных доноров, продолжающихся низких цен на ключевые экспортные товары и нестабильности после переворота.Несмотря на обесценивание, конголезские франки оставались стабильными в течение нескольких лет. [2]
Условия улучшились в конце 2002 года после вывода многих вторгшихся иностранных войск. Ряд миссий МВФ и Всемирного банка встретились с правительством, чтобы помочь ему разработать последовательный экономический план, а президент Джозеф Кабила приступил к осуществлению реформ.
Особая экономическая зона
[ редактировать ]ДРК создает специальные экономические зоны (СЭЗ), чтобы стимулировать возрождение своей промышленности. Первая СЭЗ должна была появиться в 2012 году в Н'Селе, коммуне Киншаса , и будет ориентирована на агропромышленный комплекс. Власти Конго также планировали открыть еще одну зону добычи полезных ископаемых в Катанге и третью зону добычи цемента в Нижнем Конго . [3] Программа состоит из трех этапов, каждый из которых преследует свои цели. Фаза I была предшественником реальных инвестиций в Особую экономическую зону, где политики согласовали структуру, структура была изучена для ее создания и для прогнозирования потенциального рыночного спроса на землю. Первый этап второго этапа включал в себя представление законов об особой экономической зоне, поиск хороших площадок для бизнеса, и в настоящее время предпринимаются усилия по оказанию помощи правительству в привлечении иностранных инвестиций. Второй этап Фазы II еще не начался и включает в себя помощь правительству в создании структуры для страны, создании общего плана объекта, выяснении того, каким будет воздействие проекта на окружающую среду, и предположении, насколько оно будет велико. стоимость и какой доход можно получить от инвестиций. Фаза III предполагает, что Всемирный банк создаст фазу транзакций, которая сохранит конкурентоспособность всего. Программа ищет варианты передачи программы Всемирному банку, что может быть очень полезно для западной части страны.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В Смит, Хэмптон; Меррилл, Тим; Сандра В., Медиц (1994). «Экономика». В Медице, Сандра В.; Меррилл, Тим (ред.). Заир: страновое исследование (4-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Отдел федеральных исследований , Библиотека Конгресса . стр. 138–151. ISBN 0-8444-0795-Х . OCLC 30666705 . В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ Ндонда, 2014 г.
- ^ [1] «Рай», где правит закон, L'Echo, ноябрь 2010 г. (на французском языке)