Экономика Кении
Валюта | Кенийский шиллинг (KES, KSh) |
---|---|
Торговые организации | АС , Африканская зона свободной торговли , ВАС , КОМЕСА , CEN-SAD , ВТО и другие. |
Группа стран |
|
Статистика | |
Население | 51 526 000 (оценка на 2023 г.) [3] |
ВВП | |
Рейтинг ВВП | |
Рост ВВП |
|
ВВП на душу населения | |
Рейтинг ВВП на душу населения | |
ВВП по секторам |
|
7,9% (оценка 2022 г.) [6] | |
Население за чертой бедности | 14% (оценка на 2022 г.) [9] |
38.7 средний (2021) [8] | |
31 балл из 100 (2023 г., 126 место ) | |
Рабочая сила | |
Рабочая сила по профессиям |
|
Безработица | 2,98% (оценка на 2020 г.) [14] |
Основные отрасли | Товары народного потребления (пластик, мебель, аккумуляторы, текстиль, одежда, мыло, сигареты, мука, кондитерские изделия), фармацевтика, сельскохозяйственная продукция, садоводство, нефтепереработка; алюминий, сталь, свинец; цемент, ремонт коммерческих судов, туризм, информационные технологии |
Внешний | |
Экспорт | 5,792 триллиона долларов (оценка 2017 г.) [8] |
Экспортные товары | Чай, продукция садоводства, кофе, нефтепродукты, рыба, цемент, одежда. |
Основные партнеры по экспорту |
|
Импорт | 15,99 млрд долларов (оценка 2017 г.) [8] |
Импортные товары | Машины и транспортное оборудование, нефть, нефтепродукты, автомобили, железо и сталь, смолы и пластмассы. |
Основные партнеры по импорту |
|
−5,021 триллиона долларов (оценка 2017 г.) [8] | |
Валовой внешний долг | 27,59 миллиарда долларов (оценка на 31 декабря 2017 г.) [8] |
Государственные финансы | |
54,2% ВВП (оценка 2017 г.) [8] | |
−6,7% (ВВП) (оценка 2017 г.) [8] | |
Доходы | 21,89 триллиона (оценка на 2022 год) |
Затраты | 26,93 триллиона (оценка на 2022 г.) |
| |
7,354 миллиарда долларов (оценка на 31 декабря 2017 г.) [8] | |
Все значения, если не указано иное, указаны в долларах США . |
Экономика Кении рыночная с несколькими государственными предприятиями. Кения имеет развивающийся рынок и является среднеразвитой страной, опережающей своих восточноафриканских коллег. В настоящее время Кения является страной с доходом ниже среднего и планирует к 2030 году стать новой индустриальной страной. Основные отрасли, движущие экономику Кении, включают финансовые услуги, сельское хозяйство, недвижимость, производство, логистику, туризм, розничную торговлю и энергетику. По состоянию на 2020 год Кения была третьей по величине экономикой в странах Африки к югу от Сахары после Нигерии и Южной Африки . В региональном отношении экономика Кении более сильная и стабильная по сравнению с соседними странами Восточной Африки. [17] К 2023 году страна стала крупнейшим центром стартапов в Африке как по вложенным средствам, так и по количеству проектов. [18]
Правительство Кении в целом дружелюбно к инвестициям и провело несколько регуляторных реформ для упрощения иностранных и местных инвестиций, включая создание зоны экспортной переработки . Все более значительную часть иностранных финансовых притоков Кении составляют денежные переводы кенийцев из диаспоры, которые работают в США , на Ближнем Востоке , в Европе и Азии . [19] По данным Центрального банка Кении, [20] денежные переводы кенийцев, проживающих за границей, составляют более 3,4 процента валового внутреннего продукта (ВВП).
По состоянию на сентябрь 2018 года экономические перспективы были позитивными: ожидался рост валового внутреннего продукта (ВВП) более чем на 6% . [21] Этот рост был в основном обусловлен расширением секторов телекоммуникаций, транспорта и строительства; восстановление сельского хозяйства; и рост малого бизнеса, помогающий тянуть экономику. Эти улучшения поддерживаются большим количеством высокообразованных профессиональных работников. Существует высокий уровень ИТ-грамотности и инноваций, особенно среди молодых кенийцев. [22] [23]
Всемирного банка В 2020 году Кения заняла 56-е место в рейтинге легкости ведения бизнеса по сравнению с 61-м местом в 2019 году (из 190 стран). [24] По сравнению со своими соседями, Кения имеет хорошо развитую социальную и физическую инфраструктуру. [25]
История
[ редактировать ]Между 70 и 1500 годами нашей эры торговые пути, охватывающие Африку, Азию и Европу, интегрировали прибрежную полосу Кении в мировую экономику. [26] Иностранные торговцы привозили свои товары на побережье Кении и уезжали с африканскими товарами. [27]
В 1499 году нашей эры Васко да Гама португальский исследователь вернулся в Европу после открытия морского пути в Индию через Южную Африку. [28] Этот новый маршрут позволил европейским странам доминировать в торговой экономике восточноафриканского побережья, а португальцы закрепились в 16 и 17 веках. [29] В 18 веке португальцев в этом восточноафриканском экономическом коридоре заменили оманские арабы . [30] В конце концов, британцы заменили оманских арабов. В 1895 г. они доминировали в прибрежной полосе; к 1920 году они следовали по внутренним торговым путям вплоть до Королевства Буганда . [31] Чтобы сделать этот древний экономический торговый путь более прибыльным, британцы использовали индийских рабочих для строительства железной дороги от Момбасы на побережье до Кампалы , столицы королевства Буганда, по старым торговым путям. [32] Крупные города были основаны вдоль железнодорожной линии при поддержке европейских поселенческих фермерских сообществ. Индийские рабочие, не вернувшиеся в Индию после окончания строительства железной дороги, первыми открыли в этих городах магазины (дукаваллы). [33] [34]
В колониальный период европейское фермерское сообщество поселенцев и индийские дукаваллы заложили основы современной формальной кенийской экономики. [35] Яркими примерами азиатско-кенийских владельцев бизнеса, чей бизнес начинался как дукаваллы, являются Ману Чандария и Мадаталли Манджи . [36] В то время как европейцы и индийцы переживали сильный экономический рост в период с 1920 по 1963 год, африканцы были лишены своей земли, дегуманизированы и вынуждены работать за минимальную оплату в крайне плохих условиях труда из-за устоявшейся системы расовой сегрегации. [37]
Кения обрела независимость в 1963 году. При президенте Джомо Кеньятте правительство Кении способствовало африканизации кенийской экономики. [38] обеспечение быстрого экономического роста за счет государственных инвестиций, поощрения мелкомасштабного сельскохозяйственного производства и стимулирования частных, часто иностранных, промышленных инвестиций. Влиятельный сессионный документ, написанный Томом Мбойей и Мваи Кибаки в 1965 году, подчеркивал необходимость того, чтобы Кения избегала как капиталистической экономики Запада, так и коммунизма Востока. [39] В документе утверждается, что Кении следует вместо этого сосредоточиться на африканском социализме, избегая при этом привязки экономического состояния Кении к какой-либо стране или группе стран. [39] С 1963 по 1973 год ВВП рос в среднем на 6,6% в год; в течение 1970-х годов он рос в среднем на 7,2%. Сельскохозяйственное производство за тот же период росло на 4,7% ежегодно, что стимулировалось перераспределением поместий, распространением новых сортов сельскохозяйственных культур и открытием новых площадей для возделывания. Однако темпы роста ВВП снизились до 4,2% в год в 1980-е годы и до 2,2% в год в 1990-е годы. [40]
Политика Кении по импортозамещению , начавшаяся в 1946 году с европейских и азиатских предприятий, не привела к желаемому результату преобразования промышленной базы Кении. В конце 1970-х годов рост цен на нефть начал делать производственный сектор Кении неконкурентоспособным. [41] В ответ правительство начало масштабное вмешательство в частный сектор. Отсутствие экспортных стимулов, жесткий контроль над импортом и валютный контроль сделали внутреннюю среду для инвестиций еще менее привлекательной. [42]
В 1980-х и 1990-х годах Кения подписала кредиты на структурную перестройку со Всемирным банком и МВФ. Кредиты должны были быть предоставлены при условии, что Кения примет государственные реформы, либеральную торговлю и режим процентных ставок, а также промышленную политику, ориентированную на внешний рынок, среди другие реформы. [43] Экономика Кении работала очень плохо в эпоху либерализации, проводимой Всемирным банком и МВФ, в разгар правления администрации Дэниела Арап Мои . [44]
С 1991 по 1993 год в Кении наблюдались худшие экономические показатели с момента обретения независимости. Рост ВВП стагнировал, а сельскохозяйственное производство сокращалось на 3,9% в год. В августе 1993 года инфляция достигла рекордных 100%, а дефицит государственного бюджета превысил 10% ВВП. [42] В результате этих проблем двусторонние и многосторонние доноры приостановили свои программы помощи в Кении в 1991 году. [45]
В 1993 году правительство Кении начало крупную программу экономических реформ и либерализации . Новый министр финансов и новый управляющий центрального банка предприняли ряд экономических мер при содействии Всемирного банка и Международного валютного фонда (МВФ). Правительство отменило контроль над ценами и лицензирование импорта, отменило валютный контроль , приватизировало ряд государственных компаний, сократило количество государственных служащих и ввело консервативную финансовую и монетарную политику. С 1994 по 1996 год темпы роста реального ВВП Кении составляли в среднем чуть более 4% в год. [46]
Однако в 1997 году экономика вступила в период медленного роста, отчасти из-за неблагоприятных погодных условий и снижения экономической активности перед всеобщими выборами в декабре 1997 года. В июле 1997 года правительство Кении отказалось выполнить ранее взятые на себя обязательства перед МВФ по реформы управления . [47] В результате МВФ приостановил кредитование на три года, а Всемирный банк приостановил предоставление кредита на структурную перестройку в размере 90 миллионов долларов . [48]
Правительство Кении впоследствии предприняло позитивные шаги по проведению реформ, включая создание в 1997 году Управления по борьбе с коррупцией Кении. Государство также приняло меры по повышению прозрачности государственных закупок и сокращению государственных заработных плат. В июле 2000 года МВФ подписал Фонд сокращения бедности и экономического роста на сумму 150 миллионов долларов, а Всемирный банк вскоре после этого предоставил кредит на реформу экономики и государственного сектора в размере 157 миллионов долларов. Однако в конечном итоге оба были отстранены. [48] Несмотря на неудачи, процесс реформ сделал Кению экономическим центром Восточной Африки и деловым центром региона. [43]
Экономический рост улучшился в период с 2003 по 2008 год при администрации Мваи Кибаки . [49] Когда Кибаки пришел к власти в 2003 году, он немедленно создал Департамент по управлению национальным долгом при казначействе, реформировал Налоговое управление Кении (KRA) для увеличения государственных доходов, реформировал финансовое законодательство о банковской деятельности, списал долги стратегических государственных предприятий и обеспечил, чтобы 30% государственных налоговых поступлений было инвестировано в проекты экономического развития. Благодаря этим реформам, проводимым правительством Национальной радужной коалиции , KRA собрало в 2004 году больше налоговых поступлений, чем ожидалось. Затем правительство инициировало инвестиции в инфраструктуру. К 2005 году государственный долг Кении сократился с 80% ВВП в 2002 году до 27% ВВП в 2005 году. Финансовый сектор значительно улучшился, и Equity Bank Kenya стал одним из крупнейших банков в Восточной Африке. Экономический рост увеличился с 2% в 2003 году до 7% в 2007 году. [50] В 2008 году рост упал до 1%. [51] из-за насилия после выборов, прежде чем вернуться в среднем к 5% в период с 2009 по 2013 год. [52] [53] Однако в 2009 году из-за засухи и мирового финансового кризиса высокие затраты на производство, а также падение спроса на некоторые виды экспорта страны привели к сокращению сельскохозяйственного сектора на 2,7%.
В период с 2013 по 2018 год при правительстве Юбилейной партии во главе с Ухуру Кеньяттой рост ВВП в среднем превышал 5%. [54] [55] Некоторые улучшения объясняются ростом малого бизнеса. [56] Рост реального ВВП (в годовом исчислении) составил 5,7% в первом квартале 2018 года, 6,0% во втором квартале 2018 года и 6,2% в третьем квартале 2018 года. [57] Несмотря на этот уверенный рост, сохранялись опасения по поводу устойчивости долга Кении, дефицита текущего счета, бюджетной консолидации и роста доходов. [58] [59]
ВВП Кении. В таблице ниже показаны оценки Архивировано 11 июня 2010 года в Wayback Machine Международным валютным фондом, с обменными курсами кенийских шиллингов .
Год | Номинальный ВВП (долл. США) | Обмен доллара США |
---|---|---|
1980 | 7,265 миллиарда | 7,42 шиллинга |
1985 | 6,135 миллиарда | 16,43 шиллинга |
1990 | 8,591 миллиарда | 22,86 шиллинга |
1995 | 9,046 миллиарда | 50,42 шиллинга |
2000 | 12,71 миллиарда | 78,58 шиллинга |
2005 | 18,74 миллиарда | 75,55 шиллингов |
2010 | 40 миллиардов | 78,90 шиллингов |
2015 | 63,77 миллиарда | 96,85 шиллингов |
2020 | 101,1 миллиарда | 107 шиллингов |
План «Видение 2030»
[ редактировать ]«Видение 2030» — это текущий план экономического будущего Кении, целью которого является создание к 2030 году процветающей, конкурентоспособной на мировом уровне нации с высоким качеством жизни. План направлен на преобразование кенийской промышленности и окружающей среды по трем направлениям: экономическому, социальному и экологическому. политический. [60] [61]
Экономическая основа
[ редактировать ]«Видение 2030» предполагает экономический рост в среднем более 10% в течение 23 лет, начиная с 2007 года. Целевыми экономическими областями являются туризм, сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля, производство, ИТ-услуги и финансовые услуги. [62]
Социальная основа
[ редактировать ]Чтобы улучшить качество жизни кенийцев, «Видение 2030» направлено на улучшение программ человеческого и социального обеспечения, в частности образования и обучения, здравоохранения, окружающей среды, жилья и урбанизации, детей и социального развития, а также молодежи и спорта. [63] В 2018 году президент Ухуру Кеньятта разработал программу «Большой четверки» , уделив особое внимание всеобщему здравоохранению, производству, доступному жилью и продовольственной безопасности.
Политическая опора
[ редактировать ]Политическая основа предполагает создание «демократической системы, которая ориентирована на конкретные задачи, прозрачна, ориентирована на людей, ориентирована на результат и подотчетна обществу». Он нацелен на пять основных областей: верховенство закона в соответствии с Конституцией Кении , избирательные и политические процессы, демократия и предоставление государственных услуг, прозрачность и подотчетность, а также безопасность, миростроительство и управление конфликтами. [64]
Действующая Конституция Кении была принята 27 августа 2010 года для укрепления этого принципа. [65]
Валюта, обменный курс и инфляция
[ редактировать ]Валюта Кении печатается по поручению Центрального банка Кении . [66] Банк начал печатать банкноты в 1996 году. С тех пор в обращении было несколько версий кенийских банкнот и монет. Последний редизайн валюты Кении произошел в 2019 году. [66]
Обменный курс кенийского шиллинга в период с 2003 по 2010 год в среднем составлял около 74-78 кенийских шиллингов за доллар США. [67]
Средняя инфляция с 2005 по июль 2015 года составила 8,5%. [68] В июле 2015 года уровень инфляции в Кении оценивался в 6,62%. [69]
Государственные финансы
[ редактировать ]Доходы и расходы
[ редактировать ]В 2006 году доходы правительства Кении составили 4,448 миллиарда долларов США, а предполагаемые расходы - 5,377 миллиарда долларов США. Сальдо государственного бюджета в процентах от валового внутреннего продукта улучшилось до -2,1% в 2006 году с -5,5% в 2004 году. [70]
В 2012 году Кения установила бюджет в размере 14,59 млрд долларов США при государственных доходах примерно в 12 млрд долларов США. [71]
В отчете о бюджетной политике на 2018 год бюджет установлен в размере 30 миллиардов долларов США. Государственные доходы составили примерно 29,5 млрд долларов США, а дефицит в размере 5 млрд долларов США был заимствован. [72]
За финансовый год, закончившийся в июне 2020 года, Налоговое управление Кении собрало налоговые поступления на сумму около 15 миллиардов долларов США. [73]
Государственный долг
[ редактировать ]С 1982 года ключевые показатели государственного долга Кении поднялись выше критического уровня, измеряемого как в процентах от ВВП, так и в процентах от государственных доходов. [74]
В 2002 году, в последний год правления администрации Даниэля Арап Мои , государственный долг Кении составлял почти 80% ВВП. За последние 10 лет режима Мои правительство тратило 94% всех своих доходов на зарплаты и обслуживание долга перед МВФ, Всемирным банком и другими западными странами. [75]
В 2003 году администрация Мваи Кибаки учредила в министерстве финансов отдел по управлению государственным долгом, чтобы снизить долг Кении до приемлемого уровня. [76]
В 2006 году дефицит текущего счета Кении составил 1,5 миллиарда долларов США. Эта цифра значительно выросла по сравнению с 2005 годом, когда дефицит текущего счета составил 495 миллионов долларов США. В 2006 году сальдо текущего счета в процентах от валового внутреннего продукта составило -4,2. [70]
В 2006 году внешний долг Кении составил 6,7 млрд долларов США. При ВВП в 25,83 миллиарда долларов США в 2006 году уровень государственного долга составлял 27% ВВП. [70]
В 2011 году национальное казначейство отметило, что долг растет, увеличившись до 40% ВВП в 2009 году и до 54% ВВП к 2012 году. [77]
В 2019 году долг Кении вырос до абсолютной суммы в 50 миллиардов долларов США при ВВП в 98 миллиардов долларов США. Уровень госдолга в 2019 году составил 51% ВВП. [78]
В 2021 году долг Кении вырос до абсолютной суммы 65 миллиардов долларов США по сравнению с ВВП в 101 миллиард долларов США. Уровень государственного долга в 2021 году составил 65% ВВП. [79] [80]
Крупнейшим двусторонним кредитором Кении с 2011 года является Китай , а крупнейшим многосторонним кредитором с 1963 года — Всемирный банк . [81]
В рамках своих усилий по управлению и диверсификации своих финансовых стратегий правительство Кении при содействии Всемирного банка планирует выпустить первые в Африке облигации, связанные с устойчивым развитием, к ноябрю этого года. Эта облигация, направленная на привлечение 500 миллионов долларов США, будет поддерживать общий бюджет, одновременно согласуясь с заранее определенными целями в области окружающей среды, социальной сферы, здравоохранения и энергетики. Выпуск является частью более широкой стратегии по решению проблемы ожидаемого бюджетного дефицита в размере 3,9% ВВП на финансовый год, заканчивающийся в июне 2025 года, и представляет собой значительный шаг вперед в области устойчивого финансирования на континенте. [82]
Программа экономического стимулирования
[ редактировать ]Программа экономического стимулирования Кении была включена в бюджетный план на 2010–2011 годы. [83] Инициатива была направлена на стимулирование экономической активности в Кении посредством инвестиций в долгосрочные решения проблем отсутствия продовольственной безопасности, сельской безработицы и экономической отсталости. Заявленные цели улучшения включали региональное развитие для обеспечения справедливости и социальной стабильности, инфраструктуры, образования, доступного здравоохранения, охраны окружающей среды, потенциала информационных и коммуникационных технологий , а также доступа к ИТ. [84]
Интегрированная информационная система финансового управления
[ редактировать ]Интегрированная информационная система финансового управления (IFMIS) была запущена в 2003 году как цифровая платформа для финансовой информации и услуг Кении, а затем была модернизирована Министерством финансов для борьбы с мошенничеством и другими злоупотреблениями. [85] IFMIS обеспечивает интегрированное бюджетное планирование, будучи связанным с целями политики планирования и распределением бюджета. [86]
Фонды включения неформального сектора
[ редактировать ]Фонд включения неформального сектора (FIIS) – это фонд, который позволяет предприятиям неформальной экономики получать доступ к кредитному финансированию и другим объектам, включая финансовые и банковские услуги. [87]
Компенсационный фонд инвесторов
[ редактировать ]Компенсационный фонд инвесторов компенсирует инвесторам, которые понесли убытки в результате нарушения обязанностей лицензированным биржевым брокером или дилером, максимум до 50 000 шиллингов на инвестора. [88]
Внешнеэкономические связи
[ редактировать ]Иностранные инвестиции в Кению остаются относительно слабыми, учитывая размер ее экономики и уровень развития. По состоянию на 2022 год общий объем прямых иностранных инвестиций в Кении составлял 10,4 миллиарда долларов США, что составляло всего 9,5% ВВП страны. [89]
Инвестиции поступают, в частности, из Китая, Японии, России, США и Великобритании. В Кении находится ряд иностранных транснациональных компаний и международных организаций, таких как Программа ООН по окружающей среде . [90] Инвестиции Китая растут, в то время как инвестиции западных стран, таких как Великобритания, значительно упали. Инвестиции многосторонних агентств, особенно Всемирного банка и Европейского фонда развития , также увеличились. Наиболее активными инвесторами в настоящее время являются китайцы .
Кения активно участвует в региональных торговых блоках, таких как Общий рынок Восточной и Южной Африки и Восточноафриканское сообщество , партнерство Кении , Уганды , Танзании , Руанды , Бурунди и Южного Судана . Целью последнего является создание общего рынка его государств-членов по образцу Европейского Союза . [70] блока Одним из первых шагов на пути к интеграции является создание Таможенного союза , который устранил пошлины на товары и нетарифные торговые барьеры между членами.
Экспорт
[ редактировать ]Основными статьями экспорта Кении являются продукция садоводства и чай. В 2005 году совокупная стоимость этих товаров составила 1 150 миллионов долларов США, что примерно в 10 раз превышает стоимость третьего по стоимости экспорта Кении - кофе. Другими важными статьями экспорта Кении являются нефтепродукты, рыба, цемент, пиретрум и сизаль. Ведущими статьями импорта являются сырая нефть, химикаты, промышленные товары, машины и транспортное оборудование. Африка является крупнейшим экспортным рынком Кении, за ней следует Европейский Союз. [70]
Основными направлениями экспорта являются Уганда, Танзания, Великобритания и Нидерланды. Основными поставщиками являются Китай, Индия, Объединенные Арабские Эмираты , Саудовская Аравия и Южная Африка. Основным экспортным товаром Кении в США является одежда, торговля которой осуществляется в соответствии с Законом о росте и возможностях Африки. Несмотря на это, швейная промышленность Кении изо всех сил пытается устоять перед азиатской конкуренцией и имеет торговый дефицит с Соединенными Штатами. Экономисты полагают, что многие проблемы Кении, связанные с экспортом товаров, вызваны тем фактом, что экспорт Кении представляет собой недорогие товары, которые не приносят в страну существенных сумм денег. [70]
Кения является доминирующим торговым партнером Уганды (12,3% экспорта, 15,6% импорта) и Руанды (30,5% экспорта, 17,3% импорта). [91] [92]
Торговый баланс
[ редактировать ]Кения обычно имеет значительный торговый дефицит. Торговый баланс сильно колеблется, поскольку основной экспорт Кении представляет собой сырьевые товары, подверженные воздействию как мировых цен, так и погодных условий. В 2005 году доход Кении от экспорта составил около 3,2 миллиарда долларов США. Плата за импорт составила около 5,7 млрд долларов США, в результате чего торговый дефицит составил около 2,5 млрд долларов США. [70]
Политика иностранных инвестиций
[ редактировать ]Политика Кении в отношении иностранных инвестиций в целом была благоприятной с момента обретения независимости, с периодическим ужесточением ограничений для содействия африканизации предприятий. Иностранным инвесторам было гарантировано право собственности и право на перевод дивидендов , роялти и капитала. [70]
Кения в настоящее время является наиболее важным источником прямых иностранных инвестиций в Уганду и Руанду. Уганда и соседние с ней регионы являются основными направлениями экспорта кенийской продукции. [93] Кения добилась большего успеха в развитии своей экономики и уровня качества жизни, чем многие из ее соседей в Африке к югу от Сахары . [70]
Отрасли
[ редактировать ]Сельское хозяйство
[ редактировать ]Кения произвела в 2018 году:
- 5,2 миллиона тонн сахарного тростника ;
- 4 миллиона тонн кукурузы ;
- 1,8 млн тонн картофеля ;
- 1,4 миллиона тонн бананов ;
- 946 тысяч тонн маниоки ;
- 871 тыс. тонн сладкого картофеля ;
- 775 тыс. тонн манго (включая мангостин и гуаву );
- 765 тыс. тонн фасоли ;
- 599 тыс. тонн томатов ;
- 674 тыс. тонн капусты ;
- 492 тыс. тонн чая (3-й по величине производитель в мире, уступая только Китаю и Индии);
- 349 тыс. тонн ананасов ;
- 336 тыс. тонн пшеницы ;
- 239 тыс. тонн моркови ;
- 233 тыс. тонн авокадо ;
- 206 тыс. тонн сорго ;
- 188 тысяч тонн арбуза ;
- 179 тыс. тонн вигны ;
- 169 тысяч тонн шпината ;
- 131 тысяча тонн папайи ;
- 92 тыс. тонн кокоса ;
- и 41 тысяча тонн кофе . [94]
Сельское хозяйство является вторым по величине вкладом в ВВП Кении после сектора услуг, хотя только 15% общей площади земель Кении имеют достаточное плодородие и количество осадков для обработки, и только 7 или 8% могут быть классифицированы как первоклассные земли. В 2006 году почти 75% работающих кенийцев зарабатывали на жизнь землей по сравнению с 80% в 1980 году. [70] Около половины всей сельскохозяйственной продукции составляет нетоварное натуральное производство.
В 2005 году на долю сельского хозяйства, включая лесное хозяйство и рыболовство, приходилось около 24% ВВП, а также 18% оплачиваемой занятости и 50% доходов от экспорта. В том же году доля садоводства составила 23%, а доля чая — 22% от общего объема экспортных поступлений. Основными товарными культурами в сельском хозяйстве Кении являются чай, садоводческая продукция и кофе. Значение кофе снизилось из-за снижения мировых цен, на долю которого в 2005 году приходилось всего 5% экспортных поступлений. Производство основных продуктов питания, таких как кукуруза, подвержено резким колебаниям, связанным с погодой. Спад производства также периодически вызывает необходимость продовольственной помощи. В 2004 году помощь потребовалась 1,8 миллионам человек из-за периодических засух в Кении . Однако расширение кредитования сельскохозяйственного сектора позволило фермерам лучше справляться с экологическими и ценовыми рисками. [70]
Чай, кофе, сизаль , пиретрум , кукуруза и пшеница выращиваются в плодородных высокогорьях, одном из самых успешных регионов сельскохозяйственного производства в Африке. Животноводство преобладает в полузасушливой саванне на севере и востоке. кокосы , ананасы , орехи кешью , хлопок, сахарный тростник , сизаль , кукурузу . В низинных районах выращивают [70]
Лесное хозяйство и рыболовство
[ редактировать ]Деградация ресурсов привела к сокращению объемов производства лесного хозяйства. В 2004 году вывозка круглого леса составила 22 162 000 кубических метров. Рыболовство имеет местное значение вокруг озера Виктория и имеет потенциал на озере Туркана . Общий улов Кении в 2004 году составил 128 000 метрических тонн. Однако объемы рыболовства снижаются из-за экологических нарушений. Загрязнение, чрезмерный вылов рыбы и использование несанкционированного рыболовного снаряжения привели к падению уловов и поставили под угрозу местные виды рыб. [70]
Горное дело и полезные ископаемые
[ редактировать ]Кения не имеет значительных запасов полезных ископаемых. Горнодобывающий сектор вносит незначительный вклад в экономику, составляя менее 1% ВВП. Большая часть этого объема приходится на производство кальцинированной соды на озере Магади на юге центральной части Кении. Во многом благодаря росту производства кальцинированной соды добыча полезных ископаемых в Кении в 2005 году достигла более 1 миллиона тонн. Одним из крупнейших проектов с иностранными инвестициями в Кении за последние годы является запланированное расширение завода Magadi Soda. Помимо кальцинированной соды, основными добываемыми полезными ископаемыми являются известняк , золото, соль, большое количество ниобия , плавиковый шпат и ископаемое топливо . [70]
Все неизвлеченные полезные ископаемые являются государственной собственностью в соответствии с Законом о горной промышленности. Департамент горнодобывающей промышленности и геологии Министерства окружающей среды и природных ресурсов контролирует разведку и добычу полезных ископаемых. [70]
Промышленность и производство
[ редактировать ]Хотя Кения является самой промышленно развитой страной Восточной Африки, на долю обрабатывающей промышленности по-прежнему приходится лишь 14% ВВП. Это представляет собой лишь незначительное увеличение с момента обретения независимости. Быстрое расширение сектора сразу после обретения независимости застопорилось в 1980-х годах, чему препятствовал нехватка гидроэлектроэнергии , высокие затраты на электроэнергию, ветхая транспортная инфраструктура и демпинг дешевого импорта. Однако из-за урбанизации промышленность и обрабатывающий сектор становятся все более важными для экономики Кении, и это отражается в увеличении ВВП на душу населения. В промышленной деятельности, сконцентрированной вокруг трёх крупнейших городских центров — Найроби , Момбасы и Кисуму , преобладают предприятия пищевой промышленности, такие как помол зерна, производство пива, переработка сахарного тростника и производство потребительских товаров. В Кении также есть нефтеперерабатывающий завод , который перерабатывает импортированную сырую нефть в нефтепродукты, в основном для внутреннего рынка. Кроме того, существенное и расширяющееся неформальный сектор занимается мелкомасштабным производством товаров для дома, запчастей для автомобилей и сельскохозяйственного инвентаря. [70]
Включение Кении в число бенефициаров Закона правительства США о росте и возможностях в Африке дало толчок развитию производства. С момента вступления Закона в силу в 2000 году продажи одежды Кении в США увеличились с 44 миллионов долларов США до 270 миллионов долларов США в 2006 году. Другие инициативы по укреплению производства включают благоприятные налоговые меры, включая отсутствие пошлин на капитальное оборудование и другое сырье. [70]
Энергия
[ редактировать ]Самый большой сегмент электроснабжения Кении поступает от гидроэлектростанций на плотинах в верховьях реки Тана , а также плотины ущелья Турквел на западе. нефтяная электростанция на побережье, геотермальные установки в Олкарии и электроэнергия, импортируемая из Уганды Баланс составляют . В период с 2001 по 2003 год установленная мощность Кении составляла 1142 мегаватт в год. Государственная Кенийская электроэнергетическая компания , созданная в 1997 году под названием Kenya Power Company, занимается выработкой электроэнергии, а Кенийская энергетическая и осветительная компания занимается ее передачей и распределением. . [95] Нехватка электроэнергии возникает периодически, когда засуха уменьшает расход воды. Например, в 1997 и 2000 годах засуха привела к жесткому нормированию электроэнергии, что привело к экономически разрушительным 12-часовым отключениям электроэнергии . Частые отключения электроэнергии и высокая стоимость электроэнергии остаются серьезными препятствиями для экономической деятельности. Налоговые и другие льготы планируются для стимулирования инвестиций в гидроэлектроэнергию и геотермальную энергию , которую Кения стала пионером в принятии этих мер. [70]
Кения в настоящее время импортирует всю необходимую сырую нефть, при этом на долю нефти приходится от 20% до 25% национального импорта. Запасы углеводородов были обнаружены в полузасушливом северном регионе Туркана в Кении после нескольких десятилетий периодических разведочных работ. Морские геологоразведочные работы также продолжаются. Kenya Petroleum Refinies , совместное предприятие правительства и нескольких нефтяных компаний с долевым участием 50:50, управляет единственным в стране нефтеперерабатывающим заводом в Момбасе . Продукция нефтеперерабатывающего завода транспортируется по кенийскому трубопроводу Момбаса-Найроби. [70] Однако в настоящее время завод не работает. [ когда? ] В 2004 году потребление нефти оценивалось в 55 000 баррелей (8 700 м3). 3 ) в день.
Туризм
[ редактировать ]Зависимость Кении от туризма за последние годы значительно снизилась. В 2019 году доходы от иностранного туризма составили 1,76 миллиарда долларов, что составляет лишь 1,6% ВВП Кении и примерно 12% всех поступлений от международного туризма в Восточной Африке. [96]
Растущий средний класс в Кении за последние годы также привел к значительному росту внутреннего туризма. Этот устойчивый рост внутреннего туризма игнорирует суматоху выборов и террористических атак. В 2014 году данные Национального статистического бюро Кении впервые показали, что число кенийцев, проживающих в гостиничных номерах, было выше, чем количество иностранных туристов, что указывает на растущее значение внутреннего туризма и подчеркивает необходимость того, чтобы правительство сосредоточило внимание на продвижение внутреннего туризма над международным туризмом как способ обеспечения более устойчивого роста туристического сектора. [97]
В 2018 году занятость койко-мест отечественными туристами составила 52,9% от общей занятости койко-мест в стране. [98]
Кения предлагает множество крупных национальных парков с разнообразными ландшафтами. Помимо побережья, здесь есть большие пустыни, степи и горы. Национальные парки и заповедники содержат естественную среду обитания многих видов животных. [96]
Финансовые услуги
[ редактировать ]Кения является центром финансовых услуг Восточной Африки. Найробийская фондовая биржа (NSE) занимает 4-е место в Африке по рыночной капитализации.
Банковский сектор Кении регулируется Центральным банком Кении. В банковском секторе Кении в основном доминируют местные коммерческие банки, а именно Equity Bank, Kenya Commercial Bank, NCBA Bank, Diamond Trust Bank, Cooperative Bank и National Bank. Коммерческий банк Кении - крупнейший банк Кении по размеру активов и сети филиалов по состоянию на 2023 год. [99]
В Кении имеется ряд известных бухгалтерских фирм. Фирмы «Большой четверки» : Mazars , Grant Thornton International и PKF International активно работают в финансовой системе и часто несут ответственность за аудит фирм Найробийской фондовой биржи. [100]
Судостроение
[ редактировать ]Первое кенийское судно коммерческого размера, построенное с нуля — не только в Кении, но и во всей Восточной Африке — было спущено на воду в октябре 2023 года. [101] [102] Судно водоизмещением 1800 тонн, MV Uhuru II, будет переправлять товары и нефть через озеро Виктория. [101] [102]
Труд
[ редактировать ]По оценкам, в 2022 году рабочая сила Кении будет насчитывать около 24 миллионов человек. В последние годы большая часть рабочей силы Кении переехала из сельской местности в такие города, как Найроби, поскольку Кения становится все более урбанизированной. [70]
Уровень участия в рабочей силе в Кении был постоянным с 1997 по 2010 год как для женщин, так и для мужчин. В 1997 году 65% женщин были заняты тем или иным видом труда, а 76% мужчин были заняты. В 2005 году 60% женщин и 70% мужчин были в составе рабочей силы, а в 2010 году этот показатель немного увеличился до 61% женщин и 72% мужчин. [103]
За последние 20 лет многие кенийцы перешли от семейных фермерских хозяйств к наемному труду, малому предпринимательству и неформальной работе. В 1989 году 4,5 миллиона кенийцев из общего числа работающего населения в 7,3 миллиона работали на семейных фермах. В 2009 году только 6,5 млн кенийцев из 14,3 млн трудоспособного населения работали на семейных фермах. Из них 3,8 миллиона — женщины и 2,7 миллиона — мужчины. [104]
Согласно «Обзору экономики Кении» Всемирного банка за 2012 год, современные оплачиваемые рабочие места включают в себя работу «инженера, специалиста по телекоммуникациям, работника по срезанию цветов, учителя, строителя, домработницы, профессионалов, любую промышленную и производственную работу, а также портовых и докеров». В 1989 году на оплачиваемой работе было занято всего 1,9 миллиона кенийцев. В 2009 году это число увеличилось до 5,1 млн, при этом на оплачиваемых работах было занято 3,4 млн мужчин и 1,3 млн женщин. [104]
Неформальная экономика («Джуа Кали»)
[ редактировать ]В Кении сектор «Джуа Кали» — это еще одно название неформальной экономики , которую также называют несельскохозяйственной самозанятостью. [104] Джуа Кали на суахили означает «жаркое солнце» и относится к идее, что работники неформальной экономики работают под палящим солнцем. [105] Неформальный сектор состоит из юридически непризнанной и нерегулируемой самозанятости и наемной занятости. В результате занятость в неформальном секторе не вносит вклад в ВВП Кении. [105] Несельскохозяйственная самозанятость выросла с 1989 по 2009 год.
Всемирный банк характеризует несельскохозяйственную самозанятость как «уличный торговец, владелец магазина, портниха, помощница, торговец рыбой, поставщик общественного питания и т. д.». Несельскохозяйственная самозанятость выросла с 0,9 миллиона работников в 1989 году до 2,7 миллиона в 2009 году. Мужчины составляют 1,4 миллиона работников, а женщины – 1,3 миллиона. [104]
По состоянию на 2009 год на неформальную экономику Кении приходится около 80% общей занятости в стране. Большинство неформальных работников являются самозанятыми, и лишь немногие предприниматели нанимают других. Неформальный сектор обеспечивает экономическую активность, равную 35% от общего ВВП Кении, и имеет свою собственную неформальную финансовую структуру в виде вращающихся сберегательных и кредитных ассоциаций . Этот сектор обеспечивает доход в основном для людей, принадлежащих к более низким социально-экономическим группам. [105]
К недостаткам неформальной экономики относятся поощрение контрабанды и уклонения от уплаты налогов, а также отсутствие социальной и правовой защиты. Большинство представителей неформального сектора имеют низкий уровень образования. Рост стоимости образования и неопределенность относительно будущего трудоустройства вынудили многих работников перейти в неформальную экономику из-за более низких вступительных взносов, а также более короткого и практического обучения и ученичества. [106]
Человеческий капитал
[ редактировать ]Кения имеет один из лучших человеческих капиталов в Африке. Согласно Индексу человеческого капитала (HCI) Всемирного банка за 2019 год, который измеряет человеческий капитал следующего поколения, Кения заняла первое место в Африке к югу от Сахары с показателем HCI 0,52. Индекс объединил несколько ключевых показателей, таких как посещаемость школы, выживаемость детей, качество обучения, здоровый рост и выживаемость взрослых, в единый индекс в диапазоне от 0 до 1. [107]
Проблемы
[ редактировать ]Сильная зависимость экономики от дождей в сельском хозяйстве делает ее уязвимой к периодам высокой инфляции во время засух. [108] В сельскохозяйственном секторе занято почти 33% всей рабочей силы. [109]
Экономическим показателям Кении в течение длительного времени препятствовали различные факторы: сильная зависимость от некоторых видов сельскохозяйственного экспорта, уязвимых к колебаниям мировых цен; рост населения, опережающий экономический рост; длительные засухи, требующие нормирования электроэнергии; ухудшение инфраструктуры; и крайнее неравенство доходов. Некоторые из этих проблем были решены с помощью политики: рост ВВП увеличился, рост населения замедлился, были проведены быстрые улучшения инфраструктуры и увеличились темпы электрификации с более стабильными источниками питания.
Плохое управление и коррупция также оказали негативное влияние на экономический рост, сделав ведение бизнеса в Кении дорогим. [110]
Несмотря на эти проблемы, две трети кенийцев ожидают улучшения условий жизни в ближайшие десятилетия. [111]
См. также
[ редактировать ]- Категория: Компании Кении
- Список округов Кении по ВВП
- Список округов Кении по уровню бедности
- Эко-Песа
- Видение 2030 года
- Центральный банк Кении
- Экономическая комиссия ООН для Африки
- Торговые данные Кении заархивированы 4 октября 2021 г. на Wayback Machine.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «База данных «Перспективы мировой экономики», апрель 2019 г.» . МВФ.org . Международный валютный фонд . Архивировано из оригинала 22 декабря 2019 года . Проверено 29 сентября 2019 г.
- ^ «Страновые и кредитные группы Всемирного банка» . datahelpdesk.worldbank.org . Всемирный банк . Архивировано из оригинала 28 октября 2019 года . Проверено 29 сентября 2019 г.
- ^ «Население, всего — Кения» . knbs.or.ke. Национальное статистическое бюро Кении . 4 ноября 2019 г. Архивировано из оригинала 13 ноября 2019 г. . Проверено 1 апреля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «База данных «Перспективы мировой экономики», апрель 2024 г.» . МВФ.org . Международный валютный фонд. Архивировано из оригинала 26 апреля 2024 года . Проверено 26 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «База данных «Перспективы мировой экономики», октябрь 2023 г.» . МВФ.org . Международный валютный фонд. Архивировано из оригинала 23 октября 2020 года . Проверено 13 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «База данных «Перспективы мировой экономики», апрель 2020 г.» . МВФ.org . Международный валютный фонд. Архивировано из оригинала 30 июля 2020 года . Проверено 18 апреля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «База данных «Перспективы мировой экономики», октябрь 2023 г.» . МВФ.org . Международный валютный фонд. Архивировано из оригинала 4 апреля 2024 года . Проверено 20 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н «Всемирная книга фактов» . ЦРУ.gov . Центральное разведывательное управление . Архивировано из оригинала 24 января 2021 года . Проверено 15 июня 2019 г.
- ^ « мировые часы бедности » . Архивировано из оригинала 19 декабря 2020 года . Проверено 6 января 2020 г.
- ^ «Индекс человеческого развития (ИЧР)» . hdr.undp.org . HDRO (Отдел по составлению докладов о человеческом развитии) Программа развития Организации Объединенных Наций . Архивировано из оригинала 19 марта 2022 года . Проверено 17 ноября 2022 г.
- ^ «Индекс человеческого развития с поправкой на неравенство (IHDI)» . hdr.undp.org . HDRO (Отдел по составлению докладов о человеческом развитии) Программа развития Организации Объединенных Наций . Архивировано из оригинала 12 декабря 2020 года . Проверено 17 ноября 2022 г.
- ^ «Рабочая сила, всего — Кения» . data.worldbank.org . Всемирный банк. Архивировано из оригинала 1 августа 2020 года . Проверено 17 января 2020 г.
- ^ «Соотношение занятости и численности населения, 15+, всего (%) (национальная оценка) — Кения» . data.worldbank.org . Всемирный банк. Архивировано из оригинала 31 июля 2020 года . Проверено 17 января 2020 г.
- ^ « Статиста » . Архивировано из оригинала 5 августа 2020 года . Проверено 8 октября 2019 г.
- ^ «Рейтинговый список суверенных государств» . Стандарт энд Пурс. Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 26 мая 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Роджерс, Саймон; Седги, Ами (15 апреля 2011 г.). «Как Fitch, Moody's и S&P оценивают кредитный рейтинг каждой страны» . Хранитель . Архивировано из оригинала 1 августа 2013 года . Проверено 31 мая 2011 г.
- ^ «Открытые данные Всемирного банка» . Открытые данные Всемирного банка . Архивировано из оригинала 26 мая 2023 года . Проверено 19 апреля 2024 г.
- ^ «Кения опережает Анголу как экономика № 3 в Африке к югу от Сахары» . Bloomberg.com . 5 июня 2020 года. Архивировано из оригинала 29 ноября 2020 года . Проверено 6 декабря 2020 г.
- ^ «Регистрация компании в Кении» . Консультанты Хили. Архивировано из оригинала 18 мая 2013 года . Проверено 2 сентября 2013 г.
- ^ «Форум Кении | Кенийская диаспора отправила домой рекордные денежные переводы в 497 миллиардов шиллингов - Форум Кении» . www.kenyaforum.net . 18 января 2023 г. Проверено 27 июня 2024 г.
- ^ «Обзор экономики Кении, 2018 год» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2018 года . Проверено 30 сентября 2018 г.
- ^ «За шесть месяцев 2018 года кенийские технологические стартапы получили половину финансирования Африки» . Столичный бизнес Кении. 10 июля 2018 года. Архивировано из оригинала 14 апреля 2019 года . Проверено 14 апреля 2019 г. .
- ^ «ОБЗОР СТАРТАП-ЭКОСИСТЕМЫ КЕНИИ» . ВК4А. Архивировано из оригинала 12 января 2020 года . Проверено 14 апреля 2019 г. .
- ^ «Ведение бизнеса в Кении – Группа Всемирного банка» . сайт ведения бизнеса . Архивировано из оригинала 10 сентября 2018 года . Проверено 18 ноября 2018 г.
- ^ «Открытые данные Всемирного банка» . Открытые данные Всемирного банка . Архивировано из оригинала 26 мая 2023 года . Проверено 19 апреля 2024 г.
- ^ «Перипл Эритрейского моря; путешествия и торговля в Индийском океане» . Нью-Йорк: Лонгманс, Грин и Ко . Проверено 30 сентября 2018 г.
- ^ «ЗАНГ ОН ПРОЖИЛ ОДИН ГОД В КЕНИИ В 1417 ГОДУ» . Malindikenya.net . Архивировано из оригинала 30 сентября 2018 года . Проверено 30 сентября 2018 г.
- ^ «История колонны Васко да Гама» . Туристические сайты Кении . 15 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 29 апреля 2017 года . Проверено 30 сентября 2018 г.
- ^ «Португальцы в Африке в XIX веке» . Джим Джонс . Архивировано из оригинала 2 ноября 2013 года . Проверено 30 сентября 2018 г.
- ^ «Оманское правление XIX века» . kenyastudy.wordpress.com . 13 мая 2013 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2018 г. . Проверено 30 сентября 2018 г.
- ^ «Британский протекторат Восточной Африки» . enzimuseum.org . Архивировано из оригинала 6 мая 2017 года . Проверено 30 сентября 2018 г.
- ^ «БЕЗУМНЫЙ ЭКСПРЕСС» . Агора . Архивировано из оригинала 22 апреля 2016 года . Проверено 30 сентября 2018 г.
- ^ Спенсер, Ян (1980). «Доминирование поселенцев, сельскохозяйственное производство и Вторая мировая война в Кении». Журнал африканской истории . 21 (4): 497–514. дои : 10.1017/S0021853700018715 . JSTOR 182007 . S2CID 162566026 .
- ^ «Строительство железной дороги Кения-Уганда» . enzimuseum.org . Архивировано из оригинала 11 октября 2018 года . Проверено 30 сентября 2018 г.
- ^ «Европейское поселенческое земледелие» . эЛиму . Архивировано из оригинала 30 сентября 2018 года . Проверено 30 сентября 2018 г.
- ^ Химбара, Дэвид (1993). «Мифы и реалии кенийского капитализма». Журнал африканской политической экономии . 31 (1): 93–107. JSTOR 161345 .
- ^ «Расовая дискриминация в Кении в колониальный период» (PDF) . Рут Кэтрин Черуйот, Государственный университет Оклахомы, СтиллУотер, 1974 г. Архивировано (PDF) из оригинала 21 марта 2023 года . Проверено 30 сентября 2018 г.
- ^ «Сессионный документ № 10 (1965 г.) Африканский социализм и его применение к планированию в Кении» (PDF) . Том Мбойя и Мваи Кибаки, правительство Кении, 1965 год . Архивировано (PDF) из оригинала 11 февраля 2020 г. Проверено 30 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Сессионный документ № 10 (1965 г.) Африканский социализм и его применение к планированию в Кении, стр. 16, Отношения с другими странами» (PDF) . Правительство Кении, 1965 год . Архивировано (PDF) из оригинала 11 февраля 2020 г. Проверено 30 сентября 2018 г.
- ^ МВАНГИ С. КИМЕНЬИ; ФРЭНСИС М. МВЕГА; НЮГУНА С. НДУНГЮ (май 2016 г.). «Африканские львы: практический пример страны Кении» (PDF) . Брукингский институт. Архивировано (PDF) из оригинала 27 мая 2016 года . Проверено 23 мая 2016 г.
- ^ Мейлинк, Хенк А. (июнь 1982 г.). «Последствия импортозамещения: пример производственного сектора Кении» . Мейлинк, Хенк А. (1982) Найроби: Институт исследований развития, Университет Найроби . Архивировано из оригинала 30 сентября 2018 года . Проверено 30 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Кения (07.05.12)» . Государственный департамент США . Архивировано из оригинала 30 июля 2020 года . Проверено 11 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Условия для экономического роста в Кении улучшились, но проблемы остаются» . Оксфордская бизнес-группа . 5 ноября 2018 г. Архивировано из оригинала 26 декабря 2020 г. Проверено 7 декабря 2020 г.
- ^ «Либерализация торговли Кении в 1980-х и 1990-х годах: политика, влияние и последствия» (PDF) . Фонд Карнеги за международный мир . Архивировано (PDF) из оригинала 11 августа 2021 года . Проверено 10 марта 2022 г.
- ^ Гринхаус, Стивен (27 ноября 1991 г.). «Доноры помощи настаивают на реформах в Кении» . Архив New York Times СТИВЕН ГРИНХАУС 27 НОЯ. 1991 год . Архивировано из оригинала 2 сентября 2020 года . Проверено 30 сентября 2018 г.
- ^ Дэвид Бигмен (2002). Глобализация и развивающиеся страны: новые стратегии развития сельских районов и борьбы с бедностью . КАБИ. п. 136. ИСБН 978-0-85199-575-5 .
- ^ «Найроби останавливает реформы МВФ и Всемирного банка» . Independent.co.uk . 24 марта 1993 года. Архивировано из оригинала 4 декабря 2020 года . Проверено 30 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Кения: Всемирный банк и МВФ приостанавливают финансовую помощь Кении» . allafrica.com . Архивировано из оригинала 1 августа 2020 года . Проверено 30 сентября 2018 г.
- ^ «СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ БОГАТСТВА И ЗАНЯТОСТЕЙ НА 2003–2007 ГГ.» (PDF) . Правительство Кении, 2003 г. Архивировано из оригинала 19 июля 2020 года . Проверено 30 сентября 2018 г.
- ^ «Видение Кении на 2030 год» (PDF) . Правительство Кении, 2007 г. Архивировано (PDF) из оригинала 30 июля 2020 года . Проверено 30 сентября 2018 г.
- ^ «Влияние насилия на выборах (2007/2008 гг.) на экономику Кении: извлеченные уроки?» (PDF) . Доктор Кити Регина, депутат К. Китиаби (доктор философии), ke.boell.org . Архивировано (PDF) из оригинала 30 июля 2020 г. Проверено 30 сентября 2018 г.
- ^ «Экономическое исследование 2018» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2018 года . Проверено 30 сентября 2018 г.
- ^ «Кения после Кибаки» . Новый африканский журнал . 8 мая 2012 г. Архивировано из оригинала 24 марта 2019 г. Проверено 24 марта 2019 г.
- ^ «Обзор Кении на 2013–2018 годы» . Всемирный банк . Архивировано из оригинала 23 декабря 2020 года . Проверено 30 сентября 2018 г.
- ^ «Обзор экономики Кении, 2018 год» . КНБС, РЕСПУБЛИКА КЕНИЯ . 25 апреля 2018 года . Проверено 24 марта 2019 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ KenInvest поддерживает малый бизнес, чтобы он стал двигателем роста в Кении | dandc.eu. Архивировано 9 августа 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ «Обзор экономики Кении: экономика Кении готова восстановиться в 2018 году и останется устойчивой до 2020 года» (PDF) . Всемирный банк . 11 октября 2018 г. Архивировано (PDF) из оригинала 26 ноября 2019 г. . Проверено 24 марта 2019 г.
- ^ «ЗАЯВЛЕНИЕ О БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ НА 2019 ГОД» . Национальное казначейство Республики Кения . 11 февраля 2019 года. Архивировано из оригинала 21 декабря 2019 года . Проверено 24 марта 2019 г.
- ^ «Проект заявления о бюджетной политике на 2019 год» (PDF) . Сайтонн Кения . 11 февраля 2019 г. Архивировано (PDF) из оригинала 30 июля 2020 г. . Проверено 24 марта 2019 г.
- ^ Видение 2030 http://www.vision2030.go.ke/index.php. Архивировано 15 декабря 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2013 года . Проверено 28 ноября 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Экономический столп» http://www.vision2030.go.ke/index.php/pillars. Архивировано 15 декабря 2012 года в Wayback Machine . Проверено 25 ноября 2012 г.
- ^ «Социальный столп» http://www.vision2030.go.ke/index.php/pillars/index/social. Архивировано 15 декабря 2012 года в Wayback Machine . Проверено 25 ноября 2012 г.
- ^ «Политический столп» http://www.vision2030.go.ke/index.php/pillars/index/politic. Архивировано 15 декабря 2012 года в Wayback Machine . Проверено 26 ноября 2012 г.
- ^ «Новая конституция Кении дает надежду на возрождение» . Новости Би-би-си . 26 августа 2010 г. Архивировано из оригинала 24 апреля 2021 г. . Проверено 11 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Центральный банк Кении на этой неделе собирается опубликовать подробную информацию о новой валюте» . Национальное казначейство . 8 августа 2019 года. Архивировано из оригинала 4 августа 2020 года . Проверено 8 августа 2019 г.
- ^ Дэниел Бранч (15 ноября 2011 г.). Кения: между надеждой и отчаянием, 1963–2011 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-14876-3 .
- ^ С., Ньяму. «Уровни инфляции» . www.centralbank.go.ke . Архивировано из оригинала 16 октября 2015 года . Проверено 14 сентября 2015 г.
- ^ Уровень инфляции в Кении «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 ноября 2012 года . Проверено 28 ноября 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: archived copy as title (link)«Уровни инфляции» . Архивировано из оригинала 16 октября 2015 года . Проверено 14 сентября 2015 г. - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Профиль страны Кении. Архивировано 5 мая 2015 года в Wayback Machine . Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований (июнь 2007 г.). В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Бюджет Кении http://www.pwc.com/ke/en/pdf/kenya-budget-2012-revenue-and-expenditure-highlights.pdf. Архивировано 4 августа 2020 г. в Wayback Machine.
- ^ «ЗАЯВЛЕНИЕ О БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ НА 2018 ГОД» . НАЦИОНАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО РЕСПУБЛИКИ КЕНИЯ . 1 февраля 2018 года . Проверено 24 марта 2019 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «ДАННЫЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОДОВОЙ ВЫРУЧКИ ЗА 2019/2020 ГГ – КРА» . Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 года.
- ^ «ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В КЕНИИ» (PDF) . ГИДЕОН ЛЕДАМА КОБЕЙ, Университет Найроби . 1 ноября 2016 г. Архивировано (PDF) из оригинала 30 июля 2020 г. . Проверено 24 марта 2019 г.
- ^ «Куда пойдут наши деньги? Руководство для членов парламента, 2002 г.» (PDF) . Институт экономики, Кения . 1 июня 2001 г. Архивировано из оригинала (PDF) 30 июля 2020 г. . Проверено 24 марта 2019 г.
- ^ «ГОДОВОЙ ОТЧЕТ ОБ УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 2005» . Департамент управления долгом, Национальное казначейство Кении . 1 июня 2005 г. Архивировано из оригинала 4 августа 2020 г. Проверено 24 марта 2019 г.
- ^ «ГОДОВОЙ ОТЧЕТ ОБ УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 2011» . Департамент управления долгом, Национальное казначейство Кении . 1 июня 2012 года. Архивировано из оригинала 5 августа 2020 года . Проверено 24 марта 2019 г.
- ^ «Государственный долг Кении» . Центральный банк Кении . 1 сентября 2018 г. Архивировано из оригинала 1 ноября 2020 г. Проверено 24 марта 2019 г.
- ^ «Государственный долг Кении» (PDF) . Национальное казначейство . 15 февраля 2021 г. Архивировано (PDF) из оригинала 12 апреля 2021 г. . Проверено 12 апреля 2021 г.
- ^ «ГОДОВОЙ ОТЧЕТ ОБ УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ, 2020 ГОД» (PDF) . Национальное казначейство, октябрь 2020 г. Архивировано (PDF) из оригинала 4 мая 2021 года . Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ «Китайский главный кредитор Кении» . Деловая газета Африки . 28 февраля 2019 года. Архивировано из оригинала 30 июля 2020 года . Проверено 24 марта 2019 г.
- ^ «Кения первой в Африке продаст облигации, связанные с устойчивым развитием» . Bloomberg.com . 17 апреля 2024 года. Архивировано из оригинала 27 апреля 2024 года . Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ Кеньятта, Ухуру Муигай (10 июня 2010 г.). «Речь о бюджете на 2010/2011 финансовый год» (PDF) . Машина обратного пути . Архивировано из оригинала (PDF) 30 августа 2011 года.
- ^ https://web.archive.org/web/20120405063226/http://www . Economictropicus.go.ke/index.php?option=com_content&view=article&id=102&Itemid=226 . Архивировано из оригинала 5 апреля 2012 года . Проверено 10 сентября 2015 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ «Республика Кения: Министерство финансов» . Finance.go.ke . Проверено 2 августа 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Николас Керанди ( [адрес электронной почты защищен] ). «IFMIS модернизирована с целью активизации управления государственными финансами» . Пфмр.го.ке. Архивировано из оригинала 25 марта 2012 года . Проверено 2 августа 2011 г.
- ^ «Столичный бизнес» . Capitalfm.co.ke. Архивировано из оригинала 5 мая 2011 года . Проверено 2 августа 2011 г.
- ^ Цифровой, Стандартный. «Компенсационный фонд инвесторов CMA сокращается» . Стандарт . Архивировано из оригинала 4 августа 2020 года . Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ «Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в Кении - Портал международной торговли» . www.lloydsbanktrade.com . Архивировано из оригинала 2 марта 2024 года . Проверено 9 марта 2024 г.
- ^ Мариарозария. «Экономика Кении» . italafricacentrale.com . Архивировано из оригинала 30 июля 2020 года . Проверено 29 октября 2018 г.
- ^ Всемирная книга фактов. Архивировано 12 апреля 2021 года в профиле страны Wayback Machine в Уганде, Всемирная книга фактов ЦРУ.
- ↑ Всемирная книга фактов. Архивировано 9 января 2021 года в профиле страны Wayback Machine в Руанде, книга мировых фактов ЦРУ.
- ^ Нгуи, Диана; Чеге, Джейкоб; Кимую, Питер (28 июля 2016 г.). «Промышленное развитие Кении: политика, показатели и перспективы» . doi : 10.1093/acprof:oso/9780198776987.003.0004 . Архивировано из оригинала 5 мая 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Производство в Кении в 2018 году, по данным ФАО» . Архивировано из оригинала 12 ноября 2016 года . Проверено 31 октября 2020 г.
- ^ «Несанкционированный доступ» . Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 года . Проверено 11 декабря 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Развитие и значение туризма для Кении» . Worlddata.info . Архивировано из оригинала 5 мая 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Как фокус на высокодоходных гостях тормозит внутренний туризм в Кении» . Деловая газета . 18 декабря 2020 года. Архивировано из оригинала 10 апреля 2024 года . Проверено 10 апреля 2024 г.
- ^ туризм_админ. «Домашняя страница» . Министерство туризма, дикой природы и наследия . Архивировано из оригинала 1 мая 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Нгуги, Брайан. «KCB обгоняет Equity как крупнейший банк Кении с активами в размере 1,55 трлн шиллингов» . Стандарт . Архивировано из оригинала 5 июня 2023 года . Проверено 5 июня 2023 г.
- ^ «Бухгалтерские фирмы получили от госконтракта 180 миллионов шиллингов» . 10 декабря 2020 года. Архивировано из оригинала 28 ноября 2021 года . Проверено 20 августа 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «MV Uhuru II: Уильям Руто спустил на воду первый кенийский корабль местной постройки в Кисуму» . Проверено 9 октября 2023 года. Архивировано из оригинала 9 декабря. Получено 11 октября.
- ^ Перейти обратно: а б «История, творящаяся в Кении, представляет свой первый корабль местной постройки» . Face2FaceAfrica, 11 октября 2023 г. . Проверено 11 октября 2023 г.
- ^ «Уровень участия в рабочей силе, женщины (% женского населения в возрасте 15 лет и старше) (смоделированная оценка МОТ)» . Архивировано из оригинала 6 августа 2020 года . Проверено 11 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Обзор экономики Кении: Кения в действии: активизация экономики и создание рабочих мест. Архивировано 19 февраля 2018 года во Всемирном банке Wayback Machine . Декабрь 2012.
- ^ Перейти обратно: а б с Рональд Хоуп-старший, Кемпе. «Неофициальная экономическая деятельность в Кении: преимущества и недостатки». Африканский географический обзор 33.1 (2014): 67–80.
- ^ Бараса, Фред Симию и Элеонора С.М. Каабве. «Ошибки в политике и стратегиях обучения навыкам для неформального сектора: данные из сектора хуа кали в Кении». Журнал образования и работы 14.3 (2001): 329–353.
- ^ 18 июня 2019 г., вторник (21 декабря 2020 г.). «Кения превосходит страны Африки к югу от Сахары в глобальном индексе человеческого капитала Всемирного банка» . Деловая газета . Архивировано из оригинала 1 апреля 2024 года . Проверено 1 апреля 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Последствия длительной засухи и высоких темпов инфляции приводят к широкомасштабной чрезвычайной ситуации (Фаза 4 IPC) | FEWS NET» . Несколько.нет . Архивировано из оригинала 9 марта 2024 года . Проверено 9 марта 2024 г.
- ^ «Открытые данные Всемирного банка» . Открытые данные Всемирного банка . Архивировано из оригинала 26 мая 2023 года . Проверено 9 марта 2024 г.
- ^ Митчелл, Трэвис (14 ноября 2016 г.). «3. Кенийцы обеспокоены проблемами экономики и коррупции, но с оптимизмом смотрят в будущее» . Проект «Глобальные отношения» исследовательского центра Pew . Архивировано из оригинала 9 марта 2024 года . Проверено 9 марта 2024 г.
- ^ The Economist, 28 марта 2020 г., стр. 4.
Примечания
[ редактировать ]В этой статье использованы общедоступные материалы из Всемирная книга фактов . ЦРУ .
В эту статью включен текст из научной публикации, опубликованной под лицензией авторского права, которая позволяет любому повторно использовать, пересматривать, смешивать и распространять материалы в любой форме для любых целей: Эллис, Аманда; Кутура, Жозефина; Дион, Нума; Гиллсон, Ян; Мануэль, Клэр; Тонгори, Джуди. 2007. Гендер и экономический рост в Кении: раскрытие силы женщин. Направления развития; Развитие частного сектора. Вашингтон, округ Колумбия. Точные условия лицензирования можно найти в источнике.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Китчинг, Гэвин (1980). Классовые и экономические изменения в Кении . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-02385-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- CBIK – Центр деловой информации в Кении, подразделение Кенийского совета по продвижению экспорта.
- КенИнвест; Инвестиционное управление Кении, созданное правительством Кении в 2004 году.
- Экономическое развитие Кении в Керли
- Последние данные о торговле Кении на карте торговли ITC. Архивировано 1 января 2016 г. на Wayback Machine.
- Биография Джейн Кирингай. Архивировано 30 июля 2020 года в Wayback Machine.
- О Йоханнесе Зутте. Архивировано 5 января 2013 г. в Wayback Machine.
- Новости
- Business Daily. Архивировано 6 мая 2021 года в Wayback Machine.
- Экспорт сизаля в Кению
- Daily Nation Business. Архивировано 5 августа 2020 года в Wayback Machine.
- Стандартный бизнес. Архивировано 13 мая 2020 года в Wayback Machine.
- Торговля
- Экспорт, импорт, торговый баланс Кении. Архивировано 12 ноября 2018 г. на Wayback Machine.