Экономика Джибути
![]() Вид на Джибути . центральный район | |
Валюта | Джибутийский франк (DJF) |
---|---|
Календарный год | |
Торговые организации | АЛ , АС , СЕН-САД , ИГАД |
Статистика | |
ВВП | |
Рост ВВП |
|
ВВП на душу населения | |
ВВП по секторам |
|
0.148% (2018) [1] | |
Население за чертой бедности | 23% |
Рабочая сила | 294 600 (оценка 2012 г.) |
Рабочая сила по профессиям |
|
Безработица | 40% (оценка 2017 г.) |
Основные отрасли | Молочная промышленность , Рыбалка , Соль , Строительство , Горнодобывающая промышленность |
Внешний | |
Экспорт | 155,5 миллиона долларов (оценка на 2017 год) |
Экспортные товары | Реэкспорт , Шкуры и шкуры , Кофе , Металлолом |
Основные партнеры по экспорту | |
Импорт | 1,172 триллиона долларов (оценка 2017 г.) |
Импортные товары | Машины и оборудование , Продукты питания , Напитки , Химия , Нефтепродукты , Товары народного потребления |
Основные партнеры по импорту |
|
Государственные финансы | |
85% (оценка 2017 г.) | |
Доходы | 615 миллионов долларов |
Затраты | 860 миллионов долларов |
Все значения, если не указано иное, указаны в долларах США . |
Экономика Джибути во многом обусловлена ее стратегическим расположением на Красном море . Джибути в основном бесплодна, а сельскохозяйственный и промышленный секторы развиты слабо. В стране суровый климат, в основном неквалифицированная рабочая сила и ограниченные природные ресурсы. Самым важным экономическим активом страны является ее стратегическое расположение, соединяющее Красное море и Аденский залив . Таким образом, экономикой Джибути управляет сектор услуг, предоставляющий услуги как транзитного порта для региона, так и международного перевалочного и заправочного центра .
С 1991 по 1994 год в Джибути шла гражданская война , которая имела разрушительные последствия для экономики. С тех пор в стране царила политическая стабильность. В последние годы в Джибути наблюдается значительное улучшение стабильности годовой валовой внутренний продукт увеличивается в среднем более чем на 3 процента с 2003 года. : макроэкономической финансирование, реформы в управлении портами и иностранные инвестиции.
Несмотря на недавний скромный и стабильный рост, Джибути сталкивается со многими экономическими проблемами, особенно с созданием рабочих мест и сокращением бедности. При среднегодовых темпах роста населения в 2,5 процента экономика не может существенно способствовать росту национального дохода на душу населения . Безработица чрезвычайно высока, по некоторым оценкам, она составляет почти 60 процентов, и является основной причиной широко распространенной бедности. В последние годы зависимость страны от китайских инвестиций и долга также оказалась под пристальным вниманием. [7]
Согласно отчету Всемирного банка за 2020 год , Джибути заняла 112-е место среди 190 стран по легкости ведения бизнеса. [8]
Экономические показатели

Пережив вооруженный конфликт и экономические трудности в 1990-е годы, Джибути в последние годы пережила стабильный экономический рост в результате относительной политической стабильности и успехов в усилиях по макроэкономической перестройке.
Меры бюджетной корректировки включали сокращение численности государственной службы, проведение пенсионной реформы, которая поставила систему на гораздо более прочную финансовую основу, а также укрепление институтов государственных расходов. С 2003 по 2005 год годовой рост реального ВВП в середине 2000-х годов составлял в среднем 3,1 процента, что было обусловлено хорошими показателями в секторе услуг, высоким уровнем потребления и достигло значения 7,8 процента в 2019 году. [9] В 21 веке инфляция удерживалась на низком уровне за счет фиксированной привязки франка Джибути к доллару США , но в конце 2000-х годов она испытала резкий скачок, когда достигла значений, в три раза превышающих средний показатель за последние 20 лет. [10]
Несмотря на экономический рост, страна продолжает бороться с высоким уровнем безработицы. По официальным данным, уровень безработицы составляет чуть более 10 процентов, но международные оценки полагают, что он приближается к 60 процентам. [11] [12] Кроме того, зависимость от дизельной электроэнергии и необходимость импортировать предметы первой необходимости, такие как еда и вода, делают обычных потребителей уязвимыми к глобальным ценовым шокам. [12]
Валовой внутренний продукт Джибути увеличивался в среднем более чем на 6 процентов в год: с 341 миллиона долларов США в 1985 году до 3,3 миллиарда долларов США в 2019 году. [13]
Низкие налоговые поступления и высокие расходы на общественную инфраструктуру привели к тому, что Джибути столкнулась с дефицитом бюджета. Кроме того, государственный долг страны резко увеличился — с 50,2 процента ВВП в 2015 году до ожидаемых 72,9 процента в 2020 году. [14]
Платежный баланс [ править ]
Торговый баланс Джибути показал большой дефицит. Это связано с огромной потребностью страны в импорте и узкой базой экспорта. Хотя Джибути имеет значительный профицит баланса услуг, этот профицит меньше, чем дефицит торгового баланса товаров. В результате в Джибути образовался высокий уровень торгового дефицита , достигший пика в 130 миллиардов джибутийских франков в 2019 году.
Региональная ситуация [ править ]
Расположенная на главном морском пути между Аденским заливом и Красным морем, Джибути имеет важное стратегическое значение в международной торговле и судоходстве. Объекты порта Джибути важны для морских транспортных компаний для бункеровки и дозаправки топлива. Ее транспортные возможности используются рядом африканских стран, не имеющих выхода к морю, для реэкспорта своих товаров. От этой торговли Джибути получает транзитные налоги и портовые сборы, которые составляют основную часть государственных доходов. Угрозы пиратов , патрулирующих Аденский залив у берегов Сомали с намерением захватить крупные грузовые суда, нефтяные и химические танкеры, создали необходимость для более крупных стран, таких как США, Франция и Япония, создавать логистические базы. или военные лагеря, из которых они могут защитить свой груз от пиратства.
Порт Джибути функционирует как небольшой французский военно-морской объект, а Соединенные Штаты также разместили сотни военнослужащих в Кэмп-Лемонье в Джибути, своей единственной африканской базе, в попытке противостоять терроризму в регионе. [15]
С 2010 года Китай стал важным торговым и военным партнером Джибути, включив его в свою африканскую инициативу «Дорога и пояс» посредством строительства инфраструктурных проектов, таких как железнодорожное сообщение с Эфиопией и порт Дорале. [16] В 2017 году Китай также начал эксплуатацию крупной военно-морской базы недалеко от порта де Дорале, которая стала первой зарубежной военной базой Китая. В 2009 году Китай обогнал США и стал крупнейшим торговым партнером Джибути. [17] От 57 до 70 процентов долга Джибути составляют китайские кредиты. [14] [18]
Китайское влияние в Джибути, особенно через его военную базу и финансовый долг, в последние годы подвергалось критике как более благоприятное для стабильности нынешнего политического режима, чем для страны в целом. [19] [20]
Макроэкономический тренд
В следующей таблице показаны основные экономические показатели в 1980–2017 годах. [21]
Год | ВВП (в млрд долларов США по ППС) | ВВП на душу населения (в долларах США по ППС) | ВВП (в млрд. долларов США номинально) | Рост ВВП (настоящий) | Инфляция (в процентах) | Государственный долг (Проц. ВВП) |
---|---|---|---|---|---|---|
2000 | 1.73 | 3,354 | 0.8 | 0.7% | 1.2% | – |
2005 | 2.22 | 3,357 | 1.0 | 3.1% | 3.3% | – |
2010 | 3.02 | 3,604 | 1.5 | 4.1% | 2.5% | 27% |
2015 | 4.20 | 4,275 | 2.4 | 7.7% | -0.8% | 38% |
2016 | 4.39 | 4,446 | 2.6 | 6.9% | 2.7% | 43% |
2017 | 4.64 | 4,545 | 2.8 | 5.1% | 0.5% | 46% |
2018 | 5.15 | 4,796 | 2.9 | 8.5% | 0.1% | 46% |
2019 | 5.64 | 5,016 | 3.1 | 7.5% | 3.3% | 38% |
2020 | 5.65 | 4,830 | 3.2 | 1% | 2.9% | 41% |
2021 | 6.04 | 4,934 | 3.4 | 5% | 2.4% | 40% |
COVID Влияние - 19
Несмотря на то, что экономика Джибути не пострадала от пандемии COVID-19 так сильно, как другие страны , она пострадала от последствий глобального замедления торговли и сокращения перевозок через порт Дорале. Рост реального ВВП упал до 1,4 процента в 2020 году с 7,8 процента в 2019 году. Пандемия также способствовала резкому замедлению инвестиций, которые увеличились всего на 10,3 процента ВВП в 2020 году по сравнению с ростом на 26,3 процента в 2019 году, а также в добавленная стоимость в секторе услуг, которая в 2020 году выросла на скромные 2 процента после роста на 8,2 процента в 2019 году. [9]
Прогнозы восстановления Джибути тесно связаны с временными рамками, в течение которых глобальное судоходство и торговля вернутся к допандемическому уровню, причем полное восстановление, как ожидается, произойдет в ближайшие пару лет, если пандемия COVID-19 не продлится дольше второй половины. 2021 года. [22] [9]
Инвестиционный климат [ править ]
Предыстория [ править ]

Экономика Джибути основана на сфере услуг, что связано со стратегическим расположением страны и ее статусом зоны свободной торговли на Африканском Роге . Две трети жителей проживают в столице, а остальная часть населения - в основном кочевники-скотоводы. Низкое количество осадков ограничивает производство фруктов и овощей и требует импорта большей части продуктов питания. Правительство предоставляет услуги как транзитного порта для региона, так и международного перевалочного и заправочного центра. В Джибути мало природных ресурсов и мало промышленности. Все эти факторы способствуют сильной зависимости страны от иностранной помощи, которая помогает поддерживать платежный баланс и финансировать проекты развития. [23]
Серьезной проблемой по-прежнему остается уровень безработицы в 60 процентов. Однако инфляция не вызывает беспокойства из-за фиксированной привязки франка к доллару США. Потребление на душу населения упало примерно на 35 процентов за последние семь лет из-за рецессии, гражданской войны и высоких темпов роста населения. Столкнувшись с множеством экономических трудностей, правительство имеет задолженность по долгосрочному внешнему долгу и изо всех сил пытается выполнить условия иностранных доноров помощи. [24]
Джибутийский франк привязан к доллару США с 1949 года посредством использования валютного фонда . С тех пор эффективность этого давнего и уникального института на африканском континенте ни разу не подвергалась сомнению. [25]
Согласно оценке финансовых рисков, проведенной в 2018 году, страна страдает от роста коррупции и снижения показателей международного управления и прозрачности, растущего долга и чрезмерной зависимости от Эфиопии и Китая в сфере торговли и прямых иностранных инвестиций соответственно. [26]
Открытость для иностранных инвестиций [ править ]
Официально правительство Джибути приветствует все прямые иностранные инвестиции. [27] Активы Джибути включают стратегическое географическое положение, режим открытой торговли, стабильную валюту, существенные налоговые льготы и другие стимулы. Потенциальные области инвестиций включают порт Джибути и телекоммуникационный сектор. Президент Исмаил Омар Геллех, впервые избранный в 1999 году, назвал приватизацию , экономическую реформу и увеличение иностранных инвестиций главными приоритетами своего правительства. Президент пообещал обратиться за помощью к международному частному сектору для развития инфраструктуры страны. [ нужна ссылка ]
В Джибути нет серьезных законов, которые препятствовали бы притоку иностранных инвестиций. В принципе, проверка инвестиций или другие дискриминационные механизмы не проводятся. Однако существует ряд препятствий для иностранных инвестиций в страну. Например, некоторые отрасли, в первую очередь коммунальные услуги, принадлежат государству, а некоторые их части в настоящее время закрыты для инвесторов. [27] В 2017 году был принят закон, предоставляющий правительству право в одностороннем порядке изменять или расторгать контракты с иностранными организациями. [27] Условия соглашения о структурной перестройке, недавно подписанного Джибути и Международным валютным фондом, предусматривают усиление приватизации полугосударственных и государственных монополий. В Джибути нет патентного законодательства . [28]
Кроме того, существуют опасения по поводу верховенства закона, независимости судов и того, как это влияет на защиту инвестиций в стране. В отчете Freedom House , например, упоминается случай дубайского портового оператора DP World , который с 2012 года был втянут в судебную тяжбу с Джибути, «когда Джибути продала часть своей концессии в контейнерном терминале Дорале китайскому государству». принадлежащий конкуренту DP World, первоначальному партнеру по концессии». [29]
В 2018 году Джибути конфисковала портовые активы DP World, но, посчитав национализацию незаконной, Лондонский международный арбитражный суд в 2019 году обязал Джибути восстановить права и преимущества концессии для DP World. [30] Впоследствии страна отклонила это решение и обратилась в Высокий суд Джибути с просьбой в одностороннем порядке аннулировать решение LCIA. [31]
В докладе Сантандера сделан вывод, что, несмотря на стратегическую важность, притоку прямых иностранных инвестиций в Джибути препятствуют «посредственное управление, коррупция, отсутствие прочной судебной системы, нестабильная геополитическая ситуация в регионе, плохо диверсифицированная экономика с низкой устойчивостью к внешним потрясениям и хрупкая экосистема, склонная к экологическому кризису». [32]
Как и в большинстве африканских стран, доступ к лицензиям и разрешениям затруднен не столько законом, сколько административными процедурами. В Джибути административный процесс характеризуется как форма «круговой зависимости». Например, министерство финансов выдает лицензию только в том случае, если у инвестора есть одобренная инвесторская виза, а министерство внутренних дел выдает инвесторскую визу только лицензированному бизнесу. Правительство Джибути все больше осознает важность создания единого окна для облегчения инвестиционного процесса. [15]
Пол [ править ]
В мае 2015 года Чукри Джиба , директор по гендерным вопросам Департамента по делам женщин и семьи, запустил проект SIHA (Стратегическая инициатива для Африканского Рога), направленный на поддержку и укрепление экономического потенциала женщин в Джибути, финансируемый за счет гранта Европейского Союза. Союз 28 миллионов франков Джибути . [33]
Секторы [ править ]
Торговля [ править ]

Основными статьями экспорта из региона, проходящего через Джибути, являются кофе , соль , шкуры , сушеные бобы , крупы , другие сельскохозяйственные продукты, мел и воск. У самой Джибути мало экспорта, а большая часть импорта поступает из Франции . Большая часть импорта потребляется в Джибути, а остальная часть идет в Эфиопию и Сомали . Джибути Неблагоприятный торговый баланс частично компенсируется невидимыми доходами, такими как транзитные налоги и портовые сборы. В 1999 году экспорт США в Джибути составил 26,7 миллиона долларов, тогда как импорт США из Джибути составил менее 1 миллиона долларов. В городе Джибути имеется единственный в республике аэропорт с твердым покрытием .
Туризм [ править ]
В 2013 году Джибути посетило 63 000 иностранных туристов. Город Джибути является основным туристическим направлением для посетителей, доходы от туризма в 2013 году упали всего на 43 миллиона долларов США. [ нужна ссылка ]
См. также [ править ]
- Министерство экономики и финансов (Джибути)
- Джибути и Всемирный банк
- Отношения МВФ с Джибути
- Список компаний, базирующихся в Джибути
- Экономическая комиссия ООН для Африки
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «База данных «Перспективы мировой экономики», октябрь 2019 г.» . МВФ.org . Международный валютный фонд . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ Рабах, Арезки; Дэниел, Ледерман; Амани, Абу Харб; Нелли, Эль-Маллах; Ютинг, Фан; Асиф, Ислам; Ха, Нгуен; Марван, Зуаиди (9 апреля 2020 г.). «Обзор экономики Ближнего Востока и Северной Африки, апрель 2020 г.: как прозрачность может помочь Ближнему Востоку и Северной Африке» . openknowledge.worldbank.org . Всемирный Банк : 10 . Проверено 10 апреля 2020 г.
- ^ «Индекс человеческого развития (ИЧР)» . hdr.undp.org . HDRO (Отдел по составлению докладов о человеческом развитии) Программа развития Организации Объединенных Наций . Проверено 22 ноября 2022 г.
- ^ «Индекс человеческого развития с поправкой на неравенство (IHDI)» . hdr.undp.org . HDRO (Отдел по составлению докладов о человеческом развитии) Программа развития Организации Объединенных Наций . Проверено 22 ноября 2022 г.
- ^ «Экспортные партнеры Джибути» . Всемирная книга фактов . 2013. Архивировано из оригинала 13 июня 2007 года . Проверено 11 мая 2015 г.
- ^ «Экономика Джибути» . 2014.
- ^ «В стратегическом Джибути, микрокосме растущего плацдарма Китая в Африке» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Проверено 14 мая 2021 г.
- ^ «Ведение бизнеса 2020» (PDF) . Всемирный банк . 2020. Архивировано (PDF) из оригинала 24 октября 2019 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Экономический прогноз Джибути» . Африканский банк развития . 28 марта 2019 г. Архивировано из оригинала 20 марта 2020 г.
- ^ «Джибути — уровень инфляции 1996-2026 гг.» . Статистика . Проверено 14 мая 2021 г.
- ^ «Джибути — уровень безработицы 1999-2020 гг.» . Статистика . Проверено 14 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ТОРГОВЛЯ» . ЮСАИД . 8 марта 2018 г. Архивировано из оригинала 24 апреля 2018 г.
- ^ «ВВП (текущий доллар США) — Джибути» . Всемирный банк . Архивировано из оригинала 12 марта 2019 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Экономический прогноз Африки на 2021 год» . Африканский банк развития . 12 марта 2021 г. Архивировано из оригинала 12 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Страновый дозор» . Архивировано из оригинала 30 июля 2020 года.
- ^ Хазиза, Мордехай (26 января 2021 г.). «Китай укрепляет свою коммерческую точку опоры в Джибути» . Дипломат . Архивировано из оригинала 26 января 2021 года.
- ^ «Взаимодействие Китая с Джибути» . Исследовательская служба Конгресса . 4 сентября 2019 г. Архивировано из оригинала 22 октября 2020 г.
- ^ «Брак Джибути и Китая «медленно распадается», поскольку инвестиционный проект разочаровывает» . Франция24 . 9 апреля 2021 года. Архивировано из оригинала 9 апреля 2021 года.
- ^ « У Китая есть грандиозный стратегический план. У нас его нет»: как Джибути стала микрокосмом растущего плацдарма Пекина в Африке» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 31 декабря 2019 г. Архивировано из оригинала 30 декабря 2019 г.
- ^ Welle (www.dw.com), Deutsche. «Крошечный, но могучий: роль Джибути в геополитике | DW | 08.04.2021» . DW.COM . Проверено 14 мая 2021 г.
- ^ «Отчет по избранным странам и субъектам» . Проверено 29 августа 2018 г.
- ^ «Обзор экономики Джибути — апрель 2021 г.» . Всемирный банк . Проверено 14 мая 2021 г.
- ^ «Комитет по экономическим, социальным и культурным правам рассматривает доклад Джибути» . УВКПЧ . 12 ноября 2013 года . Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ «Страновый дозор» . Архивировано из оригинала 30 июля 2020 года.
- ^ Николай Неновский, Мустафа Аман (июнь 2021 г.). «Рента и долговечность валютного фонда Джибути. Элементы политической экономии монетарного режима» . Развивающиеся миры . 194 (2): 7–28.
- ^ «Портовая стратегия | Инвесторы предупредили о рисках африканских портов» . www.portstrategy.com . Проверено 14 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Заявления об инвестиционном климате на 2020 год: Джибути» . Государственный департамент США . Архивировано из оригинала 17 октября 2020 года . Проверено 14 мая 2021 г.
- ^ «Билл Андерсон» . Архивировано из оригинала 26 сентября 2018 года . Проверено 18 февраля 2008 г.
- ^ «Джибути» . Дом Свободы . Архивировано из оригинала 27 марта 2020 года.
- ^ «В решении Лондонского трибунала говорится, что Джибути действовала незаконно» . Морская исполнительная власть . Проверено 14 мая 2021 г.
- ^ «DP World критикует план Джибути аннулировать международные судебные решения» . www.gulfnews.com . Проверено 14 мая 2021 г.
- ^ «Иностранные инвестиции в Джибути — Santandertrade.com» . santandertrade.com . Проверено 14 мая 2021 г.
- ^ «Информационное письмо UE-Джибути № 5» . Иссуу . Проверено 9 марта 2020 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Экономика Джибути в Керли
- Последние данные о торговле Джибути на карте торговли ITC
- Ричард Лабелль, «Стратегия и план действий Джибути в области ИКТ» , 28 мая 2003 г.
- Африканский банк развития, «Джибути: документ о страновой стратегии, ориентированной на результаты, 2007–2010 годы» , октябрь 2007 г.
- Неформальная система денежных переводов и автоматический механизм Валютного управления: взаимодополняемость или антагонизм? Случай с переводами «хавала» в Джибути