Особые административные районы Китая
Особые административные районы Китайской Народной Республики | |
---|---|
флаги Гонконга Макао и Региональные | |
Официальные языки |
|
Официальный сценарий | |
Demonym(s) | |
Особые административные районы | |
Правительство | Одна страна, две системы |
Си Цзиньпин | |
Ли Цян | |
Чжао Лецзи | |
Дин Сюэсян | |
Ся Баолун | |
Джон Ли Ка-чиу | |
Иат Сенгу | |
Область | |
• Общий | 2870,27 км 2 (1108,22 квадратных миль) |
Население | |
• 2014 [а] оценивать | 7,858,800 [1] [2] |
• Плотность | 6920/км 2 (17 922,7/кв. миль) |
Валюта | Гонконгский доллар (Гонконг, Макао) Макао патака (Макао) |
Формат даты | |
|
Специальный административный район(ы) Китайской Народной Республики | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Китайской Народной Республики Специальный административный район | ||
Упрощенный китайский | Китайской Народной Республики Специальный административный район | ||
Кантонский Йельский диалект | Юнг'ва Янман Гунг'вогвок Дакбихт Ханджинкоуи | ||
Почтовый | Чунгхва Дженмин Кунгхокуо Тепье Синчэнчу | ||
| |||
Португальское имя | |||
португальский | Особые административные районы Китайской Народной Республики [а] |
Административное деление Китая |
---|
История: до 1912 , 1912–49 , 1949 – настоящее время. Коды административного деления |
Китайский портал |
Особые административные районы ( САР ) Китайской Народной Республики — один из четырёх типов провинциальных подразделений Китайской Народной Республики, находящихся непосредственно под контролем её Центрального Народного Правительства (Госсовета), являющихся неотъемлемыми территориями страны. Как регион они обладают высочайшей степенью автономии от центрального правительства Китая. Однако, несмотря на относительную автономию, которую Центральное народное правительство предлагает специальным административным районам, Всекитайское собрание народных представителей и его Постоянный комитет по-прежнему способны обеспечивать соблюдение законов для специальных административных районов. [3]
Правовая основа для создания САР, в отличие от других административных единиц Китая , предусмотрена статьей 31, а не статьей 30 Конституции Китайской Народной Республики 1982 года. Статья 31 гласит: «Государство может создавать в особых административных районах, когда это необходимо. Системы, которые будут созданы в специальных административных районах, должны быть установлены законом, принятым Всекитайским собранием народных представителей с учетом конкретных условий». [4] [5] [6] [7]
В настоящее время Конституцией созданы два САР: Гонконг и Макао. Эти бывшие британские и португальские территории были переданы Китаю в 1997 и 1999 годах после китайско-британских и китайско-португальских совместных деклараций, подписанных в 1984 и 1987 годах соответственно. [8] В соответствии с их Совместными декларациями, которые являются обязательными для исполнения межгосударственными договорами, зарегистрированными в Организации Объединенных Наций , и их Основными законами , китайские САР «должны пользоваться высокой степенью автономии ». [9] не считают эти два САР частью материкового Китая Как правило, ни САР, ни власти материкового Китая .
Положение о создании специальных административных районов появилось в конституции в 1982 году в преддверии переговоров с Соединенным Королевством по вопросу суверенитета над Гонконгом. Он был задуман как модель возможного объединения с Тайванем и другими островами, на которых Китайская Республика с 1949 года проживает .
В соответствии с принципом «одна страна, две системы » центральное правительство Китая отвечает за дипломатические, военные и другие дела государственного уровня в двух САР. Но два САР продолжают иметь свои собственные многопартийные законодательные органы, правовые системы , полицию , отдельную таможенную территорию , иммиграционную политику , левостороннее движение , [10] официальные языки , академические и образовательные системы , представительство в определенных международных органах и представительство на международных соревнованиях, а также другие аспекты, которые относятся к автономному уровню.
Специальные административные районы не следует путать со специальными экономическими зонами , которые представляют собой территории, в которых применяются специальные экономические законы для содействия торговле и инвестициям . Особый административный район Волонг в провинции Сычуань является природным заповедником , а не политическим подразделением.
Китая Список административных районов специальных
В настоящее время в соответствии со статьей 31 Конституции Китая созданы два специальных административных района. Информацию об Особом административном районе Волонг в провинции Сычуань см. в разделе Волонг ниже.
Имя | Китайский ( Т ) / ( С ) | Йельский университет | Пиньинь | Почтовая карта | Аббревиатура и ГБ | Население | Площадь км 2 | ИСО | ИСО: CN | Админ. Разделение |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Гонконг | Гонконг | Хёнгон | Сянгун | Гонконг | 港 (Гонг), Гонконг, Гонконг | 7,184,000 | 1,104.4 | HK | CN-HK | Список (18 районов ) |
Макао | Макао / Макао | Оумун | Аминь | Макао | 澳 (Ао), МО, MC, МСАР, РАЕМ | 614,500 | 31.3 | MO | CN-MO | Список (8 приходов ) |
Характеристики [ править ]
Каждый из двух специальных административных районов Гонконга и Макао (созданных в 1997 и 1999 годах соответственно) имеет кодифицированную конституцию, называемую Основным законом . [8] Закон предоставляет регионам высокую степень автономии, отдельную политическую систему и капиталистическую экономику по принципу « одна страна, две системы », предложенному Дэн Сяопином . [8]
Высокая степень автономности [ править ]
В настоящее время два САР Гонконг и Макао несут ответственность за все дела, кроме тех, которые касаются дипломатических отношений и национальной обороны. [11] Следовательно, Всекитайское собрание народных представителей уполномочивает САР осуществлять высокую степень автономии и пользоваться исполнительной, законодательной и независимой судебной властью. [12] и каждый со своим собственным судом последней апелляции . [13]
Валюта [ править ]
- Женьминби : Валюта обычно сокращается до CNY¥. Установите стабильный обменный курс.
- Гонконгский доллар : валюта обычно сокращается до HK$. Обменный курс привязан к доллару США .
- Маканская патака : валюта обычно сокращается до MOP$. Обменный курс привязан к гонконгскому доллару .
Внешние дела [ править ]
Специальные административные регионы имеют право заключать широкий спектр соглашений с другими странами и территориями, таких как взаимная отмена виз , взаимная правовая помощь, авиаперевозки, экстрадиция , устранение двойного налогообложения и другие, без участия правительства Китая . Однако в некоторых дипломатических переговорах с участием САР соответствующий САР может принять решение направить официальных лиц в состав китайской делегации. Например, когда бывший директор здравоохранения Гонконга Маргарет Чан стала Генеральным директором Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), она была делегатом Китайской Народной Республики в ВОЗ.
В то же время они являются членами различных международных организаций, таких как ВТО, АТЭС и др.
- Гонконг участвует в 41 межправительственной международной организации, в которой страны являются участвующими подразделениями.
- Гонконг участвует в 54 межправительственных международных организациях, которые не используют страны в качестве своих участвующих подразделений. [14]
- Макао участвует в 19 межправительственных международных организациях, в которых участвуют страны.
- Макао участвует в 30 межправительственных международных организациях, которые не используют страны в качестве своих участвующих подразделений. [15]
Правительство Гонконга и правительство Макао учредили Гонконгские экономические и торговые офисы (HKETO) и Delegação Económica e Comercial de Macaus (DECM) соответственно в некоторых странах, а также в регионе Большого Китая . HKETO служат секцией квази- интересов в пользу Гонконга . DECM служат секцией квази- интересов в пользу Макао . В регионах, где нет HKETO и DECM, китайские дипломатические миссии берут на себя ответственность за защиту интересов, связанных с Гонконгом и Макао.
Некоторые страны, имеющие дипломатические отношения с правительством центрального Китая, имеют генеральные консульства в Гонконге и Макао.
Олимпийские игры [ править ]
На спортивных мероприятиях, таких как Олимпийские игры или Азиатские игры , САР могут иметь свои собственные независимые команды. Они участвуют под соответствующими названиями « Гонконг , Китай» и « Макао , Китай» и соревнуются как разные организации. [16] как они это делали, поскольку они находились под иностранными правилами, но обоим САР обычно разрешается опускать термин «Китай» для неофициального использования. [ нужна ссылка ]
Оборона и армия [ править ]
САР . Гарнизоны Народно-освободительной армии размещены в обоих Власти КНР заявили, что НОАК не будет разрешено вмешиваться в местные дела Гонконга и Макао и она должна соблюдать свои законы. [17] В 1988 году ученый Чэнь Фан из Академии военных наук даже попытался предложить концепцию «Одна армия, две системы», чтобы разделить оборонную функцию и общественные функции в армии. [17] НОАК не участвует в управлении САР, но САР может запросить у них гражданско-военное участие в чрезвычайных ситуациях, таких как стихийные бедствия . Оборона является обязанностью правительства КНР. [11]
Проект закона КНР 1996 года запретил предприятия, управляемые Народно-освободительной армией. [ сломанный якорь ] в Гонконге, но лазейки позволяют им действовать, в то время как прибыль направляется обратно в армию. [17] В Гонконге много корпораций, управляемых НОАК. НОАК также владеет значительными земельными владениями в Гонконге стоимостью в миллиарды долларов. [17]
Иммиграция и гражданство [ править ]
Каждый из САР самостоятельно выдает паспорта своим постоянным жителям, являющимся по совместительству гражданами Китая (КНР) . Граждане КНР также должны соответствовать одному из следующих условий:
- родился в САР ;
- родившийся где-либо, пока один из родителей был постоянным жителем САР ;
- постоянно и легально проживали в САР семь или более лет и, следовательно, получили право на проживание в САР.
Помимо предоставления владельцу консульской защиты со стороны Министерства иностранных дел Китайской Народной Республики , в этих паспортах также указывается, что владелец имеет право на проживание в выдавшем его САР.
Всекитайское собрание народных представителей также поручил каждому ОАР отвечать за исполнение Закона о гражданстве КНР в соответствующих сферах, а именно: натурализация , отказ и восстановление гражданства КНР, а также выдача доказательств гражданства.
Из-за своего колониального прошлого многие жители САР имеют ту или иную форму некитайского гражданства (например, британский национальный (заграничный) статус, британское гражданство , британское заморское гражданство или португальское гражданство ). Однако жители САР китайского происхождения всегда считались властями КНР гражданами Китая, исключением из этого случая является Макао, где жители китайского происхождения могут выбрать китайское или португальское гражданство. Особая интерпретация Закона о гражданстве, хотя и не признающая двойное гражданство , позволила китайским гражданам сохранить свое иностранное «право на жительство» и использовать проездные документы, выданные иностранным государством. Однако такие проездные документы не могут быть использованы для поездки в материковый Китай , и заинтересованные лица должны использовать разрешение на возвращение домой . Таким образом, применяется правило основного гражданства , поэтому владелец не может пользоваться консульской защитой, находясь в материковом Китае. Граждане Китая, которые также имеют иностранное гражданство, могут заявить об изменении гражданства в иммиграционном департаменте соответствующего САР, и после получения одобрения они больше не будут считаться гражданами Китая.
Постоянные жители САР, не являющиеся гражданами Китая (в том числе лица без гражданства ), не имеют права на получение паспортов САР. Лица, имеющие некитайское гражданство, должны получить паспорта в иностранных дипломатических представительствах, представляющих страны их гражданства. Лицам без гражданства каждый САР может выдавать соответствующим лицам свою собственную форму удостоверения личности , например документ, удостоверяющий личность , вместо национальных паспортов. Граждане Китая, которые являются непостоянными жителями двух САР, также не имеют права на получение паспортов САР, но могут получить CI так же, как лица без гражданства.
Паспорт [ править ]
- Китайский паспорт (только для жителей материка с Хукоу )
- Паспорт САР Гонконг ( для постоянных жителей Гонконга с китайским гражданством ) только
- Паспорт САР Макао ( для постоянных жителей Макао с китайским гражданством ) только
Сравнения [ править ]
Предложение Тайваню и другим территориям, республикой Китайской контролируемым
Статус специального административного района для Тайваня и других территорий, контролируемых Китайской Республикой (КР), впервые был предложен в 1981 году. [8] Предложение 1981 года было выдвинуто председателем ВСНП Е Цзяньином и названо «Девять пунктов Е» ( 葉九條 ). [18] С тех пор появилось множество различных предложений. 25 июня 1983 года Дэн Сяопин появился в Университете Сетон Холл в США, чтобы предложить «шесть пунктов Дэна» ( 鄧六條 ), которые призывали к созданию «Тайваньского специального административного района» ( 台湾特別行政区 ). [18] Предполагалось, что после объединения Тайваня с КНР в качестве САР КНР станет единственным представителем Китая. [18] Согласно этому предложению, Тайваню будут гарантированы собственные вооруженные силы, [18] свои собственные административные и законодательные полномочия, независимую судебную систему и право вынесения решения, хотя он не будет считаться отдельным правительством Китая. [18]
В 2005 году о борьбе с расколом был принят Закон КНР . Он обещает, среди прочего, землям, которыми в настоящее время управляют власти Тайваня, высокую степень автономии. [19] КНР может также использовать немирные средства и другие необходимые меры для защиты своих претензий на суверенитет над территориями Китайской Республики в случае прямого провозглашения независимости Тайваня (КР). [19]
В январе 2019 года, в 40-летнюю годовщину заявления, сделанного КНР в адрес Тайваня в 1979 году, Коммунистической партии Китая генеральный секретарь Си Цзиньпин в своей речи изложил, как принцип «одна страна, две системы» будет применяться к Тайваню. [20] Несколько основных моментов выступления включают в себя: [20]
- Тайвань станет специальным административным районом Китая и частью КНР. РПЦ больше не существовала бы. [20]
- Институты Тайваня превратятся в субнациональные органы. [20]
- Социальная система и экономический образ жизни Тайваня будут уважаться. [20]
- Права частной собственности, системы убеждений и «законные права и интересы» Тайваня будут защищены. [20]
- «Тайваньский вопрос» не должен передаваться из поколения в поколение (т.е. воссоединение должно происходить незамедлительно). [20]
- Воссоединение Тайваня приведет к «великому возрождению китайской нации». [20]
Волонг [ править ]
Особый административный район Волонг [21] ( китайский : 卧龙特别行政区 ; пиньинь : Wòlóng Tèbié Xíngzhèngqū ) расположен на юго-западе округа Вэньчуань , в Нгава-Тибетском и Цянском автономном округе провинции Сычуань. Ранее он был известен как Специальный административный район Волун уезда Вэньчуань провинции Сычуань и был основан в марте 1983 года с одобрения Государственного совета. Ему было присвоено нынешнее название, и он был передан в ведение правительства провинции Сычуань под административным надзором со стороны департамента лесного хозяйства провинции. Его территория заменяет национальный природный заповедник Сычуань Волонг , а его административный офис совпадает с административным бюро Государственного управления лесного хозяйства заповедника. В настоящее время его население составляет 5343 человека. [21]
Несмотря на свое название, Особый административный район Волонг не является САР, как это определено статьей 31 Конституции Китайской Народной Республики . [ нужна ссылка ] Это происходит главным образом потому, что Особый административный район Волонг был создан с одобрения Государственного совета, а не «законом, принятым Всекитайским собранием народных представителей», как это предусмотрено статьей 31 Конституции. [22]
Несуществующие SAR [ править ]
Было предложено выделить этот раздел в другую статью под названием « Особые административные районы (Китайская Республика)» . ( Обсудить ) (июнь 2024 г.) |
В эпоху Китайской Республики (РПЦ) между 1912 и 1949 годами «особые административные районы» ( китайский : 特別行政區 ; пиньинь : tèbié xíngzhengqū ) исторически использовались правительством Бэйяна для обозначения особых территорий , большинство из которых в конечном итоге были преобразованы в провинции в националистическим правительством 1928 году. Все они были приостановлены или упразднены после окончания гражданской войны в Китае , с созданием Китайской Народной Республики (КНР) и отступлением правительства Китайской Республики на Тайвань , но они продолжали существовать как провинции под властью националистического правительства. Закон РПЦ. Регионы были:
Имя | китайский | Пиньинь | Созданный | Стал провинция | Текущий статус |
---|---|---|---|---|---|
Суйюань | Суйюань | Суйюан | 1914 | 1928 | Часть Внутренней Монголии. |
чахар | Чахар | Чахар | 1914 | 1928 | Распространен во Внутренней Монголии , Пекине и Хэбэе. [ когда? ] |
Джехол | Джехол | Рехе | 1914 | 1928 | Распространен в Хэбэе , Ляонине и Внутренней Монголии. [ когда? ] |
Чванпиен | Кавабе | Чуанбьян | 1914 | 1935 (как провинция Сикан ) | Западный Сычуань и восточный Тибетский автономный район |
Дуншэн | восточная провинция | Дуншэн | 1924 | Земля вдоль Китайско-Восточной железной дороги , ныне часть провинции Хэйлунцзян. | |
Вэйхай | Вэйхай | Страх | 1930 | Часть Шаньдуна | |
Хайнань | Хайнань | На Хайне | 1944 | В стадии подготовки в 1949 г. | Провинция Хайнань с 1988 г. |
См. также [ править ]
- Автономные районы Китая
- Конституция Китайской Народной Республики
- Федерация
- История Гонконга
- История Макао
Примечания [ править ]
- ^ произношение Португальское :
- ^ Ссылки и подробную информацию о данных, представленных в таблице, можно найти в отдельных провинциальных статьях.
Ссылки [ править ]
- ^ «Население в середине года на 2014 год» . Департамент переписи и статистики (Гонконг) . 12 августа 2014 года. Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года . Проверено 5 октября 2014 г.
- ^ «Демографическая статистика за 2 квартал 2014 года» . Служба статистики и переписи правительства САР Макао. 11 августа 2014 года. Архивировано из оригинала 14 ноября 2014 года . Проверено 5 октября 2014 г.
- ^ Риган, Хелен (29 июня 2020 г.). «Китай принимает радикальный закон о национальной безопасности Гонконга» . CNN . Проверено 29 июля 2020 г.
- ^ Административное деление Китайской Народной Республики (административное деление Китайской Народной Республики; Zhōnghuá Rénmin Gònghéguó Xíngzhèng Qūhuà) , 15 июня 2005 г., заархивировано из оригинала 23 июля 2010 г. , получено 5 июня 2010 г.
- ^ Глава II: Отношения между центральными властями и Специальным административным районом Гонконг, статья 12 , заархивировано из оригинала 29 июля 2010 г. , получено 5 июня 2010 г.
- ^ Глава II Отношения между центральными властями и Специальным административным районом Макао, статья 12 , заархивировано из оригинала 5 февраля 2012 г. , получено 5 июня 2010 г.
- ^ Лаутерпахт, Элиуй. Гринвуд, CJ [1999] (1999). Доклады по международному праву. Том 114 Комплекта отчетов по международному праву. Полный комплект. Издательство Кембриджского университета, 1999. ISBN 0521642442 , 9780521642446. стр. 394.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Гай, Яш П. (2000). Автономия и этническая принадлежность: переговоры по конкурирующим требованиям в многоэтнических государствах . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521786428 , 9780521786423. стр. 92.
- ^ Статья 12 Основного закона Гонконга и статья 12 Основного закона Макао.
- ^ «Правая сторона дороги — единственный способ путешествовать по мосту Гонконг-Чжухай-Макао» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 13 февраля 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чжан Вэй-Бэй. [2006] (2006). Гонконг: жемчужина британского мастерства и послушного трудолюбия Китая. Издательство Нова. ISBN 1594546002 , 9781594546006.
- ^ Чан, Минг К. Кларк, Дэвид Дж. [1991] (1991). Основной закон Гонконга: проект стабильного правового порядка – перспективы эволюции: очерки автономии Макао после восстановления суверенитета Китая. ISBN 3540685715 , 9783540685715. стр. 212.
- ^ Оливейра, Хорхе. Кардинал, Пауло. [2009] (2009). Одна страна, две системы, три правовых порядка – перспективы эволюции: очерки автономии Макао после восстановления суверенитета Китая. ISBN 3540685715 , 9783540685715. стр. 212.
- ^ http://www.fmcoprc.gov.hk/chn/syzx/gjzzygjhy/P020120709681086353002.pdf . [ пустой URL PDF ]
- ^ http://www.fmcoprc.gov.mo/chn/satfygjzz/gjzzygjhy/P020191211370314097817.pdf [ пустой URL PDF ]
- ^ English.eastday.com. English.eastday.com Архивировано 21 января 2012 года в Wayback Machine . «Китай ведет себя сдержанно на Восточноазиатских играх». Проверено 13 декабря 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Гуртов, Мелвин. Хван, Бён Му Хван (1998). Безопасность Китая: новые роли военных . Издательство Линн Риннер. ISBN 1555874347 , 9781555874346. стр. 203–204.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и «Дэн Лю Тяо» (25 июня 1983 г.) . big5.china.com.cn . 20 декабря 2004 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 г. . Проверено 14 декабря 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Агентство ООН по делам беженцев. « УВКБ ООН. Архивировано 18 октября 2012 года в Wayback Machine ». Закон о борьбе с сецессией (№ 34). Проверено 14 декабря 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Буш, Ричард К. (7 января 2019 г.). «8 ключевых моментов, на которые следует обратить внимание в новогодней речи Си Цзиньпина о Тайване» . Брукингс . Проверено 9 января 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Введение Wolong. Архивировано 11 июля 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ «Краткий обзор специальных административных районов и системы специальных административных районов» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 11 июля 2015 г. Проверено 10 июля 2015 г.