Государственная служба Китайской Народной Республики
Китайский портал |
Государственная служба представляет Китайской Народной Республики собой административную систему традиционного китайского правительства , состоящую из всех уровней, которые управляют повседневными делами в Китае. Члены государственной службы отбираются путем конкурсных экзаменов.
Государственные служащие [ править ]
По состоянию на 2009 год в Китае насчитывалось около 10 миллионов государственных служащих, управление которыми осуществляется в соответствии с Законом о государственной службе. [1] Большинство государственных служащих работают в государственных учреждениях и ведомствах. Государственные лидеры и члены кабинета министров, которые обычно считаются политиками в политических системах с конкурирующими политическими партиями и выборами, также входят в состав государственной службы в Китае. Государственные служащие не обязательно являются членами Коммунистической партии Китая (КПК), но 95 процентов государственных служащих, занимающих руководящие должности уровня дивизиона (уезда) и выше, являются членами КПК. [1] Подавляющее большинство государственных служащих остаются на службе на протяжении всей своей карьеры. [2] : 3
Определение государственного служащего ( китайский : 公务员 ; пиньинь : gōngwùyuán ), термина, официально кодифицированного в Законе о государственной службе 2006 года, часто в Китае неоднозначно. [3] В более широком смысле государственные служащие в Китае представляют собой подгруппу кадров КПК , класс профессиональных сотрудников, которые администрируют и управляют китайскими правительственными, партийными, военными и крупными деловыми учреждениями. [4] Более конкретно, этот термин обозначает государственных служащих, занимающих более высокие руководящие должности; по мнению академика Юэнь Юэнь Анга , они «формируют элитный слой функционеров в партийно-государственной иерархии», в отличие от шие рэньюань (事业人员) или персонала «шие», которые также являются государственными служащими, но не считаются гунвуюань . [5]
Определение государственной службы отличается от определения во многих западных странах. Государственные служащие — это «менеджеры, администраторы и специалисты, работающие в государственных органах», включая таких руководителей, как премьер-министр, члены государственного совета, министры и губернаторы провинций, среди других. [6] Сюда не входят рабочие физического труда и многие другие виды кадров, например, те, кто занят в государственных учреждениях, таких как больницы, университеты или государственные предприятия, даже несмотря на то, что эти должности также оплачиваются и управляются правительством. [6] Хотя судебная система не является строго частью государственной службы, она регулируется теми же кадровыми принципами, что и государственная служба. [7]
История [ править ]
Профессиональный корпус преданных своему делу бюрократов, аналог современной государственной службы, был неотъемлемой чертой управления китайской цивилизации на протяжении большей части ее истории. Частично мотивация была идеологической; Конфуцианское учение не поощряло слишком вовлеченных, воинственных и буйных правителей, что делало делегирование законодательной и исполнительной власти особенно необходимым. [8] Записи показывают, что во времена династии Чжоу (ок. 1046–256 до н. э.) короли посылали указы, побуждающие местных чиновников выявлять многообещающих кандидатов на должность в столице. [9] Эта практика усилилась при императоре Хань У (годы правления 141–87 до н. э.), который стандартизировал процесс отбора, добавив элементы вопросов и ответов к классическим текстам, оцениваемым группой ученых. [9] Это помогло заложить основу для императорской экзаменационной системы, которая была сформирована при недолговечной династии Суй , а затем получила широкое распространение. [10] Экзаменационная система и порожденная ею бюрократия в той или иной форме сохранялись до распада династии Цин в 1911 году. [11]
Мао эпохи Кадры
В Китайской Народной Республике изначально не было официальной государственной службы, как в других странах того времени. [12] По мере того, как КПК укрепляла позиции в гражданской войне в Китае против Гоминьдана (Гоминьдана), она вместо этого использовала преданных своему делу партийных кадров для наблюдения и управления территориями, которые она захватила. КПК во время своей победы в 1949 году столкнулась с серьезной нехваткой квалифицированных кадров для заполнения более 2,7 миллионов государственных должностей, необходимых для управления страной, которая ранее была оккупирована чиновниками, связанными с Гоминьданом, некоторые из которых партии были вынуждены позволяют продолжать работу из-за отсутствия подходящих замен. [13] К середине 1950-х годов в Китае была разработана номенклатурная система по образцу Советского Союза; не было государственной службы, независимой от правящей партии. [14]
Реформа [ править ]
После смерти Мао Цзэдуна и прихода к власти реформатора Дэн Сяопина после разногласий Культурной революции начались усилия по изменению кадровой системы , чтобы партия могла эффективно провести модернизацию Китая. [15] Реформы, начавшиеся в 1984 году, не привели к сокращению примерно 8,1 миллиона кадровых должностей. [16] по всему Китаю, но начали децентрализовать их управление властям на провинциальном и местном уровнях. [17]
Чжао Цзыян , избранный генеральным секретарем Коммунистической партии Китая в 1987 году, стремился преобразовать кадровую систему в более независимый орган, напоминающий государственную службу. [18] Государственная служба не полностью подчиняется КПК и, таким образом, реформирует отношения между партией и китайским государством. [19] После протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году Чжао и его союзники потеряли свое влияние среди партийной элиты, а проект реформы государственной службы был осужден оставшимися лидерами. [20] Предложения Чжао впоследствии были существенно изменены и реализованы в виде «Временного положения о государственных гражданских служащих» в 1993 году, хотя и в гораздо менее всеобъемлющем масштабе. [21]
Тем не менее, Временное положение установило первую официальную государственную службу в Китае с момента основания Народной Республики. [22]
С начала 2000-х годов были институционализированы квоты набора для членов, не являющихся Коммунистической партией, по полу и этническим группам, чтобы увеличить представительство таких групп на государственной службе. [2] : 147
В 2018 году в состав организационного управления Коммунистической партии вошло Государственное бюро государственных служащих. [23] : 76
Уровни и система рангов [ править ]
Текущая система рангов имеет 27 различных рангов (ранее всего было 15 уровней) и систему оценок ( данци ) внутри каждого ранга (максимум 14 оценок для каждого ранга), отражающую старшинство и производительность; Сочетание звания и данци в конечном итоге определяет заработную плату и льготы. [24] Высшие уровни (включая начальников отделов, заместителей начальников отделов и начальников отделов) принимают активное участие в разработке политики. [25] : 147 В местных органах власти лицами, принимающими решения на самом высоком уровне, обычно являются секретарь партии, глава штата и члены партийного комитета. [25] : 147
27 рангов представляют собой подразделения 11 «уровней». [26] [24] Ниже приводится неисчерпывающий список партийных и государственных должностей, соответствующих их званию на государственной службе. В список включены только «руководящие должности» ( линдао ганбу ), но не государственные служащие, не занимающие руководящие должности. Неруководящим государственным служащим могут быть присвоены высокие соответствующие звания. Например, эксперт или советник, нанятый правительством по долгосрочной инициативе, не управляет никакими людьми и не возглавляет какую-либо организацию, но все же может получить субпровинциальный ранг. Аналогичным образом, вышедшие на пенсию чиновники, которые после выхода на пенсию занимают должности более низкого ранга (обычно церемониальные), обычно сохраняют свое высшее звание. Иногда должностные лица могут занимать должность, но иметь более высокий ранг, чем указано в должности, например, заместитель партийного секретаря на уровне префектуры, который имеет полный ранг на уровне префектуры.
Уровень | Классифицировать | Название уровня | Партийные позиции | Правительственные позиции |
---|---|---|---|---|
1 | от 1 до 3 | Национальный лидер (чиновник национального уровня) | ||
2 | от 4 до 6 | Субнациональный лидер (депутат на национальном уровне) |
|
|
3 | с 7 до 8 | Провинциально-министерский уровень (чиновник провинциального и министерского уровня) |
|
|
4 | с 9 до 10 | Субпровинциальный (субминистерский) уровень (депутат на провинциальном и министерском уровне) |
|
|
5 | с 11 до 12 | Уровень бюро-директора (Основная должность на уровне департамента и бюро) |
|
|
6 | с 13 до 14 | Уровень заместителя директора бюро (должность заместителя на уровне отдела или бюро) |
|
|
7 | с 15 до 16 | Уровень начальника отдела (Основная должность на уровне округа) |
|
|
8 | с 17 до 18 | Уровень заместителя начальника отдела (депутат районного уровня) |
|
|
9 | с 19 до 20 | Уровень руководителя отдела (чиновник поселкового уровня) |
|
|
10 | с 21 до 22 | Уровень заместителя начальника отдела (депутат городского уровня) |
|
|
11 | с 23 до 24 | Член секции (участник секции) |
|
|
Н/Д | с 25 до 27 | Обычный персонал |
|
|
Государственное управление государственной службы [ править ]
Государственная администрация государственной службы была создана в марте 2008 года Всекитайским собранием народных представителей . Оно находится под управлением Министерства человеческих ресурсов и социального обеспечения , образовавшегося в результате слияния Министерства кадров и Министерства человеческих ресурсов и социального обеспечения . Функции администрации охватывают управление, набор персонала, оценку, обучение, вознаграждение, надзор и другие аспекты, связанные с делами государственной службы. У администрации также появилось несколько новых функций. К ним относятся разработка положений об испытательных сроках вновь принятых на работу сотрудников, дальнейшая защита законных прав государственных служащих и возложение ответственности за регистрацию государственных служащих в центральных ведомствах. Его создание было частью кадровых перестановок в правительстве, произошедших в 2008 году. Целью проекта было создание системы «суперминистерств» для оптимизации функций правительственных ведомств.
Экзамены [ править ]
На протяжении десятилетий работа на государственной службе была одним из лучших вариантов карьеры для выпускников колледжей. [27] : 1 В 1993 году были учреждены экзамены и оценки государственной службы. [27] : 11 Как правило, более миллиона человек ежегодно сдают экзамены на государственную службу, и процент успешных результатов составляет примерно 2%. [27] : 1
Альтернативным путем поступления на государственную службу, помимо экзаменов, является система назначенных выпускников ( сюаньдяошэн , 选调生), которая доступна для студенческих кадров, которые являются членами Коммунистической партии как минимум с испытательным сроком. [27] : 54–55 Через систему назначения выпускников новые выпускники университетов поступают на программу, которая направляет их на низовые должности, такие как руководящие должности в деревнях или секретари местных коммунистических союзов молодежи, на несколько лет. [27] : 54, 56 Коммунистической партии Кандидаты в систему назначенных выпускников сдают письменные и устные экзамены, организуемые организационным отделом на местном или провинциальном уровне. [27] : 55 Экзамены охватывают темы государственной службы, аналогичные экзаменам на государственную службу, но обычно считаются менее конкурентоспособными. [27] : 55
Программы, аналогичные системе назначенных выпускников, начали появляться в 1980-х годах, но были официально оформлены после 2000 года. [27] : 54
Зарплата и надбавки [ править ]
В соответствии с Положением о заработной плате Государственного совета Китайской Народной Республики от 2006 года существует три основных компонента оплаты труда государственной службы, а именно: базовая заработная плата (基本工资), надбавки за прожиточный минимум (津补贴) и бонусы (奖金). . [28]
См. также [ править ]
- Политика Китая
- Кадровая система Коммунистической партии Китая
- Порядки старшинства в Китайской Народной Республике
- Административное деление Китая
- Китайская академия управления
- Китайское общество государственного управления
- Экзаменационный юань , эквивалент республиканской эпохи, теперь действует на Тайване с 1949 года.
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Реформа государственной службы Китая: обновленная информация» (PDF) . Восточноазиатский институт Национального университета Сингапура . Проверено 24 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дойон, Жером (2023). Омолаживающий коммунизм: молодежные организации и обновление элиты в Китае после Мао . Издательство Мичиганского университета . дои : 10.3998/mpub.12291596 . ISBN 978-0-472-90294-1 .
- ^ Анг, Юэнь Юэнь (сентябрь 2012 г.). «Подсчет кадров: сравнительный взгляд на размер занятости в государственном секторе Китая». Китайский ежеквартальный журнал . 211 : 679. дои : 10.1017/S0305741012000884 . hdl : 2027.42/111822 . S2CID 15724765 .
- ^ Бернс, Джон П. (2007). «Реформа государственной службы в Китае» (PDF) . Журнал ОЭСР по бюджетированию . 7 (1): 1–25. doi : 10.1787/budget-v7-art3-en . , с. 22.
- ^ 2012 , с. 679.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бернс 2007 , с. 3.
- ^ Бернс 2007 , с. 5.
- ^ Кей, Джон (2009). Китай: История . Нью-Йорк: Основные книги. ISBN 978-0-465-02518-3 . п. 128
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кей 2009 , стр. 129.
- ^ Кей 2009 , стр. 227–28.
- ^ Дэвид Кастрильон, «Отмена имперской экзаменационной системы и Синьхайская революция 1911 года». Азиатско-Тихоокеанский регион, (2012) Интернет (2012).
- ^ Ли, Хун Юнг (1990). ComОт революционных кадров к партийным технократам в социалистическом Китае . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520303072 . Проверено 21 марта 2020 г.
- ^ Ли 1990 , с. 48: «Несмотря на сильную зависимость от военного персонала, КПК столкнулась с острой нехваткой квалифицированного персонала для заполнения 2,7 миллиона должностей, когда была основана Китайская Народная Республика. Проблема была особенно серьезной на местном уровне».
- ^ Бернс, Джон П. (сентябрь – октябрь 1987 г.). «Реформирование бюрократии Китая, 1979-82» (PDF) . Проблемы коммунизма . 36 (5): 36–51.
- ^ Бернс 1987 , с. 37.
- ^ Бернс 1987 , с. 46.
- ^ Бернс 1987 , с. 38.
- ^ Лам, Тао-цю; Чан, Хон С. (август 1996 г.). «Реформирование системы управления кадрами Китая: два взгляда на государственную службу». Азиатский опрос . 36 (8): 772–786. дои : 10.2307/2645438 . JSTOR 2645438 .
- ^ Лам и Чан 1996 , стр. 772–73.
- ^ Лам и Чан 1996 , с. 777.
- ^ Лам и Чан 1996 , стр. 780–781.
- ^ Чан, достопочтенный С.; Ли, Эдвард Суйчжоу (2007). «Закон о государственной службе в Китайской Народной Республике: возвращение к кадровому управлению». Обзор государственного управления . 67 (3): 383–398. дои : 10.1111/j.1540-6210.2007.00722.x . ISSN 0033-3352 . JSTOR 4624581 .
- ^ Цанг, Стив ; Чунг, Оливия (2024). Политическая мысль Си Цзиньпина . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780197689363 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Попытка Китая повысить профессионализм государственной службы» (PDF) . Восточноазиатский институт Национального университета Сингапура . Проверено 24 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Анг, Юэнь Юэнь (2016). Как Китай выбрался из ловушки бедности . Издательство Корнелльского университета . ISBN 978-1-5017-0020-0 . JSTOR 10.7591/j.ctt1zgwm1j .
- ^ «Сколько в Китае кадров министерского уровня? Опубликована информация о зарплате министров и заместителей министров ». Архивировано из оригинала 10 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Дойон, Жером (2023). Омолаживающий коммунизм: молодежные организации и обновление элиты в Китае после Мао . Издательство Мичиганского университета . дои : 10.3998/mpub.12291596 . ISBN 978-0-472-90294-1 .
- ^ Ву, Альфред М. (2014). Управление оплатой государственной службы в Китае (1-е изд.) . Проверено 23 января 2015 г.