Разделение властей в Гонконге
Концепция разделения властей рассматривалась и оспаривалась в Гонконге и его различных формах правления. До передачи Гонконга в 1997 году в правительстве Британского Гонконга не было разделения властей в западном стиле. [1] , принятый после передачи власти Основной закон Гонконга , прямо не предписывает разделение властей, но распределяет власть между Исполнительным советом , Законодательным советом и судебной властью . [1] [2] После передачи власти в 1997 году вопрос о том, существует ли принцип разделения властей в политической системе Гонконга, обсуждался между правительством САР Гонконг , правительством центрального Китая и общественными средствами массовой информации. [1] [3] [4] [2] [5]
История
[ редактировать ]Британская колониальная эпоха
[ редактировать ]В британском Гонконге политическая система не предусматривала разделения властей в западном стиле. [1] Судебная система колониальной эпохи была независимой от остальной части правительства, но законодатели назначались губернатором до 1985 года (с введением функциональных округов ), а старшие правительственные чиновники получали места в Законодательном совете до 1995 года. [1]
В 1986 году в отчете политической подгруппы Гонконгского комитета по разработке основного закона была рекомендована модель правительства, предполагающая разделение властей. [1] Это предложение было отклонено в 1987 году китайским лидером Дэн Сяопином , который заявил, что «система правления Гонконга не должна быть полностью вестернизированной» и что копирование «разделения трех властей» было бы неуместным, после чего комитет прекратил использовать этот термин. [1] [3]
Передача после 1997 г.
[ редактировать ]После передачи Гонконга в 1997 году Основной закон Гонконга закрепил решение материкового Китая о передаче власти исполнительной, судебной и законодательной ветвям власти, при этом избранный законодательный орган не контролируется исполнительной властью. [1] Однако Основной закон прямо не определяет «разделение властей». [1] [2]
С 1997 года суды Гонконга часто рассматривают разделение властей как особенность закона Гонконга, в отличие от чиновников материкового Китая, которые подчеркивали отсутствие явного разделения властей и подчеркивали полномочия главы исполнительной власти и полномочия Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей (NPCSC). [2] [5] [6]
В сентябре 2015 года Чжан Сяомин , тогдашний директор Управления по делам Гонконга и Макао Китая, заявил, что «Гонконг не практикует систему разделения властей» и что глава исполнительной власти Гонконга имеет особый правовой статус, который « трансцендентный» исполнительной, законодательной и судебной власти. [1] [2] Чжан, наряду с другими учеными и чиновниками из материкового Китая, описал фундаментальный принцип построения политической системы Гонконга как «систему, возглавляемую исполнительной властью». [1] [2]
Споры об учебниках 2020 года
[ редактировать ]31 августа 2020 года на пресс-конференции, на которой будет объявлено о возобновлении занятий во всех школах Гонконга в следующем месяце, тогдашний секретарь образования Бюро Кевин Юнг ответил на предложение издателя учебников по гуманитарному образованию удалить содержание учебника. о разделении властей в Гонконге после консультации с правительством, заявив, что в Гонконге не существовало системы разделения властей до и после передачи суверенитета, и этот момент необходимо отразить в учебниках. [7] На следующий день генеральный директор Кэрри Лам публично заявила на пресс-конференции, что полностью поддерживает точку зрения Кевина Юнга об отсутствии разделения властей. Она подчеркнула, что исполнительная, законодательная и судебная власть должны координировать свои действия и осуществлять систему сдержек и противовесов, но все они должны быть подотчетны центральным органам власти через главу исполнительной власти. Она описала отношения между тремя державами в Гонконге как отношения, в которых каждая играет свою роль, и выразила надежду, что они смогут дополнять друг друга. [8] [9] [10]
Коллегия адвокатов Гонконга раскритиковала заявления Лама, заявив, что независимые действия трех ветвей власти защитят от злоупотреблений. [3] 7 сентября 2020 года Управление по делам Гонконга и Макао и Бюро по связям с Гонконгом опубликовали заявления в поддержку решения Бюро образования удалить замечания о разделении властей из учебных материалов, подчеркнув при этом, что в Гонконге существует система управления, возглавляемая исполнительной властью, с проверками и баланс между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти. [3] Ученый конституционного права Йоханнес Чан назвал различие, проведенное Ламом и материковым Китаем, семантической проблемой, но сказал, что дебаты представляют собой борьбу за власть против альтернативных интерпретаций Основного закона Гонконга для центрального правительства Китая, выходящую за рамки семантики. [1]
Структура правительства
[ редактировать ]Исполнительная власть
[ редактировать ]Глава исполнительной власти Гонконга (CE) является главой Специального административного района Гонконг и избирается избирательной комиссией, состоящей из 1200 членов, в основном из избирателей функциональных округов, а также из религиозных организаций, а также муниципальных и центральных органов власти. CE по закону назначается премьер-министром , главой Центрального народного правительства Китая. Исполнительный совет , высший политический орган исполнительной власти, который дает рекомендации по политическим вопросам, полностью назначается главой исполнительной власти. [11]
Законодательная власть
[ редактировать ]В соответствии со статьей 26 Основного закона Специального административного района Гонконг постоянные жители Гонконга имеют право голосовать на прямых выборах на 35 мест, представляющих географические округа, и 35 мест от функциональных округов в 70-местном однопалатном законодательном органе. Совет (LegCo). [ нужна ссылка ]
В функциональных округах 5 мест принадлежит Окружному совету (Второму), который фактически рассматривает весь город как единый избирательный округ. Право голоса на остальные 30 мест ограничено примерно 230 000 избирателей в других функциональных округах (в основном состоящих из деловых и профессиональных секторов). [ нужна ссылка ]
Судебная власть
[ редактировать ]Судебная власть состоит из ряда судов, из которых судом окончательного решения является Апелляционный суд последней инстанции . [6] Однако Основной закон Гонконга предусматривает, что решения суда последней апелляции подлежат окончательному толкованию Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей (NPCSC) Китая. [6] [2]
Спор
[ редактировать ]Существует ли разделение властей в политической системе Гонконга и сфера применения этого принципа оспаривается со времени передачи Гонконга и вступления в силу Основного закона Гонконга в 1997 году, и даже во время процесса разработки Основного закона в 1980-х годах. . [2] Ученые и юристы из Гонконга склонны утверждать, что в правительстве Гонконга существует четкое разделение властей, в то время как ученые и чиновники из материкового Китая настаивают на том, что это правительство, возглавляемое исполнительной властью, с независимостью судебной системы, а также подчинением центральному правительству и сосредоточением власти. вокруг Главного исполнительного директора (CE). [2] [5]
После передачи власти в 1997 году суды Гонконга с разрешения Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (NPCSC) Китая часто рассматривали разделение властей как особенность закона Гонконга, используя его для защиты от посягательств исполнительной и законодательной власти. против независимости судебной власти и для оправдания невмешательства в дела исполнительной и законодательной власти. [5] Из-за уникального положения NPCSC над высшим судом Гонконга и способности главы исполнительной власти инициировать толкование Основного закона со стороны NPCSC, разделение властей в Гонконге является своеобразным и напоминает слабый судебный контроль . [2]
Документы
[ редактировать ]Официальные документы правительства ОАРГ
[ редактировать ]- Основной закон Гонконга прямо не определяет «разделение властей», но распределяет полномочия между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти Гонконга. [1]
- В официальном пресс-ките, розданном китайским и иностранным репортерам на церемонии передачи Гонконга в 1997 году , в первом предложении главы «Государственная система» записано, что «политическая система Гонконга основана на принципе «разделения властей» и имеет правительство, возглавляемое исполнительной властью. [12] [13] [14]
- На веб-сайте Бюро образования размещена заметка «Основной закон, верховенство закона и сильные стороны Гонконга», написанная судьей Патриком Чаном в 2011 году. В главе «Верховенство закона как система» написано «Разделение властей». ", в котором объясняется, что функции правительства могут выполняться законодательной, исполнительной и судебной властью, и что установление органов власти может избежать концентрации власти и злоупотреблений властью. Документ был удален в 2020 году. [15] Однако Stand News пишет, что в Интернете остались следы заблокированных гиперссылок и сопутствующего контента. [16]
Судебный вердикт
[ редактировать ]Гонконгское интернет-издание Stand News сообщило, что к 2020 году разделение властей будет прямо упомянуто более 100 раз в приговорах гонконгских судей. [4] Он также сообщил, что председатель суда последней апелляции Эндрю Чунг также прямо зафиксировал систему разделения властей в Гонконге в решении 2008 года. [4]
Учебники
[ редактировать ]Доктрина разделения властей появилась в учебниках Гонконга, в том числе в учебнике по экономике и связям с общественностью в 2013 году. [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Чунг, Гэри (3 сентября 2020 г.). «Почему эскалация спора по поводу наличия в политической системе Гонконга «разделения властей» — это не просто словесная борьба» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 25 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Чжу, Гобин; Курутакис, Антониос Э. (2017). «Субконституционная модель разделения властей Гонконга: случай слабого судебного контроля» . Гонконгский юридический журнал . 47 (1): 221–241. дои : 10.2139/ssrn.2967650 . ISSN 1556-5068 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Нг, Кан Чунг (8 сентября 2020 г.). «В Гонконге нет «разделения властей», заявляют пекинские агентства, добавляя, что Дэн Сяопин изложил позицию в 1987 году» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 25 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «Разделение трех властей» встречается более ста раз в решениях и других постановлениях. В решении Чжан Цзюньэна от 2008 года говорится, что Основной закон установил принцип разделения властей . Stand News 2020-09-01.
- ^ Jump up to: а б с д Ло, ПЯ; Чен, Альберт HY (2018). «Судебная перспектива «разделения властей» в Специальном административном районе Гонконг Китайской Народной Республики». Журнал международного и сравнительного права . 5 (2): 337–362.
- ^ Jump up to: а б с Тород, Грег; Помфрет, Джеймс (14 апреля 2020 г.). «Судьи Гонконга борются с Пекином за верховенство закона, поскольку пандемия ослабляет протесты» . Рейтер . Проверено 25 октября 2020 г.
- ^ «Ян Жуньсюн: в Гонконге нет системы разделения властей до и после передачи» (на традиционном китайском языке), 31 августа 2020 г. Архивировано из оригинала 01 сентября 2020 . г. -01 .
- ^ «Кэрри Лам: В Гонконге нет разделения властей. Каждая из трех держав выполняет свои собственные обязанности, сдерживает и уравновешивает друг друга» традиционном китайском языке). на ( оригинал 01 сентября 2020 г. Проверено 01 сентября 2020 г.
- ^ «Ян Рун Хён отрицает содержание «речного краба»: в Гонконге не было разделения властей до 1997 года и после 1997 года» . Архивировано из оригинала 07 сентября 2020 г. Проверено 9 сентября 2020 г. .
- ^ «Лам Ченг: В Гонконге нет разделения властей, и глава исполнительной власти несет ответственность перед центральным правительством» (на традиционном китайском языке). Архивировано из оригинала 01 сентября 2020 г. Проверено 01 сентября 2020 г.
- ^ «Исполнительный совет]» . Исполнительный совет ОАРГ . Архивировано из оригинала 10 мая 2009 года . Проверено 26 августа 2013 г.
- ^ «97 Пресс-кит правительства Гонконга: Политическая система основана на принципе разделения властей ». Мин Пао, 06 сентября 2020 г.
- ^ Оу Цзялинь (03.09.2020 г.). «Культурные реликвии, обнаруженные во время Церемонии возвращения, разделения властей в конверте из твердого пластика» .
- ^ «[В начале передачи] правительство однажды заявило, что система управления создана на основе принципа «разделения властей» . Теперь Новости. 2020-09-05.
- ^ Нет ли разделения властей в Гонконге? «разделения властей», упомянутой на брифинге 2011 года на сайте Бюро образования 31 августа 2020 г. Новости о позиции
- ^ «Бюро образования срочно удалило брифинг «Разделение властей». Оно заявило, что удалило его рано утром, но «гиперссылка осталась в сети», заявив, что брифинг соответствует заявлению правительства «Позиция News 2020-09». -02.
- ^ «Ученые отмечают, что специальный выпуск о возвращении Гонконга знакомит с установлением политической системы Гонконга, основанной на принципе «разделения властей» . Радио Свободная Азия. 2020-09-05.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ло, Стефан ХК; Ченг, Кевин Квок-инь; Чуй, Вин Хун (2019). Правовая система Гонконга (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781108634687 . ISBN 978-1-108-63468-7 .