Четыре старика
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на китайском языке . (Март 2023 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |

«Четыре старых» ( упрощенный китайский : 四旧 ; традиционный китайский : 四舊 ; пиньинь : sì jiù ) относятся к категориям, которые использовались Красной гвардией во время Культурной революции для характеристики элементов китайской культуры до Китайской коммунистической революции , которую они пытались описать. разрушать. «Четыре старых» — это «старые идеи», «старая культура», «старые обычаи» и «старые привычки». [а] [2] Во время Красного августа 1966 года, вскоре после начала Культурной революции, кампания Красной гвардии по уничтожению Четырех Старых началась на фоне массовых убийств, совершавшихся в Пекине. [3] [4]
Терминология [ править ]
Термин «Четыре старика» впервые появился 1 июня 1966 года в редакционной статье Чэнь Боды « People's Daily » « Смести всех коровьих демонов и змеиных духов », где «Старые вещи» были описаны как антипролетарские , «поощренные эксплуататорскими классы, [и] отравляли умы людей на тысячи лет». [5] Однако какие обычаи, культуры, привычки и идеи конкретно составляли «четыре старика», так и не были четко определены. [6]
8 августа Центральный комитет Коммунистической партии Китая использовал этот термин на своем 8-м Национальном конгрессе . Этот термин был одобрен 18 августа Линь Бяо на массовом митинге, а оттуда он распространился в журнале Red Flag , а также в изданиях Красной гвардии . [6]
Призывы к уничтожению «Четырех старых» обычно появлялись не изолированно, а противопоставлялись надеждам на создание «Четырех новостей» (новых обычаев, новой культуры, новых привычек, новых идей). [6] новорожденные социалистические вещи борются против четырех старых. Говорят, что [7] Идея о том, что китайская культура несет ответственность за экономическую отсталость Китая и ее необходимо реформировать, имела некоторый прецедент в « Движении четвертого мая» (1919 г.), а также поощрялась колониальными властями во время Второй китайско-японской войны . [8]
Кампания по уничтожению Четырех Стариков [ править ]
Кампания по уничтожению четырех старых и развитию четырех новостей (китайский: 破四旧立四新 ; пиньинь: Pò Sìjiù Lì Sìxīn ) началась в Пекине 19 августа во время « Красного августа ». [5] [9] Академик Алессандро Руссо пишет, что уничтожение «Четырех старых» было неоднозначной кампанией с точки зрения Коммунистической партии Китая . [10] Он утверждает, что во времена растущего политического плюрализма партия стремилась направить студенческий активизм на очевидных классовых врагов и менее важные цели, чтобы партии было легче сдерживать ситуацию. [10]
Кампания по «переименованию» [ править ]

По всему Китаю вандалам подверглись знаки со старыми названиями дорог. [11] [12] Первыми были изменены названия улиц и магазинов: « Магазин одежды Blue Sky » на «Магазин одежды в защиту Мао Цзэдуна », « Дорога Цай Э » на «Дорога Красной Гвардии» и так далее.
В Пекине название дороги, на которой посольство Советского Союза, располагалось было изменено на « Антиревизионистская дорога». [10] Больница Пекинского союзного медицинского колледжа , основанная в 1921 году Фондом Рокфеллера , была переименована в «Антиимпериалистическую больницу». [13]
В районе Хуанпу в Шанхае , коммерческом центре города, хунвейбины снесли 93 процента вывесок магазинов (2166 из 2328) и переименовали рестораны, школы и больницы. [11] Красная гвардия также сделала Нанкин-роуд своим революционным штабом в Шанхае, переименовав ее в «Улицу антиимпериализма». [11]
Многие люди по всему Китаю также изменили свои имена на революционные лозунги, такие как Чжихун ( 志红 , «Решительный красный»), Цзигэ ( 继革 , «Следуя за революцией») и Вэйдун (卫东, «Защити Восток или защити Мао»). "). [6] [12] [14]
Публичные сайты [ править ]

Кладбище Конфуция подверглось нападению в ноябре 1966 года, во время Культурной революции , когда его посетила и подверглась вандализму группа красногвардейцев из Пекинского педагогического университета во главе с Тан Хоуланем. [16] [17] Труп герцога Яньшэна в 76-м поколении был извлечен из могилы и повешен обнаженным на дереве перед дворцом во время осквернения кладбища во время Культурной революции. [18]
Китайское правительство не одобрило физическое уничтожение продуктов. Фактически, правительство защищало важные археологические открытия, сделанные во время Культурной революции, такие как Мавандуй , Гигантский Будда Лэшань и Терракотовая армия . [8] Узнав, что Красная гвардия приближается к Запретному городу , премьер-министр Чжоу Эньлай приказал закрыть ворота и развернул Народно-освободительную армию против Красной гвардии. После этого инцидента Чжоу попытался создать более мирный кодекс поведения для Красной гвардии при поддержке кадров Тао Чжу , Ли Фучуаня и Чэнь И. Этот план был сорван ультралевыми Кан Шэном , Цзян Цин и Чжан Чунцяо . Хотя многие другие инициативы Чжоу по прекращению разрушений потерпели неудачу из-за их собственного сопротивления или сопротивления Мао, ему удалось предотвратить переименование Пекина в « Восток — красный город» и китайских львов-хранителей перед площадью Тяньаньмэнь замену на статуи Мао. [19]
На более поздних этапах кампании образцы китайской архитектуры были уничтожены , классическая литература и китайские картины разорваны, а китайские храмы осквернены. [6]
Личное преследование и частная собственность [ править ]
Другие проявления кампании Красной гвардии включали выступления, размещение громких плакатов и преследование людей, в том числе интеллектуалов . [20] который демонстративно продемонстрировал Четыре Старых. [5] Это переросло от нападок на людей на улицах из-за их одежды или прически до массовых убийств, нападений, произвольных задержаний и обысков в частных домах. [11] Красные гвардейцы врывались в дома богатых и уничтожали картины, книги и мебель; все они были предметами, которые они считали частью Четырех Старых. [21]
Многие художники и другие деятели культуры подвергались преследованиям со стороны линчевателей, хотя в этот период произошли некоторые культурные достижения, включая интеграцию «новых» западных инструментов и балета в пекинскую оперу . [ нужна ссылка ]
Нападения на этнические меньшинства и поджоги книг [ править ]
Языки и обычаи этнических меньшинств в Китае были отнесены к «Четырем древним», а тексты на этнических языках были сожжены. [22] [23] [24] Двуязычное образование было подавлено. [22]
Галерея [ править ]
- Эта статуя императора Юнлэ изначально была высечена из камня и была разрушена во время Культурной революции; металлическая копия на своем месте
- Останки буддийского монаха VIII века Хуэйнэна подверглись нападению во время Культурной революции.
- Фриз, поврежденный во время Культурной революции, первоначально из садового домика богатого имперского чиновника в Сучжоу.
- Больница Пекинского союзного медицинского колледжа была переименована Красной гвардией в «Антиимпериалистическую больницу».
- Поврежденная статуя Будды
Последствия [ править ]
Оценка ущерба [ править ]
Коммунистическая партия никогда не предоставляла никакой официальной статистики о фактической стоимости ущерба. К 1978 году многие истории о смертях и разрушениях, вызванных Культурной революцией, утекли из Китая и стали известны во всем мире. [27]
Сохранение [ править ]
Во время и после Культурной революции предпринимались усилия по защите китайских культурных артефактов. Власти Шанхая вмешались в обыски домов Красной гвардии, переместив предметы в безопасное место и задокументировав те, которые нельзя было переместить для будущей реставрации. [28] После культурной революции были возобновлены усилия по сохранению культурного наследия с помощью таких инициатив, как Программа восстановления утраченных культурных реликвий и создание Государственного управления культурного наследия для защиты и управления историческими местами и артефактами. [29]
Реставрация [ править ]
Начиная с 1990-х годов и вплоть до XXI века предпринимаются масштабные усилия по восстановлению и восстановлению культурных объектов, которые были разрушены или повреждены во время Культурной революции. Это совпало с возрождением интереса и спроса на китайские культурные артефакты. [ нужна ссылка ]
См. также [ править ]
- Сожжение книг и захоронение учёных , III век до н. э., Китай.
- 1989 Инцидент вандализма с портретом Мао , вандализм с портретом Мао Цзэдуна.
- Уничтожение Богини Демократии в ходе резни на площади Тяньаньмэнь в 1989 году.
- Список кампаний Коммунистической партии Китая
Примечания [ править ]
- ^ старая ; мысль старая культура ; джиу вэньхуа старый обычай ; джиу фэнсу старая привычка ; jiù xíguàn
Ссылки [ править ]
- ^ Мелвилл, Шейла (7 сентября 2011 г.). «Упрямый император Китая» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 апреля 2024 г.
- ^ Спенс, Джонатан Д. (1999) [1990]. В поисках современного Китая (2-е ил. изд.). Нью-Йорк: WW Нортон. п. 575. ИСБН 978-0-393-97351-8 .
- ^ Ван, Юцинь (2001). «Нападения студентов на учителей: революция 1966 года» (PDF) . Чикагский университет. Архивировано (PDF) из оригинала 17 апреля 2020 г.
- ^ Закон, Кам-йи, изд. (2003). Китайская культурная революция переосмыслена: за пределами чисток и холокоста . Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-333-73835-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ли, Гучэн. Глоссарий политических терминов Китайской Народной Республики . Издательство Китайского университета. п. 427.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Лу, Син. Риторика китайской культурной революции: влияние на китайскую мысль, культуру и коммуникацию . Издательство Университета Южной Каролины . стр. 61–62. JSTOR j.ctv10tq3n6 .
- ^ Кодер, Лоуренс (2021). Новорожденные социалистические вещи: материальность в маоистском Китае . Дарем: Издательство Университета Дьюка . п. 2. ISBN 978-1-4780-2161-2 . OCLC 1250021710 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гао, Мобо (2008). Битва за прошлое Китая: Мао и культурная революция . Плутон Пресс. стр. 21–22 .
- ^ Краус, Ричард Курт (январь 2012 г.). «Культурная революция: очень краткое введение» . Оксфордский академический . Проверено 22 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Руссо, Алессандро (2020). Культурная революция и революционная культура . Дарем: Издательство Университета Дьюка . п. 157. ИСБН 978-1-4780-1218-4 . OCLC 1156439609 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хоулетт, Джонатан Дж. (август 2022 г.). «Упорядочение города: революция, современность и переименование дорог в Шанхае, 1949–1966» . Городская история . 49 (3): 612–630. дои : 10.1017/S0963926821000249 . ISSN 0963-9268 .
В эту статью включен текст из этого источника, доступного по лицензии CC BY 4.0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Оу, Джейсон (13 мая 2016 г.). «Ответы на 7 вопросов о культурной революции в Китае» . «Стрейтс Таймс» . ISSN 0585-3923 . Проверено 22 июня 2023 г.
- ^ «ПЕКИНСКОЙ БОЛЬНИЦЕ ВЕРНУТСЯ НАЗВАНИЕ, существовавшее до 1949 ГОДА» . Нью-Йорк Таймс . 9 июня 1985 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 22 июня 2023 г.
- ^ Рен, Кристофер С. (9 декабря 1984 г.). «ПРОБЛЕМА ДЛЯ КИТАЙЦЕВ: МИЛЛИОНЫ ОДНОЗНАЦИЙ» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 22 июня 2023 г.
- ^ «Снести дворец!» . Ежеквартальный журнал «Китайское наследие» . Архивировано из оригинала 10 марта 2023 года.
- ^ Ма, Айпин; Си, Лина; Чжан, Хунфэй (2009), «Эволюция культурного туризма: пример Цюйфу, места рождения Конфуция», Райан, Крис; Гу, Хуйминь (ред.), Туризм в Китае: пункты назначения, культуры и сообщества , Достижения Routledge в сфере туризма, Тейлор и Фрэнсис США, стр. 183, ISBN 978-0-415-99189-6
- ^ Asiaweek, Том 10
- ^ Джени Хунг (5 апреля 2003 г.). «Дети Конфуция» . Зритель. Архивировано из оригинала 21 марта 2006 года . Проверено 4 марта 2007 г.
- ^ Макфаркуар, Родерик; Шенхалс, Майкл (2008). Последняя революция Мао . Издательство Гарвардского университета. С. 118–119 . ISBN 9780674027480 .
- ^ Вэнь, Чихуа. Мэдсен, Ричард П. [1995] (1995). Красное зеркало: дети китайской культурной революции. Вествью Пресс. ISBN 0-8133-2488-2
- ^ Корт, Майкл Г. (1994). Китай при коммунизме . Брукфилд, Миннесота: Millsbrook Press. п. 123 . ISBN 9781562944506 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Цинся, Дай; Ян, Донг (март 2001 г.). «Историческая эволюция двуязычного образования для этнических меньшинств Китая». Китайское образование и общество . 34 (2): 7–53. дои : 10.2753/CED1061-193234027 . ISSN 1061-1932 .
Этнические языки были отвергнуты как один из «четырех старых», а большое количество книг и документов, относящихся к этническим языкам, было сожжено.
- ^ У, Цзяпин (май 2014 г.). «Рост этнической принадлежности в условиях рыночных реформ Китая». Международный журнал городских и региональных исследований . 38 (3): 967–984. дои : 10.1111/j.1468-2427.2012.01179.x . ISSN 0309-1317 .
Кампании по «классовому искоренению» стали более радикальными во время Культурной революции (1966–76) и оказали катастрофическое воздействие на этническую культуру. Этнические традиции рассматривались как часть «четырех старых» (старых идей, обычаев, культуры и привычек; по-китайски сыцзю), которые необходимо было уничтожить.
- ^ Чуньли, Ся (2007). «От дискурсивной политики к верховенству закона: конструктивистская основа понимания региональной этнической автономии в Китае». Международный журнал по правам меньшинств и групп . 14 (4): 399–424. дои : 10.1163/138548707X247392 . ISSN 1385-4879 . JSTOR 24675396 .
Традиционные узоры меньшинств и красочные кружева были помечены как «четыре старых» (сидзю) и сожжены.
- ^ Азиатская неделя, Том 10 . 1984. Архивировано из оригинала 27 апреля 2016 года . Проверено 27 июня 2015 г.
- ^ Джени Хунг (5 апреля 2003 г.). «Дети Конфуция» . Зритель . Архивировано из оригинала 21 марта 2006 года . Проверено 4 марта 2007 г.
- ^ Робертс, Ричард Х. [1995] (1995). Религия и трансформации капитализма. Издательство Рутледж. ISBN 0-415-11917-0
- ^ Хо, Дениз Ю. (2011). «Революция в древности: Шанхайская культурная бюрократия во время культурной революции, 1966–1968» . Китайский ежеквартальный журнал . 207 : 691–692. дои : 10.1017/S0305741011000713 . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Долан, Томас (2009). Беркширская энциклопедия Китая: современные и исторические взгляды на новейшую и старейшую мировую державу, том 5 . Berkshire Publishing Group, 2009. стр. 108–109.