Процесс возрождения
Эта статья дублирует сферу применения других статей , в частности «Большой экскурсии» . . ( март 2024 г. ) |
« Процесс возрождения » или « Процесс возрождения » ( болгарский : Възродителен процесс , латинизированный : Вазродителен процес ) относится к политике принудительной ассимиляции, проводимой социалистическим болгарским правительством в 1980-х годах (1984-1989). Это стало кульминацией серии репрессивных ассимиляционистских кампаний, направленных против мусульманского меньшинства страны . За «Процессом возрождения», в свою очередь, последовало насильственное изгнание более 300 000 мусульман в 1989 году .
Терминология
[ редактировать ]«Процесс возрождения»
[ редактировать ]Как и в случае с « Большим экскурсом », название «Процесс возрождения», под которым эта кампания насильственной ассимиляции наиболее известна , является эвфемистическим и двусмысленным. Оно также возникло на основе заявлений и официальной переписки социалистического болгарского правительства во время проведения этой политики.
Болгарские мусульмане и болгарские турки
[ редактировать ]Болгарские турки составляют значительную часть мусульманского населения Болгарии. В то время как мусульмане всех национальностей ( турки , помаки , цыгане-мусульмане , албанцы и татары среди других) были затронуты «Процессом возрождения», многие болгарские мусульмане -граждане назывались болгарским правительством «турками», независимо от того, были ли они этническими турками или нет, и соответственно наоборот. Ситуация еще больше усложняется тем, что некоторые болгарские мусульмане, родным языком которых не является турецкий, сами идентифицируют себя как этнически «турецкие» или, по крайней мере, не оспаривают этот ярлык. Таким образом, определение точного этнического происхождения отдельных лиц и жертв «Процесса возрождения» в более широком смысле может быть затруднено.
Принудительная ассимиляция
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Согласно болгарской переписи 1975 года , последней проведенной перед началом «Процесса возрождения», в ходе которой фиксировалась этническая принадлежность, «турки» составляли около 8,4% болгарского населения в 8,7 миллиона человек. Это меньше, чем в последней переписи населения, проведенной перед началом коммунистической эпохи в 1946 году, когда «турки» составляли 9,6% населения. Мусульманское население было сконцентрировано преимущественно на северо-востоке и юго-востоке страны (особенно в провинции Кырджали ). [1]
Народная Республика Болгария официально практиковала государственный атеизм в соответствии с марксистско-ленинской доктриной, а выражение религиозных взглядов строго контролировалось. Однако государство рассматривало отечественных мусульман, независимо от того, практикующих они или нет, либо как болгарских жертв османской религиозной и культурной ассимиляции (своенравных болгар), либо как турецких нарушителей. Хотя режим долгое время в некоторой степени поощрял ассимиляционизм, поскольку Восточный блок колебался в 1980-х годах, режим Живкова все больше опирался на болгарский этнонационализм, чтобы поддержать себя, и усилил репрессии, против мусульманского в частности, населения.
Начальные кампании
[ редактировать ]Политика Болгарской коммунистической партии в отношении этнических и религиозных меньшинств менялась в течение сорока лет однопартийного правления. Драконовская политика, которая характеризовала «Процесс возрождения», была не первой такой попыткой со стороны Болгарской Народной Республики .
Хотя в Болгарии проживало большое турецкое меньшинство, до отстранения Живкова от власти болгарский режим отрицал существование каких-либо коренных мусульман неболгарского происхождения и настаивал на том, что такое мусульманское население произошло от болгар, насильственно обращенных в ислам под властью Османской империи. [2] В соответствии с этой точкой зрения, политика в области образования также постепенно стала более ассимиляционистской. В 1962 году помакам запретили посещать тюркоязычные школы, а в 1972 году тюркоязычные школы были запрещены вообще. [3]
После запрета на турецкий язык в школах в начале 1970-х годов правительство заставило многих славяноязычных мусульман болгарский язык. К 1974 году 150 000 «помаков» и 200 000 «турок» были вынуждены болгаризировать свои имена. [4] [5] [6]
В 1978 году режим попытался постепенно отказаться от традиционных и религиозных праздников и обрядов в пользу одобренных социалистических обрядов и обрядов. Чиновников посылали на исламские похороны надлежащих социалистических , чтобы обеспечить проведение обрядов и произнесение молитв на болгарском языке . [7]
Незадолго до начала собственно «Процесса возрождения» режим инициировал новый раунд ограниченной насильственной болгаризации . В период с 1981 по 1983 год около 100 000 человек, в основном цыгане-мусульмане, были насильственно болгаризированы. Мера была распространена на ряд крымских татар и алианцев (шиитская группа, также называемая алеви или кизилбаш). [8] всего за несколько месяцев до того, как в 1984 году всерьез начался «Процесс возрождения». [9]
Начало «Процесса возрождения»
[ редактировать ]Хотя многие мусульмане уже были вынуждены болгаризировать свои имена, в 1984 году режим в Софии решил довести процесс смены имени до конца. Все этнические турки должны были ассимилироваться , изменив свои турецкие имена. [10] Турков заставили выбирать из заранее утвержденного списка «настоящие» болгарские имена вместо своих оригинальных «исламо-арабских» имен. [11] Первоначально только турки, живущие или родившиеся в регионе Родопы на юго-востоке страны, должны были изменить свои имена, но в декабре 1984 года это требование было расширено на «все районы, где есть такое [турецкое] население». [12] которое было проведено месяцем позже, в январе 1985 года. [13] К марту 1985 года болгарское правительство объявило, что « булгаризация » завершена, и болгарским туркам было предоставлено несколько новых документов для идентификации. [10]
Создание идеологически целостного списка утвержденных «болгарских» названий оказалось для властей непростой задачей. Хотя многих ранее заставляли сменить имена, режим попытался разработать всеобъемлющий «Классификатор болгарских имен» только в 1984 году. [14] Перед лицом трудностей, связанных с приемлемостью иностранных имен (имен и фамилий турецкого, арабского, армянского или какого-либо другого неболгарского происхождения) и связи между иностранными и «болгарскими» и религией, в конечном итоге было принято решение составить список из 5000 чисто «болгарских» имен, в том числе имеющих отношение к православному календарю. [15] Приемлемыми «болгарскими» именами были не только имена славянского или христианского происхождения, однако иногда приемлемыми считались и неисламские иностранные имена. [ нужна ссылка ] Хотя этот список не был завершен до начала «Процесса возрождения», к тому времени уже были доступны некоторые указатели имен. [12]
Методы, используемые государством для принуждения турецких деревень к согласию на « булгаризацию », были особенно жестокими. По словам одного очевидца , этнического болгарина: «[Турецкая] деревня была окружена милицией и/или специальными внутренними войсками, или регулярными армейскими грузовиками, или даже легкими танками . Таким образом, деревня была изолирована, мэр, секретарь Коммунистической партии и Затем были вызваны несколько чиновников и предложены подписать заявление о присвоении селу (селам) болгарских названий... Им вручали списки болгарских названий, а затем обычно давали двадцать четыре часа на размышление. Большинство этих людей согласились сотрудничать и. Таким образом, они служили образцом для остальной части деревни... Однако тех, кто отказался подчиниться, милиция забрала из своих домов... В конце концов они подписали, и тех, кто все же отказался, держали в подвале несколько дней. , оскорбляли, угрожали и избивали . Если они продолжали упорствовать, последовало тюремное заключение». [16]
Помимо болгаризации имен ныне живущих мусульман, болгарские власти начали применять другие меры по ассимиляции во время «Процесса возрождения». В то время мусульманам не разрешалось хоронить своих умерших на исламских кладбищах, и их заставляли искажать исламские или арабские надписи и символы на могилах своих предков. Владельцам магазинов и ресторанов также было запрещено обслуживать женщин в традиционной исламской одежде . [17] Ранее существовавший запрет на исламское обрезание строго соблюдался, и родители-мусульмане были обязаны подписывать документы, обещающие не делать обрезание своему ребенку. Чиновники регулярно проверяли мальчиков-мусульман, чтобы убедиться, что они остались необрезанными, и если выяснялось, что пара нарушила запрет, то наказание грозило как родителям, так и человеку, совершившему обрезание. [17]
Реакция и сопротивление
[ редактировать ]Подобно системе контролируемых правительством религиозных организаций, которая существует сегодня в Китайской Народной Республике , Болгария жестко регулировала практику ислама в стране. В Народной Республике Болгарии на протяжении всего своего правления формально работал лояльный Главный (Великий) муфтий вместе с региональными муфтиями. [17] Неудивительно, что государственный главный муфтий выразил свою поддержку «Процессу возрождения», заявив, что «...не было никаких случаев предотвращения или каким-либо образом ограничения мусульман в совершении религиозных обрядов и служб». [17]
Однако сопротивление «процессу возрождения» среди самого турецкого населения было сильным. Например, несмотря на установленные правила, многие мусульмане продолжали тайно исповедовать свою веру и обучать своих детей турецкому языку и исламской религии . [18] Как только необходимые структуры были созданы, организованная оппозиция началась всерьез, и оппозиция становилась все более заметной. Турки и мусульмане организовали масштабные акции протеста с требованием восстановления своих прав и первоначальных названий.
Однако вместо того, чтобы сражаться, многие турки сначала пытались избежать процесса переименования. [19] Хотя международные границы Народной Республики Болгария в целом были закрыты, турки искали убежища внутри страны. Многие бежали в леса и другие труднодоступные места, чтобы скрыться от государства, в то время как другие пытались бежать в большие города (где процесс переименования был более медленным и обременительным). [19] Тем не менее, такие попытки побега обычно терпели неудачу. [20]
Мусульманам, отказавшимся ассимилироваться, грозило тюремное заключение, изгнание или интернирование в возобновленном трудовом лагере Белене , расположенном на острове на реке Дунай . [21] [22] Некоторые из отправленных в Белене умерли. Хотя число жертв среди гражданского населения точно не известно, согласно турецким источникам, в период с ноября 1984 года по февраль 1985 года погибло от 800 до 2500 человек. [23] Между тем другие наблюдатели оценивают число жертв в более чем 1000 человек, хотя это число, вероятно, значительно возрастет, если учесть число людей, умерших по причине пренебрежения или самоубийства в Белене. [23]
Несмотря на большое количество погибших среди мусульманской общины, организованного вооруженного сопротивления «Процессу возрождения» так и не возникло. [24] Объяснения того, почему сопротивление оставалось ненасильственным, разнообразны (в отличие от одновременных вооруженных движений в таких местах, как Северная Ирландия ). Румен Аврамов, который был экономическим советником первого некоммунистического президента Болгарии Желю Желева , утверждает, что крайний уровень репрессий, проводимых Народной Республикой Болгария, предотвратил развитие вооруженной оппозиции. [24]
более 600 неорганизованных актов « террора было официально зарегистрировано В 1980-х годах в Софии » , причем режим обвинял в этих актах турок и мусульман, а также их оппозиционные группы. [24] Из этих предполагаемых 600 нападений подавляющее большинство не может быть однозначно объяснено. [24] Тем не менее, по крайней мере, некоторые нападения действительно имели место. погибли 7 человек Так, в селе Буново . [примечание 1] [25] [1]
Вполне возможно, что некоторые нападения были осуществлены или полностью сфабрикованы болгарским режимом с целью заручиться поддержкой немусульманского населения. Например, при открытии архивов тайной полиции после падения коммунистического режима было обнаружено, что виновники двух громких нападений, предположительно совершенных турками в 1984 году, одного в аэропорту Варны и другого на железнодорожной станции Пловидва, были агентами тайной полиции. [26]
В результате сопротивления мусульман болгаризации и «процессу возрождения» правительство пришло к выводу, что часть мусульманского населения трудно поддается ассимиляции и не может быть ассимилирована. этой Таким образом , эмиграцию части населения следовало активно поощрять. [10]
Этническая чистка 1989 года
[ редактировать ]В 1989 году «Процесс возрождения» достиг своего апогея. В ходе события, эвфемистически называемого «Большой экскурсией», более 300 000 человек покинули коммунистическую Болгарию и отправились в Турцию в период с 30 мая 1989 года по 22 августа 1989 года ( болгарский : Голямата екскурзия , латинизированный : Голиамата Экскурзия) . В то время как правительство Болгарии утверждало , что миграция Приезд мусульман в Турцию был добровольным, многие болгарские турки были вынуждены покинуть страну. [27]
Последствия
[ редактировать ]Одомашненный
[ редактировать ]10 ноября 1989 года Тодор Живков был вынужден уйти в отставку. [10] а новое болгарское правительство восстановило право болгарских граждан носить турецкие имена. [28] Однако не все, кто был вынужден сменить имя, восстановили свои первоначальные имена. Сегодня многие болгары мусульманского происхождения (неиммигрантского происхождения), родившиеся во время или после «Процесса возрождения», носят болгарские имена, и в результате коллективной травмы, полученной в результате этого события, некоторым приходится задаваться вопросом, как бы их звали в противном случае. . [29]
11 января 2012 года парламент Болгарии официально осудил «Процесс возрождения» и признал события 1989 года этнической чисткой. Хотя некоторые болгарские основные партии подвергались упрекам за продолжающееся игнорирование событий 1989 года, [30] «Процесс возрождения» широко осуждается.
В ноябре 2002 года Болгарская православная церковь объявила всех жертв болгарского коммунистического режима, в том числе нехристианских, мучениками . [31]
Международный
[ редактировать ]в своей речи 2000 года в Университете Дюкен в Питтсбурге, штат Пенсильвания Например, , основной докладчик и глава Агентства национальной безопасности Майкл В. Хейден сделал лишь неконкретное упоминание о «процессе возрождения», который он наблюдал, находясь в Софии во время Холодная война , потому что аудитория не поняла бы «фактов и контекста, необходимых для того, чтобы следить за его речью». [32] Это иллюстрирует ограниченную память о «процессе возрождения» за рубежом.
Даже в Турции память о «Процессе возрождения» ограничена, а показания жертв ограничены. [33]
На протяжении «Процесса возрождения» многие искали убежища за рубежом, помимо Турции, особенно в Австрии , Германии и Швеции . [34] Многие также нашли убежище в Австралии , [34] Канада , Англия и США . [35]
Ответственность
[ редактировать ]Одно исследование 2012 года показало, что болгары обычно обвиняют политиков того времени в «процессе возрождения». [36] На вопрос, кто несет вину за кампанию, респонденты возложили вину на Коммунистическую партию Болгарии , Тодора Живкова и тайную полицию. Некоторые респонденты даже обвинили Советский Союз и Леонида Брежнева (умершего в 1982 году). То же исследование также показало, что жертвы обычно не обвиняют этнических болгар и склонны их прощать, вместо этого большая часть вины возлагается на собратьев-мусульман, «предателей», которые сотрудничали с режимом. [37]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Наим Сулейманоглу ( болгарский : Наим Сюлейманоглу) был этническим турецким тяжелоатлетом-олимпийцем, родившимся в Болгарии в 1967 году под именем Наим Сулейманов ( болгарский : Наим Сюлейманов). «Процесс возрождения» вынудил его официально болгаризировать свое имя, и в 1985 году он стал известен как «Наум Шаламанов» ( болгарский : Наум Шаламанов). В следующем году (1986) он перешел в Турцию и начал бороться за свою новую страну. на международных соревнованиях по тяжелой атлетике. После своего бегства он снова сменил имя, на этот раз на имя, под которым он известен во всем мире: беззастенчивый турецкий «Наим Сулейманоглу». После своего бегства он выиграл золотую медаль в своей весовой категории на трех летних Олимпийских играх подряд .
- Гюльхан Шен ( болгарский : Гюлхан Шен) родилась в Болгарии в 1978 году. В 1985 году она была вынуждена изменить свое имя на «Галина Христова Михайлова» ( болгарский : Галина Христова Михайлова). В 1989 году она была вынуждена переехать в Турцию.
См. также
[ редактировать ]Группы
[ редактировать ]- Болгарские мусульмане
- Болгарские турки
- Болгарские турки в Турции
- Крымские татары в Болгарии.
- Эмигрант
- Помаки
- Цыгане в Болгарии
- Турки в Болгарии
Люди
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Некоторые источники вместо этого указывают число умерших жертв как 6.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эминов 1997а , стр. 213.
- ^ Эминов 1997а , стр. 229.
- ^ Камуселла 2019 , стр. 7.
- ^ Эминов 2007 , с. 7.
- ^ Маюхтар-май 2014 г. , с. 100, 133–136.
- ^ Самшит 1988 , с. 274.
- ^ Эминов 1997а , с. 227.
- ^ Эминов 1997а , с. 232.
- ^ Самшит 1988 , с. 275.
- ^ Jump up to: а б с д Ваксберг 2014 .
- ^ Пожарлиев 2012 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б Пожарлиев 2012 , с. 41.
- ^ Эминов 1997б , стр. 85–87.
- ^ Пожарлиев 2012 , с. 38.
- ^ Пожарлиев 2012 , с. 39–40.
- ^ Эминов 1997б , стр. 87.
- ^ Jump up to: а б с д Эминов 1997а , с. 228.
- ^ Пожарлиев 2012 , с. 59–61.
- ^ Jump up to: а б Пожарлиев 2012 , с. 59.
- ^ Пожарлиев 2012 , с. 58.
- ^ Бюхсеншюц 2000 .
- ^ Mediapool.bg 2009 .
- ^ Jump up to: а б Камуселла 2019 , стр. 34.
- ^ Jump up to: а б с д Камуселла 2019 , стр. 35.
- ^ Камуселла 2019 , стр. 36.
- ^ Пожарлиев 2012 , с. 42.
- ^ Мартино .
- ^ Беженцы 2004 .
- ^ Трупия 2022 , с. 56.
- ^ Камуселла 2020 .
- ^ Трупия 2022 , стр. 49.
- ^ Камуселла 2019 , стр. 12.
- ^ Пожарлиев 2012 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б Маева 2008 , стр. 227–229.
- ^ Хиллгрен 2009 : Большинство беженцев были вынуждены вернуться, но немногие из них остаются в Болгарии сегодня. Вместо этого они снова бежали и искали жизнь в западных странах, таких как Канада, Англия, США, Турция или Германия.
- ^ Пожарлиев 2012 , с. 66.
- ^ Пожарлиев 2012 , с. 67.
Библиография
[ редактировать ]- Бюхсеншюц, Ульрих (2000). Политика Болгарской коммунистической партии в отношении евреев, цыган, помаков и турок (1944–89) (PDF) (на болгарском языке). Международный центр исследований меньшинств и межкультурных отношений. Архивировано из оригинала (PDF) 26 сентября 2007 г.
- Хиллгрен, Джоанна (2009). «20 лет с момента прихода болгарских турок» (на шведском языке). Новости Халланда . Проверено 8 мая 2021 г.
- Эминов, Али (1997а). «Ислам и мусульмане в Болгарии: Краткая история» . Исламские исследования . 36 (2/3): 209–241. JSTOR 23076195 . Проверено 25 февраля 2023 г.
- Эминов, Али (2007). «Социальное конструирование идентичности: помаки в Болгарии». Журнал по этнополитике и проблемам меньшинств в Европе . Журнал этнополитики и проблем меньшинств в Европе.
- Эминов, Али (1990). «В Болгарии нет турков: переписывание истории административным указом». В Карпате, Кемаль (ред.). Турки Болгарии: история, культура и политическая судьба меньшинства . Стамбул: Изида Пресс.
- Эминов, Али (1997б). Турецкие и другие мусульманские меньшинства в Болгарии . Психология Пресс. ISBN 978-0-415-91976-0 .
- Камуселла, Томаш (2019). Этническая чистка во время холодной войны: забытое изгнание турок из коммунистической Болгарии в 1989 году . Рутледж.
- Камуселла, Томаш (2020). «Между политикой и объективностью: невоспоминание об этнической чистке турок 1989 года в коммунистической Болгарии» . Журнал исследований геноцида . 22 (4): 515–532. дои : 10.1080/14623528.2020.1726649 . hdl : 10023/23778 .
- Маева, Мила (2008). «Современные миграционные волны болгарских турок». Марушякова, Елена (ред.). Динамика национальной идентичности и транснациональной идентичности в процессе европейской интеграции . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 9781847184719 .
- Мартино, Франческо. «Большая экскурсия» болгарских турок» . OBC Transeuropa (на итальянском языке) . Проверено 16 февраля 2023 г.
- Маюхтар-Май, Фатме (2014). Идентичность, национализм и культурное наследие в осаде: пять повествований о помакском наследии: от принудительного переименования до свадеб . Библиотека балканских исследований.
- Медиапул.бг (2009). «Эти события необходимо обсудить в учебниках истории» (на болгарском языке) . Проверено 26 мая 2012 г.
- Пожарлиев, Любомир (2012). Возрождение национализма: процесс «возрождения» в Болгарии. Воспоминания о репрессиях, повседневном сопротивлении и соседских отношениях 1984–1989 (МА). Исторический факультет Центрально-Европейского университета.
- Беженцы, Верховный комиссар ООН (2004 г.). «Проект «Меньшинства в опасности. Хронология турок в Болгарии» . Рефмир . Проверено 18 апреля 2021 г.
- Шимшир, Билал (1988). Турки Болгарии (1878-1985) . К. Рустем и Брат.
- Трупия, Франческо (2022). «Как бы меня звали? Пост-память о «поколении после» процесса возрождения в Болгарии» (PDF) . Современная Юго-Восточная Европа . 9 (1): 47–64. дои : 10.25364/02.9:2022.1.4 . Проверено 26 февраля 2023 г.
- Ваксберг, Татьяна (2014). «Вспоминая судьбу турецкого меньшинства Болгарии» . DW.com . Проверено 15 февраля 2023 г.