Jump to content

Мусульманские цыгане

Страница защищена ожидающими изменениями

Костюм цыганки (скорее всего, цыганки-мусульманки)
Цыгане-мусульмане в Боснии (около 1900 г.)

Цыгане-мусульмане – это люди, являющиеся этническими цыганами и исповедующие ислам . Существует множество различных групп и подгрупп рома, которые преимущественно исповедуют ислам, а также отдельные цыгане из других субэтнических групп, принявшие ислам. цыгане на балканском цыганском языке — это невлаксские цыгане , принявшие суннитский ислам ханафитского Хорахане - мазхаба во времена Османской империи . [1] Некоторые из них являются дервишами суфийской , которое веры, а самый большой Тарикат Джеррахи и расположен в крупнейшем Арлие и Гурбети в Европе поселении мусульманских цыган в Шуто Оризари местные жители называют Шутка в Северной Македонии, имеют своего собственного цыганского имама. [2] а цыгане-мусульмане в Шуто Оризари используют Коран на балканском цыганском языке. [3] Многие романлары в Турции являются членами организации «Хиндилер Теккеси а Кадирийа - Тарика» , основанной в 1738 году индийским мусульманским шейхом Сейфуллой Эфенди Эль Хинди в Селамсызе . [4] Цыгане-мусульмане в Турции и на Балканах в основном являются культурными мусульманами или номинальными мусульманами. [5] [6]

Цыгане-мусульмане проводят религиозные церемонии мужского обрезания (биджав-сунети) с большой помпой и празднествами. [7] Мальчикам чаще всего делают обрезание в пятилетнем возрасте, поскольку цифра 5 (панч) является священным символом среди цыган. существует обычай Среди цыган-мусульман закапывать крайнюю плоть. [8] Они верят, что крайняя плоть вернется к мужчинам в День Воскресения , основываясь на хадисе из Сахих аль-Бухари 6524: Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «В Судный день вы будете воскрешены босыми, обнаженными, и необрезанные (с крайней плотью)», закапывание крайней плоти также является традицией мусульман Южной Азии. [9] Во время обряда за руки и ноги ребенка держит его Кирво (крестный отец). Кирво оплачивает стоимость церемонии обрезания. [10] Традиция Кирве, похожего на Сандека , также практикуется в алевизме и езидизме в Турции. [11] Ислам среди цыган исторически связан с жизнью цыган в пределах Османской империи , поскольку цыгане-мусульмане предпочитались в Османской империи и были расселены на Балканах и в Румелии , взятых из Анатолии Эялет и Египта Эялет . Хотя цыгане-мусульмане платили джизью в первые века существования Османской империи, исключением были цыгане-мусульмане в Османской Боснии и Герцеговине , которые были освобождены от налогов по приказу Селима II . После Указа Гюльхане все цыгане-мусульмане были освобождены от уплаты налогов в Османской империи и стали полностью признанными мусульманами. [12] В 1874 году Османская империя предоставила равные права другим мусульманам. [13] Турецкий историк Решат Экрем Кочу объяснил, что группа ломов , живших в Стамбуле, приняла ислам в 19 веке. [14] Соответственно, значительные культурные меньшинства цыган-мусульман проживают в Турции , Боснии и Герцеговине , Албании , Черногории , Косово , Республике Северная Македония , Болгарии (по оценкам середины 1990-х годов цыгане-мусульмане составляли около 40% цыган в Болгарии ). [15] ), (очень небольшая группа цыган-мусульман существует в регионе Добруджа и Валахия в Румынии , составляя 1% цыганского мусульманского населения страны. [16] ), [17] Хорватия страны (45% цыганского населения , приехавшие из Боснии). [18] ), Южная Россия, Греция (небольшая часть цыган-мусульман сосредоточена в Западной Фракии ), Северный Кипр , Южная Сербия (географический регион) и Крым ( крымские цыгане ). Большинство цыган-мусульман в бывшей Югославии говорят на балканских цыганских и южнославянских языках , в то время как многие говорят только на языке принимающей страны, например, албанизированные группы мусульманских цыган из Албании , Косово , Черногории и Северной Македонии , говорят только на албанском языке и называемые Хорахан Шиптари , они полностью переняли албанскую культуру , [19] другие создали собственную идентичность, как ашкали и балканские египтяне , а некоторые отрицают свое цыганское происхождение, особенно в Косово, и заявляют, что они албанцы или турки . [20] [21] Турецкий язык используют турецкие цыгане , только представители одного вида говорят на курбетче , румелийском романи или сепечидес-романи . Некоторые цыгане-мусульмане также использовали для себя слово «цыган», поскольку не воспринимали его как уничижительный термин. Культура цыган-мусульман основана на исламской культуре . Во время правления Османской империи цыгане-христиане и мусульмане были разделены по приказу Сулеймана Великолепного . Цыганам-мусульманам запрещалось вступать в брак с цыганами-христианами, жить вместе или вести бизнес. Мужчины-цыгане-мусульмане служили в вооруженных силах Османской империи , особенно в Османском военном оркестре . [22] На протяжении веков возникли значительные различия между мусульманскими и христианскими цыганами. Православные христиане- влакс-цыгане считают себя чаче- ромами (истинными ромами) и не считают цыган-мусульман частью цыганского общества, называют их турками и объясняют, что они «срезают крайнюю плоть со своих членов». Однако цыгане-мусульмане считают цыган-христиан чужими и называют их дасикане (слуги, рабы). Также фразы Amare Roma (наш рома) и Cudza Roma (иностранный рома) используются наоборот. Между двумя религиозными группами существует огромный культурный разрыв. [23]

Поселения

[ редактировать ]

После распада Османской империи цыгане-мусульмане оказались под двойной дискриминацией в регионах, где ислам был религией меньшинства, испытывая как антицыганизм , так и антимусульманские настроения . [24]

Во время греческой войны за независимость , русско-турецкой войны (1877–1878) и Балканских войн (1912–1913) цыгане-мусульмане бегут вместе с другими различными мусульманскими группами в Стамбул и Восточную Фракию под именем Мухацира . [25]

В ходе обмена населением между Грецией и Турцией мусульмане турецкие цыгане- из Греции также были переселены в Турцию. По-турецки они называются Мюбадил Романлар. [26] [27] [28] [29] [30]

В 1950–1951 годах турецкие цыгане-мусульмане из Болгарии приехали в Турцию и поселились в Чанаккале и окрестностях. [31]

С 1953 по 1968 год турецкие цыгане-мусульмане и турки из Югославии эмигрировали в Турцию. [32] [33]

Из-за относительной легкости миграции в наше время цыган-мусульман можно встретить и в других частях мира. Турецкие цыгане из Турции , а также другие цыгане-мусульмане из бывшей Югославии приехали в Западную Европу как гастарбайтеры , но воспринимались принимающим населением как турки или югославы. [34] Цыгане-мусульмане из Боснии и Косово уехали во время югославских войн в Италию и живут преимущественно во Флоренции. [35] Хораксане (цыгане-мусульмане) из бывшей Югославии уехали в США, поселились в основном в Нью-Йорке , [36] [37] и Южная Америка. [37] С 2007 года турецкие цыгане из Болгарии уехали в качестве рабочих в Западную Европу. [38]

Вера и статус

[ редактировать ]

Большинство цыган-мусульман являются суннитами, но они не являются исключительно суннитами. Например, в Сербии есть несколько общин цыган-шиитов. [39] Турецкие цыгане в основном сунниты. [40] Под властью Османской империи цыгане-мусульмане имели более низкий социальный статус, чем нецыгане-мусульмане, но выше статуса немусульман. [41] Однако другие цыгане-мусульмане хорошо интегрированы и приняты своими братьями-мусульманами-нецыганами.

Типы цыган-мусульман

[ редактировать ]
Цыганский перевод Корана

Бесплатно

[ редактировать ]

Хорахане (также пишется как Хорахане , Хораксане , Харокане , Хораксай и т. д., что означает «Любители Корана» ) — устаревший религиозный термин, конфессионим и обобщающий термин для мусульманских цыган на Балканах. [42] или, альтернативно, все цыгане-мусульмане в Южной Европе и Западной Азии, аналогично тому, как термин « турки» использовался для обозначения мусульман нетурецкого происхождения. Это множество групп хорасанских цыган, названных в честь их старой традиционной профессиональной деятельности, также разделенных на оседлые и кочевые группы. [43] Не все цыгане, приверженцы ислама, считаются хораксанами.

Оседлые арлие являются основной группой цыган в Северной Македонии . Они являются одной из многих подгрупп, считающихся Ксораксаном.

Крымские цыгане

[ редактировать ]

Крымские цыгане (также называемые Чингене ) — это сообщество татаризированных цыган, традиционно исповедующих ислам. Их часто считают одновременно подгруппой ромов и подгруппой крымскотатарского народа из-за ассимиляции, хотя термин ораксан редко, если вообще когда-либо, используется для них.

Ювелирные изделия

[ редактировать ]

Заргари Заргаре — это подгруппа цыган, проживающая в ( Иран ) и соседних деревнях, которые исповедуют шиитский ислам и говорят на балканском цыганском диалекте. Их точное происхождение обсуждается среди ученых.

Новые мусульмане

[ редактировать ]

Британский цыганский бизнесмен Алфи Бест-младший принял ислам в 2023 году. [44] Поскольку ислам не является этнорелигией, он принимает новообращенных независимо от их этнического происхождения, включая цыган немусульманского происхождения.

Одеваться

[ редактировать ]

Женщины-цыганки-мусульманки носят красивый шелковый димидже, также известный как турецкий сальвар , на свадьбах, церемониях обрезания и других фестивалях. Даже в будние дни многие женщины старшего возраста, а также некоторые молодые женщины носят шальвар. [ нужна ссылка ]

Танец и музыка

[ редактировать ]

танец живота и Романо Хора (танец) , Роман Хавалары 8/9 такт, Зурна , Давул , Кларнет Исполняются . В Османской империи особенно молодых красивых цыганских парней называли танцовщицами Кёчек, а молодых цыганских танцовщиц называли Ченги. [45]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Хораксане Рома» .
  2. ^ «Общество: цыганский имам Македонии» . Переходы онлайн (6/08). 2010.
  3. ^ «Сборник Корана: Благородный Коран на цыганском языке - (Джазз Амма) -... | Цыганский язык, Благородный Коран, цыганский язык» .
  4. ^ YÖK Открытая наука [ мертвая ссылка ]
  5. ^ Бекки, Тейлор (2014). Другая тьма, другой рассвет: история цыган, цыган и путешественников . Книги реакции. п. 31. ISBN  9781780232973 .
  6. ^ Баруцу, Атилла (январь 2015 г.). « Прочный фундамент, заложенный с помощью «всего немного»: ритуал обрезания и отношения между мужественностью в Турции» . Мужественность: журнал идентичности и культуры .
  7. ^ «РОМАНИНЕТ — МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ РУМЫНСКИЙ КУРС ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО РАЗНООБРАЗИЯ И УЛУЧШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДИАЛОГА: ОТЧЕТ О РОМА-ЛЮДЯХ» (PDF) . Романинет.com . Проверено 11 января 2022 г.
  8. ^ Александр Новик (декабрь 2020 г.). «Обряд мужского обрезания среди мусульманского населения Западных Балкан» . Фольклор . 80 : 151–168. дои : 10.7592/FEJF2020.80.novik .
  9. ^ «Школьные каникулы в Малайзии, время обрезания» . Рейтер . 23 ноября 2009 г.
  10. ^ «Историческая традиция обрезания» . Ежедневный Сабах . 28 июля 2017 г.
  11. ^ «КИРВЕЛИКСКАЯ ТРАДИЦИЯ В РАЗНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ГРУППАХ: ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ РИТУАЛЬНОГО РОДСТВА» .
  12. ^ Марушякова, Елена. «Цыгане-мусульмане на Балканах» .
  13. ^ Кенрик, Дональд (2007). Исторический словарь цыган (цыган) . Пугало Пресс. п. 281. ИСБН  978-0-8108-5468-0 .
  14. ^ «ЦЫГАНЫ СТАМБУЛА | История Стамбула» .
  15. ^ Герд Ноннеман, Тим Ниблок, Богдан Шайковски (ред.) (1996) «Мусульманские общины в Новой Европе», ISBN   0-86372-192-3
  16. ^ Ана Опришан, Джордж Григоре , «Цыгане-мусульмане в Румынии». Архивировано 5 марта 2009 г. в Wayback Machine , в информационном бюллетене Международного института изучения ислама в современном мире (ISIM) 8, сентябрь 2001 г., стр. 32; получено 2 июня 2007 г.
  17. ^ Ротару, Джульета (1 января 2021 г.). «Соображения о «турецких цыганах» как криптомусульманах в Валахии» . История и культура ромов. Фестиваль в честь профессора доктора Веселина Попова. ISBN/GTIN 978-3-96939-071-9 . Проверено 23 января 2022 г.
  18. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 июля 2007 года . Проверено 6 февраля 2009 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  19. ^ «Социальность цыганской общины» .
  20. ^ Трубета, Севасти (2005). «Балканские египтяне и дискурс цыган/цыган» . Национальные документы . 33 : 71–95. дои : 10.1080/00905990500053788 . S2CID   155028453 — через ResearchGate .
  21. ^ Говерс, К.; Вермюлен, Х. (30 апреля 2016 г.). Политика этнического сознания . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. ISBN  9781349646739 .
  22. ^ «Османская империя: Исторические источники о «цыганах» в империи» . Rm.coe.int . Проверено 11 января 2022 г.
  23. ^ «РОМА ГРУППЫ | Центр межэтнического диалога и толерантности АМАЛИПЕ» . Амалипе.бг . Проверено 11 января 2022 г.
  24. ^ Питер Г. Данчин, Элизабет А. Коул (ред.) (2002) «Защита прав человека религиозных меньшинств в Восточной Европе», ISBN   0-231-12475-9
  25. ^ «Изгнание и эмиграция мусульман с Балкан» . Ieg-ego.eu .
  26. ^ Зейнеп БИЛГЕХАН (11 марта 2019 г.). «Малоизвестная история обменянного цыгана» . Hurriyet.com.tr .
  27. ^ «Забытые обменянные цыгане: «Люди, изгнанные землей» » . Kronos34.news . 7 февраля 2021 г.
  28. ^ «ЛОЗАННСКИЕ ЦЫГАНЫ В ЗЕРКАЛЕ ПРОШЛОГО: МИГРАЦИЯ, ВОСПОМИНАНИЯ И ОПЫТ» (PDF) . Sdergi.hacettepe.edu.tr . Проверено 11 января 2022 г.
  29. ^ «Проект Sepečides Romani: История» (PDF) . Rombase.uni-graz.at . Проверено 11 января 2022 г.
  30. ^ Йилгюр, Эгемен (декабрь 2015 г.). «Этническая принадлежность, класс и политизация: табачные работники-иммигранты-цыгане в Турции» . Цыганские исследования . 25 (2): 167–196. дои : 10.3828/rs.2015.7 . S2CID   146293564 .
  31. ^ Митхат АТАБАЙ. «Цыганская проблема и миграция из Болгарии в Чанаккале в 1950–1951 годах» (PDF) . Acarindex.com . Проверено 26 июля 2022 г.
  32. ^ Николина Райкович. «Иммиграция югославских мусульман в Турцию после Второй мировой войны (1953–1968)» (PDF) . Etd.ceu.edu . Проверено 26 июля 2022 г.
  33. ^ Пезо, Эдвин (2018). «Эмиграция и политика в Югославии: динамика и ограничения в процессе мусульманской эмиграции в Турцию в 1950-е годы» . Ежеквартальный журнал европейской истории . 48 (2): 283–313. дои : 10.1177/0265691418757391 . S2CID   149846476 .
  34. ^ «Арлие [Ромбасе]» .
  35. ^ Специале, Фабрицио (декабрь 2005 г.). «Адаптация мистической идентичности к итальянскому господствующему исламу: случай мусульманской цыганской общины во Флоренции» . Балканология. Revue d'Etudes Pluridisciplinaires . 9 (1–2). дои : 10.4000/balkanologie.589 .
  36. ^ Вейраух, Уолтер О. (12 сентября 2001 г.). Цыганское право: цыганские правовые традиции и культура . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  9780520924277 .
  37. ^ Jump up to: а б «Хораксане Рома» . www.romarchive.eu .
  38. ^ Кючуков, Христо (27 декабря 2019 г.). «Смешение турецкого, болгарского и немецкого языков среди болгарских цыган-мусульман в Германии» . Восточноевропейский журнал психолингвистики . 6 (2): 50–57. дои : 10.29038/eejpl.2019.6.2.kyu . S2CID   241338430 — через ResearchGate .
  39. ^ Ваксмут, Мелоди (17 октября 2022 г.). Цыгане-пятидесятники рассказывают об идентичности, травмах и обновлении в Хорватии и Сербии . БРИЛЛ. ISBN  978-90-04-51897-1 .
  40. ^ Аббас, Тахир (5 декабря 2016 г.). Современная Турция в конфликте: этническая принадлежность, ислам и политика . Издательство Эдинбургского университета. ISBN  978-1-4744-1801-0 .
  41. ^ Евстатьев, Симеон; Эйкельман, Дейл Ф. (25 апреля 2022 г.). Ислам, христианство и секуляризм в Болгарии и Восточной Европе: последние полвека . БРИЛЛ. ISBN  978-90-04-51156-9 .
  42. ^ «Хораксане Рома» . www.romarchive.eu . Проверено 30 августа 2023 г.
  43. ^ «Цыгане – субэтнические группы» . Rombase.uni-graz.at .
  44. ^ «Британский миллиардер Алфи Бест-младший принимает ислам» . 20 марта 2023 г. Архивировано из оригинала 20 марта 2023 г.
  45. ^ Бесироглу, Шехвар. «Музыка, идентичность, пол: Ченгис, Кёчек, Чочек» .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1c0c68cd1bb98c10d0457e32a5fe956c__1722603300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1c/6c/1c0c68cd1bb98c10d0457e32a5fe956c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Muslim Romani people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)