Татары Румынии
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2021 г. ) |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Болгария , Румыния , Турция | |
Языки | |
Добруджанский татарин , румынский | |
Религия | |
ислам | |
Родственные этнические группы | |
крымские татары , ногайцы |
Часть серии о |
Крымские татары |
---|
По региону или стране |
Религия |
Язык |
Культура |
История |
Люди и группы |
Татары Румынии , татары Добруджи или добружанские татары [1] ( добруджанский татар : татарлар «татары», румынский : Tătarii din România «татары из Румынии») — тюркская этническая группа, проживающая в Румынии с 13 века. По переписи 2011 года татарами себя назвали 20 282 человека, большинство из них — крымские татары. [2] [3] [4] и живет в округе Констанца . Но по данным Демократического союза татарских тюркских мусульман Румынии, проживает 50 тысяч татар в Румынии . Они являются одним из основных компонентов мусульманской общины Румынии .
История
[ редактировать ]Средний возраст
[ редактировать ]Корни крымскотатарской общины в Румынии начались с миграции половцев в 10 веке. Еще до прибытия половцев другие тюркские народы, такие как гунны и булгары в этом регионе поселились . Татары впервые достигли дельты Дуная в середине 13 века во время пика могущества Золотой Орды . В 1241 году под предводительством Кадана татары переправились через Дунай, завоевав и опустошив регион. Вероятно, этот регион находился не под прямым управлением Орды, а, скорее, вассалом Бахчисарайского хана . [5] Из арабских источников известно, что в конце 13 — начале 14 веков поселились потомки Ногайской Орды в Исакче . Другой арабский ученый, Ибн Баттута , проходивший через этот регион в 1330 и 1331 годах, говорит о Бабе Салтуке ( Бабадаге ) как о самом южном городе татар. [5]
Золотая Орда начала терять свое влияние после войн 1352–1359 годов, и в это время отмечается татарский военачальник Деметрий, защищавший города дельты Дуная. В 14-15 веках империя колонизировала Добруджу ногайцами из . Бучака Османская Между 1593 и 1595 годами татары из Ногая и Бучака в Добруджу поселились . (Фредерик де Йонг)
Ранний современный период
[ редактировать ]К концу XVI века около 30 000 ногайских татар из Буджака было привезено в Добруджу . [6]
После аннексии Крыма Россией в 1783 году крымские татары начали эмигрировать в османские прибрежные провинции Добруджа (сегодня разделенные между Румынией и Болгарией ). Попав в Добруджу, большинство из них поселились в районах, окружающих Меджидие , Бабадаг , Кестенце , Тулча , Силистре , Бештепе или Варна , и продолжили создавать деревни, названные в честь своей покинутой родины, такие как Ширин, Яйла, Акмеджит, Ялта, Кефе или Бейбучак. [ когда? ]
Поздний современный период
[ редактировать ]С 1783 по 1853 год десятки тысяч крымских татар и ногайцев эмигрировали в район Русчук , который впоследствии стал известен как «Малая Тартария». После российского завоевания 1812 года ногайцы из Бучака также иммигрировали в Добруджу. Татары, поселившиеся в Добрудже до Великого исхода 1860 года, были известны как Кабаил . Они сформировали татарский эскадрон Кабаил в составе армии Низам-и Джедид (Новый порядок) султана Селима III . Они сыграли ключевую роль в Махмуда II борьбе с Мехметом Али-пашой в Египте, подавили восстания в Боснии и Герцеговине , Курдистане и арабских провинциях и служили на стороне османов во время Крымской войны . [ нужна ссылка ]
Татары вместе с албанцами служили жандармами , пользовавшимися большим уважением у османов и получавшими особые налоговые льготы. Османская империя дополнительно предоставила определенную степень автономии татарам, которым разрешил управлять их собственным каймакамом , ханом Мирзой. Династия Гиреев (1427 – 1878) размножилась в Добрудже и сохранила свое уважаемое положение. Добруджанский татарин Кара Хусейн был ответственен за уничтожение янычарского корпуса по приказу султана Махмута II. [ нужна ссылка ]
По оценкам, в 1877-1878 годах от 80 000 до 100 000 крымских татар эмигрировали из Добруджи в Анатолию , что продолжалось в меньшем количестве до Первой мировой войны. Причин эмиграции было несколько: В 1883 году румынское правительство приняло законы, требующие обязательной военной службы для все румынские подданные, включая татар, которые были обеспокоены тем, что служба в христианской армии не соответствует их мусульманской идентичности. Среди других причин - голод 1899 года в Добрудже, серия законов 1880–1885 годов о конфискации татарских и турецких земель, а также Первая мировая война (1916–18), опустошившая регион. [ нужна ссылка ]
Начало 20 века до Второй мировой войны
[ редактировать ]Уникальная крымскотатарская национальная идентичность в Добрудже начала формироваться в последней четверти XIX века. [7] Когда Исмаил Гаспринский , которого многие считают отцом крымскотатарского национализма, посетил Кёстенце ( Констанца ) в 1895 году, он обнаружил, что его газета «Терцюман» уже широко распространена. принадлежит поэту Мехмету Ниязи Однако наибольшая заслуга в распространении националистических идей среди татар Добруджи . После падения крымскотатарского правительства Добруджа стала главным местом убежища татар из Крыма. Многие из этих беженцев были вдохновлены присоединиться к движению «Прометей» в Европе, которое стремилось к независимости советских национальностей. В этот период Мустеджип Хаджи Фазыл (позже взял фамилию Улкусал) был лидером общины Добруджи. В 1918 году, когда ему было 19 лет, он поехал в Крым, чтобы преподавать в татарских школах, и с 1930 по 1940 год издавал первый татарский журнал в Добрудже «Эмель». Он и другие националисты протестовали против эмиграции татар из Добруджи в Турцию, считая, что переселение в Крым было предпочтительнее.
В 1920-е годы Добруджа оставалась основным пунктом назначения беженцев, бежавших от Советского Союза. Татары были относительно свободны в политической организации и издании журналов, основанных на националистических идеях. Во время Второй мировой войны многие татары бежали из Крыма и нашли убежище в семьях крымских татар в Добрудже, которые впоследствии были сурово наказаны коммунистической Румынией . Беженцы, пытавшиеся бежать по морю, были атакованы самолетами Красной Армии, а тем, кто следовал по сухопутным маршрутам через Молдавию, удалось добраться до Добруджи до того, как Красная Армия захватила и депортировала большинство из них в Сибирь 18 мая 1944 года. Неджип Хаджи Фазыл, лидер Член комитета по борьбе с контрабандой был казнен, а его брат Мюстеджип Хаджи Фазил бежал в Турцию. [ нужна ссылка ]
События после Второй мировой войны
[ редактировать ]В 1940 году Южная Добруджа была передана Болгарии, а к 1977 году в Румынии проживало около 23 000 татар. По словам Нермин Эрен, к 1990-м годам это число увеличилось примерно до 40 000. В 2005 году Демократический союз турецко-мусульманских татар Румынии заявил, что в Румынии проживает 50 000 татар, полагая, что оценка переписи населения была искусственно занижена, поскольку большинство татар идентифицировали себя как турки. Нермин Эрен также оценила количество татар в Болгарии в 1990-е годы примерно в 20 000 человек. Болгарские источники оценивают их примерно в 6000 человек, хотя они знают, что большинство татар вступают в брак с турками или идентифицируют себя как турки. В Румынии с 1947 по 1957 год начали действовать татарские школы, а в 1955 году для татарской общины был создан специальный алфавит. В 1990 году был создан Демократический союз татар-турок-мусульман. В настоящее время Румыния уважает права татарского меньшинства и не проводит никакой политики румынизации .
Известные люди
[ редактировать ]- Казим Абдулаким
- Денис Алибек , футболист
- Мелек Амет , фотомодель
- Нейла Атес
- Эмин Бекторе
- Шахип Болат Абдуррахим
- Дмитрий Кантемир
- Гелил Эсергеп , политик
- Дениз Гиафер , футболист
- Эдрис Фетислим , теннисист
- Тахсин Гемил
- Юсуф Иса Халим , лингвист
- Сидийик Ибрагим Х. Мирзи
- Мурат Юсуф , священнослужитель
- Рефиек Кадыр
- Кемаль Карпат
- Мехмет Ниязи , писатель
- Ахмет Нурмамбет
- Кадрие Нурмамбет , музыкальный исполнитель
- Айхан Омер , гандболист и тренер
- Негиат Сали , политик
- Атила Септар , регбист
- Эрдинчи Септар , регбист
- Севиль Шайде , политик
- Септар Мехмет Якуб
- Танер Мурат
- Исмаил Х.А. Зияеддин
Язык
[ редактировать ]Добруджанский татарский или румынский татарский — татарский язык Румынии . Включает крымскотатарский и ногайский диалекты, [8] [9] [10] [11] [12] но сегодня между этими диалектами больше нет резких различий, и в основном они рассматриваются как один язык. [13] [14] Этот язык относится к кыпчакским тюркским языкам , в частности к кипчакско-ногайским, и находится под влиянием турецкого и румынского языков . [13] [14]
Подгруппы
[ редактировать ]Крымские татары
[ редактировать ]Крымские татары были завезены в Добруджу османами после усиления власти русских в регионе и аннексии Крыма в 1783 году. Однако после обретения Румынией независимости в 1877-1878 годах от 80 000 до 100 000 крымских татар переехали в Анатолию , миграция, которая продолжалась и в дальнейшем. Таким образом, численность татар в Северной Добрудже снизилась с 21% в 1880 году до 5,6% в 1912 году. В 2002 году они составляли 2,4% населения.
грецкие орехи
[ редактировать ]Ногайский . компонент татарского населения отдельно в румынских переписях не учитывается Большинство из них эмигрировали в Турцию, но, по оценкам, несколько тысяч ногайцев все еще живут в Добрудже, особенно в городе Михаил Когэлничану (Карамурат) и деревнях Лумина (Коджали), Валя Дачилор (Хендеккаракуюсу) и Кобадин (Кубадин).
Населенные пункты с самым высоким процентом татарского населения
[ редактировать ]- Жудец Констанца
- Чокырлия — 11,18%
- Валу Траяна — 9,81%
- Текиргиол — 9,22%
- Независимость — 8,68%
- Комана — 8,37%
- Меджидия — 8,07%
- 23 августа — 7,89%
- До моря — 7,85%
- Топрайсар — 6,48%
- Агигея — 6,39%
- Мурфатлар — 5,5%
- Кобадин — 4,86%
- Амзацеа — 4,71%
- Сад — 4,47%
- Тузла — 4,38%
- Эйфория — 3,55%
- Кастелу — 3,37%
- Мангалия — 3,25%
- Михаил Когэлничану — 3,23%
- Овидиу — 3,01%
- Свет — 2,98%
- Лиману — 2,85%
- Силистеа — 2,69%
- Констанца — 2,59%
- Белый — 2,39%
- Бэрагану — 1,7%
- Кампана — 1,41%
- Печинеага — 1,41%
См. также
[ редактировать ]- Демократический союз турецко-мусульманских татар Румынии — политическая партия, представляющая татар в Румынии.
- Ислам в Румынии
- Добруджанский татарский
Примечания
[ редактировать ]- ^ Клаус Рот, Аскер Картары, (2017), Культуры кризиса в Юго-Восточной Европе: Часть 2: Кризисы, связанные со стихийными бедствиями, пространствами и местами, а также идентичностями (19) (Ethnologia Balkanica) , стр. 223
- ^ Уйгур, Синан (2011). Проблема алфавита и правописания у добружинских татар-тюрков . Black Sea Research , Лето 2011, Выпуск 30, страницы: 71-92.
- ^ Онал, Мехмет Наси (1997). Загадки Добруджи Руекс | 21 октября 2012. фольклор/литература, 1997, выпуск: 10, страницы: 83-107.
- ^ Онал, Мехмет Наси (2010). Устная литература румынско-добруджского татарского народа, 4 марта 2016. Проблемы филологии народов Поволжья Сборнюк Смамеу , Москва, стр.: 204-209.
- ^ Перейти обратно: а б Станчугель и др., стр.44-46.
- ^ Стансиугель и др., стр.147.
- ^ Сайт румынских татар
- ^ https://www.researchgate.net/publication/287996468_Ekstra_Kucuk_Bir_Dil_Olarak_Romanya_Tatar_Turkcesi_As_an_Extra_Small_Language_Romania_Tatar_Turkish
- ^ ТУРЕЦКИЙ ЯЗЫК, НА ГОВОРЯЩЕМ ТУРКО-ТАТАРСКОЙ ОБЩИНЫ, ПРОЖИВАЮЩЕЙ В РУМЫНИИ
- ^ "Общие сведения о татарах Добруджи" . Академия наук Республики Татарстан . Archived from the original on 2022-01-19 . Retrieved 2022-01-19 .
- ^ "Дунайские или румынские татары. Откуда взялись и как живут в настоящее время" (in Russian). Archived from the original on 2022-01-18 . Retrieved 2022-01-19 .
- ^ «Танер Мурат: Десятилетние дети добружинских татар свободно говорят на татарском языке» (на татарском языке). Татар-информ. 24 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Исмаил, Нилгиун. «Румынотатарское языковое общение в мультикультурном пространстве» .
- ^ Перейти обратно: а б Звуки татарского языка в Румынии: золотой хорезмийский язык девяти благородных народов (Academia.edu)
Ссылки
[ редактировать ]- Роберт Станчугель и Лилиана Моника Бэлаша, Добруджа в VII-XIX веках. Историческая эволюция , Бухарест, 2005 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт Демократического союза турецко-мусульманских татар Румынии
- Сайт Культурного союза татар Румынии
- Сайт Демократического Татарского Союза
- Сайт Виртуального музея «Мирас»
- Как сверхмалый язык румынский татарский турецкий
- Румынотатарское языковое общение в поликультурном пространстве
- Турецкий язык, на котором говорит тюрко-татарская община, проживающая в Румынии
- Внедрение татарского языка в школах Румынии