Халадж люди

Аверс : Корона с трезубцами и головой льва. Брахми Надпись вокруг (начиная с 11:00): шри-хитивира харалава параме – свара шри сахи тигинадева карита («Его превосходительство Ильтабар из Кхаладжа, поклонник Верховного Бога, Его Превосходительство короля, божественный Господь Тегин отчеканил эту монету» ). Внутри бактрийская надпись: σρι Ϸανο Шри Шахо (Его Превосходительство король). [1]
Реверс : Портрет иранского бога огня Адура . Надпись Пехлеви (начиная с 12:00) hpt-hpt t' - tkyn' hwl's s'n MLKA ("Тегин, царь Хорасана, [год] 77). Дата относится к эпохе после Йездигерда III и соответствует 728 году. CE. [1] [2]
Халаджи этническая группа , ( бактрийский : χαλασσ , латинизированный: Xalass ; персидский : خلجها , латинизированный : Xalajhâ ) — тюркская которая в основном проживает в Иране . [3] В Иране до сих пор говорят на языке халадж , хотя большинство из них персидского происхождения . [4]
Этимология
[ редактировать ]По словам лингвиста Герхарда Дёрфера , Махмуд аль-Кашгари был первым, кто упомянул народ Халадж в своем «Диван Лугхат ат-Турк» :
- « Двадцать двоек на тюркских языках называют их «Кал ач». Это означает «Оставайся голодным». Позже их стали называть «Халадж». [5]
- « Огузы и кипчаки переводят «х» на «к». Они представляют собой группу «Халадж». Они говорят «хызым», тогда как турки говорят «кызым» (моя дочь). И снова другие тюрки говорят «канде эрдин», тогда как они говорят «xanda erdinğ», это значит «где ты был?» [6]
Тюрколог Юрий Зуев заявил, что *Qalaç произошел от * Halaç вследствие изменения звучания протеического *h- на *q-, типичного для многих средневековых тюркских диалектов, и проследил этимологию Халача до ala , alač , alaça «пестрый , пегий ». [7]
Однако, по мнению историка В. Минорского , древнетюркская форма имени действительно была Qalaj (или Qalaç ), но тюркский / q изменился на / x / / в арабских источниках ( Qalaj > Xalaj ). Минорский добавил: « Калай мог иметь параллельную форму *Ğalaj ». Это слово дало название Ğəljī на пушту , которое использовалось для обозначения пуштунского племени гильджи . [8]
Источник
[ редактировать ]
Вслед за аль-Хорезми Йозеф Маркварт заявил, что Халаджи являются остатками конфедерации эфталитов . [9] Эфталиты могли быть индоиранцами. [9] хотя существует также мнение, что они имели тюркское гаоджу происхождение [10] [11] Халадж, возможно, изначально был тюркоязычным народом и только в средние века объединился с иранскими племенами, говорящими на пушту. [12]
Однако, по мнению лингвиста Симса-Уильямса , археологические документы не подтверждают предположение о том, что халаджи были преемниками эфталитов, [13] тогда как, по мнению историка В. Минорского , халаджи «возможно, были лишь политически связаны с эфталитами». [14]
Халадж, возможно, позже был включен в состав Западно-Тюркского каганата , поскольку Хелуоши (Турецкое царство), упомянутое помимо Тюргеша (Царство Тукиши), [15] до восстановления независимости после распада Западно-Тюркского и Тюргешского каганатов. Группы народа халадж мигрировали в Персию, начиная с вторжения турок-сельджуков в 11 веке. Оттуда их ветвь мигрировала в регион Азербайджана , где предположительно усвоила большее огузское влияние в своем языке. халадж очень мало Однако сегодня среди иранских азербайджанцев . Незадолго до правления Тимура (1336-1405) ветвь Халаджа мигрировала в район к юго-западу от Саве в провинции Маркази , где сегодня расположена большая ветвь Халаджа. [9] Однако сегодня люди Халаджа также идентифицируют себя как персы, несмотря на то, что они все еще говорят на своем местном тюркском языке. Это связано с процессами персидизации, начавшимися с середины 20 века. [4]
Обсуждая свои взаимоотношения с карлуками , Минорский и Голден отмечали, что халаджи и карлуки часто путали средневековые мусульманские авторы, так как их имена почти одинаково транскрибировались на арабском языке. [16] Несмотря на это, Китаб аль-Масалик в'ал-Мамалик автор « » Ибн Хордадбех отличал халаджей от карлуков, хотя и упоминал, что обе группы жили за пределами Сырдарьи в Таласе ; Мухаммад ибн Наджиб Бакран писал в своей «Джихан-наме» (ок. 1200-20), что «по ошибке (письменно) люди называли Халлуха Халаджем ». [17]
Ильханата Государственный деятель и историк Рашид-ад-Дин Хамадани упоминает племя Халадж в своей книге «Джами ат-таварих» XIV века как часть огузов ( туркмен ) :
Со временем эти народы разделились на многочисленные роды, [и действительно] в каждую эпоху из каждого подразделения возникали [новые] подразделения, и каждый по определенному поводу и случаю получал свое имя и прозвище, подобно огузам, которых теперь вообще называют туркмены [туркманы], они также делятся на кипчаков, калачей, канлы, карлуков и другие родственные им племена. [18]
История
[ редактировать ]

Средневековые мусульманские ученые, в том числе географы 9-10 веков Ибн Хордадбех и Истахри , рассказывали, что халаджи были одним из первых племен, которые пересекли Амударью из Центральной Азии и поселились в некоторых частях современного Афганистана, особенно в Газни , Калати. Гилджи (также известный как Калати Халджи) и Забулистан . По словам Истахри, «Халадж — это род тюрков, пришедших в древности в землю между аль-Хиндом и Сиджистаном , за аль-Гуром». [20] В книге середины X века «Худуд аль-Алам» халаджи описывались как , пасущие овец кочевники в Газни и прилегающих районах, имевшие привычку бродить по сезонным пастбищам .
В книге XI века Тарих Ямини , написанной аль-Утби, говорится, что, когда Газневидов эмир Сабуктигин победил индуистских шахи правителя Джаяпалы в 988 году, халадж и пуштуны (афганцы) между Лагманом и Пешаваром , территорией, которую он завоевал, сдались и согласились служить ему. Аль-Утби далее заявил, что представители племен Халадж и пуштуны были завербованы в значительном количестве Газневидским султаном Махмудом Газни (999–1030) для участия в его военных завоеваниях, включая его экспедицию в Тохаристан . [21] Позже Халадж восстал против сына Махмуда султана Масуда I из Газни (1030–1040), который послал карательную экспедицию , чтобы добиться их подчинения. В 1197 году Мухаммад бин Бахтияр Халджи , халаджский генерал из Гармсира , Гильменда в армии Гурида Султана Мухаммада Горского , захватил Бихар в Индии , а затем стал правителем Бенгалии , положив начало династии Халджи Бенгалии (1204-1227). . Во время монгольского вторжения в Хорезмию многие халаджи и туркмены собрались в Пешаваре и присоединились к армии Саиф ад-Дина Ихрака, который, вероятно, сам был халаджем. Эта армия победила мелкого короля Газни Радхи аль-Мулька. Последний хорезмийский правитель Джалал ад-Дин Мингбурну был вынужден монголами бежать в сторону Гиндукуша . Армия Играка, а также многих других халаджей и других соплеменников присоединилась к хорезмийским силам Джалал ад-Дина и нанесла сокрушительное поражение монголам в битве при Парване в 1221 году . Однако после победы халаджи, туркмены и горцы в армии поссорились с хорезмийцами из-за добычи и, наконец, ушли, вскоре после чего Джалал ад-Дин потерпел поражение от Чингисхан в битве при Инде вынужден бежать в Индию. Играк вернулся в Пешавар, но позже монгольские отряды разгромили 20-30-тысячное племя халадж, туркмен и гори, покинувшее Джалал ад-Дина. Некоторые из этих соплеменников бежали в Мултан и были завербованы в армию Делийского султаната . [22] Джалал-уд-дин Халджи (1290-1296), принадлежавший к племени Халадж из Калати Халджи, основал династию Халджи , пришедшую на смену мамлюкам и ставшую второй династией, правившей Делийским султанатом. XIII века Тарих-и Джахангушай , написанный историком Ата-Маликом Джувайни , повествует, что отряд, состоящий из «Халаджа Газни» и пуштунов, был мобилизован монголами для участия в карательной экспедиции, отправленной в Мерв на территории современного Туркменистана . [8]
Трансформация афганского Халаджа
[ редактировать ]Халаджи иногда упоминались наряду с пуштунскими племенами в армиях нескольких местных династий, включая Газневидов (977–1186). [23] Многие халаджи из регионов Газни и Калати-Гилджи ассимилировались с местным пушту -говорящим населением и, вероятно, сформировали ядро пуштунского племени Гилджи . [24] Они вступили в брак с местными пуштунами и переняли их манеры, культуру, обычаи и обычаи, а также принесли свои обычаи и культуру в Индию, где основали династию Халджи в Бенгалии (1204–1227) и династию Халджи в Дели (1290–1320). . [25] Минорский отмечал: "На самом деле нет совершенно ничего удивительного в том, чтобы племя кочевнических повадок меняло свой язык. Это произошло с монголами, поселившимися среди тюрков, и, вероятно, с некоторыми тюрками, жившими среди курдов ". [8] Из-за смены языка и пуштунизации тюркская знать Делийского султаната (1206–1526) относилась к халаджам как к пуштунам (афганцам). [26] [27] [28]
Незадолго до монгольского вторжения в географии Наджиба Бакрана Джахан Нама (ок. 1200–1220) описывалась трансформация, которую переживало племя Халадж:
Халаджи — племя тюрков, переселившихся из пределов Халлуха в Забулистан. Среди районов Газни есть степь, где они проживают. Затем, из-за жары воздуха, цвет их лица изменился и стал почти черным; язык тоже претерпел изменения и стал другим языком.
— Наджиб Бакран, «Любое имя»
Известные люди из племени Халадж
[ редактировать ]- Мухаммад бин Бахтияр Халджи , основатель династии Халджи в Бенгалии (ум. 1206)
- Ширан Халджи , второй губернатор Бенгалии Халджи (ум. 1208)
- Али Мардан Халджи , мятежник Халджи, губернатор Бенгалии (ум. 1212)
- Иваз Халджи , третий губернатор Бенгалии Халджи (ум. 1227)
- Али Шер Халджи , губернатор Халджи Северо-Западной Бенгалии (ум. 1227)
- Малик Балха Халджи , последний губернатор Бенгалии Халджи (ум. 1231)
- Джалал-уд-дин Халджи , основатель династии Халджи в Дели (ум. 1296)
- Алауддин Халджи , самый могущественный султан из династии Халджи в Дели (ум. 1316).
- Кутбуддин Мубарак Шах , султан Дели (ум. 1320)
- Махмуд Халджи , султан султаната малва
- Гият Шах , султан султаната малва
- Мохаммад-Таги Халаджи , (род. 1948) иранский священнослужитель и политик
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Лик другого (Монеты гуннов и западных тюрков Средней Азии и Индии) 2012-2013 гг. Экспонат: Хорасан Тегин Шах» . Музей истории искусств, Вена. 2012–2013 гг . Проверено 22 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б АЛРАМ, Майкл (2014). «От сасанидов до гуннов Новые нумизматические свидетельства из Гиндукуша» . Нумизматическая хроника . 174 : 279. ISSN 0078-2696 . JSTOR 44710198 .
- ^ «Энвер Конукчу, Халач (на турецком языке)» . Аль -Масуди говорит, что они были тюркского происхождения. Истахри говорит, что они жили между Индией и Сиджистаном с древних времен и что они тюрки по форме, одежде, языку. Ибн Хордадбех представляет их как тюркское племя, жившее рядом с карлуками в степи Средней Азии Мухаммад ибн Ахмад аль-Хорезми, говоря, что они были белого гуннского происхождения».
- ^ Jump up to: а б « Халадж ii. Язык Халаджи » - Энциклопедия Ираника , 15 сентября 2010 г. (Майкл Кнюппель)
- ^ Divanü Lügat-it – Türk, перевод Аталая Бесима, TDK Press 523, Анкара, 1992, Том III, стр. 415
- ^ Divanü Lügat-it – Türk, перевод Аталая Бесима, TDK Press 523, Анкара, 1992, Том III, стр. 218
- ^ Зуев, Ю. А. (2002) Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии , Алматы. п. 144
- ^ Jump up to: а б с Халадж к западу от Окса, автор В. Минорский: Khyber.ORG. [узурпировал] ; выдержки из «Турецкого диалекта халаджа», Бюллетень Школы востоковедения Лондонского университета, том 10, № 2, стр. 417–437 (получено 10 января 2007 г.).
- ^ Jump up to: а б с « ḴALAJ i. TRIBE » — Энциклопедия Ираника , 15 декабря 2010 г. (Пьер Оберлинг)
- ^ де ла Васьер 2003 , стр. 119–137.
- ^ Резахани 2017 , с. 135. «Предположение о том, что эфталиты изначально были тюркского происхождения и лишь позже приняли бактрийский язык в качестве своего административного и, возможно, родного языка (де ла Вайсьер 2007: 122), кажется, наиболее заметным в настоящее время».
- ^ «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» .
- ^ Бонасли, Сонел (2016). «Халадж и их язык». Вымирающие тюркские языки II А. Аралык: 273–275.
- ^ Минорский, В. «Халадж к западу от Окса [выдержки из «Турецкого диалекта халаджа», Бюллетень Школы восточных исследований Лондонского университета, том 10, № 2, стр. 417–437]» . Хайбер.ORG . Архивировано из оригинала 13 июня 2011 г. Проверено 10 января 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Старк, Сёрен. «Тюргешский каганат, в: Энциклопедия Империи, под ред. Джона М. Маккензи и др. (Уайли Блэквелл: Чичестер/Хобокен, 2016)» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Голден, Питер Б. (1992). Введение в историю тюркских народов . Отто Харрасовиц, Висбаден. п. 387
- ^ Минорский, В. «Комментарий» к «§15. Халлух» и «§24. Хорасийские марши» в Худуд аль-Алам . Перевел и объяснил В. Минорский. стр. 286, 347-348
- ^ Хамадани, Рашид ад-Дин (1952). «Джами ат-Таварих (Джами ат-таварих)» . Академия наук СССР.
- ^ Флад, Финбарр Б. (20 марта 2018 г.). Объекты перевода: материальная культура и средневековая «индуистско-мусульманская» встреча . Издательство Принстонского университета. стр. 115–117. ISBN 978-0-691-18074-8 .
- ^ Инаба, Минору (1 апреля 2017 г.). «Между Забулистаном и Гузганом: исследование ранней исламской истории Афганистана» . Журнал искусства и археологии Внутренней Азии . 7 : 215. ISSN 1783-9025 .
- ^ Р. Ханам, Энциклопедическая этнография Ближнего Востока и Центральной Азии: PZ, Том 3 - Страница 18
- ^ Чормакан Ноян: Первый монгольский военный губернатор на Ближнем Востоке Тимоти Мэй
- ^ Жемчужина жемчуга: Конфедерация Абдали-Дуррани и ее трансформация при Ахмад-шахе, Дурр-и Дурран, автор Саджад Неджати. https://tspace.library.utoronto.ca/handle/1807/80750 .
- ^ Пьер Оберлинг (15 декабря 2010 г.). «ХАЛАДЖ и. ПЛЕМЯ» . Энциклопедия Ираника . Проверено 4 июля 2020 г.
Действительно, кажется весьма вероятным, что [Халадж] составляли ядро пуштоязычного племени Гилджи, причем название [Гилджи] происходит от Халаджа.
- ^ Маршалл Кавендиш (2006). Мир и его народы: Ближний Восток, Западная Азия и Северная Африка . Маршалл Кавендиш. п. 320. ИСБН 0-7614-7571-0 «Члены новой династии, хотя они тоже были тюрками, поселились в Афганистане и принесли в Дели новый набор обычаев и культуры».
{{cite book}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ Аширбади Лал Шривастава (1966). История Индии, 1000–1707 гг. Н.э. (второе изд.). Шива Лал Агарвала. п. 98. OCLC 575452554 : «Его предки, мигрировавшие из Туркестана, жили более 200 лет в долине Гильменд и Ламгане, частях Афганистана, называемых Гармасир или жаркий регион, и переняли афганские нравы и обычаи. Поэтому они были Турецкая знать в Индии ошибочно считала их афганцами, поскольку они вступили в брак с местными афганцами и переняли их обычаи и манеры. Турки смотрели на них свысока как на нетюрков».
{{cite book}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ Авраам Эрали (2015). Эпоха гнева: история Делийского султаната . Книги о пингвинах. п. 126. ИСБН 978-93-5118-658-8 «Однако предрассудки в отношении турок в данном случае были неуместны, поскольку Халджи на самом деле были этническими турками. люди, и поэтому чистокровные турки смотрели на них свысока как на нетюрков».
{{cite book}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ Радхи Шьям Чаурасия (2002). История средневековой Индии: с 1000 г. по 1707 г. н.э. Атлантика. п. 28. ISBN 81-269-0123-3 : «Халджи были турецким племенем, но, долгое время проживавшим в Афганистане, переняли некоторые афганские привычки и обычаи. При дворе Дели к ним относились как к афганцам. Их считали варварами. Турецкая знать выступала против восхождения Джалал-уда -дин на трон Дели».
{{cite book}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка )
Источники
[ редактировать ]- Резахани, Ходадад (2017). Переориентация сасанидов: Восточный Иран в поздней античности . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1-4744-0030-5 .
- де ла Васьер, Этьен (2003). «Существует ли «национальность эфталитов»?» . Бюллетень Азиатского института . 17 : 119–132. ISSN 0890-4464 . JSTOR 24049310 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Босворт, К. Э. и Дорфер, Г. (1978). «K̲h̲alad̲j̲» . Ин ван Донзель, Э .; Льюис, Б .; Пеллат, Ч. и Босворт, CE (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IV: Иран – Ха . Лейден: Э. Дж. Брилл. OCLC 758278456 .