Худуд аль-Алам
Худуд аль-Алам ( араб . حدود العالم , букв. «Границы мира» или «Границы мира») — книга по географии X века, написанная на персидском языке неизвестным автором из Гузгана (современный северный Афганистан). [ 1 ] Полное название — «Границы мира с востока на запад» ( Худуд аль-Алам мин аль-Машрик ила ль-Магриб , букв. «Границы мира с востока на запад»).
На английский язык название также переводится как «Регионы мира» в соответствии с переводом Владимира Минорского 1937 года, в котором он прокомментировал название следующим образом: «Слово худуд (собственно «границы») в нашем случае, очевидно, относится к «области в определенных границах», на которые разделен мир в Х.-'А., причем автор с особой тщательностью указывает границы каждой из этих областей, vi, с. 30. [Поскольку я использую слово «регион» в основном для обозначения нахията , возможно, было бы лучше перевести Худуд аль-Алам как «Ограниченные области мира».]» [ 2 ]
Содержание
[ редактировать ]Завершенный в 982 году нашей эры, он был посвящен Абу'л Харету Мухаммаду , правителю Фаригунидов . Ее автор неизвестен, но Владимир Минорский предположил, что она могла быть написана загадочным Шайей бин Фаригхуном , автором первой научной энциклопедии « Джаваме аль-Улум» , для эмира Чаганиана в верховьях Амударьи в середина 10 века. [ 3 ] Доступный текст Худуд аль-Алама является частью более крупной рукописи, которая содержит другие произведения:
- Копия Джахан-Намы («Книги мира») Мухаммада ибн Наджиба Бакрана.
- Короткий отрывок о музыке
- Худуд аль-Алам
- Джами аль-Улум («Сборник знаний») Фахра ад-Дина ар-Рази ;
Худуд аль-Алам содержит информацию об известном мире. Анонимный автор сообщает о разных странах ( нахият ), людях, языках, одежде, еде, религии, местных продуктах, городах и поселках, реках, морях, озерах, островах, степи, пустынях, топографии, политике и династиях, а также торговля. Обитаемый мир разделен на Азию, Европу и « Ливию » (т.е. Магриб ). Автор насчитывает 45 стран к северу от экватора. [ нужна ссылка ] Среди прочего, Худуд аль-Алам, по-видимому, упоминает Русский каганат ; он называет русского царя «Хакан-и Русь». [ 4 ]
Автор никогда не посещал эти страны лично, а составил книгу из более ранних произведений и рассказов. [ 5 ] Свои источники он не указал, но исследователи вывели несколько источников IX века. [ 5 ] Минорский (1937) реконструировал их следующим образом:
- Нелитературные источники, в том числе yādhkird-i haklmān («воспоминания мудрецов»), akhbār («информация [услышанная]»; более полно ха-ахбар-ха ба-шанидим , «информация, которую мы услышали») и зикр («упоминание»). [ 6 ] Неясно, включали ли эти нелитературные источники личный опыт автора, который, вероятно, ограничивался его родным регионом Гузганан и, возможно, Гиляном . [ 7 ]
- Книги, называемые китаб-ха-йипишинаган («книги предшественников»). [ 5 ]
- (а) Ибн Хордадбех (И.Х.), Книга Дорог и Царств ( араб . Книга Путей и Царств , латинизированная : Китаб аль-Масалик ва-л-Мамалик ). [ 6 ] Эта работа показывает совпадение с ныне утерянной книгой с таким же названием « Китаб аль-Масалик валь-Мамалик» , написанной Абу Абдаллахом Мухаммадом ибн Ахмадом аль-Джайхани , и поэтому эти книги иногда путали друг с другом. [ 8 ]
- (б) Неизвестный источник, также использованный Ахмадом ибн Рустой , аль-Бакри , Гардизи , Мухаммадом Ауфи и другими. [ 2 ] Этот неизвестный источник обычно идентифицируется как утерянная книга «Китаб аль-Масалик валь-Мамалик», написанная Джайхани. [ 2 ]
- (c) Истахри (ист.), Масалик аль-Мамалик ( «Пути миров ») или китаб аль-масалик ва-ль-мамалик ( араб . Книга Дорог и Королевств, или «Книга Путей и Провинций»). [ 9 ] ). [ 10 ] В качестве своего источника Истахри использовал труд Абу Зейда аль-Балхи «Диверы регионов » ( Сувар аль-акалим ) и, таким образом, принадлежал к школе Балхи. [ 11 ] В школу Балхи также входили Ибн Хавкал и Аль-Макдиси , чьи работы показывают значительное совпадение с Худуд аль-Алам , но они, по-видимому, напрямую скопировали свое содержание из Истахри, а не через Худуд аль-Алам . [ 12 ]
- (г) Аль-Масуди , Золотые луга . По словам Минорского (1937), поскольку «Худуд аль-Алам» содержит больше подробностей на одни и те же темы, автор, вероятно, не копировал напрямую работу Масуди, но они оба черпали из общего источника, «из которого Масуди имел только реферат». Возможно, тот же источник отвечает за интересные подробности о Гилане». [ 13 ]
- (д) Некоторое содержание об Аравии, по-видимому, взято из Хамдани « Географии Аравийского полуострова» ( арабский : صفة جزيرة العرب , латинизированного : Сифат Джазират уль-Араб ), возможно, более полной версии работы Ибн Хордадбеха или еще неизвестного источника. . [ 13 ]
Повторное открытие и перевод
[ редактировать ]Александр востоковед Русский ученый- Туманский нашел рукопись с копией этого текста в 1892 году в Бухаре. Копия с оригинала была сделана персидским хронографом Абу ль-Муайядом Абд аль-Кайюмом ибн аль-Хусейном ибн Али аль-Фариси в 1258 году. [ 1 ] Факсимильное издание с предисловием и указателем издано Василием Бартольдом в 1930 году; тщательно прокомментированный английский перевод был сделан Владимиром Минорским в 1937 году, а печатный персидский текст - Манучером Сотуде в 1962 году. [ 14 ]
Важность
[ редактировать ]Разделы его географического трактата, описывающие окраины исламского мира, имеют большое историческое значение. Работа также включает важные ранние описания тюркских народов Центральной Азии . [ 15 ] Также следует отметить архаичный язык и стиль Худуда , что делает его ценным персидским лингвистическим документом. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б CE Босворт в: Энциклопедия ислама . Новое издание, св ХУДУД АЛЬ-АЛАМ
- ^ Перейти обратно: а б с Минорский 1937 , с. XVIII.
- ^ Перейти обратно: а б «Худуд аль-Алам» в Энциклопедии Ираника
- ^ Минорский 1937 , с. 159.
- ^ Перейти обратно: а б с Минорский 1937 , с. xiv.
- ^ Перейти обратно: а б Минорский 1937 , с. xvi.
- ^ Минорский 1937 , с. xiv–xv.
- ^ Минорский 1937 , с. xvi–xvii.
- ^ О. Тэшнер в Энциклопедии ислама . Новое издание, св Джуграфия
- ^ Минорский 1937 , с. XVIII.
- ^ Минорский 1937 , с. XVIII–III, 5.
- ^ Минорский 1937 , с. XVIII–IX.
- ^ Перейти обратно: а б Минорский 1937 , с. XIX.
- ↑ Дата Хиджри-йе Шамси на титульном листе издания Сотуде читается на персидском языке «эсфанд-мах 1340»; на 4-й титульной странице на английском языке написан год «1962».
- ^ Босворт и Азимов 2003 , с. 221.
Литература
[ редактировать ]- Босворт, CE; Азимов, М.С., ред. (2003). История цивилизаций Центральной Азии, Том IV. Возраст достижения: 750 г. н.э. – конец пятнадцатого века . Дели: Публикации Мотилала Банарсидасса. п. 745. ИСБН 9788120815964 .
- Босворт, CE в: Энциклопедия ислама. Новое издание , св ХУДУД АЛЬ-АЛАМ
- Минорский, Владимир (1937). Худуд аль-Алам, «Регионы мира. Персидская география», 372 г. хиджры – 982 г. н.э., перевод и объяснение В. Минорского (PDF) . Лондон: Лузак и компания. п. 546.