Сир-Кивчак
![]() | Эту статью может потребовать очистки Википедии , чтобы она соответствовала стандартам качества . Конкретная проблема заключается в следующем: дезорганизация и неясность во всем. ( Март 2015 г. ) |
Сир-кывчаки были тюркским народом , существование которого вызывает споры и которые считались предшественниками кипчаков , поселившихся в Восточной Европе в 10 веке.
Имя
[ редактировать ]Сэр « Записках появился как Синьли 薪犁 ( OC : * siŋ-ri(:)l ) в Сыма Цяня , великого историка» но не упоминался снова до 7-го века как Сюэ 薛 ( MC : * siᴇt̚ ). [ 1 ] [ 2 ]
В надписях Баин Цокто 720-х годов, возведенных Тонюкуком , имя Тюрюк « Турки » чаще всего сопровождается именем (Э)Сир ( древнетюркское письмо : 𐰾𐰃𐰼). [ 3 ] [ 4 ] По мнению С.Г.Кляшторного и Т.И. Султанов, это показывает важность сирского элемента во Втором Тюркском каганате (681-744 гг.). [ 5 ] В пользу этого мнения, возможно, говорит тот факт, что в памятниках Хошо Цайдам, воздвигнутых в 735 году для Бильге-кагана , имя Сэр следует за именем Тюрук и предшествует другим племенным названиям. [ 3 ]
Источник
[ редактировать ]После поражения недолговечного ханства Сюэянтуо в 646 году народ Сэра бежал на запад. В 679-681 годах они поддержали тюркское восстание против Танской империи в Китае. После восстановления Тюркской империи они приняли участие в формировании новой империи. [ нужна ссылка ]
Уйгурский каганат
[ редактировать ]Уйгуры , пришедшие на смену Второму Тюркскому каганату, возможно, упоминали Кивчаков вместо Сэра как племя, сопровождавшее тюрков. [ 5 ] в их памятнике Моюн Чур. Таким образом, кажется, что имена Сэр и Кивчак использовались как синонимы, а Кивчак было именем Сэр, которое народ принял после распада Тюркской Империи . Кляшторный предположил, что новое имя Кивчак означает «несчастный» на древнетюркском языке , вероятно, имея в виду проблемы, с которыми они столкнулись после распада империи. Остатки кивчаков бежали на запад, на Кимека территорию . Кипчаки . позднего времени, вероятно, произошли от кивчаков VIII века [ нужна ссылка ] Однако это раннее подтверждение этнонима кипчак сомнительно, поскольку повреждения на надписи оставляют читаемыми только -čq (𐰲𐰴) (* -čaq или * čiq ). [ 6 ] С.Э.Малов, Г.Айдаров и С.Каржаубай прочитали это как Türük Qïbchaq , однако группа, принимавшая участие в монгольско-японской экспедиции в 1996-1998 годах, прочитала соответствующий отрывок как türk qaγan čaq älig yïl olurmïš («Я слышал, что Турук-каяны сидели на троне ровно пятьдесят лет»). [ 7 ]
Другие взгляды
[ редактировать ]Однако, согласно «Кембриджской истории Внутренней Азии» , отождествление сэров с кипчаками не установлено. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пуллибланк, «Центральная Азия и некитайские народы Древнего Китая», с. VII 21-26.
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 370.
- ^ Jump up to: а б Мухаррем Эргин: Памятники Орхуна , Boğaziçi Publications, Стамбул, 1980, стр.33, стр.52.
- ^ Надпись Тонюкук в Тюрике Битиге
- ^ Jump up to: а б С.Г.Кляхторный-Т.И.Султанов: Три тысячи лет тюрка , (перевод Ахсена Батура), Selenge Publications, Стамбул, ISBN 975-8839-03-9 стр.127-129
- ^ Надписи Моюн Чура "Примечание 207" в Тюрике Битиге
- ^ Такао Мориясу (1999). Такао Мориясу; Аюдай Очир (ред.). Местонахождение и надпись Сине-Усу . Общество исследований Центральной Евразии, Тойонака, Университет Осаки. стр. 177–195.
- ^ Денис Синор: Кембриджская история Внутренней Азии , Кембриджский университет, 1990, ISBN 0 521 24304 1 стр.278