Второй Тюркский каганат
Второй Тюркский каганат 𐱅𐰇𐰼𐰰:𐰃𐰠 Тюрук | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
682–744 | |||||||||||||||||||
Статус | Каганат ( Кочевая империя ) | ||||||||||||||||||
Капитал | Отукен (летний лагерь) Ярган юрты (зимний лагерь) [1] [ нужна страница ] | ||||||||||||||||||
Общие языки | Древнетюркский ( официальный ) [2] | ||||||||||||||||||
Религия | Тенгризм ( официальный ) [3] | ||||||||||||||||||
Правительство | Наследственная монархия | ||||||||||||||||||
Каган | |||||||||||||||||||
• 682 – 691 | Элтериш Каган | ||||||||||||||||||
• 691 – 716 | Капган Каган | ||||||||||||||||||
• 716 | Инель Каган | ||||||||||||||||||
• 716 – 734 | Бильга Каган | ||||||||||||||||||
• 744 | Озмиш Каган | ||||||||||||||||||
Тархан | |||||||||||||||||||
• 682 – 716 | Тоньюкук | ||||||||||||||||||
• 716 – 731 | Кул Тигин | ||||||||||||||||||
Законодательная власть | конгресс | ||||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||||
• Учредил | 682 | ||||||||||||||||||
• Упразднено | 744 | ||||||||||||||||||
|
История тюркских народов до XIV века. |
---|
Второй Тюркский каганат ( древнетюркский : 𐱅𐰇𐰼𐰰:𐰃𐰠 , латинизированный: Türük el , букв. «Государство тюрков», [4] Китайский : 後突厥 ; пиньинь : Хоу Туджуэ , известная как страна тюрков Бильге Кагана ( древнетюркский : 𐱅𐰇𐰼𐰝:𐰋𐰃𐰠𐰏𐰀:𐰴𐰍𐰣:𐰃𐰠𐰭𐰀 , латинизированный: Türük Bilgä Qaγan eli в ) Надписи Баин Цокто ) [5] был каганатом в Центральной и Восточной Азии, основанным кланом Ашина из Гёктюрков и существовавшим между 682–744 гг. Ему предшествовали Восточно-Тюркский каганат (552–630 гг.) и ранний период династии Тан (630–682 гг.). Второй каганат [6] [7] [8] был сосредоточен в Отюкене в верховьях реки Орхон . На смену ему пришла подвластная ему конфедерация Токуз-Огузов , которая стала Уйгурским каганатом .
Схема [ править ]
Через несколько десятилетий после падения Восточно-Тюркского каганата (630 г.) Ашина Нишуфу был объявлен каганом в 679 г., но вскоре восстал против династии Тан . [9] В 680 году он потерпел поражение от Пэй Синцзяня . Вскоре после этого Нишуфу был убит своими людьми. [9] Ашина Фуниан, еще один отпрыск королевского клана, После смерти Нишуфу каганом стал и восточные тюрки снова восстали против правления Тан. [10] Ранние этапы восстания принесли Фуняну некоторые победы, однако позже они снова потерпели поражение от Пэй Сянцзинь. [10] По мнению Тоньюкука , попытка восстать против Тан и посадить на трон кагана была законным действием. Люди были виноваты в том, что они свергли и убили Нишуфу и снова подчинились династии Тан. [11]
Кутлуг, дальний родственник Иллига Кагана , восстал в 681 году, что привело к его отступлению в пустыню Гоби в 682 году. Как только они обосновались в горах Инь , Кутлуг, его брат Бёгу-чор и его ближайший соратник Тоньюкуку покинул удалось заручиться поддержкой большинства тюрков и провести успешные военные действия против имперских войск в Шаньси между 682 и 687 годами. В 687 году Ильтериш-каган горы Инь-Шань и направил свою объединенную и закаленную в боях армию на завоевание Тюркские центры в современной центральной и северной Монголии.Между 687 и 691 годами Токуз-огузы и уйгуры , оккупировавшие эти территории, были разгромлены и порабощены. Их вождь Абуз-каган пал в бою. Центр Второго Тюркского каганата переместился к горам Отукен , рекам Орхон , Селенга и Тола . [12]
Восхождение [ править ]
В 691 году Илтериш-каган умер, и ему наследовал его младший брат, принявший титул Капаган-каган . В 696–697 Капаган подчинил киданей и заключил союз с Кумо Си (Татаби в тюркских текстах), что остановило продвижение танских армий на северо-восток, в предгорья Хингана, и обеспечило безопасность восточной границы империи. Между 698 и 701 годами северные и западные границы государства Капагана определялись горными хребтами Танну-Ола , Алтай и Тарбагатай . После победы над племенем байырку в 706–707 годах тюрки заняли земли, простирающиеся от верховьев Керулена до озера Байкал . В 709–710 гг.тюркские войска подчинили себе Азы и Чики, перешли Саянские горы (Кёгмен йиш в тюркских текстах) и нанесли сокрушительное поражение енисейским киргизам . Киргизский правитель, просил Барс, пал в бою, а его потомкам суждено было оставаться вассалами Гектюрков на протяжении нескольких поколений. В 711 году тюркские войска под предводительством Тонюкука перешли Горный Алтай. , столкнулся с тюргешским войском в Джунгарии на реке Болучу и одержал полную победу. Тонюкук форсировал переправу через Сырдарью, преследуя отступающего Тюргеша, выведя свои войска к границе Тохаристана . Однако в боях с арабами под Самаркандом тюркские войска были отрезаны от своих тылов и понесли значительные потери; им было трудно вернуться на Алтай в 713–714 гг. Там они усилили армию, готовившуюся к осаде Бешбалыка . Осада оказалась неудачной и, проиграв в шести стычках, тюрки сняли ее. [13]
Кризис [ править ]
В нарушение обычая трон занял сын Капагана Инель Каган (716 г.). Инель, не имевший права на престол, и его сторонники были убиты Кул Тигином , имевшим поддержку многих тюркских родов, и посадили на трон своего старшего брата Бильге-кагана , правившего с 716 по 734 год. [14]
Бильге Каган взошел на трон в то время, когда империя, основанная его отцом, находилась на грани распада. Западные земли окончательно отделились, и сразу после смерти Капагана тюргешский вождь Сулук провозгласил себя каганом. Племена китан и татаби отказались платить дань, восстание токуз-огузов продолжалось, а сами тюркские племена начали восставать. Чувствуя себя неспособным контролировать ситуацию, Бильге-каган предложилтрон своему брату Кулу Тигину. Последнее, однако, не противоречило бы законному порядку наследования. И тогда, наконец, Бильге решил действовать. Кул Тигин был поставлен во главе войска, а Тоньюкук , имевший большой авторитет среди племен, стал ближайшим советником кагана.
В 720 году император Тан Сюаньцзун атаковал, но Тоньюкук разгромил его басмыльскую конницу, и турки вторглись в Ганьсу. В следующем году Сюаньцзун выкупил его. В 727 году он получил 100 000 кусков шелка в обмен на «дань» в виде 30 лошадей. Он отказался вступить в союз с Тибетской империей против династии Тан. Его мудрость восхвалял Чжан Юэ (династия Тан) .
Отклонить [ править ]
Смерть Тоньюкука (726 г.) и Кул Тигина (731 г.) лишила Бильге лучших советников. Сообщается, что Бильге был убит ядом, но яд действовал медленно, и ему удалось убить своих убийц, прежде чем он умер. За Бильге последовал его старший сын Ёллиг-каган , а позже Ёллига сменил его брат Тенгри-каган . После смерти Тенгри-кагана империя начала распадаться. Племя Ашина все менее способно справляться с центральной властью. Молодой Тенгри-каган был убит своим дядей Кутлуг Ябгу, захватившим власть. Началась война с племенными группами уйгуров, басмилов и карлуков, а Кутлук Ябгу-каган и его последователи погибли вбоевые действия.
Победить [ править ]
Кутлуг I Бильге каган из уйгуров объединился с карлуками и басмылами и разгромил гектюрков. В 744 году Кутлуг захватил Отюкен и обезглавил последнего Гектюрк-кагана, Озмиша-кагана . Его голова была отправлена в суд Тан. [15] За несколько лет уйгуры овладели Внутренней Азией и основали Уйгурский каганат . Кулун-бек сменил своего отца Озмиша. Танский император Сюаньцзун решил уничтожить последние следы Тюркского каганата и послал войска генерала Ван Чжунси Кулуня. Тем временем Ашина Ши был свергнут Кутлугом Бильге Каганом . Ван Чжунси разгромил восточный фланг тюркской армии под предводительством Апы Тархана. Хотя Кулун-бек пытался бежать, он был арестован уйгурами и обезглавлен, как и его отец, в 745 году. Большинство тюрков бежало к другим тюркским племенам, таким как басмыл . Однако группа, в которую входили Кутлуг Сэбаг Катун , Бильге-кагана вдова и дочь Тоньюкука , нашла убежище в династии Тан. Танский император узаконил ее как принцессу, и она была назначена правительницей своего народа. [16]
Правители Второго Тюркского каганата [ править ]
Каганы [ править ]
Каган | править | отец, дедушка | Царственное имя (китайское чтение) | Личное имя (китайское чтение) |
---|---|---|---|---|
Ильтериш Каган | 682–692 | Этмиш Бег, неизвестный | Сиедиелиши Кехан | Ашина Гудулу Ашуна Гудулу |
Капаган Каган | 692–716 | Этмиш Бег, неизвестный | Цяньшань Кехан | Ашина молча отпивает Ашуна Мочуай |
Инель Каган | 716–717 | Капаган Каган , Этмиш Бег | Первое Такси | Асина Гуджу Ашуна Фуджу |
Бильге Каган | 717–734 | Ильтериш Каган , Этмиш Бег | Пиджиа Кун | Компания Ашнамор Шип Ашуна Моджилиан |
Йоллиг Каган | 734–739 | Бильге Каган , Ильтериш Каган | Йиран Кехан | Ашина Йиран Ашуна Йиран |
Тенгри Каган | 739–741 | Бильге Каган , Ильтериш Каган | Денгли Кехан | Кость Ашина Ашуна Гудуо |
Озмиш Каган | 742–744 | Pan Kul Tigin, Асина Дуоксифу | Усумоши Кехан | Ашина Усумиш Ашона Усумоши |
Междуцарствие (741-745) [ править ]
Каганы | править | отец, дедушка | Царственное имя (китайское чтение) | Личное имя (китайское чтение) |
---|---|---|---|---|
Кутлук Ябгу Каган (узурпатор) | 741–742 | Неизвестный (не Ашина ) | Н/Д | Годуо Йеху |
Ашина Ши (истец, басмыльский начальник) | 742–744 | Ути сумка, Асина Дуоксифу | Хела Пиджа Кехан | Йидиеиши |
Кулун-бек (истец) | 744–745 | Озмиш Хаган , Pan Kul Tigin | Баймей Кехан | Не свитер |
- Более поздние истцы
- Элетмиш Каган 747–759 гг. [17] (Сын Асина Дуоксифу )
- Бюгу Каган 759–779 гг. [17]
и структура социальная Политическая
При Ильтерише была восстановлена традиционная структура тюркского государства. Империя, созданная Илтеришем и его преемниками, представляла собой территориальный союз этнически родственных и иерархически связанных племен и племенных групп. Идеологически они были связаны общими верованиями и принятыми генеалогиями, а политически объединены единой военной и административной организацией (эль) и общими правовыми нормами (тёрю). Племенная организация (бодун)и политическая структура (эл) дополняли друг друга, определяя прочность и долговечность социальных связей. По словам тюркских надписей, хан управлял государством и был главой племенной группы (эль тутуп бодуним башладим). Основную группу империи составляли двенадцать тюркских племен во главе с династическим племенем Ашина. [19] Следующими по политическому значению были токуз-огузы . [20]
Экономика [ править ]
Основой экономики тюркских племен было кочевое скотоводство. Организованная охота в степях и горах имела как военное, так и хозяйственное значение: во время этих охот обучались воины и координировались действия различных отрядов. Китайский летописец так описывает хозяйство и быт тюрков: «Они живут в войлочных палатках и бродят по воде и траве». Лошади имели для тюрков жизненно важное значение. Хотя экономика держалась на скотоводстве, зимние корма для скота не заготавливались. Преимущество лошади было в том, что она могла находиться на траве круглый год, кормясь даже под легким снежным покровом. Овцы и козы следовали за лошадьми, поедая траву, которую сами не смогли бы очистить от снега. Быки , яки и верблюды также часто упоминаются в тюркских текстах как ценные животные. [21]
Религия [ править ]
Тенгризм был официальной религией Второго Тюркского каганата. Каганы считали, что правящая семья Ашина получила легитимность «благодаря поддержке Тенгри ». [22] Китайские источники утверждают, что Бильге хотел принять буддизм и основать города и храмы. Однако Тоньюкук отговорил его от этого, указав, что их кочевой образ жизни сделал их большей военной силой по сравнению с династией Тан . [23] В то время как власть турок основывалась на их мобильности, обращение в буддизм принесло бы пацифизм среди населения. Поэтому придерживаться тенгрианства было необходимо, чтобы выжить. [24] [25]
Отношения [ править ]
Династия Тан [ править ]
Орхонская надпись [ править ]
Пока я правил здесь, я примирился с китайским народом. Китайский народ, дающий в изобилии золото, серебро, просо и шелк, всегда пользовался заискивающими словами и имеет в своем распоряжении утомляющие богатства. Заманивая их в ловушку своими заискивающими речами и расслабляющими богатствами, они приблизили к себе далеко живущие народы. Но поселившись возле них, мы увидели их хитрость. [26]
Согдия [ править ]
Верблюды, женщины, девушки, серебро и золото были захвачены из Согдианы во время набега Капаган-кагана . [27]
Надпись Баин Цокто [ править ]
Весь согдийский народ во главе с Асуком пришел и повиновался. В эти дни турецкий народ достиг Железных ворот . [28]
Old Turkic : 𐰦𐰀:𐰘𐰼𐰝𐰃:𐰽𐰀:𐰉𐰽𐰞𐰍𐰺𐰆:𐰺𐰑𐰴:𐰉𐰆𐰑𐰣:𐰸𐰆𐰯:𐰚𐰠𐱅𐰃:𐰆𐰞:𐰚𐰇𐰤𐱅𐰀:𐱅𐰏𐱅𐰃:𐱅𐰇𐰼𐰝:𐰉𐰆𐰑𐰣:𐱅𐰢𐰼:𐰴𐰯𐰍𐰴𐰀:𐱅𐰃𐰤𐰾𐰃:𐰆𐰍𐰞𐰃 , romanized: Anta berüki As-oq baslïγaru Soγdaq budun qop kelti jükünti ..tag Turük boodun Temir Qapïγqa Tensi oγuli.
Произведения искусства и артефакты [ править ]
Из могил правителей Второго Тюркского каганата известны многочисленные изделия из золота и серебра.
- Серебряный олень Бильге-хана из захоронения Хошу Цайдам .
- Серебряная посуда из Кул Тигина захоронения в Хошу Цайдаме .
- Silver vessels from Kul Tigin 's burial site at Khoshoo Tsaidam .
- Золотые поясные украшения, ритуальное место Тонюкук , Тов, Эрдэнэ. [30]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ↑ Недавно обнаруженная древнетюркская руническая надпись горы Улаанчулуут (Красная гора) из Центральной Монголии. На основе Монголо-японской международной эпиграфической экспедиции в августе 2018 года, Осава Такаси.
- ^ Дэвид Прагер Браннер, (2006), Китайские таблицы иней: лингвистическая философия и историко-сравнительная фонология
- ^ Империи, дипломатия и границы. (2018). В книге Н. Ди Космо и М. Мааса (ред.), «Империи и обмены в Евразийской поздней античности: Рим, Китай, Иран и Степь», ок. 250–750 (стр. 269–418). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
«...некоторые ученые рассматривают эту практику как государственную религию, «тенгризм», в которой правящая семья Ашина получила легитимность благодаря поддержке Тенгри». - ^ Зигфрид Дж. де Лаэт, Ахмад Хасан Дани, Хосе Луис Лоренцо, Ричард Б. НунуРутледж, 1994, История человечества , с. 56
- ^ Айдын (2017), с. 119
- ^ Елена Владимировна Бойкова, Р.Б. Рыбаков, Родство в алтайском мире: материалы 48-й Постоянной международной алтаистической конференции, Москва, 10–15 июля 2005 г. , Отто Харрасовиц Верлаг, 2006, ISBN 978-3-447-05416-4 , с. 225.
- ^ Анатолий Михайлович Хазанов, Кочевники и внешний мир , Univ of Wisconsin Press, 1984, ISBN 978-0-299-14284-1 , с. 256.
- ^ Андраш Рона-Тас, Введение в тюркологию , Universitas Szegediensis de Attila József Nominata, 1991, стр. 29.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сыма Гуан, Цзыжи Тунцзянь , Том 202 (на китайском языке)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пан, Ихонг (1997). «Глава 8: Китай, Вторая Турецкая империя и западные тюрки, 679-755» . Сын Неба и Небесный Каган: Суй-Танский Китай и его соседи . Беллингем, Вашингтон: Центр восточноазиатских исследований Университета Западного Вашингтона. п. 262. ИСБН 9780914584209 .
- ^ Михай Добровиц, ТЕКСТОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДРЕВНЕТЮРКСКИХ РУНИЧЕСКИХ НАДПИСЕЙ , с. 151
- ^ Барфилд, Томас Дж. Опасный рубеж: кочевые империи и Китай. Кембридж, Массачусетс: Б. Блэквелл, 1989. Печать.
- ^ Кляшторный, 1964, стр. 35–40.
- ^ Лю 2006, стр. 330–331.
- ^ Величайшие 114.
- ^ Л. М. Гумилев, (2002), Древние тюрки , перевод: Ахсен Батур, ISBN 975-7856-39-8 , OCLC 52822672 , с. 441-564 (на турецком языке)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Yu. Zuev (I︠U︡. A. Zuev) (2002) (in Russian) , Early Türks: Essays on history and ideology ( Rannie ti︠u︡rki: ocherki istorii i ideologii ), Almaty , Daik-Press, p. 233, ISBN 9985-4-4152-9 .
- ^ СКУПНЕВИЧ, Патрик (Университет Седльце, Польша) (2017). Короны, шляпы, тюрбаны и шлемы. Головные уборы в I томе истории Ирана: Доисламский период . Седльце-Тегеран: К. Максимюк и Г. Карамян. стр. 253.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Чегледи, 1972, стр. 275–81.
- ^ Чегледи, 1982, стр. 89–93.
- ^ Д. Синор и С. Г. Кляшторный, Тюркская империя, с. 338
- ^ Империи, дипломатия и границы. (2018). В книге Н. Ди Космо и М. Мааса (ред.), «Империи и обмены в Евразийской поздней античности: Рим, Китай, Иран и Степь», ок. 250–750 (стр. 269–418).
- ^ Денис Синор (редактор), Кембриджская история ранней Внутренней Азии , том 1, Cambridge University Press, 1990, ISBN 978-0-521-24304-9 , 312–313.
- ^ Вэньсянь Тункао , 2693a
- ^ Эрджиласун 2016, стр. 295-296
- ^ Росс, Э. (1930). Орхонские надписи: перевод окончательного датского перевода профессора Вильгельма Томсена. Бюллетень Школы восточных и африканских исследований, 5 (4), 861–876.
- ^ Взято, 1968, 289.
- ^ Люция Шмахелова, (1958), памятник Кюль-Тегину. Тюркский каганат и исследования Первой чехословацко-монгольской экспедиции в Хосёо Цайдаме 1958 , с. 100
- ^ Г, Реза Карамян; Фаррох, Каве; Сивэнне, Илкка; Кубик, Адам; Черованец-Ивасик, Марта; Максимюк, Катажина. Короны, шляпы, тюрбаны и шлемы. Головные уборы в истории Ирана, том I: Доисламский период. Под редакцией Катажины Максимюк и Голамрезы Карамяна, Седльце-Тегеран, 2017 г. стр. 1252.
- ^ «Национальный исторический музей Монголии» . 7 сентября 2019 г.
Источники [ править ]
История Монголии |
---|
- Кристоф Баумер , История Центральной Азии, том 2, стр. 255–270. Другие обычные источники (Grousset, Sinor, Christian, ЮНЕСКО имеют резюме)
- Лев Гумилев , Древние тюрки, 1967 (подробный отчет на русском языке: [1] )