Килиби Хан
Килиби Каган Килиби Хан | |||||
---|---|---|---|---|---|
Каган Восточно -Тюркского каганата | |||||
Царствование | 639 - 647 | ||||
Коронация | 13 августа 639 г. | ||||
Предшественник | Иллиг Каган | ||||
Преемник | Чеби Хан | ||||
Рожденный | Ашина Симо Ашнасмо 583 | ||||
Умер | 16 мая 647 г. Чанган | (63–64 года) ||||
Похороны | |||||
| |||||
Дом | Ашина | ||||
Отец | Тугрук Шад |
Цилиби Хан ( китайский : 俟力苾可汗, ( пиньинь ): qílìbì kěhàn, ( Уэйд-Джайлз ): ch'i-li-pi k'o-han, среднекитайский : ( Guangyun ) [ dʐʱi̯ə˥li̯əkbʱəɯɑɑɑ ˩˥] , умер 647 [1] ), личное имя Ашина Симо (ASHINA SIMO), китайское имя Ли Симо (李思MO), полный королевский титул Йиминишукилиби Каган (伊米尼巰俟利苾khagan), танский дворянский титул принц Хуайхуа (王伟华), был членом из королевского дома Восточного Туджуэ которому на несколько лет был присвоен титул хана Восточного Туджуэ, как вассала китайской (Гёктюрк) , династии Тан .
Фон
[ редактировать ]После того, как император Тан Тайцзун завоевал Восточный Туцзюэ в 630 году, он ненадолго поселил людей Восточного Туцзюэ в границах Тан, но после неудавшегося покушения на него со стороны члена королевского дома Восточного Туцзюэ Ашина Цзешешуай в 639 году он передумал и решил переселить народ восточных туцзюэ между Великой стеной и пустыней Гоби , чтобы они служили буфером между Таном и Сюэянтуо . Он создал Ашина Симо, члена королевского дома Восточного Туджуэ, как Йиминишукилиби-хана (или для краткости Килиби-хана), а Асина Симо служил ханом воссозданного ханства Восточного Туджуэ в течение нескольких лет. Однако в 644 году, столкнувшись с постоянным давлением со стороны Сюэянтуо, люди Асина Симо покинули его и бежали на юг, обратно на территорию Тан. Сам Асина Симо также вернулся в Тан и служил танским генералом до своей смерти, вероятно, в 645 году.
Во время правления Асина Дуодзиси, Асина Силифу и Асина Дуоби.
[ редактировать ]Он родился в 583 году. Известно, что он принадлежал к тому же королевскому клану Ашина , что и ханы Туджуэ , внука Таспара-кагана. [2] Его отец Тугрук Шад (咄六設) был сыном Таспара, что делало его старше Шиби-кагана , Чулуо-кагана и Иллиг-кагана, которые были братьями друг другу и последовательно служили ханами. Несмотря на королевское происхождение Асина Симо, говорили, что из-за его внешности, которая выглядела более согдийской, чем Туджуэ, Асина Дуодзиси и Асина Чулуо подозревали его в том, что он родился в результате прелюбодейной связи, и поэтому не доверяли ему большие полномочия. [3] Таким образом, на протяжении всего их правления он носил только титул Цзяби Тегин (夾畢特勒) и не мог быть генералом. По мнению Судзуки Косэцу, это была политическая ситуация, созданная потомками Иссык-Кагана , которые не хотели кризиса престолонаследия. [2] В 624 году, во время спора, который Восточный Туцзюэ имел с китайской династией Тан , которая тогда была вассалом Восточного Туцзюэ, в рамках переговоров Асина Дуоби отправил Ашина Симо на встречу с императором Тан Гаозу , и император Гаозу почтил Асину. Симо с титулом принца Хешуна .
В конце правления Асина Дуоби, когда Тан усилился, а Восточный Туджуэ ослабился из-за внутренних проблем, многие племена Восточного Туджуэ сдались Тану, и хотя Тан, по-видимому, сделал предложение Ашина Симо, Ашина Симо остался верен Асина Дуоби. Его верность Асина Дуоби продолжалась даже после того, как сын императора Гаозу, император Тайцзун, начал крупную атаку под командованием генерала Ли Цзин в 629 году - так, что, когда силы Тан захватили Асина Дуоби в 630 году, Асина Симо остался с ним и был схвачен вместе с ним. Император Тайцзун был впечатлен верностью Асина Симо и назначил его генералом и комендантом, командующим людьми, ранее находившимися под непосредственным подчинением Асина Дуоби. он также назначил Асина Симо принцем Хуайхуа . 23 июля 630 года [3]
Как каган
[ редактировать ]Император Тайцзун первоначально поселил народ восточного Туцзюэ в границах Тан, но после неудавшегося покушения на него, совершенного сыном Асина Дуодзиси Асина Цзешешуаем в 639 году, он передумал. 13 августа 639 г. [4] он создал Ашина Симо (которому к этому моменту также была присвоена фамилия императорского клана Ли и, следовательно, также известный как Ли Симо) как Хан Йиминишукилиби (или для краткости Килиби Хан) и приказал оседлому народу Туджуэ следовать за Ашина Симо к северу от Желтого. Река, поселившаяся между Великой стеной и пустыней Гоби . Народ Туджуэ, опасаясь Сюэянтуо - бывшего вассала Восточного Туджуэ, который стал могущественным и захватил бывшую территорию Восточного Туджуэ, - сначала отказался. После этого император Тайцзун издал указ Чжэньчжу -хану Сюэянтуо , Инаню, доставленный его чиновником Го Сибэнем (郭嗣本), приказывая Сюэянтуо не нападать на недавно восстановленный Восточный Туцзюэ. Инан, хотя и был недоволен таким развитием событий, сначала согласился. Затем император Тайцзун провел официальную церемонию создания Асина Симо под председательством великого генерала Ли Сяогона , а также устроил императорский пир в честь Асина Симо. Он создал принцев Восточного Туджуэ Асина Чжун (阿史那忠) и Асина Нишу (阿史那泥熟) в качестве помощников Асина Симо.
Весной 641 года люди Ашина Симо наконец переправились через Желтую реку, и он основал свою штаб-квартиру в Динсяне (定襄, в современном Хух-Хото , Внутренняя Монголия ). Говорили, что у него было 30 000 семей, 40 000 солдат и 90 000 боевых коней. Он подал прошение императору Тайцзуну, в котором говорилось:
Я получил благословения, которых не заслужил, и возглавляю это племя как его вождь. Я надеюсь, что в течение нескольких поколений мы будем продолжать служить сторожевыми псами у северных ворот империи, охраняя ее. Но сейчас мы все еще слабы, и если Сюэянтуо нападет на нас, мы, возможно, не сможем устоять. Если это произойдет, я прошу разрешения уйти за пределы Великой стены.
Император Тайцзун согласился. Действительно, зимой 641 года, когда Иньань ожидал, что император Тайцзун вскоре принесет жертвы небу и земле на горе Тай и возьмет с собой своих солдат, он верил, что сможет быстро уничтожить Асина Симо. Поэтому он поручил своему сыну Даду (大度) возглавить войска Сюэянтуо, а также войска, набранные из вассальных племен Тунлуо (同羅), Пугу (僕骨), Хуэйгэ , Мохэ и Си (霫), начать крупную атаку на Восточную Туджуэ. Асина Симо не смог противостоять атаке и отступил за пределы Великой стены в префектуру Шуо (朔州, примерно современный Шуочжоу , Шаньси ) и обратился за неотложной помощью. Император Тайцзун послал генералов Чжан Цзяня , Ли Шицзи , Ли Даляня , Чжан Шигуя (張士貴) и Ли Сиюй (李襲譽), чтобы атаковать Сюэянтуо, чтобы помочь Ашина Симо, под общим командованием Ли Шицзи. Примерно в новом 642 году Ли Шиджи нанес крупное поражение Даду, который бежал после тяжелых потерь. Император Тайцзун, отправив эмиссара, чтобы упрекнуть Инань, на этом этапе не предпринял дальнейших действий против Сюэянтуо. Было сказано, что Инан продолжал быть недоволен существованием Восточного Туджуэ и продолжал беспокоить Восточный Туджуэ. (Иньань, однако, пытался поддерживать мирные отношения с Таном и в какой-то момент был помолвлен с дочерью императора Тайцзуна, принцессой Синьсин, но император Тайцзун сожалел о брачном соглашении и разорвал его в 643 году под предлогом того, что предложение Инаня выкуп за невесту (включая домашний скот) не был выплачен вовремя.) Когда император Тайцзун послал новых эмиссаров, чтобы приказать Инаню не нападать на Восточный Туцзюэ, ответ Инаня был:
Как я могу не посметь подчиниться указу императора? Но люди Туджуэ коварны, и им нельзя доверять. До разрушения своего государства они ежегодно вторгались в Китай и продолжали убивать тысячи людей. Я думал, что после того, как император победит их, он превратит их в рабов и наградит китайским народом, но вместо этого император воспитал их, как своих собственных сыновей, и проявил к ним много милости. Несмотря на это, Асина Цзешешуай восстала. Они выглядят как люди, но имеют звериные сердца, и с ними не следует обращаться как с людьми. Я получил от императора большую милость, и мне не за что ему отплатить. Я готов убить Туджуэ ради Китая.
Примерно в новом 645 году люди Асина Симо, очевидно, под давлением Сюэянтуо, рухнули и покинули Асина Симо. (В это время император Тайцзун был глубоко готов к нападению на Когурё , и поэтому, если бы Сюэянтуо напал, возможно, он не смог бы защитить Восточный Туджуэ.) Они пересекли Желтую реку на юг, стремясь поселиться среди Шэна (勝). Хух-Хото, но к югу от Желтой реки) и Ся (夏州, примерно современный Юлинь , Шэньси 州, также в современных префектурах ). Несмотря на сопротивление официальных лиц, император Тайцзун согласился и сделал это. Ашина Симо, чье восстановленное государство лежало в руинах, также вернулся в Китай и снова стал танским генералом, положив конец попыткам Тан воссоздать Восточный Туджуэ в качестве вассала.
После возвращения в Тан
[ редактировать ]Император Тайцзун вскоре начал крупную атаку на Когурё , а Асина Симо последовал за императором Тайцзуном в этой кампании. Во время осады Бэкама (백암성) Асина Симо был ранен стрелой, и говорили, что император Тайцзун лично высосал гной из его раны, что очень воодушевило солдат. [5] Сам Тайцзун также оказал помощь ранению другого тюркского генерала, раненного во время войны против Когурё, Циби Хели . [6] Говорили, что после того, как Асина Симо вернулся в танскую столицу Чанъань (подразумевается, что это произошло после окончания кампании осенью 645 г.), он умер. Он был похоронен с большими почестями возле могилы жены императора Тайцзуна, императрицы Чжансун , где в конечном итоге был похоронен и сам император Тайцзун.
Внешний вид
[ редактировать ]В Старой книге Тан описывается внешность Ашина Симо как более напоминающая согдийцев , чем гёктюрков. Согдийская внешность Симо вызвала подозрение к нему со стороны каганов Шиби и Чулуо и помешала Симо стать Шадом . [7] [8]
Симо был родственником Сели. Поскольку его лицо было похоже на лицо «варвара (хурен 胡人)», а не на лицо Туджуэ, Шиби [Каган] и Чулуо [Каган] сомневались, что он принадлежит к Ашина. Таким образом, хотя он всегда носил титул Цзяби Тецинь [夾畢特勤; РС. 夾畢特勒] [а] во времена Чулуо и Сели он не смог стать шадом (она 設), командующим армией до конца.
В популярной культуре
[ редактировать ]- Сыграл Им Бён Ки в SBS сериале 2006–2007 годов «Ён Гэсомун» .
- Сыграл Юань Хун в Хунань сериале 2012 года «Тайная история принцессы Тайпин» .
- Сыграл Лео Ву в роли Ашиле Сун в китайской исторической драме 2021 года [Длинная баллада] (сериал)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ В Старой книге Тан и Новой книге Тан указано, что Асина Симо умер вскоре после возвращения из кампании императора Тайцзуна против Когурё , которая закончилась в 645 году, но не указано прямо, что он умер в том же году. См. Старую книгу Тан , том. 194, часть 1 «Старая книга биографий Тана, том 141–150» . Архивировано из оригинала 11 октября 2007 года . Проверено 31 октября 2007 года . и Новая книга Тана , том 140, часть 1. «Биография Тан Шу с 140 по 145» . Архивировано из оригинала 11 октября 2007 года. Проверено 31 октября 2007 года .
- ^ Перейти обратно: а б Сузуки, Косецу. «О генеалогической линии тюрков Ашина Симо: Царская генеалогия Первого Тюркского Каганата и Ордосского региона в период Тан» . Тойо Гакухо . Проверено 28 июля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ахмет., Ташагил (2012). Гок-тюрки . Онат, Айше, Изги, Озкан, Турецкое историческое общество. (3 тома вместе, 1-е изд.). Анкара. ISBN 9789751624604 . OCLC 880367410 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Преобразование между китайским и западным календарем за две тысячи лет
- ^ Чжижи Тунцзянь , том 197
- ^ Скафф 2012 , стр. 95.
- ^ Цзю Таншу, том 194a , txt: «Симо является членом племени Цзиели Шиби и Чулуо, похожие на людей Ху, а не на турок, и подозреваются в том, что они не принадлежат к племени Ашина, поэтому Личулуо, Цзиели. В этом мире я. часто сражаюсь с Битлером, но в конце концов не могу подготовить армию».
- ^ переведено и процитировано Ли и Куангом (2017) «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований Y-ДНК в отношении ранних и средневековых тюркских народов», Внутренняя Азия , 19. стр. 201-202. примечание 13
- ^ Санпин Чен, «Сын Неба и Сын Божий: взаимодействие между древними азиатскими культурами относительно сакрального царства и теофорических имен», Журнал Королевского азиатского общества , третья серия, том. 12, № 3 (ноябрь 2002 г.), с. 296
Источники
[ редактировать ]- Старая книга Тан , т. 194, ч. 1. [1]
- Новая книга Тан , т. 215, ч. 1. [2]
- Зыжи Тунцзянь , т. 191 , 193 , 195 , 196 , 197 .