Племя Ашина
Ашина Ашуна | |
---|---|
![]() | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Центральная и Восточная Азия | |
Языки | |
Древнетюркский [4] согдийский [5] Тохарский [5] | |
Религия | |
Тенгрианство [6] [7] Буддизм (меньшинство) [8] [9] |
Ашина ; ( китайский : 阿史那 ; пиньинь : Āshǐnà ; Уэйд-Джайлс : A-shih-na среднекитайский : ( Guangyun ) [ʔɑʃi̯ə˥nɑ˩] ) были тюркским племенем и правящей династией Гёктюрков . Этот клан приобрел известность в середине VI века, когда лидер Бумин Каган (умер в 552 году) восстал против Жужанского каганата . Две основные ветви семьи, одна происходила от Бумина, а другая от его брата Истами , правили восточной и западной частями конфедерации Гёктюрк соответственно, образуя Первый Тюркский каганат (552–603).
Источник
[ редактировать ]Первоначальные китайские источники приписывают племени Асина различное происхождение. Впервые Ашина были засвидетельствованы в 439 году, как сообщает Книга Суй : в 18-й день 10-го месяца Туоба правитель , император Тайу из Северной Вэй , сверг Цзюцю Муцзяня из Северного Ляна в восточной Ганьсу . [10] [11] [12] [13] и 500 семей Ашина бежали на северо-запад в Жужанский каганат недалеко от Гаочана . [10] [14] Согласно « Книге Чжоу» , «Истории северных династий » и «Новой книге Тан» , клан Ашина входил в состав конфедерации хунну . [15] [16] [17] [18] но это оспаривается. [14] Гектюрки также считались выходцами из малоизвестного государства Суо (索國), расположенного к северу от хунну. [15] [16] Согласно « Книге Суй и Тундянь» , они были «смешанными варварами» ( 雜胡 ; záhú ) из Пинляна . [10] [19]
По мнению некоторых исследователей (Дуань, Сюэ, Тан и Лунг) племя Ашина произошло от конфедерации Тиле , [20] [21] [22] [23] [24] которые также были связаны с хунну. [25] [26] Как и гектюрки , тиле, вероятно, были одним из многих кочевых тюркских народов степи. [27] [28] Однако Ли и Куанг (2017) заявляют, что в китайской истории гектюрки под руководством Ашины не описываются как потомки Динглинга или принадлежащие к конфедерации Тиле . [29]
Этимология
[ редактировать ]
Некоторые исследователи, в том числе Питер Б. Голден , [32] Х.В. Хауссиг, [33] С.Г. Кляшторный, [34] [35] Картер В. Финдли , [36] ДГ Савинов, [37] B. A. Muratov, [38] ИП Гущин, [39] и Андраш Рона-Тас [40] предположили, что термин Ашина в конечном итоге происходит от индоевропейского источника, возможно, тохарского или от одной из многих восточно-иранских племенных групп, таких как саки и усуни . [41] Джонатан Рэтклифф поддерживает эту теорию, ссылаясь на многочисленных ученых, что этническое ядро ашина могло быть индоиранским в культурном отношении и говорить на согдийском языке или варианте тохарского языка. [42]
Картер В. Финдли предполагает, что имя «Ашина» происходит от одного из сакских языков Центральной Азии и означает «синий» (что переводится как прототюркский * kūk , откуда древнетюркский 𐰚𐰇𐰚 kök , и то же самое во всех современных тюркских языках) . Синий цвет отождествляется с востоком , так что Гёктюрк, другое название Тюркской империи, означало «Тюрки Востока»; между тем Питер Бенджамин Голден предпочитает более ограниченное обозначение Göktürks, обозначающее только восточных турок . [43] [44] Эту идею поддерживает венгерский исследователь Андраш Рона-Тас , который считает правдоподобным, «что мы имеем дело с королевской семьей и кланом сакского происхождения». [45] Финдли также сказал, что термин бори , используемый для обозначения свиты правителя как «волков», вероятно, также произошел от одного из иранских языков . [46]
Х. В. Хауссиг и С. Г. Кляшторный предполагают ассоциацию имени и сложного слова «род Ашина» ahşaẽna (на древнеперсидском языке ). Это происходит даже в Восточном Туркестане ; тогда искомая форма будет в согдийском ' xs'yn'k (-әhšēnē) "синий, темный"; Хотан-Сака (Брахми) āşşeiņa (-āşşena) «синий», где долгий -ā- возник как развитие ahş->āşş-; по -тохарски ашна- "синий, тёмный" (от хотан-сака и согдийского). Существует текстовая поддержка любой из этих версий в надписях Гектюрк Орхон , в которых Гектюрки описаны как «Голубые турки»; происходит от брака Голубого Неба и Коричневой Земли. [47] [48]
По мнению Куасторного, идеальный перевод «Ашина» как индоевропейского слова, означающего «синий», указывает на то, что тюрки периода Первого Тюркского каганата знали о нетюркском происхождении названия «Ашина», а также о двойственном этническое происхождение ранних тюрков. По мнению Луи Базена , эти знания подавлялись в период Второго Тюркского каганата тюркской националистической политикой Бильге Кагана . [49] [50]
Имя «Ашина» зафиксировано в древних мусульманских хрониках в таких формах: Ас(и)нас ( ат-Табари ), Анса ( Худуд аль-Алам ), Шаба ( Ибн Хордадбех ), Шана , Шайя ( Аль-Масуди ). [51] [52]
Альтернативные этимологии
[ редактировать ]
На основании свидетельств китайских источников о том, что Ашина, став главой Гектюрков , выставили над своими воротами знамя туга с головой волка в напоминание о своем происхождении, [53] [54] [55] название «Ашина» некоторые исследователи переводят как «волк», ср. Туоба 叱奴* чино , среднемонгольский чинуа , Халха чоно . [56] [57] Однако Голден утверждает, что происхождение от монгольского языка ошибочно. [58]
форма Ашинас На надписи Хор-Асгат написана , близкая к согдийской форме Ашинас из стел Бугута и Карабалгасуна и арабским формам Ашинас и Ашнас из средневековых исламских источников. Китайские редакторы обычно избегали кода /-s/. Такаси Осава гипотетически получил фамилию Ашенас от имени своей племенной прародительницы * А-ши-на. [а] и последний элемент -as , который он объясняет как суффикс множественного числа (аналогично тюркскому Käŋäräs < Käŋär "( Kangar / Kangly )" + суффикс -(ä)s), как это предложено Марквартом, Мелиоранским и другими. Далее он связывает * A-ši-na с титулом хунну 閼氏, который произносился * 'at-zie на позднем среднекитайском языке , [б] означало «жена правителя» и могло быть получено от * aš / eš , * azhi / * ezhi < * ašïn / * ešin и * azhïn / * ezhin , далее от тунгусского * Aši < * asun / * asi < * хасун <* хасу <* касун <* кацун и тюрко - монгольское * ачи < ачун <* хатун < хатун < катун . [с] [63]
Легенды
[ редактировать ]
Китайские летописцы записали четыре сказки о происхождении тюрков, которые Голден назвал «Сказка о волке I», «Сказка о волке II», «Сказка о Шемо (Жама) и оленях» и «Исторический отчет», в династийных историях и исторических сборниках , «основанных на или скопировано из того же источника(ов) и повторено в более поздних сборниках исторических сказок». [58]
- Волчья сказка I: Ашина был одним из десяти сыновей, родившихся у серой волчицы (см.: Асена ) на севере Гаочана . [65]
- Волчья сказка II: Предком Ашины был человек из народа Суо (к северу от Хунну ), чья мать была богиней сезона люпинов . [65]
- Рассказ о Шемо и оленях: Асина произошли от опытного лучника по имени Шемо, который когда-то влюбился в морскую богиню к западу от пещеры Ашиде . [66] [67]
- Исторический отчет: Асина представляли собой смесь племен из командования Пинлян в восточной Ганьсу . [68]
Эти истории иногда соединялись вместе, чтобы сформировать хронологически последовательное повествование о ранней истории Асина. Однако, поскольку « Книга Чжоу» , «Книга Суй» и « Юян Дзазу» были написаны примерно в одно и то же время, во времена ранней династии Тан , остается спорным, можно ли их действительно считать хронологическими или, скорее, их следует считать конкурирующими версиями. Происхождение Ашины. [69] Запись турок в Чжоушу (написанная в первой половине седьмого века) описывает использование золота турками примерно в середине пятого века: «(Турки) поместили золотую скульптуру головы волка на свое знамя ; их военные люди назывались Фули , то есть волк по-китайски. Это потому, что они потомки волка, и называть так нужно для того, чтобы не забывать своих предков». [70]
По мнению Кляшторного, миф о происхождении Ашина имел сходство с усунем , хотя есть существенное отличие: если в мифе об усуне волк спасает предка племени, то это не так, как в случае с тюрками. Он также добавляет, что тюркская система верований связывает по крайней мере некоторые слои тюркского правящего класса с согдийцами и, помимо них, с усунями . [41]
Похоронный обряд
[ редактировать ]В «Хрониках Северного Чжоу» описаны погребальные обряды ашина. Умерших хоронили в палатке, а вокруг палатки приносили в жертву животных. Родственники умершего объезжали палатку на лошадях и ритуально резали себе лицо в знак траура или «кровавых слез». Затем человек и его вещи будут сожжены. [71]
По мнению Д.Г. Савинова, в Южной Сибири и Средней Азии захоронений, полностью соответствующих описанию ашинских захоронений, обнаружено не было.
По мнению Д.Г. Савинова, это может быть по нескольким причинам:
- Могильники Гектюрков в Средней Азии и Южной Сибири еще не открыты;
- Источник носит компиляционный характер, погребальные обряды и погребальный цикл из разных источников перечислены в едином виде;
- Погребальные обряды Гёктюрков в том виде, в котором они зафиксированы в письменных источниках, сложились позднее на основе различных компонентов, присутствующих в некоторых археологических памятниках Южной Сибири более ранних тюркских культур. [ который? ]
Считается, что обряд кремации, принятый правящей элитой, не получил распространения среди простого народа Каганата. Это может быть связано с разным этническим происхождением правящей семьи. [72]
Внешний вид
[ редактировать ]
Согласно « Книге Чжоу» и «Истории северных династий» , род Ашина имел отношение к «енисейским киргизам», [73] [74] [д] [и] которые проживали недалеко от гор Памира и описаны как обладатели рыжих волос и голубых глаз в Новой книге Тан (Синь Таншу 217b.6147), описание, ранее использовавшееся для описания усуней. [29] Однако, по мнению Ли и Куанга (2017), гектюрки отличались от киргизов по своей физиономии, и «в официальных китайских историях не обнаружено сопоставимых изображений кёк-тюрков или тиле». [79] Ли и Куанг утверждают, что наиболее вероятным объяснением западноевразийской физиогномики енисейских киргизов является высокая частота евразийской индоевропейской гаплогруппы R1a-Z93 . [80]
Мукан-каган , третий каган Первого Тюркского каганата , был описан китайскими авторами как имеющий необычную внешность. У него были глаза, как «цветные глазури», [81] [82] у него был красный цвет лица и широкое лицо. [83] [84] Однако полный генетический анализ дочери Мукан-Кагана императрицы Ашины (551–582) в 2023 году, проведенный Сяомин Яном и др. обнаружил почти исключительно древнее северо-восточноазиатское происхождение (97,7%) рядом с незначительными западно-евразийскими компонентами (2,3%) и не имел китайской («Желтой реки») примеси. [85]
По словам китайского историка Сюэ Цзунчжэна , первоначальные члены племени Ашина имели физические особенности, которые сильно отличались от физических особенностей жителей Восточной Азии. Однако со временем члены племени Ашина вступили в брак с китайской знатью, что изменило их внешний вид на более восточноазиатский. По словам Сюэ, внешность согдийца была ко времени Килиби-хана (Ашина Симо), [ф] потомок Бумина-кагана в восьмом поколении (основателя Первого Тюркского каганата), представленный как признак смешанного происхождения среди ашин. [89] Это говорит о том, что трансформация физического облика племени Ашина была практически завершена к середине VII века нашей эры. [90] [ нужна страница ] И Шиби (609-619 гг. н.э.) каган, и Чулуо (604-612 гг. н.э.) каган сомневались в том, что Килиби-хан был Ашиной, потому что он больше напоминал согдийца, чем туджуэ (тюрка), и не позволял ему быть шадом . [91] [92]
Турецкий историк Эмель Есин отмечал, что «члены династии Кёк-Тюрк, и особенно Кёль Тигин , имели откровенно монголоидные черты», вероятно, в результате повторных браков. [93] Она также написала, что члены племени Ашина стремились вступить в брак с китайскими дворянами, «возможно, в надежде найти повод претендовать на власть над Китаем, или потому, что высокое происхождение матери гарантировало старшинство». Есин отмечает, что более позднее изображение принца Ашина, Бюст Кул Тигина , имеет восточноазиатский облик. [93]
Генетика
[ редактировать ]По мнению канадского ученого Джу-Юп Ли, не исключено, что племя ашина принадлежало к отцовской гаплогруппе R1a1 . Основанием для этого предположения является то, что племя Ашина, как говорили, было тесно связано с енисейскими киргизами , а также с иранскими саками . Современные потомки енисейских киргизов, кыргызы , имеют одну из самых высоких частот гаплогруппы R1a-Z93. [94] Эта линия, как полагают, связана с индоиранцами, мигрировавшими в Алтайский регион в бронзовом веке, и передается различными тюркскими группами. [95] [96] [97] Американский историк Питер Голден сообщил, что генетическое тестирование Y-ДНК предполагаемых потомков племени Ашина, похоже, подтверждает связь с индоиранцами , подчеркивая, что «тюрки в целом» состояли из гетерогенных и соматически несходных популяций. ". [98]
Первый генетический анализ одного из первых членов королевской семьи Ашина ( императрицы Ашины , дочери Муган-кагана , второго сына Бумин-кагана , основателя Гёктюркского каганата ) в 2023 году, проведенный Сяомин Яном и др. обнаружили почти исключительно северо-восточноазиатское происхождение (97,7%) рядом с незначительным западно-евразийским компонентом (2,3%). Западно-евразийский компонент соответствовал единственному событию примеси (возможно, связанному с Афанасьево ), датируемому примерно 1566 ± 396 годами до жизни Ашины (т.е. датируемому примерно 1000 г. до н.э. ). Авторы определили, что императрица Ашина принадлежала к гаплогруппе F1d мтДНК Северо-Восточной Азии . Было обнаружено, что особь ашина генетически ближе к аборигенам Восточной Азии, чем к тюркским группам, и генетически ближе всего к тунгусским и монгольским степным скотоводам после железного века, что подтверждает почти исключительно северо-восточноазиатское происхождение племени ашина. [99]
Было обнаружено, что древняя тюркская царская семья Гектюркского каганата имела генетическое сходство с тунгусскими и монгольскими скотоводами после железного века, в то же время имея гетерогенные отношения с различными более поздними тюркоязычными группами, что предполагает генетическую гетерогенность и множественные источники происхождения для более поздних популяций Тюркская империя. Это показывает, что линия Ашина имела доминирующий вклад среди говорящих на монгольском и тунгусском языках, но ограниченный вклад в тюркоязычное население. По мнению авторов, эти результаты «еще раз подтверждают модель культурной диффузии по сравнению с моделью демической диффузии для распространения тюркских языков» и опровергают «гипотезы о западно-евразийском происхождении и множественном происхождении» в пользу восточноазиатского происхождения королевского ашина. семья. [85]
Наследие
[ редактировать ]правили также члены династии Ашина Басмылами , [100] [101] [102] и Карлука Ябгу ; государство [103] и, возможно, также хазары [104] [105] и Караханиды (если первый правитель Караханидов Бильге Кул Кадир-хан действительно происходил из Карлук Ябгусов). [106] По мнению некоторых исследователей, Второй Болгарской империи могла династия Асенов быть потомками Ашины. [107]
Галерея
[ редактировать ]- Мемориальный комплекс Алтын Тамган Тархана (сына Ашина Дуоксифу ) 732 г. н.э. Можно увидеть козерога-тамгу. Провинция Булган , Монголия [108]
См. также
[ редактировать ]- Хронология турок (500–1300 гг.)
- Турки в Танской армии
- Мифология тюркских и монгольских народов
- Шу (фамилия) (史), усыновленный некоторыми представителями племени Асина.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Гипотетическая реконструкция Осавы; Прародительница Гектюрков не была названа в китайских источниках.
- ^ Pulleyblank (1962) попытался связать титул хунну 閼氏 < * ɑt-tēh с протомонгольским * qati (отсюда также * qači- > * qačun > тюркский qatun / xatun ); [59] однако Вовин (2002) предположил, что древнекитайское 閼氏 * ɑt-tej ~ * en-tej транскрибирует форму сюнну * ɑlte ~ * elte , которую Вовин сравнил с Коттом alit «жена», ali:t , alat «женщина», Ассан алит "жена", Арин бикам-алте , kekm-elte "жена", все от праенисейского * ʔalit ~ * ʔar 1 it "женщина" [60]
- ↑ Предполагается, что название Хатун является заимствованием из согдийского xwt'yn ( xwatēn ). [61] [62]
- ^ Английский перевод см. Golden (2018: 300-304). [75]
- ↑ Однако Дуань Чэнши писал в «Разных кусочках из Юяна» , что мифологические предки кыргызского племени ( Jiankūn bùluò 堅昆部落) были «богом и коровой» (神與牸牛) (в отличие от Гектюрков, чьей мифологической прародительницей была она -волк). [76] [77] [78]
- ↑ Симо был описан как внешне похожий на согдийца (исходный китайский язык: 胡人 húrén «некитайские народы Севера или Запада, варвары, > иранцы > согдийцы»). [86] ) и поэтому ашинские каганы Шиби и Чулуо подозревали его в том, что он родился от прелюбодейной связи, и поэтому ему не были вверены большие полномочия, такие как командование армией в качестве шада . [87] [88]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Международная Тюркская Академия , (2015), ТУРЕЦКИЙ КАМЕНЬ БЕНГЮ: Штампованный памятник Шивеет-Улан , с. 13 (на английском языке)
- ^ Грач, 1957, стр. 408-414.
- ^ «Тамга царского рода первой Турецкой империи представляла собой аккуратно нарисованное линейное изображение козерога», Клясторный, 1980, с. 93
- ^ Питер Б. Голден, (1992), Введение в историю тюркских народов , стр.126:
«На каком бы языке А-ши-на ни говорили первоначально, в то же время они и те, кем они правили, все говорили на тюркском языке, на различных диалектах, и создавали, в широком смысле, кукурузную культуру». - ^ Перейти обратно: а б Рэтклифф, Джонатан (2020). «Мастера политической теологии: Эрик Фогелин и монголы». В Трепанье, Ли (ред.). Азиатская политическая мысль Эрика Фогелина . Лексингтонские книги. п. 114.
- ^ Империи, дипломатия и границы. (2018). В книге Н. Ди Космо и М. Мааса (ред.), «Империи и обмены в Евразийской поздней античности: Рим, Китай, Иран и Степь», ок. 250–750 (стр. 269–418).
«Мифология, использующая шаманскую символику наряду со ссылками на бога неба Тенгри, очевидно, была инструментом укрепления легитимности тюркского правителя, и некоторые ученые рассматривают эту практику как государственную религию, «тенгризм», благодаря которой правящая семья Ашина приобрела легитимность благодаря поддержке со стороны Тенгри». - ^ Питер Б. Голден, (2010) Центральная Азия в мировой истории , с. 43-44:
«Тюрки, как и многие их подданные, были верующими в Тенгри».
«Каган утверждал, что он «небоподобен, зачат небесами» и обладает кутом (небесной удачей), знаком небесного мандата на управление». - ^ Лю Мау-ца, (1958), 1: с. 172-173
- ^ Цветелин Степанов, (2008), Булгары и степная империя в раннем средневековье: Проблема других , с. 65-66
- ^ Перейти обратно: а б с Вэй Чжэн и др., Книга Суй , Том. 84. (на китайском языке)
- ^ Вэй Шоу , Книга Вэй , Том. 4-я. (на китайском языке)
- ^ Сыма Гуан , Цзыжи Тунцзянь , Том 123. (на китайском языке)
- ↑ Юнхэ , седьмой курс ( Тайян, пятый курс), сентябрь Bingxu Academia Sinica (на китайском языке). Архивировано 16 октября 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Кристиан 1998 , с. 249.
- ^ Перейти обратно: а б Линху Дефен и др., Книга Чжоу , Том. 50. (на китайском языке)
- ^ Перейти обратно: а б Ли Яньшоу (李延寿), История северных династий , Том. 99. (на китайском языке)
- ^ Новая книга Тан , том 215 выше «Тюркская семья Ашина, вероятно, была северными племенами древних сюнну, перевод Сюй (2005).
- ^ Сюй Элина-Цянь, Историческое развитие додинастических киданей , Хельсинкский университет, 2005 г.
- ^ Ду Ю, «Тундянь», Пекин: Опубликовано издательством Zhonghua Book Company, ( Du You , Tongdian , Vol.197), Bei Fang 13 Beidi 4 Turks 1, 1988, ISBN 7-101-00258-7 , с. 5401. (на китайском языке)
- ^ Тан, Ли (Университет Зальцбурга, Австрия). «Краткое описание ранних и средневековых тюрков» у тюрков-христиан Средней Азии и Китая (V-XIV вв.), Исследования по тюркской филологии . Издательство Университета Минзу. п. VII.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Дуань: Динлинг, Гаоджу и Тиле 1988, стр. 39–41.
- ^ Сюэ, Цзунчжэн История турок (1992). 39–85
- ^ Рэйчел Лунг, Переводчики в раннем имперском Китае, Издательство John Benjamins Publishing Company, 2011, стр. 48 «Тюрк, или Тюркют, относится к государству клана Ашина (племени Тиеле [鐵勒] по родословной)»
- ^ Дуань: Динлинг, Гаоджу и Тиле 1988, стр. 39–41.
- ^ Старая книга Тан Том 199 ниже «Тиле, первоначально отколовшаяся раса от сюнну» тр.
- ^ Суйшу , Том 84 «Предшественники Тиле - потомки хунну».
- ^ Сурибадалаха, «Новые исследования происхождения монголов», с. 46–47
- ^ Ченг, Фанги. «Исследование идентификации Тиле и огурских племен».
- ^ Перейти обратно: а б Ли и Куанг (2017) , с. 201.
- ^ Перейти обратно: а б Баумер, Кристоф (18 апреля 2018 г.). История Средней Азии, The: 4-х томник . Издательство Блумсбери. п. 228. ИСБН 978-1-83860-868-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Яценко, Сергей А. (август 2009 г.). «Ранние тюрки: мужской костюм в китайском искусстве» . Трансоксиана . 14 .
- ^ Золотой, Питер; Майр, Виктор (2006). Контакты и обмен в древнем мире . Гонолулу: Гавайский университет Press. п. 142. ИСБН 0824828844 .
- ^ Хауссиг Н. У. «Византийские источники по Средней Азии в их историческом изложении» // Пролегомены к источникам по истории доисламской Средней Азии. Будапешт, 1979. стр. 55–56.
- ^ Кляшторный С. Г. Проблемы ранней истории племени тÿрк (ашина). // Новое в советской археологии. / МИА № 130. М.: 1965. С. 278–281.
- ^ Кьяшторный С.Г. Царский род тюрков и проблема его обозначения // Постсоветская Центральная Азия . Под редакцией Тураджа Атабаки и Джона О'Кейна. Академические исследования Тавриды. Лондон*Нью-Йорк совместно с IIAS. Международный институт азиатских исследований. Лейден-Амстердам, с. 366–369.
- ^ Финдли, Картер (11 ноября 2004 г.). Турки в мировой истории (1-е изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 39 . ISBN 978-0195177268 .
- ^ Савинов Д.Г. Владение Цигу древнетюркских генеалогических преданий и таштыкская культура. // Историко-культурные связи народов Южной Сибири. Абакан: 1988. С. 64–74.
- ^ Муратов Б. А, РР Суюнов Р. Р. Чаки-динлины, аорси, Ашина и потомки родов Дешти-Кипчака по данным ДНК-генеалогии // ВАД, Том 7, №8, август 2014, с. 1198-1226 .
- ^ Вэнь С.-К., Муратов Б.А., Суюнов Р.Р. Гаплогруппы представителей древнетюркских родов – Ашина и Ашиде // БЭХПС . ISSN 2410-1788 , Том 3, №. 2 [1,2]. Март 2016. с. 154–157. Суюнов Р.Р., Муратов Б.А., Суюнов Р.Р. Саки-динлины, аорси, Ашина и потомки родов Дешти-Кипчака по данным ДНК-генеалогии // Журнал Академии ДНК-генеалогии (Бостон, США) → Том 7, № 8, август 2014, с. 1198–1226. , Муратов, Муратов Б.А. ДНК-генеалогия тюркских народов Урала, Поволжья и Кавказа. Том 4, серия «Этногеномика и ДНК-генеалогия», Проект ОУ «Суюн». Вила ду Конде, Лидерграф, 2014 г., ил. ISBN 978-5-9904583-2-1 .
- ^ Рона-Тас, Андрас (1999). Венгры и Европа в раннем средневековье: введение в раннюю венгерскую историю . Издательство Центральноевропейского университета. стр. 280–281. ISBN 9639116483 .
- ^ Перейти обратно: а б Синор и Кляшторный 1996 , с. 328–329
- ^ Рэтклифф, Джонатан (2020). Трепанье, Ли (ред.). Азиатская политическая мысль Эрика Фогелина . Лексингтонские книги. п. 114.
- ^ Резюме Финдли 39.
- ^ Голден, П.Б. (1992) Введение в историю тюркских народов . Серия: Turcologia, Том 9. Отто-Харрасовиц, Висбаден, с. 117
- ^ Рона-Тас 280.
- ^ Финдли, Картер В. (2005). Тюрки в мировой истории . Издательство Оксфордского университета, США. п. 55. ИСБН 978-0-19-517726-8 .
- ^ Golden & Mair 2006 , с. 142: «Эта иранская лингвистическая связь была впервые выявлена Хауссигом и Бейли (Haussig, 1979, 55-57; Bailey, 1985, 104). ... Совсем недавно Сергей Кляшторный вернулся к этой теме, опираясь на более раннюю работу. , предполагает, что А-ших-на является транскрипцией хотанского сакского âşşeina/aşşena «синий» ... или, возможно, тохарского âśna «синий» (1994, 445-447). Это хорошо согласуется с использованием «Кёк Тюрк». "Голубые Тюрки, обнаруженные в надписи Кюль Тегин/Бильге Каган (Текин 1988, 8/9, 36-37). Обе этимологии возвращают нас к восточноиранско-тохарскому миру Восточного Туркестана".
- ^ Коутсворт, Джон; Коул, Хуан; Ханаган, Майкл П.; Пердью, Питер С.; Тилли, Чарльз; Тилли, Луиза (16 марта 2015 г.). Глобальные связи . Издательство Кембриджского университета. п. 218. ИСБН 978-0-521-19189-0 .
- ^ Ремер, Ганс Роберт (2021). История тюркских народов в доисламский период / Histoire des Peuples Turcs à l’Epoque Pré-Islamique (на французском языке). Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. п. 151. ИСБН 978-3-11-240229-0 . "В рассказе, касающемся первых каганов, крупные надписи Орхона обозначают народ, создавший империю и населявший страну, термином кёк тюрк, который обычно переводится как "телесные голубые тюрки (синие)". Не обращаясь к многочисленным интерпретации слова кёк в этом сочетании, отметим его полную семантическую схожесть с воссозданным здесь значением имени А-че-на: "синий". Очевидное прослеживание имени предполагает сохранившееся знание его значения первобытного. и ее иноземное происхождение (вполне совместимое с полиэтническими компонентами культуры первого турецкого кагананта), которые, однако, потеряли свою популярность в «националистической» культурно-политической среде (по выражению Л. Базена, характеризувшей правящая среда Отюкана, центра власти в Орхонском регионе, во времена Бильга-кагана».
- ^ Ремер 2021 , с. 151: «Таким образом, тот факт, что в памятниках Орхона упоминается сочетание кёк тюрк, которое можно интерпретировать как «Кёк и тюрки», «А-че-на- и тюрки», позволяет отметить наличие в текст названия турецкого царского рода, а также возможность того, что тюрки в любом случае, применительно к почти легендарному периоду первых каганов, осознавали двойственность своей племенной конфедерации.
- ^ Гумилев Л. Н. Древние тюрки. М.-Л., Наука, 1967.
- ^ П.Б. Голден, «Ирано-Турсика: новый взгляд на хазарское сакральное царствование», в Acta Orientalia Hungarica 60:2 (2007), стр. 165, 172, н. 33
- ^ Бичурин, 1950, с. 220–221
- ^ Чжоушу , том 50: цитата: «На флаге изображена золотая волчья голова. Охранники называют это привязанностью, и Ся Янь тоже волк. Рождается настоящий волк, и цель состоит в том, чтобы не забывать прошлое. ."
- ↑ Суйшу , том 84. цитата «Поэтому на воротах Ямень построена голова волка, чтобы показать, что мы не забыли свои корни».
- ^ Gumilev, 1967, p. 23
- ^ Будберг, 1936, с. 182
- ^ Перейти обратно: а б Голден, Питер Б. (август 2018 г.). «Этногонические сказания тюрков». Журнал средневековой истории , 21 (2). 21 (2): 292.
- ^ Пуллибланк, Эдвин Г. (1962) «Система согласных древнекитайского языка - Часть 2 », Asia Major , 9 , стр. 262- 264
- ^ Вовин, Александр. (2002). «Говорили ли хунну на енисейском языке? Часть 2: Словарь» , в Altaica Buddhainensia MMII, Труды 45-й Постоянной международной алтаистической конференции , Будапешт, 23–28 июня, стр. 389–394.
- ^ Питер Бенджамин Голден (1998), «Турки и иранцы: исторический очерк» в Йохансон, Ларс; Чато, Агнес Эва (2015). Тюркские языки . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-136-82534-7 . , стр. 5
- ^ Клосон, Джерард (1972). Этимологический словарь турецкого языка до тринадцатого века . Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 602–603 . ISBN 978-0-19-864112-4 .
- ^ Такаси Осава, « Гипотеза об этимологии древнетюркского царского кланового имени Ашина/Ашинас и процесс трансформации в ранний период Аббасидов », Chronica , S. 11, (2011), стр. 145-153.
- ^ Инагаки, Хадзиме. Галереи и работы МУЗЕЯ МИХО . Музей Михо. стр. 120–124.
- ^ Перейти обратно: а б Zhoushu , vol. 50 «Чжоу Шуцзюань» . Архивировано из оригинала 11 октября 2007 года . Проверено 15 мая 2007 г.
- ^ Юян Зазу , том 4 [1] [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Юян Зазу , «том 4» версия Сику Цюаньшу, стр. 119 , 120 , 121 из 161.
- ^ Суйшу , том 84. «Суй Шу Цзюань» . Архивировано из оригинала 10 февраля 2008 года . Проверено 28 декабря 2007 г.
- ^ Сюэ, Цзунчжэн. История турков (1992) 39–85.
- ^ Чжоушу , т. 50. цитата: «На флаге изображена золотая голова волка. Охранники называют это привязанностью, и Ся Янь тоже волк. Рождается настоящий волк, и цель состоит в том, чтобы не забывать прошлое. ."
- ^ Баумер, Кристоф (2018). История Центральной Азии: эпоха упадка и возрождения . Лондон. п. 183. ИСБН 978-1838608682 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху Глава II. Раннетюркское время 1. Древнетюркские генеалогические предания и археологические памятники раннетюркского времени (с. 31–40)
- ^ Чжоушу , "т. 50 - раздел Туцзюэ "
- ^ Бэйши , "т. 99 - раздел Туджуэ "
- ↑ Питер Б. (25 июля 2018 г.). «Этногонические сказания тюрков» . Журнал средневековой истории . 21 (2) : стр. 300–304, стр. 291–327».
- ^ Юзанг Зазу , « т. 4 », цитата: «Племя Цзянькунь не относится к волчьим видам, и пещера, где родились их предки, находится на севере горы Куман. Говорят, что бог из предыдущего поколения родил корова в этой пещере». Версия Сику Цюаньшу, стр. 121 из 161.
- ^ Ли и Куанг (2017) «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований Y-ДНК в отношении ранних и средневековых тюркских народов», Внутренняя Азия, 19. стр. 204-205 из 197-239
- ^ Голден, Питер Б. (август 2018 г.). «Этногонические сказания тюрков». Журнал средневековой истории , 21 (2) : с. 302, сн. 57, стр. 297-304.
- ^ Ли и Куанг 2017 , с. 202.
- ^ Ли и Куанг 2017 , с. 216.
- ^ Деньги (2018) , с. 190.
- ^ Beishi vol. 99 «У него странная внешность, его лицо шириной более фута, цвет очень красный, а глаза как стекло».
- ^ Чжоушу , т. 50 ""Внешность очень странная, лицо шириной более фута, цвет очень красный, а глаза как стеклянные. "
- ^ Эммерик, Рональд Эрик (1979). Файлы VII Международного конгресса иранского искусства и археологии: Мюнхен, 7-10 . Берлин: Дитрих Раймер Верлаг ГмбХ. п. 449. ИСБН 9783496001034 . «Некоторые из «Ху», в том числе Кёктюрк-каган Му-кан и турки-киргизы, как сообщали китайцы, имели европеоидные черты, такие как орлиный нос, рыжие волосы и светлые глаза».
- ^ Перейти обратно: а б Ян, Сяоминь, Чжан, Цзяньлинь; Ся, Цзыян, Паньсин; Сюн, Цзяньсюэ; Шэн, Вэйпэн, Цзинь, Ли (9 января 2023 г.). происхождение Гёктюркского ханства» 61 . « ( ): 1056–1064 геном императрицы Ашины раскрывает Древний 6 jse.12938 . ISSN 1674-4918 .
- ^ Этвуд, Кристофер П. (2015). «Кай, Хонгай и имена сюнну» . Международный журнал евразийских исследований . 2 р. 62 из 35–63.
- ^ Цзю Таншу, том 194a , txt: «Симо — член племени Цзиели. Шиби и Чулуо выглядят как варвары, а не турки, и, вероятно, не являются членами племени Асина. Поэтому Личулуо, Цзиели В этом мире я всегда сражаюсь против Битлер, но в конце концов я не смогу подготовить армию».
- ^ Ли и Куанг 2017 , с. 201-202.
- ^ Ван, Пэнлин (2018). Лингвистические загадки этнонимов во Внутренней Азии . Лэнхэм: Лексингтон. стр. 189–190. ISBN 978-1498535281 . «По мнению Сюэ Цзунчжэна (1992:80), появление менее европеоидных черт в тюркском правящем классе, вероятно, было связано с смешанными браками с китайскими императорскими семьями из поколения в поколение. Следовательно, вплоть до потомка кагана в восьмом поколении, Ашина Симо, его расовые черты остались неизменными до такой степени, что он был описан как похожий на человека Ху (согдийского), не родственного тюркскому, и подозревался, что он не принадлежит к генеалогической линии Ашина, и отныне, к сожалению, ему не доверяли военное командование ( JTS 194.5163). Сюэ Цзунчжэн утверждает, что «похожий на человека Ху» изначально был внутренней чертой линии Ашина, но затем стал представлен как признак нечистой крови в результате качественного изменения, произошедшего в гибридных физических чертах, сочетающих в себе обе монголоидные черты. и европеоидные физические черты».
- ^ Ахмет., Тасагил (15 сентября 2023 г.). Гок-тюрки . Онат, Айше, Изги, Озкан, Турецкое историческое общество. (3 тома вместе, 1-е изд.). Анкара. ISBN 9789751624604 . OCLC 880367410 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Цзю Таншу, [Старая книга Тан/Том 194 - Wikisource, Бесплатная библиотека, том 194a], txt: «Симо также является членом племени Цзэли, а Чулуо похожи на людей Ху и не похожи друг на друга. Турки, несомненно, не принадлежат к расе Ашина, поэтому они родились в Ло и всегда стараются принести пользу миру. Они часто воюют друг с другом, но в конце концов не могут смириться. армия.
- ^ переведено и процитировано Ли и Куангом (2017) «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований Y-ДНК в отношении ранних и средневековых тюркских народов», Внутренняя Азия , 19. стр. 201-202. примечание 13
- ^ Перейти обратно: а б Есин, Эмель (1980). История доисламской и раннеисламской турецкой культуры . Стамбул: Юнал Матбааси. п. 116. "Китайские источники кёк-тюркского периода описывают тюркоязычных киргизов с зелёными глазами и рыжими волосами. Они, должно быть, были в большинстве европеоидами, хотя смешанные браки с китайцами начались давно. Кёк-тюркский каган Му-кан также был изображен с голубыми глазами и вытянутым румяным лицом, вероятно, в результате неоднократных браков, члены династии Кёк-Тюрк (табл. XLVII/а), и особенно Кёль Тигин, имели откровенно монголоидные черты. находя повод претендовать на власть над Китаем или потому, что высокое происхождение матери гарантировало старшинство, монархи Внутренней Азии искали союзов165 с династиями, правившими в Китае».
- ^ Ли, Джу-Юп (2018). «Некоторые замечания о тюркизации монголов в постмонгольской Средней Азии и Кыпчакской степи» . Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae . 71 (2): 121–124. дои : 10.1556/062.2018.71.2.1 . ISSN 0001-6446 . S2CID 133847698 . «Y-хромосомы элиты Кёк Тюрк, кремировавшей своих умерших (Вэй Чжэн 2008, глава 84, стр. 1864), еще не исследованы. Мы можем только предполагать их отцовское происхождение, проверяя ДНК их прямых потомки, которых, однако, трудно идентифицировать. Чжоушу [книга династии Чжоу] (Лингху Дефен 2003, глава 50, стр. 908) сообщает нам, что Ашина, царский род тюрков Кёк, был связан с ними. Если это так, то ашины, возможно, принадлежали к линии R1a1, как и современные тяньшанские киргизы, для которых характерна высокая частота R1a1 (более 60%).16 Гаплогруппа R1a1, точнее, ее субклад R1a1a1b2. определенный мутацией Z93, был перенесен индоевропейскими скотоводами, которые в эпоху бронзы достигли казахских степей, Таримского бассейна, горного Алтая, региона реки Енисей и западной Монголии из черноморских степей (Семино и др.). . 2000, с. 1156).»
- ^ Lee & Kuang 2017 «... R1a1a1b2 (R1a-Z93), который распространился по Евразии индоевропейскими (иранскими) скотоводами бронзового века и переносится различными современными тюркскими группами.65»
- ^ Ли 2018 «Гаплогруппа R1a1, точнее, ее субклад R1a1a1b2, определенный мутацией Z93, была перенесена индоевропейскими скотоводами, которые достигли казахских степей, Таримской котловины, региона Горного Алтая, района реки Енисей и западной Монголии. из черноморских степей в эпоху бронзы (Семино и др. 2000, с. 1156)»
- ^ Вэнь, Шао-цин; Ду, Пань-синь; Сунь, Чанг; Цуй, Вэй; Сюй, И-ран; Мэн, Хайлян; Ши, Мэй-сен; Чжу, Бо-фэн; Ли, Хуэй (март 2022 г.). «Двойное происхождение северо-западных китайских кыргызов: смесь сибирских Y-хромосом бронзового века и средневековых нируун-монгольских Y-хромосом» . Журнал генетики человека . 67 (3): 175–180. дои : 10.1038/s10038-021-00979-x . ПМИД 34531527 . S2CID 254103532 . «Поэтому кыргызы представляют собой смешанную популяцию между Востоком и Западом. В отцовском генофонде кыргызов наблюдаются разные закономерности. Крайне низкое Y-разнообразие и наличие высокой частоты (63% [10], 54,5% [11] или 68,9% [12]) Гаплогруппа Y-хромосомы R1a1-M17 ( диагностический индоиранский маркер [10] ) является яркой особенностью кыргызского населения в Центральной Азии».
- ^ Голден, Питер (2018). «Этногонические сказания тюрков» . МУДРЕЦ . 21 (2): 314. дои : 10.1177/0971945818775373 . S2CID 166026934 . «Некоторые тесты ДНК указывают на иранские связи ашин и ашиде,133 подчеркивая далее, что тюрки в целом «состояли из гетерогенных и соматически несходных популяций»134».
- ^ Мэн, Хайлян. «Древний геном императрицы Ашины раскрывает северо-восточноазиатское происхождение Гектюркского ханства» . Журнал систематики и эволюции .
Особи ашина группировались с древними популяциями Северо-Восточной Азии и восточной Монголии, и особенно с охотниками-собирателями Северо-Восточной Азии.
- ^ Цзыжи Тунцзянь Том. 212, цит. по Зуеву Ю.А., Конные тамги вассальных княжеств (перевод китайского Танхуяо 8-10 веков ), Академия наук Казахской ССР, Алма-Ата, 1960, с. 104, 132 (на русском языке)
- ^ Кляшторный, С.Г. «Половецкие проблемы (II)» в Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae , Vol. 58, № 3, Материалы Первой международной конференции по средневековой истории евразийской степи: Сегед, Венгрия, 11–16 мая 2004 г.: Часть III (2005). п. 245
- ^ Голден, Питер Б. Введение в историю тюркских народов, с. 142-143
- ^ Kli︠a︡shtornyĭ, S. G. (2004). Gosudarstva i narody Evraziĭskikh stepeĭ : drevnostʹ i srednevekovʹe . Sultanov, T. I. (Tursun Ikramovich) (2-e izd., isprav. i dop ed.). Sankt-Peterburg. ISBN 5858032559 . OCLC 60357062 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помощь ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Прицак, Омельян (сентябрь 1978 г.). «Обращение Хазарского царства в иудаизм» (PDF) . Гарвардские украинские исследования . II (3): 261–281.
- ^ Голден, Питер Бенджамин (2007a). «Хазароведение: достижения и перспективы». В Голдене, Питер Б.; Бен-Шамай, Аггей; Рона-Тас, Андраш (ред.). Мир хазар: новые перспективы. Справочник востоковедения. Том. 17. БРИЛЛ. стр. 7–57. ISBN 978-90-04-16042-2.
- ^ "Государство Карлук Ябгу (756-940)" Казахстан Тарихы . цитата: "В 840 году в среднеазиатских степях произошло важное событие. Нашествие енисейских кыргызов уничтожило Уйгурский каганат, вынудив уйгуров бежать в Турфанский оазис и в Ганьсу [в оригинале статьи ошибочно указано Гуанчжоу ]. Карлук Джабгу и правитель из Исфиджаба Бильге Кул Кадир-Хан воспользовался ситуацией, провозгласил себя полновластным правителем и принял новый титул кагана».
- ^ Sychev N. V., (2008), Книга династий , p. 161-162
- ^ Памятник Кюль-Тегину. Тюркский каганат и исследования Первой чехословацко-монгольской экспедиции в Хосёо Цайдаме 1958, с. 82
Источники
[ редактировать ]- Брук, Кевин Алан (2018). Евреи Хазарии . Роуман и Литтлфилд.
- Кристиан, Дэвид (1998). История России, Средней Азии и Монголии, Том. 1: Внутренняя Евразия от предыстории до Монгольской империи . Блэквелл.
- Финдли, Картер Вон. Тюрки в мировой истории . Издательство Оксфордского университета, 2005. ISBN 0-19-517726-6 .
- Золотой, Питер. Введение в историю тюркских народов: этногенез и государственное формирование в средневековой и ранней современной Евразии и на Ближнем Востоке , Харрасовиц, 1992.
- Груссе, Рене (1970). Степная империя: История Центральной Азии . Издательство Университета Рутгерса. ISBN 978-0-8135-1304-1 .
- «Кляшторный, Сергей. «Орхонские тюрки» («Орхонские тюрки»)» . Архивировано из оригинала 8 августа 2007 года . Проверено 15 мая 2007 г. Большая советская энциклопедия 2-е изд. Советская энциклопедия, 1950–1958.
- Ли, Джу-Юп; Куанг, Шунту (18 октября 2017 г.). «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований й-ДНК применительно к ранним и средневековым тюркским народам» . Внутренняя Азия . 19 (2): 197–239. дои : 10.1163/22105018-12340089 . ISSN 2210-5018 . S2CID 165623743 .
- Синор, Денис ; Кляшторный, С.Г. (1 января 1996 г.). «Тюркская империя». В Литвинский Б.А. (ред.). История цивилизаций Центральной Азии: Перекресток цивилизаций, 250–750 гг . н.э. ЮНЕСКО . стр. 327–346. ISBN 9231032119 . Проверено 29 мая 2015 г.
- Рона-Тас, Андраш . Венгры и Европа в раннем средневековье . Издательство Центрально-Европейского университета, 1999. ISBN 963-9116-48-3 . Страница 280.
- Скафф, Джонатан Карем (2009). Никола Ди Космо (ред.). Военная культура в императорском Китае . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-03109-8 .
- Чжу, Сюэюань. Происхождение этнических групп Северного Китая . Пекин: Чжунхуа Шуцзюй, 2004. ISBN 7-101-03336-9 .
- Сюэ, Цзунчжэн. История тюрков . Пекин: Китайская пресса социальных наук, 1992. ISBN 7-5004-0432-8 .
- Дуань: Динлинг, Гаоджу и Тиле, 1988, стр. 39–41.
- Сурибадалаха, «Новые исследования происхождения монголов», с. 46–47.
- Ченг, Фанги. «Исследование идентификации Тиле и огурских племен».
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Лев Гумилев о клане Ашина (на русском языке)