Гаочан
Гаочан Обнимать | |
![]() | |
Расположение | Поселок Санбу , Турфан , Синьцзян , Китай. |
---|---|
Координаты | 42 ° 51'10 "N 89 ° 31'45" E / 42,85278 ° N 89,52917 ° E |
Тип | Урегулирование |
Примечания к сайту | |
Состояние | В руинах |
Гаочан [1] ( китайский : Гаочан ; пиньинь : Гаочан ; древнеуйгурский : Кочо ), также называемый Хочо , [2] Караходжа , Кара-ходжа , Кара-Ходжа или Караходжа (قارغوجا по- уйгурски ) — разрушенный древний город -оазис на северном краю негостеприимной пустыни Такла-Макан на территории современного городка Санбу в Синьцзяне , Китай. [3] В опубликованных отчетах это место также известно как Чочо , Хочо , Кочо или Кочо . Во времена династий Юань и Мин Гаочан назывался «Халачэчжуо» ( 哈哈拉 和 卓 ) (Кара-ходжа) и Хочжоу. Художественные изображения города были опубликованы Альбертом фон Ле Коком . В некоторых источниках Гаочан считается «китайской колонией». [4] [5] то есть он располагался в регионе, оккупированном в то время народами Западной Евразии .
Оживленный торговый центр, он был остановкой для торговцев, путешествующих по Шелковому пути . Он был разрушен во время войн в 14 веке, и руины старого дворца, а также внутри и снаружи города все еще можно увидеть сегодня. Наряду с другими объектами исторического Шелкового пути , Гаочэн был внесен в 2014 году в ЮНЕСКО Список всемирного наследия как « Шелковый путь: сеть маршрутов коридора Чанъань-Тяньшань», объект Всемирного наследия. [6]
Рядом с Гаочангом находится еще один крупный археологический объект: гробницы Астаны .
История
[ редактировать ]Культура Субеши (1100-100 гг. до н. э.)
[ редактировать ]
Одной из самых ранних культур региона была железного века культура Субеши (1100-100 гг. До н.э.). [7] Культура Субеши содержит некоторые Таримские мумии более позднего периода . Культура, вероятно, связана с государством Чеши (車師, Чу-ши, Королевство Джуши ), известным из китайских исторических источников. [8] [7] Культура Субеши документирована тремя тесно связанными кладбищами: кладбищем Субеши , кладбищем Шэнцзиньдянь , [7] и кладбище Янхай . [9]
Королевство Джуши и раннее ханьское китайское правление
[ редактировать ]Регион вокруг Турфана был описан во времена династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) как оккупированный Джуши ( Королевством Джуши ), в то время как контроль над регионом колебался между ханьскими китайцами и сюнну .

Гаочан был построен в I веке до нашей эры, это был важный участок на Шелковом пути . Он играл ключевую роль в качестве транспортного узла в Западном Китае . Позже лидеры Цзюши присягнули на верность династии Хань . Гаочан командование ( цзюнь было создано В 327 году Бывшим Ляном под руководством ханьского китайского правителя Чжан Цзюня ) . Китайцы создали военную колонию/гарнизон и разделили землю на несколько подразделений. Ханьские китайские колонисты из региона Хэси и центральных равнин также поселились в этом регионе. [10]
После падения династии Западная Цзинь Северный Китай распался на множество государств, включая центральноазиатские оазисы. [11] Гаочангом управляли Бывший Лян , Бывший Цинь и Северный Лян как часть командования. В 383 году генерал Лу Гуан из бывшего Цинь захватил контроль над регионом. [12]
В 439 году остатки Северного Ляна , [13] во главе с Цзюй Ухуэй и Цзюй Аньчжоу бежали в Гаочан, где они удерживали власть до 460 года, когда они были завоеваны Жужаньским каганатом . Другая версия этой истории гласит, что в 439 году человек по имени Ашина повел 500 семей из Ганьсу в Гаочан. В 460 г. жужане вынудили их переселиться на Алтай. Они стали кланом Ашина , образовавшим Гёктюркский каганат. [14]
В Турфанских гробницах шести династий хранились пельмени . [15] [16]
Королевство Гаочан
[ редактировать ]

С середины V до середины VII века Королевство Гаочан последовательно контролировалось кланами Кан, Чжан, Ма и Цюй.
На момент завоевания Гаочана Жужаньским каганатом насчитывалось более десяти тысяч ханьских китайских дворов. [17] Жужанский каганат, базировавшийся в Монголии, назначил ханьского китайца по имени Кан Бочжоу править королем Гаочана в 460 году, и он стал отдельным вассальным королевством каганата. [18] Кан зависел от поддержки Жужана. [19] Ичэн и Шоугуй были двумя последними королями китайской семьи Кан, правившими Гаочаном.
В это время Гаоче ( 高 車 ) восстали, чтобы бросить вызов власти Жужань в Таримской котловине . Король Гаоче Афужилуо ( 阿 伏 至 羅 ) убил короля Кана Сёги, который был племянником Кана Бочжоу. [4] [20] и назначил ханьца из Дуньхуана по имени Чжан Мэнмин (張孟明) своим вассальным королем Гаочана. [21] [22] Таким образом, Гаочан перешел под власть Гаоче.
Позже Чжан Мэнмин был убит во время восстания жителей Гаочана и заменен Ма Ру ( 馬 儒 ). В 501 году сам Ма Жу был свергнут и убит, а жители Гаочана назначили Цюй Цзя ( 麴 嘉 ) из Цзиньчэна (в Ганьсу ) своим королем, образовав Королевство Куши (麹氏王国, 501-640 гг. н.э.). Цюй Цзя был родом из района Чжун округа Цзиньчэн (金城, примерно соответствует современному Ланьчжоу , Ганьсу ). [20] Цюй Цзя сначала присягнул Жужанью на верность, но Жужаньский каган вскоре был убит Гаоче, и ему пришлось подчиниться власти Гаоче. Во время правления Цюй могущественные семьи устанавливали между собой брачные узы и доминировали в королевстве, в их число входили семьи Чжан, Фань, Инь, Ма, Ши и Синь. Позже, когда Гёктюрки стали верховной властью в регионе, династия Цюй Гаочан стала вассалами Гёктюрков. [23]
Хотя материальная цивилизация Куча к западу от него в этот период оставалась в основном индоиранской по своему характеру, в Гаочане она постепенно слилась с эстетикой Тан . [24] В 607 году правитель Гаочан Цюй Боя отдал дань династии Суй , но его попытка китаизации спровоцировала переворот, свергнувший правителя Цюй. [25] Семья Цюй была восстановлена шесть лет спустя, и преемник Цюй Вэньтай с большим энтузиазмом приветствовал танского паломника Сюаньцзана в 629 году нашей эры. [24]
Королевство Гаочан было создано из ханьских китайских мигрантов и управлялось ханьскими китайцами. [26] [27] Семья Цюй, происходящая из Ганьсу. [28] Комендантство Цзиньчэн 金城 (Ланьчжоу), район Юйчжун榆中, было домом Цюй Цзя. [29] Семья Цюй была связана брачными союзами с турками. [30] Турчанка была бабушкой короля Цюй Боя. [31] [32] В этот период в администрации Гаочана, языке, городском планировании и конфуцианском обществе настолько сильно доминировали китайские модели, что он был известен на согдийском языке как «Китайский квартал», использование которого продолжалось вплоть до персидской географии X века Худуд аль-'. Алам . [33]
Правило Тан
[ редактировать ]Однако, опасаясь экспансии Тан, Цюй Вэньтай позже заключил союз с западными турками и восстал против сюзеренитета Тан . Император Тайцзун послал армию во главе с генералом Хоу Цзюньцзи против королевства в 640 году, и Цюй Вэньтай, очевидно, умер от шока, узнав о приближающейся армии. [24] Гаочан был аннексирован китайской династией Тан и превращен в субпрефектуру Сичжоу (西州). [34] [35] и резиденция правительства Аньси (安西). [23] [24] До того, как китайцы завоевали Гаочан, это было препятствием для доступа китайцев в Тарим и Трансоксианию. [36]
Гаочан был населен ханьцами, а Шаньси (Хэдун) был первоначальным домом королевской семьи во время аннексии династии Тан. Династия Тан приняла аргументы при дворе, в которых говорилось, что, поскольку Гаочан был населен ханьцами, им необходимо его аннексировать. [37]
При династии Тан Гаочан населяли китайцы, согдийцы и тохарцы . [ нужна ссылка ]
VII или VIII веков были найдены пельмени и вонтоны В Турфане . [38]
Династия Тан сильно ослабела из-за восстания Ань Лушань , и в 755 году китайцы были вынуждены отвести своих солдат из региона. Сначала эту территорию захватили тибетцы, а затем, наконец, уйгуры. [39] [40] [41] [42] в 803 г., который назвал эту местность Кочо (Qocho).

Уйгурское королевство Кочо
[ редактировать ]После 840 г. Гаочан был оккупирован остатками Уйгурского каганата, спасавшихся от вторжения енисейских киргизов на их земли. [43] Уйгуры основали Королевство Кочо (Кара-Ходжа) в 850 году. Жители Кочо исповедовали буддизм , манихейство и христианство . Уйгуры обратились в буддизм и спонсировали строительство храмовых пещер в близлежащих пещерах Тысячи Будд Безеклик , где можно увидеть изображения уйгурских спонсоров. Буддийские уйгурские короли, называвшие себя идикутами, сохранили свой кочевой образ жизни, проживая зимой в Кочо, но переезжали в более прохладный Бишбалик недалеко от Урумчи . летом [44]
Позднее Кочо стало вассальным государством кара-киданей . Однако в 1209 году идикут Барчук предложил Чингисхану сюзеренитет . своего королевства и лично отправился к Чингисхану с крупной данью, когда его потребовали в 1211 году [45] Таким образом, уйгуры перешли на службу монголам. [46] которые позже сформировали династию Юань на территории современного Китая. Уйгуры стали бюрократами ( сэму ) Монгольской империи, и их уйгурское письмо было изменено для монгольского. Даже на юге, в Цюаньчжоу , преобладание гаочан-уйгуров в надписях Церкви Востока периода Юань свидетельствует об их важности в тамошней христианской общине. [47]
Район Гаочан был завоеван монголами Чагатайского ханства (не входившего в династию Юань ) с 1275 по 1318 год силами целых 120 000 солдат.
буддизм
[ редактировать ]Буддизм распространился в Китай из Индии вдоль северной ветви Шелкового пути преимущественно в IV и V веках, поскольку правители Лян были буддистами. [48] Вероятно, в этот период началось строительство буддийских гротов. Рядом с Гаочангом есть скопления, крупнейшими из которых являются гроты Безеклик . [49]
Правящие семьи Гаочан
[ редактировать ]
Правители семьи Кан
[ редактировать ]Имя | Пиньинь | Продолжительность правления | Названия эпох и их продолжительность | |
---|---|---|---|---|
Китайское соглашение: используйте фамилию и имя. | ||||
Кан Бочжоу | Кан Божоу | 460–477 | Не существовало | |
Кан Ичэн | Кан Ичэн | 477–478 | Не существовало | |
Кан Сёги | Один Сюгуй | 478–488? или 478–491? | Не существовало |
Правители семьи Чжан
[ редактировать ]Имя | Пиньинь | Продолжительность правления | Названия эпох и их продолжительность | |
---|---|---|---|---|
Китайское соглашение: используйте фамилию и имя. | ||||
Чжан Мэнмин | Чжан Минмин | 488?–496 или 491?–496 | Не существовало |
Правители семьи Ма
[ редактировать ]Имя | Пиньинь | Продолжительность правления | Названия эпох и их продолжительность | |
---|---|---|---|---|
Китайское соглашение: используйте фамилию и имя. | ||||
Ма Ру | Му Ру | 496–501 | Не существовало |
Правители семьи Цюй
[ редактировать ]Имя | Пиньинь | Продолжительность правления | Названия эпох и их продолжительность | |
---|---|---|---|---|
Китайское соглашение: используйте фамилию и имя. | ||||
Куйя | Цюй Цзя | 501–525 | ||
Коко | Цюй Гуан | 525–530 | Ганлу (Ганлу) 525–530 | |
Цюй Цзянь | Цюй Цзянь | 530–548 | Чжанхэ (章和 Чжанхэ) 531–548 | |
Цюй Сюаньси | Цюй Сюаньсю | 549–550 | Юнпин (永平Yengpíng) 549–550 | |
Безымянный сын Цюй Сюаньси | 551–554 | Хэпин (和平 Хэпин) 551–554 | ||
Цюй Баомао | Цюй Боомао | 555–560 | Цзяньчан (Jianchang Jiànchāng) 555–560 | |
Кодзи Гангу | Цю Цянгу | 560–601 | Яньчан (Yánchang Yánchang) 561–601 | |
Цюй Бойя | Цюй Бои [50] | 601–613 619–623 | Яньхэ (延和 Янхэ) 602–613 Чжунгуан (重光 Чжунгуанг) 620–623 | |
Безымянный узурпатор | 613–619 | Ихэ (Yihé義和) 614–619 | ||
Цюй Вэньтай | Выйти из Вэньтай | 623–640 | Яншоу (延壽 Яншоу) 624–640 | |
Цюй Чжишэн | Цюй Чжистэн | 640 | не существовало |
Галерея
[ редактировать ]- Дорога, ведущая внутрь.
- Руины.
- «Главный молитвенный зал [51] ".
- «Главное складское здание».
- Манихейская настенная живопись.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Чарльз Элиот (4 января 2016 г.). Индуизм и буддизм: исторический очерк . Электронные публикации Саи и магазин Саи. стр. 1075–. GGKEY:4TQAY7XLN48.
- ^ «Выставка виртуального искусства – Уйгуры» . depts.washington.edu . Проверено 20 декабря 2022 г.
- ^ Фэн Тао (2006). «Краткое введение в проект защиты древнего города Гаочан Вэньбо » .
- ^ Jump up to: а б Луи-Фредерик (1977). Энциклопедия азиатских цивилизаций, Том 3 . Мичиганский университет: Л. Фредерик. п. 16. ISBN 978-2-902228-00-3 . Проверено 17 мая 2011 г.
- ^ Жак Жерне (1996). История китайской цивилизации . Издательство Кембриджского университета. п. 253 . ISBN 0-521-49781-7 . Проверено 17 мая 2011 г.
- ^ «Шелковый путь: сеть маршрутов коридора Чанъань-Тяньшань» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 17 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Чжан, Кай (4 февраля 2021 г.). «Распространение и интеграция расписного гончарного искусства на Шелковом пути» . Регион – Образовательные исследования и обзоры . 3 (1): 18. дои : 10.32629/RERR.V3I1.242 . S2CID 234007445 .
В период позднего неолита и раннего бронзового века в Синьцзян были привнесены керамика, орнамент и бронзовая культура с особенностями Западной и Центральной Азии, включая культуру Цицзя (2500-1500 гг. до н.э.), культуру Сиба (около 2000-1600 гг. до н.э.). , культура Чаухугоуку (около 800-100 гг. до н.э.), культура Турфан Субэйси (1100-100 гг. до н.э.) и другие культуры.
- ^ Бек, Ульрика; Вагнер, Майк; Ли, Сяо; Дуркин-Мейстернст, Десмонд; Тарасов Павел Евгеньевич (20 октября 2014 г.). «Изобретение брюк и его вероятная связь с верховой ездой и мобильностью: тематическое исследование находок конца 2-го тысячелетия до нашей эры из Турфана в восточной части Центральной Азии» . Четвертичный интернационал . 348 : 225–226. Бибкод : 2014QuInt.348..224B . дои : 10.1016/j.quaint.2014.04.056 . ISSN 1040-6182 .
Кладбище Янхай отнесено к культуре Субэйси (Субэси) (например, Jiang et al., 2006, 2009), условно датируемой первым тысячелетием до нашей эры (Chen, 2002; Han, 2007; Xinjiang, 2011). Культура связана с государством Чеши (Чюй-ши), известным из китайских исторических источников (Синор, 1990).
- ^ Цзян, Хонген; Ли, Ченг-Сен; Цао, Хунъён; Шейдинг, Палиданму; Ченг, Е-Мин (июль 2021 г.). «Использование древесины в период от поздней бронзы до раннего железа в Турфанском бассейне в Синьцзяне, Китай, с особым упором на березу (Betulaceae)» . СЕЙДЖ Открыть . 11 (3): 215824402110469. doi : 10.1177/21582440211046950 . ISSN 2158-2440 .
- ^ Ахмад Хасан Дэни, изд. (1999). История цивилизаций Центральной Азии, Том 3 . Мотилал Банарсидасс. п. 304. ИСБН 81-208-1540-8 . Проверено 17 мая 2011 г.
- ^ Жак Жерне (1996). История китайской цивилизации . Издательство Кембриджского университета. п. 186 . ISBN 0-521-49781-7 . Проверено 17 мая 2011 г.
- ^ Общество изучения китайских религий (США), Университет Индианы, Блумингтон. Центр восточноазиатских исследований (2002). Журнал китайских религий, выпуски 30-31 . Калифорнийский университет: Общество изучения китайских религий. п. 24 . Проверено 17 мая 2011 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Сьюзан Уитфилд ; Британская библиотека (2004). Шелковый путь: торговля, путешествия, война и вера . Serindia Publications, Inc., стр. 309–. ISBN 978-1-932476-13-2 .
- ↑ Кристиан, История России, Центральной Азии и Монголии, стр. 449, со ссылкой на «Суйские летописи» и Баумер, История Центральной Азии, том 2, стр. 174.
- ^ «Археологи обнаружили древние пельмени в Китае» . 16 февраля 2016 г.
- ^ «НУМ! Археологи обнаружили, что люди в Синьцзяне перекусывали пельменями 1700 лет назад» . 15 февраля 2016 г.
- ^ Ахмад Хасан Дэни, изд. (1999). История цивилизаций Центральной Азии, Том 3 . Мотилал Банарсидасс. п. 305. ИСБН 81-208-1540-8 . Проверено 17 мая 2011 г.
- ^ Тацуро Ямамото, изд. (1984). Материалы Тридцать первого Международного конгресса гуманитарных наук в Азии и Северной Африке, Токио-Киото, 31 августа — 7 сентября 1983 г., Том 2 . Университет Индианы: Тохо Гаккай. п. 997 . Проверено 17 мая 2011 г.
- ^ Альберт Э. Дьен; Джеффри К. Ригель; Нэнси Томпсон Прайс (1985). Альберт Э. Дьен; Джеффри К. Ригель; Нэнси Томпсон Прайс (ред.). Китайские археологические рефераты: пост Хань . Том. 4 китайских археологических рефератов. Мичиганский университет: Институт археологии Калифорнийского университета, Лос-Анджелес. п. 1567. ISBN 0-917956-54-0 . Проверено 17 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б РОЙ ЭНДРЮ МИЛЛЕР, изд. (1959). Отчеты западных народов в истории династии Северная Чжоу . Беркли и Лос-Анджелес: УНИВЕРСИТЕТ КАЛИФОРНИИ ПРЕСС. п. 5 . Проверено 17 мая 2011 г. Институт исследований Восточной Азии Институт международных исследований Калифорнийского университета ПЕРЕВОДЫ КИТАЙСКИХ ДИНАСТИЧЕСКИХ ИСТОРИЙ № 6
- ^ Ахмад Хасан Дэни, изд. (1999). История цивилизаций Центральной Азии, Том 3 . Мотилал Банарсидасс. п. 306. ИСБН 81-208-1540-8 . Проверено 17 мая 2011 г.
- ^ Тойо Бунько (Япония). Кенкюбу (1974). Мемуары научно-исследовательского отдела Тойо Бунко (Восточной библиотеки), тома 32-34 . Мичиганский университет: Тойо Бунко. п. 107 . Проверено 17 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Чанг Куан-та (1996). Борис Анатольевич Литвинский; Чжан, Гуанда; Р. Шабани Самхабади (ред.). Перекресток цивилизаций: 250–750 годы нашей эры . ЮНЕСКО. п. 306. ИСБН 92-3-103211-9 . Проверено 17 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Рене Груссе (1991). Степная империя: История Центральной Азии . Издательство Университета Рутгерса. стр. 98–99 . ISBN 0813513049 .
- ^ Жак Жерне (1996). История китайской цивилизации . Издательство Кембриджского университета. п. 253 . ISBN 0-521-49781-7 . Проверено 6 июня 2012 г.
- ^ Байдж Натх Пури (1987). Буддизм в Средней Азии . Мотилал Банарсидасс. стр. 78–. ISBN 978-81-208-0372-5 .
- ^ Чарльз Элиот; Сэр Чарльз Элиот (1998). Индуизм и буддизм: исторический очерк . Психология Пресс. стр. 206–. ISBN 978-0-7007-0679-2 .
- ^ Марк С. Абрамсон (31 декабря 2011 г.). Этническая идентичность в Танском Китае . Издательство Пенсильванского университета. стр. 119–. ISBN 978-0-8122-0101-7 .
- ^ Рой Эндрю Миллер (1959). Отчеты западных народов в истории династии Северная Чжоу [Чжоу Шу 50. 10b-17b]: перевод и аннотации Роя Эндрю Миллера . Издательство Калифорнийского университета. стр. 5–. GGKEY:SXHP29BAXQY.
- ^ Валери Хансен (11 октября 2012 г.). Шелковый путь . ОУП США. стр. 262–. ISBN 978-0-19-515931-8 .
- ^ Джонатан Карам Скафф (1998). На стыке степи и города: отношения Танского Китая с кочевниками Внутренней Азии (640-756) . Мичиганский университет. п. 57. ИСБН 9780599084643 .
- ^ Большая Азия . Институт истории и филологии Академии Синица. 1998. с. 87.
- ^ Хансен, Валери (2005). «Влияние торговли Шелкового пути на местное сообщество: Турфанский оазис, 500–800». Les Sogdiens en China . 17 : 283–310.
- ^ Э. Бретшнейдер (1876). Сообщения о средневековой географии и истории Центральной и Западной Азии . Трюбнер и компания. стр. 122–.
- ^ Журнал Северо-Китайского отделения Королевского азиатского общества . Филиал. 1876. стр. 196–.
- ^ Жак Жерне (1996). История китайской цивилизации . Издательство Кембриджского университета. п. 238 . ISBN 0-521-49781-7 . Проверено 17 мая 2011 г.
- ^ Абрамсон, Марк С. (2011). Этническая идентичность в Танском Китае . Встречи с Азией. Издательство Пенсильванского университета. п. 119. ИСБН 978-0812201017 .
- ^ Хансен 2012 , стр. 11.
- ^ Мэтью Капштейн; Брэндон Дотсон (20 июля 2007 г.). Вклад в историю культуры раннего Тибета . Брилл. стр. 91–. ISBN 978-90-474-2119-1 .
- ^ Чен (2014) .
- ^ Восемнадцать лекций о Дуньхуане . Брилл. 7 июня 2013 г. стр. 201–. ISBN 978-90-04-25233-2 .
- ^ Виктор Цунруй Сюн (4 декабря 2008 г.). Исторический словарь средневекового Китая . Пугало Пресс. стр. 175–. ISBN 978-0-8108-6258-6 .
- ^ Сьюзан Уитфилд; Британская библиотека (2004). Шелковый путь: торговля, путешествия, война и вера (иллюстрированное ред.). Serindia Publications, Inc. с. 309. ИСБН 1-932476-13-Х . Проверено 17 мая 2011 г.
- ^ Святополк Соучек (2000). «Глава 4 - Уйгурское королевство Кочо». История Внутренней Азии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-65704-0 .
- ^ Биран, Михал. (2005). Империя Кара-Китая в евразийской истории: между Китаем и исламским миром . Издательство Кембриджского университета. п. 75. ИСБН 0-521-84226-3 .
- ^ Святополк Соучек (2000). «Глава 7 - Монголы-завоеватели». История Внутренней Азии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-65704-0 .
- ^ Камни Зейтона говорят. Архивировано 24 октября 2013 г. в Wayback Machine , Информационный бюллетень China Heritage , № 5, март 2006 г.
- ^ Храмовый памятник Бэйлян Цекю в Аньчжоу. Архивировано 20 августа 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ «Шелковый путь» . ess.uci.edu. Архивировано из оригинала 15 марта 2016 года . Проверено 21 сентября 2007 г.
- ^ Виктор Цунруй Сюн (1 февраля 2012 г.). Император Ян династии Суй: его жизнь, времена и наследие . СУНИ Пресс. стр. 206–. ISBN 978-0-7914-8268-1 .
- ^ «Буддийский канал | Путешествия» .
Источники
[ редактировать ]- Отчет об археологических работах в Идикучари и прилегающих районах зимой 1902-1903 гг.: т.1.
- Чэнь Хуайюй (2014), «Религия и общество на Шелковом пути: письменные свидетельства из Турфана» , Раннесредневековый Китай: справочник , Нью-Йорк: Columbia University Press, стр. 176–194, ISBN 978-0-231-15987-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- По древним шелковым путям: искусство Центральной Азии из государственных музеев Западного Берлина , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), содержащий материалы из Гаочана.
- Интернет-версия первых работ Альберта Грюнведеля в этой области.
- Интернет-версия дальнейшей работы Грюнведеля в этой области.
- Онлайн-версия работы Ле Кока о памятниках Гаочана.