Восстание Алтишахр Ходжей
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на китайском языке . (Октябрь 2015 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Восстание Алтишахр Ходжей | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Повстанцы Ходжи и цинские солдаты сражаются в битве при Есиль-коль-норе у озера Яшилькуль , 1759 год. Картина Жана-Дамасцена Саллюсти в 1764 году. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Поиски Альтишара |
Династия Цин Бадахшан | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Ходжа Джихан [ 1 ] Бурхан уд- [ 1 ] Абдул Карим Абд уль-Халик Ха Сан любит тебя Осман Салат махус |
Император Цяньлун Чжаохуэй ( Маньчжурия ) Yarhašan (Манчу) Эмин Ходжа ( Уйгур ) Юсуф (Кумул) (Уйгур) Namjal ( Mongol ) Ши Сантай ( Хан ) Фудэ (маньчжурский) Аригун (маньчжурский) Минжуй (Маньчжурия) | ||||||
Сила | |||||||
Ходжижан >10 000 Буранидун >5,000 [ 2 ] |
в. 200 000 на более поздних стадиях ( Халха-монголы , джунгары , Восьмизнаменная армия , Зеленая штандартная армия , Монгольская восьмизнаменная , Хуэйский батальон ( 回營 ; уйгуры), Чахарское знамя , солонцы , кыргызы ) | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Неизвестный | Неизвестный |
Восстание Алтишахр Ходжей ( китайский : 大小和卓之亂 было восстанием против Цин в Китае династии ) . Повстанцев возглавил Ходжа-и Джахан (также известный как Ходжижан, Ходжижан; прозвище: «Младший Ходжа» 小和卓), лидер суфиев горы Белой В документах эпохи Цин это событие упоминается как «Умиротворение мусульманских регионов» ( 平定回部 ; Píngdìng Huíbù ). Ходжижан и его брат -Дин » 大和卓) оба носили мусульманский титул Ходжа .
После цинского завоевания Джунгарии в конце Джунгаро-Цинских войн в 1755 году братья Ходжа были освобождены из джунгарского плена, после чего они начали вербовать последователей в западных регионах вокруг Алтишахра . Вскоре после этого хойт - ойратский принц Амурсана восстал против Цин, и братья Ходжа использовали эту возможность, чтобы захватить контроль над юго-западной частью Синьцзяна .
В 1757 году Ходжижан убил цинского вице-генерала Аминдао ( 阿敏道 ). Цяньлун принял ответные меры в следующем году, отправив войска в такие места, как округ Кука , Яркант (современный округ Яркант ) и Хотан ( Хэтян ), чтобы атаковать братьев Ходжа. В 1759 году повстанческая армия бежала на запад через горы Памира в Бадахшан (ныне часть северо-восточного Афганистана ), где она была захвачена и уничтожена правящим султан-шахом, в результате чего восстание утихло.
После подавления восстания Цин завершил реинтеграцию своей территории в одной из Десяти великих кампаний Цяньлуна . В конце конфликта территория к югу от Тянь-Шаня была возвращена под контроль Цин, а это означало, что Цин теперь контролировал весь Синьцзян.
После назначения Великого министерского атташе Алтишахра в Синьцзяне в течение следующих 60 лет сохранялась мирная обстановка.
Фон
[ редактировать ]Ходжа Белой Горы и клан Чжо
[ редактировать ]Предком братьев Ходжа был Ахмад Касани (1461–1542), также известный как Махдум-и’Азам, «Великий Мастер» среднеазиатской Накшбанди суфийской секты . Касани утверждал, что является потомком Мухаммеда через его дочь, чьи потомки были известны как ходжи ( 和卓 ). Семья, в свою очередь, разделилась на ходжей Каратаглык («Черная гора») и ходжей Актаглык («Белая гора») [ 3 ] (ранее известные как Ишакия Ходжи и Афакийа Ходжи соответственно). [ 4 ] Вместе они были известны как Алтишахр («Таримский бассейн») Ходжи .
В середине правления династии Мин (1368-1644) ходжа Черной горы получил одобрение правящего Яркендского ханства на территории Алтишахра или Таримской котловины к югу от хребта Тянь-Шаня в западных областях обращение в ислам . В середине 17 века вождь ходжи Белой горы Мухаммед Юсеф Ходжа (ум. 1653) прибыл из Средней Азии в Кашгар на прослейце, но был изгнан Яркендским ханством и ходжами Черной горы. Сын Юсефа Ходжи Афак Ходжа сбежал в Хэчжоу ( 河州 ; современный город Линься ) в китайской провинции Ганьсу. Оттуда он отправился в Тибет, чтобы заручиться поддержкой 5-го Далай-ламы и джунгарских монголов под предводительством Галдана Бошугту-хана . [ 5 ]
В 1680 году, во время правления императора Цин Канси , джунгары под предводительством Галдана Бошугту-хана с помощью Афак-ходжи вторглись в Яркенд и свергли правящего хана Исмаил-хана . Затем Галден назначил Абд ар-Рашид-хана II ханом Яркенда. Афак Ходжа вскоре после этого бежал из Яркенда из-за разногласий с новым правителем. Два года спустя, в 1682 году, в Яркенде вспыхнули беспорядки, в результате которых Абд ар-Рашид-хан II бежал в Или . Его младший брат Мухаммад Амин затем стал ханом. [ 6 ]
Беспорядки около 1682 г. [ 7 ] привело к свержению Мухаммада Амин-хана последователями Афак-ходжи, сын которого Яхья-ходжа стал правителем Яркенда и Кашгара. [ 6 ]
Два года спустя Афак Ходжа умер, и Кашгарский регион погрузился в гражданскую войну с участием Яркендского ханства, Ходжи Белой Горы, кыргызов и местных нищих .
После того, как Цеванг Рабтан стал лидером Джунгарского ханства в 1697 году, он заключил потомков Алтишахр-ходжей в тюрьму на территории ныне известной как Или-Казахская автономная префектура. Когда Галдан Церен пришел к власти в 1727 году, он возложил на ходжу Черной горы Даниэля ( персидский : خواجہ دانیاڵ ; упрощенный китайский : 达涅尔 ; традиционный китайский : 達涅爾 ; пиньинь : Dániè'ěr ) ответственность за политические и экономические дела Яркенд и Кашгар. внук Афака Ходжи Махмуд ( 玛罕木特 В то же время в плену умер ). Второй внук Афака Буранидун Ходжа», был заключен в тюрьму к востоку от Или в Элинхабиэрга , « Старший (ныне диалектный город Илианхабиэргайшан ) под опекой местного администратора джунгарского племени или Зайсанга ( 宰桑 ), Абагаси ( 阿).巴噶斯 ) и его брат Хадан ( 哈丹 ).
Давачи и Амурсана расстались
[ редактировать ]После смерти Галдана Церена в 1745 году Джунгарское ханство погрузилось в междоусобную войну. В конце концов, ханом стал Давачи , который был внуком Хонг Тайджи Цеванг Рабтана двоюродного брата Церинга Дхондупа ( голландского короля ). Его соратник, тайша или князь хойтского джунгарского племени Амурсана был щедро вознагражден за свою верность. [ 8 ]
Однако в 1754 году Давачи и Амурсана поссорились, и последний перешел на сторону Цин, взяв с собой 5 000 солдат и 20 000 женщин и детей. [ 8 ] Затем он потребовал разрешения поехать в Пекин и обратиться за помощью к императору в победе над Давачи и возвращении Или и соседнего Кашгара . Убедительная манера Амурсаны, амбиции и любовь Цяньлуна к военной славе привели к тому, что в конце концов он согласился: [ 9 ] добавление княжества первой степени ( 雙親王 ; 双亲王 ), которое давало Амурсане право на двойные стипендии и привилегии в качестве бонуса. [ 8 ]
Капитуляция джунгар
[ редактировать ]В первый лунный месяц 1755 года два отряда цинской армии, каждый из которых состоял из 25 000 человек, имели двухмесячный запас продовольствия на человека. [ 10 ] вошли в Джунгарию с двух разных направлений, чтобы уничтожить армию Давачи и вернуть себе территорию. В состав Армии Северного пути под командованием Пан Ди входили вице-генерал по умиротворению границы левого крыла Амурсана , амбань Себутангбалежуэр и командующий Мукденом Алантай а вице-генерал по умиротворению границы Правое крыло Салар 薩喇勒 и министр внутренних дел ( 內大臣 ) Эронгъань ( 鄂容安 ) сформировали Армию Западного пути вместе с Западным умиротворяющим генералом ( 定西將軍 ; Dìngxī jiāngjūn ) Юн Чангом в команда. Две армии соединились в Болуотале ( 博羅塔拉 ; ныне Бортала-Монгольская автономная префектура ). Во время последующего марша Абагаси и Хадан, среди других, сдались силам Цин.
8 апреля 1755 года Буранидун сдался армии Западного пути Салара, заявив: «Во времена Галдана Церена мой отец был заключен в тюрьму, и до сих пор я не был освобожден. Я приведу около 30 своих домашних, чтобы они сдались императору и стали его слуги" [А] [ 11 ] Вскоре после этого Младший Ходжа Ходжижан сдался Бан Ди вместе с Хаданом. [ 12 ]
В мае силы Цин вошли в уезд Хоочэн в Или . Пан Ди планировал отправить Буранидуна в Пекин для представления императору, а Ходжиджана оставить в Или под опекой кочевника-мусульманина Таранчи .
Мы умоляем [Б] Ходжи ( 霍集斯 ; Huò jísī ) получили приказ от Бан Ди установить сторожевые посты на горных перевалах, ведущих в Таримскую впадину. Когда поступил новый приказ о подготовке к войне, войска Ходжи спрятались в лесу, а его младшего брата отправили отвезти вино и лошадей в Давачи, который, когда он прибыл, был схвачен вместе со своими людьми и его сыном Лобджой. Затем Ходжи и 200 его людей под охраной препроводили заключенных в казармы Цин. [ 13 ] Захват Давачи фактически ознаменовал конец Джунгарского ханства.
В это же время кашгарский Ходжа Юсуф Черной горы (второй сын Данияла) двинулся на север. Аксу Абд-Квабу из Хаким Бег (старший брат ходжи) предложил Бан Ди, чтобы цинская армия послала вместе с ними эмиссара во время перевозки братьев Ходжи в Кашгар. Абодугуабо далее объявил о своем назначении правителем региона по указанию Цяньлуна. [ 14 ] В результате Пан Ди отправил императорского телохранителя Туолунтая ( 托倫泰 ) и ходжи в качестве охранного эскорта в путешествие на юг, в Кашгар и Яркенд. Ходжижан должен был остаться в Или, чтобы руководить кланом Ходжи. Войска соберутся в округе Уктурпан, чтобы разгромить северного ходжу Черной горы, а затем направятся на юг. Оказавшись в Кашгаре, Хаким-бек принял капитуляцию города. Хотя лидер ходжи Черной горы Синьцзяна Джихан Ходжа ( 和卓加罕 ), также известный как Якуб, и старший брат Юсуфа, яростно защищал Кашгар, пока не был наконец убит. [ 15 ]
Восстание Амурсаны
[ редактировать ]Поскольку Давачи направлялся в Пекин в качестве пленника, Амурсана теперь увидел возможность утвердиться в качестве нового Джунгарского хана с контролем над четырьмя ойратскими племенами Джунгарии. У Цяньлуна были другие идеи. Император знал, что Амурсана давно нацелился на Джунгарию, но «не смел сделать ничего опрометчивого». [С] [ 16 ] В результате, еще до начала военной экспедиции в Или, опасаясь возникновения новой монгольской империи, Цялун объявил, что четыре ойратских клана Джунгарии будут переселены на свою территорию, каждый со своим собственным ханом, назначенным непосредственно Пекином. Амурсана отверг предложение стать ханом над хойтами и велел Бан Ди сообщить императору, что он хочет контролировать всех ойратов. Амурсана получил приказ вернуться в Пекин, но, чувствуя, что, если он покинет Или, он, возможно, никогда не сможет вернуться, 24 сентября 1755 года он сбежал от своего эскорта по пути на императорский курорт Цин в Чэндэ. [ 8 ] и вернулся в Тарбагатай (ныне Таченг в Синьцзяне, Китай), в 400 километрах (250 миль) к востоку от Урумчи. Затем Илийский зайсанг , или вождь, и его ламы захватили город. В хаосе Ходжижан возглавил отряд уйгуров и бежал из бассейна реки Или. Другие ходжи Белой горы, заключенные в тюрьму в Джугарии, в том числе Хусейн ( китайский : 額色尹 ; пиньинь : Ésèyn ) (дядя Ходжиджана) и Мухаммад ( китайский : 禡木特 ), не пожелали следовать за Ходжиджаном и вместо этого бежали в Коканд и другие места. [ 17 ] В конце года Амурсана отправил посла сообщить Буранидуну о падении Или. Монгольские воины Туолунтай ( монгольский король ) и Тегуси ( английский король ; старший брат Салара) попали в плен к Буранидуну. [ 18 ]
В марте 1756 года генерал «Западного умиротворения» Селенг Селенг прибыл с армией Западного пути, чтобы отбить Или. Амурсана бежал в Казахское ханство , поскольку все снова повернулось против него. Ходжижан и Буранидун объединили местное население в мае, тогда Младший Ходжа убил посланника Амурсана. Туолунтай перешел на сторону повстанцев и был отправлен проверить численность цинского гарнизона в Или. [ 19 ]
Ход событий
[ редактировать ]Ходжижан стремился к независимости от режима Цин и сказал лидерам местных кланов: «Я только что сбежал из рабства джунгар; теперь кажется, что я должен сдаться Цин и платить дань. Хотя это уступает управлению регионом, обработке земли и защита городов — это достаточное сопротивление». [Д] Буранидун не хотел вступать в бой с армией Цин: «Однажды мы были унижены Джунгарией; без помощи цинских вооруженных сил, как мы могли бы вернуться на нашу родину? Мы не должны отворачиваться от доброты и сражаться с Цин». [И] [ 20 ]
Посланник, посланный Ходжиджаном, затем убил потомка Чагатай-хана и бывшего Яркенда вождя Йике Ходжу (伊克和卓 ), и Ходжижан принял титул Батур-хана ( 巴圖爾汗 ) в честь основателя Джунгарского ханства Эрдени Батура . Буранидун советовал не переезжать: «Мой младший брат — третье поколение нашей семьи, которое было заключено в тюрьму джунгарами. Благодаря доброте цинского императора он был освобожден и получил дальнейшую глубокую милость, чтобы быть назначенным главой мусульманского региона. . Тебе придется встретиться с Цин в одиночку, и я не буду подчиняться тебе». [Ф] [ 21 ] Ходжижан настаивал на своей точке зрения, и между ними возникли разногласия. [ 22 ]
Картины
[ редактировать ]-
Войска Ходжи в битве при Есиль-коль-норе (1759 г.). Картина Жана-Дамаскана Саллюсти .
-
Чжао Хуэй не смог взять Яркенд , двинулся на восток, но был вынужден отступить повстанцами, осадившими его у Черной реки. В 1759 году Чжао Хуэй узнал о скором прибытии войск помощи, штурмовал повстанческий город и положил конец восстанию. Джузеппе Кастильоне .
-
Битва при Курмане, 1759 год. Генерал Фу Дэ, направлявшийся для снятия осады Хоргоса, был внезапно атакован вражескими силами из 5000 мусульманских кавалеристов, и Фу Дэ с менее чем 600 людьми победил мусульман. Жан-Дамаскин Саллюсти.
-
Битва при Тонгузлуке, 1758 год. Генерал Чжао Хуэй пытается взять Яркенд, но терпит поражение. Джузеппе Кастильоне.
-
Битва при Кос-Кулаке, 1759 год. Китайский генерал Мин Жуй разбивает армию ходжи в Кос-Кулаке (к северу от Кара-Куля, Таджикистан). Джузеппе Кастильоне.
-
Цин победил ходжу при Аркуле после того, как они отступили после битвы при Кос-Кулаке, 1759 год. Автор: Жан Дени Аттире .
-
Китайская армия разбивает братьев Ходжа (Бурхан ад-Дин и Ходжа-и Джахан) в Есиль-Кол-Норе (современный Яшиль-Куль, Таджикистан), 1759 год. Автор Жан-Дамаскин Саллюсти.
-
Хан Бадахсана просит сдаться, 1759 год. Автор Жан-Дамаскин Саллюсти.
-
Заключенных представляют у ворот дворца Умэнь. Императору также преподносят голову Ходжа Хо Джижана. Жан-Дени Аттире.
-
Император в Подмосковье лично получает известие об офицерах и солдатах, отличившихся в походе против мусульманских племен. Жан-Дамаскин Саллюсти.
-
Победный банкет, устроенный императором выдающимся офицерам и солдатам восстания Хуэйбу (1758–1759). Джузеппе Кастильоне.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Оригинал на китайском: «Мой отец взял нас в заложники и до сих пор не освободил. Мы готовы привести более 30 наших подчиненных семей сдаться великому императору и стать нашими слугами».
- ^ Во времена династии Цин правительство назначило бека эффективным правителем каждого города в мусульманских районах ( Хуэйбу ; 回部 ) Синьцзяна.
- ^ Оригинальный китайский: «Я не смею поступать опрометчиво»
- ^ Оригинал на китайском языке: «Меня только что освободили от службы в качестве слуги Эрута (Зунггара). Если я сдамся сейчас, я заплачу дань. Лучше вырасти на одной стороне и возделывать землю, чтобы защитить город, который является достаточно для обороны».
- ^ Оригинальный китайский: «В прошлом я был унижен Эрутом. Как я могу вернуться на свою родину без силы большой страны (Цин)? Я не могу отрицать свою доброту, и даже с силой армии я никогда не буду способен сопротивляться».
- ^ Оригинал на китайском языке: «Мои братья были заключены в тюрьму джунгарами с третьего поколения моего деда. Он был освобожден Тяньэнем и до сих пор является вождем племени Хуэй. Он пользуется большой благосклонностью. Если у вас есть сила предать Поднебесная и пусть ты делаешь что хочешь, я тебе не подчиняюсь».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Тору Сагучи «Потомки рода Кашгар-Ходжа» (на японском языке).
- ^ «Исследование социальной истории Синьцзяна XVIII-XIX веков, страница 76» (на китайском языке)
- ^ Арабинда Ачарья; Рохан Гунаратна; Ван Пэнсинь (2010). Этническая идентичность и национальный конфликт в Китае . Пэлгрейв Макмиллан. п. 24. ISBN 978-0-230-10787-8 .
- ^ Ицхак Вейсманн (25 июня 2007 г.). Накшбандия: православие и активизм в мировой суфийской традиции . Рутледж. п. 82. ИСБН 978-1-134-35305-7 .
- ^ Йохан Эльверског (6 июня 2011 г.). Буддизм и ислам на Шелковом пути . Издательство Пенсильванского университета. п. 224. ИСБН 978-0-8122-0531-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Ахмад Хасан Дани; Вадим Михайлович Массон; ЮНЕСКО (2003). История цивилизаций Центральной Азии: Развитие в контрасте: с XVI до середины XIX века . ЮНЕСКО. ISBN 978-92-3-103876-1 .
- ^ Лю и Вэй 1998 , с. 215.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хаммель 1943 , с. 10.
- ^ Аликузай 2013 , с. 302.
- ^ Пердью 2009 , с. 272.
- ^ «Сборник Свиток 10». « Стратегия Джунгарии ». 1772 год.
- ^ Лю и Вэй 1998 , с. 242.
- ^ Дэни и Массон 2003 , с. 201.
- ^ «Анналы Ходжи» на китайском языке [ Анналы Ходжи – китайский перевод ] стр. 113.
- ^ «Анналы Ходжи» на китайском языке [ Анналы Ходжи – китайский перевод ] стр. 121.
- ^ «Записи императора Гаозуна» [ Гаоцзун (Цяньлун) Истинная запись ] (на китайском языке, том 489).
- ^ «Биография Есейина». «Жизнеописание князей монгольского племени хуэй Внешних владений» [ Жизнеописания мусульманской знати за пределами Монголии ] (на китайском языке, т. 117).
- ^ Чжуньгээр Ци (1772 г.) «Сборник, свиток 29; Цяньлун, 21-й год, шестой месяц». «Стратегия мира в Джунгарии» [ План умиротворения Джунгарии ] (на китайском языке).
- ^ Чжуньгээр Ци (1772 г.). «Сборник 29; 21-й год Цяньлуна, девятый месяц (Сборник 29; 21-й год Цяньлуна, девятый месяц)». «Стратегия мира в Джунгарии» [ План умиротворения Джунгарии ] (на китайском языке).
- ^ Чжуньгээр Ци (1772 г.) «Сборник 58». «Стратегия мира в Джунгарии» [ План умиротворения Джунгарии ] (на китайском языке).
- ^ Чжуньгээр Ци (1772 г.) «Сборник 33». «Стратегия мира в Джунгарии» [ План умиротворения Джунгарии ] (на китайском языке).
- ^ «Исследование социальной истории Синьцзяна XVIII и XIX веков» [ Исследование социальной истории Синьцзяна в 18-19 веках ] (на китайском языке). стр. 40, 43.
Библиография
[ редактировать ]- Аликузай, Хамид Вахед (2013). Краткая история Афганистана в 25 томах . Том. 14. Траффорд Паблишинг. ISBN 978-1-4907-1441-7 .
- Дэни, Ахмад Хасан; Массон, Вадим Михайлович (2003). История цивилизаций Центральной Азии: Развитие в контрасте: с XVI до середины XIX века . ЮНЕСКО. ISBN 978-92-3-103876-1 .
- Хаммел, Артур В. старший , изд. (1943). . Выдающиеся китайцы периода Цин . Типография правительства США .
- Пердью, Питер С. (2009). Китай марширует на запад: Цинское завоевание Центральной Евразии . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-04202-5 .
- Лю, Чжэнъинь; Вэй, Лянтао (1998). «Исследование семьи Хэчжуо в западных регионах» [ Исследовательская статья о клане Ходжа в западных регионах China Social Sciences Publishing). ] (на китайском языке, ISBN 978-7500423782 .