Jump to content

Восстание Белого Лотоса

Восстание Белого Лотоса ( китайский : 楚白蓮 起義 ; пиньинь : Chuān chŭ bái lián jiào qǐ yì , 1794–1804) — восстание, инициированное последователями движения Белого Лотоса во времена династии Цин в Китае. Вдохновленное буддистами- милленаристами , обещавшими немедленное возвращение Будды, оно вспыхнуло из социального и экономического недовольства в обедневших провинциях Хубэй , Шэньси и Сычуань (включая современные Сычуань и Чунцин). Восстание началось в 1794 году, когда большие группы повстанцев, заявивших о своей принадлежности к Белому Лотосу, поднялись в горном районе, отделявшем провинцию Сычуань от Хубэй и Шэньси . провинций [1] Меньший предшественник главного восстания вспыхнул в 1774 году под руководством эксперта по боевым искусствам и лечению травами Ван Луня в провинции Шаньдун на севере Китая.

Хотя восстание было окончательно подавлено правительством Цин после восьми лет боев, оно ознаменовало резкое снижение силы и процветания династии Цин. Правительству пришлось полагаться на большее количество ханьских китайцев рекрутов ( «Зеленый стандарт» было недостаточно ), поскольку маньчжуров . Восстание закончилось гибелью около 100 000 повстанцев. [2] [3]

Общество Белого Лотоса [ править ]

Восстание Белого Лотоса было инициировано как протест против налогов, возглавляемый Обществом Белого Лотоса , тайным религиозным обществом . Традиционно считается, что Общество Белого Лотоса впервые появилось во времена династии Цзинь, основанной Хуэйюанем на горе Лу в провинции Цзюцзян . Восстание красных повязок , произошедшее в 1352 году, возглавила группа Белого Лотоса. К 1387 году, после более чем 30-летней войны, их лидер Чжу Юаньчжан завоевал Северо-Китайскую равнину и оккупировал столицу Юань Ханбалык (современный Пекин ). Достигнув Мандата Неба и статуса Императора, Чжу Юаньчжан назвал период своего правления «Хунву» (поэтому он был известен как Император Хунву) и основал новую династию – династию Мин . Позже группа возродилась в конце 18 века в форме вдохновенного китайского движения. [4]

Хотя имперские бюрократы считали, что многие движения и восстания возглавлялись лидерами Общества Белого Лотоса, есть основания сомневаться в том, что Общество Белого Лотоса имело какое-либо организационное единство. Баренд Йоаннес Тер Хаар утверждал, что термин «Белый лотос» использовался в первую очередь имперскими бюрократами Мин и Цин для пренебрежительного объяснения широкого спектра несвязанных друг с другом милленаристских традиций, повстанческих движений и популярных религиозных практик. [5] По словам Тер Хаара, очевидно, что повстанцы «Белого лотоса», участвовавшие в восстаниях, произошедших между 1796 и 1804 годами, не использовали добровольно термин «Белый лотос» для обозначения себя или своего движения. [6] Этот термин использовался милленаристскими повстанцами только под сильным давлением во время правительственных допросов. И только когда исторические источники оглядываются назад на эти события, они начали суммировать различные аспекты этих восстаний как «восстание Белого Лотоса». [7]

История [ править ]

Восстание Ван Луня [ править ]

В 1774 году один из экземпляров производной секты Белого Лотоса, Восемь Триграмм, возник в форме подземных медитативных учений и практик в провинции Шаньдун , недалеко от Пекина ( Чжили ) недалеко от города Линьцин . [8] Лидер, травник и мастер боевых искусств Ван Лунь , возглавил восстание, которое захватило три небольших города и осадило более крупный город Линьцин, стратегическое место на транспортном маршруте Большого канала с севера на юг.

Ван Лунь, вероятно, потерпел неудачу, потому что он не предпринял никаких попыток заручиться широкой общественной поддержкой. Он не раздавал захваченное богатство или запасы продовольствия и не обещал уменьшить налоговое бремя. Не имея возможности создать базу поддержки, он был вынужден быстро бежать из всех трех городов, на которые он напал, чтобы уклониться от правительственных войск. Хотя он проходил через территорию, населенную почти миллионом крестьян, его армия никогда не превышала 4000 солдат, многие из которых были вынуждены служить.

Восстание Белого Лотоса [ править ]

В 1794 году аналогичное движение возникло в горном районе, отделявшем провинцию Сычуань от провинций Хубэй и Шэньси в центральном Китае, первоначально в качестве протеста против налогов. Белый Лотос привел обедневших поселенцев к восстанию, обещая личное спасение в обмен на их лояльность. Начавшееся с налоговых протестов, последующее восстание получило растущую поддержку и сочувствие со стороны многих простых людей. Они росли в количестве и силе и в конечном итоге стали вызывать серьезную озабоченность у правительства.

Подавление [ править ]

Император Цяньлун (годы правления 1735–1796) послал Хелина (和琳, брата Хэшэня ) и Фукангана подавить восстание. Удивительно, но плохо организованным повстанцам удалось победить неадекватные и неэффективные имперские силы Цин. После того, как оба погибли в бою в 1796 году, правительство Цин послало новых чиновников, но ни один из них не добился успеха. Только после 1800 года правительство Цин приняло новую тактику, создав местные ополчения ( туан ), чтобы помочь окружить и уничтожить Белый Лотос. [9] Император Цяньлун приказал, чтобы армии Восьми Знамени , независимо от того, имели ли они маньчжурские или ханьские знамена, не использовались для подавления внутренних восстаний, поэтому Цин в основном полагался на ханьскую китайскую зеленую стандартную армию и ханьские ополчения для подавления восстаний, таких как Белый Лотос. [10]

Цинским командирам, посланным для подавления восстания, было трудно подавить Белый Лотос. Отряды «Белого Лотоса» в основном использовали партизанскую тактику, а после расформирования стали практически неотличимы от местного населения. Как жаловался один чиновник Цин: [9]

Все повстанцы — наши собственные подданные. Они не похожи на какое-то внешнее племя... которое можно разграничить территориальной границей и идентифицировать по отличительной одежде и языку... Когда они собираются и выступают против правительства, они являются мятежниками; когда они расходятся и уходят, они снова становятся гражданскими лицами.

Без явного врага, с которым можно было бы бороться, жестокость по отношению к гражданскому населению стала более распространенной. Из-за своей жестокости войска Цин вскоре получили прозвище «Общество Красного Лотоса». [9]

Последовала систематическая программа умиротворения: население было расселено в сотнях деревень, окруженных частоколами, и организовано в ополчения. На своем последнем этапе политика подавления Цин сочетала преследование и истребление повстанческих партизанских банд с программой амнистии дезертирам. В 1805 году имперские власти подавили восстание Белого Лотоса, приняв сочетание военной и социальной политики. Около 7000 солдат Знамени были отправлены из Маньчжурии в сочетании с солдатами Армии Зеленого Стандарта из Гуйчжоу и Юньнани, а также десятками тысяч местных наемников. [9]

В указе императора Даогуана признавалось, что «именно вымогательство со стороны местных чиновников подтолкнуло людей к восстанию...» Угрожая арестом людей, занимающихся сектантской деятельностью, местные чиновники и полиция вымогали у людей деньги. Следовательно, фактическое участие человека в религиозной деятельности не повлияло на его или ее арест; что действительно имело значение, так это то, были ли удовлетворены денежные требования или нет.

Администраторы также конфисковали и уничтожили сектантские писания, которые использовались религиозными группами. Одним из таких чиновников был Хуан Юпянь ( 黃育楩 ), который опроверг идеи, содержащиеся в священных писаниях, выражающих ортодоксальные конфуцианские и буддийские взгляды, в «Подробном опровержении ереси» ( 破邪詳辯 Pōxié Xiángbiàn ), написанном в 1838 году. С тех пор эта книга стала бесценным источником, поскольку она позволила ученым понять убеждения этих групп.

Окончание восстания Белого Лотоса в 1804 году также положило конец мифу о военной непобедимости маньчжур, что способствовало увеличению частоты восстаний в XIX веке. Белый Лотос продолжал действовать и, возможно, повлиял на следующее крупное внутреннее восстание — Восстание Восьми Триграмм 1813 года . [9]

На протяжении 1820-х и 1830-х годов район границы между Хэнанью и Аньхоем постоянно подвергался восстаниям Белого Лотоса. Повстанцы Белого Лотоса часто вступали в союз с местными разбойниками и контрабандистами соли. Другие побочные продукты «Белого лотоса» включают «Восемь триграмм», «Тигровые кнуты» и « Ихэцюань» (боксеры). [11]

Наследие [ править ]

Ход восстания переломили лидеры Цин, опиравшиеся на местные дворянские частные ополчения в Хунани, Хубэе и Шэньси. [12] Опыт подавления восстания привел к улучшению организации и подготовки ополчения, поскольку многие из его лидеров много писали о мобилизации, вербовке и методах местной обороны. Эти группы ополченцев позже сыграли важную роль в разгроме восстания тайпинов. [13]

Сорок восемь лет спустя Цзэн Гофань , лидер базирующейся в провинции Хунань армии Сян , изучил методы правительства Цин во время восстания Белого Лотоса и был вдохновлен ими, когда обдумывал способы подавления восстания тайпинов . [ нужна ссылка ]

Лидеры повстанцев [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Спенс, Джонатан (2013). В поисках современного Китая (Третье изд.). Нью-Йорк: Компания WW Norton . стр. 111–112.
  2. ^ «Список погибших в восемнадцатом веке» . www.necrometrics.com .
  3. ^ «Уведомление об удалении | Scribd» . Архивировано из оригинала 12 апреля 2020 г. Проверено 18 сентября 2017 г.
  4. ^ Инцун Дай, Война Белого Лотоса: восстание и подавление в позднем императорском Китае (U of Washington Press, 2019)
  5. ^ Тер Хаар, Би Джей (1992). Учение о Белом Лотосе в истории религии Китая . Лейден: Брилл. п. 242.
  6. ^ Тер Хаар, Би Джей (1992). Учение о Белом Лотосе в истории религии Китая . Лейден: Брилл. п. 253.
  7. ^ Тер Хаар, Би Джей (1992). Учение о Белом Лотосе в истории религии Китая . Лейден: Брилл. п. 261.
  8. ^ Спенс, Джонатан Д. (1991). В поисках современного Китая . Компания WW Norton . ISBN  978-0-393-30780-1 .
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Брюс Эллеман (27 марта 2001 г.). Современная китайская война . Психология Пресс. стр. 9–. ISBN  978-0-415-21474-2 . Проверено 4 сентября 2012 г.
  10. ^ Дай, Инцун (2009). «Гражданские лица идут в бой: наемные ополченцы в войне Белого Лотоса, 1796–1805 гг.» (PDF) . Большая Азия . 3-й. 22 (2): 153.
  11. ^ ДЕНИС ТВИТЧЕТТ; ДЖОН К. ФЭРБАНК (1978). КЕМБРИДЖСКАЯ ИСТОРИЯ КИТАЯ: Том 10 Поздний Цинь, 1800–1911 гг., Часть 1 . ПРЕССА КЕМБРИДЖСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. п. 144. ИСБН  0-521-21447-5 .
  12. ^ Памела Кроссли (2010). Колеблющаяся ось, Китай с 1800 года: интерпретирующая история . Джон Уайли и сыновья. п. 58. ИСБН  9781444319965 .
  13. ^ Фредерик Э. Уэйкман (1977). Падение императорского Китая . Саймон и Шустер. стр. 163–164. ISBN  9780029336809 .

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Дай, Инцун. Война Белого Лотоса: восстание и подавление в позднем императорском Китае (U of Washington Press, 2019), отрывок
  • Дай, Инцун. «Сопротивляющиеся партизаны в Китае начала девятнадцатого века: повстанцы Белого Лотоса и их подавители». Маленькие войны и мятежи 30.4-5 (2019): 750–774.
  • Дай, Инцун. «Гражданские лица идут в бой: наемные ополченцы в войне Белого Лотоса, 1796–1805 гг.». Большая Азия (2009): 145–178. онлайн
  • Дай, Инцун. «Проход на вершину сломан: неудачная миссия Наяньчэна в войне Белого Лотоса». в «Династическом центре и провинциях» (Brill, 2014), стр. 49–73, ссылка .
  • Гаустад, Блейн К. «Пророки и самозванцы: межсектантская конкуренция в Китае Цяньлун». Поздний имперский Китай 21.1 (2000): 1–40 онлайн [ мертвая ссылка ] .
  • Маккаффри, Сесили. «Восстание и религиозная идентичность: случай восстания Белого лотоса (1796–1804 гг.)» Журнал китайских религий 48 № 1 (май 2020 г.) онлайн
  • Тер Хаар, Б. Дж. Учения Белого Лотоса в истории религии Китая (Лейден: Брилл, 1992.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c660a7ec41afeace45e1dcba3dfee68a__1716034860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c6/8a/c660a7ec41afeace45e1dcba3dfee68a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
White Lotus Rebellion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)