Jump to content

Мирское духовенство

Clericis laicos папская булла , изданная 5 февраля 1296 года Папой Бонифацием VIII с целью помешать светским государствам Европы, в частности Франции и Англии , присваивать церковные доходы без предварительного разрешения Папы. Две экспансионистские монархии вступили в бой, и прецеденты налогообложения духовенства для «справедливой войны», если она была объявлена ​​крестовым походом и санкционирована папством, были хорошо известны. Позиция Бонифация заключалась в том, что всегда требовалось предварительное разрешение и что духовенство не облагалось налогом за чисто светские и династические войны.

Бонифаций VIII рассматривал конфликт между Англией и Францией как особенно серьезный вопрос. Пока Франция находилась в состоянии войны, она вряд ли могла предложить ему какую-либо помощь в Италии, и оба вряд ли участвовали в какой-либо экспедиции в Святую Землю. Военные действия с Францией также привели к увеличению требований к английской церкви для их финансирования. Бенедикт послал кардинальных нунциев в каждый двор в надежде на перемирие, достигнутое при посредничестве. [1] но их усилия не увенчались успехом.

В то время, когда миряне облагались налогом в одиннадцатую часть своего движимого имущества или в седьмую часть, если они жили в городе или в королевских владениях, духовенство под руководством архиепископа Кентерберийского Роберта Винчелси жертвовало десятую часть на национальную оборону. Король Эдуард I отказался и предложил четверть или треть. [1]

Четвертый Латеранский собор 1215 года подтвердил принцип, заложенный в Латеранском соборе 1179 года: [1] что светская власть не может облагать налогом церковную собственность без предварительного разрешения Папы. Это стало общепринятой практикой. Филипп   IV сам соблюдал это в 1288 году, собирая десятую часть в течение трех лет. Однако во время войны с Эдуардом   I он отказался от формальностей в своем новом дециме , что вызвало протесты французского духовенства и жалобы в Рим.

Содержание

[ редактировать ]

Булла постановила, что все прелаты или другие церковные начальники, которые под каким бы то ни было предлогом или предлогом не должны без разрешения Святого Престола выплачивать мирянам какую-либо часть своего дохода или доходов Церкви , а также все императоры, короли, герцоги, графы и т. д., которые будут требовать или получать такие выплаты, подвергаются eo ipso приговору об отлучении от церкви. [2]

Джеймс Ф. Лафлин, пишущий в «Католической энциклопедии» (1903 г.), видит в этом выражение двух основных принципов: (1) духовенство должно пользоваться наравне с мирянами правом определять необходимость и размер своих субсидий Короне; и (2) что с главой Церкви следует консультироваться, когда возникает вопрос об использовании доходов Церкви на светские цели. [3]

Быку критиковали за резкость ее тона и преувеличенные обвинения мирян всех времен. Во вступительном слове утверждалось, что «миряне с древнейших времен были враждебны духовенству», что даже современные ученые назвали «очевидной неправдой». [4] учитывая огромный энтузиазм и преданность, которые большинство мирян все еще проявляли ко многим священнослужителям. Бык также подвергся нападкам за то, что в нем не было четко разграничено доходы чисто церковных бенефициаров и «мирские сборы», удерживаемые духовенством при феодальном владении . Советники Филиппа поспешили воспользоваться поспешными высказываниями Папы и, заставив его давать объяснения, заставили его занять оборонительную позицию и ослабили его престиж. [3]

Clericis laicos был напоминанием о традиционном принципе. Удивленный резкой реакцией французской короны и давлением со стороны французских епископов, стремящихся к компромиссу, [5] в июле 1297 года Бонифаций издал еще одну буллу, Etsi de statu , которая разрешала мирское налогообложение духовенства без согласия папы в чрезвычайных случаях. [6]

Тем не менее, Clericis laicos был включен Папой Бонифацием в его сборник канонического права , Liber Sextus Decretalium . Только после смерти преемника Бонифация, Бенедикта XI , канонисты начали считать буллу действительно отмененной. [7]

Эци штата

[ редактировать ]

Etsi de statu папская булла, изданная Папой Бонифацием VIII в июле 1297 года. Булла, по сути, была отменой Clericis laicos , которая полностью запрещала налогообложение клерикальной собственности мирскими властями без явного согласия папства. Эци де стату разрешал это в экстренных случаях. [8]

Clericis laicos была в основном направлена ​​против Эдуарда   I в Англии и Филиппа   IV во Франции , которые взимали налоги с духовенства для финансирования своей войны за контроль над герцогством Аквитанским . [9] Однако Франция ответила эмбарго на экспорт золота и серебра, фактически запретив Риму доступ к каким-либо доходам из Франции. В то же время Бонифацию пришлось бороться в Риме с подозрительно удобным восстанием против него семьи Колонна. [10] Папа был вынужден пойти на попятную и издать более сговорчивый Etsi de statu . [8]

  1. ^ Jump up to: а б с Дентон, Джеффри Х., Роберт Винчелси и корона 1294–1313: исследование в защиту церковной свободы , Cambridge University Press, 2002 г. ISBN   9780521893978
  2. ^ «Средневековый справочник: Clericis laicos » . Архивировано из оригинала 22 мая 2011 г. Проверено 31 декабря 2008 г.
  3. ^ Jump up to: а б Лафлин, Джеймс. «Клерицис Лайкос». Католическая энциклопедия Том. 4. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1908 г., 4 марта 2016 г.
  4. ^ Норман Ф. Кантор , Цивилизация Средневековья (1993), с. 493.
  5. ^ Иоанн Парижский. О королевской и папской власти , Введение (Джон А. Ватт, пер.), Торонто, PIMS, 1971 г. ISBN   9780888442581
  6. ^ Каннинг, Джозеф (1996). История средневековой политической мысли, 300–1450 гг . Лондон: Рутледж. п. 138 . ISBN  0-415-01349-6 .
  7. ^ Томас М. Избицкий, «Миряне-священнослужители и канонисты», в книге «Папы, учителя и каноническое право в средние века» , изд. Дж. Р. Суини и С. Чодороу, Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 1989, 179–190; Избицкий, Томас М. Избицкий, «Неотредактированный словарь Гвидо де Байсио о «мирянах», Бюллетень средневекового канонического права (13 (1983): 62-67.
  8. ^ Jump up to: а б Каннинг, Джозеф (1996). История средневековой политической мысли, 300–1450 гг . Лондон: Рутледж. п. 138 . ISBN  0-415-01349-6 .
  9. ^ Повике, FM (1962). Тринадцатый век: 1216–1307 (2-е изд.). Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 674–7.
  10. ^ Кавендиш, Ричард. «Булла Бонифация VIII Unam Sanctam», History Today , том 52, выпуск 11 ноября 2002 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 93972874e426059d3d183e520d5b4c94__1715072940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/93/94/93972874e426059d3d183e520d5b4c94.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Clericis laicos - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)