Мирское духовенство
Clericis laicos — папская булла , изданная 5 февраля 1296 года Папой Бонифацием VIII с целью помешать светским государствам Европы, в частности Франции и Англии , присваивать церковные доходы без предварительного разрешения Папы. Две экспансионистские монархии вступили в бой, и прецеденты налогообложения духовенства для «справедливой войны», если она была объявлена крестовым походом и санкционирована папством, были хорошо известны. Позиция Бонифация заключалась в том, что всегда требовалось предварительное разрешение и что духовенство не облагалось налогом за чисто светские и династические войны.
Фон
[ редактировать ]Бонифаций VIII рассматривал конфликт между Англией и Францией как особенно серьезный вопрос. Пока Франция находилась в состоянии войны, она вряд ли могла предложить ему какую-либо помощь в Италии, и оба вряд ли участвовали в какой-либо экспедиции в Святую Землю. Военные действия с Францией также привели к увеличению требований к английской церкви для их финансирования. Бенедикт послал кардинальных нунциев в каждый двор в надежде на перемирие, достигнутое при посредничестве. [1] но их усилия не увенчались успехом.
В то время, когда миряне облагались налогом в одиннадцатую часть своего движимого имущества или в седьмую часть, если они жили в городе или в королевских владениях, духовенство под руководством архиепископа Кентерберийского Роберта Винчелси жертвовало десятую часть на национальную оборону. Король Эдуард I отказался и предложил четверть или треть. [1]
Четвертый Латеранский собор 1215 года подтвердил принцип, заложенный в Латеранском соборе 1179 года: [1] что светская власть не может облагать налогом церковную собственность без предварительного разрешения Папы. Это стало общепринятой практикой. Филипп IV сам соблюдал это в 1288 году, собирая десятую часть в течение трех лет. Однако во время войны с Эдуардом I он отказался от формальностей в своем новом дециме , что вызвало протесты французского духовенства и жалобы в Рим.
Содержание
[ редактировать ]Булла постановила, что все прелаты или другие церковные начальники, которые под каким бы то ни было предлогом или предлогом не должны без разрешения Святого Престола выплачивать мирянам какую-либо часть своего дохода или доходов Церкви , а также все императоры, короли, герцоги, графы и т. д., которые будут требовать или получать такие выплаты, подвергаются eo ipso приговору об отлучении от церкви. [2]
Джеймс Ф. Лафлин, пишущий в «Католической энциклопедии» (1903 г.), видит в этом выражение двух основных принципов: (1) духовенство должно пользоваться наравне с мирянами правом определять необходимость и размер своих субсидий Короне; и (2) что с главой Церкви следует консультироваться, когда возникает вопрос об использовании доходов Церкви на светские цели. [3]
Быку критиковали за резкость ее тона и преувеличенные обвинения мирян всех времен. Во вступительном слове утверждалось, что «миряне с древнейших времен были враждебны духовенству», что даже современные ученые назвали «очевидной неправдой». [4] учитывая огромный энтузиазм и преданность, которые большинство мирян все еще проявляли ко многим священнослужителям. Бык также подвергся нападкам за то, что в нем не было четко разграничено доходы чисто церковных бенефициаров и «мирские сборы», удерживаемые духовенством при феодальном владении . Советники Филиппа поспешили воспользоваться поспешными высказываниями Папы и, заставив его давать объяснения, заставили его занять оборонительную позицию и ослабили его престиж. [3]
Clericis laicos был напоминанием о традиционном принципе. Удивленный резкой реакцией французской короны и давлением со стороны французских епископов, стремящихся к компромиссу, [5] в июле 1297 года Бонифаций издал еще одну буллу, Etsi de statu , которая разрешала мирское налогообложение духовенства без согласия папы в чрезвычайных случаях. [6]
Тем не менее, Clericis laicos был включен Папой Бонифацием в его сборник канонического права , Liber Sextus Decretalium . Только после смерти преемника Бонифация, Бенедикта XI , канонисты начали считать буллу действительно отмененной. [7]
Эци штата
[ редактировать ]Etsi de statu — папская булла, изданная Папой Бонифацием VIII в июле 1297 года. Булла, по сути, была отменой Clericis laicos , которая полностью запрещала налогообложение клерикальной собственности мирскими властями без явного согласия папства. Эци де стату разрешал это в экстренных случаях. [8]
Clericis laicos была в основном направлена против Эдуарда I в Англии и Филиппа IV во Франции , которые взимали налоги с духовенства для финансирования своей войны за контроль над герцогством Аквитанским . [9] Однако Франция ответила эмбарго на экспорт золота и серебра, фактически запретив Риму доступ к каким-либо доходам из Франции. В то же время Бонифацию пришлось бороться в Риме с подозрительно удобным восстанием против него семьи Колонна. [10] Папа был вынужден пойти на попятную и издать более сговорчивый Etsi de statu . [8]
Текст
[ редактировать ]- Мирянское духовенство в базе данных APOSCRIPTA — Lettres des papes (французский CNRS, UMR 5648), буква n. 11000
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Дентон, Джеффри Х., Роберт Винчелси и корона 1294–1313: исследование в защиту церковной свободы , Cambridge University Press, 2002 г. ISBN 9780521893978
- ^ «Средневековый справочник: Clericis laicos » . Архивировано из оригинала 22 мая 2011 г. Проверено 31 декабря 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Лафлин, Джеймс. «Клерицис Лайкос». Католическая энциклопедия Том. 4. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1908 г., 4 марта 2016 г.
- ^ Норман Ф. Кантор , Цивилизация Средневековья (1993), с. 493.
- ^ Иоанн Парижский. О королевской и папской власти , Введение (Джон А. Ватт, пер.), Торонто, PIMS, 1971 г. ISBN 9780888442581
- ^ Каннинг, Джозеф (1996). История средневековой политической мысли, 300–1450 гг . Лондон: Рутледж. п. 138 . ISBN 0-415-01349-6 .
- ^ Томас М. Избицкий, «Миряне-священнослужители и канонисты», в книге «Папы, учителя и каноническое право в средние века» , изд. Дж. Р. Суини и С. Чодороу, Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 1989, 179–190; Избицкий, Томас М. Избицкий, «Неотредактированный словарь Гвидо де Байсио о «мирянах», Бюллетень средневекового канонического права (13 (1983): 62-67.
- ^ Jump up to: а б Каннинг, Джозеф (1996). История средневековой политической мысли, 300–1450 гг . Лондон: Рутледж. п. 138 . ISBN 0-415-01349-6 .
- ^ Повике, FM (1962). Тринадцатый век: 1216–1307 (2-е изд.). Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 674–7.
- ^ Кавендиш, Ричард. «Булла Бонифация VIII Unam Sanctam», History Today , том 52, выпуск 11 ноября 2002 г.