Налоговая война за собак
Война с налогом на собак представляла собой конфронтацию в 1898 году между Короной и группой северных маори во главе с Хоне Рииви Тойя , выступавшими против введения «налога на собак». Некоторые авторы описывают это как последний вздох войн XIX века между маори и европейскими поселенцами . Однако это была бескровная «война», было сделано всего несколько выстрелов. Хоне Хеке Нгапуа , МПЧ северных маори, отвечал за деэскалацию конфронтации.
Налог
[ редактировать ]В 1890-х годах Совет графства Хокианга ввел налог в размере 2/6 пенса ( полкроны ) на каждую собаку в округе. Многие люди, особенно в Южной Хокианге, отказались платить, в том числе Хоне Рииви Тойя . Постепенное посягательство на автономию маори , включая введение колониальных законов, спровоцировало вооруженный протест, ответ на который стал известен как война за налог на собак.
Роль религии
[ редактировать ]Джон Тойя был лидером/пророком отколовшейся группы уэслианцев под названием Те Хуйхуинга или Те Хуэйхуэй. [1] Те Хуихуинга также были политическим движением и считали себя вышедшими из « Те Котахитанга » — автономного парламентского движения маори, основанного на « Декларации независимости Новой Зеландии » 1835 года, предшествовавшей Договору Вайтанги . Хон также встретился с Те Вити-о-Ронгомай , лидером движения Пай Марире , Те Хуихуинга принял аспекты этого движения, которые стремились сохранить их право жить как маори без вмешательства и использовать свои традиционные ресурсы, как это гарантировано Договор Вайтанги .
Другие жалобы, поданные этой группой, включали сезонные ограничения на охоту на местных птиц, земельный налог (на землю, принадлежащую Короне, в пределах пяти миль от дороги общего пользования), налог на колеса (на транспортные средства с шинами определенной ширины).
Именно во время встречи Те Хуэйхуэй Хон Тойя предсказал, что «если собак будут облагать налогом, следующими будут мужчины».
Европейцы, с другой стороны, считали Хоне Тойю самозванцем, а другие ассоциировали его с движением Хау Хау . Это был яростный культ пакеха, который развился в 1860-х годах и распространился по всему Северному острову , а также принимал активное участие в более поздних крупных конфликтах, таких как Вторая война Таранаки .
Правоприменение
[ редактировать ]В июне 1897 года Совет графства Хокианга поручил Генри Мензису отвечать за регистрацию собак, за что он получал только комиссию в размере одного шиллинга за каждый проданный собачий ошейник. В 1898 году он вручил 40 повесток в Пукемиро па (деревня Хоне Тойя в Хаутуру), где, по слухам, Мензис сказал, что, если люди откажутся платить, их отправят в скованную льдом страну, где их кости треснут от холода. , (вероятно, имеется в виду тюрьмы нижней части Южного острова).
Это напугало жителей Те Хуэйхуинга, некоторые из которых предпочли спать в кустах из страха быть арестованными. Хон Тойя вмешался и успешно добился отсрочки вызова. Затем он назначил встречу в Пукемиро 28 апреля, пригласив Сеона, констебля Александра Макгилпа, Мензиса и других.
Сопротивление начинается
[ редактировать ]Вернувшись в Хокиангу, 28 апреля 1898 года на встрече присутствовали Сон, констебль Александр Макгилп, Мензис и другие. Там они нашли сто пятьдесят человек во главе с Хонэ Тойей. Романа те Паеханги, старейшина и родственник Хоне, заявил, что они не будут платить никаких налогов и что «они умрут из-за этих налогов». Хон Тойя подтвердил, что они скорее будут сопротивляться, чем будут доведены до нищеты и лишений.
В Пукемиро они также заявили о своем намерении прийти в Равене (административный центр района) со своим оружием, чтобы продолжить спор с Советом графства. Они также заверили, что ни женщины, ни дети, ни поселенцы не пострадают и что не будет кровопролития, если они не нарушат закон. На встрече был составлен телеграф и отправлен в Клендон на имя Хоне Тойя, однако полученное сообщение понималось как означающее, что из-за налога на собак будет развязана война и будет пролита кровь.
В Равене началась паника, многие люди бежали в соседний Кохукоху или на пароход «Гленбург».
Инспектор полиции и пять констеблей прибыли на лодке из Окленда и установили на пристани пушку. Партия численностью менее 20 человек, включая Хон Тойя и возглавляемую Романой Те Паеханги, появилась должным образом, раздетая для войны и готовая предстать перед законом. Превышенная численностью полиция разумно бежала, оставив свои пушки. Равен был покинут, за исключением нескольких нейтральных маори и горстки пакеха, включая преподобного Гиттоса и подрядчика Роберта Кокрейна.Кокрейн описал военную партию как тихую, выражающую дружбу со всеми, кроме закона, и заявляющую, что они не будут стрелять первыми. Гиттос и Кокрейн в конце концов убедили их вернуться в Вайму позже тем же вечером.
Потомки вовлеченных мужчин рассказали, как Боб Кокрейн управлял местной гостиницей. Несмотря на то, что это было воскресенье и, следовательно, это было незаконно, он согласился открыть бар и напоил приехавшую военную группу пивом. Этот жест доброй воли во многом разрядил ситуацию.
Примерно через четыре дня правительство собрало отряд из 120 человек, вооруженных винтовками, двумя полевыми и двумя скорострельными орудиями, и высадилось в Равене. Силы под командованием подполковника Стюарта Ньюолла позже были усилены Королевского флота шлюпом HMS Torch .
5 мая 1898 года правительственные войска двинулись на Вайму . Хоне Тойя отправил Ньюоллу сообщение с просьбой подождать в Оманайе , Ньюолл отказался. Опасались засады на гребне холма между Ваймой и Равене после того, как над головами колониальных войск были произведены два выстрела. Однако солдатам разрешили беспрепятственно пройти, и они продолжили разбивать лагерь в школе Вайма. Тойя и его люди разбили лагерь на некотором расстоянии.
Сдача и заключение Хоне Тойя
[ редактировать ]Потенциал был там для серьезного конфликта. Однако ситуацию разрядило своевременное прибытие члена Палаты представителей (MHR) от северных маори Хоне Хеке Нгапуа . Он был внучатым племянником знаменитого Хоне Хеке . Он встретился с Хоне Тойя и договорился о перемирии и сдаче Хоне, его людей и части их оружия.Хонэ Тойя был арестован 6 мая вместе с четырьмя другими. [2] Позже были арестованы еще 11 человек.
Хоне Хеке Нгапуа ранее отправил телеграф Хоне Тойе, советуя ему распустить свой народ, мирно уйти и подать петицию в парламент. Хеке счел это мудрым шагом, учитывая такие действия, как Закон о подавлении восстаний 1863 года , который приостановил действие хабеас. корпус и ввел военное положение в неспокойных районах, а также Закон о поселениях Новой Зеландии , который предусматривал карательную конфискацию земель «мятежных туземцев».
Обвиненные в «намерении развязать войну против королевы с целью заставить ее изменить свои меры, а также в сговоре с применением силы с целью предотвратить сбор налогов», Хон и еще четверо были приговорены в общей сложности к двум с половиной годам каторжных наказаний. труд. Другие были впоследствии оштрафованы и наложены крупные расходы, но позже они были возмещены.
Ближе к концу своего приговора в тюрьме Маунт-Эден Хоне Тойя предсказал дату освобождения заключенных Хуйхуинга, поскольку в предсказанный день его силы, похоже, покинули его, но позже той же ночью, в 9 часов вечера, об этом было объявлено, и заключенные были освобождены. . Те Хуйхуинга были освобождены, не дожив до полного срока приговора, 15 марта 1899 года, вероятно, это произошло из-за петиций многочисленных иви (племен) Хокианги и крайнего севера.
Эти события помнят и по сей день; Налог на собак в Хокианге сохраняется, но им до сих пор несколько пренебрегают.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Баллара, Анжела . «Тоя, Хонэ Рииви» . Биографический словарь Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия . Проверено 24 сентября 2021 г.
- ^ «ПРОБЛЕМА УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО РЕШЕНА» . Мальборо Экспресс . 7 мая 1898 г. с. 2.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ли, Джек (1987). Возвращаться . Ходдер и Стоутон.
- Биография Хоне Тойя, ведущего деятеля войны
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотографии войны за налог на собак, хранящиеся в библиотек Окленда . исторических коллекциях