Нация
Нация ( Произношение маори: [ˈiwi] ) — крупнейшая социальная единица новозеландского общества маори . На маори языке иви примерно означает « народ » или « нация » . [1] [2] и часто переводится как « племя », [3] или «конфедерация племен». На языке маори это слово имеет как единственное, так и множественное число, а в английском языке оно обычно употребляется во множественном числе.
Группы иви ведут свое происхождение от коренных полинезийских мигрантов, которые, согласно традиции, прибыли с Гавайских островов . Некоторые иви группируются в более крупные группы, основанные на вакапапа (генеалогической традиции) и известные как вака (буквально « каноэ » , что относится к первоначальным миграционным путешествиям ). Эти супергруппировки обычно носят скорее символический, чем логистический характер. В доевропейские времена большинство маори были связаны с относительно небольшими группами в форме хапу ( « подплемен » ). [4] и вханау ( « семья » ). [5] Каждый иви содержит несколько хапу ; среди хапу Нгати Вхатуа иви, например, есть Те Ури-о-Хау , Те Ророа , Те Тау и Нгати Вхатуа-о-Оракей . Маори используют слово роэ для описания территории или границ иви. [6]
В современной Новой Зеландии иви может осуществлять значительную политическую власть в управлении землей и другими активами. Например, соглашение по Договору Вайтанги 1997 года между правительством Новой Зеландии и Нгай Таху компенсировало иви различные потери прав, гарантированных Договором Вайтанги 1840 года. По состоянию на 2019 год [update] Коллективные активы под управлением племени составляют 1,85 миллиарда долларов. [7] Дела Иви могут оказать реальное влияние на политику и общество Новой Зеландии . Попытка некоторых иви в 2004 году проверить в суде свое право собственности на морское дно и прибрежные зоны поляризовала общественное мнение (см. Споры о береговой полосе и морском дне Новой Зеландии ).
Мы
[ редактировать ]На языке маори и на многих других полинезийских языках иви буквально означает « кость ». [8] происходит от протоокеанского * suRi ₁, что означает « шип, осколок, рыбья кость » . [9] Маори могут называть возвращение домой после путешествия или проживания в другом месте «возвращением к костям» — буквально к местам захоронения предков . автора маори Кери Халм романа «Люди из костей» Название (1985) напрямую связано с двойным значением слов «кость» и «племенные люди».
Многие иви имена начинаются с Нгати или Нгаи (от нгати и нгаай соответственно, оба означают примерно « потомок » ). Нгати стала продуктивной морфемой в новозеландском английском языке для обозначения групп людей: примерами являются Нгати Пакеха ( Пакеха как группа), Нгати Понеке (маори, мигрировавшие в регион Веллингтона ) и Нгати Ранана (маори, живущие в Лондоне). . Нгати Туматауэнга («Племя Туматауэнга », бога войны) — официальное название новозеландской армии на языке маори , а Нга Опанго («Черное племя») — название All Blacks на языке маори . [10]
В южном диалекте маори Нгати и Нгай становятся Кати и Кай , терминами, встречающимися в таких иви, как Кати Мамоэ и Кай Таху (также известный как Нгай Таху).
Структура
[ редактировать ]У каждого иви есть общепризнанная территория ( роэ ), но многие из них пересекаются, иногда полностью. [11] Это еще больше усложнило длительные дискуссии и судебные дела о том, как разрешить исторические претензии по Договору. Длина береговой линии стала одним из факторов в окончательном (2004 г.) законе о распределении прав на рыболовство при урегулировании претензий, связанных с коммерческим рыболовством.
Самоопределение
[ редактировать ]Иви может стать перспективным проводником идей и идеалов самоопределения и/или тино рангатиратанга . Так, Те Пати Маори упоминает в преамбуле своей конституции «мечты и стремления тангата венуа добиться самоопределения вханау , хапу и иви на их собственной земле». [12] Некоторые Тухо рассматривают самоопределение в терминах, специально ориентированных на иви . [13]
личность Иви
[ редактировать ]Рост урбанизации маори привел к ситуации, когда значительный процент не идентифицирует себя с каким-либо конкретным иви . Следующий отрывок из решения Высокого суда Новой Зеландии от 2000 года , в котором обсуждается процесс урегулирования прав на рыболовство, иллюстрирует некоторые из проблем:
... 81 процент маори сейчас проживает в городских районах, по крайней мере одна треть живет за пределами своего племенного влияния, более четверти не знают своего иви или по каким-то причинам не решают присоединиться к нему, по крайней мере 70 процентов живут за пределами традиционной племенной территории, и они будут испытывать трудности, которые во многих случаях будут серьезными, как в отношении их племенного наследия, так и в доступе к выгодам от поселения. Говорят также, что многие маори отвергают племенную принадлежность из-за безработного отношения рабочего класса, неповиновения и разочарования. Связанными с этим, но менее важными факторами являются то, что хапу может принадлежать более чем одному иви, конкретный хапу мог принадлежать разным иви в разное время, напряжение, вызванное тем, что социальная и экономическая власть движется от иви вниз, а не от хапу. и то, что многие иви не признают супругов и усыновленных, не имеющих родственных связей. [14]
По данным переписи 2006 года, 16 процентов из 643 977 человек, заявивших о своем происхождении от маори, не знали своего иви . Еще 11 процентов не указали свой иви , или указали только общий географический регион, или просто назвали имя вака . [15] Такие инициативы, как «Горячая линия Iwi», пытаются облегчить людям идентификацию своего iwi . [16] а доля тех, кто «не знает», снизилась по сравнению с предыдущими переписями. [15]
Пантрайбализм
[ редактировать ]Некоторые устоявшиеся панплеменные организации могут [ по мнению кого? ] оказывать влияние на подразделения iwi . [ нужна ссылка ] Церковь Ратана , например, действует через подразделения иви , а Движение королей маори , хотя и сосредоточено в основном вокруг Вайкато / Тайнуи , стремится выйти за пределы некоторых функций иви в более широкую группировку. [ нужна ссылка ]
Майор иви
[ редактировать ]Самый большой иви по численности населения
[ редактировать ]- Нгапухи - 165 201 (в 2018 г.) - базируется в регионе Нортленд.
- Нгати Пору - 92 349 (в 2018 г.) - базируется в регионе Гисборн и Восточно-Капской провинции.
- Вайкато Тайнуи - 84 030 (в 2018 г.) [17] - базируется в регионе Вайкато
- Нгати Кахунгуну - 82 239 (в 2018 г.) на восточном побережье Северного острова.
- Нгай Таху / Кай Таху - 74 082 [17] (в 2018 г.) базируется на Южном острове.
- Те Арава - 60 719 (в 2018 г.) - базируется в регионе Залива Изобилия.
- Нгати Тухаретоа — 47 930 (в 2018 году) — базируется в центральной части Северного острова .
- Нгай Тухо - 46 479 (в 2018 г.) [17] - базируется в Те Уревере и Факатане.
- Нгати Маниапото - 45 719 (в 2018 г.) - базируется в Вайкато и Вайтомо.
Другие иви по населению
[ редактировать ]- Никакой принадлежности - 110 928 (в 2013 г.) - включая маори из Новой Зеландии, не к иви. принадлежащие
- Те Хику, или Муривенуа - 33 711 (в 2013 г.) - группа иви и хапу в регионе Нортленд.
- Нгати Раукава - 29 442 (в 2013 г.) - группа иви и хапу в регионе Вайкато , Таупо и Манавату.
- Те Атиава - 23 094 (в 2013 г.) - группа иви и хапу в Таранаки и Веллингтоне.
- Хаураки Маори - 14 313 (в 2013 г.) - группа иви и хапу или вокруг него. в заливе Хаураки
Другие известные иви
[ редактировать ]- Нгати Тоа (обосновавшийся в Порируа , мигрировавший из Вайкато в 1820-х годах под руководством Те Раупарахи )
- Нгати Тама (базируется в Таранаки , островах Чатем , Веллингтоне и Те Тау Иху )
- Нгати Руануи (живет в регионе Таранаки)
- Нгаруахин (базируется в Южном Таранаки)
- Те Ати Ава – Таранаки и Лоуэр-Хатт
- Нгати Хикаиро — лидерство в Кавиа, Опарау и Вайпа в Стране Королей )
- Вакатохеа ( район Опотики )
- Нгати Ватуа (базируется в Окленде и к северу от него , особенно Бастион-Пойнт в Оракеи )
Иви радио
[ редактировать ]Многие iwi работают со СМИ или связаны с ними. Большинство из них принадлежат Te Whakaruruhau o Nga Reo Irirangi Māori (Национальной радиосети маори ), группе радиостанций, которые получают спорное государственное финансирование от Te Māngai Pāho (Агентства по финансированию вещания маори) для работы от имени иви и хапу . В соответствии с соглашением о финансировании станции должны выпускать программы на местном языке маори и активно продвигать местную культуру маори. [18]
Двухлетний опрос 30 000 человек Университета Мэсси , опубликованный в 2003 году, показал, что 50 процентов маори в зонах вещания Национальной радиосети маори слушают станцию iwi . [19] Исследование Оклендского технологического университета, проведенное в 2009 году, показало, что аудитория радиостанций иви будет увеличиваться, поскольку растущее население новозеландских маори пытается сохранить связь со своей культурой, семейной историей, духовностью, сообществом, языком и иви . [20]
Общество Те Рео Маори Университета Виктории проводило кампанию в поддержку радио маори, помогая создать Те Рео о Понеке, первую радиостанцию, принадлежащую маори, используя эфирное время на студенческой радиостанции Веллингтона Radio Active в 1983 году. [21] В период с 1989 по 1994 год была создана двадцать одна радиостанция «иви» , получившая государственное финансирование в соответствии с требованиями Договора Вайтанги. [22] Эта группа радиостанций сформировала различные сети, став Те Вакарурухау о Нга Рео Ириранги Маори . [23]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Баллара 1998 , Задняя обложка.
- ^ См. также: Дьюри, А. (1999). Эмансипаторное образование маори: говорить от всего сердца. В С. Мэй (ред.), Образование коренных народов (стр. 67–78). Филадельфия, Пенсильвания: Вопросы многоязычия.
- См. также: Хили, С.М. (2006). Характер отношений Короны Новой Зеландии с иви маори . Неопубликованная докторская диссертация, Оклендский университет, Новая Зеландия.
- См. также: Шарп А. (1999). Что, если ценности и права в основе своей лежат в группах? Дело маори. Критический обзор международной, социальной и политической философии , 2 (2), 1–28. - ^ Тейлор, Р. (1848). Лист из естественной истории Новой Зеландии, или Словарь различных ее произведений и т. д. и т. д. с их местными названиями .
- Уайт, Дж. (1887). Древняя история маори, его мифология и традиции .
- Смит, СП (1910). войны маори девятнадцатого века; борьба северных против южных племен маори перед колонизацией Новой Зеландии в 1840 году .
- Бест, Э. (1934). Маори, каким он был: краткий отчет о жизни маори, какой она была в доевропейские времена .
- Бак, П. (1949). Приход маори . - ^ Баллара 1998 , с. 17.
- ^ Баллара 1998 , с. 164.
- ^ «Словарь терминов маори» . Те Кете Ипуранги – Правительство Новой Зеландии . Проверено 5 апреля 2020 г.
- ^ «Годовой отчет за 2019 год» . Совет Нгай Таху . 21 ноября 2019 года . Проверено 1 июля 2022 г.
- ^ «Иви: словарное определение» . Национальная библиотека Новой Зеландии . Проверено 9 сентября 2012 года .
- ^ Бласт, Роберт ; Трассел, Стивен (2010). «*suRi₁: шип, осколок, рыбья кость» . Австронезийский сравнительный словарь . Институт эволюционной антропологии Макса Планка . Проверено 30 сентября 2022 г.
- ^ «Черные» на правильном пути . Бесплатные новости. 30 июля 2023 г.
- ^ «Трибунал Вайтанги – об отчетах» . Архивировано из оригинала 10 марта 2007 года . Проверено 4 июня 2006 г.
- ^ «Правила партии маори» . Партия маори . Проверено 7 сентября 2008 г.
Партия маори родилась из мечтаний и стремлений тангата венуа добиться самоопределения ванау, хапу и иви на их собственной земле; говорить сильным, независимым и единым голосом; и жить согласно каупапе, переданному нашими предками. Видение Партии маори будет основано на этих стремлениях [...]
- ^ Тахана, Ивонн (9 августа 2008 г.). «Лидер Тухо поддерживает самоуправление» . Новозеландский Вестник . Окленд: АПН . Проверено 7 сентября 2008 г.
Призывы активиста маори Таме Ити к созданию механизмов самоуправления для племени Тухо, аналогичных тем, которые Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия имеют в Великобритании, были поддержаны лидером, который, вероятно, будет вести переговоры по урегулированию соглашения племени. ... В то время как другие иви сосредоточились на экономической передаче активов как способе достижения тино рангатиратанга или самоопределения, Тухо заявил о своем намерении вести переговоры по конституционным вопросам.
- ^ «Томпсон против Комиссии по рыболовству по Договору Вайтанги» . Архивировано из оригинала 25 февраля 2012 года . Проверено 11 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Таблица 30. QuickStats о маори , перепись 2006 года. Веллингтон: Статистическое управление Новой Зеландии.
- ^ «Горячая линия Иви» (PDF) . teohu.maori.nz . Те Оху. Архивировано из оригинала (PDF) 3 октября 2011 года . Проверено 13 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с «Демография» . Те Что . Проверено 1 февраля 2023 г.
- ^ «Радиопокрытие Иви» (PDF) . maorimedia.co.nz . Медиа-сеть маори. 2007 . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ Роби, Дэвид (1 мая 2009 г.). «Репортаж о разнообразии в Аотеароа: демография и рост этнических СМИ» (PDF) . Обзор тихоокеанской журналистики . 15 (1). Окленд: 67–91. дои : 10.24135/pjr.v15i1.965 . HDL : 10292/2313 . Архивировано из оригинала (PDF) 25 сентября 2015 года . Проверено 20 сентября 2015 г.
- ^ Уокер, Пирипи (22 октября 2014 г.). «Первая радиостанция iwi» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия . Проверено 20 сентября 2015 г.
- ^ Смит, Черрил Вареа-И-Те Ранги Смит (1994). Кимихия Те Мараматанга: Колонизация и развитие Иви (PDF) . Окленд: Оклендский университет . стр. 119–141. Архивировано из оригинала (PDF) 22 декабря 2015 года . Проверено 20 сентября 2015 г.
- ^ «Проект модернизации радио маори» . avc-group.eu . Группа АВК . Проверено 19 сентября 2015 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Баллара, Анджела (1998). Иви: Динамика племенной организации маори с 1769 по 1945 год . Веллингтон: Издательство Университета Виктории.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Те Кахуи Мангай - Справочник организаций иви и маори
- Статья о городских маори в The New Zealand Herald (подробная информация о создании и обосновании Национального управления городских маори)
- Племенная организация в Те Ара - Энциклопедия Новой Зеландии