Мана (океанские культуры)
Часть серии о |
Антропология религии |
---|
Социальная и культурная антропология |
Часть серии о |
Паранормальное явление |
---|
В меланезийских и полинезийских культурах мана — это сверхъестественная сила, пронизывающая вселенную. [1] Кто угодно или что угодно может обладать маной . Они считали, что это развитие или обладание энергией и силой, а не источник силы. [1] Это намеренная сила. [1]
Мана обсуждалась в основном в отношении культур Полинезии , но также и Меланезии , особенно Соломоновых островов. [2] [3] и Вануату . [4] [5] [6] [7] [8]
В 19 веке учёные сравнили мана с аналогичными понятиями, такими как оренда , индейцев -ирокезов и выдвинули теорию, что мана — это универсальный феномен, объясняющий происхождение религий . [1]
Этимология
[ редактировать ]протоокеанское Считается , что реконструированное слово *mana относилось к «мощным силам природы, таким как гром и штормовые ветры», а не к сверхъестественной силе. [9] По мере того как говорящие на океанском языке, народы, распространились на восток , это слово стало относиться к невидимым сверхъестественным силам. [9]
Полинезийская культура
[ редактировать ]Мана — это основа полинезийского богословия , духовное качество сверхъестественного происхождения и священная, безличная сила. Обладание маной подразумевает влияние, авторитет и эффективность : способность действовать в данной ситуации. Качество маны не ограничивается отдельными людьми; Народы, правительства, места и неодушевленные предметы также могут обладать маной , и ее обладателям оказывается уважение. Мана защищает своего защитника, и их рост зависит друг от друга, как положительный, так и отрицательный. Это зависит от человека, где он берет свою ману . [ нужна ссылка ]
В Полинезии мана традиционно рассматривалась как « трансцендентная сила, которая благословляет », которая может «выражать себя непосредственно» различными способами, но чаще всего проявляется через речь , движения или традиционный ритуал « пророка , священника или короля ». " [10]
Гавайская и таитянская культура
[ редактировать ]В гавайской и таитянской культурах мана — это духовная энергия и целебная сила, которая может существовать в местах, предметах и людях. Гавайцы верят, что мана может быть получена или потеряна в результате действий, а гавайцы и таитяне верят, что мана бывает как внешней, так и внутренней. Считается, что места на Гавайских островах и во Французской Полинезии обладают маной — например, верхняя кромка вулкана Халеакала на острове Мауи и мараэ Тапутапуатеа на острове Райатеа на островах Общества . [ нужна ссылка ]
Древние гавайцы также считали, что остров Молокаи обладает маной по сравнению с соседними островами. До объединения Королевства Гавайи королем Камехамеха I велись битвы за владение островом и его южнобережными рыбными прудами, которые существовали до конца 19 века. [ нужна ссылка ]
Человек может получить ману с помощью поно (правильных действий). На древних Гавайях было два пути к мане : сексуальные средства или насилие. По крайней мере, в этой традиции природа рассматривается как двойственная, и все имеет аналог. Образуется баланс между богами Ку и Лоно , через которых проходят два пути к мане ( имихаку , или поиск маны ). Ку, бог войны и политики, предлагает ману посредством насилия; именно так Камеамеа получил свою ману . Лоно, бог мира и плодородия, предлагает ману через сексуальность. [ нужна ссылка ] Считалось, что в молитвах есть мана, которая посылается в акуа в конце, когда священник обычно произносит «амама уа ноа», что означает «теперь молитва свободна или пролетает». [11]
Культура маори (Новая Зеландия)
[ редактировать ]использование маори
[ редактировать ]В культуре маори человека существуют два основных аспекта маны : мана тангата , власть, происходящая от вакапапа ( генеалогия ), и мана хуанга , определяемая как «авторитет, полученный из наличия богатства ресурсов, которые можно дарить другим, чтобы связать их взаимными обязательствами ». . [12] Хемопереки Саймон из Нгати Тухаретоа существует множество форм маны . утверждает, что в верованиях маори [13] Коренное слово отражает незападный взгляд на реальность, что усложняет перевод. [14] Это подтверждается определением маны , данным маори Марсденом, который утверждает, что мана – это:
Духовная сила и авторитет в противоположность чисто психической и природной силе — ихи. [15]
По мнению Маргарет Муту , мана в традиционном понимании означает:
Власть, авторитет, собственность, статус, влияние, достоинство, уважение происходят от атуа . [16] [13]
Что касается лидерства, ученый-юрист Нгати Кахунгуну Карвин Джонс комментирует: «Мана - это центральная концепция, лежащая в основе лидерства и подотчетности маори». Он также считает мана фундаментальным аспектом конституционных традиций общества маори . [17]
По данным Министерства юстиции Новой Зеландии :
Мана и тапу — это понятия, которым современные авторы дали односложные определения. Как концепции, особенно концепции маори, их нелегко перевести в одно английское определение. И мана, и тапу приобретают целый ряд связанных значений в зависимости от их ассоциации и контекста, в котором они используются. [18]
Племя с мана венуа должно было продемонстрировать свою власть над территорией.
Общее использование английского языка
[ редактировать ]В современном новозеландском английском языке слово «мана» относится к человеку или организации, состоящей из людей, обладающих большим личным престижем и характером. [19] Более широкое использование термина мана в новозеландском обществе является результатом политизации проблем маори, возникшей в эпоху Возрождения маори . [ нужна ссылка ]
Академическое обучение
[ редактировать ]
Миссионер Роберт Генри Кодрингтон много путешествовал по Меланезии , опубликовав несколько исследований ее языка и культуры. Его книга 1891 года «Меланезийцы: исследования их антропологии и фольклора» содержит первое подробное описание маны на английском языке. [9] Кодрингтон определяет ее как «силу, совершенно отличную от физической силы, которая действует всевозможными способами во благо и зло и которой величайшее преимущество обладать или контролировать». [4]
Преанимизм
[ редактировать ]Описывая преанимизм, Роберт Ранульф Маретт цитировал меланезийскую мана (в первую очередь работы Кодрингтона): «Когда наука сравнительного религиоведения использует такое местное выражение, как мана, она вынуждена в некоторой степени игнорировать ее первоначальное или местное значение. Наука, тогда можно принять ману как общую категорию…». [20] : 99 В Меланезии анимы — это души живых людей, призраки умерших людей и духи «призрачной внешности» или подражающие живым людям. Духи могут обитать в других объектах, например в животных или камнях. [20] : 115–120
Наиболее важным свойством маны является то, что она отличается от своего источника и существует независимо от него. Анимэ действуют только через ману . Она безлична, неразличима и (подобно энергии) передается между объектами, которые могут иметь ее в большем или меньшем количестве. Мана ощутима и проявляется как «Сила ужаса» (в смысле трепета или удивления). [20] : 12–13 Объекты, обладающие им, впечатляют наблюдателя «уважением, почитанием, умилостивлением и служением», исходящими от силы маны . Маретт перечисляет ряд объектов, обычно обладающих маной : «поразительные проявления природы», «любопытные камни», животные, «человеческие останки», кровь, [20] : 2 грозы, затмения, извержения, ледники и звуки рева быков . [20] : 14–17
Если мана — это отдельная сила, к ней можно относиться отдельно. Маретт различает заклинания воздействующие на ману , квазиобъективно , и молитвы (обращающиеся к аниме ). Анима воздействовать могла уйти, оставив мана в виде заклинания, на которое можно магией . Хотя Маретт постулирует более раннюю преанимистическую фазу , «рудиментарную религию» или « магико-религиозную » фазу, в которой мана фигурирует без анимы , «невозможно найти островок чистого «преанимизма». [20] : xxvi Как и Тайлор, он выдвигает теорию, объединяющую анимизм и преанимизм, отождествляемый со сверхъестественным — «таинственным», в отличие от разумного. [20] : 22
Тотемизм Дюркгейма
[ редактировать ]В 1912 году французский социолог Эмиль Дюркгейм исследовал тотемизм , религию австралийских аборигенов, с социологической и теологической точки зрения, описывая коллективное возбуждение как источник идеи тотемического принципа или Маны . [ нужна ссылка ]
Критика
[ редактировать ]В 1936 году Ян Хогбин раскритиковал универсальность преанимизма Маретта: «Мана ни в коем случае не универсальна, и, следовательно, принимать ее в качестве основы для построения общей теории первобытной религии не только ошибочно, но и ошибочно». . [21] Однако Маретт рассматривал эту концепцию как абстракцию . [20] : 99 Заклинания, например, можно найти «от Центральной Австралии до Шотландии». [20] : 55
Ученые начала 20-го века также рассматривали мана как универсальную концепцию, встречающуюся во всех человеческих культурах и выражающую фундаментальное человеческое осознание священной жизненной энергии. В своем эссе 1904 года «Очерк общей теории магии» Марсель Мосс опирался на работы Кодрингтона и других, чтобы нарисовать картину маны как «силы по преимуществу , подлинной эффективности вещей, которая подтверждает их практические действия, не уничтожая их». ". [22] : 111 Мосс указывал на сходство маны с ирокезской оренда и алгонкинской маниту , убежденный в «универсальности института»; [22] : 116 «концепция, охватывающая идею магической силы, когда-то встречалась повсюду». [22] : 117
Мосс и его сотрудник Анри Юбер подверглись критике за эту позицию, когда в 1904 году был опубликован их « Очерк общей теории магии» . «Никто не подвергал сомнению существование понятия маны, — писал биограф Мосса Марсель Фурнье , — но Юбера и Мосса критиковали за то, что они придавали ему универсальное измерение». [23] Критика маны как архетипа жизненной энергии усилилась. По мнению Мирчи Элиаде , идея маны не универсальна; в местах, где считается, что она есть не у всех, и «даже среди различных формул ( мана , вакан , оренда и т. д.) есть если не явные различия, то уж точно нюансы, недостаточно замеченные в ранних исследованиях». [24] «Что касается этих теорий, основанных на изначальном и универсальном характере маны , мы должны без промедления сказать, что они были опровергнуты более поздними исследованиями». [25]
Целое жаркое [26] В статье, включенной в книгу «Мышление через вещи: этнографическое теоретизирование артефактов», утверждается, что концепция маны подчеркивает важное теоретическое предположение в антропологии : материя и значение разделены. Холбраад предполагает, что это горячо обсуждаемый вопрос, что мана дает повод для переоценки разделения, принятого между материей и значением в социальных исследованиях. Его работа является частью онтологического поворота в антропологии, смены парадигмы , целью которой является серьезное отношение к онтологии других культур. [27]
См. также
[ редактировать ]- Фильтр
- Барака
- Чакра
- Очарование
- Сила
- Гуна
- Ками в синтоизме
- Маниту
- Меланезийская мифология
- Мистика
- Оккультный
- Филиппинские шаманы или Бабайлан
- Прана
- Ци или Чи
- Квинтэссенция или эфир
- Ритуал
- Научный скептицизм
- Табу
- Талисман
- Люди
- Ветер Лошадь
- Ёрисиро на синтоистском языке
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Мана (полинезийская и меланезийская религия)» . Британская энциклопедия . Проверено 28 ноября 2019 г. .
- ^ Кизинг, Роджер (1982). Религия Квайо: живые и мертвые в обществе Соломоновых Островов . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
- ^ Кизинг 1984 .
- ^ Jump up to: а б Кодрингтон (1891 : 118 и далее)
- ^ Ивенс, WG (1931). «Место Вуи и Тамате в религии Мота». Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии . 61 : 157–166. дои : 10.2307/2843828 . ISSN 0307-3114 . JSTOR 2843828 .
- ^ Мондрагон 2004 .
- ^ Франсуа, Александр (2013), «Тени ушедших жизней: истории духовных слов на севере Вануату» (PDF) , в Мейлхаммере, Роберте (редактор), Лексическая и структурная этимология: за пределами истории слов , Исследования языковых изменений, том . 11, Берлин: ДеГрюйтер Мутон, стр. 185–244.
- ^ Франсуа, Александр (2022). «Ужасающие силы и предупреждающие знаки: описание семантической истории слов * табу в Вануату» (PDF) . Океаническая лингвистика . 61 (1): 212–255. дои : 10.1353/ол.2022.0017 . Проверено 11 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Бласт, Роберт (2007). «Возвращение к протоокеанической *мане» . Океаническая лингвистика . 46 (2): 404–423. дои : 10.1353/ол.2008.0005 . S2CID 144945623 .
- ^ Карлсон, Кэти; Фланагин, Майкл Н.; Мартин, Кэтлин; Мартин, Мэри Э.; Мендельсон, Джон; Роджерс, Присцилла Янг; Роннберг, Ами; Салман, Шерри; Уэсли, Дебора А. (2010). Арм, Карен; Уэда, Како; Тулин, Энн; Лангерак, Эллисон; Кили, Тимоти Гас; Вольф, Мэри (ред.). Книга символов: размышления об архетипических образах . Кёльн: Ташен . п. 730. ИСБН 978-3-8365-1448-4 .
- ^ Каннингем, Скотт (1995). Гавайская религия и магия . Публикации Ллевеллина. п. 15. ISBN 1-56718-199-6 . OCLC 663898381 .
- ^ Отчет о реке Уонгануи (Wai 167) (PDF) . Веллингтон, Новая Зеландия: Публикации GP. 1999. с. 35. ISBN 1-86956-250-Х . Архивировано (PDF) из оригинала 14 сентября 2016 года . Проверено 31 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Взгляд на Те Аревана Кей Рото и Те Рума: неодиспут коренных народов об обществе поселенцев, аннулировании договора, «природных ресурсах» и нашем коллективном будущем в Новой Зеландии» . Кахароа . 9 (1). 2 февраля 2016 г. doi : 10.24135/tekaharoa.v9i1.6 . Проверено 11 октября 2018 г.
- ^ «Отчет о морском рыболовстве Нгай Таху за 1992 год» . Трибунал Вайтанги. Архивировано из оригинала 20 октября 2007 года . Проверено 26 января 2015 г.
- ^ Марсден, маори (1975). «Бог, Человек и Вселенная». В Кинге, Майкле (ред.). Те Ао Хурихури: Мир движется . Веллингтон: Хикс Смит. п. 145.
- ^ Муту, Маргарет (2011). Государство прав маори . Веллингтон: Хуя. п. 213.
- ^ Джонс, Карвин (2014). «Конституционная традиция маори» (PDF) . Новозеландский журнал публичного и международного права . 11 (3): 187–204. Архивировано (PDF) из оригинала 22 февраля 2018 г.
- ^ «Мана и Тапу» . Министерство юстиции Новой Зеландии. Архивировано из оригинала 22 мая 2010 года . Проверено 26 января 2015 г.
- ^ «Словарь английского языка из киви (Новая Зеландия)» . Новая Зеландия от А до Я. Проверено 26 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Маретт, Роберт Рэндольф (2013). Порог религии . ООО Хардпресс ISBN 978-1-313-15196-2 .
- ^ Хогбин, Х. Ян (март 1936 г.). «Мана». Океания . 6 (3): 241–274. дои : 10.1002/j.1834-4461.1936.tb00187.x .
- ^ Jump up to: а б с Мосс, Марсель (2007). Общая теория магии (переиздание). Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-25396-3 .
- ^ Фурнье, Марсель (2006). Марсель Мосс: Биография . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 138 . ISBN 978-0-691-11777-5 .
- ^ Элиаде, Мирча (1996). Образцы сравнительного религиоведения (2-е изд.). Линкольн: Издательство Университета Небраски. п. 22. ISBN 978-0-8032-6733-6 .
- ^ Элиаде, Мирча (1992). Мифы, мечты и тайны: встреча современных верований и архаической реальности . Магнолия, Массачусетс: Питер Смит. п. 127. ИСБН 978-0-8446-6625-9 .
- ^ Холбраад, М. (2007). «Сила порошка: множественность и движение в гадательной космологии кубинской Ифа (или снова мана)» В книге « Мышление через вещи: этнографическое теоретизирование артефактов» , Энаре, А. Холбраад, М. и Уэстел, С. Лондон: Рутледж. стр. 199–235
- ^ Хейвуд, П. (2017). « Онтологический поворот » в Кембриджской энциклопедии антропологии . (Доступ: 11.07.2021)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кодрингтон, Роберт Генри (1891). Меланезийцы: исследования их антропологии и фольклора . Нью-Йорк: Кларендон Пресс. п. 118. ИСБН 978-0-486-20258-7 .
- Кизинг, Роджер (1984). «Переосмысление маны». Журнал антропологических исследований . 40 (1): 137–156. дои : 10.1086/jar.40.1.3629696 . JSTOR 3629696 . S2CID 224832247 .
- Леви-Стросс, Клод ; Бейкер, Фелисити (переводчик). 1987. Введение в творчество Марселя Мосса . ISBN 0-415-15158-9 .
- Мосс, Марсель . 1924. Очерк о даре .
- Мейлан, Николас, Мана: история западной категории , Лейден, Брилл, 2017.
- Мондрагон, Карлос (июнь 2004 г.). «О ветрах, червях и мане: традиционный календарь островов Торрес, Вануату». Океания . 74 (4): 289–308. дои : 10.1002/j.1834-4461.2004.tb02856.x . JSTOR 40332069 .
- Ван дер Грип, Пол. 2014. Проявления маны: сила и божественное вдохновение в Тихом океане . Берлин: ЛИТ Верлаг.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Антропология религии
- Дуализм сознания и материи
- Культурная антропология
- Энергия (эзотерика)
- Фэнтезийные тропы
- Гавайская мифология
- Культура маори
- Мифология маори
- Общество маори
- Полинезийская культура
- Полинезийская мифология
- Полинезийские слова и фразы
- Общество Самоа
- Духовность
- Культура Таити
- Витализм
- Австронезийская духовность
- Социальные концепции
- Социальный статус
- Мифология Вануату
- Культура Вануату
- Слова и фразы без прямого перевода на английский язык