Jump to content

Мана (океанские культуры)

(Перенаправлено из «Мана (мифология Океании)) »

В меланезийских и полинезийских культурах мана — это сверхъестественная сила, пронизывающая вселенную. [1] Кто угодно или что угодно может обладать маной . Они считали, что это развитие или обладание энергией и силой, а не источник силы. [1] Это намеренная сила. [1]

Мана обсуждалась в основном в отношении культур Полинезии , но также и Меланезии , особенно Соломоновых островов. [2] [3] и Вануату . [4] [5] [6] [7] [8]

В 19 веке учёные сравнили мана с аналогичными понятиями, такими как оренда , индейцев -ирокезов и выдвинули теорию, что мана — это универсальный феномен, объясняющий происхождение религий . [1]

Этимология

[ редактировать ]

протоокеанское Считается , что реконструированное слово *mana относилось к «мощным силам природы, таким как гром и штормовые ветры», а не к сверхъестественной силе. [9] По мере того как говорящие на океанском языке, народы, распространились на восток , это слово стало относиться к невидимым сверхъестественным силам. [9]

Полинезийская культура

[ редактировать ]

Мана — это основа полинезийского богословия , духовное качество сверхъестественного происхождения и священная, безличная сила. Обладание маной подразумевает влияние, авторитет и эффективность : способность действовать в данной ситуации. Качество маны не ограничивается отдельными людьми; Народы, правительства, места и неодушевленные предметы также могут обладать маной , и ее обладателям оказывается уважение. Мана защищает своего защитника, и их рост зависит друг от друга, как положительный, так и отрицательный. Это зависит от человека, где он берет свою ману . [ нужна ссылка ]

В Полинезии мана традиционно рассматривалась как « трансцендентная сила, которая благословляет », которая может «выражать себя непосредственно» различными способами, но чаще всего проявляется через речь , движения или традиционный ритуал « пророка , священника или короля ». " [10]

Гавайская и таитянская культура

[ редактировать ]

В гавайской и таитянской культурах мана — это духовная энергия и целебная сила, которая может существовать в местах, предметах и ​​людях. Гавайцы верят, что мана может быть получена или потеряна в результате действий, а гавайцы и таитяне верят, что мана бывает как внешней, так и внутренней. Считается, что места на Гавайских островах и во Французской Полинезии обладают маной — например, верхняя кромка вулкана Халеакала на острове Мауи и мараэ Тапутапуатеа на острове Райатеа на островах Общества . [ нужна ссылка ]

Древние гавайцы также считали, что остров Молокаи обладает маной по сравнению с соседними островами. До объединения Королевства Гавайи королем Камехамеха I велись битвы за владение островом и его южнобережными рыбными прудами, которые существовали до конца 19 века. [ нужна ссылка ]

Человек может получить ману с помощью поно (правильных действий). На древних Гавайях было два пути к мане : сексуальные средства или насилие. По крайней мере, в этой традиции природа рассматривается как двойственная, и все имеет аналог. Образуется баланс между богами Ку и Лоно , через которых проходят два пути к мане ( имихаку , или поиск маны ). Ку, бог войны и политики, предлагает ману посредством насилия; именно так Камеамеа получил свою ману . Лоно, бог мира и плодородия, предлагает ману через сексуальность. [ нужна ссылка ] Считалось, что в молитвах есть мана, которая посылается в акуа в конце, когда священник обычно произносит «амама уа ноа», что означает «теперь молитва свободна или пролетает». [11]

Культура маори (Новая Зеландия)

[ редактировать ]

использование маори

[ редактировать ]

В культуре маори человека существуют два основных аспекта маны : мана тангата , власть, происходящая от вакапапа ( генеалогия ), и мана хуанга , определяемая как «авторитет, полученный из наличия богатства ресурсов, которые можно дарить другим, чтобы связать их взаимными обязательствами ». . [12] Хемопереки Саймон из Нгати Тухаретоа существует множество форм маны . утверждает, что в верованиях маори [13] Коренное слово отражает незападный взгляд на реальность, что усложняет перевод. [14] Это подтверждается определением маны , данным маори Марсденом, который утверждает, что мана – это:

Духовная сила и авторитет в противоположность чисто психической и природной силе — ихи. [15]

По мнению Маргарет Муту , мана в традиционном понимании означает:

Власть, авторитет, собственность, статус, влияние, достоинство, уважение происходят от атуа . [16] [13]

Что касается лидерства, ученый-юрист Нгати Кахунгуну Карвин Джонс комментирует: «Мана - это центральная концепция, лежащая в основе лидерства и подотчетности маори». Он также считает мана фундаментальным аспектом конституционных традиций общества маори . [17]

По данным Министерства юстиции Новой Зеландии :

Мана и тапу — это понятия, которым современные авторы дали односложные определения. Как концепции, особенно концепции маори, их нелегко перевести в одно английское определение. И мана, и тапу приобретают целый ряд связанных значений в зависимости от их ассоциации и контекста, в котором они используются. [18]

Племя с мана венуа должно было продемонстрировать свою власть над территорией.

Общее использование английского языка

[ редактировать ]

В современном новозеландском английском языке слово «мана» относится к человеку или организации, состоящей из людей, обладающих большим личным престижем и характером. [19] Более широкое использование термина мана в новозеландском обществе является результатом политизации проблем маори, возникшей в эпоху Возрождения маори . [ нужна ссылка ]

Академическое обучение

[ редактировать ]
Фото трехмачтовой шхуны
1891 года Южный Крест , один из кораблей Меланезийской миссии на , острове Норфолк где Кодрингтон преподавал и работал.

Миссионер Роберт Генри Кодрингтон много путешествовал по Меланезии , опубликовав несколько исследований ее языка и культуры. Его книга 1891 года «Меланезийцы: исследования их антропологии и фольклора» содержит первое подробное описание маны на английском языке. [9] Кодрингтон определяет ее как «силу, совершенно отличную от физической силы, которая действует всевозможными способами во благо и зло и которой величайшее преимущество обладать или контролировать». [4]

Преанимизм

[ редактировать ]

Описывая преанимизм, Роберт Ранульф Маретт цитировал меланезийскую мана (в первую очередь работы Кодрингтона): «Когда наука сравнительного религиоведения использует такое местное выражение, как мана, она вынуждена в некоторой степени игнорировать ее первоначальное или местное значение. Наука, тогда можно принять ману как общую категорию…». [20] : 99  В Меланезии анимы — это души живых людей, призраки умерших людей и духи «призрачной внешности» или подражающие живым людям. Духи могут обитать в других объектах, например в животных или камнях. [20] : 115–120 

Наиболее важным свойством маны является то, что она отличается от своего источника и существует независимо от него. Анимэ действуют только через ману . Она безлична, неразличима и (подобно энергии) передается между объектами, которые могут иметь ее в большем или меньшем количестве. Мана ощутима и проявляется как «Сила ужаса» (в смысле трепета или удивления). [20] : 12–13  Объекты, обладающие им, впечатляют наблюдателя «уважением, почитанием, умилостивлением и служением», исходящими от силы маны . Маретт перечисляет ряд объектов, обычно обладающих маной : «поразительные проявления природы», «любопытные камни», животные, «человеческие останки», кровь, [20] : 2  грозы, затмения, извержения, ледники и звуки рева быков . [20] : 14–17 

Если мана — это отдельная сила, к ней можно относиться отдельно. Маретт различает заклинания воздействующие на ману , квазиобъективно , и молитвы (обращающиеся к аниме ). Анима воздействовать могла уйти, оставив мана в виде заклинания, на которое можно магией . Хотя Маретт постулирует более раннюю преанимистическую фазу , «рудиментарную религию» или « магико-религиозную » фазу, в которой мана фигурирует без анимы , «невозможно найти островок чистого «преанимизма». [20] : xxvi Как и Тайлор, он выдвигает теорию, объединяющую анимизм и преанимизм, отождествляемый со сверхъестественным — «таинственным», в отличие от разумного. [20] : 22 

Тотемизм Дюркгейма

[ редактировать ]

В 1912 году французский социолог Эмиль Дюркгейм исследовал тотемизм , религию австралийских аборигенов, с социологической и теологической точки зрения, описывая коллективное возбуждение как источник идеи тотемического принципа или Маны . [ нужна ссылка ]

В 1936 году Ян Хогбин раскритиковал универсальность преанимизма Маретта: «Мана ни в коем случае не универсальна, и, следовательно, принимать ее в качестве основы для построения общей теории первобытной религии не только ошибочно, но и ошибочно». . [21] Однако Маретт рассматривал эту концепцию как абстракцию . [20] : 99  Заклинания, например, можно найти «от Центральной Австралии до Шотландии». [20] : 55 

Ученые начала 20-го века также рассматривали мана как универсальную концепцию, встречающуюся во всех человеческих культурах и выражающую фундаментальное человеческое осознание священной жизненной энергии. В своем эссе 1904 года «Очерк общей теории магии» Марсель Мосс опирался на работы Кодрингтона и других, чтобы нарисовать картину маны как «силы по преимуществу , подлинной эффективности вещей, которая подтверждает их практические действия, не уничтожая их». ". [22] : 111  Мосс указывал на сходство маны с ирокезской оренда и алгонкинской маниту , убежденный в «универсальности института»; [22] : 116  «концепция, охватывающая идею магической силы, когда-то встречалась повсюду». [22] : 117 

Мосс и его сотрудник Анри Юбер подверглись критике за эту позицию, когда в 1904 году был опубликован их « Очерк общей теории магии» . «Никто не подвергал сомнению существование понятия маны, — писал биограф Мосса Марсель Фурнье , — но Юбера и Мосса критиковали за то, что они придавали ему универсальное измерение». [23] Критика маны как архетипа жизненной энергии усилилась. По мнению Мирчи Элиаде , идея маны не универсальна; в местах, где считается, что она есть не у всех, и «даже среди различных формул ( мана , вакан , оренда и т. д.) есть если не явные различия, то уж точно нюансы, недостаточно замеченные в ранних исследованиях». [24] «Что касается этих теорий, основанных на изначальном и универсальном характере маны , мы должны без промедления сказать, что они были опровергнуты более поздними исследованиями». [25]

Целое жаркое [26] В статье, включенной в книгу «Мышление через вещи: этнографическое теоретизирование артефактов», утверждается, что концепция маны подчеркивает важное теоретическое предположение в антропологии : материя и значение разделены. Холбраад предполагает, что это горячо обсуждаемый вопрос, что мана дает повод для переоценки разделения, принятого между материей и значением в социальных исследованиях. Его работа является частью онтологического поворота в антропологии, смены парадигмы , целью которой является серьезное отношение к онтологии других культур. [27]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д «Мана (полинезийская и меланезийская религия)» . Британская энциклопедия . Проверено 28 ноября 2019 г. .
  2. ^ Кизинг, Роджер (1982). Религия Квайо: живые и мертвые в обществе Соломоновых Островов . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
  3. ^ Кизинг 1984 .
  4. ^ Jump up to: а б Кодрингтон (1891 : 118 и далее)
  5. ^ Ивенс, WG (1931). «Место Вуи и Тамате в религии Мота». Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии . 61 : 157–166. дои : 10.2307/2843828 . ISSN   0307-3114 . JSTOR   2843828 .
  6. ^ Мондрагон 2004 .
  7. ^ Франсуа, Александр (2013), «Тени ушедших жизней: истории духовных слов на севере Вануату» (PDF) , в Мейлхаммере, Роберте (редактор), Лексическая и структурная этимология: за пределами истории слов , Исследования языковых изменений, том . 11, Берлин: ДеГрюйтер Мутон, стр. 185–244.
  8. ^ Франсуа, Александр (2022). «Ужасающие силы и предупреждающие знаки: описание семантической истории слов * табу в Вануату» (PDF) . Океаническая лингвистика . 61 (1): 212–255. дои : 10.1353/ол.2022.0017 . Проверено 11 июля 2022 г.
  9. ^ Jump up to: а б с Бласт, Роберт (2007). «Возвращение к протоокеанической *мане» . Океаническая лингвистика . 46 (2): 404–423. дои : 10.1353/ол.2008.0005 . S2CID   144945623 .
  10. ^ Карлсон, Кэти; Фланагин, Майкл Н.; Мартин, Кэтлин; Мартин, Мэри Э.; Мендельсон, Джон; Роджерс, Присцилла Янг; Роннберг, Ами; Салман, Шерри; Уэсли, Дебора А. (2010). Арм, Карен; Уэда, Како; Тулин, Энн; Лангерак, Эллисон; Кили, Тимоти Гас; Вольф, Мэри (ред.). Книга символов: размышления об архетипических образах . Кёльн: Ташен . п. 730. ИСБН  978-3-8365-1448-4 .
  11. ^ Каннингем, Скотт (1995). Гавайская религия и магия . Публикации Ллевеллина. п. 15. ISBN  1-56718-199-6 . OCLC   663898381 .
  12. ^ Отчет о реке Уонгануи (Wai 167) (PDF) . Веллингтон, Новая Зеландия: Публикации GP. 1999. с. 35. ISBN  1-86956-250-Х . Архивировано (PDF) из оригинала 14 сентября 2016 года . Проверено 31 декабря 2016 г.
  13. ^ Jump up to: а б «Взгляд на Те Аревана Кей Рото и Те Рума: неодиспут коренных народов об обществе поселенцев, аннулировании договора, «природных ресурсах» и нашем коллективном будущем в Новой Зеландии» . Кахароа . 9 (1). 2 февраля 2016 г. doi : 10.24135/tekaharoa.v9i1.6 . Проверено 11 октября 2018 г.
  14. ^ «Отчет о морском рыболовстве Нгай Таху за 1992 год» . Трибунал Вайтанги. Архивировано из оригинала 20 октября 2007 года . Проверено 26 января 2015 г.
  15. ^ Марсден, маори (1975). «Бог, Человек и Вселенная». В Кинге, Майкле (ред.). Те Ао Хурихури: Мир движется . Веллингтон: Хикс Смит. п. 145.
  16. ^ Муту, Маргарет (2011). Государство прав маори . Веллингтон: Хуя. п. 213.
  17. ^ Джонс, Карвин (2014). «Конституционная традиция маори» (PDF) . Новозеландский журнал публичного и международного права . 11 (3): 187–204. Архивировано (PDF) из оригинала 22 февраля 2018 г.
  18. ^ «Мана и Тапу» . Министерство юстиции Новой Зеландии. Архивировано из оригинала 22 мая 2010 года . Проверено 26 января 2015 г.
  19. ^ «Словарь английского языка из киви (Новая Зеландия)» . Новая Зеландия от А до Я. Проверено 26 января 2015 г.
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Маретт, Роберт Рэндольф (2013). Порог религии . ООО Хардпресс ISBN  978-1-313-15196-2 .
  21. ^ Хогбин, Х. Ян (март 1936 г.). «Мана». Океания . 6 (3): 241–274. дои : 10.1002/j.1834-4461.1936.tb00187.x .
  22. ^ Jump up to: а б с Мосс, Марсель (2007). Общая теория магии (переиздание). Лондон: Рутледж. ISBN  978-0-415-25396-3 .
  23. ^ Фурнье, Марсель (2006). Марсель Мосс: Биография . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 138 . ISBN  978-0-691-11777-5 .
  24. ^ Элиаде, Мирча (1996). Образцы сравнительного религиоведения (2-е изд.). Линкольн: Издательство Университета Небраски. п. 22. ISBN  978-0-8032-6733-6 .
  25. ^ Элиаде, Мирча (1992). Мифы, мечты и тайны: встреча современных верований и архаической реальности . Магнолия, Массачусетс: Питер Смит. п. 127. ИСБН  978-0-8446-6625-9 .
  26. ^ Холбраад, М. (2007). «Сила порошка: множественность и движение в гадательной космологии кубинской Ифа (или снова мана)» В книге « Мышление через вещи: этнографическое теоретизирование артефактов» , Энаре, А. Холбраад, М. и Уэстел, С. Лондон: Рутледж. стр. 199–235
  27. ^ Хейвуд, П. (2017). « Онтологический поворот » в Кембриджской энциклопедии антропологии . (Доступ: 11.07.2021)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 181b1bc36874c529cecce774ac4b01ff__1722759000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/18/ff/181b1bc36874c529cecce774ac4b01ff.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mana (Oceanian cultures) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)