Jump to content

Талисман

Талисман Карла Великого , также реликварий , как говорят, был найден на его теле, когда была открыта его гробница.

Талисман — это любой предмет , которому приписывают религиозную или магическую силу, предназначенный для защиты, исцеления или нанесения вреда людям, для которых он создан. Талисманы часто представляют собой переносные предметы, которые можно носить с собой разными способами, но их также можно установить на постоянной основе в архитектуре. Талисманы тесно связаны с амулетами , выполняя многие из тех же функций, но ключевое различие заключается в их форме и материале: талисманы часто принимают форму предметов (например, одежды, оружия или пергамента), на которых написаны магические тексты. [1]

Талисманы использовались во многих цивилизациях на протяжении всей истории, связанные с астрологическими, научными и религиозными практиками; но теория приготовления и использования изменилась в некоторых культурах с появлением более поздней теории талисманов нового века. Талисманы используются для выполнения широкого спектра функций, таких как: личная защита владельца, близких или имущества, содействие плодородию и помощь в производстве сельскохозяйственных культур.

Этимология

[ редактировать ]
Христианский талисман (Бреверль), 18 век.

Слово «талисман» происходит от французского «talisman » через арабский ṭilasm ( طِلَسْم , множественное число طلاسم ṭalāsim ), которое происходит от древнегреческого «telesma» ( τέλεσμα ), что означает «завершение, религиозный обряд, оплата». [2] [3] в конечном итоге от глагола телео ( τελέω ), «Я завершаю, совершаю обряд». [4]

Изготовление талисманов

[ редактировать ]

Нью Эйдж

[ редактировать ]

Согласно талисманным практикам нового века , элементы магических ассоциаций, такие как цвета, запахи, символика , узоры и фигуры, могут быть интегрированы в создание талисмана в дополнение к выбранному планетарному или стихийному символизму. Однако их следует использовать в гармонии с выбранной стихийной или планетарной силой, чтобы усилить предполагаемую силу талисмана. Также можно придать талисману индивидуальный характер, включив в него стих, надпись или узор, который имеет особое значение для создателя. Эти надписи могут быть сигилами (магическими эмблемами), библейскими стихами или сонетами , но они также должны гармонировать с первоначальной целью талисмана. [5]

Исламский талисман с выгравированной цитатой из Корана , 7 или 8 век нашей эры.

В исламе использование амулетов в качестве защиты считается ширком . [6] Однако использование аятов Корана на листах пергамента, завернутых в предметы-талисманы, было обычным явлением во всем мусульманском мире. Например, Муслим Ибн аль-Хаджадж поручил военным командирам написать Коран 54:46 на ткани розовой водой, мускусом и янтарем, когда восходят Весы и в час солнца, и нести его на поле битвы, чтобы процветать над угнетателями. и неверующие. [7]

Аббасидский математик X века Сабит ибн Курра считался знатоком талисманов. В одном из своих текстов о талисманах он написал: «Самая благородная часть астрономии — это наука о талисманах». [8] Согласно переводчику XII века Иоанну Севильскому и версии Лимии арабского текста ибн Курры «De imaginibus» , он считал талисманы и астрономию более важными для обретения мудрости, чем изучение геометрии и философии. В переводе того же текста Аделардом Батским подчеркивается, что для создания талисмана необходимы обширные знания как астрономии, так и астрологии. [8] Эта информация необходима, поскольку талисманы следует изготавливать в момент благоприятного небесного события. Гороскоп рождения также может быть фактором эффективности талисманов. У создателя не должно быть никаких отвлекающих факторов или сомнений, иначе его талисман будет бессилен. [8]

В переводе Аделарда указано, что для изготовления талисмана, который мог бы заслужить любовь короля, члена семьи или пэра, следует использовать свинец, железо, бронзу, золото или серебро. Чтобы сделать вредный талисман для создания конфликтов между другими, получения денег, защиты или разрушения места или победы в судебной тяжбе, следует использовать смолу и деготь, битум и алоэ. [8] Пример того, как сделать любовный талисман по книге Ибн Курры, следующий: во-первых, нужно убедиться, что сейчас правильное астрологическое время для выполнения этого ритуала, потому что это одиннадцатое место или дом , связанный с дружбой. [8] Затем нужно сделать талисман из фигуры мужчины в определенное астрологическое время и с определенным намерением, и на нем должно быть выгравировано имя другого человека. В-третьих, необходимо сделать второй талисман, и на нем должно быть выгравировано имя получателя этой любви. После этого на обоих талисманах следует выгравировать как имена, так и прозвища каждого человека. [8] Их необходимо расположить так, чтобы имена на каждом талисмане касались сердца другого талисмана. Далее в процессе нужно взять кусок неиспользованного пергамента или ткани, очищенный мускусом, амброй и камфорой, и нарисовать «кольца» управителей восходящего и одиннадцатого места. [8] Талисманы необходимо очистить шафраном, алоэ и ладаном, а затем сложить в заранее приготовленную ткань или пергамент. Этот процесс очищения следует повторять три ночи подряд. Во время этого процесса необходимо прочитать конкретную молитву, связанную с намерением создателя, а также принять ванну и надеть чистую одежду. [8]

Использование талисманов

[ редактировать ]
Многоугольный талисман с микрокаллиграфическими надписями, Индия, 17 век.

В исламском мире талисманы регулярно использовались по личным, социальным, политическим и идеологическим причинам как на народном, так и на элитном уровне. Они действуют как проводник божественной защиты, которая может включать как привлечение положительных энергий к владельцу, так и отражение болезней, опасностей и сглаза. Их также можно называть хафизом (защитником), а также хималой (кулоном), часто прикрепленным к телу или подвешенным к нему, например, в виде ожерелья, кольца, рубашки-талисмана или небольшого предмета в переносной сумке. [1] [9]

Европейская средневековая медицина

[ редактировать ]

Леа Олсан пишет об использовании амулетов и талисманов, предписанных практикующими врачами в средневековый период. Она отмечает, что использование таких заклинаний и молитв «редко является предпочтительным методом лечения». [10] потому что такое лечение не могло быть должным образом оправдано в сфере медицинского учения Галена . Однако их использование обычно считалось приемлемым; упоминания об амулетах были обычным явлением в средневековой медицинской литературе.

Например, один известный средневековый врач Гильберт пишет о необходимости использования талисмана для обеспечения зачатия ребенка. Он описывает процесс изготовления такого рода талисманов как «...написание слов, некоторых непрерывных, некоторых библейских, на пергаменте, который нужно повесить на шею мужчине или женщине во время полового акта». [10]

Исламские талисманные чаши

[ редактировать ]

В Коране магия представлена ​​двумя ангелами Вавилона, Харутом и Марутом. Магия, или сихр , рассматривалась как сверхъестественная сила, существующая в мире природы, которая могла лечить болезни с помощью чар и заклинаний. [11] На многих чашах был написан текст, объясняющий, для чего следует использовать эту чашу (например, колики, роды, кровотечение из носа и т. д.), а также инструкции по ее использованию. Бронзовая гравированная «Волшебная чаша» из Сирии ок. 1200 [12] Это пример блюда, используемого для облегчения родов, а также облегчения укуса скорпиона и бешеной собаки, согласно надписям Корана на внутренней стороне чаши. На этой чаше также написано, что человек, заразившийся болезнью или укушенный, не обязательно должен пить жидкость из чаши. Его может забрать кто-то из окружения или связанный с пострадавшим человеком, но в нем не упоминается, как магия передается человеку, нуждающемуся в помощи. Эту особую чашу также использовали для барака , когда чашу наполняли водой и оставляли на ночь, чтобы впитать целебные силы. [ нужна ссылка ]

Псевдоаристотелевская герметика

[ редактировать ]

Псевдоаристотелевская «Герметика» — серия тесно связанных арабских текстов, приписываемых Гермесу Трисмегисту и, возможно, датируемых девятым веком нашей эры. [13] исследует концепцию руханият, то есть ангелов из духовной силы/царства в мире природы, и то, как человек может получить доступ к этим силам. В тексте Александра Великого и Аристотеля рассматриваются различные инструкции о том, как использовать эти духовные силы с помощью талисманов, смесей, амулетов и многого другого, каждый из которых используется для определенной цели. Некоторые инструкции включают в себя размещение резного камня поверх кольца, которое затем помещается на мертвого черного барана, когда Марс находится в определенном градусе Скорпиона, а Луна - в Раке. Даты этих текстов неизвестны, однако они лежали в основе многих мистических практик в исламском средневековом мире. Псевдоаристотелевский текст Сирр аль-Асрар предлагает дополнительные инструкции, в частности, относительно «королевского талисмана», защищающего от вреда. В нем говорится, что при наличии определенных астрологических знаков в четверг следует вырезать на рубиново-красном камне человека с крыльями и короной, едущего на льве с флагом, в то время как шесть других безволосых мужчин кланяются ему под руки. Затем его следует сжечь во время обширного ритуала, где после Руханият посетит вас во сне и скажет, что ваш ритуал прошел успешно, после чего вы отгоните змей и скорпионов. [14]

Зульфикар

[ редактировать ]

Зульфикар, волшебный меч Али , часто изображался на османских флагах , особенно тот, который использовался янычарской кавалерией в 16 и 17 веках.

Эта версия полной молитвы Зульфикара также часто встречается в талисманах воинов Кызылбаша :

король мужчин

Лев Яздана

Божья сила

Нет мальчика, кроме Али,

Нет другого меча, кроме Зульфикара.

''Шах-и-Мардан,

Шер-э-Яздан,

Кудрат-э-Худа,

Лафата илья Али;

Ла Сайфа илья Зульфикар».

«Лидер воинов,
Лев Йаздана (имя Бога на персидском языке),
Могущество Всевышнего (Бога),
Нет человека подобного Али ;
Нет такого меча, как Зульфикар .

Запись « Живи, как Али, умри, как Хусейн» как часть более длинной талисманной надписи, была опубликована Тевфиком Ханааном в «Расшифровке персидских, а иногда и арабских талисманов» (1938). [15]

Печать Соломона

[ редактировать ]
Печать Соломона

Печать Соломона, также известная как переплетенный треугольник, — еще один древний талисман и амулет, который широко использовался в нескольких религиях. Считается, что это эмблема, с помощью которой царь Соломон правил гениями , она не могла возникнуть от него. Его использование было прослежено в различных культурах задолго до еврейского завета . В качестве талисмана он считался всемогущим, идеальным символом абсолюта, и его носили для защиты от всех фатальностей, угроз и неприятностей, а также для защиты своего владельца от всего зла. По своей конституции треугольник вершиной вверх представляет добро, а перевернутый треугольник – зло.

Треугольник вершиной вверх был типичен для Троицы, фигур, встречающихся в нескольких религиях. В Индии , Китае и Японии три угла символизируют Брахму , Вишну и Шиву , Создателя, Хранителя и Разрушителя или Восстановителя. В Древнем Египте он олицетворял божеств Осириса , Исиду и Гора . В христианстве он олицетворял Святую Троицу . В целом он символизирует элементы огня и духа, состоящие из трех добродетелей (любви, истины и мудрости). Треугольник вершиной вниз символизировал стихию воды и олицетворял материальный мир, или трёх врагов души: мир, плоть и Дьявол, а также смертные грехи , зависть, ненависть и злобу. Таким образом, два переплетенных треугольника символизируют победу духа над материей. Ранние культуры, которые внесли свой вклад в западную цивилизацию, верили, что Печать Соломона была всемогущим талисманом и амулетом, особенно когда она использовалась с Крестом Тау , еврейским Йодом или египетским Крестом Ансата. в центре. [16] : 19–20 

Талисманические рубашки

[ редактировать ]
Рубашка-талисман, Северная Индия, XV – начало XVI веков.

Рубашки-талисманы встречаются во всем исламском мире. Самые ранние сохранившиеся образцы датируются 15 веком, но считается, что эта традиция возникла еще до этого. [17] На рубашках могут быть написаны аяты из Корана или имена Аллаха и пророков. Они также могут нести изображения святых мест или астрологические символы. Считается, что написанные имена обеспечивают защиту и руководство перевозчику. [18] Рубахи-талисманы носили для защиты от многих зол; многие из них предназначались для ношения под доспехами в качестве дополнительной формы защиты. [17]

Свастика

[ редактировать ]

Свастика, один из старейших и наиболее распространенных известных талисманов, восходит к каменному веку и была найдена вырезанной на каменных орудиях этой эпохи. Его можно найти во всех частях Старого и Нового Света , а также на самых доисторических руинах и остатках. Несмотря на утверждение некоторых авторов о том, что его использовали египтяне, существует мало свидетельств того, что они его использовали, и он не был найден среди их останков.

Обе формы с руками, повернутыми влево и вправо, кажутся одинаково распространенными. На каменных стенах буддийских пещер Индии, на которых изображено множество символов, руки часто повернуты в обе стороны в одной и той же надписи. [16] : 15 

Талисманы в архитектуре

[ редактировать ]
Змеиные ворота

Ураниборг

[ редактировать ]

Научное здание эпохи Возрождения Ураниборг было интерпретировано как астрологический талисман, поддерживающий работу и здоровье работающих в нем ученых, спроектированное с использованием Марсилио Фичино теоретического механизма астрологического влияния . Соотношения длин, которые проектировщик, астролог и алхимик Тихо Браге , приложил к зданию и его садам, соответствуют тем, которые Генрих Корнелий Агриппа связывал с Юпитером и Солнцем. Этот выбор противодействовал бы распространенному мнению ученых о флегматичности, меланхолии и чрезмерном влиянии планеты Сатурн. [19]

Змеиные ворота — это ворота в цитадели Алеппо, на которых находится талисманный рельеф с изображением двух змей. Змеи кусают собственное тело и окружают звезды. Считается, что змеи обладают защитной силой от врагов цитадели. [20]

Баб Аль-Тилсам

[ редактировать ]

Баб Аль-Тилсам, или Ворота-Талисманы, — ворота в Багдаде, известные своими талисманными надписями. На воротах изображены две змеи, связанные узлами, которых держит сидящая фигура, предположительно халиф. Как и Змеиные Врата, змеи должны защищать от врагов. [20]

См. также

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Грубер, Кристиана (2016). Сила и защита: исламское искусство и сверхъестественное . Оксфорд: Музей Ашмола. п. 33.
  2. ^ «Талисман — определение талисмана на английском языке в Оксфордских словарях» . Оксфордские словари — английский язык . Архивировано из оригинала 27 февраля 2017 года . Проверено 17 марта 2018 г.
  3. ^ «Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон, τέλεσμα» . Персей.tufts.edu . Проверено 18 марта 2018 г.
  4. ^ «Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон, τελέω» . Персей.tufts.edu . Проверено 19 апреля 2017 г.
  5. ^ Гонсалес-Випплер, Миген (2001). Полная книга амулетов и талисманов . Публикации Левелина. ISBN  0-87542-287-Х .
  6. ^ Передано от Укбы ибн Аамира аль-Джухани, что группа людей пришла к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) [чтобы поклясться ему в верности ( байа )]. Он принял байат девяти из них, но не одного из них. Они сказали: «О Посланник Аллаха, ты принял байат девяти, но не этого». Он сказал: «Он носит амулет». Мужчина сунул руку (в рубашку) и снял ее, затем он (Пророк (мир ему и благословение Аллаха)) принял его байат . Он сказал: «Тот, кто носит амулет, совершил ширк ».(Передал Ахмад, 16969 г.)
  7. ^ Леони, Франческа (2016). Священные слова, священная сила: Коран и благочестивые фразы как источники исцеления и защиты . Оксфорд. п. 60. ИСБН  9781910807095 .
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Бернетт, Чарльз (1996). Магия и гадание в средние века . Олдершот, Хэмпшир. стр. 6–14. ISBN  0-86078-615-3 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  9. ^ Исламские амулеты и талисманы.является частьюЭнциклопедия мировых религий: Энциклопедия ислама
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Олсан, LT (1 декабря 2003 г.). «Заклинания и молитвы в средневековой медицинской теории и практике». Социальная история медицины . 16 (3): 343–366. дои : 10.1093/шм/16.3.343 .
  11. ^ Иттиг, Аннет (1982). «Талисманный удар» . Министерство национального образования, высшего образования и исследований : 79–94.
  12. ^ «Волшебная чаша, гравированная латунь» . Медицинская наука . Коллекция Дэвида.
  13. ^ Датировка, предложенная Саиф, Лиана (2021). «Предварительное исследование псевдоаристотелевской герметики: тексты, контекст и доктрины» . Аль-Усур аль-Вуса . 29 (1): 20–80. дои : 10.52214/uw.v29i1.8895 . S2CID   244916418 .
  14. ^ Блэквелл, Уайли (2017). Спутник исламского искусства и архитектуры . Том. I. стр. 521–533.
  15. ^ Сэвидж-Смит, Эмили (2004). Магия и гадание в раннем исламе . Издательство Эшгейт . стр. 125–177. ISBN  9780860787150 .
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Томас, Уильям; Павитт, Кейт (1995). Книга талисманов, амулетов и зодиакальных самоцветов . Кила, Монтана: Издательская компания Kessinger . ISBN  9781564594617 .
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Атиги Могаддам, Бехназ (17 июня 2015 г.). «Гостевой пост: Волшебная рубашка воина» . Музей Виктории и Альберта . Проверено 7 октября 2015 г.
  18. ^ Аль-Салех, Ясмин (ноябрь 2010 г.). «Амулеты и талисманы исламского мира» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей.
  19. ^ Кван, Алистер (1 марта 2011 г.). «Талисман Тихо: астрологическая магия в дизайне Ураниборга». Ранняя наука и медицина . 16 (2): 95–119. дои : 10.1163/157338211X557075 .
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Терри Аллен, «Глава пятая: Аль-Малик аз-Захир и орнаментированный стиль, Змеиные ворота». Архитектура Айюбидов (Solipsist Press: Occidental, Калифорния), 1999 http://www.sonic.net/~tallen/palmtree/ayyarch/ch5.htm#d0e2134
[ редактировать ]
  • СМИ, связанные с талисманами, на Викискладе?
  • Форшоу, Питер (2015) . «Магический материал и выживание материалов: амулеты, талисманы и зеркала в Европе раннего Нового времени», в книге Дитриха Бошунга и Яна Н. Бреммера (редакторы), « Материальность магии» , Вильгельм Финк.
  • Как сделать и использовать талисманы . «Как делать и использовать талисманы», Исраэль Регарди.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ea4e2cb7b9b0e637037bfabc7a2e4df6__1720990260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/f6/ea4e2cb7b9b0e637037bfabc7a2e4df6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Talisman - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)