Акеларре
Акеларе – это баскский термин, означающий шабаш ведьм (место, где ведьмы проводят свои собрания). Акерра на баскском языке означает козел. Считалось, что шабаши ведьм возглавляет коза.
Это слово было заимствовано кастильским испанским языком (в котором используется написание Aquelarre ). Он использовался в кастильском испанском языке со времен судебных процессов над ведьмами в 17 веке.Слово наиболее известно как название колдовской картины Гойи в Музее Прадо , на которой ведьмы изображены в компании огромного козла.
Этимология
[ редактировать ]Наиболее распространенная предлагаемая этимология - это луг ( larre ) козла ( aker « козёл, козел»). Испанская инквизиция обвинила людей в поклонении черной козе, связанной с поклонением сатане . Альтернативное объяснение может заключаться в том, что первоначально это было alkelarre , алка — местное название растения Dactylis hispanica . В этом случае первая этимология была бы манипуляцией инквизиции, [1] дело в том, что баски не знали ни в период преследований 1609-1612 годов, ни позже, что означало «акеларе», о котором говорили инквизиторы. Слово «aquelarre» впервые упоминается в 1609 году в брифинге инквизиции на испанском языке как синоним junta diabólica , что означает «дьявольское собрание». Баскские термины, транскрибируемые в испанские тексты часто одноязычными переписчиками на испанском языке, были полны ошибок.
Тем не менее, черный Козел или Акербельц известен в баскской мифологии как атрибут богини Мари и встречается на плите римского периода как вотивное посвящение: Ахербельтс Део («богу Ахербельтс») (см.: Аквитанский язык )..
Места под названием Акеларре
[ редактировать ]- Акеларе : поле Маньярия ( Бискайя ).
- Акеларенлезеа : большая пещера Сугаррамурди , ( Наварра ). Ведьмы встретились на самом деле за пределами пещеры в месте Берроскоберро. Некоторые говорят, что козел разговаривал со своими поклонниками из отверстия в камне за пределами пещеры. Внутри пещеры самая широкая часть достигает 120 метров. Река «ада» протекает по центру пещеры. Пол пещеры размывался на протяжении веков, потолок пещеры уже достиг 12 метров в высоту. Внутри самой большой пещеры сохранилась известняковая печь восемнадцатого века. Фермеры сочли полезным вынимать больше урожая из известняковой печи. Мы можем получить доступ к другой пещере из самой большой пещеры: пещеры Акеларре. Название пещеры происходит от луга у входа в пещеру. Раньше там праздновали Акеларе. Далее река следует по глубокому ущелью, называемому «пещерой ведьм».
Другие выразительные названия, используемые для мест собраний шабаша в баскской культуре, включают:
- Эперланда : Поле куропаток в Мушике ( Бискайя ).
- Танцевальное место : Танцевальное место, между Атауном и Идиасабалем ( Гипускоа ).
- Мандавита : в Атауне (Гипускоа).
- Соргинзуло : Нора ведьм в Зегаме и еще одна в Атауне (оба в Гипускоа).
- Грешный луг : Грешный луг, в Зиордии ( Наварра ).
- Соргинчуло : Нора ведьм, пещера в Эрнани (Гипускоа).
- Ацегин Соро : Сад удовольствий. именно этим именем сами ведьмы называли поле Мачарена в Эррентерии (Гипускоа). Согласно инквизиционным записям,
- Басахаунберро : место Басаджауна (лесного человека) в Аурице (Наварра).
- Соргинеррека : Ведьмин ручей в Толосе (Гипускоа).
- Эдар Итурри : Прекрасная весна в Толосе (Гипускоа).
- Соржинече : Дом ведьм в Айе (Гипускоа).
- Акерланда : Козий луг в Гаутегисе Артеаге (Бискайя).
- Анбото : в Дуранго (Бискайя).
- Гарайгорта : в Орозко (Бискайя).
- Петраланда : в Диме (Бискайя).
- Береза : в Уризахарре ( Алава ).
- Абаделауэта : в Эчагене ( Зигоития , Алава).
- Иранци , Пуилеги , Майрубараца : в Оярцуне (Гипускоа).
- Гора Ларрун ведьмы из Беры (Наварра), Сары и Азкаина ( Лапурди ). : Собрались
- Гора Джайзкибель : в Хондаррибии (Гипускоа). Инквизиция узнала, что Акеларе праздновали возле церкви Санта-Барбары. Местные поговорки полагают, что Акеларри были на мостах Менделу, Санта-Энгрази и Пунталеа.
История
[ редактировать ]С точки зрения антропологии акеларес были бы остатками языческих обрядов, которые совершались тайно из-за их запрета религиозными властями в то время.
Хотя некоторые говорят, что первые акелары проводились в классической Греции, когда женщины, обнаженные и пьяные, поднимались на гору, чтобы праздновать вечеринки без мужчин, это определение неверно, поскольку они поклонялись богу Диониса и не были ведьмами.
Слухи о собраниях колдунов распространились в Средние века . Однако, вероятно, они относились к простым женщинам, владевшим знаниями о свойствах лекарственных трав . Трава Atropa belladonna имела важное значение в легендах и символике Акелара.
Во время обряда для достижения экстаза обычно использовались галлюциногены. Было опасно рассчитывать правильную дозу, когда использованное количество приближалось к летальному, и поэтому некоторые вещества начали применять в виде мазей во влагалище или в анус. Это могло породить представления о сексуальном элементе в ведьмовских практиках и/или использовании котлов для приготовления магических зелий и мазей. Возможно, мазь наносилась на влагалище с помощью посоха, и этим можно объяснить частое изображение ведьм летающими с метлой между ног. [ нужна ссылка ] Некоторые виды жаб ядовиты при попадании на кожу человека. Кожа жабы тоже является галлюциногеном, и они тоже фигурируют в народных поверьях. То же самое могло произойти и с ядовитыми грибами, например, с мухомором мухомором . [ нужна ссылка ]
Зугаррамурди охота на ведьм
[ редактировать ]В 1610 году трибунал испанской инквизиции в Логроньо инициировал крупную охоту на ведьм в Сугаррамурди и деревнях вокруг Наварры, в результате которой 300 человек были обвинены в колдовстве. Они отвезли 40 из них в Логроньо и сожгли на костре 12 предполагаемых ведьм в Сугаррамурди (пятеро из них символически, поскольку ранее они были убиты под пытками). Хулио Каро Бароха в своей книге «Мир ведьм» объясняет, что баскское колдовство известно благодаря этой охоте на ведьм , которая является одной из самых печально известных среди европейских охот на ведьм. Возможно, именно в результате этих крупных судебных процессов термин akelarre стал синонимом слова «шабаш ведьмы» и распространился в обиход как на баскском, так и на испанском языках.
В то время как предыдущее исследование процессов над Зугаррамурди было сосредоточено на механизмах преследования, более поздний анализ Эммы Уилби показал, как сами подозреваемые привнесли в свои описания акелара широкий спектр убеждений и опыта, начиная от народных магических практик и общественной медицины. проведение братских встреч под популярные выражения католических религиозных ритуалов и театра, такие как литургические нарушения и проклятия масс. [2]
Похожие праздники
[ редактировать ]Подобные празднования распространились по Пиренейским горам в Стране Басков , Арагоне , Каталонии и Окситании . Эти верования пастухи принесли по пути своего ежегодного переселения овец ( отгонного животноводства ) с гор на равнины.
- «Аджун де Брюикс» в Каталонии , самый известный из всех, отмечаемый на горе Канигу , источник бурь, которые ведьмы насылали на равнину.
- Гора Турбон в Уэске .
- Горы на вершине деревни Пальс в Жироне .
- Массив Анага на Тенерифе , Канарские острова .
- Пещеры Саламанки в Саламанке .
См. также
[ редактировать ]- Аквелар (ролевая игра)
- Список испанских слов баскского происхождения
- Суды над баскскими ведьмами
- Европейское колдовство
- Пьер де Ланкр , французский охотник на ведьм.
- Баскские ведьмы
- Испанская инквизиция
- Томас де Торквемада , лидер испанской инквизиции
- Охота на ведьм
- Колдовство
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дж. Дуэсо, Колдовство в Стране Басков . Орайн, 1996. ISBN 84-89077-55-Х
- ^ Уилби, Эмма. Вызов Акелара: голоса обвиняемых в баскском безумии ведьм 1609–1614 гг . Истборн: Sussex Academic Press, 2019. ISBN 978-1845199999
Источники
[ редактировать ]- Колдовство в Стране Басков , Хосе Дуэсо, Орайн С.А., 1996. ISBN 84-89077-55-Х
- Путеводитель по баскскому Акеларе , Хосе Дуэсо, РОДЖЕР Эд., 2000. ISBN 84-8490-001-0