Jump to content

Мартин Дельрио

(Перенаправлено из «Магических расследований »)

Мартин Дельрио
Рожденный 17 мая 1551 г.
Умер 19 октября 1608 г. ( 1608-10-20 ) (57 лет)
Левен , герцогство Брабант, Испанские Нидерланды
Известный Его шеститомный труд «Магические исследования».
Религия Римский католицизм
Рукоположен 1589

Мартин Антон Дельрио SJ ( латынь : Мартинус Антониус Дельрио ; испанский : Мартин Антонио дель Рио ; французский : Мартин-Антуан дель Рио ; 17 мая 1551 — 19 октября 1608) — голландский иезуит теолог- . Он учился во многих учебных заведениях, получив степень магистра права в Саламанке в 1574 году. После периода политической службы в испанских Нидерландах он стал иезуитом в 1580 году.

Он учился или преподавал в иезуитских колледжах по всей католической Европе, включая Бордо , Дуэ , Грац , Майнц , Левен и Саламанку . Он был другом фламандского гуманиста Юстуса Липсиуса , родственником Мишеля де Монтеня и врагом протестантского учёного Иосифа Скалигера . Он был автором большого количества книг, в том числе классических комментариев и толкований Библии. Однако он по-прежнему наиболее известен своими шеститомными «Магическими исследованиями» (1599–1600), трудом о магии , суевериях и колдовстве .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Мартин Дельрио родился в Антверпене 17 мая 1551 года, в Троицу, в семье испанского купца Антонио дель Рио (ум. 17 февраля 1586 г.) и его жены Элеоноры Лопес де Вилланова (ум. 21 апреля 1602 г.). Семья Дель Рио была частью значительной испанской общины в Антверпене; в 1540 году в Антверпене действовало более 200 купцов. [1] Юный Мартин учился в латинской школе в соседнем Лиере и вскоре проявил себя как вундеркинд. Он поступил в Старый университет Левена 1 декабря 1563 года в возрасте 12 лет. [2]

Там он учился у гуманиста Корнелиуса Валериуса и познакомился с рядом других молодых многообещающих ученых, включая Андреаса Шотта , Виллема Кантера и Юстуса Липсиуса . В среднем возрасте их дружба существенно изменит ход их жизни. Первая публикация Дельрио, издание покойного римского грамматика Гая Юлия Солина , была основана на рукописи, заимствованной у Липсиуса, и включала поправки, предложенные его наставником Валерием. Дельрио также опубликовал издание Клавдиана . Он особенно гордился изданием сенеканской трагедии , опубликованным в 1576 году, но которое, как он (ложно) утверждал, завершил до своего двадцатого дня рождения. [3]

его путешествиями во время его peregrinatio Academica Трудно проследить за . Его можно поместить в Парижский университет в 1567 и 1568 годах. [4] Он также провел некоторое время в Дуэ, где отказался разделить постель с неназванным знаменитым человеком (который цитируется в его иезуитской агиографии 1609 года как доказательство его целомудрия). [5] В 1572 году он поступил в Университет Саламанки 1 декабря 1572 года и окончил его два года спустя. В Саламанке он увидит «остатки злой гимназии», где мусульмане якобы преподавали магию. [6]

Политическая карьера

[ редактировать ]

Мартин Дельрио никогда не был предназначен ни для одного из религиозных орденов. Его семья изначально предназначала ему политическую карьеру. Его юридическое образование, полученное в Саламанке, было частью этого требования. Испанская корона со времен католических монархов особенно ценила такие степени. [7] Не менее ценились и дворянские титулы. Наследство, оставленное дедом Мартина, было использовано для того, чтобы купить ему титул лорда Артселарара . 7 сентября 1561 года, в возрасте 10 лет, Мартин Дельрио официально въехал в страну, принеся клятву, в которой пообещал защищать вдов и сирот. [8] Семья Дельрио также принимала у себя ряд видных деятелей во время визитов в Антверпен, в том числе Антуана Перрено де Гранвель и Анну Австрийскую, королеву Испании , четвертую жену Филиппа II.

С началом голландского восстания члены семьи нашли работу в Совете проблем , репрессивном учреждении, созданном новым генерал-губернатором Фернандо Альваресом де Толедо, 3-м герцогом Альбы . Двоюродный брат Луис дель Рио был одним из членов совета. [9] Отец Мартина Антонио позже стал генеральным казначеем по конфискации, отвечая за конфискацию активов. [2] Сам Мартин после своего возвращения из Испании (где-то в 1576 или начале 1577 года) последует его примеру. Новый генерал-губернатор Дон Хуан Австрии сначала заключил мир, а затем нарушил его. Вскоре после этого, 29 октября 1577 года, дон Джон назначил Мартина членом Брабантского совета . Полномочия или квалификация не имели значения; за исключением одного члена-лоялиста, бежавшего в Париж, ни один из существовавших советников не решил последовать за доном Джоном.

Несмотря на назначение Мартина и его быстрое продвижение по службе (в июле 1578 года он станет вице-канцлером Брабанта), это были трагические годы для семьи Дельрио. Луис был арестован повстанцами, позже освобожден, но вскоре умер. Отец Мартина Антонио избежал плена и умер в изгнании без гроша в Лиссабоне. Карьера Мартина также пошла на спад. После смерти дона Хуана новый генерал-губернатор Александр Фарнезе, герцог Пармский, изменил курс, приступив к кампании примирения. Мало внимания уделялось тем, чью лояльность можно было считать чем-то само собой разумеющимся. Мартин, похоже, потерял свой пост вице-канцлера. [10] Другой жертвой, похоже, стали мемуары, которые Дельрио составил в честь своего покровителя дона Иоанна Австрийского Цезаря и якобы подражал «Де Белло Галлико» . Они оставались неопубликованными до конца девятнадцатого века. [11]

Иезуитская карьера

[ редактировать ]

27 декабря 1579 года Мартин Дельрио написал из Маастрихта генералу-иезуиту Эверарду Меркуриану с просьбой присоединиться к Обществу Иисуса . Дельрио заявлял об искреннем обращении к религиозной жизни, но, учитывая, что его карьера была отложена, а его семейные связи либо умерли, либо находились в изгнании, у него, возможно, не было выбора. В то же время его личное участие, а также роль его семьи в голландском восстании также означали, что Мартин мог видеть конфликт только с религиозной точки зрения. Не дожидаясь ответа, он направился в Испанию, вступив 9 мая 1580 года в Общество Иисуса. [12]

Это ни в коем случае не положило конец его странствующему существованию. Когда в 1584 году было решено, что он должен вернуться в Нидерланды для миссионерской работы, он остановился в Бордо и пробыл там два года. встречался ли он там с мэром Бордо, известным эссеистом Мишелем де Монтенем , но эти двое мужчин были троюродными братьями по материнской линии. Неясно, [13] Именно в это время Дельрио начал работу над своей первой публикацией с момента вступления в Общество, существенно переработанной и расширенной версией его издания « Сенеканской трагедии» . Syntagma tragoediae latinae (окончательно опубликованная в 1593–1594 годах) была одновременно отказом от светских (классических) интересов и признанием основополагающей роли, которую классики сыграли в иезуитском образовании. [14]

Его путешествия после 1586 года относительно неясны. В 1587 году он находился в Майнце , в 1589 году — в Левене и Дуэ , а в 1591–1593 годах — в Льеже . Наконец, в 1594 году он получил должность профессора библейской экзегезы в иезуитском колледже Левена. Он преподавал (а позже и публиковал) Ветхозаветную Песнь Песней и Книгу Плача . (Его преемником на этом посту станет Корнелий Лапид , возможно, самый известный экзегет Контрреформации.) В эти годы он также произнес ряд проповедей в честь Девы Марии , которые он собрал и опубликовал под названием «Флорида». Мариана (Мариан Блоссомс, 1598). [15]

В Левене он также воссоединился со своим университетским другом Юстусом Липсиусом , который назвал Дельрио «автором своего обращения». Хотя это значительно преувеличивает реальную роль иезуитов, это привело к тому, что их имена и репутации навсегда переплелись. Липсиус, один из ведущих гуманистов своего времени, тринадцать лет преподавал в протестантском Лейдене и был костью, из-за которой боролись католики и протестанты. Дельрио, ортодоксальность которого никогда не подвергалась сомнению, посмертно стал гарантом Липсиуса. [16]

Основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола хотел, чтобы послушание стало отличительной чертой Общества. В его конституциях отдельного иезуита сравнивали с «безжизненным телом». [17] Однако время Дельрио в Левене было почти таким же неспокойным, как и время в Бордо, когда он отказался вернуться в Нидерланды. В письмах генералу-иезуиту в Риме Клаудио Аквавиве он осуждал сначала ректора колледжа, а затем и провинциальную иерархию. [18]

Это привело к тому, что иезуита отправили в Грац в Австрии, недалеко от границы с Османской империей. Здесь он произвел впечатление на ультраортодоксального эрцгерцога Фердинанда (который, как Фердинанд II, вверг Священную Римскую империю в Тридцатилетнюю войну ). После отъезда Дельрио в Испанию Фердинанд настойчиво требовал его возвращения. [19]

Дельрио никогда не хотел покидать Испанию. Когда в Левене он активно лоббировал возвращение туда, вместо этого его отправили в Грац. В 1604 году Долгая турецкая война наконец дала повод для поездки в Испанию. [ нужны разъяснения ] Дельрио некоторое время преподавал в Вальядолиде и Саламанке , где он разочаровался в качестве студентов, назвав их «студентами для нашей слюны». [20] Осенью 1607 года Дельрио обратился к Риму с просьбой разрешить вернуться в Нидерланды, и это было удовлетворено. Он покинул Вальядолид 18 августа. 19 октября 1608 года, через три дня после возвращения в Левен, Дельрио испустил последний вздох, конечную остановку для человека, который, видимо, нигде не мог найти покоя. [21]

Мартина Дельрио «Магические исследования» ( лат . Disquisitiones Magicae или Disquisitionum Magicarum Libri Sex ) впервые появились в трех томах в Левене в 1599 и 1600 годах и были напечатаны Жераром Ривиусом . Оно быстро стало чрезвычайно популярным. Его все еще переиздавали в Кельне в 1720 и 1755 годах и в Венеции в 1746 году, спустя много времени после того, как издание конкурирующих произведений прекратилось. [22] Историки традиционно считали это произведение лишь вместилищем идей Malleus Maleficarum («Молот ведьм», 1486 г.). [23]

Дельрио приписывают импорт верований Маллеуса в Нидерланды. Хью Тревор Ропер , например, охарактеризовал книгу как «новый католический Маллеус » и заявил, что «[это] католическая реконкиста привела к сожжению ведьм во Фландрии, а иезуит дель Рио будет продолжать это делать», считая Иезуит несет прямую ответственность за поджоги. [23]

Историки также считали, что работа была основана на практическом опыте. Вольфганг Берингер утверждал, что Дельрио опирался на свой опыт молодого магистрата, что фактически сделало его «коллегой Николя Реми ». [24] Однако теперь признано, что личный опыт Дельрио в колдовстве на самом деле был довольно ограниченным и что он, возможно, никогда не встречал предполагаемую ведьму. [25]

« Расследования » , как и другие публикации Дельрио, были текстологической работой. Оно было основано на знании Дельрио классической литературы и знании истории Церкви. Агиография является особым источником вдохновения. (Ученик Дельрио Гериберт Росвейде сыграет важную роль в появлении Acta Sanctorum , католической энциклопедии житий святых.) Дельрио также опирался на истории других стран и континентов, а также на отчеты иезуитов из Нового Света. [26] Текстуальная основа работы затрудняла ее критику и замену. [27]

В отличие от работ Анри Боге и Пьера де Ланкра , работы Дельрио не основывались на личном опыте. Его авторитет не так-то просто поставить под сомнение. [27] Однако было высказано предположение, что в результате оторванности от реального мира его значимость для преследований за колдовство была довольно ограниченной. Скептики ухватились за более умеренные комментарии к работе, к неудовольствию Дельрио. [28] Перевод на английский язык начал появляться в 2000 году, что сделало произведение доступным для более широкой аудитории. [29]

Публикации

[ редактировать ]
Из сборника разных писателей, толкование кодекса и институтов гражданского права , 1580 г.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Макилсен (2015) , стр. 25–26
  2. ^ Jump up to: а б Макилсен (2015) , с. 34
  3. ^ Макилсен (2015) , Глава 5
  4. ^ Макилсен (2015) , с. 30
  5. ^ Макилсен (2015) , с. 18
  6. ^ Макилсен (2015) , с. 219
  7. ^ Ричард Л. Каган, Студенты и общество в Испании раннего Нового времени (Балтимор, Мэриленд, 1974)
  8. ^ Макилсен (2015) , с. 32
  9. ^ [1] (на голландском языке)
  10. ^ Макилсен (2015) , стр. 44–45
  11. ^ Мартин Антуан дель Рио, Мемуары Мартина Антуана дель Рио о проблемах Нидерландов во время правления дона Хуана Австрийского, 1576–1578 , пер. Адольф Дельвинь, 3 тома (Брюссель, 1869–1871 гг.).
  12. ^ Макилсен (2015) , стр. 51–52
  13. ^ Анри Бюссон, «Монтень и сын двоюродного брата», Revue d'histoire Litéraire de la France , 60 (1960): 481–99; Ян Махильсен, «Размышление с Монтенем: доказательства, скептицизм и значение в ранней современной демонологии», French History 25/4 (2011): 427–52.
  14. ^ Макилсен (2015) , с. 124
  15. ^ Макилсен (2015) , Глава 12
  16. ^ Вернер Томас, «Мартин Антонио Дельрио и Юстус Липсиус», в изд. М. Лорейса, « Мир Юстуса Липсиуса: вклад в его интеллектуальную биографию» (Брюссель/Рим, 1998), стр. 344–366; Ян Махильсен, «Дружба и религия в Республике писем: возвращение Юстуса Липсиуса в католицизм (1591 г.)», Renaissance Studies 27/2 (2013): 161–82.
  17. ^ Макилсен (2015) , с. 53
  18. ^ Макилсен (2015) , стр. 64–71
  19. ^ Макилсен (2015) , стр. 71–72
  20. ^ Макилсен (2015) , с. 73
  21. ^ Макилсен (2015) , стр. 73–74
  22. ^ Макилсен (2015) , с. 12
  23. ^ Jump up to: а б Хью Тревор-Ропер, «Кризис семнадцатого века» (1967) [ постоянная мертвая ссылка ]
  24. ^ Вольфганг Берингер, Ведьмы и охота на ведьм: глобальная история (Кембридж, 2004), с. 101
  25. ^ Макилсен (2015) , с. 250
  26. ^ Бартолетти, Томас (2 января 2022 г.). «Этнофилология и колониальная демонология: к глобальной истории суеверий раннего Нового времени» . Глобальная интеллектуальная история . 7 (1): 1–27. дои : 10.1080/23801883.2020.1788966 . ISSN   2380-1883 . S2CID   225532613 .
  27. ^ Jump up to: а б Макилсен (2015) , Глава 10
  28. ^ Макилсен (2015) , Глава 11
  29. ^ Мартин дель Рио, Исследования магии , пер. П.Г. Максвелл-Стюарт и Х.М. Гарсиа Вальверде (Брилл: Лейден, 2022–23).
[ редактировать ]
  • Единственное известное изображение Мартина Дельрио в настоящее время находится в Лувре. На нем показано, как он стоит рядом со своим младшим братом и отцом. На тот момент ему около четырнадцати лет. Его можно найти здесь
  • Введение в биографию Мартина Дельрио можно бесплатно прочитать здесь .
  • В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Мартин Антон Дельрио ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  • Онлайн-версия Disquisitiones Magicae , размещенная во Французской национальной библиотеке.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4791399ee55e44360e228636fc392788__1714726800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/88/4791399ee55e44360e228636fc392788.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Martin Delrio - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)