Мартин Дельрио
Мартин Дельрио | |
---|---|
Рожденный | 17 мая 1551 г. |
Умер | 19 октября 1608 г. Левен , герцогство Брабант, Испанские Нидерланды | (57 лет)
Известный | Его шеститомный труд «Магические исследования». |
Религия | Римский католицизм |
Рукоположен | 1589 |
Мартин Антон Дельрио SJ ( латынь : Мартинус Антониус Дельрио ; испанский : Мартин Антонио дель Рио ; французский : Мартин-Антуан дель Рио ; 17 мая 1551 — 19 октября 1608) — голландский иезуит теолог- . Он учился во многих учебных заведениях, получив степень магистра права в Саламанке в 1574 году. После периода политической службы в испанских Нидерландах он стал иезуитом в 1580 году.
Он учился или преподавал в иезуитских колледжах по всей католической Европе, включая Бордо , Дуэ , Грац , Майнц , Левен и Саламанку . Он был другом фламандского гуманиста Юстуса Липсиуса , родственником Мишеля де Монтеня и врагом протестантского учёного Иосифа Скалигера . Он был автором большого количества книг, в том числе классических комментариев и библейских толкований. Однако он по-прежнему наиболее известен своими шеститомными «Магическими исследованиями» (1599–1600), трудом о магии , суевериях и колдовстве .
Жизнь
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Мартин Дельрио родился в Антверпене 17 мая 1551 года, в Троицу, в семье испанского купца Антонио дель Рио (ум. 17 февраля 1586 г.) и его жены Элеоноры Лопес де Вилланова (ум. 21 апреля 1602 г.). Семья Дель Рио была частью значительной испанской общины в Антверпене; в 1540 году в Антверпене действовало более 200 купцов. [ 1 ] Юный Мартин учился в латинской школе в соседнем Лиере и вскоре показал себя вундеркиндом. Он поступил в Старый университет Левена 1 декабря 1563 года в возрасте 12 лет. [ 2 ]
Там он учился у гуманиста Корнелиуса Валериуса и познакомился с рядом других молодых многообещающих ученых, включая Андреаса Шотта , Виллема Кантера и Юстуса Липсиуса . В среднем возрасте их дружба существенно изменит ход их жизни. Первая публикация Дельрио, издание покойного римского грамматика Гая Юлия Солина , была основана на рукописи, заимствованной у Липсиуса, и включала поправки, предложенные его наставником Валерием. Дельрио также опубликовал издание Клавдиана . Он особенно гордился изданием сенеканской трагедии , опубликованным в 1576 году, но которое, как он (ложно) утверждал, завершил до своего двадцатилетия. [ 3 ]
его путешествиями во время его peregrinatio Academica Трудно проследить за . Его можно поместить в Парижский университет в 1567 и 1568 годах. [ 4 ] Он также провел некоторое время в Дуэ, где отказался разделить постель с неназванным знаменитым человеком (который цитируется в его иезуитской агиографии 1609 года как доказательство его целомудрия). [ 5 ] В 1572 году он поступил в Университет Саламанки 1 декабря 1572 года и окончил его два года спустя. В Саламанке он увидит «остатки злой гимназии», где мусульмане якобы преподавали магию. [ 6 ]
Политическая карьера
[ редактировать ]Мартин Дельрио никогда не был предназначен для одного из религиозных орденов. Его семья изначально предназначала ему политическую карьеру. Его юридическое образование, полученное в Саламанке, было частью этого требования. Испанская корона со времен католических монархов особенно ценила такие степени. [ 7 ] Не менее ценились и дворянские титулы. Наследство, оставленное дедом Мартина, было использовано для того, чтобы купить ему титул лорда Артселарара . 7 сентября 1561 года, в возрасте 10 лет, Мартин Дельрио официально въехал в страну, принеся клятву, в которой пообещал защищать вдов и сирот. [ 8 ] Семья Дельрио также принимала у себя ряд видных деятелей во время визитов в Антверпен, в том числе Антуана Перрено де Гранвель и Анну Австрийскую, королеву Испании , четвертую жену Филиппа II.
С началом голландского восстания члены семьи нашли работу в Совете проблем , репрессивном учреждении, созданном новым генерал-губернатором Фернандо Альваресом де Толедо, 3-м герцогом Альбы . Двоюродный брат Луис дель Рио был одним из членов совета. [ 9 ] Отец Мартина Антонио позже стал генеральным казначеем по конфискации, отвечая за конфискацию активов. [ 2 ] Сам Мартин после своего возвращения из Испании (где-то в 1576 или начале 1577 года) последует его примеру. Новый генерал-губернатор Дон Хуан Австрии сначала заключил мир, а затем нарушил его. Вскоре после этого, 29 октября 1577 года, дон Джон назначил Мартина членом Брабантского совета . Полномочия или квалификация не имели значения; за исключением одного члена-лоялиста, бежавшего в Париж, ни один из существовавших советников не решил последовать за доном Джоном.
Несмотря на назначение Мартина и его быстрое продвижение по службе (в июле 1578 года он станет вице-канцлером Брабанта), это были трагические годы для семьи Дельрио. Луис был арестован повстанцами, позже освобожден, но вскоре умер. Отец Мартина Антонио избежал плена и умер в изгнании без гроша в Лиссабоне. Карьера Мартина также пошла на спад. После смерти дона Хуана новый генерал-губернатор Александр Фарнезе, герцог Пармский, изменил курс, приступив к кампании примирения. Мало внимания уделялось тем, чью лояльность можно было считать чем-то само собой разумеющимся. Мартин, похоже, потерял свой пост вице-канцлера. [ 10 ] Другой жертвой, похоже, стали мемуары, которые Дельрио составил в честь своего покровителя дона Иоанна Австрийского Цезаря и якобы подражал «Де Белло Галлико» . Они оставались неопубликованными до конца девятнадцатого века. [ 11 ]
Иезуитская карьера
[ редактировать ]27 декабря 1579 года Мартин Дельрио написал из Маастрихта генералу-иезуиту Эверарду Меркуриану с просьбой присоединиться к Обществу Иисуса . Дельрио заявлял об искреннем обращении к религиозной жизни, но, учитывая, что его карьера была отложена, а его семейные связи либо умерли, либо находились в изгнании, у него, возможно, не было выбора. В то же время его личное участие, а также роль его семьи в голландском восстании также означали, что Мартин мог видеть конфликт только с религиозной точки зрения. Не дожидаясь ответа, он направился в Испанию, вступив 9 мая 1580 года в Общество Иисуса. [ 12 ]
Это ни в коем случае не положило конец его странствующему существованию. Когда в 1584 году было решено, что он должен вернуться в Нидерланды для миссионерской работы, он остановился в Бордо и пробыл там два года. встречался ли он там с мэром Бордо, известным эссеистом Мишелем де Монтенем , но эти двое мужчин были троюродными братьями по материнской линии. Неясно, [ 13 ] Именно в это время Дельрио начал работу над своей первой публикацией с момента вступления в Общество, существенно переработанной и расширенной версией его издания « Сенеканской трагедии» . Syntagma tragoediae latinae (окончательно опубликованная в 1593–1594 годах) была одновременно отказом от светских (классических) интересов и признанием основополагающей роли, которую классики сыграли в иезуитском образовании. [ 14 ]
Его путешествия после 1586 года относительно неясны. В 1587 году он находился в Майнце , в 1589 году — в Левене и Дуэ , а в 1591–1593 годах — в Льеже . Наконец, в 1594 году он получил должность профессора библейской экзегезы в иезуитском колледже Левена. Он преподавал (а позже и публиковал) Ветхозаветную Песнь Песней и Книгу Плача . (Его преемником на этом посту станет Корнелий Лапид , возможно, самый известный экзегет Контрреформации.) В эти годы он также произнес ряд проповедей в честь Девы Марии , которые он собрал и опубликовал под названием «Флорида». Мариана (Мариан Блоссомс, 1598). [ 15 ]
В Левене он также воссоединился со своим университетским другом Юстусом Липсиусом , который назвал Дельрио «автором своего обращения». Хотя это значительно преувеличивает реальную роль иезуитов, это привело к тому, что их имена и репутации навсегда переплелись. Липсиус, один из ведущих гуманистов своего времени, тринадцать лет преподавал в протестантском Лейдене и был костью, из-за которой боролись католики и протестанты. Дельрио, ортодоксальность которого никогда не подвергалась сомнению, посмертно стал гарантом Липсиуса. [ 16 ]
Основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола хотел, чтобы послушание стало отличительной чертой Общества. В его конституциях отдельного иезуита сравнивали с «безжизненным телом». [ 17 ] Однако время Дельрио в Левене было почти таким же неспокойным, как и время в Бордо, когда он отказался вернуться в Нидерланды. В письмах генералу-иезуиту в Риме Клаудио Аквавиве он осуждал сначала ректора колледжа, а затем и провинциальную иерархию. [ 18 ]
Это привело к тому, что иезуита отправили в Грац в Австрии, недалеко от границы с Османской империей. Здесь он произвел впечатление на ультраортодоксального эрцгерцога Фердинанда (который, как Фердинанд II, вверг Священную Римскую империю в Тридцатилетнюю войну ). После отъезда Дельрио в Испанию Фердинанд настойчиво требовал его возвращения. [ 19 ]
Дельрио никогда не хотел покидать Испанию. Когда в Левене он активно лоббировал возвращение туда, вместо этого его отправили в Грац. В 1604 году Долгая турецкая война наконец дала повод для поездки в Испанию. [ нужны разъяснения ] Дельрио некоторое время преподавал в Вальядолиде и Саламанке , где он разочаровался в качестве студентов, назвав их «студентами для нашей слюны». [ 20 ] Осенью 1607 года Дельрио обратился к Риму с просьбой разрешить вернуться в Нидерланды, и это было удовлетворено. Он покинул Вальядолид 18 августа. 19 октября 1608 года, через три дня после возвращения в Левен, Дельрио испустил последний вздох, конечную остановку для человека, который, видимо, нигде не мог найти покоя. [ 21 ]
Работа
[ редактировать ]Мартина Дельрио «Магические исследования» ( лат . Disquisitiones Magicae или Disquisitionum Magicarum Libri Sex ) впервые появились в трех томах в Левене в 1599 и 1600 годах и были напечатаны Жераром Ривиусом . Оно быстро стало чрезвычайно популярным. Его все еще переиздавали в Кельне в 1720 и 1755 годах и в Венеции в 1746 году, спустя много времени после того, как издание конкурирующих произведений прекратилось. [ 22 ] Историки традиционно считали это произведение лишь вместилищем идей Malleus Maleficarum («Молот ведьм», 1486 г.). [ 23 ]
Дельрио приписывают импорт верований Маллеуса в Нидерланды. Хью Тревор Ропер , например, охарактеризовал книгу как «новый католический Маллеус » и заявил, что «[это] католическая реконкиста привела к сожжению ведьм во Фландрии, а иезуит дель Рио будет продолжать это делать», считая Иезуит несет прямую ответственность за поджоги. [ 23 ]
Историки также считали, что работа была основана на практическом опыте. Вольфганг Берингер утверждал, что Дельрио опирался на свой опыт молодого магистрата, что фактически сделало его «коллегой Николя Реми ». [ 24 ] Однако теперь признано, что личный опыт Дельрио в колдовстве на самом деле был довольно ограниченным и что он, возможно, никогда не встречал предполагаемую ведьму. [ 25 ]
« Расследования » , как и другие публикации Дельрио, были текстологической работой. Оно было основано на знании Дельрио классической литературы и знании истории Церкви. Агиография является особым источником вдохновения. (Ученик Делрио Гериберт Росвейде сыграет важную роль в появлении Acta Sanctorum , католической энциклопедии житий святых.) Дельрио также опирался на истории других стран и континентов, а также на отчеты иезуитов из Нового Света. [ 26 ] Текстуальная основа работы затрудняла ее критику и замену. [ 27 ]
В отличие от работ Анри Боге и Пьера де Ланкра , работы Дельрио не основывались на личном опыте. Его авторитет не так-то легко поставить под сомнение. [ 27 ] Однако было высказано предположение, что в результате оторванности от реального мира его значимость для преследований за колдовство была довольно ограниченной. Скептики ухватились за более умеренные комментарии к работе, к неудовольствию Дельрио. [ 28 ] Перевод на английский язык начал появляться в 2000 году, что сделало произведение доступным для более широкой аудитории. [ 29 ]
Публикации
[ редактировать ]- Гай Юлий Солин (1572 г.). Мартин Дельрио (ред.). Полигистор под редакцией Мартино-Антонио Дельрио . Антверпен: из мастерской Кристофера Плантини, королевского архипографа .
- Мартин Дельрио (1576 г.). В «Трагедиях» Сенеки десять комментариев Мартина Анта. Дель Рио Антверпен: из мастерской Кристофера Плантини, королевского архтипографа.
- Мартин Антонио Дель Рио (1580 г.). Составлено по материалам разных авторов, толкования кодексов и институтов гражданского права (на латыни). Париж: Мишель Сонниус.
- Мартин Дельрио (1593 г.). Мартин Антониус Дельриус из Общества Иисуса Синтагма латинской трагедии: разделена на три части . Антверпен: из мастерской Плантиниана в Видуа и Джона Моретуса .
- Мартин Дельрио (1596 г.). К кл. Клаудиани VC Опера Мартини Антонио Дель-Рио Примечания . Антверпен: из Плантинианской мастерской.
- Мартино Дель Рио (1599 г.). Магические изыскания (на латыни). Том. 6. Лувен: Г. Ривиус.
- Вендетта Ареопагита Мартина Дель Рио против Иосифа Скалигера (на латыни). Антверпен: из мастерской Плантениана у Джона Моретуса. 1607 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Макилсен (2015) , стр. 25–26
- ^ Jump up to: а б Макилсен (2015) , с. 34
- ^ Макилсен (2015) , Глава 5
- ^ Макилсен (2015) , с. 30
- ^ Макилсен (2015) , с. 18
- ^ Макилсен (2015) , с. 219
- ^ Ричард Л. Каган, Студенты и общество в Испании раннего Нового времени (Балтимор, Мэриленд, 1974)
- ^ Макилсен (2015) , с. 32
- ^ [1] (на голландском языке)
- ^ Макилсен (2015) , стр. 44–45
- ^ Мартин Антуан дель Рио, Мемуары Мартина Антуана дель Рио о проблемах Нидерландов во время правления дона Хуана Австрийского, 1576–1578 , пер. Адольф Дельвинь, 3 тома (Брюссель, 1869–1871 гг.).
- ^ Макилсен (2015) , стр. 51–52
- ^ Анри Бюссон, «Монтень и сын двоюродного брата», Revue d'histoire Litéraire de la France , 60 (1960): 481–99; Ян Махильсен, «Размышление с Монтенем: доказательства, скептицизм и значение в ранней современной демонологии», French History 25/4 (2011): 427–52.
- ^ Макилсен (2015) , с. 124
- ^ Макилсен (2015) , Глава 12
- ^ Вернер Томас, «Мартин Антонио Дельрио и Юстус Липсиус», в изд. М. Лорейса, « Мир Юстуса Липсиуса: вклад в его интеллектуальную биографию» (Брюссель/Рим, 1998), стр. 344–366; Ян Махильсен, «Дружба и религия в Республике писем: возвращение Юстуса Липсиуса в католицизм (1591 г.)», Renaissance Studies 27/2 (2013): 161–82.
- ^ Макилсен (2015) , с. 53
- ^ Макилсен (2015) , стр. 64–71
- ^ Макилсен (2015) , стр. 71–72
- ^ Макилсен (2015) , с. 73
- ^ Макилсен (2015) , стр. 73–74
- ^ Макилсен (2015) , с. 12
- ^ Jump up to: а б Хью Тревор-Ропер, «Кризис семнадцатого века» (1967) [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Вольфганг Берингер, Ведьмы и охота на ведьм: глобальная история (Кембридж, 2004), с. 101
- ^ Макилсен (2015) , с. 250
- ^ Бартолетти, Томас (2 января 2022 г.). «Этнофилология и колониальная демонология: к глобальной истории суеверий раннего Нового времени» . Глобальная интеллектуальная история . 7 (1): 1–27. дои : 10.1080/23801883.2020.1788966 . ISSN 2380-1883 . S2CID 225532613 .
- ^ Jump up to: а б Макилсен (2015) , Глава 10
- ^ Макилсен (2015) , Глава 11
- ^ Мартин дель Рио, Исследования магии , пер. П.Г. Максвелл-Стюарт и Дж.М. Гарсия Вальверде (Брилл: Лейден, 2022–23).
Ссылки
[ редактировать ]- Мачилсен, Январь (2015). Мартин Дельрио: Демонология и наука в контрреформации . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-726580-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Единственное известное изображение Мартина Дельрио в настоящее время находится в Лувре. На нем показано, как он стоит рядом со своим младшим братом и отцом. На тот момент ему около четырнадцати лет. Его можно найти здесь
- Введение в биографию Мартина Дельрио можно бесплатно прочитать здесь .
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Мартин Антон Дельрио ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Онлайн-версия Disquisitiones Magicae , размещенная во Французской национальной библиотеке.
- 1551 рождение
- 1608 смертей
- Испанские иезуиты XVI века
- Испанские иезуиты 17 века
- Бельгийский народ испанского происхождения
- Demonologists
- богословы-иезуиты
- Голландские писатели-оккультисты
- Духовенство из Антверпена
- Испанские римско-католические богословы XVI века
- Выпускники Университета Дуэ
- Выпускники Университета Саламанки
- Охотники на ведьм
- Колдовство в Испании
- Суды над ведьмами в Испании