Jump to content

Сенеканская трагедия

Двойной Герм Сократа и Сенеки ( Antikensammlung Berlin )

Сенеканская трагедия относится к десяти древнеримским трагедиям . [1] восемь из них, вероятно, были написаны философом- стоиком и политиком Луцием Аннеем Сенекой . [2] Сенекская трагедия, как и любой другой тип трагедии, имела определенные характеристики, помогающие ее классифицировать. Тремя характеристиками сенеканской трагедии были: пять отдельных актов, каждое с хором; рассказ об «ужасах» и актах насилия, которые обычно происходят за сценой; и своего рода параллель произошедшего насилия. [3] Лишь «Фениссы» отходят от пятиактной структуры. [4] В английском литературном каноне Сенека оказал большое влияние на более поздние тексты о мести, такие как «Тит Андроник» и «Плач Лота 49» .

Точную дату написания трагедий определить трудно, но ученые полагают, что они были созданы где-то в 50-х годах нашей эры. [5] [6] [7] Дошедшие до нас трагедии Сенеки были найдены в кодексе Этруска, называемом учеными «Е», а также Фиваидой , или «А». [6] [8] Эти кодексы взяты из рукописи 11 й Италия века и 12 й века Франция. [6] Рукописи содержат 665 строк трехметрового ямба . [8] Существуют споры об авторстве этих трагедий, причем некоторые ученые приписывают их Диогену . [5]

Драматургия

[ редактировать ]

Ученые не уверены в намерениях Сенеки в отношении создания его трагедий - предназначались ли они для исполнения, произнесения вслух или чтения. [6] Однако, учитывая традиции римской литературы и театра, вполне вероятно, что пьесы как минимум читались вслух. [6] Считается, что у Сенеки было около 10 актеров, что, учитывая, что в большинстве римских вилл были комнаты, позволяющие возводить временные сцены, это позволило бы разыгрывать трагедии в меньших условиях, чем в греческом контексте. [7] Некоторые предполагают, что некоторые сцены пьес, такие как пир каннибалов в Фиесте , могли быть поставлены и исполнены, а другие — нет. [6] Ученые полагают, что, в отличие от греческих трагиков, таких как Еврипид или Софокл , которые сосредоточивали внимание на драматической форме своих пьес, Сенека использовал свои драмы для обучения и распространения философии стоицизма . [5] В соответствии с философским прошлым Сенеки, его трагедии сосредоточены на этических и моральных проблемах, в отличие от эмоциональной и драматической напряженности, которая вдохновляла других трагиков. [5] Как и греческие драматурги, Сенека основывал свои трагедии на различных греческих мифах (таких как Медея или Агамемнон). По мнению Витрувия , трагедии Сенеки могли быть поставлены с использованием той же постановки, что и греческие пьесы, с немного более широкой сценой, чтобы освободить место для хора . [6] В пьесах не было бы сценических указаний для актеров, которые вместо этого использовали бы контекст диалогов и песен для передачи движений и эмоций. [6] В декорации должен был быть включен набор центральных дверей, обозначающих основное место действия, обычно дворец, а также два крыла, которые служили бы точками входа и выхода для актеров. [6] Трагедии были написаны в пяти действиях с хором; в них были жестокие и кровавые сюжеты, а также долгие философские размышления, часто в форме монологов. [9]

Хронология

[ редактировать ]
Медея творит заклинания среди разрушенной скульптуры , Генри Фергюсон (около 1673 г.)

Ниже приведен список сенеканских трагедий, а также диапазон дат, в которых каждая из них, как считается, была написана.

Играть Конечная остановка
публикация
Медея около 50 г. н.э.
Федра перед кем 52 г. н.э.
Фиест перед кем 52 г. н.э.
Геркулес в ярости перед кем 54 г. н. э.
Троада пост кто 40 н.э. перед кем 65 г. н.э.
Агамемнон пост кто 40 н.э. перед кем 65 г. н.э.
Эдип пост кто 40 н.э. перед кем 65 г. н.э.
Феникса пост кто 60 н.э. перед кем 62 г. н.э.
Геркулес Этей 1 век
Октавия пост кто 62 н.э.

хотя автор Октавии Общепризнано, что «Геркулес Этей» и «Октавия» не были написаны Сенекой неизвестен , . [10] [11]

Влияния и источники

[ редактировать ]

Во многих сенеканских трагедиях используются повествования и персонажи знаменитых греческих трагедий Софокла , Эсхила и Еврипида ; но общепринято, что произведения Сенеки не являются прямой адаптацией этих произведений, поскольку подход иной, приобретающий более философский тон. [4] Таким образом, Сенека взял известную греческую литературу и романизировал ее. [4] подобно тому, как греческие и римские боги параллельны друг другу, но считаются отдельными пантеонами.

Греческие трагические источники

[ редактировать ]

Сравнивая » Софокла « Царя Эдипа с Сенеки » « Эдипом , оба следуют сюжетной линии путешествия Эдипа, но «Царь Эдип» — оригинальная пьеса — раскрывает события медленно, создавая напряжение и раскрывая Эдипа с драматической иронией. истинную личность [4] Напротив, Сенека пытается применить более философский подход, делая сюжет сенсационным, используя драматические зрелища и явную демонстрацию насилия. Таким образом, хотя «Царь Эдип» » Сенеки повлиял на «Эдипа , он не является прямой адаптацией, что позволило «Эдипу» занять место в уникальной категории сенеканских трагедий.

Эсхил — автор оригинального драматурга «Орестеи » , трилогии, содержащей пьесу об Агамемноне, члене проклятого дома Атрея. [12] Эта трилогия повлияла на «Агамемнона и Фиеста» Сенеки , и хотя все три пьесы позволяют прошлому и будущему проявиться в настоящем, и все три подчеркивают параллели между поколениями, драмы Сенеки предлагают комментарий к эсхиловой версии Агамемнона. [13] Хотя пьесы Сенеки напоминают Орестею Эсхила в повествовании и персонажах, они также служат важной цели - пролить свет на неясные сцены оригинального «Агамемнона». Кроме того, Сенека еще раз философствует в оригинальной истории, добавляя более подробное описание убийств, произошедших за сценой. [12]

Показано, что Сенека меняет характеристики определенных ролей, что особенно заметно, если посмотреть на различия между «Медеей» Сенеки и «Еврипидом», что показывает, что драмы Сенеки обычно похожи на свои греческие аналоги только по названию и общему сюжету. [14] Медея Сенеки более воинственна, чем Медея Еврипида, демонстрируя явное снижение уважения к богам и позволяя своему гневу привести ее к насилию. Кроме того, Сенека заимствует у Еврипида различные хоровые приемы, такие как использование вспомогательного хора, чтобы подчеркнуть важность персонажа и придать его выходу особую атмосферу, или буквальное управление хором другими персонажами - практика, которая является крайне редкой. в греческом театре в целом и чаще всего встречается у раннего Еврипида и Эсхила. [4]

Влияние римского театра

[ редактировать ]

Было высказано предположение, что на стиль сенеканской трагедии повлияла литература Августа , тип римской литературы, который процветал при Цезаре Августе, первом римском императоре. [15] Литература, написанная в период правления Августа, подчеркивает безудержную конкурентную природу римской драмы, поскольку писатели раннего Августа создавали произведения в нескольких жанрах, чтобы заявить, что их произведения могут сравниться с греческими аналогами этих форм. Кроме того, римлянам нравились зрелища, и они ожидали, что их драмы будут развлекать. [16] Таким образом, римские пьесы часто были более жестокими, чем греческие драмы. [17] поскольку греческие пьесы предпочитали драматический конец и поэтому не хотели допускать смерти на сцене. [18] В этом Сенека позаимствовал философский подтекст своих пьес из греческой драмы, а склонность к зрелищному насилию – из римского театра. [16]

Клитемнестра , Джон Кольер (1882)

В середине XVI века итальянские гуманисты заново открыли эти произведения, сделав их моделями возрождения трагедии на сцене Возрождения . Две великие, но очень разные драматические традиции того времени — французская неоклассическая трагедия и елизаветинская трагедия — обе черпали вдохновение у Сенеки.

Пьесы также получили известность в англоязычных странах, поскольку драма Сенека была одним из первых классических произведений, переведенных на английский язык в этот период. [19] Первым полным переведенным сборником всех пьес, приписываемых Сенеке в то время, был «Сенека: его десять трагедий» , составленный и отредактированный английским поэтом и переводчиком Томасом Ньютоном . [20] Пьесы переводили Джаспер Хейвуд , Александр Невил, Томас Нус , Джон Стадли и сам Ньютон. [19]

Титульный лист Трагедии о Горбодуке (1565 г.)

Драматурги елизаветинской эпохи находили темы кровожадной мести Сенеки более близкими английскому вкусу, чем его формы. Первая английская трагедия «Горбодюк» (1561) Томаса Саквилля и Томаса Нортона представляет собой цепь убийств и мести, написанную в прямом подражании Сенеке. (Так получилось, что «Горбодюк» действительно следует как форме, так и сюжету сенеканской трагедии; но лишь очень немногие другие английские пьесы, например «Несчастья Артура» , последовали ее примеру в этом.) Влияние сенеканцев также очевидно в «Томасе Киде» . « Испанская трагедия » и Шекспира « Тит Андроник» и «Гамлет» . Все три разделяют тему мести, кульминацию, усыпанную трупами, а «Испанской трагедии» и «Гамлета» в актерском составе также есть призраки; все эти элементы можно проследить до модели Сенекана. Призраки имеют особое значение для модели Сенека, поскольку они часто принадлежат не к более популярной христианской вере того времени, а к языческим греческим и римским верам, часто отсылая к подземному миру, а не к раю или аду.

Гамлет и призрак его отца , Уильям Блейк (1806)

Французская неоклассическая драматическая традиция, достигшая своего наивысшего выражения в трагедиях 17 века Пьера Корнеля и Жана Расина , опиралась на Сенеку в плане формы и величия стиля. Эти неоклассики переняли нововведение Сенеки в отношении доверенного лица (обычно слуги), его замены речи действиями и его моральной тщательности.

1800-е годы стали периодом всеобщего пренебрежения драмой Сенека, когда процветала критика вокруг насилия и предполагаемого однообразия пьес. [21] Так продолжалось до 20 века, когда интерес к изучению и постановке пьес Сенеки пережил два заметных периода возрождения. Это возрождение произошло в 1920-х и 1960-х годах , причем последнее продолжается и по сей день. [21]

Возобновившийся интерес к творчеству Сенеки в 1920-е годы был в основном связан с написанием и анализом пьес, а не с их исполнением. Некоторыми возможными причинами этого интереса были Первая мировая война , насилие которой могло быть связано с насилием в пьесах, и популяризация психоанализа , который дал новую линзу, через которую критики могли анализировать персонажей. [21] Т. С. Элиот выступил в 1927 году с влиятельной речью, связав драму Сенека с произведениями Шекспира и опровергнув прошлую критику. [22]

Возрождение 1960-х годов характеризовалось интересом к постановке и постановке пьес Сенеки, который, возможно, был вызван празднованием двухтысячелетней годовщины его смерти в 1965 году. [23] Особенно заметной перестановкой стала » английского поэта Теда Хьюза постановка «Эдипа в 1968 году . Хьюз хотел подчеркнуть то, что он считал примитивной дикостью пьесы, которую он передал через отсутствие пунктуации в сценарии. [21] Постановку поставил известный английский режиссер Питер Брук , который в значительной степени опирался на Антонена Арто, «Театр жестокости» чтобы подчеркнуть насилие и кровопролитие пьесы. [24] Произведения Сенеки продолжали появляться и в 1980-е годы. постановки «Троады» , «Медея» и «Федра» Например, были опубликованы, исполнены и поставлены переводчиком Фредериком Альем . Эти постановки были заметно менее жестокими и ближе по тону к оригинальным пьесам, чем постановки Хьюза. [21]

Сенеканская драма продолжает привлекать внимание и в наши дни. Особого внимания заслуживает «Тейестес» , переведенный в 1994 году британским драматургом Кэрилом Черчиллем и в 2010 году австралийским режиссером и актером Саймоном Стоуном . [24]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Сенеканская трагедия | Роман, стоик и трагедия | Британика» . www.britanica.com . Проверено 24 мая 2024 г.
  2. ^ Кер, Джеймс (5 августа 2010 г.). «Обзор Сенеки и идеи трагедии» . Философские обзоры Нотр-Дама . ISSN   1538-1617 .
  3. ^ «Сенеканская трагедия» . Оксфордский справочник .
  4. ^ Jump up to: а б с д и Таррант, Р.Дж. (1978). «Сенеканская драма и ее предшественники». Гарвардские исследования по классической филологии . 82 : 213–263. дои : 10.2307/311033 . JSTOR   311033 .
  5. ^ Jump up to: а б с д https://www.jstor.org/stable/266092?seq=5
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кон, Томас Д. Драматургия сенеканской трагедии . Издательство Мичиганского университета, 2012.
  7. ^ Jump up to: а б https://www.jstor.org/stable/3296877?seq=3
  8. ^ Jump up to: а б https://bmcr.brynmawr.edu/1995/1995.07.09/
  9. ^ «Сенеканская трагедия». Оксфордский словарь литературных терминов, 4-е изд., Oxford University Press, 2015.
  10. ^ «Геркулес Этей» . www.litencyc.com . Проверено 24 мая 2024 г.
  11. ^ «Октавия» . www.litencyc.com . Проверено 24 мая 2024 г.
  12. ^ Jump up to: а б Лавери, Джон (2004). «Некоторые эсхиловые влияния на Агамемнона Сенеки». Материалы и дискуссии для анализа классических текстов (53): 183–194. дои : 10.2307/40236254 . JSTOR   40236254 .
  13. ^ Брук, Адриана (апрель 2019 г.). «Чтение Эсхила через Сенеку: сцены капитуляции у Агамемнона и Фиеста». Классические исследования Иллинойса . 44 (1): 1–24. дои : 10.5406/illiclasstud.44.1.0001 .
  14. ^ Баттистелла, Кьяра (апрель 2021 г.). «Медея и радость убийства». Греция и Рим . 68 (1): 97–113. дои : 10.1017/S0017383520000261 .
  15. ^ Таррант, Р.Дж. (1995). «Греческий и римский язык в трагедиях Сенеки». Гарвардские исследования по классической филологии . 97 : 215–230. дои : 10.2307/311307 . JSTOR   311307 .
  16. ^ Jump up to: а б Филлипс, Лаура Клар (2006). Архитектура римского театра: истоки, канонизация и распространение (Диссертация). ПроКвест   305277638 . [ нужна страница ]
  17. ^ «Различия между римской и греческой трагедией» . Еженедельник классической мудрости .
  18. ^ Картрайт, Марк. «Древнегреческая трагедия» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 24 мая 2024 г.
  19. ^ Jump up to: а б ван Зил Смит, Бетин (2012). «Переводы сенеканской трагедии Джаспера Хейвуда». Акта Классика . 55 : 99–117. JSTOR   24592572 .
  20. ^ Сенека, Луций Анней (1581). У Сенеки есть десять трагедий . OCLC   1084922898 . [ нужна страница ]
  21. ^ Jump up to: а б с д и Харрисон, Стивен (январь 2009 г.). «Некоторые современные версии сенеканской драмы». Тенденции в классике . 1 (1). дои : 10.1515/tcs.2009.008 .
  22. ^ Элиот, Томас Стернс (1927). Шекспир и стоицизм Сенеки . hdl : 2027/uc1.$b682915 . [ нужна страница ]
  23. ^ Циолковский, Теодор (2004). «Сенека: новая немецкая икона?». Международный журнал классической традиции . 11 (1): 47–77. дои : 10.1007/BF02903163 . JSTOR   30221943 .
  24. ^ Jump up to: а б «Рецепция сенеканской трагедии | АПГРД» . www.apgrd.ox.ac.uk . Проверено 14 мая 2024 г.


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 079cb287c33b75ae0d4536f75e4cc33a__1721863860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/3a/079cb287c33b75ae0d4536f75e4cc33a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Senecan tragedy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)