Jump to content

Федра (Сенека)

Федра
Федра и Ипполит, ок. 290 г. н.э.
Автор Луций Анней Сенека
Язык латинский
Жанр Трагедия
Установить в Афины
Дата публикации
1 век
Место публикации Рим
Текст Федра в Wikisource

«Федра» — римская трагедия, написанная философом и драматургом Луцием Аннеем Сенекой до 54 года нашей эры. Ее 1280 строк стихов рассказывают историю Федры царя Тесея , жены афинского , и ее всепоглощающей страсти к пасынку Ипполиту . Основанная на греческой мифологии и трагедии Ипполит Еврипида « Сенеки », «Федра» представляет собой одно из нескольких художественных исследований этой трагической истории. Сенека изображает Федру самосознательной и прямой в поисках своего пасынка, тогда как в других трактовках мифа она является скорее пассивной жертвой судьбы. Эта Федра приобретает интригующую натуру и цинизм, часто приписываемые персонажу медсестры.

Когда пьесы Сенеки впервые были возрождены в эпоху Возрождения , произведение, которое вскоре стало известно как «Федра», называлось «Ипполит». [1] Он был представлен на латыни в Риме в 1486 году. [2]

Пьеса оказала влияние на драму на протяжении последующих двух тысячелетий, особенно на произведения Шекспира и драмы Франции 16-17 веков. Другие известные драматические версии истории Федры, на которые повлияла версия Сенеки, включают «Федру» Жана Расина и Федры» « Любовь Сары Кейн . ​​переосмысленная адаптация «Федры» Саймона Стоуна Совсем недавно в Национальном театре была поставлена ; в компанию входили Джанет Мактир , Ассаад Буаб и Маккензи Дэвис . Пьесу Сенеки продолжают ставить и сегодня.

Основные темы «Федры» включают законы природы в интерпретации стоической философии, образы животных и охоты, а также разрушительные последствия сексуальных проступков матерей и мачех.

Персонажи

[ редактировать ]
  • Ипполит
  • Федра
  • nutrixмедсестра
  • Хор
  • Тезей
  • nuntiusпосланник

Краткое содержание сюжета

[ редактировать ]

Строки 1–423

Ипполит царя Тесея , сын афинского , на рассвете покидает свой дворец, чтобы отправиться на охоту на кабана. Он молится богине-девственнице Диане об успехе на охоте.

Его мачеха Федра, жена Тесея и дочь критского царя Миноса , вскоре появляется перед дворцом, оплакивая свою судьбу. Ее муж отсутствовал несколько лет после того, как отправился захватить Персефону из подземного мира. Федру оставили одну присматривать за дворцом, и она тоскует по лесам и охоте. Задаваясь вопросом, что вызывает ее стремление к лесным полянам, она размышляет о своей матери, Пасифае , внучке Гелиоса , которая была проклята влюбиться в быка и родить чудовище Минотавра . Федра задается вопросом, обречена ли она так же, как ее мать.

Престарелая кормилица Федры возражает, что Федра должна контролировать свои страсти, поскольку любовь может быть ужасно разрушительной. Федра объясняет, что ее охватывает неконтролируемая жажда Ипполита и что ее страсть победила ее разум. Однако Ипполит ненавидит женщин вообще и Федру в частности. Федра заявляет, что покончит жизнь самоубийством. Кормилица умоляет Федру не покончить с собой и обещает помочь ей в любви, говоря: «Моя задача — приблизиться к дикому юноше и подчинить неумолимую волю жестокого человека».

После того, как Хор воспевает силу любви, Федра приходит в эмоциональное исступление, и кормилица умоляет богиню Диану смягчить сердце Ипполита и заставить его влюбиться в Федру.

Линии 424–834.

Ипполит возвращается с охоты и, увидев кормилицу Федры, спрашивает ее, почему она выглядит такой угрюмой. Медсестра отвечает, что Ипполит должен «показать себя менее суровым», наслаждаться жизнью и искать общества женщин. Ипполит отвечает, что жизнь наиболее невинна и свободна, когда она проводится в дикой природе. Ипполит добавляет, что мачехи «ничуть не милосерднее зверей». Он находит женщин злыми и указывает на Медею в пример . «Зачем возлагать вину на всех за преступление немногих?» спрашивает медсестра. Она утверждает, что любовь часто может изменить упрямый характер. Тем не менее, Ипполит сохраняет свою стойкую ненависть к женщинам.

Федра передает кормилице письмо с обвинением Ипполита.

Появляется Федра, теряет сознание и падает. Ипполит будит ее. Когда он спрашивает, почему она так несчастна, она решает признаться в своих чувствах. Федра тонко предлагает Ипполиту занять место его отца, поскольку Тесей, скорее всего, никогда не вернется из подземного мира. Ипполит соглашается, предлагая занять место своего отца, ожидая его возвращения. Затем Федра признается в любви Ипполиту. В ужасе он кричит, что он «виновен», потому что «побудил [свою] мачеху любить». Затем он протестует против того, что он считает ужасным преступлением Федры. Он вытаскивает меч, чтобы убить Федру, но, поняв, что она этого хочет, бросает оружие и убегает в лес.

«Преступление должно быть прикрыто преступлением», — решает медсестра и вместе с Федрой замышляет обвинить Ипполита в кровосмесительном желании. Федра взывает к афинянам о помощи и обвиняет Ипполита в нападении на нее из похоти. Хор вмешивается, восхваляя красоту Ипполита, но отмечая, что красота подвержена капризам времени. Затем Хор осуждает злой план Федры. Именно тогда появляется Тесей, только что вернувшийся из подземного мира.

Линии 835–1280

Медсестра сообщает Тесею, что Федра решила умереть, и он спрашивает, почему, особенно теперь, когда ее муж вернулся. Няня объясняет, что Федра никому не расскажет о причине своего горя. Тесей входит во дворец и видит Федру, сжимающую меч, готовую зарезать себя. Он спрашивает ее, почему она в таком состоянии, но она отвечает лишь смутными намеками на совершенный ею «грех».

Тесей приказывает заковать кормилицу цепями и мучить, пока она не раскроет тайну своей госпожи. Вмешивается Федра, говоря мужу, что ее изнасиловали и что «разрушителем [ее] чести» является тот, кого Тесей меньше всего ожидал бы. Она указывает на меч, оставленный Ипполитом. Тесей в ярости призывает своего отца Нептуна уничтожить Ипполита. Хор спрашивает небеса, почему они не награждают невинных и не наказывают виновных и злых. Хор утверждает, что мировой порядок стал искаженным: «несчастная бедность преследует чистых, а прелюбодей, сильный во зле, царит безраздельно».

Прибывает посланник, чтобы сообщить Тесею, что Ипполит мертв. Из глубин океана перед конной колесницей Ипполита появился чудовищный бык. Ипполит потерял контроль над своими перепуганными лошадьми, и его конечности запутались в поводьях. Его тело тащили по лесу, а конечности были разорваны на части. Тесей плачет. Хотя он желал смерти своему сыну, услышав об этом, он впал в отчаяние. Хор провозглашает, что боги охотнее всего нацеливаются на смертных, обладающих богатством или властью, в то время как «обычный дом с низкой крышей никогда не чувствует мощных взрывов [Юпитера]».

Федра осуждает Тесея за его резкость и обращается к искалеченному трупу Ипполита с криком: «Куда сбежала твоя славная красота?» Она рассказывает, что ложно обвинила Ипполита в собственном преступлении, падает на меч и умирает. Тесей в отчаянии. Он приказывает похоронить Ипполита должным образом. Указывая на труп Федры, он заявляет: «Что касается ее, то пусть она будет похоронена глубоко в земле, и пусть тяжелая почва ляжет на ее нечестивую голову!»

Исходный материал

[ редактировать ]

История отношений Ипполита и Федры взята из одного из нескольких древнегреческих мифов, вращающихся вокруг архетипического афинского героя Тесея. Греческий драматург Еврипид написал две версии трагедии: утраченный «Ипполит под покровом» и дошедший до нас «Ипполит» (428 г. до н.э.). [3] Считается, что Ипполит Скрытый не был принят благосклонно на трагическом соревновании Дионисийского фестиваля , поскольку он изображал Федру наглой и нахальной в ответ на развратные действия ее мужа и показывал, как она делает прямое сексуальное предложение сыну мужа. Афиняне были склонны не одобрять изображения женщин, выражающих такие незаконные страсти. Некоторые полагают, что Еврипид написал «Ипполита» , чтобы исправить свою первую версию и представить Федру и Ипполита целомудренными. Сохранившиеся источники не однозначно подтверждают эти предположения, и были выдвинуты альтернативные теории. [4]

Хотя историки полагают, что на Федру сильно повлиял « Ипполит » Еврипида , в сюжете и тоне есть несколько различий. [5] Литературовед Альберт С. Жерар утверждает, что, в отличие от Федры Ипполита , Федра Сенеки — вдумчивый и умный персонаж, который признает неправильный и аморальный характер своих чувств к пасынку, но все же преследует его. [6] В версии пьесы Еврипида именно Кормилица сообщает Ипполиту о любви Федры к нему. По версии Сенеки, Федра лично передает свои желания пасынку. Жерар утверждает, что, передавая большую часть интриг, «циничных идей» и «прагматических советов» от Медсестры Федре, Сенека подразумевает, что Федра несет ответственность за свои действия, и она осознает, что ее поведение отклоняется от общепринятых принципов человеческой морали. . [6] В другом отходе от «Ипполита» Еврипида Федра вместо того, чтобы покончить жизнь самоубийством сразу после того, как Ипполит отверг ее ухаживания, полна раскаяния после того, как Ипполит был убит и зарезал себя. Жерар утверждает, что эти сюжетные различия показывают исторический сдвиг от приоритета греческой «культуры стыда» по сохранению своей репутации к приоритету римской «культуры вины» покаяния. [6]

Исторический контекст и прием

[ редактировать ]
Александр Кабанель — Федра

При жизни Сенека (4–5 г. до н. э. – 65 г. н. э.) прославился своими сочинениями по стоической философии и риторике и стал «одним из самых влиятельных людей в Риме», когда его ученик Нерон был назван императором в 54 г. н. э. [5] «Федра» — одна из ранних работ Сенеки, написанная, скорее всего, до 54 г. н.э. Считается, что [3] Историки в целом сходятся во мнении, что Сенека не намеревался ставить свои пьесы в публичных театрах Рима, а скорее читал их в частном порядке для собраний модной и образованной публики. Поскольку «Федра» не предназначалась для разыгрывания, историк Ф. Л. Лукас утверждает, что сочинения Сенеки «имеют тенденцию содержать все меньше и меньше действий, и все бремя ложится на язык». [7]

Структура и стиль сенеканских трагедий, таких как «Федра», на протяжении веков оказывали большое влияние на драму, особенно на трагедию во времена Шекспира . Технические приемы, такие как отступления и монологи , помимо сосредоточения внимания на сверхъестественном и разрушительной силе навязчивых эмоций, можно отнести к Сенеке. [5] Влияние Федры , в частности, можно увидеть в драмах Франции XVI и XVII веков, таких как «Ипполит» Расина Роберта Гарнье (1573) и «Федра» (1677). По словам историка Хелен Слейни, сенеканская трагедия «практически исчезла» в 18 веке, когда драма стала более упорядоченной и «чувствительность вытеснила ужас». [8] Сенеки Влияние «Федры» возродилось в 20 веке благодаря постановкам «Британской федры» Сары Кейн Тони Харрисона (1975), «Любви Федры» (1996). По словам Слейни, сегодня драмы Сенеки «остаются пробным камнем для творческих деятелей, стремящихся изобразить непредставимое». [8]

Темы и анализ

[ редактировать ]
Законы природы

Помимо своей работы драматурга, Сенека был философом-стоиком. Стоики считали, что разум и законы природы всегда должны управлять поведением человека. [9] Сделав сознательный выбор следовать своей греховной страсти к пасынку, Федра нарушает законы природы до такой степени, что, согласно стоическому мировоззрению Сенеки, только ее смерть может восстановить космический порядок. Точно так же Ипполит чувствует, что похоть Федры запятнала его, и он не желает жить в мире, который больше не управляется моральным законом. [10] Ипполит сам не представляет идеалы стоиков. Он отрицает обычные человеческие социальные связи и изолирует себя от общества, тем самым делая свое моральное существование нестабильным, особенно перед лицом противоестественных заигрываний мачехи. [10]

Образы животных и охота

В первой сцене «Федры» Ипполит со своими людьми готовится к охоте. По словам ученого Алина Мокану, Сенека предпочитает описывать свои приготовления словарным запасом, «который подходит как для охоты на животных, так и для эротической охоты». [11] Позже в пьесе Ипполит превращается из охотника в жертву, а Федра становится хищником, преследующим своего пасынка. И Федра, и ее кормилица описывают Ипполита, как если бы он был диким животным, называя его «молодым зверем» и «свирепым». [11] Федра, в свою очередь, называет себя охотницей: «Моя радость — преследовать испуганных зверей и мягкой рукой метать жесткие копья». [12] Центральное место охоты в сюжете, кроме того, подтверждается тем фактом, что Диана, богиня охоты, является единственным божеством, у которого есть алтарь на сцене, а алтарь настолько важен, что на него можно ссылаться четыре раза в ходе пьесы. пьеса. [11]

Мачехи и матери

В «Федре » Сенека обращается к широко распространенному римскому стереотипу аморальной и злой мачехи. Федра упоминается как мачеха четыре раза на протяжении пьесы, каждый раз в решающий момент действия. Это примечательно по сравнению с « Ипполитом » Еврипида , в котором слово «мачеха» никогда не используется для описания Федры. По словам ученого Мейрид Маколи, «римская одержимость как злыми, так и сексуально хищническими мачехами указывает на преобладающее убеждение в том, что роль мачехи по своей сути привела к женскому отсутствию контроля и деструктивным импульсам». [13] Важно, однако, отметить, что Сенека не представляет Федру просто карикатурой на злую мачеху, а рисует ее в более сочувственном свете, показывая ее внутренний конфликт и смятение. [13]

Федра считает, что ее неестественные чувства к Ипполиту можно отнести к проступкам ее собственной матери Пасифаи, которая спаривалась с быком и родила Минотавра. Федра говорит: «Я узнаю смертельные лекарства моей несчастной матери; ее и моя любовь умеют грешить в лесной чаще». [12] Медсестра, однако, отмечает, что преступление Федры было бы еще хуже, потому что Федра обладает самосознанием, а не жертвой судьбы. [13] Кормилица говорит: «Зачем обрушивать новый позор на свой дом и на свою мать? Нечестивый грех хуже чудовищной страсти; ибо чудовищную любовь ты можешь приписать судьбе, а преступление — характеру». [12] В конце концов, Федру постигла судьба, аналогичная судьбе ее матери, поскольку ее неестественная похоть привела к созданию чудовищного быка, который расчленил Ипполита. [13]

Производство

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Кер, Джеймс; Уинстон, Джессика, ред. (2012). Елизаветинский Сенека: Три трагедии . Ассоциация современных гуманитарных исследований. п. 279. ИСБН  9780947623982 .
  2. ^ Бенедетти, Стефано (2004). «Ингирами, Томмазо, известный как Федра». Биографический словарь итальянцев (на итальянском языке). Том 62 . Проверено 6 ноября 2019 г. - через Треккани.
  3. ^ Jump up to: а б Коффи и Майер, стр. 5–6.
  4. ^ Ройсман, Ханна М. (1999). «Скрытый Ипполит и Федра». Гермес . 127 (4): 397–409. JSTOR   4477328 .
  5. ^ Jump up to: а б с Брокетт, с. 43
  6. ^ Jump up to: а б с Жерар, стр. 25–35.
  7. ^ Лукас, с. 57
  8. ^ Jump up to: а б Слейни, Хелен. «Рецепция сенеканской трагедии» . Архив спектаклей греческой и римской драмы . Проверено 9 ноября 2013 г.
  9. ^ Розенмейер, Томас Г. (1989). Сенеканская драма и стоическая космология . Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 65 . ISBN  9780520064454 .
  10. ^ Jump up to: а б Генри, Д. и Э. (1985). Маска власти, трагедии Сенеки и императорский Рим . Чикаго, Иллинойс: Издательство Bolchazy-Carducci. стр. 75–79. ISBN  0865161194 .
  11. ^ Jump up to: а б с Мокану, Алин (2012). «Охота в Федре Сенеки». Прошедшее несовершенное . 18 : 28–39.
  12. ^ Jump up to: а б с Сенека, Луций Анней «Федра » Проверено 21 ноября 2013 г.
  13. ^ Jump up to: а б с д МакОул, Майреад (2012). «Призраки Медеи». Гелиос . 39 (1): 37–42. дои : 10.1353/hel.2012.0001 . S2CID   170777304 .
  14. ^ «Федра (1474 г.)» . Архив спектаклей греческой и римской драмы . Проверено 6 ноября 2019 г.
  15. ^ Битенхольц, Питер Г.; Дойчер, Томас Брайан, ред. (2003). Современники Эразма: Биографический реестр эпохи Возрождения и Реформации . Том. 2. Издательство Университета Торонто. п. 224 и далее. ISBN  9780802085771 . Проверено 6 ноября 2019 г.
  16. ^ Роуленд, Ингрид (2019). «Томмасо 'Федра' Ингирами». В Сильвере, Натаниэль (ред.). Рафаэль и папский библиотекарь . Бостон: Музей Изабеллы Стюарт Гарднер. стр. 30, 43–46, 51.
  17. ^ «Ипполит (1485)» . Архив спектаклей греческой и римской драмы . Проверено 6 ноября 2019 г.
  18. ^ «Федра (1509)» . Архив спектаклей греческой и римской драмы . Проверено 6 ноября 2019 г.
  19. ^ «Федра (1973)» . Архив спектаклей греческой и римской драмы . Проверено 6 ноября 2019 г.
  20. ^ «Федра (1992)» . Архив спектаклей греческой и римской драмы . Проверено 6 ноября 2019 г.
  21. ^ «Федра (1995–1996)» . Архив спектаклей греческой и римской драмы . Проверено 6 ноября 2019 г.
  22. ^ «Федра (1997)» . Архив спектаклей греческой и римской драмы . Проверено 6 ноября 2019 г.
  23. ^ «Гетти» . Проверено 21 ноября 2013 г.

Текстовые издания

[ редактировать ]
  • Отто Цвирляйн (редактор), Seneca Tragoedia (Оксфорд: Clarendon Press: Oxford Classical Texts: 1986)
  • Трагедии Джона Г. Фитча , Том I: Геркулес. Троянские женщины. Финикийские женщины. Медея. Федра (Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета: Классическая библиотека Леба: 2002)
  • Брокетт, Оскар Г.; Хильди, Франклин Дж. (2003). История театра (Фонд. ред.). Бостон: Аллин и Бэкон. ISBN  0-205-47360-1 .
  • Дюпон, Ф. (1995). Монстры Сенеки . Париж: Белин.
  • Жерар, Альберт С. (1993). Синдром Федры: о стыде и вине в драме . Атланта, Джорджия: Родопи.
  • Гримал, П. (1965). Федра . Париж: Эразм.
  • Гримал, П. (1963). «Оригинальность Сенеки в трагедии Федра». Журнал латинских исследований . XLI : 297–314.
  • Лукас, Флорида (1922). Сенека и елизаветинская трагедия . Лондон: Кембридж в University Press.
  • Рунчина, Г. (1960). Драматический и риторический прием в трагедиях Сенеки . Кальяри. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Сенека, Луций Анней (1990). Майкл Коффи и Роланд Майер (ред.). Федра . Кембридж, Великобритания: Кембриджская греческая и латинская классика.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Блох, Дэвид. 2007. «В защиту Федры Сенеки». Classica et Mediaevalia 58:237–257.
  • Дамшен, Грегор и Андреас Хейл, ред. 2014. Спутник Брилла Сенеки, философ и драматург. Лейден, Нидерланды и Бостон: Brill.
  • Дэвис, П.Дж. 1984. «Первый хор Федры Сенеки». Латомус 43:396–401.
  • Додсон-Робинсон, Эрик, изд. 2016. Спутник Брилла по восприятию сенеканской трагедии: научные, театральные и литературные приемы. Лейден, Нидерланды и Бостон: Brill.
  • Франгулидис, Ставрос. 2009. «Медсестра как сюжетница в «Федре» Сенеки». Журнал филологии и классического образования 137: 402–423.
  • Хайн, Гарри М. 2004. «Стоическая интерпретация сенеканской трагедии». В «Сенеке-трагедии»: восемь презентаций с последующими дискуссиями. Вандёвр, Женева, 1–5 сентября 2003 г. Под редакцией В.-Л. Либерманн и др., 173–209. Женева, Швейцария: Фонд Хардта.
  • Литтлвуд, Седрик А.Дж. 2004. Саморепрезентация и иллюзия в сенеканской трагедии. Оксфорд: Кларендон
  • Майер, Роланд. 2002. Сенека: Федра. Лондон: Дакворт.
  • Ройсман, Ханна М. 2005. «Женщины в сенеканской трагедии». Схолия 14:72–88.
  • Сигал, Чарльз. 1986. Язык и желание в «Федре» Сенеки. Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Нажимать.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c8cfb8f642bc215399aedafda87c41d3__1704117960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c8/d3/c8cfb8f642bc215399aedafda87c41d3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Phaedra (Seneca) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)